Правовые системы современного мира — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Правовые системы современного мира

2020-05-10 123
Правовые системы современного мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Понятие "правовая система" охватывает собой весь комплекс правовых явлений, характерных для того или иного общества. В него входят все рассмотренные выше категории, непосредственно связанные как с теорией права, так и с практикой правотворчества и правоприменения. Внутреннее содержание любой внутригосударственной правовой системы зависит от множества факторов, определяющих сущностные характеристики того общества, в котором данная правовая система функционирует. К этим признакам, формирующим менталитет общества, исследователи относят обширность территории, особенности климата и ландшафта, национальный состав населения, специфику исторического развития и др. Неодинаковость обществ является непреложным фактом современного мира, и именно она лежит в основе многообразия и самобытности правовых систем.

Вместе с тем правоведы давно заметили ряд сходств в правовых системах некоторых государств. Это дало им возможность в целях построения удобной классификации и более точного последующего изучения права ввести в научный оборот категорию "правовая семья".

    Данный термин означает группу внутригосударственных правовых систем, объединенных по каким-либо существенным критериям. Такими критериями являются:

– система источников права, их иерархия и степень влияния каждого из них на общественные отношения;

– внутреннее структурирование всей совокупности правовых норм (выделение в системе права тех или иных составных элементов);

– понимание сущности права, его целей и его значения в общественной жизни;

– правовой стиль, охватывающий особенности правотворчества, правоприменения и правосознания;

– система подготовки юристов и др.

Как формировались правовые семьи и что они представляют собой сегодня?

Следует согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что общей единой основой всех правовых систем древних обществ, изучением которых занимается историческая наука, был правовой обычай. Содержание правовых обычаев складывалось путем длительного использования жителями определенной местности тех или иных правил поведения, служивших обеспечению стабильности и порядка. Эти обычаи принимались и обеспечивались государственной властью, в том числе и в форме судебной защиты. Существенной особенностью правовых обычаев в древних обществах являлось то, что любой конкретный обычай распространял свое действие на относительно небольшую территорию. Таким образом, право любого этноса в древности можно представить себе в виде лоскутного одеяла, сотканного из сотен кусочков материи. С возникновением же крупных государственно-территориальных образований роль местных обычаев падает. А последующее историческое развитие отдельных народов приводит в возникновению различных правовых семей, таких как романо-германская, англосаксонская, религиозная и др.

Романо-германская правовая семья начинает свою историю в XIII–XIV вв. н.э. в континентальной Западной Европе. Идеологической основой данной семьи в процессе ее длительного формирования стала философия Ренессанса, провозглашавшая самого человека высшей ценностью. Ренессанс противопоставлял светское общество церковному и признавал главной движущей силой бытия человеческий разум. Именно разуму новая философия отводила место высшего арбитра в определении истинного и ложного, справедливого и несправедливого. Такой взгляд на мир постепенно вытеснял в умах европейцев религиозные представления о должном и вырабатывал идею о праве как о рационально обоснованной системе абстрактных правил (норм), т.е. своего рода созданных разумом обобщенных формул поведения. Формой выражения таких правил становится закон.

Возникновение самобытных национальных правовых систем в континентальной Европе в этот период было затруднено экономической и политической децентрализацией данной территории. Поэтому романо-германская правовая семья стала складываться не столько на основе создания новых правовых институтов, сколько на заимствовании (рецепции) возникшего еще в период античности римского (романского) права, считавшегося в то время определенным эталоном справедливости и активно преподававшегося в европейских университетах.

Чуть позже, в XVII–XVIII вв., в период буржуазных революций, на дальнейшее развитие континентального права серьезное влияние оказала идея "народного суверенитета", отказывавшая монархам в прерогативе законотворчества и передававшая ее в руки выборного представительного органа – парламента. Отныне законы, издававшиеся парламентами, стали восприниматься западными обществами как выражение народной воли и народного разума, а следовательно, и как незыблемая основа общественной жизни и общественного порядка.

XIX и XX вв. стали периодом масштабной систематизации законодательства в континентальной Европе, результатом которой явилось издание кодексов – нормативных правовых актов особого типа, обобщавших и систематизировавших правовые нормы в рамках конкретных отраслей права. К числу наиболее важных европейских кодексов, созданных в данный период, следует отнести Французский гражданский кодекс (1804), Французский уголовный кодекс (1810), Германское гражданское уложение (1896) и др.

