Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-05-10 | 152 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Программа
дополнительного образования
«Шахматы»
Возраст детей: 10 -13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Виноградов Виктор Фёдорович
учитель технологии, и изобразительного искусства
Тарко-Сале
2018
Пояснительная записка.
"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.
Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.
Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 20 сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Содержание учебного материала.
Тактика. Нападение
Тема №4.11: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: Нападение на фигуру созданием удара: простое нападение, вскрытое нападение, нападение развязыванием. Баланс ударов.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Тактику простого, вскрытого нападения и нападения развязыванием.
Будут уметь: Осуществлять комбинационные нападения на фигуры противника.
Тема №4.12: Устранение защищающего удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: «Уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Устранять защищающие удары противника.
Тема №4.13: Нападение одной фигурой на несколько фигур (2ч.)
Основные вопросы: Вилки ферзём, конём, слоном.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять вилки ферзём, слоном, конём.
Тема №4.14: Сквозное нападение на фигуры (2ч.)
Основные вопросы: Сквозное воздействие дальнобойной фигуры: сквозной шах, сквозное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о сквозных воздействиях и нападениях.
Будут уметь: Осуществлять сквозное нападение.
Тема №4.15: Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Нападение двух фигур на одну или несколько фигур защищающейся стороны – двойное нападение.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять двойное нападение.
Тема №4.16: Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур (2ч.)
Основные вопросы: Один ход, как несколько приёмов нападения.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Планировать шахматные комбинации для осуществления одного хода, как несколько приёмов нападения.
Раздел 5. Защита
Тема №5.17: Создание удара, направленного на фигуру (2ч.)
Основные вопросы: Защита фигуры созданием удара: простая защита, вскрытая защита, защита развязыванием.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о защите фигуры, созданием удара.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур созданием удара.
Тема №5.18: Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру (2ч.).
Основные вопросы: Защита фигуры избавлением от нападающего удара: «уничтожение фигуры», «перекрытие линии удара», «связывание фигуры», «отход фигуры».
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять защиту фигур избавлением от нападающего удара.
Тема №5.19: Защита от нападения на несколько фигур (4ч.).
Основные вопросы: Приёмы защиты от нападения на несколько фигур: отходом, связыванием, прикрытием, созданием шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять защиту от нападения на несколько фигур.
Раздел 7. Эндшпиль
Тема №7.23: Мат одинокому королю ладьёй и королём (2ч.)
Основные вопросы: Ближайшая оппозиция, способ оттеснения короля созданием шаха.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о ближайшей оппозиции.
Будут уметь: Ставить мат одинокому королю ладьёй и королём.
Тема №7.24: Правило квадрата (2ч.)
Основные вопросы: Проходная пешка, Король и пешка против короля. Пешечный прорыв.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о проходной пешке и пешечном прорыве.
Будут уметь: Оценивать является ли пешка проходной, осуществлять пешечный прорыв.
Тема №7.25: Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля (2ч.).
Основные вопросы: Практические занятия по оценке шансов и продвижению пешки к цели.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять противодействие продвижению пешки противника или продвигать собственную.
Раздел 8. Дебют
тема №8.26: О преждевременных ходах ферзём(2ч.)
Основные вопросы: Гамбит, контргамбит. Разбор дебютов мастеров.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о гамбите и контргамбите.
Будут уметь: Осуществлять некоторые виды гамбитов.
Тема №8.27: О препятствии фигуре своими же фигурами (2ч.)
Основные вопросы: Индексная классификация дебютов. Испанская, итальянская партии, защита двух коней, сицилианская защита, староиндийская защита.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Дебюты отдельных видов партий.
Будут уметь: играть испанскую, итальянскую партию, староиндийскую защиту.
Тема №8.28: О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля (2ч.).
Основные вопросы: Открытая линия. Дурацкий мат. Защита Петрова, Венская партия, защита Алёхина.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о диагоналях, по которым осуществляется атака на короля.
Будут уметь: Играть защиту Алёхина, защиту Петрова, Венскую партию.
Тема №8.29: О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат (2ч.)
Основные вопросы: «Ахиллесова пята» короля (f7). Дебют королевской пешки, центральный дебют. Цуцванг.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о цугцванге.
Будут уметь: играть дебют королевской пешки и королевский дебют.
Тактика.
Тема №10.31: Операции, основанные на превосходстве количества ударов (4ч.).
Основные вопросы: Создание большего, чем у противника количества ударов на критический пункт, порядок занятия этого пункта атакующими фигурами.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: добиваться материального преимущества путём создания ударов на критический пункт.
Тема №10.32: Одновременное нападение на несколько объектов (6ч.)
