По картам атласа исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

По картам атласа исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

2020-05-10 333
По картам атласа исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока в 8А классе

 «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».

Параграф 48

Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.

Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

Учитель: Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока? «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Обучающиеся:

 Россия занимает 9 место в мире,   Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.

Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

Обучающиеся: На 1 января 2020 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.

Учитель:  В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?

Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис.

Учитель: Стремительное убывание населения страны - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.

Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.

Учитель: определения на слайде.

Естественное движение населения совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста
Рождаемость число родившихся за год на 1000 человек населения.
Смертность число умерших за год на 1000 человек населения.
Воспроизводство населения процесс непрерывной смены поколений
Естественный прирост Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный
Естественный прирост Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный
Естественная убыль   Превышение смертности над рождаемостью (Р<С) Прирост отрицательный

Обучающиеся:

В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.

Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0.

Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).

Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007 году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году - в 40.

  Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом

80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.

Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.

Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%.. Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика. В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В  рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинских услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».

Учитель: Длятого чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

· сокращение уровня смертности;

· сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

· повышение уровня рождаемости;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

 

Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение российского народа – главная задача на будущее»

 

вопросы

Тема урока в 8А классе

 «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны».

Параграф 48

Цель: продолжить формирование понятия «население России» на основе развития у учащихся представлений об изменении численности населения, о состоянии основных демографических показателей России.

Учитель: Зачем нам необходимы знания о населении нашей страны?

Учитель подводит итог: Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя. Ими создаются все ценности страны. От количества населения, его здоровья, уровня образования и производственного опыта, степени заботы о младших и старших поколениях зависит развитие и процветание страны, экономическое и духовное. Население - это связующее звено между природой и хозяйством.

Учитель: Как вы думаете, на какие вопросы может ответить география населения? Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопрос СКОЛЬКО людей?

Учитель: Как вы думаете, как же звучит тема нашего урока? «Численность населения России и причины, влияющие на изменение численности страны»

Учитель: По численности населения в течении XIX-XX вв. Российская империя и СССР относились к числу самых многолюдных стран. До распада в 1991 году СССР уступал по числу жителей, правда в несколько раз, только Китаю и Индии. Сейчас ситуация изменилась.

Обучающиеся:

 Россия занимает 9 место в мире,   Численность населения России с 1897 года до 1995 года выросла с 67,5 млн. чел до 148,5 млн. чел (или на 81 млн. чел.). В 1995 году показатель был наибольший за весь период 20 века. Далее до конца 20 века показатель падал. В 2000 году численность населения России составила уже 146,9 млн. чел, что ниже по сравнению с 1995 годом на 1,6 млн. чел. В 21 веке в течение первого десятилетия численность населения продолжала снижаться. В 2009 года показатель снизился до 141,9 млн. чел. Это минимальный показатель за десятилетие. Далее в 2010 году наблюдается медленный рост к 2013 году.

Учитель: А как вы думаете, какое место по численности населения занимает наша страна в настоящий момент?

Обучающиеся: На 1 января 2020 года Россия занимает 9-е место в мире по численности населения. Крупнейшие страны: Китай, Индия, США.

Учитель:  В течение десяти лет периода Россия опустилась по численности населения с 5 на 9 место. Это связано, как с ростом численности населения других стран, так и снижением численности населения у нас в стране. Как вы думаете, что произойдёт с население России и государством, если и дальше численность будет снижаться?

Обучающиеся: Вымирание нации, тяжёлые экономические и социальные, кризис.

Учитель: Стремительное убывание населения страны - угроза национальной безопасности. Это - проблема, требующая срочного безотлагательного решения. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо знать какие факторы определяют изменение численности населения, как и почему это происходит.

Изменение численности населения зависит от двух процессов: естественного движения населения и механического движения населения.

Мы сегодня с вами остановимся подробно на естественном движении населения.

Учитель: определения на слайде.

