Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии.

2020-05-10 159
Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии.

Правовое регулирование – целенаправленная деят-ть гос-ных и негос-ных органов и должностных лиц на общественные отношения с целью обеспечения соц. необходимого, допустимого или желательного поведения.

Предмет правового регулирования – наиболее важные с точки зрения гос-ва и подконтрольные ему неоднократно повторяющиеся волевые действия людей. Это те общественные отношения, которые право регулирует. Предметом являются только волевые отношения, к. контролируются сознанием человека. Эти отношения поддаются внешнему контролю. Регулируется только поведение, к. влечет последствия, характ. для большого числа людей.

Стадии:  

Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадияреализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

 

Принципы права, их классификация и роль в правовом регулировании.

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

РОЛЬ: Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

По сфере действия:

1. Принципы права выражают сущность права в целом (общеправовые принципы);

2. Отраслевые принципы;

3. Межотраслевые принципы;

4. Принципы правовых институтов.

Общеправовые принципы характеризуют всю правовую систему. Они, как правило, зафиксированы в законе (Конституция) и, как исключение, общеправовые принципы могут быть не выражены, но выводятся из правовых норм (принцип взаимосвязи прав и обязанностей).

Общеправовые принципы.

1.Принцип законности – требование ко всем субъектам строгого соблюдения правовых норм. Это основа правопорядка в обществе.

2.Принцип демократизма – в праве получить выражение общенародной воли. Это подкрепляется тем, что: а) некоторые законы принимаются на референдуме; б) подавляющее большинство законов принимаются избранниками народа; в) все подзаконные нормативные акты соответствуют законам, а значит, соответствуют воле народа.

3.Принцип уважения прав человека:

  • права человека фиксируются в Конституции;
  • в текущем законодательстве должны быть предусмотрены условия реализации прав человека.
  • человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

4.Принцип справедливости:

  • нормы закона, других нормативных актов должны учитывать интересы общества, государства и быть справедливыми. Нормы должны быть сбалансированы, не ущемлять права человека, государственного статуса.
  • индивидуально правовые акты государственных органов должны быть справедливыми.

5. Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. Каждый человек или ЮЛ должны иметь право на правосудие, беспристрастный суд.

6.Принцип ответственности за вину означает, что человек не может быть привлечен к ответственности, если не установлена его вина.

7. Принцип равноправия - закрепляет равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.

Отраслевые принципы. Характеризует отдельную отрасль права, действуют в ее пределах. В гражданском праве действует принцип диспозитивности, означает равенство отношений между участниками процесса, их волеизъявления.

Межотраслевые принципы. Действуют в пределах группы отраслей. Группа процессуальных отраслей: уголовная, гражданская, арбитражная и т.д. Принцип состязательности сторон.

Право и закон.

С точки зрения нормативизма (юридического позитивизма) рассмотрение соотношения права и закона осуществляется в рамках двух подходов. В рамках первого (условно назовем его широким) понятие закон рассматривается в расширительном смысле и является обобщающим понятием, используемым для характеристики любого правового акта, исходящего от государства (равенство всех перед законом, законопослушание граждан, обязанность судей в своей деятельности руководствоваться только законом и т. п.).

В рамках второго (узкого) подхода закон рассматривается как форма правовых актов, обладающих наибольшей юридической силой и являющихся легитимационной основой для правовых актов производного (принимаемого на основании и во исполнение закона) характера. В данном случае различаются законы и подзаконные акты. Кроме того, в условиях демократического правового государства широкое использование общедозволительного типа правового регулирования, в основу которого положен принцип «разрешено все, что не запрещено законом», предполагает, что круг субъективных возможностей шире, нежели перечень прав, получивших свое законодательное закрепление. К примеру, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ гласит: «…перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

В рамках естественно-правового подхода понятия право и закон различаются как естественное и позитивное право. Естественное право включает комплекс прав и обязанностей, возникающих у человека с момента рождения и реализуемых им независимо от того, гражданином какого государства он является. К примеру, ч. 2 Конституции РФ гласит: «…основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Позитивное право, оформляемое посредством законов, принимаемых от имени государства и обеспечиваемых системой государственных гарантий и санкций, не должно противоречить принципам естественного права и направлено на его обеспечение и защиту от разного рода посягательств. К примеру, ст. 18 Конституции гласит: «…права и свободы человека… являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов… и обеспечиваются правосудием». При этом ч. 2 ст. 55 Конституции устанавливает, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Соответственно, в том случае, если государственные законы вступают в противоречие с естественным правом, они утрачивают правовой характер, что в свою очередь оправдывает неповиновение властным предписаниям, закрепленным в этих законах.

