Организация кредитной политики в банках второго уровня Республики Казахстан — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация кредитной политики в банках второго уровня Республики Казахстан

2020-05-07 1896
Организация кредитной политики в банках второго уровня Республики Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Банковская система Казахстана является олигополистической. На пять крупнейших банка - АО "Казкоммерцбанк", АО "БТА Банк", АО "Народный Банка Казахстана", АО "АТФ Банк" и АО "Банк Центр Кредит" - приходится 75% активов всей банковской системы. Для целей определения анализа деловой активности были взяты финансовые данные по 10 крупнейшим банкам Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2011 г. Эти данные приводятся в таблице 2 и рисунке 2 [29].

 

 

Таблица 2 - Анализ активов банков (данные в тыс. тг.) второго уровня на 01.01.2011г.

Место в рэнкинге

Наименование Банков

Активы банка

Изм. в %

Собственный капитал

01.01.10 01.01.11   01.01.10 01.01.11   01.01.10 01.01.11
1 1 "Казкоммерцбанк" 2 351 990 834 2 430 236 299 3% 269 426 645 278 493 514
2 2 "Народный Банк Казахстана" 1 998 880 350 2 023 521 731 2% 240 436 023 267 765 119
3 3 "БТА Банк" 1 971 441 914 1 993 993 880 1%  - 1 473 893 395 181 421 912
4 4 "Банк Центр Кредит" 1 152 094 706 1 211 056 597 5% 88 200 788 76 790 260
5 5 "АТФ Банк" 1 074 592 153 982 965 005 -9% 95 037 991 63 931 229
6 6 "Альянс Банк" 529 987 266 489 442 327 -8%  - 448 452 904 33 840 385
7 7 "Евразийский Банк" 324 090 059 358 742 202 11% 23 706 774 25 550 246
10 10 "Нурбанк" 294 892 793 261 507 583 -11% 44 978 785 43 927 001
8 8 "Kaspi Bank" 301 771 119 352 905 200 17% 31 260 038 35 856 245
9 9 ДБ АО "Сбербанк" 221 333 718 282 692 348 28% 36 662 605 39 912 575
Итого     10 211 074 912 10 387 063 172 39%  - 1 092 596 471 1 047 488 486

 

Активы банковской системы Казахстана, часто называемой "лучшей в СНГ", за последние годы росли стремительными темпами, достигнув на начало 2011 год около 12,0 трлн. тенге.

 

 

На фоне благоприятных макроэкономических условий и продолжающегося роста ресурсной базы, банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке.

На начало текущего года 2011г кредитный рынок обладал следующими характеристиками (таблица 5) [29]

 

Таблица - 3 Банки второго уровня по объему выданных кредитов на 01.01.2011

Наименование Банков Место по акимвам на 01.01.20011г.

Портфель кредитов

Доля кредитов в активах (%) Доля сформированных провизий в кредитах на 01.01.2011г., (%) Доля просроч. задолж-ти по кредитам, вкл. проср. вознагр. на 01.01.2011г. (%) Доля неработающих кредитов (%)
    01.01.11 01.01.10 Изм. (%)        
"Казкоммерцбанк" 1 2 344,3 2 312,2 1% 96,5 30,9 26,85 28,66
"Народный Банк Казахстана" 2 1 224,4 1 236,9 -1% 60,5 23,3 13,07 22,16
"БТА Банк" 3 1 644,7 2 524,4 -35% 82,5 56,0 33,25 66,14
"Банк Центр Кредит" 4 719,9 669,2 8% 59,4 15,2 6,34 14,55
"АТФ Банк" 5 849,5 848,0 0% 86,4 15,1 17,44 15,75
"Альянс Банк" 6 545,5 505,0 8% 111,5 58,5 54,52 63,52
"Евразийский Банк" 7 227,5 188,6 21% 63,4 10,3 2, 19 11,59
"Нурбанк" 9 200,9 235,1 -15% 76,8 42,1 5,96 46,66
"Kaspi Bank" 8 288,7 251,2 15% 81,8 14,1 8,78 13,43
ДБ АО "Сбербанк" 10 176,6 96,5 83% 62,5 6,7 2,17 6,11

 

В современных условиях развития рыночной экономики, реформирования банковской системы в Казахстане все вопросы, связанные с предоставлением кредита, рассматриваются и решаются банками второго уровня самостоятельно в соответствии с их кредитной политикой.

