Неуместное использование слов с нарушением их лексической сочетаемости. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Неуместное использование слов с нарушением их лексической сочетаемости.

2020-05-07 124
Неуместное использование слов с нарушением их лексической сочетаемости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ

РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.05,06 Русский язык и культура речи

для студентов заочной формы обучения

специальности среднего профессионального образования

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

2019


Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Феодосийский политехнический техникум»

 

Разработчик:

Гурьянова З. Ф., преподаватель русского языка и литературы

 

Методические указания и задания для контрольных работ по дисциплине ОГСЭ.05,06Русский язык и культура речи рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин.

Протокол № 2 от «04» сентября  2019 года

Председатель цикловой комиссии                                              Гурьянова З.Ф.

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания и задания для кон­трольных работ составлены в соответствии с программами кур­са ОГСЭ.05.06 Русский язык и культура речи для студентов заочного отделения специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Весь материал разбит на отдельные темы, которые вклю­чаются в лекционный курс и практические занятия по русскому языку и культуре речи. Перед выполнением контрольной работы необходимо ознако­миться с теоретическим материалом с помощью рекомендован­ной учебной литературы, а также разобрать примеры, приведен­ные в настоящих методических указаниях.

Контрольная работа выполняется до прибытия на экзаменационную сессию и представляется для зачета. Вариант задания контрольной работы определяется по послед­ним двум цифрам шифра.

При оформлении контрольной работы нужно полностью переписывать условие каждого задания. Кон­трольная работа должна быть аккуратно оформлена. Не допускается дословное переписывание материала из учебника и другой литературы.    Контрольная работа выполняется в тетради или на листах формата А-4 темными чернилами.

Для за­мечаний рецензента оставляются поля. В конце работы указыва­ется используемая литература и дата выполнения работы. Кон­трольная работа подписывается студентом и отправляется на рецензию.

После рецензирования при наличии замечаний необходимо выполнить работу над ошибками (в этой же тетради). Если кон­трольная работа возвращена с грифом "не зачтена", то ее надо переработать в соответствии с замечаниями рецензента и пред­ставить на повторное рецензирование.

Преподаватель, принимающий зачёт (экзамен), оставляет за собой право задать дополнительные или уточняющие вопросы по заданиям, выполненным не в полном объёме или с ошибками, потребовать объяснить позицию автора контрольной работы, если она вызывает сомнения.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1. Основная литература

1. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов / М.В. Невежина [и др.]. – Электронно текстовые данные – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 351 с. – 5-238-00860-0. – Режим доступа: www.iprbookshop.ru/71053.html

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д., 2014.

3. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике: учеб.пособие / И. Б. Голуб. – М., 2014.

4. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М., 2014.

5. Культура русской речи: учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. – М., 2014

6. Федосюк, М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: учеб. пособие. – 3-е изд., испр./М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская [и др.]. – М., 2014.

  2. Дополнительная литература

  1. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М., 2012.
  2. Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. – М., 2012.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Контрольное задание № 1

Что следует знать для правильного выполнения задания: подвижность русского ударения создает объективные трудности при выполнении задания данного типа. Но знание некоторых правил орфоэпии, а также слов, входящих в орфоэпический минимум, поможет успешно его выполнить.

1. В глаголах прошедшего времени женского рода ударение, как правило, падает на окончание А: бралА, бралАсь, взялА, взялАсъ, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсъ, дождалАсь, ждалА, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, лгалА, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсъ, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсъ, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

Примечание:

— исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой ВЫ-, которая перетягивает ударение на себя: вЫлила, вЫзвала;

— у глаголов класть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание А, а остаётся на основе: клАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.

2. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание А:занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ. при спряжении ударение падает на окончание -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ:

включить — включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт;

вручить — вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт;

дозвониться — дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся;

кровоточИть — рана кровоточИт;

исключить — исключИшь, исключИт, исключИм, исключите, исключАт;

звонить — звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;

наделить — наделИшь, наделИт, наделИм, наделИте, наделЯт;

накрениться — ветер накренИт судно;

насорить — насорИшь, насорИт, насорИм, насорИте, насорЯт;

обзвонить — обзвонИшь, обзвонИт, обзвонИм, обзвонИте, обзвонЯт;

облегчить — облегчИшь, облегчИт, облегчИм, облегчИте, облегчАт;

ободрить — ободрИшь, ободрИт, ободрИм, ободрИте, ободрЯт;

ободриться — ты ободрИшься;

одолжить — одолжИшь, одолжИт, одолжИм, одолжИте, одолжАт;

окружить — окружИшь, окружИт, окружИм, окружИте, окружАт;

повторить — повторИшь, повторИт, повторИм, повторИте, повторЯт;

перезвонить — перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт;

позвонить — позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт;

сверлить — сверлИшь, сверлИт, сверлИм, сверлИте, сверлЯт;

укрепить — укрепИшь, укрепИт, укрепИм, укрепИте, укрепЯт;

щемить — сердце щемИт.

