Смысл названия книги «Сто лет одиночества» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Смысл названия книги «Сто лет одиночества»

2020-05-10 1247
Смысл названия книги «Сто лет одиночества» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методический материал

Габриэль Гарсиа Маркес краткая биография

Одиночество писателя

В 1982 году Нобелевская премия в области литературы впервые была присуждена колумбийскому писателю. Ее обладателем стал Габриэль Гарсиа Маркес. Родные и почитатели всю жизнь звали его Габо.
Рождение

Родился будущий лауреат 6 марта 1927 года в небольшом колумбийском городке Аракатака и был одиннадцатым ребенком в семье. В это время его отец служил телеграфистом, но через какое-то время выучился на фармацевта и открыл собственную аптеку в другом городе. Семья переехала, а 2- х летний Габриэль остался с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Может быть именно это сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе.
Детство

Дедушка, Николас Мехиа, отставной полковник, был кумиром Габриэля. Когда придет время, полковник отчетливо проявится в романах внука. Бабушка, Транкилина Коутс, мудрая, добрая женщина с сильным характером тоже четко прорисовывается в произведениях Габриэля. Так получилось, что с родителями Габо почти не жил и как губка впитывал все, что могли ему дать бабушка с дедом. А могли они много - бесконечное общение с мальчиком, интересные рассказы, народные предания, мудрости. Ему с детства прививался хороший, сочный язык, знание фольклора, особенности родного языка. Они любили свой городок, свой дом – старый, скрипучий, разговорчивый. Мальчик не боялся этих звуков. Он любил их, считал, что это бродят предки, присматривают за ними.
Образование

Нельзя сказать, что Габриель получил полноценное образование. После смерти деда, когда мальчику исполнилось 9 лет, родители забрали его к себе и отдали в интернат. Позже он получил стипендию в иезуитском колледже. Уже тогда он начал писать стихи и многочисленные заметки в стенгазету. Потом по настоянию отца будущий писатель начал изучать юриспруденцию в Национальном университете Боготы.
Он прервал обучение раньше срока, так как журналистика и литература захватили его целиком. Любимые писатели, такие как Хемингуэй, Кафка, Фолкнер несомненно повлияли на его решение и все дальнейшее творчество. В этот же решающий период своей жизни Габриэль знакомится со своей будущей женой. Но совместную семью они создадут только через 10 лет.
Творчество и семья

Покончив с образованием Маркес начал вести колонку в местной газете. Он становится активным членом неформальной группы писателей и журналистов. В 1955 г на средства друзей вышла первая повесть «Палая листва». В ней появляется вымышленный удивительный город Макондо. В родном городке писателя, который в какой-то степени явился прототипом, «палой листвой» называли людей, вынужденных переезжать с места на места в поиске работы и заработка. В этом произведении первый раз прозвучала тема одиночества.
В 1956 году Маркес работал корреспондентом в Париже. Работа в газетах оплачивалась очень скудно, но давала возможность побывать в различных странах. В 1957 году Гарсиа Маркес был на московском фестивале молодёжи и студентов. Правда попал он туда не легально, примкнув к фольклорной группе в качестве музыканта. Результаты события мастерски отражены им в эссе.
В 1957г Маркес переезжает в столицу Венесуэлы. Одновременно с работой в газете «El Momento» Габриэль не перестает писать рассказы и киносценарии.
В 1958 г он отправился в Колумбию и наконец женился на давней избраннице Мерседес. Вместе они вернулись в Каракас, где через год у них родился первый ребенок. Молодая жена была из зажиточной семьи. При этом она безропотно переносила небогатое существование. Поддержка жены и друзей позволили Маркесу продолжать населять Макондо своими героями.
В 1961 году они с женой переезжают в Мексику. Там появились на свет второй сын Габриэля Маркеса и новое произведение «Полковнику никто не пишет». В том же вымышленном знойном городе ждет чуда пронзительно одинокий человек. Через несколько лет на экраны выйдет одноименный фильм.
1962 год мог принести своим читателям новый роман «Недобрый час». Его опубликовали в Испании, но автор опротестовал и изъял его, так как издатель позволил себе внести ряд изменений. Авторский вариант вышел в Мексике в 1966 году.
Завершает цикл произведений, происходящих в Макондо, роман «Сто лет одиночества». Именно он принес Маркесу настоящую мировую славу и наконец-то материальное благополучие. Габриэль Маркес проследил 100 лет жизни 6- ти поколений одного семейства. Еще более остро, чем в других произведениях звучит здесь тема одиночества.
Последние годы жизни Маркес не мог писать. Он резко начал терять память. Но по словам друзей и родни не потерял чувство юмора и любовь к жизни. Габриэль Гарсиа Маркес скончался 17 апреля 2014 года в окружении родных и близких. Жена и оба сына были рядом с ним до самого конца.

