Методология изучения здорового образа жизни. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методология изучения здорового образа жизни.

2020-05-07 429
Методология изучения здорового образа жизни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Э. Дюркгейм, которого по праву можно назвать представителем функционализма, рассматривает молодежь как группу социального воспроизводства, а здоровый образ жизни если и анализируется, то в связи со становлением разделения труда.

Отталкиваясь от типичной для социологии XIX века идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм рассматривает современное общество как отношение индивидуальности и коллективности. В этом смысле здоровый образ жизни выявляет функциональную зависимость между силой социальных связей и интенсивностью индивидуального поведения.

Понимание Дюркгеймом здорового образа жизни, носит солидаристскую направленность. Здоровый человек есть личность, которая признает общественную солидарность. Так как современное общество не может позволить себе физическое устранение слабых, только профессионализация функций усиливает ценностную ориентацию на сохранение общества и его членов. Это содержит риск роста инвалидизации тех, кто, используя общественную солидарность и гуманистические правила, пренебрегает собственным здоровьем, ведет неправильный образ жизни.

Для Дюркгейма равенство возможностей, обеспечиваемое в обществе, как желанная цель, позволяет убрать ситуацию социального превосходства и, по мысли Дюркгейма, ориентация на здоровье является способностью усилить разделение труда и преодолеть пороки, прежде всего, на личностном уровне. Анализ противоречий общественной жизни приводит Дюркгейма к тому, что нацеленность на здоровый образ жизни, как выражение социальной солидарности, снимает угнетение человеческой личности. Кроме того, именно здоровый образ жизни не дает человеку превратиться в придаток машины, так как содержит осознание солидарности с другими и общественной необходимости в собственной социальной и профессиональной деятельности.[18] Конструирование общества через моральные связи, сознательное стремление к идеалу, как концепция социального реформизма, имеют последствием увеличение функциональной деятельности каждого человека.

Рассмотрение проблемы здорового образа жизни через взаимоотношения индивида и общества, и развитие индивидуальности в прогрессирующем разделении труда являлись бесспорным достижением. Однако переживание обществом противоречий возникающих социальных неравенств и узкой специализации не могут до конца реализовать выдвинутую Дюркгеймом концепцию социальной солидарности и, следовательно, здорового образа жизни как ориентации на признание взаимозависимости и права личности на индивидуальное развитие.

По Дюркгейму, здоровый образ жизни молодежи в целом связан с пониманием общества как законодателя деятельности человека, той социальной субстанции, которая оказывает влияние на поведение людей, и, следовательно, в процессе передачи опыта, навыков, традиций, молодежь усваивает образ жизни старших поколений, является наследником здоровья как социального капитала. Капитализация здорового образа жизни приносит обществу уверенность в будущем, в то время как нездоровый образ жизни, ассоциируемый с социальными патологиями, неизбежно ведет к общественному упадку.

Наиболее масштабный вклад в разработку и социологическую интерпретацию данного феномена внес М. Вебер, для которого здоровый образ жизни является качеством целерационального поведения – поведения современного человека. Исследуя поведенческие факторы, Вебер прямо указывает на взаимосвязь между идеальным типом действия и образом жизни, между поведенческими стратегиями и целями, которые преследует человек. Отвечая на вопрос о том, какой тип поведения содержит возможности здорового образа жизни, Вебер исходит из концепции целерациональности калькуляции интересов. Предложенные Вебером идеальные типы поведения являются ключом к пониманию проблемы здорового образа жизни. При этом Вебер отмечает, что бюрократизация современного мира ведет к его гипертрофированности.

По Веберу, здоровый образ жизни определяется рационализацией общественных отношений. Индивиды начинают ценить здоровье как личностный ресурс. И на него глубокое впечатление производит стремление выстроить социальные ориентации не по модели мирского аскетизма, пренебрегающего здоровым образом жизни, а соответствие с рациональным отношением к здоровью, которое позволяет тратить социальную энергию на расширение личностных способностей. В своей исследовательской деятельности Вебер не всегда мог избежать разнонаправленных импульсов. Веберу, утверждавшему, что индивид находится под угрозой чудовища – государства, казалось, что личность всегда подвержена конкретным интересам. Подобная линия исследования Вебера дает возможность не выводить здоровый образ жизни из неких аксиоматических суждений: в противовес Э. Дюркгейму он исходит из ассоциированного поведения человека, из того, что ориентация на «другого» позволяет обобщать личностные характеристики и трактовать интерес индивида к здоровому образу жизни в признанных обществом социальных ценностях.[19]