Примечание:

В следующих глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение НЕ падает на окончание:опОшлить (= сделать пОшлым) — они опОшлят;

4. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:быстрый — убыстрИть; острый — обострить; лёгкий — облегчИть; бодрый — ободрИть; глубокий — углубИть.

Примечание:

Этой закономерности не подчиняется глагол озлОбить, образованный от имени прилагательного «злой».

5. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этим суффиксом: нажИвший, начАвший, понЯвший, прожИвший.

6. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть, ударение падает на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

7. Причастия прошедшего времени, образующиеся при помощи всегда ударного суффикса -ЁНН-, в краткой форме мужского рода сохраняют это ударение, а в краткой форме причастий с суффиксом -ЁНН- в женском и среднем роде ударение переходит на окончание:

включЁнный - включЁн - включенА - включенО

довезЁнный - довезЁн - довезенА - довезенО

заселЁнный - заселЁн - заселенА - заселенО

наделЁнный - наделЁн - наделенА - наделенО

низведЁнный - низведЁн - низведенА - низведенО

ободрЁнный - ободрЁн - ободренА

обострЁнный - обострЁн - обостренА - обостренО

отключЁнный - отключЁн - отключенА - отключенО

повторЁнный - повторЁн - повторенА - повторенО

8. На корень БАЛ- в словах со значением «плохо себя вести», «выполнять любые капризы», «быть излишне изнеженным и капризным» ударение НЕ падает: балОванный, баловАть, балУясь, избалОванный, набаловАть

9. В деепричастиях с суффиксами -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами: начАв, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, начАвшись.

Примечание:

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: задАть - задАв, залИть - залИв, занЯть - занЯв, начАть - начАв, поднЯть - поднЯв, пожИть - пожИв, положить - положИв, понЯть - понЯв, предАть - предАв, предпринЯть - предпринЯв, прибЫть - прибЫв, принЯть - принЯв, продАть - продАв, пропИть - пропИв, создАть - создАв.

Запомните: исчЕрпать - исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв).

10. В именах существительных иноязычного происхождения (чаще всего французского) ударение падает на последний слог: дефИс, диспансЕр, еретИк, жалюзИ, каталОг, квартАл, некролОг, партЕр, экспЕрт.

11. Место постановки ударения в отглагольном существительном обычно совпадает с местом постановки ударения в исходном глаголе, от которого оно образовано:

— вероисповЕдание (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: (веру) исповЕдатъ);

— обеспЕчение (в этом отглагольном имени существительном сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: обеспЕчить);

— газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд (= то, что газ, мусор, нефть провОдит).

12. В некоторых именах существительных ударение является неподвижным и падает на КОРЕНЬ во ВСЕХ ПАДЕЖАХ: аэропОрт - аэропОрты (им. п. мн.ч.) бАнт - бАнты - с бАнтами, бухгАлтер - бухгАлтеров (род. п. мн.ч.), Икс - Иксы - с Иксом, крАн - крАны, лЕктор - лЕкторы - лЕкторов, мЕстность - мЕстностей, тОрт - тОрты - с тОртом - тОртами, шАрф - шАрфы - нет шАрфа.

13. В следующих именах прилагательных ударение такое же, как и в исходном имени существительном, от которого это имя прилагательное образовано: слИва - слИвовый, кУхня - кУхонный

14. При образовании простой формы сравнительной или превосходной степени от имени прилагательного «красИвый» ударение остаётся неизменным и падает на гласную букву И основы: красИвый - красИвее - красИвейший.

15. В следующих наречиях ударение падает на приставку ДО: дОверху, дОнизу, дОсуха.

Примечание:

Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречиях донЕльзя, добелА, докраснА.

16. В следующих наречиях ударение падает на приставку ЗА: зАгодя = заранее, зАтемно, зАсветло

Примечание:

Этому правилу не подчиняется постановка ударения в наречии завИдно (в нём сохраняется то же ударение, что и в исходном глаголе, от которого оно образовано: завИдовать).

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

Контрольное задание №2

Что следует знать для правильного выполнения задания: определить, в каком из лексических значений употреблено в предложении многозначное слово, можно только из контекста, используя приём подстановки: поочерёдно подставить вместо многозначного слова в предложение каждое из его толкований; если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ является правильным.