 

Краткое содержание «Сто лет одиночества»

Роман «Сто лет одиночества» Маркеса был написан в 1966 году. Писателю пришлось заложить все свое имущество, отказаться от работы, общения с друзьями и близкими, чтобы с головой погрузиться в написание книги. Эти жертвы не прошли напрасно – сюрреалистическая сказка Маркеса стала одним из самых популярных произведений ХХ века.

Главные герои

Хосе Аркадио Буэндиа – глава большого семейства, основатель Макондо, упрямый и волевой мужчина.

Урсула Игуаран – супруга Хосе Аркадио, трудолюбивая, заботливая женщина, поставившая на ноги не только детей, но также внуков и правнуков.

Хосе Аркадио – старший сын четы Буэндиа, невероятной силы мужчина, импульсивный и упрямый.

Аурелиано Буэндиа – младший сын Буэндиа, полковник, задумчивый мужчина с прекрасно развитой интуицией.

Амаранта – дочь Урсулы и Хосе Аркадио, нежная и добрая, но глубоко несчастная в личной жизни.

Ребека – сирота, которую удочерили супруги Буэндиа, супруга Хосе Аркадио.

Другие персонажи

Мелькиадес – старый мудрый цыган, лучший друг старшего Хосе Аркадио, записавший столетнюю историю семейства Буэндиа.

Пилар Тернера – гадалка на картах, добрая, любвеобильная женщина.

Пьетро Креспи – музыкант, галантный итальянец, предмет вражды между Амарантой и Ребекой.

Ремедиос – красивая девочка, супруга Аурелиано.

Аркадио – внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернера.

Санта София де ла Пьедад – супруга Аркадио.

Ремедиос Прекрасная – невероятно красивая, но умственно отсталая дочь Аркадио и Санта Софии де ла Пьедад.

Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй – близнецы, родные братья Ремедиос.

Аурелиано Хосе – внебрачный сын Аурелиано Буэндиа и гадалки Пилар.

Геринельдо Маркес – полковник, порядочный, решительный, настойчивый мужчина, влюбленный в Амаранту.

Фернанда даль Карпио – супруга Аурелиано Второго, сухая, властная женщина.

Петра Котес – мулатка, любовница Аурелиано Второго.

Хосе Аркадио, Рената (Меме), Амаранта Урсула –дети Фернанды и Аурелиано Второго.

Маурисио Бабилонья – любовник Меме, отец ее сына Аурелиано.

Краткое содержание

«Полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела», вспоминает дни своей далекой юности. В те годы Макондо был крошечным поселком, состоящим из двух десятков глинобитных хижин. Каждую весну здесь разбивали свой табор цыгане, и отец полковника – Хосе Аркадиа Буэндиа – всегда покупал у цыган разнообразные диковинки: магниты, подзорную трубу, лупу. Глава цыган – Мелькиадес, будучи «честным человеком», отговаривал мужчину от необдуманных покупок, но тот неизменно поступал по-своему.

В молодости Хосе Аркадиа Буэндиа был, «словно некий молодой патриарх», который прикладывал все силы для обустройства Макондо. Однако регулярные встречи с цыганами привели к тому, что деятельный и практичный мужчина загорелся «желанием познать чудеса света».

Устав от чудачеств мужа, Урсула потребовала, чтобы он лучше занялся сыновьями, что были «брошены на произвол судьбы, словно щенята какие». Опомнившись, Хосе Аркадио Буэндиа стал проводить с детьми много времени – он «учил детей чтению, письму, счету и рассказывал им о чудесах мира».

С появлением цыган Хосе Аркадио Буэндиа узнал, что его старый приятель Мелькиадес умер.

