Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883) — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883)

2020-05-10 364
Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883)

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы — И. С. Тургенева. Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И. С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдете героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

Почти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? — воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856-57 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70-х гг.

Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам-демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.

 

1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. I-II) и ответить на вопросы:

— Почему точно указано начало действия?

— Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).

— Встреча отца с сыном (гл. 2).

— Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).

— Положение крестьян (гл. 3).

— Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

— С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

— Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».

Первая линия спора.

Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 — зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

(Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу — старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы — основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие — ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм — бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

— Каков итог этого спора?

(Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, — тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

Вторая линия спора.

Вторая линия спора — о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» — спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

— Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

(Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

— Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

(Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

— Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

(Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

— Есть ли в романе единомышленники Базарова?

(Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

— Что мы знаем об этих героях?

(Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», — так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» — гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», — проговорил он. (Маколей — английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

— В чем разница отношения автора к Базарову и Кукшиной с Ситниковым?

(Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина — карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина — подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

Четвертая линия спора.

Четвертое направление в споре — расхождения во взглядах на искусство и природу.

Задание.

Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

(И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

— Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

(Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

— Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

(Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

— Как же смотрит Базаров на природу?

(Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

— Как решается эта линия спора?

(В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

Задание.

Зачитайте сцену третьей встречи героев.

— Почему Одинцова все-таки поцеловала умирающего Базарова, хотя и испугалась за себя? Неужели это было только прощание или жест жалости? Но и не любовь...

(Базаров сам просит ее об этом поцелуе. Базаров, который по-прежнему так же сильно любит ее, требует ее присутствия, чтобы даже в последние минуты своей жизни доказать и себе, и ей, что ничто не сможет его сломить, что он верен себе даже сейчас... И если бы она его не поцеловала, он доказал бы, что все-таки сильнее ее. Но Одинцова поцеловала его и не позволила еще раз восторжествовать над собой, как тогда когда она краснела и бледнела так как понимала, что это ее последний шанс утвердить свое душевное равновесие, нарушенное им. Если же говорить о Базарове, то и он, в свою очередь, не оставляет Одинцовой шансов на успех: Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет... Он умер в темноте, и никто не увидел его слабым — в предсмертной агонии...)

Такова «дуэль» героев романа на равных до последней минуты. Кто же сильнее? Базаров «споткнулся» на Одинцовой, но и она без вторжения Базарова в ее тихую жизнь обречена на пассивность. Сила людей, подобных ей, будет «дремать» до появления новых Базаровых.

— Как же прошел Базаров испытание любовью?

— Можно ли предположить, что будь бы Базаров жив, остались незыблемыми его принципы по отношению к природе, искусству?

 

Базаров и его родители

— Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?

(Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал ее. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, слезы и т. д. Итак, мы видим к сыну, чувствуем это благодаря мастерству Тургенева, силе его слова: лаконичными, предельно выразительными деталями внешнего поведения героев он показывает их душевное состояние. Возьмите хотя бы деталь о чубуке, прыгавшем между пальцами дрожавших рук отца.)

Попробуем теперь разобраться в том, что же собой представляют эти люди. Начнем с Василия Ивановича.

— Что можно сказать о нем на основании его разговора с приехавшими?

(а) Василий Иванович — человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания, читает медицинские журналы, но и «Друг Здравия» у него за 1855 г., то есть очень давний, поскольку действие происходит в 1859 году, да и то он не очень читается, все на столе покрыта пылью. Он толкует об ученых и науках, которые Базаров отвергает, над которыми смеется, а он это делает, чтобы доказать свою образованность;

б) Василий Иванович настроен прогрессивно, он переводит своих мужиков на оброк, хотя ему это не выгодно. Душ у него мало, всего 22;

в) Василий Иванович — гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле;

г) Василий Иванович любит говорить, что обличает Базаров: «Много уж очень болтает». Он почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор;

д) Василий Иванович пытается доказать свою образованность, вставляет в свою речь слова на французском и латинском языках.)

Когда Павел Петрович Кирсанов говорит по-французски, хотя бы одно слово, Тургенев пишет его по-французски, а тут, когда говорит Василий Иванович французские слова, они написаны русскими буквами. Почему автор так поступает?

(Василий Иванович, вероятно, плохо говорит по-французски, иначе не появилось бы у Тургенева, у которого нет случайных слов, этого русско-французского речения).

— Какие еще интересные особенности речи Василия Ивановича вы отметили?

(Как врач, использует иногда латинские термины; вместо «умер» говорит «отправился к праотцам», вместо «баня» — «флигелек», вместо «дом» — «бивуак», вместо «акации» — «деревья, любимые Горацием»; Аркадия называет — «любимый мой посетитель», то есть звучит романтическая возвышенность.)

— В чем отличия речи отца и сына?

(Василий Иванович стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, напыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына.)

— Что за человек, отец Базарова?

(Это действительно очень добрый, славный человек. Василий Иванович человек труда: сад он обрабатывает собственноручно. Врачебной практикой занимается бескорыстно. В прошлом он был храбрым человеком, за работу в Бессарабии во время чумной эпидемии был награжден орденом.)

— Каково отношение Василия Ивановича к науке, к современности? Удается ли ему сблизиться в чем-нибудь с сыном?

