Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-05-07 | 111 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Важным условием правильной организации логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. Цель обследования — определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушений составляющих ее компонентов. В процессе обследования обязательно следует учитывать не только то, чем ребенок пока не владеет, но и имеющиеся у него возможности. Анализ результатов обследования позволяет логопеду определить индивидуальную педагогическую стратегию в коррекционной работе, ее отправные моменты, ведущие и сопровождающие направления.
Первичное логопедическое обследование должно проводиться на ранних этапах обучения. Чем раньше проведено обследование школьника, тем выше вероятность того, что работа будет иметь профилактический характер, корректирующий затруднения в овладении письмом и предупреждающий возникновение его массированного стойкого нарушения. Содержание логопедического обследования школьников включает в себя изучение у детей состояния устной и письменной речи, невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения.
Как правило, каждый логопед имеет свой вариант или варианты схемы обследования, которые отражают практический опыт педагога, применяемые им методы и методики коррекционного воздействия, возраст, этап и программу школьного обучения обследуемых детей. Различные варианты схем обследования и дидактического материала к ним представлены в работах И. Н. Садовниковой (1995), Р. И. Лалаевой и Л. В. Венедиктовой (1997), А. Н. Корнева (2003), Т. А. Фотековой и Т. В. Ахутиной (2002) и других авторов.
|
При проведении логопедической диагностики детей с ЗПР представляется оправданным некоторое расширение общепринятых схем обследования, что обусловлено сложностью структуры дисграфии у этих школьников. Так, зная, что у детей с ЗПР во многих случаях наблюдается замедленное формирование межанализаторного взаимодействия, являющегося психофизиологической основой процесса письма, можно дополнить разделы схемы обследования, направленные на изучение двигательных и зрительно-пространственных функций, включив в них тесты на проверку зрительно-моторной и слухомоторной координации.
Сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов, распределения внимания, активной работы памяти и четкой организации движений руки, позволят логопеду значительно расширить информацию о ребенке. Этой же цели послужит исследование у школьника с дисграфией ориентировки в пространстве и времени. Недостаточная ориентировка может обусловить трудности ребенка в различении форм времени и видов глагола, в усвоении пространственных и временных предлогов и в их правильном обозначении на письме (И. Н. Садовникова, 1995).
В обследовании школьников с дисграфией невозможно обойтись без диагностики состояния когнитивных функций и интеллекта, что традиционно относят к психологической диагностике. Логопедическое обследование не включает, как правило, исследования состояния слухоречевой памяти. Между тем полноценность этой психической функции необходима для успешного овладения ребенком навыками произвольного, осознанного анализа речи и членения ее на общепринятые языковые единицы. У школьников с ЗПР, страдающих дисграфией, часто отмечаются низкие показатели слухоречевой памяти. Это нужно учитывать в коррекционной работе, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, повышающих продуктивность памяти.
|
Для правильной организации коррекционной работы важно изучить у школьников с дисграфией особенности состояния внимания и произвольной регуляции действий. Процесс письма — сложно организованный и первоначально очень трудный для ребенка вид деятельности, и его успешность во многом зависит от полноценной концентрации внимания, умения контролировать себя в процессе записи, способности сохранять продуктивность в работе благодаря выносливости и устойчивости внимания. Проверив особенности внимания с помощью специальных тестов и наблюдений за процессом письма учащегося, логопед во многих случаях сочтет необходимым включить в логопедическую работу формирование у детей внимания и самоконтроля при письме. Можно также порекомендовать логопедам при обследовании детей с ЗПР использовать тесты, выявляющие уровень развития интеллектуальных способностей, форм и операций мышления, так как обобщение, анализ и синтез являются основой формирования метаязыковых способностей (произвольных, осознанных операций с языковыми единицами).
Еще одним аргументом в обоснование необходимости включения в обследование детей с дисграфией психологической диа гностики может служить то, что она позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка с учетом его ведущей модальности (репрезентативной системы) — канала наиболее полноценного восприятия и переработки информации. Сообразно современным тенденциям в психологии и педагогике, полноценная организация коррекционно-обучающего воздействия невозможна без таких знаний. Преобладание какой-либо модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической) должно учитываться при организации взаимоотношений с ребенком, в способе подачи информации на занятии или уроке.
Проведение психодиагностики в структуре логопедического обследования — непростая задача. Она требует специальных знаний, умений и исследовательских навыков, к тому же занимает много времени. Ее можно осуществлять постепенно, включая проведение психологического тестирования в структуру занятий подготовительного этапа коррекции. Это будет способствовать тому, что начало коррекции не отодвинется во времени на момент окончания обследования, кроме того, психологические тесты не только решают исследовательские задачи — многие из них могут служить и цели развития у детей соответствующих функций, т. е. быть использованы как развивающие задания.
|
У логопеда, работающего с детьми с ЗПР, тесты на исследование вышеназванных функций всегда должны быть под рукой, особенно в случае отсутствия школьного психолога. Следует отдельно отметить, что в схемы логопедического обследования часто включают и материал для его проведения, в результате чего схемы становятся излишне обширными, а непосредственная информация по результатам обследования занимает в них менее 20% объема. Рациональнее фиксировать в схеме только результаты исследования тех или иных функций, анализ результатов, выводы и обобщения логопеда и других специалистов. Дидактический материал (речевой, картинный, содержание тестов) может быть оформлен в виде отдельного пакета-приложения, тем более что у школьного логопеда таких «пакетов» должно быть несколько с учетом возраста и этапа школьного обучения детей.
Получить полную информацию о ребенке силами одного логопеда сложно. Желательно к обследованию подключать и других специалистов. Так, у детей с дисграфией (не только с выявленной ЗПР) часто наблюдаются симптомы резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, психопатологические особенности личности. Степень выраженности подобных нарушений влияет на прогноз и длительность коррекции дисграфии, обусловливает необходимость сопутствующего неврологического лечения ребенка или комплексной нейропсихологической коррекции.
Однако как бы тщательно ни проводилось обследование, оно не представит всеобъемлющей информации о ребенке. Только совместная деятельность логопеда и ребенка в процессе коррекции, ежедневное общение и наблюдение за ребенком в разные моменты его жизни помогут логопеду понять, с какой личностью он взаимодействует, каким образом можно помочь этому ребенку. Приведем один из возможных вариантов содержания обследования младшего школьника с дисграфией, пропустив такие общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии.
|
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
1. Сенсомоторное развитие:
Ú латеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
Ú характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и
сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);
характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа
«кулак — ребро — ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);
• характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на вос произведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов,
графическое отображение воспринятого на слух ритмического
ряда; срисовывание графических образцов, букв).
2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:
Ú характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость,
объем, переключение и распределение внимания (использу ются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение
одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за
данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
Ú характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность
воспроизведения (используются задания на описание картин ки по памяти, воспроизведение количества и последовательности
увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного
из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучива ние 10 слов (для детей с ЗПР — 7); запоминание четверостиший
и другие задания);
|
Ú характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лиш него предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Ана логии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
Ú характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов — рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);
Ú характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологические методики и тесты).
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!