Краткие биографические сведения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Краткие биографические сведения

2020-05-10 245
Краткие биографические сведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Загир Гарипович Исмагилов - башкирский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1982), РСФСР (1968), БАССР (1963). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Член Союза композиторов (СК) СССР с 1942 года. Лауреат Госу­дарственной премии РСФСР им. Глинки (1967 г.) и премии им. С. Юлаева. Награж­ден орденами Ленина (1971 г.), Трудового Красного Знаме­ни (1967 г.), Дружбы народов (1977 г.), "Знак Почета" (1949 г.), медалями.

Загир Гарипович Исмагилов родился 8 января 1917 года в селе Верхне-Серменево Верхнеуральского уезда Оренбург­ской губернии (ныне Белорецкого района Республики Башкортостан); отец - Исмагилов Гарип Исмагилович - работал лесорубом, мать - Исмагилова Балхиза Валиевна - была домохозяйкой и воспитывала де­тей. В семье Исмагаловых было три сына и дочь: кроме Загира, были старшие дети – братья Хасан и Кагир, и сестра Хадиса.

У Загира Исмагилова, ровесника Октября, поистине счастливая судьба. Только благодаря завоеваниям Советской власти сын бедного лесоруба смог стать ведущим композитором, яркое творчество которого является образцом национальной самобытности, безупречного вкуса и высокого мастерства.

После успешного окончания сельской школы Загир Исмагилов, следуя семейной традиции, пошел по стопам отца-лесоруба.

В 1929 - 1932 годах – З. Г. Исмагилов обучался в Инзерскиом лесохимическом техникуме и, досрочно окончив учебу, начал работать таксатором в леспромхозе Белорецкого района.

В 1934 - 1935 годах – он работал заведующим лесхозом Белорецкого леспромхоза Башкирской АССР.

Случайная встре­ча с популярным башкирским артистом и кураистом Гиниятом Ушановым, и земляком Загира, артистом Башкирского драмтеатра, Арсланом Мубаряковым, гастролировавшими летом 1934 года в Белорецке с Башкирским академическим театром драмы, перевернула всю жизнь З. Исмагилова: восхищенные игрой Загира на курае, они пригласили молодого человека приехать в г. Уфу.

В 1935–37 годах - З. Г. Исмагилов в г. Уфе занимался в Студии при Башкирском академическом театре драмы и работал в Башкирском драмтеатре кураистом.

В 1937 – 41 годах и в 1944 – 48 годах  - он студент башкирской Студии при Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В 1941 - 44 годах - ответственный секретарь Союза Композиторов БАССР.

В 1954 году З. Г. Исмагилов окончил Московскую консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции (преподаватели В. Г. Фере и Александров А. Н., ранее занимался у В. Белого).

В 1954–78 - годах председатель правления Союза Композиторов БАССР.

С 1968 по 1988 годы - организатор и 1-й ректор Уфимского института искусств. Профессор (1977 г.).

Умер З. Г. Исмагилов 30.05. 2003 г. в  г. Уфе.

Разносторонняя творческая и общественная деятельность З. Исмагилова была трудом во славу своей Родины и творческим подвигом во имя высоких идеалов многонационального народа Башкортостана. Необычайно яркий и многогранный талант Загира Гариповича Исмагилова проявился в разных областях: выдающийся композитор, великолепный кураист, исполнитель и собиратель старинных башкирских песен, талантливый педагог, видный общественный деятель, основатель и первый ректор Уфимского государственного института искусств, создатель средней специальной музыкальной школы-лицея для одаренных детей.

В любимое детище – Уфимский государственный институт искусств - Загир Гарипович вложил свою душу, отдал много сил и энергии. Благодаря его трудам, УГИИ стал одним из ведущих Высших учебных заведений культуры и искусства Российской Федерации. Дальновидность и прозорливость опытного музыканта, видевшего в перспективе развитие всего башкирского музыкального искусства, проявились в его отеческой заботе о подготовке профессиональных кадров башкирских музыкантов – исполнителей, вокалистов, музыковедов. С 1968 года профессор Загир Исмагилов вел класс композиции, где обучались многие известные композиторы Башкортостана, Татарстана, Чувашии, Якутии-Саха. Среди них Роберт Газизов, Абрар Габдрахманов, Рафаил Касимов, Айрат Кубагушев, Рим Хасанов, Hyp Даутов, Луиза Хайретдинова, Владимир Ксенофонтов и Николай Сазонов. На занятиях у Загира Гариповича они получили не только глубокие профессиональные знания, но и уроки высокой гражданственности и нравственности. Многие его ученики стали членами Союза композиторов, имеют почетные звания и вносят существенный вклад в музыкальное искусство Башкортостана и России.