(В области науки он стремится не отстать от века. Легче всего, казалось бы, ему установить контакт с сыном в области медицины. Оба они врачи. Но все то, о чем говорит Василий Иванович, далеко от современной Базарову науки. Он гордится, например, тем, что понимает во френологии, а это ложная наука и в то время была бесконечно устаревшей. Знание наук у Василия Ивановича сочетается с религиозностью. Он искренне набожен и даже приглашает священника отслужить молебен в честь приезда сына. Хотя и ссылается на то, что кажется прогрессивным по сравнению с деятельностью других, например, отдача земли «исполу» (за пользование землей крестьяне должны отдать половину урожая), есть нечто иное, как половинчатая мера. Добрый Василий Иванович может высечь мужика за то, что он вор. А Базаров стремился не к половинчатым мерам, а к коренным революционным изменениям. Василий Иванович далек от отрицания «всего». Это его ужасает не менее чем Павла Петровича.

Таким образом, при всей гуманности, Василий Иванович стремится к прогрессу, и положительные личные качества показывают, что это тоже человек «отставной», как говорил Базаров о Николае Петровиче. Но Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и некоторой иронией.)

— Как вы думаете, могла ли быть ближе к сыну Арина Власьевна. (Конец гл. 20).

(Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась; знала, что есть «господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить». Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голоса; больше всего на свете любит сына.

Арина Власьевна — человек иного образа жизни, чем ее сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.)

— Какую роль играли родители в воспитании сына? Анализируем разговор Аркадия с Василием Ивановичем (гл. 21).

(Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за 3 года к родителям приехал один раз.)

— Как же Евгений Базаров относится к своим родителям? Анализируем разговор Базарова с Аркадием о родителях и об отъезде (гл. 20).

(Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий!» — а это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Эге-ге! Как он, однако, поседел, бедняга». Доброта отца находит в нем должную оценку. Даже видя ограничения способностей матери, он соглашается с тем, что она прекрасная женщина: «Да, она у меня без хитрости». Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взгляд и целей жизни (зачитать); такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами в жизни, его задача — переделать основы жизни: «исправить общество и болезней не будет». А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка «ругать их» по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы.)

— Можем ли мы говорить о бесчувственности Базарова?

(Нет. В день отъезда он не хочет огорчать родителей. Так складывается трагический конфликт с любимыми и любящими. Этот конфликт, в который попадает Базаров дома, говорит еще об одном — об этом писал Тургенев в письме: «Все истинные отрицатели... происходили от сравнительно добрых родителей. И этом заключается важный смысл: это отнимает у деятелей, у отрицателей всю тень личного негодования, личной раздражительности. Они идут по своей дороге и потому только, что более чутки требованиям народной жизни». Велика цель, к которой идет Базаров, трудна дорога, горька и терниста его жизнь.»)

— Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает ли он Базарова? (ответ в статье Писарева «Базаров»).

(«... Взглянув на Базарова со стороны, взглянув так, как может смотреть только человек «отставной», не причастный к современному движению идей, рассмотрев его тем холодным, испытывающим взглядом, который дается только долгим опытом жизни, Тургенев оправдал Базарова и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким. Против этого типа Тургенев не нашел ни одного существенного обвинения. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал перевес его над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения»).

Базаров — нигилист

Нигилизм — это...

— (от лат, nihil — «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков)

— Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

— Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист — это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

— Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь...», — т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

— С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

— Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви... с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях... придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички... все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах... Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

— Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» — героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями — демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)

Базаров — умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме... но где нет главного — «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

— Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели —отрицания старого жизнеустройства — и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них — способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

— Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек — загадка».)

— В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет...»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

— Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

— Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» — раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)

Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова — «горькая, терпкая, бобылья жизнь» — это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883)

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы — И. С. Тургенева. Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И. С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришел в литературу с новыми темами, с новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

Да, его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. У многих писателей вы найдете героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью и требовательностью к себе и другим.

Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Мы ценим Тургенева как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

Почти половину жизни Тургенев провел за границей, переезжая с одного места на другое. Он знал отлично среднюю полосу России. В романе «Рудин» Тургенев пишет: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится».

В повести «Ася» видим взрыв безграничной тоски по родине: «Помнится, я шел домой, ни о чем не размышляя, но со странной тяжестью на сердце, как вдруг меня поразил сильный, знакомый, в Германии русский запах. Я остановился и увидел возле дороги небольшую грядку конопли. Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле. Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне между чужими? — воскликнул я. И мертвенная тяжесть, которую я ощущал на сердце, разрешилась внезапно в горькое и жгучее волнение». Это голос самого Тургенева, так как этот эпизод из его жизни, когда в 1856-57 гг. летом он находился на лечении в курортном немецком городке Зиннциг и где по вечерам он любил бродить по городу, по окрестностям.

Велика заслуга писателя в создании и разработке русского реалистического романа. Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенев много сделал для развития этого жанра. В его романах нашли художественное отражение резкие столкновения общественных тенденций в России 60-70-х гг.

Для правильного понимания творчества Тургенева важно представлять себе сложность жизни и деятельности писателя, противоречия в его отношении к «Современнику», революционерам-демократам, его надежды на постепенное, мирное решение политических проблем, и неприятие крепостного права.

 

1. Читать роман «Отцы и дети» (гл. I-II) и ответить на вопросы:

— Почему точно указано начало действия?

— Рассказать о прошлом Н. П. Кирсанова (гл. 1, 3-5).

— Встреча отца с сыном (гл. 2).

— Хозяйство Н. П. Кирсанова (гл. 3).

— Положение крестьян (гл. 3).

— Почему биографические сведения Базарова даны скупо, без подробностей?

— С какой целью Аркадий рассказывает Базарову историю жизни дяди? Как этот рассказ характеризует самого Аркадия?

— Павел Петрович с первых минут знакомства испытывает к Базарову антипатию, которая выливается в спор (гл. 6). Чем можно объяснить это отношение?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.