Естественное движение населения совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста
Рождаемость число родившихся за год на 1000 человек населения.
Смертность число умерших за год на 1000 человек населения.
Воспроизводство населения процесс непрерывной смены поколений
Естественный прирост Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный
Естественный прирост Разность между числом родившихся и умерших за определённое время (Е. п. = Р-С); Превышение рождаемости над смертностью: (Р>С) Прирост положительный
Естественная убыль   Превышение смертности над рождаемостью (Р<С) Прирост отрицательный

Обучающиеся:

В 50-60-х годах 20 века показатели рождаемости и смертности снижались. В 1950 году наблюдался самый высокий показатель рождаемости из рассматриваемого периода. Далее показатели рождаемости резко снижались, а показатели смертности росли. Наименьший показать смертности приходится на 60-70-е гг. Показатель смертности далее нарастал. До 1992 года показатель естественного прироста снижался, хотя и был ещё положительным. После 1992 года в России наблюдалась естественная убыль населения. И до конца 20 века показатели рождаемости падали, а смертности росли. В начале 21 века также наблюдалась естественная убыль населения. Кривая рождаемости медленно начинает расти, а кривая смертности снижаться.

Наименьший показатель рождаемости приходится на 2000 г – 8,7. Далее наблюдается рост рождаемости. Наибольший показатель смертности приходится на 2003 год. Далее смертность снижается. В 2012 году показатели рождаемости и смертности сравнялись. ЕП = 0.

Учитель: Таким образом, явление, при котором естественный прирост из года в год уменьшается, а показатели рождаемости ниже смертности называется демографический кризис. Длительное снижение численности населения страны – депопуляция (вымирание нации).

Однако стоит отметить, что в последние годы показатели Естественного движения населения улучшаются, хотя процесс идёт крайне медленно. Так, если в 2007 году естественный прирост отмечался в 8 субъектах, то в 2008 году уже в 22, в 2009-2010 году в 25 субъектах РФ, в 2011 году – в 30, а в 2012 году - в 40.

  Учитель: Какие основные причины сокращения численности населения?

Обучающиеся: Причиной высокой смертности является недостаточный уровень развития здравоохранения, она в 2.5 раза выше, чем в развитых странах. Друга причина распространение вредных привычек. Более 1/3 умирающих – люди трудоспособного возраста, при этом

80 % из них мужчины, рост затрат на воспитание ребенка, эмансипация женщин.

Учитель: Для того, чтобы численность населения в стране увеличивалась, необходимо, чтобы в каждой семье, было 3 и более детей. Сейчас же в среднестатистической российской семье 1-2 ребенка.

Учитель: За последние 15 лет численность населения России сократилось более чем на 10%.. Для того чтобы повлиять на численность населения в нашей стране – проводится демографическая политика. В нашей стране она направлена на увеличение численности населения. Какие меры демографической политики в нашем государстве известны вам?

Обучающиеся: Родители получают пособие на детей. Матери – материнский капитал. Многодетные семьи льготы, могут бесплатно получить участок земли для строительства дома. В  рамках программы «Здоровье» принята программа «родовых сертификатов», по которым будущая мама сама выбирает себе медицинское учреждение. Это сделано для того, чтобы максимально снизить материнскую и младенческую смертность, которые на прямую зависят от качества оказания медицинских услуг. Кроме этого предусмотрен ряд социальных выплат за счет федерального бюджета:

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка.
Ежемесячное пособие на ребенка до 1,5 лет.
«Материнский капитал».

Учитель: Длятого чтобы число жителей в стране росло, а не сокращалось, принят специальный документ – Концепция демографической политики России на период до 2025 года. Главная задача концепции:

· сокращение уровня смертности;

· сокращение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;

· повышение уровня рождаемости;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций.

 

Подведение итогов. Хочется закончить урок словами М. Ломоносова «Сохранение и сбережение российского народа – главная задача на будущее»

 

вопросы

По картам атласа исследовать географические различия в естественном приросте (убыли) населения.

1. Определить:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.