Кредитная политика создает основу организации кредитной деятельности банка в рамках общей стратегии его развития, определяет принципы и порядок осуществления кредитного процесса, средства и методы его реализации, а также необходимые условия разработки соответствующей документации.

Кредитная политика БВУ РК направлена на удовлетворение потребности проверенных и надежных заемщиков в кредитных ресурсах, развитие предпринимательства, содействие формированию новых, эффективно действующих рыночных структур. При работе с заёмщиком Банки вышли за рамки традиционной роли обычного кредитора, став финансовым консультантом предприятий в области эффективного использования кредитных ресурсов, рациональной организации финансовых потоков.

Цель внутренней кредитной политики - обеспечение защиты собственных интересов банка, снижение рисков при проведении активных кредитных операций.

Таким образом, наряду с правилами предоставления отдельных видов кредитов существенно изменился и механизм потребительского кредитования. Новый порядок кредитования основной деятельности предприятий, получивший название кредитования по совокупности материальных запасов и производственных затрат, введен в действие с I января 2005 года. Этот порядок кредитования в значительной степени унифицирован, и его основные положения применяются при кредитовании большинства отраслей народного хозяйства. Основное звено банковской системы, в данном случае Альянс банка - отделение банка получило значительно больше прав в маневрировании имеющимися у него кредитными ресурсами, их перераспределении при кредитовании, а также в принятии решений по применении экономических санкции к предприятиям.

Новый механизм кредитования технически более простой, чем ранее существовавший. Так в соответствии с ранее действовавшим порядком кредитования кредит выдавался каждый раз отдельно под такие объекты нормируемых оборотных средств как сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция. Выдача каждой ссуды сопровождалась представлением предприятием в банк заявления, сведений об остатках товарно-материальных ценностей, плана их движения и срочного обязательства на погашение ссуды.

В рамках этого, введена система оценки кредитоспособности заемщика. Так, в практике зарубежных банков применяются два связанных между собой метода определения кредитоспособности физического лица. Первый (логический) опирается на экспертную оценку с прогнозированием и предполагает взвешенный анализ личных качеств и финансового состояния потенциального заемщика. Экспертная оценка характеризует степень предпочтения одних показателей другим. На основе имеющейся информации специалист банка стремится составить "обобщенный образ" заявителя на ссуду и сравнить его со "стандартными образами" заемщиков, которые ассоциируются (по прошлому опыту) с различным уровнем кредитного риска. Логический метод оценки платежеспособности обычно подкрепляется развитием сети мониторинга, раскрывающей кредитную историю потенциальных клиентов. С этой целью банки многих экономически развитых стран пользуются информационными услугами кредитного бюро, которые постоянно аккумулируют и обобщают информацию о финансовом и имущественном положении потенциальных ссудозаемщиков и также стоит обратить внимание на скоринговый метод. По проекту закона кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников.

К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных заведениях, где учился клиент, возможные осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный облик и т.д.

