Развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

2020-05-07 569
Развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Исполнитель:

Чегаева М.С.,

студентка 4до группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель

 

Камышлов, 2019

Оглавление

 

Введение. 3

§1.1Психолого-педагогические основы формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 9

§1.2Сущность игры в дошкольном возрасте. 15

§1.3Возможность дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 17

§1.4Анализ имеющегося педагогического опыта использования дидактических игр, направленных на развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 24

 

 


Введение

Данная тема представляет особую актуальность так как трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.

Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. К. Д. Ушинский писал: Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни [8].

Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования следﺍующие тﺍруда:

· самообслﺍуживание;

· хозяйственно-бытовой

· тﺍруд

· тﺍруд.

По видﺍу выделить задачи воспитания

Хозяйственно-бытовой труд - учить поﺍрядок в а в выявления совместно с устﺍранять пﺍриучать к тﺍруду: мусоﺍр, доﺍрожки от снега и

Труд в природе - уважительное к миﺍру; заботиться о котоﺍрые в ДОУ.

Ручной труд – учить пользоваться ручного на

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми.

В настоящее время самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка. Именно с дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку самостоятельность. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Однако, особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Согласно ФГОС ДО большое вниманию уделяется задаче по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, которая отражена в области «Социально-коммуникативное развитие».

· Фоﺍрмирование умений для трудовой деятельности знаний умений и навыков.

Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались такие отечественные авторы, как Я.А. Коменский, Дж.Локк, Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и современных исследованиях Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.

Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал - «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.».

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»[8].

Большую популярность в процессе развития навыков самообслуживания приобретает дидактическая игра, она занимает важное место в жизни дошкольников.

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития[5].

В педагогической литературе понятие игры в отражение действительной жизни впервые сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. Также связь игры и труда в своих статьях подчеркивали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения навыкам самообслуживания, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Проанализировав работу педагогов в детском саду Гидройц Е.Н. Ростовская Я.Е., мы пришли к выводу о том, что многие дети небрежно выполняют простейшие навыки самообслуживания, такие как умывание, приведение себя в порядок после сна, не понимают, почему это надо делать и делать аккуратно.

Это можно объяснить тем, что педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда строят свою работу по данной теме в соответствии с особенностями детей, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности и приемов работы.

На основе анализа научно-методической литературы и практики современных дошкольных образовательных организаций были сформулированы следующие противоречия:

· между требованиями НПА к развитию навыков самообслуживания детей среднего дошкольного возраста и недостаточной методической обеспеченностью организации самообслуживания детей среднего дошкольного возраста на практике;

· между достаточной теоретической изученностью проблемы развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и недостаточного использование дидактических игр направленных на развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организации;

· между необходимостью развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста, и недостаточным уровнем методического обеспеченья на уровне дошкольного образования.

На основе выявленных противоречий была выявлена проблема реферата. Можно ли по средством дидактической игры, развивать навыки самообслуживания, у детей среднего дошкольного возраста?

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), развивать навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

Данная проблема определяет тему реферата: развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Цель реферата является: теоретически обосновать развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятия «навыки самообслуживания» и «дидактическая игра»;

2. Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста;

3. Проанализировать педагогический опыт с позиции выявления возможности дидактических игр наравленных на развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста;

Теоритичекая значимость реферата, в настоящее время самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка. Именно с дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр у детей, развиваются навыки самообслуживание вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.

Заключение

 

После проведения анализа опыта педагогов-практиков можно сказать, что для решения задач связанных с развитием навыков самообслуживания в дошкольной образовательной организации большую эффективность играет использование игровые приемов, которые представлены выше в статьях. Использование воспитателями игровых приемов вызывает у малышей положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком навыков самообслуживания.

Подводя итог работы воспитателя, хочу сказать, что: 1. Дети формировали свои умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого педагог придерживалась в работе в течении 1 года по самообслуживанию, с помощью игровых приемов (дидактических игр).

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка.

Список литературы

 

1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., методическое пособие «Ребенок за столом» 2016 г

2. Арнаутова Е.П., Дети взрослеют в труде / М.: Педагогика, 2014, – 174,[1] с. – (Педагогика - родителям).

3. Баринова Е.В., «Обучаем дошкольников гигиене», 2015 г

4. Болотина Л. Р., «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.»./ Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов - Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

5. Бондаренко А. К., Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - Москва: Просвещение, 2013.

6. Бочкарева О.И., Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета: Младшая и средняя группа, 2016 г

7. Выгодский Л.С., «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии» 2016 г.

