Критерии правильности действий педагога — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Критерии правильности действий педагога

2020-05-08 387
Критерии правильности действий педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     
 

 


Меняется формат взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.

 

 

 


ожидаемые

образовательные результаты

 

(целевые ориентиры)

 

 


Как уже было обозначено ранее, главная цель дошкольного об-разования — «воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».


 

28


Но как достичь «гармоничного развития»? Для обеспечения «гармонич-ного развития» ребенка, в первую очередь, необходимо обеспечить един-ство задач воспитания, развития и обучения.

 

Воспитание  — это формирование первичных ценностных пред-ставлений (понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», основ нравственности, восприятия традиционных российских ценностей, па-триотизм и пр.); формирование положительной мотивации (уверен-ности в себе, инициативности, позитивного отношения к миру, к себе,

 

к другим людям, стремления «поступать хорошо», отношение к образо-ванию как к одной из ведущих жизненных ценностей, стремление к здо-ровому образу жизни и пр.).

 

Развитие —это развитие общих способностей,таких как познаватель-ный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы (когнитив-ные способности); умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде (коммуникативные способности); умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулиро-вать свое поведение и настроение (регуляторные способности).

Особо хотелось бы сказать о развитии специальных способностей и ода-ренностей,то есть о тех способностях человека,которые определяют егоуспехи в конкретной деятельности, для осуществления которой необхо-димы специфического рода задатки и их развитие. К таким способностям относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные и пр. Программа «ОТ РОЖ-ДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» одна из немногих программ дошкольного обра-зования, где наряду с развитием общих способностей решается задача по поддержке и развитию специальных способностей детей.

 

Обучение —это усвоение конкретных элементов социального опыта,освоение новых знаний, умений, навыков, для чего необходимы правиль-но организованные занятия.

 

Конечно, такое деление до некоторой степени условно, так как в до-школьном возрасте любое взаимодействие с ребенком содержит в се-бе и воспитательный, и обучающий, и развивающий эффект. Единство воспитания, обучения и развития составляет основу дошкольного об-разования.

 

Образовательные результаты в дошкольном воспитании

 

Образовательные результаты, по определению, это результаты, достигнутые в процессе образовательной деятельности. Для целей


 

29


дошкольного образования будем их классифицировать следующим об-разом:

 

Мотивационные образовательные результаты —это сформиро-ванные в образовательном процессе первичные ценностные представ-ления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений

 

к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критиче-ское мышление.

 

Универсальные образовательные результаты —это развитие об-

 

щих способностей (когнитивных — способности мыслить, коммуника-тивных — способности взаимодействовать, регуляторных — способности

к саморегуляции своих действий).

 

Предметные образовательные результаты —это усвоение конкрет-ных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

 

Более подробно эти понятия раскрываются в табл. 1.

 

Такой подход к пониманию образовательных результатов не по-зволяет акцентировать внимание исключительно на достижении предметных результатов (ЗУН — знания, умения, навыки), но требу-ет комплексного подхода и предполагает, что во главу угла ставится формирование личности ребенка через развитие общих способностей (когнитивных, коммуникативных, регуляторных) с опорой на сформи-рованные ценностные представления и полученные знания, умения, навыки.

 

В такой парадигме достижение предметных результатов (знания, умения, навыки) является не целью, а материалом для развития ребенка,

а ценностные представления задают требуемое направление для проявле-ния инициативы и самореализации.

Достижение обозначенных образовательных результатов обеспечива-ется соблюдением «семи золотых принципов» дошкольного образования, изложенных в целевом разделе:

 

1. ЗБР (Зона ближайшего развития)

 

2. Культуросообразность

 

3. Деятельностный подход

 

4. Возрастное соответствие

 

5. Развивающее обучение

 

6. Амплификация развития

 

7. ПДР (Пространство Детской Реализации)


 

 

30


Специфика

Дошкольного возраста

 

Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития ре-бенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность

и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка-дошкольника до-стижения конкретных образовательных результатов, поэтому в Федераль-ных государственных образовательных стандартах дошкольного образова-ния употребляется более корректный термин — «целевые ориентиры».