Система скоринговой оценки кредитоспособности частных лиц вот уже несколько лет получает развитие в казахстанских банках. В настоящее время экспресс - кредиты предлагают многие банки. Однако скоринг главным образом используется для укрепления партнерских связей кредитных и торговых организаций в форме, когда сотрудник банка, находясь непосредственно в магазине, - принимает от желающих купить товар в кредит заполненные анкеты, содержащие необходимую информацию о клиентах (персональные данные; данные документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства; адрес фактического проживания: социальный статус; семейное положение; количество детей и иждивенцев: размер личного и семейного дохода; тип недвижимости; сведения об образовании и месте работы и др.). Приспособленные для быстрой обработки такие анкеты оперативно передаются в соответствующее подразделение банка, где с учетом материалов собственного архива принимается решение о выдаче или отказе в кредите. Эта процедура занимает около одного часа. При положительном решении параметры кредитования (размер процента, сумма и срок ссуды, величина первоначального собственного взноса) устанавливаются в зависимости от оцененной в баллах надежности заемщика и социальной значимости приобретаемого им товара.

Таким образом, рынок розничного кредитования в Республике Казахстан, как и любой другой, характеризуется предложением и спросом.

Каждый банк разрабатывает свои правила кредитования в соответствии с законодательством нашей страны по вопросам кредитной деятельности, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан. Правила определяют общие приоритеты, стандарты и параметры принятия решений в области кредитной деятельности, основные принципы управления кредитными рисками и ориентируют кредитную деятельность банка на решение следующих задач:

формирование качественного ссудного портфеля за счет кредитования устойчиво функционирующих субъектов хозяйственной деятельности и финансирования перспективных проектов;

обеспечение оптимальной структуры и размера портфеля, внебалансовых обязательств;

обеспечение высокого уровня безопасности и доходности размещения активов банка.

Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.

Исходя из проведенных исследований, руководство банка принимает меморандум кредитной политики в конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

.   Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:

– соотношения кредитов и депозитов;

– соотношения собственного капитала и активов;

– лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;

– лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 % от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;

– клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

г) для не клиентов банка;

– географические лимиты кредитования;

– требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления, маржа в оценке и т.д.);

– требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;

– планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.

2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

– организация кредитного процесса;

– перечень требуемых документов от заемщика и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;

– правила проведения оценки обеспечения.

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

Основной орган, осуществляющий внутреннюю кредитную политику, как правило, - Кредитный комитет банка (ККБ), действующий в рамках полномочий, определенных Правлением банка и утвержденных Советом директоров. ККБ делегирует и определяет ограниченные полномочия по принятию решений о выдаче кредитов, гарантий, открытия аккредитивов и другим вопросам, касающимся кредитной деятельности. Решение о выдаче кредита принимается на основе результатов проводимой банком комплексной экспертизы проектов, заявленных к финансированию. По отдельным проектам, требующим углубленной проработки, ККБ может формировать рабочие группы, отвечающие за проведение экспертизы и управление кредитом с привлечением независимых экспертов по анализу проекта.

Непосредственные функции, связанные с подготовкой и прохождением документов по вопросам кредитования, реализацией процедуры выдачи, обслуживания и погашения кредитов, осуществляют обычно коммерческие департаменты, кредитные управления и отделы, а также другие структурные подразделения банков.

Кредитная политика определяет такие важнейшие условия кредитования, как цену и валюту кредита.

Цена кредита формируется в зависимости от складывающихся на рынке ставок вознаграждения (интереса), предлагаемых другими финансовыми институтами, экономической стоимости активов и пассивов банка, ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан, содержания кредитуемого проекта и прочих факторов.

Ставка вознаграждения (интереса) устанавливается Кредитным комитетом, Правлением или Советом директоров в рамках определенных им полномочий и оговаривается в Кредитном договоре.

В соответствии с принципами управления кредитными рисками банк самостоятельно определяет валюту выдаваемого кредита. Как правило, банк предоставляет кредиты в национальной валюте с фиксацией валютного эквивалента по курсу НБ РК, а также в иностранной валюте, главным образом в долларах США.

Валюта кредита определяется Кредитным комитетом в зависимости от характера финансируемого проекта и текущего (перспективного) состояния валютного рынка.

Кредитование осуществляется на условиях срочности, обеспеченности, дифференцированности, возвратности, платности и использования ссуд по целевому назначению.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств у заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение.

