История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике.

2020-05-10 3944
История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Коммунарское движение — возникшая в 1960-х годах в СССР неформальная ассоциация связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определённой педагогической методики которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективного творческого воспитания, методика Игоря Петровича Иванова, орлятская методика и прочие.

 

Коммунарское движение появилось в СССР в 60-е годы ХХ века, как педагогическая методика. Одним из ее авторов был профессор, доктор педагогических наук Игорь Петрович Иванов. На основе его теории и практики была создана коммуна имени Макаренко. В дальнейшем коммунарское движение получило развитие, благодаря поддержке государства, в частности со стороны ВЛКСМ. К концу 80-х годов оно пошло на спад. А после распада СССР перестало быть массовым общественным явлением.

Специфика коллектива, создаваемого на основе «коммунарской» модели воспитания проявляется, прежде всего, в естественной коллективистской направленности поступков на пользу и радость людям. Добро творится весело, без принуждения, как нечто само собой разумеющееся. В коллективах много песен, шуток, всевозможных розыгрышей и, в тоже время, напряженная работа мысли, интересные встречи, неожиданное открытие мира в том, что казалось привычным и обыденным.

 

«Коммунарская» методика требовала от педагогов незаурядной личности, и даже при всей её незаурядности требовались фантастические усилия и нечеловеческая работоспособность, чтобы воплотить в жизнь «мечту». Именно поэтому многие признавали почти полную бесполезность книг без живого опыта. Эта методика давала трудно описуемый, но точно осознаваемый всеми эффект «мира будущего» — она создавала общество трудолюбивых, весёлых, добрых людей, мира, где взрослые и дети равны.

 

В развитии коммунарской методики мы выделяем 5 стадий, отражающих ее развитие:

1. Период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) — 1956-1959 года;

2. Период экспериментальных коллективов и создания коммунарской методики (строительный период), включающий создание клуба юных фрунзенцев «Орленка», клуба юных коммунаров — 1959-1962 года;

3. Период распространения методики — 1962-1966 года (превращения движения в ассоциацию);

4. Период раскола — 1966-1986 года;

5. Период затухания.

 

Начиналось «коммунарство» в 1956 году как сообщество пионервожатых и учителей, которые искали средства совершенствования коммунистического воспитания, в том числе, улучшения работы пионерских коллективов, «формирования юных общественников и организаторов». Создан был «Союз Энтузиастов», под руководством И. П. Иванова — научного сотрудника Ленинградского НИИ педагогики.

«Сэновцы» разыскивали, где могли, материалы о предшественниках, серьезно изучали опыт С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 1920-х годов, идеи А. П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше.

Попытки организации школы, живущей по методу И. П. Иванова, были, но успешными становились редко. Её внедрение требовало от школы пересмотра ключевых методов работы с учениками. И раньше и сейчас в школе согласны лишь на заимствование отдельных методов методики, но не всей её, целиком.

Изучение опыта «предшественников» позволило сформулировать альтернативные, бытовавшим в педагогике, идеи. Этот период локальных экспериментов, (опробование отдельных идей, приемов, методов «на базе» разных школ и их пионерских организаций) продолжался до марта 1959 года, когда «сэновцы» создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную «Коммуной юных фрунзенцев» (КЮФ).

 

Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин «коммуна» (из-за которого с самого начали и до сих пор возникает недопонимание). Термин «коммуна» для самих «сэновцев» представлялся целесообразным, так как, оперировал к опыту макаренковской коммуны. Сам Иванов считал себя последователем Макаренко, хотя есть основания полагать, что на самом деле «сэновцам» был ближе не опыт А. С. Макаренко, а опыт С. Т. Шацкого. В многолетнем опыте «коммунарского движения» он был «воплощен» более последовательно, чем опыт А. С. Макаренко, но называть свою организацию «клубом» или «колонией» «сэновцы» не стали.

 

Сам Иванов писал, что с 1959 года он проводил экспериментальное исследование, целью

которого было: «Осуществление отношений творческого содружества пионеров и их старших товарищей в условиях районной школы пионерского актива, как ведущего условия развития у пионерского активиста стремления и способности «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать» (Н. К. Крупская), быть настоящим вожатым пионеров и октябрят. Ключевым приемом эксперимента послужило превращение школы пионерского актива Фрунзенского района в постоянно действующий сводный отряд представителей всех школ района, пионеров и вожатых, отрядных и старших, их руководителей».

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.