    В настоящее время к романо-германской правовой семье относятся правовые системы Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Австрии, а также ряда других стран. К общим, сходным признакам данных правовых систем можно отнести следующие:

а) основным источником права признается нормативный правовой акт;

б) нормативными правовыми актами высшей императивной силы являются законы, воспринимаемые как выражение народной воли и принимаемые парламентом;

в) содержательной первоосновой данных правовых систем является реципированное римское право;

г) основой структуры права выступает отраслевое деление;

д) законодательство, в основном, носит кодифицированный характер.

    К сказанному следует также добавить, что правотворчество и правоприменение в романо-германской семье осуществляются на основе принципа дедукции (от общего – к частному). Рассматривая конкретный правовой спор, компетентный государственный орган обязан найти в законодательстве подходящую абстрактную норму и неукоснительно следовать ей. Таким образом, правоприменитель здесь является, в первую очередь, техническим работником, главная задача которого сводится к поиску в законодательстве соответствующего правила поведения и к последующему проведению этого правила в жизнь.

    Право, понимаемое в романо-германской семье как совокупность норм, санкционированных государственной властью и обеспеченных силой государственного принуждения, воспринимается общественным правосознанием в качестве основы социального порядка и социального благополучия. Пренебрежение нормами законодательства расценивается как путь разрушения и анархии. В связи с этим весьма показательно звучат слова немецкого правоведа Густава Радбруха, писавшего в первой половине XX в., что "исполнение и несправедливого закона... должно являться не только правовой, но и нравственной обязанностью" [1].

Англо-саксонская правовая семья начинает формироваться в Англии в XIII–XIV вв. н.э. благодаря активным действиям королевской власти, направленным на создание общей, единой судебной практики в противовес существованию разнообразных и противоречивых местных обычаев. Деятельность королевских судов в данный период времени представляла собой намеренное вмешательство высшей государственной власти в традиционную юрисдикцию местных феодалов, которое с течением времени становилось все массивнее и глубже. Королевские суды рассматривали поступавшие к ним споры на основании принципа "следования ранее принятому", который предполагал использование прошлых судебных решений в качестве образца при разрешении аналогичных дел. Английское право часто в научной литературе называется прецедентным правом.

    В XVII–XIX вв. тот же правовой принцип был перенесен Англией на территории ее колоний, оказав существенное влияние на организацию их правовых систем.

    В настоящее время к странам англо-саксонской правовой семьи, помимо Англии, относят Австралию, Новую Зеландию, США, Канаду.

    Таким образом, как уже было сказано выше, основным (наиболее часто используемым) источником права в данных странах является не закон, а судебный прецедент, т.е. вынесенное по конкретному делу судебное решение, содержащее в себе правила или принципы, в соответствии с которыми должны действовать другие суды в случае рассмотрения идентичных или похожих дел.

    Это означает, что в англо-саксонской правовой семье правовые нормы, в основном, формулируются не парламентами, а судами. В связи с этим следует дать несколько важных пояснений.

    Во-первых, далеко не каждое судебное решение, вынесенное в Англии, США или другой стране, входящей в данную правовую семью, является решением прецедентным, т.е. создающим обязанность его использования другими судами. Как правило, прецедентные решения создаются уполномоченными на это высшими судебными органами государства или входящих в его состав государственных образований (субъектов федерации). Так, в Англии правом создавать прецедентные решения обладают Верховный Суд, Апелляционный Суд и Высокий Суд, в США – Верховный Суд Соединенных Штатов Америки, а также Апелляционные и Верховные Суды штатов.

    Во-вторых, во всех государствах англо-саксонской правовой семьи существуют парламенты, а следовательно, издаются законы. Причем вопрос о соотношении и взаимодействии судебного прецедента и закона (статута) в разных государствах решается по-разному. В современной Англии законотворчество является способом внесения корректив в прецедентное право; поэтому здесь принятие закона означает отмену действия всех противоречащих ему прецедентов. Несколько иное отношение к закону наблюдается в США. Здесь парламенты издают акты очень узкой и конкретной направленности, обычно в сферах, не урегулированных общим (прецедентным) правом. Вообще же, взгляд большинства современных американских юристов на закон емко выражен в словах известного правоведа Фредерика  Поллока, писавшего, что "парламент, как правило, меняет право в худшую сторону, и задача судьи заключается в том, чтобы свести к минимуму вред от его вмешательства".

    Наконец, в-третьих, судебное решение становится прецедентным только после его опубликования. Публикуются прецедентные решения в специальных сборниках, периодически издаваемых во всех указанных выше государствах.