С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается, как никогда, особое значение. Во-первых, от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно его объемы, темпы роста. Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвозвратные вложения. В-третьих, для каждого отдельного заемщика соблюдение принципа срочности возврата кредита открывает возможность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных.

С принципом срочности возврата кредита очень тесно связаны два других принципа кредитования, такие как дифференцированность и обеспеченность.

Оценка кредитоспособности хозяйственных органов, испрашивающих кредит, проводимая банком до заключения кредитных договоров, дает им возможность в определенной степени подстраховать себя от риска несвоевременного возврата кредита (и связанных с этим для банков убытков) и, следовательно, предвосхитить соблюдение хозяйственными органами принципа срочности кредитования. Дифференцированность кредитования, исходя из кредитоспособности хозяйственных органов, препятствует покрытию их потерь и убытков за счет кредита и служит необходимым условием его нормального функционирования на основах возвратности и платности. Своевременность возврата кредита находится в тесной зависимости не только от кредитоспособности заемщиков, но и от обеспеченности кредита.

Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков - риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок.

Размеры и виды обеспечения зависят от финансового положения заемщика условий ссуды, отношений с заемщиком.

Одним из способов обеспечения банковских ссуд является залог. Залог должен обеспечить не только возврат ссуды, но и уплату соответствующих процентов и неустоек по договору, предусмотренных в случае его невыполнения. В силу залога кредитор (банк) имеет право в случае неисполнения должником обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. Удовлетворение требований коммерческого банка из стоимости заложенного имущества производится по решению суда или арбитража (хозяйственного суда).

В обеспечение ссуды банки могут принимать от ссудозаемщиков в залог любое имущество заемщика, в том числе здания, сооружения, товарно-материальные ценности, товарораспорядительные документы, векселя и другие долговые обязательства, ценные бумаги (акции, облигации, казначейские обязательства и др.), иностранную валюту. В залог принимается только имущество, свободное от залога, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения. Принимаемые банком в залог товары должны быть застрахованы за счет заемщика.

Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

По сроку возврата кредит подразделяется на долгосрочный и краткосрочный кредит. Долгосрочный кредит предоставляется на срок более 1 года и обслуживает движение основных фондов, главным образом их расширенное воспроизводство и капительное строительство. Краткосрочный кредит в основном предоставляется на срок до 1 года включительно и обслуживает кругооборот оборотных средств.

Возвратность и срочность кредитования обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат возврату владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода "цена" кредита.

Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды.

Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции:

перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц;

регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях;

на кризисных этапах развития экономики - антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 - 5% годовых) или на беспроцентной основе.

Принцип использования целевого назначения кредита означает, что кредит предоставляется для целей, определенных кредитным договором.

Банк, предоставляя кредитные деньги без указания цели в кредитном договоре, берет на себя риск за возможный не возврат денег заемщиком. Указание же цели использования кредитных денег заемщиком в договоре банковского займа позволяет банку осуществлять действенный контроль за использованием кредита и снизить риск не возврата кредитных денег.

Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.

Кредит как экономическая категория служит объектом активного государственного регулирования. Цели, преследуемые государством при кредитном регулировании могут быть различны. Хотя на первый взгляд кредитная политика государства есть прямое воздействие на деятельность коммерческого банка и направлена на расширение или сокращение кредитования экономики, она преследует цели стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки экспортеров на внешнем рынке.

Таким образом, воздействие на кредитную политику в целом позволяет в конечном счете достичь более глубоких стратегических задач развития экономики.

Кредитная политика коммерческого банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.

К основным формам повышения источников кредитного потенциала относятся:

повышение числа банковских клиентов;

увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;

рост организационной сети банка;

объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).