 

Ожидаемые образовательные результаты освоения Программы это не то, что ребенок должен освоить в обязательном порядке. Ожидае-мые образовательные результаты следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначаю-щие направленность воспитательной деятельности взрослых.

 

В соответствии с ФГОС ДО ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры) не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основа-нием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, педагоги не должны требовать от детей достижения конкретных образовательных результа-тов. Но этот факт вовсе не отменяет необходимости для самого педагога удерживать ожидаемые образовательные результаты именно как целевые ориентиры, задающие вектор работы с детьми.

 

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, одна-ко каждая из примерных программ имеет свои отличительные особен-ности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

 

Таким образом, ожидаемые образовательные результаты (целе-вые ориентиры) Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к Программе.

 

Но что можно считать хорошими образовательными результатами в до-школьном воспитании? К каким конкретно результатам следует стремиться воспитателю? Понятно, что это коренным образом зависит от возрастных

и индивидуальных возможностей ребенка. Например, проявление инициа-тивы у трехлетнего ребенка совершенно иное, нежели у шестилетнего.

Поэтому ожидаемые результаты освоения детьми Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» будем подразделять на итоговые и проме-жуточные.


 

31


Таблица 1

Ожидаемые образовательные результаты

 
    (целевые ориентиры)      
           
    Мотивационные   Предметные  
    образовательные результаты   образовательные результаты  
           
    Ценностные представления  

Знания, умения, навыки

 
   

и мотивационных ресурсы

   
         
 

 

     

Инициативность.

Овладение основными культурными  

Позитивное отношение к миру,

  способами деятельности, необходи-  
 

мыми для осуществления различных

 
 

к другим людям вне зависимости от их

   
   

видов детской деятельности.

 
 

социального происхождения, этнической

   
       
 

принадлежности, религиозных и других

Овладение универсальными пред-  
 

верований, их физических и психических

  посылками учебной деятельно-  
 

особенностей.

  сти — умениями работать по правилу  

• Позитивное отношения к самому себе,

  и по образцу, слушать взрослого  
 

и выполнять его инструкции.

 
 

чувство собственного достоинства, уверен-

   
       
 

ность в своих силах.

Овладение начальными знаниями  

Позитивное отношение к разным видам

  о себе, семье, обществе, государстве,  
 

мире.

 
 

труда, ответственность за начатое дело.

   
       

Сформированность первичных ценностных

Овладение элементарными пред-  
 

ставлениями из области живой при-

 
 

представлений о том, «что такое хорошо

   
   

роды, естествознания, математики,

 
 

и что такое плохо», стремление поступать

   
   

истории и т. п., знакомство с произ-

 
 

правильно, «быть хорошим».

   
   

ведениями детской литературы.

 
         

• Патриотизм, чувство гражданской при-

Овладение основными культурно-

 
 

надлежности и социальной ответственно-

 
   

гигиени­чески­ми­ навыками, началь-

 
 

сти.

     
     

ными представлениями о принципах

 
         

• Уважительное отношение к духовно-

  здорового образа жизни.  
     
 

нравственным ценностям, историческим

Хорошее физическое развитие

 
 

и национально-культурным традициям

 
   

(крупная и мелкая моторика, вы-

 
 

народов нашей страны.

   
   

носливость, владение основными

 
         

• Отношение к образованию как к одной

  движениями).  
     
 

из ведущих жизненных ценностей.

• Хорошее владение устной речью,

 
       

• Стремление к здоровому образу жизни.

  сформированность предпосылок гра-  
 

мотности.

 
         
           


 

32


Универсальные

 

образовательные результаты

 

 

Когнитивные способности

  Коммуникативные   Регуляторные  
   

способности

 

способности

 
         
             
Любознательность. Умение общаться Умение подчиняться  

Развитое воображение.