В рамках социологического подхода понятия право и закон рассматриваются с точки зрения соотношения «писаного» (документально оформленного) права и права «реального» (в форме правоотношений, возникающих в соответствии с «писаными» законами, однако в достаточной степени сильно отличающимися от них по содержанию). При подобном подходе закон – это пустой сосуд, который жизнь наполняет реальным фактическим содержанием.

 

 


5.

Субъекты правотворчества:

1) госорганы, которые имеют право принимать НПА (это высший представительный орган РФ – Федеральном Собрание и представительные органы субъектов РФ, ОМСУ, к числу правотворческих органов также относятся Президент, Правительство. Федеральные министерства и ведомства и соответствующие органы субъектов и их главы);

2) должностные лица, которые имеют соответствующие полномочия (в случае принятия НА путем референдума субъектом признается народ), в предусмотренных законом случаях в качестве субъектов могут выступать общественные объединения, которые вправе принимать НА в пределах своей компетенции

По функциям права

1. Регулятивные – правоотношения, возникающие из правомерных действий и событий в целях обеспечения нормальной организации общественной жизни (вытекающие из договоров купли-продажи)

2. Охранительные - правоотношения, возникающие вследствие правонарушения как реакция общества, государства, граждан (приговор суда)

По объему гражданских прав

1. Имущественные - правоотношения, возникающие по поводу определенных материальных благ (возмещение причиненных убытков, неустойка и др.).

2. Правоотношения, связанные либо с нахождением имущества у конкретного лица (право собственности), либо с переходом имущества от одного лица к другому лицу (по договору, в порядке наследования и т.п.).

3. Личные неимущественные – правоотношения, возникающие по поводу нематериальных благ (обязанность опровергнуть распространенные сведения, признание лица автором и др.)

Акты применения права: его особенности, виды и структура. Требования, предъявляемые к актам применения.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами.

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Акты применения права и могут быть классифицированы по различным основаниям

1. По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местного-самоуправления.

2. По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично.

3. По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

4. По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т.д.).

5. По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболее простых случаях — устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

1) Требование обоснованности:

а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

2) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3) Требование целесообразности. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

 

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).


 

С объективной стороны:

  • активные действия
  • бездействия (это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

4.в зависимости от юридических последствий: юридические акты, юридические поступки и действия, создающие объективированный результат.

Юр. Акты (правомерные действия, непосредственно направленные на достижение юридических результатов)

Юр. Поступок (поступки, которые вызывают юридические последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение; правомерные действия, не направленные на достижение цели).

Результативные действия (действия, с которыми нормы права связывают правовые последствия в силу достижения известного практического результата деятельности, выраженного в объективной форме (деятельность автора, изобретателя).


 

Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии.

Правовое регулирование – целенаправленная деят-ть гос-ных и негос-ных органов и должностных лиц на общественные отношения с целью обеспечения соц. необходимого, допустимого или желательного поведения.

Предмет правового регулирования – наиболее важные с точки зрения гос-ва и подконтрольные ему неоднократно повторяющиеся волевые действия людей. Это те общественные отношения, которые право регулирует. Предметом являются только волевые отношения, к. контролируются сознанием человека. Эти отношения поддаются внешнему контролю. Регулируется только поведение, к. влечет последствия, характ. для большого числа людей.

Стадии:  

Первая стадия – формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования. С.С. Алексеев придает наибольшее значение в нормативной основе таким юридическим средствам, как позитивные обязывания, дозволения и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия – применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения. Правоприменительный акт служит тем юридическим фактом, без которого не может быть правоотношения. Например, право гражданина на высшее образование неосуществимо без вынесения соответствующего правоприменительного акта – приказа ректора о зачислении данного лица в вуз.

Третья стадияреализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.