Чем известны князья, упомянутые в зачине — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Чем известны князья, упомянутые в зачине

2020-05-10 385
Чем известны князья, упомянутые в зачине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что означает символический разговор Гзака и Кончака?

Кончак и Гзак — половецкие ханы; Кончак — сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана; Гзак — глава объединения донских половцев-бурчевичей, сын хана Веглюка (Белюка).
Образы Кончака и Гзака играют заметную роль в раскрытии замысла Автора — призвать русских князей к единству ради спасения Руси от чужеземного порабощения. В «Слове» показано, как, забыв внутренние ссоры, дружно действуют разные половецкие ханы, когда во владения Степи вторгается войско князя Игоря.
В погоне за князем Игорем, сбежавшим из плена, Кончак и Гзак, мирно беседуя, спорят о том, какую тактику выгодно применить в борьбе с Русью. Кончак защищает традиционную политику русско-половецких браков, с которой было связано постоянное вмешательство половцев во внутриполитические дела Руси. Гзак считает, что пришло время отказаться от этой политики (убить пленного сына князя Игоря Владимира, а не выдавать за него дочь К.), сделав ставку только на беспощадную, непримиримую борьбу.
Гзак сказал Кончаку: «Если сокол летит к гнезду — расстреляем соколёнка (сына Игоря Владимира) золочёными стрелами». Кончак отвечал: «Опутаем соколёнка красною девицею». Гзак говорит: «Если опутаем соколёнка красною девицею — не будет нам ни соколёнка, ни девицы, начнут нас птицы бить в поле Половецком».

Чем известны князья, упомянутые в зачине

Яросла́в Влади́мирович (978-1054) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054).

Ярослав Владимирович — сын князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви и Православной церкви Украины почитается как благоверный князь.

При Ярославе Владимировиче на Руси начали строить храмы, стали развиваться культура и образованность, выросла численность населения, Киев стал богатейшим городом, был составлен первый известный свод законов русского права, который вошёл в историю как «Русская правда». Ярослав Мудрый построил дружеские отношения со Швецией, а также наладил отношения с Византией, Священной Римской империей и другими странами Европы.

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 году Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и Русскую Правду — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен княжеский знак Ярослава, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания мира на северных границах Ярослав ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Эта плата была малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель

Мстисла́в Влади́мирович (по прозвищу Хра́брый или Удалой, ок. 983—1036, Чернигов), в крещении Константи́н, князь Тмутараканский (990/1010—1036), князь Черниговский (1024—1036), сын Владимира Святого. Ему удалось подчинить приазовских хазар (1016). В 1022 году он выступил против алан. Это произошло из-за начала войны Византии с Грузией. Аланы были союзниками Грузии, тогда можно допустить, что Мстислав был союзником Византии. Касоги были пограничным племенем абхазо-адыгского происхождения, которое занимало территорию в районе Маничского пути и, по-видимому, входило в аланский племенной союз. Когда оба войска встретились, касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок. Этот поединок воспели сказители князя Мстислава и летописец Никон записал его детали в далекой Тамани (позднее этот эпизод упоминался также в «Слове о полку Игореве»). Он проходил по специфичным правилами данного региона, возможно это была разновидность национальной борьбы. Соперники боролись без оружия и лишь поверженного соперника разрешалось добить, как это и сделал Мстислав. В честь этой победы и в честь Богородицы, какую князь молил о помощи перед битвой, Мстислав заложил каменный храм в своей столице, следы которого были выявлены при раскопках. В 1024 году Мстислав начал войну со своим братом Ярославом, киевским князем. В 1023 году, в то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале, Мстислав подошёл к Киеву, однако, город ему не сдался. Осаждать Киев Мстислав не стал и занял Чернигов. смирив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава. В 1024 году возле Листвена в Черниговской области произошла битва Мстислава с Ярославом, в которой Ярослав был побежден и бежал в Новгород.

Ярослав правил Киевом через наместников до тех пор, пока не пришёл в Киев с новым войском и не заключил мир с Мстиславом в Городце. По нему Ярославу отходил Киев и правая сторона Днепра, Мстиславу оставалась левая сторона с Черниговом и Переяславлем.

Рома́н Святосла́вич Кра́сный (убит 2 августа 1079) — князь Тмутараканский, второй сын великого князя киевского Святослава Ярославича.

С 1069 года правил в Тмутаракани после перехода старшего брата Глеба на княжение в Новгород. Вместе с младшим братом Олегом и Борисом Вячеславичем участвовал в сражении на Нежатиной Ниве в 1078 году. После поражения вернулся в Тмутаракань, где вступил в союз с половцами и в следующем году двинулся на Переяславль. Великий князь киевский Всеволод Ярославич сумел договориться с половцами: союз распался. Роман был вынужден возвратиться назад, но на обратном пути рассорился с половецкими ханами и был ими убит.

 

5. И сказал Игорь дружине своей:

«Братья и дружина!

Лучше убитым быть,

чем плененным быть;

так сядем, братья,

на борзых коней

да посмотрим на синий Дон».

 

«Хочу, сказал, копье преломить

на границе поля Половецкого,

с вами, русичи, хочу либо голову сложить,

либо шлемом испить из Дона».

 

В различных стилях речи широко используются фразеологические обороты, образующие смысловое единство. Функция их разнообразна: если в научной и официально-деловой речи их употребление придает торжественность и поэтичность, то в художественной литературе, в разговорной речи на первый план выдвигаются их большие выразительные возможности. Фразеологические обороты могут образовать ряды смысловых синонимов, различающихся между собой внутри каждого ряда оттенками значений. Фразеологический оборот «копье преломить на границе поля Половецкого» означает устроить сражение, проявить смелость и храбрость, защитить свою Родину. «Либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона» - речь идёт об итогах битвы. Князь готов биться до последнего и принять любой исход: либо погибнуть смертью храброго воина, либо одержать победу.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.