***

Урсулу и Хосе Аркадия Буэндиа «связывали с мужем узы более прочные, чем любовь: общие угрызения совести». Они были кузенами, и их родители были против брака, опасаясь рождения уродцев, как это уже было однажды в большом семействе.

Влюбленные все же сыграли свадьбу, но долгое время избегали близости. С вынужденным целомудрием было покончено, когда Хосе Аркадио убил Пруденсио Агиляра, посмевшего пошутить на эту тему. После того случая супругам стал являться призрак Агиляра, и они были вынуждены покинуть родную деревню, чтобы на новом месте основать Макондо.

Быстро возмужав, Хосе Аркадио утратил невинность с бойкой гадалкой по имени Пилар Тернера. Он обещал женщине жениться на ней, но узнав, что та ждет от него ребенка, испугался и покинул Макондо вместе с цыганским табором.

В январе Урсула родила здоровую крепкую девочку, которую назвали Амарантой.

Спустя две недели после рождения сына Пилар Тернера принесла его в дом Буэндиа. На этом настоял глава семейства, но Урсула «поставила условие, чтобы ребенок никогда не узнал правду о своем происхождении». Мальчика назвали Аркадио.

Подросший Аурелиано от скуки стал осваивать ювелирное дело. Он «сделался молчаливым и окончательно замкнулся в своем одиночестве».

Однажды в семействе Буэндиа появилась одиннадцатилетняя Ребека – сирота, дальняя родственница Урсулы. Это была молчаливая, замкнутая, странная девочка, которая всех в доме заразила бессонницей. Следом за Буэндиа перестали спать все жители Макондо, и вскоре весь поселок погрузился в беспамятство. Избавил Макондо от страшной напасти старый цыган Мелькиадес, который «действительно побывал на том свете», но спустя время решил вернуться в мир живых.

Когда Урсула окончила строительство нового просторного дома, в Макондо прибыл коррехидор Аполинар Москоте – начальник, присланный в поселок правительством. Увидев девятилетнюю дочь коррехидора, зеленоглазую Ремедиос, Аурелиано влюбился в нее.

***

Окончание строительства дома «было отмечено балом», благодаря которому Урсуле удалось вывести в свет подросших Амаранту и Ребеку. Чтобы поразить гостей, Урсула приобрела чудесное изобретение – пианолу, которую привез молодой итальянский мастер Пьетро Креспи. После его отъезда Ребека прорыдала несколько дней. Выяснилось, что и Амаранта влюбилась в утонченного Пьетро.

Аурелиано, страдающий от любви к маленькой Ремедиос, нашел утешение в объятиях добродушной Пилар. Женщина пообещала, что уговорит родителей Ремедиос дать согласие на их брак.

Хосе Аркадио Буэндиа, узнав о страданиях Ребеки, согласился выдать ее замуж за Пьетро. Чтобы при этом не травмировать Амаранту, было решено отправить ее «в главный город провинции, чтобы путешествие и перемена общества помогли девушке справиться с разочарованием».

Счастливое течение жизни в доме Буэндиа «нарушила только смерть Мелькиадеса». Перед отъездом из Макондо Амаранта пообещала Ребеке, что та выйдет замуж за Пьетро через ее труп.

При встрече с Аурелиано Пилар призналась, что ждет от него ребенка. Хосе Аркадио настолько увлекся механическими игрушками, что спустя время сошел с ума, полагая, что время остановилось на понедельнике.

***

Когда Ремедиос достигла половой зрелости, она обвенчалась с Аурелиано. Благодаря изощренным козням Амаранты свадьба Ребеки и Пьетро каждый раз откладывалась на неопределенный срок. За семь дней до венчания влюбленных в муках умерла беременная Ремедиос, и свадьба в очередной раз была перенесена из-за траура.

Неожиданно домой вернулся Хосе Аркадио, покинувший семью из-за любви к цыганке. Обладая огромной силой и внушительных размеров мужским достоинством, он жил тем, что за деньги ублажал женщин и мерился силой с мужчинами. Ребека, позабыв о своей любви к Пьетро, вышла замуж за Хосе Аркадио. «Урсула никогда не простила им этого брака», и запретила молодоженам появляться в ее доме.