Основные вопросы: Нападение на фигуру и одновременное создание угрозы мата в один ход другой фигурой; сочетание простого и вскрытого нападения, где одним из объектов является критический пункт; подготовка и осуществление вилки, создание двойной связки.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Планировать комбинации для нападения на несколько объектов и осуществлять их для достижения материального преимущества.
Тема №10.33: Операции по освобождению поля или линии (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами во имя освобождения критического поля или линии для последующего мата или для получения материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: осуществлять рациональные жертвы во имя освобождения критического поля.
Тема №10.34: Операции по завлечению фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для завлечения короля или иной фигуры для последующего мата или материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для завлечения и уничтожения фигуры противника.
Тема №10.35: Операции по отвлечению защищающей фигуры (6ч.).
Основные вопросы: Отвлечение защищающей фигуры рациональной жертвой своей фигуры для последующего мата, создания вилки и материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для отвлечения защищающей фигуры противника.
Тема №10.36: Операции по развязыванию нападающей фигуры (4ч.).
Основные вопросы: Рациональные жертвы фигурами для развязывания нападающей фигуры и получение материального преимущества.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для развязывания нападающей фигуры.
Тема №10.37: Уничтожение или связывание защищающей фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять рациональные жертвы для устранения защищающего удара на критический пункт.
Тема №10.38: Операции по привлечению фигуры (4ч.)
Основные вопросы: Привлечение фигур обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата с необходимой жертвой фигуры или без жертв.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Привлекать фигуру обороняющейся стороны на соседнее с королём поле для осуществления мата.
Тема №10.39: Операции, основанные на промежуточном ходе (2ч.).
Основные вопросы: Прерывание череды очевидных ходов одной из сторон промежуточным ходом (шах, контрудар, контрнападение), который резко меняет направление событий.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Прерывать череду очевидных ходов промежуточным ходом.
Тема №10.40: Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали (2ч.).
Основные вопросы: Отвлечение защищающей короля фигуры с крайней горизонтали. Рассмотрение типичных позиций; закрепляющие игры.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Отвлекать защищающую короля фигуру с крайней горизонтали для достижения мата.
Тема №10.41: Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали (2ч.).
Основные вопросы: Создание угрозы мата с предпоследней горизонтали, подготовка и осуществление фронтального, флангового удара или удара с тыла.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Создавать угрозу мата с крайней горизонтали.
Тема №10.42: Операции по разрушению пешечного прикрытия короля (2ч.)
Основные вопросы: Рациональные жертвы атакующей стороны ради разрушения пешечного строя, прикрывающего короля и осуществление мата.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Разрушать пешечное прикрытие короля.
Тема №10.43: Операции, основанные на возможности превращения пешки (2ч.).
Основные вопросы: Отвлечение или уничтожение фигуры, контролирующей путь продвижения пешки иногда с необходимыми для этого жертвами.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Освобождать путь для продвижения пешки путём отвлечения или уничтожения фигуры противника.
Тема №10.44: Операции, основанные на возможности возникновения пата (2ч.).
Основные вопросы: Создание патовой ситуации слабейшей стороны путём жертвы «балластных» фигур.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Сводить проигрышную партию к «ничьей» путём достижения пата.
Раздел 11. Эндшпиль
Тема №11.45: Типичные ситуации пешечного эндшпиля (2ч.).
Основные вопросы: Дальняя вертикальная, горизонтальная и диагональная оппозиции. Маневрирование королями в ситуациях с определившейся пешечной структурой.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: о дальней горизонтальной или вертикальной оппозиции.
Будут уметь: решать ситуации пешечного эндшпиля.
Тема №11.46: Король и ферзь против короля и пешки (2ч.)
Основные вопросы: Маневрирование фигур при данном соотношении. Рассмотрение типичных ситуаций.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Маневрировать фигурами при соотношении король и ферзь против короля и пешки.
Тема №11.47: О разнообразии средств и позиционной ничьей (2ч.).
Основные вопросы: Решение задач на выбор средств и достижение цели в различных ситуациях.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Применять на практике всё разнообразие средств, для достижения конечной цели игры в шахматы – «мата».
Тема №11.48: Легкофигурный эндшпиль (2ч.)
Основные вопросы: Слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут уметь: Осуществлять слоновый или коневой эндшпиль с присутствием пешек.
Тема №11.49: Дебюты гроссмейстеров (4ч.).
Основные вопросы: Примеры дебютов различных партий.
Практическая работа: Решение шахматных задач. Игровая практика.
Будут знать: Примеры дебютов партий различных гроссмейстеров.
Будут уметь: Использовать опыт мастеров шахмат в своей игре.
Календарный учебный график.