  и взаимодействовать   правилам и социаль-  
 

с партнерами по игре,

 

ным нормам.

 
         

Умение видеть проблему,

  совместной деятель-

Целеполагание и

 
 

ности или обмену

 
 

ставить вопросы, выдвигать

   
     

планирование (спо-

 
   

информацией.

   
 

гипотезы, находить опти-

     
     

собность планиро-

 
         
 

мальные пути решения.

       
 

Способность действо-

 

вать свои действия,

 
       

Способность самостоя-

  вать с учетом позиции   направленные на до-  
 

другого и согласовы-

 

стижение конкретной

 
 

тельно выделять и форму-

     
   

вать свои действия с

 

цели).

 
 

лировать цель.

     
   

остальными участника-

     
     

Прогнозирование.

 

• Умение искать и выделять

 

ми процесса.

 
       
  необходимую информацию.

Умение организовы-

Способность адек-

 
     
     

ватно оценивать

 

Умение анализировать, вы-

 

вать и планировать

   
   

результаты своей

 
 

делять главное и второсте-

 

совместные действия

   
     

деятельности.

 
 

пенное, составлять целое

 

со сверстниками

   
         
  из частей, классифициро-   и взрослыми.

Самоконтроль и кор-

 
 

вать, моделировать.

     
 

Умение работать

 

рекция.

 
       
         
Умение устанавливать   в команде, включая      
  причинно-следственные   трудовую и проектную      
  связи, наблюдать, экспе-   деятельность.      
  риментировать, формули-          
  ровать выводы.          

 

• Умение доказывать, аргу-ментированно защищать свои идеи.

 

• Критическое мышление, способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.


 

 

33


Ожидаемые итоговые результаты освоения Программы являют-ся целевыми ориентирами для воспитателя на этапе завершения деть-ми дошкольного образования. Промежуточные ожидаемые результаты освоения Программы являются целевыми ориентирами для воспитателя в каждый возрастной период освоения Программы.

 

Ожидаемые итоговые и промежуточные образовательные результа-ты освоения детьми программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» будут даны

в содержательном разделе в подразделах для соответствующих возрастов при переиздании Программы.


 

 

организационный раздел


Организация жизнедеятельности детей

 

 


ПРИМЕРНЫЙ

РАСПОРЯДОК ДНЯ

 

 


Правильный распорядок дня — это рациональная продолжи-тельность и разумное чередование различных видов деятель-ности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответ-ствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

 

Дошкольные образовательные организации различаются по времени пребывания детей и могут функционировать в режиме:

 

‹кратковременного пребывания(до5часов в день);

 

‹сокращенного дня(8–10-часового пребывания);

 

‹полного дня(10,5–12-часового пребывания);

 

‹продленного дня(13–14-часового пребывания);

 

‹круглосуточного пребывания детей.

 

В таблице 2 представлена организация работы для детей 3–7 лет

 

в дошкольных организацях с 12-часовым пребыванием детей. Для детей ясельного возраста (0–3 года) режимы даны в содержательном разделе.

Предлагаемый в Программе распорядок дня является примерным, его следует корректировать с учетом особенностей конкретной дошкольной организации: контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.

 

В летнее время распорядок дня следует изменять, с тем, чтобы де-ти больше времени проводили на свежем воздухе, имели возможность больше двигаться, получать необходимую им физическую нагрузку, иметь большой выбор занятий по интересу, в общем, чтобы летом они могли хорошо отдохнуть и оздоровиться. В частности, в теплое время года прием детей, утреннюю зарядку, часть занятий, вечерний круг лучше проводить на свежем воздухе.