Оправившись от предательства, Пьетро сделал предложение Амаранте, однако Аурелиано сообщил, что сейчас не время для свадеб – «либералы начнут войну». Аркадио – внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар – «был назначен гражданским и военным правителем Макондо». Аурелиано и многие другие мужчины Макондо присоединились к войскам генерала-революционера Виктору Медины – отныне он стал полковником Аурелиано Буэндиа.

***

Аркадио показал себя безумным и жестоким правителем, который приказывал тут же исполнять все, «что взбредет в голову». Только Урсула могла контролировать его, и вскоре отважная женщина стала управлять Макондо.

Пьетро, получивший отказ Амаранты выйти за него замуж, покончил жизнь самоубийством. Тем временем Ребеке удалось перевоспитать Хосе Аркадио, и «из лентяя и бабника он превратился в большую и сильную рабочую скотину». Аркадио завел интрижку с девушкой по имени Санта София де ла Пьедад, которая родила ему дочь Ремедиос, а также двух близнецов – Хосе Аркадио Второго и Аурелиано Второго.

После поражения либералов «по приговору военно-полевого суда Аркадио был расстрелян».

***

После окончания войны в Макондо привезли пленного Аурелиано Буэндиа, но никто не решился привести в действие смертный приговор. Вскоре военные перешли на сторону полковника и отправились с ним освобождать Виктора Медину.

Урсула забрала к себе Санта Софию де ла Пьедад с тремя детьми, и дом Буэндиа наполнился детскими криками. Без видимой причина Ребека застрелила любимого супруга, великана Хосе Аркадио, и до конца своих дней жила затворницей.

Близкий друг Аурелиано Буэндиа, полковник Геринельдо Маркес был давно влюблен в Амаранту. Он сделал девушке предложение руки и сердца, но она отказала.

***

От скуки Амаранта завела интрижку со своим племянником – Аурелиано Хосе. Тем временем полковник Аурелиано Буэндиа в течение нескольких лет пытался развязать войну в Колумбии и далеко за ее пределами.

Повзрослевший и возмужавший Арелиано Хосе сделал предложение своей тетке Амаранте, но та отказала, опасаясь рождения детей со свиными хвостиками.

К Урсуле стали приходить женщины, которые просили окрестить детей – это были незаконнорожденные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа.

***

Окончательно разочаровавшись в войне, полковник Геринельдо Маркес вновь принялся ухаживать за Амарантой. Но упрямая женщина и в этот раз отказалась выйти за него замуж.

Когда Аурелиано Буэндиа, чуть было не расстрелял своего лучшего друга Геринельдо, он решил навсегда покончить с двадцатилетней войной против консерваторов. Подписав перемирие, полковник выстрелил себе в сердце, но промазал.

На радостях, что сын остался в живых, постаревшая Урсула полностью обновила большой дом.

***

Аурелиано Второй женился на Фернанде дель Карпио, которая спустя положенное время родила ему сына Хосе Аркадио. Урсуле не по нраву «упорное повторение одних и тех же имен на протяжении долгой истории семьи» – она уверена, что это не принесет ребенку ничего хорошего. Хотя ей уже исполнилось сто лет, она решила сама воспитывать мальчика, «чтобы он стал добродетельным человеком».

Отбив у брата-близнеца любовницу – мулатку Петру Котес, Аурелиано Второй стал с ней жить. Они развели скотоводческое хозяйство, и невероятно преуспели в этом. Красавице Фернанде ничего не оставалось, как смириться с наличием любовницы у мужа.

Правнучка Урсулы, Ремедиос Прекрасная, выросла необыкновенной красавицей. Она волновала даже самых сдержанных и благочестивых мужчин Макондо, но была «существом не от мира сего».

В Макондо стали съезжаться внебрачные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа. Один из них – Аурелиано Печальный – проложил к городу железную дорогу.

***

С появлением железной дороги в Макондо хлынула «лавина чужеземцев», решивших обогатиться в этой благодатном краю. Приезжий американец мистер Герберт, впечатленный вкусом бананов, устроил здесь банановую плантацию, и с тех пор город потерял покой.