Дата начала занятий -25 сентября, с 1-20 сентября запись детей в кружок. Учебных недель 36, включая школьные каникулы. Проведение турниров в январе, мае месяце.
Программа
дополнительного образования
«Шахматы»
Возраст детей: 10 -13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель программы:
Виноградов Виктор Фёдорович
учитель технологии, и изобразительного искусства
Тарко-Сале
2018
Пояснительная записка.
"Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд".
В.В.Путин
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к художественно-эстетической направленности, по функциональному предназначению - учебно-позновательная; по форме организации – кружковая; по времени реализации – годичная, является модифицированной, составлена на основе авторской программы Карасёвой В.Ж.
Актуальность программы. Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации детей, воспитывает усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает логическое мышление.
Новизна программы. В поэтапном освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
Данная программа основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении учащимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а так же настойчивости в достижении цели.
Целью программы «Шахматы» является: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов, как на начальной ступени развития, так и высокой квалификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Основные задачи, которые решает этот курс:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
Методика. В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.
Контингент обучаемых. Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 20 сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Ожидаемые результаты изучения данной программы.
По итогам обучения по программе «Шахматы», обучающиеся
Будут знать:
- Историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- Правила игры в шахматы;
- Простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- Тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
Будут уметь:
- играть в шахматы;
- участвовать в соревнованиях различных уровней;
- достойно вести себя в случае проигрыша.
Важнейшим предполагаемым результатом данной программы является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.
2.Учебно-тематический план.
N п/п | Содержание программы | Количество часов | Формы деятельности | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Основные принадлежности и правила игры в шахматы. | ||||
1.1 | Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение; | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.2 | О ходах фигур и о поле под ударом | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
1.3 | О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
1.4 | Шахматная партия; рокировка | 4 | 1 | 3 | Сеанс одновремен-ной игры |
2 | Техники матования короля | ||||
2.5 | Матование одинокого короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
2.6 | Мат без жертвы материала | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
2.7 | Шахматная комбинация | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
3 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. | ||||
3.8 | Основы дебюта | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
3.9 | Основы миттельшпиля | 4 | 2 | 2 | Анализ деятельности |
3.10 | Основы эндшпиля | 4 | 2 | 2 | Блицтурнир |
4 | Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение | ||||
4.11 | Создание удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.12 | Устранение защищающего удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.13 | Нападение одной фигурой на несколько фигур | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.14 | Сквозное нападение на фигуры | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
4.15 | Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
4.16 | Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
5 | Защита | ||||
5.17 | Создание удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
5.18 | Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
5.19 | Защита от нападения на несколько фигур | 4 | 2 | 2 | Конкурс |
6 | Создание угрозы мата | ||||
6.20 | Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
6.21 | Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
6.22 | Противодействие угрозы мата в один ход | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
7 | Эндшпиль | ||||
7.23 | Мат одинокому королю ладьёй и королём | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
7.24 | Правило квадрата | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
7.25 | Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
8 | Дебют | ||||
8.26 | О преждевременных ходах ферзём | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.27 | О препятствии фигуре своими же фигурами | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.28 | О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
8.29 | О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
9 | Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства | ||||
9.30 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | 6 | 6 | Шахматный турнир | |
10 | Третий уровень мастерства. Тактика. | ||||
10. 31 | Операции, основанные на превосходстве количества ударов. | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 32 | Одновременное нападение на несколько объектов | 6 | 1 | 5 | Анализ деятельности |
10. 33 | Операции по освобождению поля или линии | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 34 | Операции по завлечению фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 35 | Операции по отвлечению защищающей фигуры | 6 | 1 | 5 | Анализ деятельности |
10. 36 | Операции по развязыванию нападающей фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 37 | Уничтожение или связывание защищающей фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 38 | Операции по привлечению фигуры | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
10. 39 | Операции, основанные на промежуточном ходе | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 40 | Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 41 | Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 42 | Операции по разрушению пешечного прикрытия короля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 43 | Операции, основанные на возможности превращения пешки | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
10. 44 | Операции, основанные на возможности возникновения пата | 2 | 1 | 1 | Конкурс |
11 | Эндшпиль | ||||
11. 45 | Типичные ситуации пешечного эндшпиля | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 46 | Король и ферзь против короля и пешки | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 47 | О разнообразии средств и позиционной ничьей | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 48 | Легкофигурный эндшпиль | 2 | 1 | 1 | Анализ деятельности |
11. 49 | Дебюты гроссмейстеров | 4 | 1 | 3 | Анализ деятельности |
12 | Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства | ||||
12. 50 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | 8 | 8 | Шахматный турнир | |
144 | 52 | 92 |
Содержание учебного материала.
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!