Алгоритм выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте задание.

2. Найдите указанное слово.

3. Включите каждое из предложенных лексических толкований взамен слова, данного для анализа.

4. Определите, потеряло или не потеряло предложение в ходе проведённого лингвистического эксперимента своей смысловой цельности:

— если предложение не потеряло своей смысловой цельности — ответ верен;

— если смысл предложения изменился — ответ неверен.

Плеоназм – это словосочетание, использование которого считается речевым излишеством. Почему? Потому что часто одно из двух слов в словосочетании является лишним, так как его значение повторяет значение второго слова. В итоге, словосочетание становится смысловой тавтологией. Примеры плеоназмов: горячий кипяток, необъяснимый феномен, памятный сувенир, ведущие лидеры, народный фольклор и др.

Паронимы – это слова, которые имеют большую схожесть, но кардинально противоположное значение. Часто они являются однокоренными. Как можно догадаться, именно из-за их схожести люди часто допускают ошибки при употреблении этих слов.

Давайте рассмотрим примеры паронимов.

  1. Адресант (отправитель) – адресат (получатель). В этом случае при неправильном употреблении паронима фраза или предложение приобретет полностью противоположный смысл, чем тот, который подразумевал говорящий.
  2. Представить – предоставить. Представить к награде, представить своего спутника собравшимся, НО предоставить возможность, предоставить аппартаменты в личное пользование. Как видите, смысл предложения и фразы также может сильно исказиться из-за допущения ошибки и смешения этих паронимов.
  3. Еще один, наверное, самый распространенный пример смешения паронимов – это путаница в употреблении слов «надел» и «одел». Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, как правильно употреблять эти паронимы, нужно запомнить одно просто правило: надеваем вещь, одеваем существо. Так, надеть можно пальто, но одеть ребенка.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольное задание №4

1. Определение рода склоняемых существительных. Обычно это наиболее простой случай для определения рода имени существительного, особенно, если существительное обозначает лицо, пол которого всем известен: бабушка (ж.р.) – дедушка (м.р.). Что же касается определения рода неодушевленных существительных и названий животных, здесь принято смотреть на окончание: молоток[] – м.р., оград[а] – ж.р, слов[о] – с.р., осёл[] – м.р., мыш[ь] – ж.р.

Несмотря на относительную простоту этого правила, существует определенное количество исключений, которые мы рассмотрим ниже.

  • Есть целый ряд неодушевленных имен существительных, которые изменили род с женского на мужской с течением времени. например, всего пару столетий назад все следующие существительные относились к женскому роду: ботинка, госпиталь, рельса, ботфорта, браслета, тополь, табель.
  • Наряду с этим, есть абсолютно зеркальное явление – существительные, которые ранее относились к мужскому роду, теперь же все они требуют прилагательного, отвечающего на вопрос «какая?». К таким существительным относятся манжета, цитадель, такса, мансарда.
  • Существует ряд слов, которые употребляются в одинаковой мере как в мужском, так и в женском роде: эполет – эполета, пилястр – пилястра, псалтырь – псалтырь, спазм – спазма, выхухоль и выхухоль, заусениц – заусеница, георгин – георгина, вольер – вольера, банкнот – банкнота, падеспань – падеспань, чинар – чинара, оладушек – оладушка. Несмотря на то, что часто одна из форм этих существительных считается устаревшей, но употребление их не является ошибкой.
  • Род некоторых особых существительных вызывает трудности, поэтому просто перечислим их с указанием рода. Итак, существительные женского рода: гетра, кроссовка, бутса, босоножка, тапка, тапочка, туфля, штиблета, плацкарта, простыня, оладья, бандероль, антресоль, вуаль, гантель, канифоль, мозоль, фланель, сажень. Существительные мужского рода: шампунь, ферзь, трюфель, тюль, миткаль, рояль, толь, гипюр, занавес. Существительные среднего рода: щупальце, чучело, монисто, мочало, повидло.