Полковник Аурелиано, возмущенный бесчинствами гринго, решил покончить с произволом в его родном городе. Но, узнав об этом, неизвестные стали охотиться на «семнадцать сыновей полковника, как на кроликов», и вскоре убили всех, кроме одного – Аурелиано Влюбленного. Для полковника наступили «черные дни».

Ремедиос Прекрасная, столь чуждая всему земному, неожиданно для всех вознеслась душой и телом в небеса.

***

Урсула «начала терять зрение», но «ни одной живой душе» не сказала об этом. Чтобы никто не заметил ее беспомощность, женщина научилась ориентироваться в пространстве по запахам и привычкам членов своей семьи.

Из-за слепоты Урсулы «власть перешла в руки Фернанды», и под ее влиянием дом Буэндиа «превратился в оплот отживших обычаев». Жизнь в доме стала невыносимой, и Аурелиано Второй переехал к Петре Котес, где с головой погрузился в пиршества. Фернанда лишь попросила не говорить их общей дочери Меме, что они навсегда расстались.

Полковник Аурелиано, заметив проходящий мимо цирк, «встретился лицом к лицу со своим жалким одиночеством», после чего умер под старым каштаном.

***

Меме успешно «закончила свое обучение», и к этому времени у нее родилась сестренка Амаранта Урсула. Она сблизилась со своим отцом, который принялся всячески баловать любимую дочь.

Амаранта отправилась в мир иной после того, как соткала себе саван. Ее смерть стала большой неожиданностью для всей семьи, а «Урсула слегла и больше уже не вставала».

Меме влюбилась «до безумия» в молодого механика Маурисио Бабилонью. Тайком от родителей она стала встречаться с ним по ночам в купальне. Заподозрив неладное, Фернанда пригласила в дом меткого стрелка, чтобы тот охранял дом в ночное время. Так Маурисио получил пулю в позвоночник, приковавшую его «к постели до конца его жизни».

***

Спустя положенное время Меме родила сына. Фернанда спрятала внука и сделала «вид, будто он и не появлялся на свет». Она всем рассказала басню, будто нашла мальчика в корзине, плывшей по реке, и решила оставить сиротку у себя. После смерти возлюбленного Меме перестала разговаривать, и мать отвезла ее в далекий монастырь.

В Макондо стали сотрясать волнения рабочих Банановой компании, и для подавления восстаний забастовщики были расстреляны.

После этого чудовищного события над городом разразился ливень, который не прекращался в течение пяти лет.

***

Почувствовав, что стареет, Аурелиано Второй вернулся к Фернанде. Он с удовольствием занялся воспитанием младшей дочери и внука, которого по традиции нарекли Аурелиано.

***

Аурелиано Второй вновь вернулся к Петре, и любовники «наладили примитивное лотерейное предприятие»

Урсула не сомневалась, что умрет, как только закончится затяжной дождь – так это и случилось. По приблизительным подсчетам, главе большого семейства было «не менее ста пятнадцати и не более ста двадцати двух годов». Похоронили Урсулу «в маленьком гробике, размерами чуть побольше корзинки». В конце года умерла и Ребека.

Аурелиано Второй мучительной смертью умер от рака горла. Перед кончиной он успел разыграть в лотерею свои земли, и на вырученные деньги отправил Амаранту Урсулу учиться в Брюссель. Аурелиано Второй и его брат-близнец Хосе Аркадио Второй умерли в один миг.

***

Аурелиано Хосе, долгое время изучавший записи Мелькиадеса, понял, что они написаны на санскрите. Призрак старого цыгана сообщил ему, что когда «пергаментам исполнится сто лет и можно будет их расшифровать», и мужчина приступил к работе.

Петра Котес, жалея семью своего любовника, втайне от Фернанды посылала в дом провизию. Спустя четыре месяца после смерти Фернанды в отчий дом вернулся ее сын – Хосе Аркадио. Ему удалось найти спрятанное Урсулой золото, но вместо того, чтобы вернуться в Рим и воплотить в жизнь самые смелые мечты, он принялся устраивать оргии с местными подростками. Смерть настигла Хосе Аркадио от рук его любимчиков, которые утопили его в купальне, а сами забрали оставшееся золото.

***

В Макондо вернулась Амаранта Урсула вместе со своим супругом Гастоном. Увидев страшное запустение в доме, она сразу же принялась приводить его в порядок.