Всем своим творчеством З. Исмагилов способствовал развитию, расцвету и утверждению авторитета башкирской музыки, как в СССР, так и в зарубежных странах. Как общественный деятель З. Г. Исмагилов представлял свой народ на государственных конгрессах, был депутатом Верховного Совета Башкирии, Секретарем Союза композиторов РСФСР, председателем Союза композиторов БАССР. За внесенный вклад в развитие музыкального искусства З. Исмагилов был удостоен высоких званий - Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), Народный артист СССР (1983), лауреат Государственной премии имени Глинки, кавалер Ордена имени Салавата Юлаева (2000).

Среди башкирских композиторов Загир Гарипович Исмагилов занимает одно важнейшее место: он принадлежит к старшему поколению башкирских музыкантов, творчество которых начиналось в далекие 30-е годы XX столетия. Вместе с композиторами X. Ахметовым, Ш. Ибрагимовым, Т. Каримовым, Р. Муртазиным, Н. Сабитовым и другими З. Исмагилов стоял у истоков башкирской профессиональной музыки, с становлением и развитием которой неразрывно связан его жизненный и творческий путь.

Уже в первое десятилетие творческой работы у композитора Загира Исмагилова проявляется интерес к богатейшему музыкальному фольклору родного края. Его обработки башкирских народных песен «Кутузов», «Салимакай», «Таштутай», «Хисам» и многих других сыграли важную роль в увековечении и пропаганде жемчужин народного песенного творчества Башкортостана.

Важная особенность музыкального наследия З. Исмагилова – это тесная связь его произведений с эстетическими принципами башкирского национального народного музыкально–поэтического искусства. Неразрывно связанная с народно-песенными истоками, музыка З. Исмагилова покоряет слушателей красотой и пластичностью мелодической линии, ритмической остротой и ладовым своеобразием. Создав свой самобытный музыкальный язык, композитор Загир Исмагилов не только затронул в своих сочинениях многие важные для каждого человека темы, но и расширил круг образов башкирской музыки. Характерная черта его стиля - живой отклик на идейно-эстетические запросы эпохи.

Творчество З. Исмагилова представлено произведениями различных жанров – это песни, романсы, оперы, музыка к драматическим спектаклям, музыкальные комедии, кантаты, сочинения для симфонического оркестра, инструментальные произведения, обработки народных песен, хоровая музыка, музыка к хореографическим постановкам Государственного Ансамбля народного танца «Башкирия».

Но главным и любимым жанром Загира Исмагилова была опера, в развитии которой в Башкортостане композитор по праву занимает ведущее место. Причины его глубокого и неизменного интереса к опере – ее емкость и многогранность: «Опера - это философия. В опере выражены общезначимые, монументальные философские идеи. Меня привлекает опера и разнообразием форм: симфонические эпизоды, хоры, арии, ансамбли, речитативы. Они позволяют писать о судьбе Родины, народа, раскрыть душу человека, его мысли, психологические состояния.», - говорил З. Г. Исмагилов. /71;139/

В своих оперных сочинениях З. Исмагилов стремился показать важные этапы родной истории и картины жизни родного народа. При этом воплощение в опере коллективного образа народных масс сочеталось у Загира Гариповича с пристальным вниманием к внутреннему миру отдельной человеческой личности. Его перу принадлежат оперы: историко–патриотическая «Салават Юлаев» (1954-55)1*, лирико-психологическая «Шаура» (1963)2*, лирическая драма «Волны Агидели» (1967-72)3*, историческая героико-эпическая «Послы Урала» (1981)4*, историческая «Акмулла» (1985)5*, историческая «Кахым-туря» (1995-99)6*, а также музыкальные комедии «Кодаса» (1959)7* и «Алмакай» (1990)8*. Каждая его опера - это открытие в области музыкальной драматургии и музыкального языка. Загир Исмагилов стал основоположником и жанра классической башкирской музыкальной комедии. Его музыкальная комедия «Кодаса» («Свояченица») (1959), написанная на либретто Б. Бикбая, стала образцом, приближающимся к комической опере.

В операх З. Исмагилова отчетливо ощущаются прочные связи как с русской и европейской оперными школами, так и с национальными традициями башкирского музыкального театра и башкирским народным музыкально-поэтическим творчеством.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.