Педагогические взгляды К.Черни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Педагогические взгляды К.Черни

2020-05-10 265
Педагогические взгляды К.Черни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическое сообщение

«К.Черни. Этюды.

Технические трудности и их преодоление»

 

Автор:

Л.К.Билинкис,

преподаватель отделения

«Специальное фортепиано»

МБУДО «ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского»

 

 

г.Березники, 24.03.2020г

К.Черни был младшим современником Р.Крейцера, И.Гуммеля, Л.Бетховена, К.Вебера и старшим – Р.Вагнера, Ф.Листа, Й.Брамса, Вьетана.

Когда К.Черни находился в расцвете сил, начинался жизненный путь А.Брукнера, К.Сен-Санса, А.Рубинштейна и завершался – Д.Фильда, М.Клементи.

В отличии из-за своих выдающихся современников, Черни не принадлежал к числу дерзновенных гениев, которыми был так богат «Музыкальный небосклон» прошлого столетия. Его композиторское творчество носит нередко черты ограниченности, а проще сказать – ремесленности. Но ремесло высокого пошиба!

По воспоминаниям современников К.Черни был человеком скромным, умеренным в эмоциях, уравновешенным. Он не жаждал ни славы, ни денег. Астрономическое количество его опусов возникло отнюдь не из-за стремления к материальному обогащению, то была «внутренняя потребность души». Добротность сделанного – вот что прежде всего подкупало в его искусстве. Неторопливый четкий ритм был стилем жизни и творчества мастера.

Родился К.Черни (чех по национальности) в семье музыканта. Отец ране стал заниматься с сыном. К семи годам Карл владел весьма обширным репертуаром, включающим произведения Моцарта, Й.Гайдна, Клементи, свободно импровизировал, умел играть с листа различные музыкальные произведения и даже партитуры.

Большим событием в его жизни стало знакомство с Бетховеным. Выдающийся композитор нашел, что мальчик, несомненно, талантлив, и согласился с ним заниматься. Бетховен умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. В основе его педагогики лежала четкая продуманная последовательность в овладении различными приемами фортепианной игры. Так, первые уроки с Черни Бетховен посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах композитор учил правильному положению пальцев, движениям руки. И принцип развития техники на гаммах и двигательные рекомендации, предполагающие использование объединяющих движений руки при игре гамм, а также различного рода пассажей, были для своего времени подлинным нововведением. В последствии они нашли продолжение в педагогической деятельности К.Черни.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли для Черни занятия с Бетховеном, продолжавшиеся три года. Он не только глубоко почитал Бетховена как своего педагога, но и поистине боготворил как композитора. Черни знал наизусть все опубликованные в то время сочинения великого музыканта, неутомимо изучал рукописи, анализировал стиль и искал принципы трактовки его сочинений.

Интересы Черни не ограничивались только музыкой. Без чьей-либо помощи он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой, поэзией.

Композиторская подготовка Черни основывалась на самостоятельном изучении произведений И.С.Баха, Л.Моцарта, Клементи и, конечно, Л.Бетховена. В 1804 году был напечатан первым, еще во многом не зрелый опус Черни «Концертные вариации для фортепиано и скрипки на тему Крумпхольца», и лишь в 1818 году вышло в свет второе его сочинение «Рондо на тему каватины графа» в четыре руки. Появление этого сочинения означало по существу рождение Черни как композитора.

Слава пришла к Черни рано: ему едва минуло четырнадцать лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей, - случай почти беспрецедентный в музыкальной истории.

Можно разве провести аналогию с Моцартом и Бузони, имена которых прославились в раннем возрасте. Не случайно, что именно на Черни остановил свой выбор Бетховен, когда поручил ему занятия с племянником. А в 1819 году Адам Лист привел к нему учить своего сына Ференца.

Последние два десятилетия творческой деятельности Черни посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За десять дней до смерти им были закончены две увертюры и три сонаты. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей жизни.