Амаранта Урсула превратилась в роскошную молодую женщину, и Аурелиано Хосе страстно влюбился в нее. Спустя некоторое время они стали любовниками.

***

Пилар Тернера умерла в возрасте ста сорока пяти лет. Безумная страсть Амаранты Урсулы и Аурелиано Хосе заставляла «кости Фернанды в могиле содрогаться от ужаса». Они так и не смогли разгадать тайну рождения Аурелиано Хосе.

Амаранта Урсула родила мальчика со свиным хвостиком, после чего умерла от потери крови. Ребенка – последнего из рода Буэндиа – съели муравьи. Аурелиано Хосе удалось полностью расшифровать манускрипт Мелькиадеса, из которого он узнал историю своего большого семейства. Согласно древнему прорицанию цыгана, как только будет прочтена последняя строчка манускрипта, Макондо «будет сметен с лица земли ураганом и стерт из памяти людей»…

Заключение

Произведение Габриеля Гарсиа Маркеса, по сути, представляет собой всестороннее исследование человеческого одиночества. Подобное душевное состояние было характерно для каждого члена большого семейства Буэндиа, из-за которого, в итоге, оно и распалось.

ТЕСТ

1. В каком году было написано произведение Габриеля Гарсиа «Сто лет одиночества»

1895   1911 1925 1966

2. К какому литературному жанру принадлежит произведение Маркеса «Сто лет одиночества»?

Эпопея Ода  Роман Новелла

3.Сколько детей было у Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы Игуаран?

Двое   Трое Пятеро Не было детей

4. Как звали старого цыгана, лучшего друга Хосе Аркадио Буэндиа?

 Мелькиадес

 Агиляр

 Аугустин

 Бернанрдо

5. Что послужило предметом сильной вражды Амаранты и Ребеки?

Борьба за наследство

Любовь к Пьетро Креспи

Расположение Урсулы

Наряды и украшения

6. Сколько лет было красавице Ремедиос, в которую влюбился Аурелиано?

9

11

15

17

7. За кого вышла замуж Ребека

Мелькиадес

Пьетро Креспи

Хосе Аркадио

Аурелиано

8. Сколько незаконнорожденных сыновей было у полковника Аурелиано Буэндиа?

 3

 5

 10

 17

9. Как звали правнучку Урсулы, необычайно прекрасную, но умственно отсталую девушку?

Фернанда

София

Ремедиос

Амаранта

10. Какое производство организовал в Макондо предприимчивый американец мистер Герберт?

 Сахарный завод

 Мебельную фабрику

 Банановую плантацию

 Производство сувениров

Вариант №1

Часть А.

1. Какого писателя XX в. называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова б) М. Горького

в) В. В. Маяковского г) С. А. Есенина

2. В каком году родился А.И. Солженицын?

а) 1918 г. б) 1919 г. в) 1920 г. г 1921 г.

3. О каком событии А. Ахматова в поэме «Реквием» писала: «Перед этим горем гнутся горы, не течет великая река…»?

а) Великая Отечественная война; б) революция;

в) эмиграция друзей-поэтов; г) арест мужа и сына.

4.Кто из перечисленных русских писателей стал первым лауреатом Нобелевской премии?

а) А. И. Солженицын б) Б. Л. Пастернак

в) И. А. Бунин г) М. А. Шолохов

5. Назовите автора следующих строк.

Во всем мне хочется дойти

До сущности протекших дней,

До самой сути. До их причины,

В работе, в поисках пути, До оснований, до корней,

В сердечной смуте.

До сердцевины.

а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак

в) А. А. Блок г) С. А. Есенин

6. Определите жанр «Тихого Дона» М. А. Шолохова.

а) роман-путешествие б) любовный роман

в) роман-эпопея г) авантюрный роман

7. «Книга про бойца» является подзаголовком:

а) поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

б) рассказа А. Н. Толстого «Русский характер»

в) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

г) романа К. М. Симонова «Живые и мертвые»

8. Какой поэт написал стихотворение, посвященное погибшему дипломатическому курьеру Теодору Нетте?