На системном уровне концепция здорового образа жизни у Т. Парсонса принимает характер адаптации к изменяющейся социальной среде. Модернизация, как способ формирования личности современного рационального типа, отражает применение здорового образа жизни в отношениях с обществом: с одной стороны, это становится обязанностью государства сформировать здоровую среду на социедальном уровне; с другой развивается идея о том, что благодаря здоровому образу жизни происходит наиболее успешная интеграция в обществе.

Подкрепляя эту позицию аргументами, согласно которым индивид в процессе адаптации действует по определенным групповым схемам, Парсонс считает, что здоровый образ жизни присущ отдельным группам населения по сравнению с образованием и профессионализмом, которые обретают универсальный смысл. Подобная постановка вопроса приводит к тому, что в работах представителей неклассической социологии здоровому образу жизни преподается смысл и значение упорядочения фрагментов повседневного бытия.[20]

К. Мангейм подходит к здоровому образу жизни осторожно: здоровый образ жизни является производным от состояния образования и культуры. Характеризуя проблему молодежи как проблемы достиженчества, вхождения в жизнь на иных, чем в традиционном обществе основаниях, К. Мангейм считает здоровый образ жизни элементарной формой социального контроля, который может принимать совершенные формы, если речь идет об идеологических влияниях.

Вызываемый Мангеймом интерес к социальному развитию молодежи, заключается в том, чтобы направить деятельность молодежи в социально конструктивное русло, исходил из горького опыта предвоенного периода, когда он видел фашизацию молодежи в Германии и рост экстремистских настроений, связанных с утверждением культа «сильного человека».

Социализация и передача групповых достоинств не может быть осуществлена лишь с помощью государственно-административного регулирования. Здоровый образ жизни формируется в школьных стенах, которые не должны рассматриваться как скопление изживших себя привычек и стать инструментом ассимиляции новичков из восходящих классов. Имея в виду, что в обществе сохраняются черты аристократизма, эталонности здорового образа жизни в закрытых учреждениях, Мангейм видит, что, должна расширяться социальная база выбора, отбор лучших социальных представителей восходящих классов; привилегированный слой обязан решить вопрос о более или менее устойчивой жизненно-важной ценности здорового образа жизни.

В суждениях К. Мангейма просматривается определенная политизированность выводов и вписывание здорового образа жизни в систему социального порядка, утверждение необходимости социального планирования (национальной молодежной политики).[21]

Э. Гидденс, П. Бурдье, и Дж. Александер рассматривают здоровый образ жизни исходя из того, что молодежь, как социальная группа, позиционирует себя в качестве социально перспективного слоя. Здоровый образ жизни, может стать демонстрацией преимуществ молодежи перед другими группами населения и заявки на творение будущего. Не обладая достаточными социальными ресурсами, молодежь приводит фактор молодости в качестве залога собственного успеха. Как отмечает П. Бурдье, в социально разделенном обществе образ жизни играет номинирующую роль и может являться либо инструментом включения в господствующую общность, действия по логике присоединения, либо определять тренд социального исключения, выпадения из системы господствующих социальных отношений.

Социология П. Бурдье по-новому трактует эту исследуемую проблему, в частности, для Бурдье характерна идея, что социальная реальность есть совокупность силовых отношений между социальными группами, исторически находящимися в состоянии борьбы друг с другом. Включение здорового образа жизни в анализ символического измерения социальной реальности влияет на понимание форм социальной самоорганизации и социальной деятельности как способа осмысления отношений доминирования между индивидами и группами. Наиболее известным аспектом социологии Бурдье, является социология действия. По его мнению, действие подчиняется нелогической логике, именно практической логике, на которую влияет компетентность агентов. Знание о здоровом образе жизни, представление здорового образа жизни, образ здорового образа жизни выступают ориентиром в определенных ситуациях. Противопоставляя интеллектуальные отношения практике практической рефлексивности, Бурдье полагает, что через здоровый образ жизни обычное регулирование и становится само собой разумеющимся.
Молодежь для того, чтобы стать практической группой, обязана закрепиться за определенными социальными институтами, выработать собственную идентичность и, наконец, совершать определенные совместные практики, обнаруживая себя через «типичность». Суждение о здоровом образе жизни не должно вырабатываться с точки зрения господствующих критериев и низводиться до уровня природы, поощрять популизм.

