Главный конструктор первых ракетно-космических систем СССР — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Главный конструктор первых ракетно-космических систем СССР

2020-05-10 278
Главный конструктор первых ракетно-космических систем СССР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Академик Сергей Павлович Королёв (1907–1966) — выдающийся советский ученый и главный конструктор ракетно-космической техники. Начало эры освоения космического пространства неразрывно связано с его именем. С.П. Королёв по праву считается основоположником практической космонавтики. Он был создателем ракетно-космических систем, с помощью которых впервые в мире были запущены искусственные спутники Земли, осуществлены полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, совершен облет и фотографирование обратной стороны Луны. Под его руководством были созданы пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории человек полетел в космос и осуществил выход из корабля в открытое космическое пространство.

С сентября 1940 г. по июль 1941 г. С.П. Королёв в качестве осужденного работал в Особом техническом бюро при наркомате внутренних дел СССР – ЦКБ-29 в Москве, где под руководством заключенного авиаконструктора А.Н. Туполева принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2, он одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Затем с началом войны его эвакуировали вместе с конструкторским коллективом А.Н. Туполева в Омск на завод № 156. В списки освобожденных Сергей Павлович не попал, его назначили заместителем начальника фюзеляжного цеха по подготовке серийного производства дальнего бомбардировщика Ту-2. Несмотря на предельную загруженность, когда никакого свободного времени физически не было, Королёв обдумывал проект радиоуправляемой ракеты… 19 сентября 1942 г. его перевели в Казань на авиационный завод № 16 (ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР), 19 ноября Королёв уезжает в Казань – туда эвакуировали 16-й моторостроительный завод из Воронежа и 22-й самолетостроительный завод из Москвы. Так закончилась его работа в туполевской шараге. С.П. Королёва назначили ведущим инженером в бюро В.П. Глушко, тоже заключенного, затем в 1943–1946 гг. Сергей Павлович работает заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям, сам проводит испытания в полете ракетных ускорителей на самолетах. Здесь С.П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя. 7 августа 1943 г. прошло первое испытание ракетных ускорителей РД-1 конструкции В.П. Глушко на бомбардировщике Ту-2, затем испытывался двигатель РД-1ХЗ с химическим зажиганием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1944 г. С.П. Королёв досрочно освобожден со снятием судимости, но без реабилитации, 10 августа его освободили из-под стражи. В октябре 1944 г. он составляет отчет «Крылатые ракеты». Всю зиму и весну 1945 г. продолжает полеты на Пе-2 с ракетной установкой. 12 мая 1945 г. во время очередного полета самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, в котором Сергей Павлович участвовал как ведущий инженер, на высоте 7000 метров произошел взрыв, разрушивший двигатель и повредивший хвостовое оперение самолета. Пилоту удалось посадить самолет, однако у Королёва было обожжено лицо, разбита голова и пострадали глаза, к счастью, не тяжело... Через несколько дней немного поправившись, Сергей Павлович продолжал испытание двигателей, участвуя в полетах. 20 июня 1945 г. завершились испытания самолета Пе-2Р с двигателем РД-1ХЗ, всего выполнено 110 полетов. Приказом заместителя наркома авиационной промышленности А.С. Яковлева от 29 июня 1945 г. за проявленную дисциплину и находчивость в сложных условиях при летных испытаниях экспериментальных ракетных установок на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р, 120Р, Як-3Р, Су-7 объявлялась благодарность группе летчиков и инженеру-испытателю С.П. Королёву с премированием. Работа казанский специалистов-ракетчиков получила высокую оценку – 16 сентября 1945 г. указом Президиума Верховного Совета СССР большую группу наградили, С.П. Королёва – орденом «Знак Почета».

Весной 1945 г. в Германию выехала большая группа советских ракетчиков для изучения трофейной немецкой техники, в том числе баллистической ракеты А-4 (Фау-2). Вскоре в соответствии с постановлением Госкомитета обороны от 8 июля 1945 г. эту группу решили усилить, в число которых вошел и С.П. Королёв. 7 сентября 1945 г. он в форме подполковника (это звание ему присвоили перед отъездом) вылетел в Берлин. Так закончился казанский период и начался славный период в жизни основоположника практической космонавтики. 9 августа 1946 г. Сергей Павлович был назначен Главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия Р-1 (8А11), 30 августа его назначили начальником отдела № 3 Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения Министерства вооружения СССР – НИИ-88 (ныне – Центральный научно-исследовательский институт машиностроения госкорпорации «Роскосмос»). В 1956 г. Сергей Павлович возглавил выделенную из НИИ-88 самостоятельную организацию — Особое конструкторское бюро № 1 Министерства оборонной промышленности СССР. Этой ведущей организацией по созданию ракетно-космической техники Королёв руководил до последних дней жизни. ОКБ-1 сегодня — это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва в подмосковном городе, носящем его имя.

Анализируя роль С.П. Королёва в развитии отечественной ракетной и космической техники в целом и в деле создания стратегического ракетного оружия в частности, видный ученый и конструктор Ю.А. Мозжорин обращал внимание на поразительную широту конструкторской деятельности Королёва, его умение находить верные и оригинальные решения в самых различных, порой трудно совместимых направлениях развития ракетной техники. «Он, по существу, является первопроходцем почти всех направлений отечественного ракетного вооружения, которые трудами других талантливых конструкторов были развиты и доведены до совершенства, позволившего обеспечить стратегический паритет нашему государству».

 

Юрий Алексеевич Гагарин

(9 марта 1934 — 27 марта 1968)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.