а) С. А. Есенин б) В. В. Маяковский

в) А. А. Блок г) А. Т. Твардовский

9. Назовите писателя второй половины XX в., который был киноактером, сценаристом и режиссером кино.

а) Ю. В. Трифонов б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин г) В. М. Шукшин

10. Браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Как называется повесть, посвященная этой проблеме.

а) «Печальный детектив»

б) «Пастух и пастушка»

в) «Царь – рыба»

г) «Последний поклон»

 

Часть В

Антитеза – это…


Укажите романс, написанный на стихи М.И. Цветаевой.

 

 

Вариант №2

Часть А

1.Что послужило причиной ареста Солженицына?

а) нарушение приказа командования

б) дезертирство

в) критика Сталина и Ленина

г) антисоветская пропаганда среди солдат

2. Какому поэту принадлежат слова «Ведь если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»?

а) А. А. Блоку б) С. А. Есенину

в) В. В. Маяковскому г) Б. Л. Пастернаку

3. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством — «рекой жизни» Енисеем, единой темой — связи Человека и Природы, единым образным миром?

а) «Последний поклон»

б) «Царь-рыба»в)

в) «Затеси»

г) «Пастух и пастушка»

4. Каким образом раскрывается тема «человек и природа» в раннем творчестве С. А. Есенина?

а) человек — преобразователь природы

б) человек и природа антагонистичны

в) природа враждебна человеку

г) человек находится в гармонии с природой

5. Назовите автора следующих строк.

Любить иных - тяжелый крест, Весною слышен шорох снов

А ты прекрасна без извилин, И шелест новостей и истин.

И прелести твоей секрет Ты из семьи таких основ.

Разгадке жизни равносилен.Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

а) В. В. Маяковский б) Б. Л. Пастернак

в) А. А. Блок г) С. А. Есенин

6. Укажите, какое произведение называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны».

а) «Василий Теркин» А. Т. Твардовского

б) «Пулковский меридиан» В. М. Инбер

в) «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц

г) «Зоя» М. М. Алигер

7.Кто из писателей XX в. создал эпическое произведение о «земле, любви и воле»?

а) М. Горький «Жизнь Клима Самгина»

б) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

в) М. А. Булгаков «Белая гвардия»

 г) М. А. Шолохов «Тихий Дон»

8.Назовите писателя второй половины XX в., который был актером и певцом.

а) В.С.Высоцкий

б) В. П. Астафьев

в) Б.Окуджава

 г) В. М. Шукшин

9.Кто из писателей с 1946 по 1954 был генеральным секретарём и председателем Союза писателей СССР?

а) М.В.Шукшин

б) К.М.Симонов

в) А.М.Горький

г)А.А.Фадеев

10.В каком году Солженицын вернулся в Россию:

а) 1995 б) 1999 в) 1994 г) 2001

Часть В.

Гротеск – это …

Укажите известные вам песни на стихи Б.Л.Пастернака.

 

 

Кодификатор

Элементы содержания

1

Сведения по теории и истории литературы

1.1

Художественная литература как искусство слова.

1.2

Художественный образ. Художественное время и пространство.

1.3

Содержание и форма. Поэтика.

1.4

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.5

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

1.6

Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.

1.7

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1.8

Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

2

Из литературы XX века


Спецификация

Оценивание работы.

«5» - 18-20 баллов

«4» - 14-17 баллов

«3» - 10-13 баллов

«2» - менее 10 баллов

 

 

Содержание

 

И. А. Бунин.

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Антоновские яблоки», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

«Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово».

2. Максим Горький. Жизнь и творчество

«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. «На дне».

Поэзия начала века.

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм.

К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, И. Ф. Анненский,

В. Хлебников, Игорь Северянин

4.А. А. Блок. Жизнь и творчество. Лирика: «Незнакомка», «На поле Куликовом» («Река раскину­лась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Коршун», стихотворения из цикла «Кармен» (по выбору учителя). Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические об­разы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы.

5.В. Маяковский. Жизнь и творчество.

«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая рас
продажа», «Лиличка! Вместо письма», «Юбилейное», «Сергею Есенину». «А вы могли бы?», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского.

6.А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

«Не жалею, не зову, не плачу...», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...»,«Письмо матери», «Письмо к женщине». Народно-песенная основа лирики.

Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина».

7.А. А. Ахматова. Лирика. «Песня последней встречи».

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуа­лью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Мне ни к чему оди­ческие рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», Мужество», «Приморский сонет», «Реквием».

М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве. «Имя твое — птица к руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...». «Вчера еще в глаза глядел...», «Писала я на аспидной доске...», «Поэт — издалека заводит речь...».

 

8.М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Мастер и Маргарита». Своеобразие булгаковской «дьяволиады»

9.М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея.

10.А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве. Лирика: «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери».

11.Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта.

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Во всем мне хочется дойти...». Стихи из романа «Доктор Живаго»: «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Гефсиманский сад».

12.А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.
Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего

13.Литература второй половины XX века. Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне.

 

Методический материал

Габриэль Гарсиа Маркес краткая биография

Одиночество писателя

В 1982 году Нобелевская премия в области литературы впервые была присуждена колумбийскому писателю. Ее обладателем стал Габриэль Гарсиа Маркес. Родные и почитатели всю жизнь звали его Габо.
Рождение

Родился будущий лауреат 6 марта 1927 года в небольшом колумбийском городке Аракатака и был одиннадцатым ребенком в семье. В это время его отец служил телеграфистом, но через какое-то время выучился на фармацевта и открыл собственную аптеку в другом городе. Семья переехала, а 2- х летний Габриэль остался с бабушкой и дедушкой по материнской линии. Может быть именно это сыграло решающую роль в его дальнейшей судьбе.
Детство

Дедушка, Николас Мехиа, отставной полковник, был кумиром Габриэля. Когда придет время, полковник отчетливо проявится в романах внука. Бабушка, Транкилина Коутс, мудрая, добрая женщина с сильным характером тоже четко прорисовывается в произведениях Габриэля. Так получилось, что с родителями Габо почти не жил и как губка впитывал все, что могли ему дать бабушка с дедом. А могли они много - бесконечное общение с мальчиком, интересные рассказы, народные предания, мудрости. Ему с детства прививался хороший, сочный язык, знание фольклора, особенности родного языка. Они любили свой городок, свой дом – старый, скрипучий, разговорчивый. Мальчик не боялся этих звуков. Он любил их, считал, что это бродят предки, присматривают за ними.
Образование

Нельзя сказать, что Габриель получил полноценное образование. После смерти деда, когда мальчику исполнилось 9 лет, родители забрали его к себе и отдали в интернат. Позже он получил стипендию в иезуитском колледже. Уже тогда он начал писать стихи и многочисленные заметки в стенгазету. Потом по настоянию отца будущий писатель начал изучать юриспруденцию в Национальном университете Боготы.
Он прервал обучение раньше срока, так как журналистика и литература захватили его целиком. Любимые писатели, такие как Хемингуэй, Кафка, Фолкнер несомненно повлияли на его решение и все дальнейшее творчество. В этот же решающий период своей жизни Габриэль знакомится со своей будущей женой. Но совместную семью они создадут только через 10 лет.
Творчество и семья

Покончив с образованием Маркес начал вести колонку в местной газете. Он становится активным членом неформальной группы писателей и журналистов. В 1955 г на средства друзей вышла первая повесть «Палая листва». В ней появляется вымышленный удивительный город Макондо. В родном городке писателя, который в какой-то степени явился прототипом, «палой листвой» называли людей, вынужденных переезжать с места на места в поиске работы и заработка. В этом произведении первый раз прозвучала тема одиночества.
В 1956 году Маркес работал корреспондентом в Париже. Работа в газетах оплачивалась очень скудно, но давала возможность побывать в различных странах. В 1957 году Гарсиа Маркес был на московском фестивале молодёжи и студентов. Правда попал он туда не легально, примкнув к фольклорной группе в качестве музыканта. Результаты события мастерски отражены им в эссе.
В 1957г Маркес переезжает в столицу Венесуэлы. Одновременно с работой в газете «El Momento» Габриэль не перестает писать рассказы и киносценарии.
В 1958 г он отправился в Колумбию и наконец женился на давней избраннице Мерседес. Вместе они вернулись в Каракас, где через год у них родился первый ребенок. Молодая жена была из зажиточной семьи. При этом она бе


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.