В здоровый образ жизни включается понятие культурного капитала, если он связан и с обретением знания, и с развитием художественного вкуса, и с преодолением неполноценности, ограниченности, исключения.

Бурдье отмечает, что здоровый образ жизни может стать лозунгом господствующих классов для легитимации дискриминационных практик, либо выражения социального господства по отношению к другим группам.[22]

Концепции структурации Э. Гидденса здоровый образ жизни можно интерпретировать как субъективную реальность, как проблематику множественности социального «я». Являясь практическим алгоритмом, образ жизни дает возможность категоризировать социальный опыт. В частности, являясь принадлежностью практического разума, он включает в себя формы постижения и возбуждения. Вместе с этим рассуждением Э. Гидденс предполагает, что в формировании здорового образа жизни основным является диалектика преднамеренного и непреднамеренного.

От здорового образа жизни индивид может перейти к более высоким намерениям. Придавая значение временному измерению социального действия, он связывает формирование здорового образа жизни с преодолением и снижением неопределенности.

Постклассическая социология интерпретирует здоровый образ жизни на основаниях субъективного социального выбора или алгоритмизации социального поведения. Различая номинационный, коммуникативный и деятельностно - ориентированный характер этого явления необходимо подчеркнуть, что в обществе, где действует логика социального различения, здоровый образ жизни играет роль и приобретает характер символического кода, кода общения. В российской социологической мысли отношение к данной проблеме, если не отвлечься от санитарно-гигиенического подхода и трактовки как биопсихосоциального единства, достаточно неисследовано.[23]

Работы М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги, А.Г. Здравомыслова нацелены на то, чтобы выявить социальное самочувствие в контексте здорового образа жизни, отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни как ценности. Богатый эмпирический материал дает возможность рассматривать здоровый образ жизни в контексте и в иерархии жизненных целей студенческой молодежи.

Определенные достижения содержатся в работах Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, которые, исследуя процессы социальной интеграции студенческой молодежи, рассматривают здоровый образ жизни как способ нейтрализации социальных рисков и оптимизации интеграционных усилий. Согласно позиции авторов, здоровый образ жизни выступает важнейшим критерием социального развития студенческой молодежи, так как связан с показателями социального самочувствия, удовлетворенности условиями жизни и оценкой жизненных перспектив. Подчеркивается, что студенческая молодежь, выступая, как группа социального воспроизводства, ориентирована на здоровый образ жизни в качестве возможностей территориальной мобильности и перемены профессии.

Г.А. Чередниченко, анализируя социальные ориентации молодежи, приходит к выводу, что, вступая в самостоятельную жизнь, студенческая молодежь осуществляет свои социальные ориентации и профессиональные намерения в конфликтной социальной среде. Так как система профессионального образования и формирует трудовые навыки, и передает ценностные ориентации, речь идет не только о когнитивных и профессиональных ценностях, но и о здоровом образе жизни в качестве инкорпорированного социального капитала.

Определенную популярность снискали мысли Л.Г. Ионина, для которого в образе жизни содержится определенный инсценировочный элемент. В процессе социальных трансформаций, считает Л.Г. Ионин, возникают классификационные линии, новые дифференциации. Если понимать неравенство как знаковость и рассматривать в индивидуализации жизненных и культурных стилей, здоровый образ жизни теряет стабильную форму и становится индивидуализированной жизненной чертой. Касаясь перспектив развития здорового образа жизни, Ионин обращает внимание на широту предложений в этой области, на овладение новыми видами спортивной и оздоровительной деятельности. Однако в целом социологическая мысль не достигла достаточной степени интерпретации уже имеющихся результатов по исследованию здорового образа жизни в смежных сферах знания.

Здоровому образу жизни как повседневному эпосу противостоит концепция социального индивида, в которой содержится недооценка образа жизни как фактора, формирующего жизненные стратегии и обеспечивающего социальные ресурсы индивида.[24]

2.2. Результаты исследования анкетного метода опроса отношения студентов к ЗОЖ.