Средства хозяйственных предприятий и организаций - основной фактор формирования кредитного потенциала. Анализ и оценка реальных возможностей к аккумуляции средств у предприятия, с одной стороны, и потребностей в денежных средствах этого же предприятия с другой - важнейшие элементы банковской кредитной политики. В зарубежной практике предпочтение отдается тем клиентам банка, которые целиком свою хозяйственную деятельность осуществляют через данный банк и депонируют в нем все свои денежные средства.

Для банков особое значение имеет большее число постоянных клиентов, так как в этом случае стабильнее депозиты в банке и его ликвидность.

Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

ликвидность баланса;

рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;

планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;

технический уровень предприятия и перспективы его развития;

удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

Средства населения должны занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

.   Величина денежных доходов и склонность к сбережениям.

2. Организация приобретения сбережений путем широкой банковской сети.

.   Качество предоставляемых услуг населению.

.   Организация информационной службы.

.   Техническая оснащенность отдела банка по работе с населением.

.   Хорошие знания клиентов, их региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.

Хорошие знания тенденции на кредитном рынке дают возможность коммерческому банку проводить деловую политику эффективно и эластично, а средства своего кредитного потенциала использовать свободнее.

Если коммерческий банк имеет ясную картину на кредитном рынке, то тем самым он обеспечивает для себя возможность получения межбанковского кредита на кредитном рынке в момент возникновения собственных обязательств без риска неликвидности. Кроме того, кредитный рынок позволяет банку поддерживать высокую ликвидность своих средств продажей их на этом рынке.

Кредитная политика коммерческого банка обеспечивает непрерывное использование всех средств, которые создаются для удовлетворения подлежащих погашению обязательств и минимального резерва ликвидности. Остаток средств необходимо реализовать на денежном и кредитном рынке. Все сделки на денежном и кредитном рынке регулируются особыми решениями органов управления банка.

Кредитная политика коммерческого банка находит свое практическое воплощение в кредитном портфеле банка. Кредитный портфель представляет собой остаток кредитной задолженности по балансу коммерческого банка на определенную дату. В казахстанской экономической литературе кредитный портфель определяется как совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы на основе определенных критериев. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. По этому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяет менеджерам банка управлять его ссудными операциями.

В отечественной практике кредитный портфель определяют как совокупность заключенных контрактов по сделкам кредитного характера. Сюда относят, помимо непосредственно ссуд, также факторинговые операции, лизинг, учет векселей, исполнение обязательства по выданным банковским гарантиям и поручительствам.

В зависимости от степени покрытия кредитного портфеля созданным резервом на возможные потери их делят на валовый и чистый кредитный портфель. Первый представляет собой общую сумму выданных кредитов юридическим и физическим лицам. Второй - сумму кредитов юридическим и физическим лицам, скорректированную на сумму созданного по ним специального резерва на возможные потери.

По признаку диверсифицированности выделяют:

Диверсифицированный кредитный портфель - удовлетворяющий требованиям функциональной, географической и иной диверсификации.

Концентрированный кредитный портфель - характеризуется высоким удельным весом кредитов определенного вида и высокой степенью рисков концентрации.

Совокупный кредитный портфель можно разделить на так называемые сектора, в которые включены кредиты, относящиеся к той или иной группе, в зависимости от критерия классификации. Таким образом, можно рассматривать различные виды кредитных портфелей, которые составляют совокупный кредитный портфель.

В зависимости от используемого критерия классификации входящих в него кредитов, кредитный портфель можно также классифицировать:

по контрагентам - клиентский кредитный портфель, включающий кредиты физическим и юридическим лицам, и межбанковский кредитный портфель. Первый тип портфеля можно также разделить на составляющие по видам клиентов;

в разрезе видов валют - тенговый портфель и валютный портфель (по видам валют). Для последнего характерно наличие помимо основных рисков, присущих кредитному портфелю, также валютного риска;

по признаку резидентства - портфель кредитов, выданных резидентам и портфель кредитов нерезидентам. В Республике Казахстан второй вид портфеля обычно занимает незначительный объем в валовом кредитном портфеле банка;

