Специфика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Специфика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2020-05-10 493
Специфика общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими, рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием.

 

Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, это:

· Трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка (нарушение речевого развития, умственная отсталость, задержки психического развития и др.);

 

· Трудности общения, порожденные социальными факторами (социальная изоляция и депривация, педагогическая запущенность, трудновоспитуемость и др.);

 

· Трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями (темперамента, характера, эмоциональных состояний и др.).

 

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья зависят не только от социального окружения (сверстников и взрослых, но и от наличия дефекта.

 

Например, глухонемые дети, при отсутствии слуха, в качестве социального взаимодействия используют двигательные и зрительные ощущения. Форма коммуникации между слабослышащим и его близкими – это жестикуляция, использование остатков слуха, т. е. усиленная громкость речи, речь на ухо, чтение с губ и др. Устная и письменная речь детей с отклонениями слуха страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству.

 

Для детей с нарушением зрения также имеются свои особенности общения, при снижении работы зрительного анализатора дети воспринимают информацию на слух. Однако существуют препятствия переработки определенной информации. Нарушение зрения делает невозможным восприятие партнера по общению, его выразительных средств, несущих информацию об особенностях характера и эмоциональном состоянии. Невозможность дистанционного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, а также вызывает трудности формирования речевой функции.

 

Установить контакт, ребенком РДА (ранний детский аутизм) очень сложно. Ребенка сложно понять, так как, любую тревогу, любые проблемы ребенок с аутизмом выражает не с помощью речи, а криком, нарушением и изменением своего поведения, доходящим до агрессии и аутоагрессии. Помимо проблем социального характера у детей с аутизмом наблюдаются значительные трудности в распознавании эмоций по человеческим телодвижениям, жестам, выражению лица и голосу. Самостоятельные выражения эмоций характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов при преобладании инструментальных и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой, что свидетельствует о своеобразии не только переработки, но и передачи эмоциональной информации.

У ребенка с ДЦП (детский церебральный паралич) функция общения формируется неравномерно, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Нарушение координации движений и артикуляции неблагоприятно воздействуют на процесс общения с взрослыми. Также отрицательно сказывается на общении неспособность в выражении собственного эмоционального состояния. Как основное средство общения, речь развивается за счет движений и непосредственно в социальном взаимодействии, и основа ее формируется еще в первые годы жизни ребенка.

 

Не стоит забывать, что общение – это разговор двух и более людей, каждый из которых хочет быть услышан. Поэтому нужно не забывать учить детей слушать другого, видеть его настроения и желания. Необходимо помнить и о правилах поведения, ведь каждый хочет избежать конфликтных ситуаций и общения с человеком, который неприятен. Поэтому следует обучать детей различным стихам-«мирилкам» для устранения конфликта.


Обучая детей общению нужно помнить о нормах и правилах общения, основанных на уважении и доброжелательности.

Научите ребенка при знакомстве называть свое и узнавать имя собеседника. Со временем это войдет у него в хорошую и полезную привычку. Всегда поощряйте попытки знакомства с другими детьми, например, на детской площадке, в больнице, в магазине.
Учите ребенка не только слышать, но и слушать.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.