Целью исследования является анализ отношения студентов исторического факультета к здоровому образу жизни. В анкетировании говорилось об отношении предпочтений ЗОЖа, вопросы как для себя респондент представляет ЗОЖ, вопросы о вредных привычках и т.д.

Анкетирование проводилось с мая по июнь 2019 года.

Количество анкетируемых – 87 студентов Бурятского Государственного университета Исторического факультета, очной формы обучения, бакалавриата.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Методы сбора информации:

1.Теоретические:

- анализ литературных источников, статистический анализ.

2. Эмпирические:

- данные вторичного анализа статистических материалов.

- анкетный опрос; выборка на квотной основе.

В данной курсовой работе методом исследования послужил метод анкетирования.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

- высокой оперативностью получения информации;

- возможностью организации массовых обследований;

- сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

- отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов.

Выборка.

Генеральная совокупность – составила число студентов формы обучения - бакалавриата - 255

Выборочная совокупность равна, при 95% доверительном интервале и рассчитана по формуле S= Z2*(p)*(1-p)/C2 и равна 81

Z= Z (фактор (например 1.96 для 95% доверительного интервала)

p = процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме

(0.5 по умолчанию)

c = доверительный интервал, в десятичной форме (например, 0.09= ±9%)

Вопрос 1. Что для студентов представляет ЗОЖ: а) для 49,4% респондентов это занятие физической культурой и спортом; б) для 8% респондентов это правильное питание; в) для 10,3% респондентов это соблюдение режимов труда и отдыха; г) для 32,2% респондентов это отказ от вредных привычек.

Вопрос 2. Придерживаются ли студенты здорового образа жизни: а) на вариант ДА, 12,6%; б) на вариант СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ для 37,9%; в) на вариант СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА для 41,4%; г) на вариант НЕТ, для 8% ответов.

Вопрос 3. Какой жизненной позиции придерживается студенты.

а) активной 70,1%;

б) пассивной 29,9%.

Вопрос 4. Предпочтение относительно здорового образа жизни студентов.

а) правильное питание составило 16,1%;

б) соблюдение режимов труда и отдыха составило 11,5%;

в) занятие физической культурой и спортом составило 42,5%;

г) отсутствие вредных привычек составило 29,9%.

Вопрос 5. Занимается ли студенты спортом.

а) на вариант ДА, ответило 48,3%;

б) на вариант НЕТ, ответило 51,7%.

Вопрос 6. Активно ли студенты занимаются физической культурой и спортом.

а) постоянно занимаются 13,8%;

б) занимаются иногда 69%;

в) не занимаюсь 17,2%.

Вопрос 7. Делаете ли студенты утреннюю зарядку.

а) постоянно делают 1,1%;

б) делают иногда 33,3%;

в) не делают 65,5%.

Вопрос 8. Закаливают ли студенты свой организм.

а) на ответ ДА, ЧАСТО составило 5,7%;

б) на ответ ДА, ЧАСТО составило 29,9%;

в) на ответ НЕТ, составило 64,4%;

Вопрос 9. Курят ли студенты.

а) на ответ ДА, ответило 24,1%;

б) на ответ НЕТ, ответило 60,9%;

в) на ответ ИНОГДА ответило 14,9%.

Вопрос 10. Употребляют ли студенты спиртные напитки.

а) каждую неделю, ответило 3,4%;

б) один или два раза в месяц, ответило 26,4%;

в) несколько раз в год, ответило 51,7%;

г) никогда, ответило 18,4%.

Вопрос 11. Пробовали ли студенты когда-нибудь наркотические вещества.

а) ДА, 5,7%;

б) НЕТ, 94,3%.

Вопрос 12. Признак, который наиболее препятствует для студентов, ведению здорового образа жизни.

а) лень для 39,1% респондентов;

б) стресс для 5,7% респондентов;

в) вкусная еда для 16,1% респондентов;

г) вредные привычки 19,5% респондентов;

д) нет времени для 19,5 респондентов.

Вопрос 13. На каком курсе учится студенты.

а) ответивших с первого курса составило 33,3%;

б) ответивших со второго курса составило 29,9%;

в) ответивших с третьего курса составило 27,6%;

г) ответивших с четвертого курса составило 9,2%.

Вопрос 14. Студенты по половому признаку.

