Встреча клиента в психологической консультации. Начало беседы с клиентом. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Встреча клиента в психологической консультации. Начало беседы с клиентом.

2020-05-07 184
Встреча клиента в психологической консультации. Начало беседы с клиентом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы теории.

Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него выводы. Наилучшими являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и использованы спустя 5–10 мин.

5. В психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет такие недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них.

Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты.

Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10.Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования.

 

 

Советы по развитию интеллектуальных способностей.

Предлагая клиенту частные рекомендации по развитию интеллектуальных способностей, психолог-консультант, должен учесть следующее:

1. Интеллект имеет сложную структуру и включает в себя не только разные виды мышления, но также и разнообразные интеллектуальные операции, умения и навыки. Полноценное развитие интеллекта предполагает взаимосвязанное совершенствование всех видов мышления, а также умственных операций, умений и навыков. Предлагая клиенту практические средства для развития только одного вида мышления, не добиться полноценного интеллектуального развития. То же самое касается умственных операций и интеллектуальных умений, и навыков: они должны включать в себя всевозможные действия, характеризующие разносторонне развитое мышление. Но иногда достаточно бывает сформировать какой-либо один, специальный вид мышления, связанный с конкретной деятельностью. В этом случае для экономии времени и средств желательно действовать целенаправленно, предлагая рекомендации, ориентированные на ускоренное развитие только данного вида мышления. Работая над решением проблемы интеллектуального развития клиента, здесь желательно заранее выяснить следующие моменты:

• В связи с каким видом деятельности проблема интеллекта особенно волнует клиента?

• Какие виды мышления практически включены в данный вид деятельности и определяют ее успешность?

• Какие умственные действия и операции клиенту приходится выполнять во время занятий данным видом деятельности?

К основным видам мышления, относятся наглядно-действенное (сенсомоторный интеллект), наглядно-образное и словесно-логическое (вербальный интеллект). В той или иной степени, у клиента необходимо практически развивать все три названные вида мышления с приоритетным вниманием к тому из них, с которым связаны формируемые умственные действия и операции.

3. К главным интеллектуальным умениям и навыкам относятся операции классификации, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Хотя все эти логические операции связываются с развитым вербальным интеллектом (словесно-логическим мышлением), они, также представлены и в других видах мышления, с той разницей, что материалом для их выполнения в иных видах мышления служат реальные манипуляции с предметами или образами. Поэтому для полноценного развития интеллекта эти операции необходимо совершенствовать не только в словесно-логическом мышлении, но и в других видах мышления: наглядно-действенном и наглядно-образном.

4. Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие:

• в онтогенезе первым у ребенка появляется и начинает развиваться наглядно-действенное мышление (сенсомоторный интеллект), и это происходит обычно в возрасте шести-семи месяцев от рождения;

• вторым появляется и начинает развиваться образное мышление, и это, как правило, относится к возрасту около полутора лет;

• третьим появляется и начинает совершенствоваться у детей словесно-логическое мышление, и это обычно случается в возрасте около трех-четырех лет.

5. В соответствии с этими основными законами мышление ребенка необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по развитию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей. От шести месяцев до полутора лет желательно обращать преимущественное внимание на развитие наглядно-действенного мышления. В возрасте от полутора до четырех с половиной лет – на развитие наглядно-образного мышления. В период от четырех-пяти до одиннадцати-двенадцати лет – на развитие словесно-логического мышления.За пределами указанных возрастных границ, у детей параллельно должны совершенствоваться и развиваться все три вида мышления. Наконец, начиная с тринадцати-четырнадцати лет желательно обращать особое внимание на ускоренное развитие того вида мышления, в том числе специального, которое может понадобиться ребенку в его будущей профессиональной деятельности.

6. Следует, иметь в виду, что из трех названных выше видов мышления наиболее важным для современного человека является все же словесно-логическое мышление. Его полноценному развитию в любом случае должно уделяться повышенное внимание, особенно в период, когда данный вид мышления легче всего совершенствуется.

7. Интеллектуальные способности человека, в отличие от его задатков, могут постепенно утрачиваться без специальной тренировки. Эти способности необходимо постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений. Под такими упражнениями понимаются систематически решаемые человеком умственные задачи. Перечень таких задач психолог-консультант может определить в беседе с клиентом.

Память человека в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития данного человека. В первую очередь это, конечно, касается логической и опосредованной памяти.