по видам обеспечения выделяют портфели кредитов, обеспеченных тем или иным видом залога, либо гарантиями (по видам гарантий) и поручительствам, а также портфель ссуд, не имеющих обеспечения. Подобная классификация важна с точки зрения использования тех или иных методов управления портфелем;

по отраслям - портфели кредитов промышленности, сельскому хозяйству, строительству, торговле и т.п.;

по срокам выдачи - портфель краткосрочных кредитов и портфель инвестиционных кредитов;

по своевременности погашения - портфель срочных, просроченных, пролонгированных, сомнительных кредитов.

Таким образом, кредитная политика является важнейшим инструментом достижения стратегических целей коммерческого банка. От ее успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского учреждения.

2.2 Организация потребительского кредитования на примере АО "БТА Банк"

 

БТА Банк - казахстанский системообразующий банк, ключевым акционером которого является Правительство Республики Казахстан в лице фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" с пакетом в 75,1 %.

По программам кредитования субъектов малого и среднего бизнеса банк освоил средства на сумму 51 млрд. тенге. Эти средства осваивались поэтапно 4 траншами:

Казына-I - 9,9 млрд. тенге;

Казына-II - 5 млрд. тенге государственных средств и еще 5 млрд. тенге собственных средств БТА;

Казына-III - 22 млрд. тенге;

"Даму-Өндіріс" - на 25 мая 2010 года, сумма освоения составила 9,1 млрд. тенге.

В рамках четвертого транша "Даму-Өндіріс" средства были направлены субъектам МСБ, занятым в следующих секторах экономики:

Промышленность;

Сельское хозяйство;

Торговля;

Строительство;

Прочие услуги;

 

Рисунок 4 - Объем средств, направленных субъектам МСБ в рамках четвертого транша, в %

 

Как показывает рисунок, самая большая доля транша приходится на промышленный сектор экономики. Кроме того, были освоены средства по программе "Даму-регионы" на сумму 6,7 млрд. тенге.

В настоящее время БТА Банк планирует принять также участие в государственной программе "ДАМУ-Регионы-2" и локальных программах местных исполнительных органов.

БТА Банк принял участие в бюджетной программе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан по пополнению основных и оборотных средств, а также лизингу оборудования предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. По решению заседания государственной комиссии право на субсидирование получили 476 проектов из 12 областей Казахстана на общую сумму 478,1 млн. тенге, или 9,6% из общего пула государственных средств выделенных по данной программе.

БТА Банк приступил к активному участию в реализации государственной программы "Дорожная карта бизнеса - 2020". Программа направлена на предпринимателей, реализующим приоритетные для экономики Казахстана проекты, путем субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, процентная ставка которых не превышает 12%. Программа будет осуществляться по трем направлениям: поддержка новых бизнес-инициатив, оздоровление предпринимательского сектора, поддержка экспортно-ориентированных производств. Так по 1-му и 2-му направлению размер субсидий составляет 5%, а по 3-му 8%. В настоящий момент в рамках данной программы принимаются Банком заявления клиентов. Лимит освоения по данной программе в настоящий момент не установлен.

Группа БТА успешно завершила рефинансирование ипотечных кредитов - было освоено свыше 37 млрд. тенге, перезаключены договора с 10 300 заемщиками.

Из 120 млрд. тенге, выделенных банковскому сектору для рефинансирования ипотечных займов, на долю БТА пришлось 37 млрд. тенге или 31 % от общей суммы государственных средств. Наибольшую активность проявили заемщики в гг. Алматы, Астана, Актобе, Караганда, Атырау и Восточно-Казахстанской области.

В рамках государственной программы кредитования субъектов предпринимательства в сфере обрабатывающей промышленности РК "Даму-Өндіріс" за период с октября 2009 г. по май 2010 г. были профинансированы предприятия корпоративного бизнеса на общую сумму 1,6 мл


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.