а) парней составило 54%;

б) девушек составило 46%.

Вопрос 15. Возраст составил:

1) семнадцатилетних составило1,1%;

2) восемнадцатилетних составило 16,1%;

3) девятнадцатилетних составило 28,7%;

4) двадцатилетних составило 29,9%;

5) двадцатиоднолетних составило 11,5%;

6) двадцатидвухлетних составило 8%;

7) двадцатитрехлетних составило 3,4%;

8) двадцатичетырехлетних составило 1,1%.

Из всех опрошенных придерживающихся или не придерживающихся ЗОЖ, почти оказалось равномерной. Большая часть студентов не занимается спортом 51.7%, занимающихся споротом оказалось 48,3% опрошенных. Для 49,4% респондентов представление что такое здоровый образ жизни это занятие физической культурой и спортом, для 8% респондентов это правильное питание, 10,3% респондентов, считают это соблюдением режимов труда и отдыха и для 32,2% респондентов это отказ от вредных привычек. Большая часть опрошенных ведет активную жизненную позицию, малая часть из них придерживается пассивной жизненной позиции.                                                                                                                                                                        

24,1% опрошенных студентов курят, 60,9% не курящих студентов, и 14,9% ответило, что иногда покуривают. Утреннюю зарядку почти никто не делает, 33,3% ответили, что делают иногда, 65,5% не делают зарядку. Признаки, по которым студенты не ведут ЗОЖ, заключается в следующем: 39,1% из-за лени, из-за стресса 5,7%, неправильное питание составило 16,1%, 19,5% имеющих вредные привычки, не хватает времени у 19,5%.

 

Заключение

Здоровье – это основа жизни человека, оно занимает наиболее высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье – одна из важных составляющих частей человеческого состояния и одно из основных факторов социального и экономического состояния.

В социологическом исследовании на тему: «Отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни» были достигнуты все поставленные цели и задачи. В этом исследовании преследовалась цель, проанализировать отношение студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни. В данной курсовой работе был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения студентов Исторического факультета к здоровому образу жизни».

Анкетирование проводилось с мая по июнь 2019 года.

Количество анкетируемых – 87 студентов Бурятского Государственного университета Исторического факультета, очной формы обучения, бакалавриата.

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является наиболее трудной. В современных условиях и динамичном развитии общества потребуются новейшие подходы к проблеме и ее решению. Удачные в разных областях жизнедеятельности имеет возможность существовать только тот студент, который нацелен на ЗОЖ.

Здоровье студенческой молодежи во многом определяется их образом жизни. Повышенный интерес к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, воспитания, образования и СМИ. Образ жизни студента можно определить как особый способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности или получаемой профессии. Структура здорового образа жизни выражается в тех отношениях, в которых пребывают различные виды жизнедеятельности студента. Состояние здоровья студентов во многом находится в зависимости от ЗОЖ. В связи с этим повышается интерес и обращается на организацию здорового образа жизни студентов. Здоровый образ жизни в основном отражает обобщенную стандартную структуру форм жизнедеятельности учащихся. Для которой характерно единство и необходимость процессов самоорганизации и самодисциплины, в учебном процессе, саморегуляции, саморазвития.

По итогам исследования получены такие результаты:

Студенты имеют различные представления о здоровом образе жизни, в основном для них, это представляет занятия физкультурой и спортом и отсутствие вредных привычек, малая часть составляет рациональное питание и соблюдение порядка труда и отдыха. В большинстве ответов на то, придерживаются ли ЗОЖа, студенты не могут точно сказать да или нет, ответы в основном составили скорее да, чем нет или скорее нет, чем да.  На вопрос о жизненной позиции большинство придерживается активной позиции, меньшая часть пассивной. Предпочтения опрошенных по ведению ЗОЖа составили: те, кто правильно питается 16,1%, соблюдают распорядки труда и отдыха 11,5%, занимаются физической культурой и спортом составило 42,5%, и не злоупотребляют вредными привычками 29,9%. Занимаются спортом ДА либо НЕТ, ответы оказались почти равномерными. Немного оказалось студентов, которые постоянно занимаются спортом, в основном студенты занимаются спортом иногда. Признаки, по которому респонденты не ведут ЗОЖ, в большинстве составило из-за лени, и равномерные результаты, нехватка времени и вредные привычки.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.