Процесс узнавания как мнемический процесс самым тесным образом связан с развитием у человека восприятия, а также с улучшением качества тех интеллектуальных действий и операций, которые выполняет человек при построении перцептивного образа, правильно отражающего действительность.

Узнавание следует практически развивать через совершенствование восприятия, в частности при помощи специальных упражнений по сравнению и различению очень похожих друг на друга объектов.

9. Запоминание как процесс памяти имеет несколько сторон. 1) Организация материала. 2) Запоминание, выполнение мнемических действий. 3) Оптимальное распределение мнемических действий во времени. Клиенту следует выработать у себя привычку размышлять над материалом, перед запоминанием. К числу приемов, способствующих хорошему и быстрому запоминанию, можно отнести определение внутренней структуры запоминаемого материала и осознание того, какие образы, мысли и чувства он порождает. Все это клиент делает, задавая самому себе вопросы по материалу и отвечая на них. Иногда также можно несколько раз механически повторить материал, чтобы он лучше запомнился.

10. Механизм сохранения запомненного материала в памяти – это то, о чем в науке меньше всего известно. Тем не менее клиент и здесь может сделать кое-что полезное для себя. Чем разумнее организован процесс запоминания, тем больше в нем будет упор на осмысление материала, меньше места должно занимать механическое повторение. Важно привести весь материал в систему, чтобы каждая часть была логически связана, причем, чем больше связей – ассоциаций внутри запоминаемого материала, тем лучше. Нужно, чтобы одно или сразу несколько ключевых звеньев этого материала в любой момент времени можно было легко вспомнить. Также необходимо обеспечить условия, при которых то, что поможет вспомнить весь материал, оказалось бы в после зрения клиента в нужный момент.

11. Воспроизведение или припоминание материала – это, наиболее сложный мнемический процесс. Человек иногда может запомнить и даже сохранить в своей памяти нужный материал, но не в состоянии его воспроизвести из-за слабости процесса припоминания. Забывание идет своим чередом, и если человек периодически не повторяет материал, то в памяти остается не более 20% от объема запомненного материала. Плохое физическое самочувствие и сильное эмоциональное возбуждение отрицательно влияют на память, особенно на процесс припоминания. Для того чтобы что-то хорошо припомнить, человеку необходимо успокоиться и отдохнуть.

12. Немало проблем возникает у человека в связи с ограниченным объемом его кратковременной памяти. В среднем он у взрослых равен 7, однако разница почти в два раза между нижней и верхней нормальными границами (5 и 9 единиц) велика, чтобы порождать индивидуальные различия по объему памяти между людьми. Человеку, чей объем кратковременной памяти равен пяти, необходимо рекомендовать запоминать большой по объему материал небольшими порциями, включающими в себя не более пяти единиц и т.д. У детей объем кратковременной памяти ниже, чем у взрослых, и приблизительно равен возрасту в годах. Дошкольникам необходимо давать материал меньшими порциями и только с началом обучения в школе можно постепенно переходить к использованию объемных мнемических норм, характерных для взрослых.

13. Качество оперативной памяти, от которой зависит способность человека в течение длительного периода времени, от нескольких десятков минут до нескольких дней, удерживать большое количество сведений, вспоминать их и оперативно пользоваться ими, определяется многими причинами. Оперативная память, является упражняемой и зависит от личного, профессионального жизненного опыта человека. Объем и мощность оперативной памяти можно увеличивать до значительных размеров, но она требует постоянного подкрепления и поддержки. Оперативную память можно совершенствовать, за счет решения умственных и практических, жизненно важных задач, в которых имеется множество условий и большое количество шагов на пути поиска нужного решения.

14. Человек напрямую не в состоянии управлять тем, что находится в его долговременной памяти, а также процессами сохранения информации, происходящими на подсознательном уровне. Долговременную память он может регулировать через сознательно контролируемые процессы запоминания и воспроизведения материала. Хорошо организованное запоминание положительно сказывается на качестве долговременной памяти. Повторение и систематическое припоминание материала также улучшает долговременную память.

15. Произвольная память человека существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути практического улучшения этого вида памяти заключаются в увеличении интереса человека к запоминаемому материалу и в совершенствовании его личностных, в частности характерологических, качеств.

16. Главные возможности в плане совершенствования памяти человека касаются его опосредованной памяти. Наличие эффективных средств запоминания и припоминания, улучшает память человека, независимо от его возраста. Чем старше становится человек, тем больших успехов он может добиться в совершенствовании памяти на основе применения различных мнемотехнических средств. Целесообразно применять разные мнемотехнические средства, выбирая из них те, которыми легче пользоваться, которые могут дать наилучшие результаты, следует постараться довести их употребление до автоматизма, превратив в жизненно важные привычки.

Супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты. Причины и пути решения данной проблемы.

В этом случае необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей, заверив их в том, что конфликт между ними и ребенком – явление временное и возрастное. Когда ребенок повзрослеет, конфликты забудутся, и взаимоотношения между ним и его родителями станут вполне нормальными. Это, не означает, что конфликты можно игнорировать или долгое время оставлять без внимания. Будучи своевременно не разрешенными, они порождают устойчивый психологический барьер в общении взрослых и ребенка и становятся трудно устранимыми. Кроме того, он серьезно препятствует психологическому развитию ребенка. Терпеливое, настойчивое разъяснение взрослыми детям неправильности их поведения, убеждение, а не наказание детей – вот психологически оправданный правильный путь коррекционной работы с детьми. При возникновении конфликта в семье между детьми не стоит безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта действительно является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать возникновения конфликтных ситуаций, не поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. И если ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов. Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого ребенка, значит, в возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен, и он сам. Хорошо, если, работая с детьми старшего возраста, родители ставят перед собой задачу научить их полезным умениям и навыкам, в данном случае – активным действиям по предупреждению и последующему разрешению конфликтов.

 

Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошкольного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребенка серьезной учебой. Что можно порекомендовать родителям.

Психолог-консультант должен объяснить родителям что, принимая решение о раннем начале обучения ребенка, они поступают правильно. Важно, вместе с тем, не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании ребенка, которые могут помешать его нормальному развитию. Необходимо также изучить ребенка, внимательно проанализировать условия его жизни, учесть то, что может положительно или отрицательно повлиять на успех раннего обучения. При недостаточно хорошо психологически подготовленном начале такого обучения ошибки неизбежны. Ряд условий, соблюдение которых свело бы к минимуму ошибки и гарантировало успех.

Первое условие – это обязательное и своевременное выявление имеющихся у ребенка задатков к развитию способностей, а также точное определение начала их открытого проявления вместе с возникновением у ребенка естественного стремления к развитию своих способностей. Для того чтобы соблюсти это условие, родителям следует внимательно, в течение достаточно длительного времени понаблюдать за ребенком, выявляя первые признаки задатков. Важно также своевременно зафиксировать появление у ребенка желания их развивать. Оно обычно идентифицируется по интересу ребенка к тому виду деятельности, с которым связаны эти задатки. Второе условие – это активное и повседневное включение ребенка в те виды деятельности, которые помогут, имеющиеся задатки превратить в способности. Таких видов деятельности бывает несколько, и они существенно, с разных сторон влияют на развитие способностей детей. Их также необходимо учесть и через них оказывать комплексное, разностороннее влияние на развитие способностей.

Третье условие – это проведение с ребенком занятий в интересной, игровой форме. Важным фактором развития любых способностей у ребенка является отсутствие принуждения в учении и исключение давления на него. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок ребенка. Дети практически не устают от интересной для них работы и почти всегда испытывают не только психологическую, но и физическую усталость, если дело для них неинтересно и их заставляют заниматься вопреки их желанию.

 

Вопросы теории.

Встреча клиента в психологической консультации. Начало беседы с клиентом.

В рамках процедуры встречи клиента (первый этап психологического консультирования) психологу-консультанту рекомендуется применять следующий технический прием: выбирать место своего расположения так, чтобы в момент встречи с клиентом оказаться лицом к лицу с ним и проводить его на место.

Психологу-консультанту желательно, указав клиенту место, где он будет сидеть во время проведения консультации, пропустить его вперед и дать возможность первому занять свое место. Это рекомендуется делать потому, что данное действие может предупредить возникновение у клиента чувства растерянности и психологически определить для него ситуацию. Кроме того, наблюдая за тем, как клиент идет к своему месту, как садится и какую при этом занимает позу, психолог-консультант может сделать о нем полезные выводы для дальнейшего успешного проведения консультации.

В момент появления клиента в помещении психологической консультации должно быть тихо, и желательно, чтобы никто, кроме психолога-консультанта и, возможно, его помощника, в помещении не находился.