 

36


Таблица 2

Примерный режим дня

         
   

 

 

 
   

Младшая группа

Средняя группа

 

Режимный

  (3–4 года)     (4–5 лет)    

Момент

Длитель-

Начало

Оконча-

Длитель-

Начало

Оконча-

           

Ность

Ние

Ность

Ние

           

 

             

Прием детей, свободная

1:00 7:00 8:00 1:00 7:30 8:00                    

Утренняя гимнастика

0:10 8:00 8:10 0:10 8:00 8:10  

Подготовка к завтраку,

0:30 8:10 8:40 0:30 8:10 8:40  

завтрак, дежурство

                0:20 8:40 9:00 0:20 8:40 9:00    

Игры, кружки, занятия,

              1:00 9:00 10:00 1:10 9:00 10:10  

занятия со специали-

                               

 

             

Второй завтрак

0:10 10:00 10:10 0:10 10:10 10:20  

 

             

Подготовка к прогулке,

1:50 10:10 12:00 1:50 10:20 12:10                    

 

             

Возвращение с прогулки,

0:20 12:00 12:20 0:10 12:10 12:30                    

 

             

Подготовка к обеду,

0:40 12:20 13:00 0:40 12:30 13:10  

обед, дежурство

             

 

             

Подготовка ко сну,

2:10 13:00 15:10 2:00 13:10 15:10  

чтение перед сном,

                               

 

             

Постепенный подъем,

0:20 15:10 15:30 0:20 15:10 15:30  

профилактические

              физкультурно-                

оздоровительные

              процедуры                

 

             

Подготовка к полднику,

0:20 15:30 15:50 0:20 15:30 15:50   полдник                

 

             

Игры, кружки, занятия,

1:00 15:50 16:50 1:00 15:50 16:50  

занятия со специали-

              стами                

Вечерний круг

                  0:10 16:50 17:00 0:10 16:50 17:00  

 

             

Подготовка к прогулке,

1:20 17:00 18:20 1:20 17:00 18:20   прогулка                

 

             

Возвращение с прогул-

0:40 18:20 19:00 0:40 18:20 19:00  

ки, подготовка к ужину,

             

ужин, уход детей

              домой                                  


 

37


Продолжение таблицы 2                      
                       
      Старшая    

Подготовительная

 
Режимный     группа    

К школе группа

 
момент

Длитель-

 

Начало

 

Оконча-

Длитель-

 

Начало

 

Оконча-

 
           
 

Ность

   

Ние

Ность

   

Ние

 
               
                       
Прием детей, свободная 1:00

7:00

8:00

1:00

7:00

8:00

 
игра                      
                       
Утренняя гимнастика 0:10

8:00

8:10

0:10

8:00

8:10

 
                       
Подготовка к завтраку, 0:20

8:10

8:30

0:20

8:10

8:30

 
завтрак, дежурство                      
                       
Утренний круг 0:20

8:30

8:50

0:20

8:30

8:50

 
                       
Игры, кружки, занятия, 1:40

8:50

10:30

1:40

8:50

10:30

 
занятия со специали-                      
стами                      
                       
Второй завтрак 0:10

10:30

10:40

0:10

10:30

10:40

 
                       
Подготовка к прогулке, 1:50

10:40

12:30

1:50

10:40

12:30

 
прогулка                      
                       
Возвращение с прогулки, 0:20

12:30

12:50

0:20

12:30

12:50

 
игры, занятия                      
                       
Подготовка к обеду, обед, 0:30

12:50

13:20

0:30

12:50

13:20

 
дежурство                      
                       
Подготовка ко сну, 1:50

13:20

15:10

1:50

13:20

15:10

 
чтение перед сном,                      
дневной сон                      
                 

 

 
Постепенный подъем, 0:20

15:10

15:30

0:20

15:10

15:30

 
профилактические                      
физкультурно-                      
оздоровительные­                      
процедуры                      
                 

 

 
Подготовка к полднику, 0:20

15:30

15:50

0:20

15:30

15:50

 
полдник                      
                 

 

 
Игры, кружки, занятия, 1:00

15:50

16:50

1:00

15:50

16:50

 
занятия со

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.317 с.