 

Методы работы над этюдами К.Черни в классе специального фортепиано ДМШ

Список используемой литературы.

 

1. А.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», 1971 г., Москва, издательство «Музыка»

2. Н.Терентьева «Карл Черни и его этюды»,1999 г., Санкт-Петербург, издательство «Композитор»

3. Л.Седракян «Техника и исполнительские приемы фортепианной игры», 2007 г., Москва, издательство «Владос «Пресс»

4. В.Юзлова «О тренировке» из сборника «Ребенок за роялем», 1981 г., Москва, издательство «Музыка»

 

 

Карл Черни (1791г.-1857г.) – был выдающимся фортепианным педагогом. Прожив 66 лет, он был истинным патриотом своей профессии. Композитор начал преподавать уже в четырнадцать лет и пользовался огромной популярностью среди музыкантов в плане воспитания учащихся. Черни воспитал таких выдающихся музыкантов-виртуозов как Ф.Лист, Лешетицкий, Зилоти, Есипова.

В педагогических достижениях К.Черни обязан природному таланту и своему учителю Л.Бетховену, у которого проучился три года. Многое Черни перенял от него в методическом плане, так как по воспоминаниям современников, Бетховен был самобытным и терпеливым педагогом. Первостепенное значение, по мнению Бетховена - педагога, это развитие и воспитание музыканта-художника, для которого главной задачей является подчинение фортепианной техники эмоциональному содержанию.

Бетховен был новатором не только в композиторском плане, новаторские принципы пронизали и его исполнительское творчество. Он не только раздвигает колористические возможности фортепиано, но и переступает границы пианизма того времени.

Первые уроки с Черни Бетховен посвятил овладению различных проблем фортепианной игры: гаммы во всех тональностях. Именно на гаммах он учил правильному расположению пальцев на клавиатуре, правильному движению рук. Большое внимание уделял аппликатуре, фразировке, штрихам, расширил границы применения первого и пятого пальцев. Все это в дальнейшем пригодилось Черни в своей педагогике.

Начав заниматься педагогической деятельностью, Черни стал изучать методики старых мастеров и создавать свою «Полную теоретико-практическую фортепианную школу от первоначальных шагов до высшего мастерства». Кроме общих педагогических и эстетических проблем в ней было уделено большое внимание композиторскому стилю и интерпретации.

О прогрессивности взглядов Черни свидетельствует его подход о назначении техники. На эту тему у Черни много рассуждений: сколько заниматься в день только техникой, но не «сотворить» кумира из виртуозности; не форсировать естественное развитие; не забывать о музыке; отдавать предпочтение художественным произведениям и т.д. Как и положено талантливым и самобытным людям в его высказываниях много противоречий, много размышлений и очень много написанных этюдов и упражнений на самые разные виды техники. В музыкальной школе наших дней распространены опусы: Черни-Гермер, 299 и 740. Перед преподавателем и учащимися ставится много задач, когда начинаешь учить этюды Черни: отработки точности и уверенности в движениях, автоматизации игровых приемов, активизации кончика пальцев, ровности звука, метроритмическая организованность, воспитании мерности движения. От того, насколько ритмически точной будет организация движений, зависит качество техники. Ну, и кроме всего прочего, воспитание выносливости в исполнении этюда.

К.Черни прожил счастливую жизнь – был современником Гуммеля, Бетховена, Вебера, Вагнера, Бюлова, Листа, Брамса. Он был свидетелем открытий музыкального романтизма: Шуберта, Шумана, Шопена, Берлиоза. В отличие от своих выдающихся современников, Черни не принадлежал к числу дерзновенных гениев, к нему больше подходит (по воспоминаниям современников) определение «ремесленник», но ремесленника высшего пошиба. А главное, Черни занимался любимым делом – педагогикой к овладению фортепианного мастерства в этом сложнейшем виде искусства.