2. Определение рода несклоняемых существительных. Относительно этого вида существительных также действует ряд правил, из каждого из которых есть свои исключения:

  • Большая часть несклоняемых неодушевленных существительных имеет средний род, вне зависимости от конечной гласной или полного её отсутствия: жюри, шоссе, интервью, депо.
  • Некоторые из несклоняемых неодушевленных существительных всё же имеют отличный от среднего род, который относится к старой форме слова или родовому понятию: авеню (улица – ж.р.), кофе (кофий или напиток - м.р.), сирокко (ветер – м.р.), салями (колбаса – ж.р.), пенальти (удар – м.р.), кольраби (капуста – ж.р.).
  • Есть ряд существительных, род которых зависит от обозначаемого ими лица: денди – м.р., леди – ж.р.
  • Существительные, обозначающие название профессии, обычно относятся к мужскому роду: атташе, конферансье. Но если профессия относится к лицу женского пола, то существительное также меняет пол на женский: престарелая врач Валентина Павловна.
  • То же самое относится к несклоняемым названиям птиц и животных. По умолчанию они относятся к мужскому род: киви, колибри. Но если речь идет о самке, то существительное также меняет род: Самка шимпанзе весело скакала по клетке.Исключения составляют существительные «иваси» и «цеце», которые относятся к женскому роду (сельдь и муха).

3. Определение рода аббревиатур. В случае с аббревиатурами обычно играет роль, к какому роду относится главное слово в сокращенном словосочетании: РФ (Российская Федерация), ООН (Организация Объединенных Наций), РИА (Российское информационное агентство). Исключение: ТАСС (м.р.) – Телеграфное агентство Советского Союза. Если же аббревиатура стала именем нарицательным и склоняется, то к такому слову применимы общие правила по определению рода существительного: вуз[] – м.р.

4. Определение рода имен несклоняемых имён собственных. Здесь также действует метод определения рода по имени нарицательному, которое является родовым понятием: Сочи (город), Миссисипи (река), Эверест (гора).

5. Определение рода сложносоставных существительных. При определении рода таких слов нужно брать за основу слово, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка -адмирал, телефон -автомат, диван -кровать. При этом, если, как в случае с существительным диван-кровать, оба понятия равноценны, то определяем род по первому слову: кресло -кровать, кафе -ресторан.

Морфологические нормы употребления и образования имён числительных – это правила, необходимые для построения правильно литературной речи, что необходимо не только для письменного или официального общения, но и для неформального устного общения.

СИНТЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Контрольное задание №5

Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.

В синтаксические нормы входят правила по согласованию частей речи и синтаксическому управлению, а также соотношения частей предложения между собой. Именно соблюдения этих правил является важным условием построения грамотного осмысленного предложения.

Чтобы получить представление о важности изучения синтаксических норм, можно привести лишь несколько самых распространенных нарушений синтаксических норм:

  • Читая современную прессу, возникают сомнения в нашем будущем.
  • Русской литературе ХХ характерен стиль модернизм и постмодернизм.
  • Попросив меня подождать, никто не остался в дураках.

Можно выделить наиболее частые нарушения синтаксических норм современной русской речи:

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи.), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах.

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). – Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна, мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). – Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) – Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

 

НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ

Контрольное задание №6

Следует различать гласные а и о в корнях зар

- и зор -, рас ( т ) - и рос ( т ) -, равн - и ровн -, гар - и гор -, плав - и плов -:

1. зар - пишется в словах заря, зарница, озарять (под ударением — за́рево, лучеза́рный) и во всех образованных от них словах (озарение и др.);

зор - пишется под ударением в отдельных словах и формах: зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ри, зорь, зо́рю (бить, играть зорю).

2. рас (т) - пишется в глаголах расти, растить, вырастать, наращать и т. п. и во всех образованных от них словах, например: растение, произрастание, ращение, сращение, возраст и т. п., а также в слове отрасль;

рос (т) - пишется в прошедшем времени и в причастии прошедшего времени от расти, например: рос, росла, росло, росший, вырос, выросший и т. п., а также в словах заросль, поросль, водоросль, недоросль, росток и в образованных от них словах.

3. равн - пишется преимущественно в словах, которые связываются по значению с равный («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, равнение, равнять(ся), поравняться, всё равно;

ровн - пишется преимущественно в словах, связанных по значению с ровный («гладкий», «прямой»), например: ровнять, сровнять и т. п., уровень;

в слове равнина пишется а.

4. гар - пишется под ударением, например: зага́р, нага́р, а также в словах и́згарь, вы́гарки;

гор - пишется в остальных случаях, например: загорелый, нагореть.

5. плав - пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, плывуны.

Чередование а и о находим также в глаголах

· скакатьвыскочить, кланятьсяпоклониться, касатьсякоснуться, предлагатьпредложить, излагатьизложить и т. п. а также макатьмочить и в образованных от них словах: скакунвыскочка, касательствоприкосновение, облаганиеобложение и др.

«В корнях бер - — бир-, дер- — дир-,мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-,блест- — блист-, жег- — жиг-,стел- — стил-, чет- — чит-, пишется и, если дальше следует суффикс -а-... в противном случае пишется е... Исключения: сочетать, сочетание.»