    Создание судебного прецедента рассматривается юристами данных государств как весьма ответственный, сложный и многогранный процесс, предполагающий скрупулезный анализ не только обстоятельств конкретного дела, но и всего комплекса экономических, социальных, политических, нравственных факторов. Таким образом, для англо-саксонской правовой семьи неприемлемо понимание права как совокупности абстрактных рациональных формул. Как считают английские и американские правоведы, главным источником их права является сама жизнь; а изменение условий жизни влечет за собой изменение прецедентных решений. Механизм правового регулирования основан здесь не на дедуктивном, как в романо-германской семье, а на индуктивном (от частного – к общему) методе. Именно анализ жизненной конкретики подсказывает судье путь к правильному и справедливому решению проблемы.

    Говоря о структуре англо-саксонского права, необходимо отметить отсутствие в нем четкого отраслевого деления. Это право структурировано иначе, и в качестве составных частей в нем принято выделять "общее право" и "право справедливости". Не вдаваясь в историческое объяснение такого деления, отметим лишь, что в настоящее время оно имеет почти исключительно процессуальные критерии. "Общее право" предполагает рассмотрение споров на основе устного судоговорения в соответствии с принципом состязательности сторон (сюда относятся уголовные дела, споры о возмещении вреда, споры из договорных отношений). "Право справедливости" базируется на письменной процедуре рассмотрения дела, включающей в себя детальное исследование представленных документов (акционерное право, дела о банкротстве и др.)

    Религиозная правовая семья рассматривает право как неотъемлемую часть определенного вероучения. Характеризуется она, в первую очередь, непосредственным использованием священных религиозных текстов в качестве источников права. В современном мире наиболее ярким элементом данной правовой семьи выступает мусульманское право.

    Ислам не разграничивает религию и иные сферы общественной деятельности, объединяя все аспекты правильной, богоугодной человеческой жизни в понятии "шариат", которое переводится как "верный путь". Шариатом охватывается огромный спектр действий, мыслей, чувств и переживаний людей, в частности: отношение человека к Богу, отношение человека к материальному миру, отношения между людьми в обществе. Основными источниками шариата являются Коран и Сунна.

    Коран, с точки зрения сторонников ислама, представляет собой Божественное откровение, данное Аллахом народу через пророка Мухаммеда в VII в. н.э. Текст Корана содержит в себе множество предписаний и требований, некоторая часть которых касается взаимодействия людей в обществе.

    Сунна – жизнеописание самого пророка Мухаммеда, составленное в первые века распространения ислама на основании свидетельств различных людей. Сунна состоит из "хадисов" (эпизодов жизни пророка), в которых, как правило, воспроизводятся его высказывания по тем или иным вопросам.

Право как правила взаимоотношений между людьми является частью шариата и обозначается термином "фикх".

    И Коран, и Сунна воспринимаются мусульманами как наиболее значимые источники права.

    Говоря о других составных элементах фикха, следует сразу отметить, что мусульманский мир уже сразу после смерти пророка Мухаммеда, датируемой 632 г., перестал быть однородным единым обществом. С течением времени раскол исламских общин только усугублялся. Поэтому современные мусульмане относят себя к самым разным течениям, многие из которых открыто враждуют между собой. Отсутствие единства мусульманского мира обусловило возникновение в VIII–IX вв. нескольких правовых школ ("масхабов"), по-разному воспринимающих систему источников мусульманского права. В данном параграфе мы рассмотрим лишь те источники, которые подлежат использованию с точки зрения наиболее распространенного среди российских мусульман ханафитского масхаба, названного так по имени своего создателя, выдающегося исламского правоведа VIII в. Абу-Ханифы. К этим источникам, помимо Корана и Сунны, относятся иджма, ар-раи, кийяс, фетвы, истихсан и адат.

Иджмой называется общее согласованное мнение авторитетных мусульманских общественных деятелей и правоведов по какому-либо вопросу. В ханафитском масхабе, в отличие от других правовых школ, иджма носит открытый характер, т.е. ее становление продолжается и в наши дни.

Ар-раи – индивидуальное мнение, высказанное кем-либо из известных халифов или имамов. Данный источник используется в случае отсутствия согласованного мнения, т.е. иджмы.

Фетва – правило поведения, сформулированное правоведом в научном труде или судьей в ходе рассмотрения дела на основании толкования положений Корана и Сунны применительно к правоотношениям, возникающим в современной жизни. Используя современную лексику, можно сказать, что фетвы являются выражением правовой доктрины в мусульманских странах.

Кийяс – принцип аналогии, применимый для разрешения споров в суде.

Истихсан – принцип предпочтения, в соответствии с которым возможен отход от применения аналогии или ее корректировка непосредственно судьей по мотивам целесообразности.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.