 

Методическое сообщение

«К.Черни. Этюды.

Технические трудности и их преодоление»

 

Автор:

Л.К.Билинкис,

преподаватель отделения

«Специальное фортепиано»

МБУДО «ДМШ № 1 им. П.И.Чайковского»

 

 

г.Березники, 24.03.2020г

К.Черни был младшим современником Р.Крейцера, И.Гуммеля, Л.Бетховена, К.Вебера и старшим – Р.Вагнера, Ф.Листа, Й.Брамса, Вьетана.

Когда К.Черни находился в расцвете сил, начинался жизненный путь А.Брукнера, К.Сен-Санса, А.Рубинштейна и завершался – Д.Фильда, М.Клементи.

В отличии из-за своих выдающихся современников, Черни не принадлежал к числу дерзновенных гениев, которыми был так богат «Музыкальный небосклон» прошлого столетия. Его композиторское творчество носит нередко черты ограниченности, а проще сказать – ремесленности. Но ремесло высокого пошиба!

По воспоминаниям современников К.Черни был человеком скромным, умеренным в эмоциях, уравновешенным. Он не жаждал ни славы, ни денег. Астрономическое количество его опусов возникло отнюдь не из-за стремления к материальному обогащению, то была «внутренняя потребность души». Добротность сделанного – вот что прежде всего подкупало в его искусстве. Неторопливый четкий ритм был стилем жизни и творчества мастера.

Родился К.Черни (чех по национальности) в семье музыканта. Отец ране стал заниматься с сыном. К семи годам Карл владел весьма обширным репертуаром, включающим произведения Моцарта, Й.Гайдна, Клементи, свободно импровизировал, умел играть с листа различные музыкальные произведения и даже партитуры.

Большим событием в его жизни стало знакомство с Бетховеным. Выдающийся композитор нашел, что мальчик, несомненно, талантлив, и согласился с ним заниматься. Бетховен умел органично сочетать художественное воспитание учеников с развитием их профессиональных пианистических качеств. В основе его педагогики лежала четкая продуманная последовательность в овладении различными приемами фортепианной игры. Так, первые уроки с Черни Бетховен посвятил изучению гамм во всех тональностях. Именно на гаммах композитор учил правильному положению пальцев, движениям руки. И принцип развития техники на гаммах и двигательные рекомендации, предполагающие использование объединяющих движений руки при игре гамм, а также различного рода пассажей, были для своего времени подлинным нововведением. В последствии они нашли продолжение в педагогической деятельности К.Черни.

Трудно переоценить ту роль, которую сыграли для Черни занятия с Бетховеном, продолжавшиеся три года. Он не только глубоко почитал Бетховена как своего педагога, но и поистине боготворил как композитора. Черни знал наизусть все опубликованные в то время сочинения великого музыканта, неутомимо изучал рукописи, анализировал стиль и искал принципы трактовки его сочинений.

Интересы Черни не ограничивались только музыкой. Без чьей-либо помощи он изучил семь иностранных языков, занимался древней историей, литературой, поэзией.

Композиторская подготовка Черни основывалась на самостоятельном изучении произведений И.С.Баха, Л.Моцарта, Клементи и, конечно, Л.Бетховена. В 1804 году был напечатан первым, еще во многом не зрелый опус Черни «Концертные вариации для фортепиано и скрипки на тему Крумпхольца», и лишь в 1818 году вышло в свет второе его сочинение «Рондо на тему каватины графа» в четыре руки. Появление этого сочинения означало по существу рождение Черни как композитора.

Слава пришла к Черни рано: ему едва минуло четырнадцать лет, когда он стал авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей, - случай почти беспрецедентный в музыкальной истории.

Можно разве провести аналогию с Моцартом и Бузони, имена которых прославились в раннем возрасте. Не случайно, что именно на Черни остановил свой выбор Бетховен, когда поручил ему занятия с племянником. А в 1819 году Адам Лист привел к нему учить своего сына Ференца.