Встретившись лицом к лицу с клиентом после того, как он занял свое место и удобно расположился, психолог-консультант, с внимательным и доброжелательным выражением лица (возможно, улыбнувшись клиенту), может обратиться к нему с такими, например, словами: «Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего давайте познакомимся поближе...» Далее психолог-консультант представляется клиенту, называя, свое имя и отчество, и просит клиента рассказать о себе. К клиенту, в свою очередь, можно далее обратиться с такими вопросами: «А как вас зовут?» (Если имя клиента заранее не было известно психологу-консультанту.) «Что вас к нам привело?» «Какие проблемы вас волнуют?» После этого психолог-консультант обычно делает паузу в беседе с клиентом, необходимую для того, чтобы предоставить клиенту возможность собраться с мыслями. Если пауза затягивается, и клиент затрудняется ответить, консультанту лучше терпеливо ждать, пока клиент сам не продолжит разговор. Если же пауза затягивается слишком надолго и становится ясно, что клиент попал в затруднительное положение, не знает, что говорить дальше, то психологу-консультанту рекомендуется самому обратиться к клиенту, воспользовавшись, например, репликами следующего типа: «Я вас внимательно слушаю, продолжайте, пожалуйста». «Для нашей с вами плодотворной работы мне лично очень интересно все то, о чем вы говорили, продолжайте, пожалуйста». Если и после этого клиент будет молчать, то психолог-консультант может его спросить: «Объясните, пожалуйста, почему вы молчите? Может быть, что-то мешает вам говорить? Давайте обсудим это, и я постараюсь вам помочь». В том случае, если клиент сам после этого продолжит разговор, психолог-консультант должен будет вновь взять на себя роль терпеливого, внимательного слушателя, не перебивая его. Если клиент все же будет молчать, испытывая явные затруднения в разговоре, то рекомендуется, ориентируясь на содержание вопросов, которые уже заданы клиенту, или на содержание полученных ответов, продолжать задавать клиенту наводящие вопросы –такие, на которые он мог бы легко и свободно отвечать.

 

10. Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций. Техника завершающего этапа консультирования и практика общения психолога-консультанта с клиентом после окончания консультации.

Для того чтобы клиенту были понятны советы и рекомендации, и чтобы он смог ими с успехом воспользоваться для достижения практического результата, при их формулировке следует придерживаться правил:

Правило 1. Желательно, предлагать клиенту не один, а сразу несколько, по возможности – разных, советов и рекомендаций. Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий. Число предлагаемых клиенту способов решения его проблемы должно быть два или три, и они должны учитывать реальные условия жизни клиента, его возможности, а также индивидуальные психологические особенности.

Правило 2. Психологу-консультанту следует предлагать клиенту не только советы, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы. Клиент должен иметь полную информацию о рекомендациях, знать с какой степенью вероятности следование им приведет к решению проблемы. Психолог-консультант должен предложить клиенту аргументированные собственные оценки эффективности разных способов поведения, раскрывая их положительные и отрицательные стороны.

Правило 3. Клиенту необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.

Никто, кроме клиента, не может полностью знать его личные особенности и условия жизни и никто, кроме него, не сможет принять оптимальное решение. Но клиент может ошибаться. Поэтому психолог-консультант, предоставляя возможность осуществить выбор, обязан выразить и свою точку зрения. Одна из действенных форм оказания практической помощи заключается в том, что консультант и клиент меняются ролями: психолог-консультант просит клиента объяснить ему сделанный выбор и обосновать его, а сам, внимательно слушает и задает ему вопросы.

Правило 4. В заключение психологической консультации очень важно обеспечить клиента действенными средствами самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы.

Нужно точно сообщить клиенту, как он на практике может проконтролировать себя, и по каким признакам он будет судить о том, что его поведение правильное, а предпринимаемые действия на самом деле дают положительный результат.

Правило 5. Предоставление клиенту дополнительной возможности получения от психолога-консультанта необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы. Не всегда и не сразу клиенту все бывает понятно и все без исключения удается. Необходимо, чтобы он имел возможность постоянно поддерживать связь с психологом-консультантом, в том числе и после завершения консультации и получения рекомендаций. Для этого нужно, по завершении консультации, сообщить клиенту, где и когда он сможет при необходимости получить нужную оперативную помощь.

Правило 6. Прежде чем завершить работу и предоставить клиенту возможность действовать самостоятельно, психолог-консультант обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении. Для того чтобы убедиться в этом, в конце консультации желательно попросить его ответить на следующие вопросы:

1. Все ли для вас понятно и убедительно?

2. Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше. Иногда полезно задать клиенту ряд конкретных вопросов, в ответах на которые выясняется степень понимания и принятия рекомендаций. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с клиентом. Подведение итогов содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предложены ему и в письменной форме. Важно, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с клиентом наметить продуманную программу реализации рекомендаций, отметив в ней: что, как, к какому сроку, и в какой форме должно быть сделано клиентом. Желательно, чтобы клиент регулярно сообщал психологу- консультанту, как ему удается выполнять рекомендации и каким является результат их выполнения. Важно, чтобы клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настроении, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реализации полученных рекомендаций будет успешно решена. Уверенность в этом, прощаясь с клиентом, должен продемонстрировать и психолог-консультант. Ему следует проводить клиента до выхода из помещения психологической консультации. Хорошее завершающее впечатление на клиента производит ситуация, в которой психолог-консультант, дарит ему что-нибудь на память, например, свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о совместной работе в психологической консультации. Последующее общение психолога-консультанта с клиентом, если оно необходимо, организуется и проводится по заранее продуманному, определенному плану, который должен быть своевременно оговорен и согласован между ними. Эти беседы не обязательно должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает поговорить по телефону или же обстоятельно ответить на вопросы в письменной форме.

 

11. Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования. Каким требованиям должно отвечать тестирование, применяемое в психологическом консультировании.

Время от времени в процессе проведения психологического консультирования возникает срочная необходимость психологического тестирования клиента.

1. Когда у психолога-консультанта не хватает сведений для того, чтобы сделать правильные выводы о сути проблемы клиента и предложить действенные меры по практическому решению возникшей проблемы. Необходимо бывает разносторонне изучить личность клиента, чтобы узнать о тех его индивидуальных особенностях, которые важны для прояснения проблемы и для точного определения путей ее решения.

2. Когда необходимо оценить индивидуальные особенности клиента, которые и в обычной, повседневной жизни слабо или почти не проявляются в поведении. К числу подобных личностных свойств относятся, те, которые связаны с комплексами, бессознательными влечениями, недостаточно осознаваемыми чертами характера и т.п. Необходимость в этом чаще всего появляется, когда у психолога-консультанта возникает подозрение, что клиент обладает неосознаваемыми или скрываемыми психологическими особенностями, знание которых необходимо для успешности психологического консультирования.

3. Когда психологу-консультанту необходимо точно установить, какое влияние на данного клиента оказало или может оказать посещение психологической консультации, получение и выполнение им рекомендаций психолога консультанта. Изменения личностного и межличностного характера в психологии часто происходят постепенно и относительно незаметно для самого человека, которого они касаются, и специальное тестирование позволяет выявить и оценить эти изменения.

4. Когда в практике консультирования применяется новый, достаточно не проверенный метод, эффективность которого окончательно не установлена, не оценена ни количественно, ни качественно. В этом случае консультирование превращается в научно-практический психологический эксперимент, требующий точной оценки результатов. Вариантом такого случая является тот, при котором психолог-консультант сознательно ставит эксперимент, рассчитанный на то, чтобы усовершенствовать процесс консультирования и предложить клиенту более эффективные практические рекомендации.

5. Когда сама по себе процедура психодиагностики, применяемая в практике психологического консультирования, имеет известное психотерапевтическое значение, оказывая благотворное влияние на клиента. Это обычно происходит, когда в результате проведения психологического тестирования клиент узнает что-то новое, приятное и полезное для себя, открывает у себя  положительные психологические качества, о существовании которых он раньше не знал. Описанные случаи в процессе проведения психологического консультирования могут возникать как в отдельности, так и совместно. Хотя бы один из этих случаев всегда имеет место в практике психологического консультирования, поэтому применение тестирования скорее следует рассматривать как правило, чем как исключение. Когда поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в проведении психодиагностики полностью не отпадает. Часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента в пост-консультационный период. Для отслеживания позитивных изменений, клиента необходимо протестировать его как минимум два раза: до получения рекомендаций и после того, как они выполнены. Иногда, когда процессы проведения консультирования и практической реализации полученных рекомендаций занимают достаточно много времени (год и больше), возникает необходимость в проведении промежуточных тестовых обследований для того, чтобы проследить динамику изменений.

Психологическое тестирование, должно отвечать ряду специфических, требований:

1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента. Использование сложных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты утомляют как психолога-консультанта, так и клиента.

2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него выводы. Наилучшими являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и использованы спустя 5–10 мин.

5. В психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет такие недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них.

Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты.

Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10.Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.