Розенталь Д. Э. и др., Справочник по право­писанию, произношению, литературному редактированию. — М.: ЧеРо, 1999.

Чередование и и е находим в следующих глаголах:

· сжигатьсжечь, выжигатьвыжечь и т. п.;

· постилатьпостелю, расстилатьрасстелю и т. п.;

· раздиратьраздеру, удиратьудеру и т. п.;

· отпиратьотпереть, запиратьзапереть и т. п.;

· стиратьстереть, растиратьрастереть и т. п.;

· умиратьумереть, помиратьпомереть, замиратьзамереть и т. п.;

· избиратьизберу, прибиратьприберу и т. п.;

· вычитатьвычесть, прочитатьпрочесть и т. п.;

сидетьсесть,

· а также блистатьблестеть.

Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом.Я говорил не об этом.

2. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

1. а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т. е. должен упомянуть), нельзя не сознаться... (т. е. надо сознаться).

2. б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием нели, например:

Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов).

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин).

Чем ты не молодец? (Пушкин).

Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов).

Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

3. в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду;

4. г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надёжное средствo;

5. д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то — не то; не только — но; не то что не — а; не то чтобы не — а, например:

Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин).

Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся (Чехов).

У партизан были не только винтовки, но и пулемёты (Ставский).

3. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например:

Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).

На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев).

Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев).

В деревне теперь ни души: все в noлe (Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например:

Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов).

Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга (Пушкин).

Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов).

Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

1. а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например:

Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин).

Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин).

Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков).

Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

2. б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.

3. в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочём, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чём, остался ни с чем, пропал ни за что.

4. г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мёртв; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.


Двойные согласные
пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция.

Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращённых слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач.

Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса, если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с:

· с суффиксом - н

-, например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);

· с суффиксом - ск -, например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);

· с суффиксом - ств -: искусство (ср. искусный).

Двойное н пишется в суффиксах - енн -, - онн - прилагательных, образованных от существительных, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.

Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н, но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный, подветренный).

Прилагательные с суффиксом - ян - ( - ан - ), образованные от существительных, пишутся с одним н, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.

Прилагательные деревянный, оловянный, стеклянный пишутся с двойным н.

С одним н пишется суффикс - ин - в прилагательных, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница.

Двойное н пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, например: читанные на торжественном заседании доклады; боец, раненный вражеской пулей; колхоз, организованный в 1930 году; усиленный двумя ротами отряд; депутаты, избранные в Верховный Совет.

Двойное н пишется во всех прилагательных, образовавшихся из страдательных причастий прошедшего времени (или по их типу), если эти прилагательные имеют приставки либо оканчиваются на -ованный, -еванный (кроме жёваный и кованый), например: больному назначено усиленное питание, вышел том избранных сочинений Пушкина, возвышенный стиль, вписанный треугольник, выдержанное вино, доверенный человек, умеренный климат, изысканные манеры, отвлечённый вопрос, рассеянный ученик, поношенное платье, подержанные книги, заплаканное лицо, заржавленный ключ, рискованный шаг, балованный ребёнок, корчёванный участок.

Но с одним н следует писать прилагательные, образовавшиеся из страдательных причастий прошедшего времени,если эти прилагательные не имеют приставки и не образованы от глаголов на -овать, -евать, например: учёные труды, раненые пограничники, рваная одежда, копчёная колбаса, кипячёное молоко, вяленая рыба, гашёная известь, солёные огурцы, мочёные яблоки, варёный картофель, гладкокрашеная ткань.

Написание двойных согласных в иноязычных словах определяется в словарном порядке, например: ирригация, коррозия, кассация, эксцесс, эссенция, но: афиша, литера, официальный, офорт, рапорт.

Пишутся слитно:

О написании через дефис собственных имён

Все сложносокращенные слова, например: колхоз, эсминец, профсоюз, автотракторный.

О написании с дефисом обер -, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс

Слова с приставками (включая вне -, nосле -, сверх -, а -, анти -, архи -, инфра -, контр -, ультра - и др.), а также с начальными составными частями пан-, квази -, псевдо- и др., например: довоенный, внеплановый, подотдел, аморальный, сверхприбыль, архинелепый, инфракрасный, контрудар, ультрафиолетовый, междуведомственный, панамериканизм, квазиученый, псевдоклассический.

Если приставка присоединяется к имени собственному, она пишется через дефис, например: Анти-Дюринг.

3. Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трёхтонка, полуторагодовалый, двенадцатибальный, двухсотполовинный, троекратно.

Написание слитное и через дефис слож


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.131 с.