Последние два десятилетия творческой деятельности Черни посвятил исключительно композиции, аранжировке и занятиям лишь с талантливыми учениками, причем бесплатно. За десять дней до смерти им были закончены две увертюры и три сонаты. Музыка была единственной радостью Черни, делом всей жизни.

 

Педагогические взгляды К.Черни

 

Фортепианная педагогика во второй половине XIX века развивалась в сложных противоречивых условиях. Так музыканты 30-40 годов искали иные, более рациональные пути воспитания техники, естественные двигательные приемы; усилился интерес к проблемам интерпретации и звуковому разнообразию – отсюда и стремление найти средства к колористическому «раскрепощению» инструмента. Передовые идеи надо было отстаивать в борьбе с рутиной, с поверхностным подходом к обучению фортепианной игре. В этой борьбе мнений несомненно положительную роль сыграла деятельность К.Черни.

Можно выделить несколько аспектов в его педагогике, причем в каждом из них видна преемственность с педагогическими взглядами Л.Бетховена.

Во-первых, Черни стремился раскрыть индивидуальности учеников; во-вторых, сформировать их всесторонне развитыми музыкантами, обладающими самостоятельной творческой волей и безукоризненным пианистическим мастерством. В-третьих, Черни развивал в учениках умение серьезно, планомерно работать, воспитывал дисциплину мыслей и чувств.

В своих многочисленных педагогических трудах и прежде всего фундаментальнейшей «Полной теоретико-практической фортепианной школе от первоначальных шагов до высшего совершенствования» Черни предстает творчески мыслящим музыкантом и педагогом.

О прогрессивности взглядов Черни свидетельствует и его подход к вопросу о назначении техники.

Этюды и упражнения Черни – фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками. От самых простейших элементарных технических формул Черни ведет исполнителя к задачам высшей виртуозной трудности. Пожалуй, нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения первой половины XIXвека, которому Черни не уделил бы в большей или меньшей степени внимания. Его этюды и упражнения дают богатый материал для овладения видами фортепианной техники, связанный с подкладыванием первого пальца, всевозможными типами гамм, арпеджио, в том числе с пропущенной терцией или квинтой, подготавливают к овладению двойными нотами, широко представлена техника украшений, значительное место отведено репетиционной, октавной и аккордовой фактуре.

Новые для того времени технические формулы оказали определенное влияние на аппликатурные указания в сочинениях и порой можно назвать даже смелой. В ряде сочинений Черни широко применяет приемы скольжения и перекладывания пальцев, характерные для пианизма Ф.Шопена и Ф.Листа. Композитор прибегает и к позиционной аппликатуре.

В высшей степени целесообразно и удобно построена в этюдах Черни партия аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических трудностей (особенно в сборниках для начинающих пианистов). Партия аккомпанемента служит своего рода сигналом привлекающим внимание ученика к появлению нового фактурного элемента или к изменениям фигурационного рисунка. В ряде этюдов аккомпанемент выполняет мелодическую функцию.

Подавляющее большинство пианистов училось и учится на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г.Гермером, этюдах из опусов 299 и 740.

Многие учащиеся при освоении этюдов Черни заняты в основном техническими проблемами в узком понимании этого слова. Ни артикуляционным, ни динамическим задачам должного внимания не уделяется, тем самым не только значительно обедняется смысл и назначение этюдов Черни, но и по существу неполноценно решается поставленная композитором фактурная проблема, ибо работа над произведением протекает механически, без активизации слуха.

Следует обратить внимание и на темп, в котором обычно играют этюды Черни. Они приобретают другую окраску и даже иной характер, если их исполнять в темпе, задуманном автором, - тогда этюды становятся искрящимися виртуозными произведениями.

Эпиграф «Каково употребление, такова и польза» можно отнести к любому из сборников его произведений.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.