8. Гараева А. Р., Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / А. Р. Гараева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2017 г.) / ред кол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 55–56. — ISBN 978-5-9500127-7-8.

9. Глебова И. Ю., Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).- СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 33-35.

10. Григорян К.И., Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников / К.И. Григорян, Ю.В. Пистун, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 474–476.

11. Грязева Л. Г., Самообслуживание как основной вид трудового воспитания в домах ребёнка [Текст] / Л. Г. Грязева, М. М. Квасникова, Е. В. Исаева // Современная психология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).

12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

13. Устьянцева Л.Д., Основы исследовательской деятельности педагога [Текст]учебное пособие. Изд. второе, испр. и доп. / Урал. гос.пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. – 268 с.

14. ФГОС дошкольного образования. Разработка авторами программы _М:УЦ Перспектива, 2014 -32е

15. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от29.12.15 г.

16. Юконина Е., Формирование культурно-гигиенических навыков Издательство:Айрис-пресс, 2015 г

17. Яковенко Т.О., Воспитание культурно-гигиенических навыков// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. С. 6-8.

Развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Исполнитель:

Чегаева М.С.,

студентка 4до группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель

 

Камышлов, 2019

Оглавление

 

Введение. 3

§1.1Психолого-педагогические основы формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 9

§1.2Сущность игры в дошкольном возрасте. 15

§1.3Возможность дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 17

§1.4Анализ имеющегося педагогического опыта использования дидактических игр, направленных на развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 24

 

 


Введение

Данная тема представляет особую актуальность так как трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития личности дошкольника.

Основная цель труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка. К. Д. Ушинский писал: Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни [8].

Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования следﺍующие тﺍруда:

· самообслﺍуживание;

· хозяйственно-бытовой

· тﺍруд

· тﺍруд.

По видﺍу выделить задачи воспитания

Хозяйственно-бытовой труд - учить поﺍрядок в а в выявления совместно с устﺍранять пﺍриучать к тﺍруду: мусоﺍр, доﺍрожки от снега и

Труд в природе - уважительное к миﺍру; заботиться о котоﺍрые в ДОУ.

Ручной труд – учить пользоваться ручного на

Самообслуживание – один из первых видов труда, осваиваемых детьми.

В настоящее время самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка. Именно с дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку самостоятельность. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Однако, особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Согласно ФГОС ДО большое вниманию уделяется задаче по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста, которая отражена в области «Социально-коммуникативное развитие».

· Фоﺍрмирование умений для трудовой деятельности знаний умений и навыков.

Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались такие отечественные авторы, как Я.А. Коменский, Дж.Локк, Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А. и современных исследованиях Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей.

Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал - «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.».

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д.Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»[8].

Большую популярность в процессе развития навыков самообслуживания приобретает дидактическая игра, она занимает важное место в жизни дошкольников.

Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития[5].

В педагогической литературе понятие игры в отражение действительной жизни впервые сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. Также связь игры и труда в своих статьях подчеркивали Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения навыкам самообслуживания, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

Проанализировав работу педагогов в детском саду Гидройц Е.Н. Ростовская Я.Е., мы пришли к выводу о том, что многие дети небрежно выполняют простейшие навыки самообслуживания, такие как умывание, приведение себя в порядок после сна, не понимают, почему это надо делать и делать аккуратно.

Это можно объяснить тем, что педагоги дошкольных образовательных организаций не всегда строят свою работу по данной теме в соответствии с особенностями детей, не учитывают: отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание разных видов деятельности и приемов работы.

На основе анализа научно-методической литературы и практики современных дошкольных образовательных организаций были сформулированы следующие противоречия:

· между требованиями НПА к развитию навыков самообслуживания детей среднего дошкольного возраста и недостаточной методической обеспеченностью организации самообслуживания детей среднего дошкольного возраста на практике;

· между достаточной теоретической изученностью проблемы развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе и недостаточного использование дидактических игр направленных на развития навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организации;

· между необходимостью развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста, и недостаточным уровнем методического обеспеченья на уровне дошкольного образования.

На основе выявленных противоречий была выявлена проблема реферата. Можно ли по средством дидактической игры, развивать навыки самообслуживания, у детей среднего дошкольного возраста?

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), развивать навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые доступны для детей.

Данная проблема определяет тему реферата: развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Цель реферата является: теоретически обосновать развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятия «навыки самообслуживания» и «дидактическая игра»;

2. Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста;

3. Проанализировать педагогический опыт с позиции выявления возможности дидактических игр наравленных на развитие навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста;

Теоритичекая значимость реферата, в настоящее время самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка. Именно с дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр у детей, развиваются навыки самообслуживание вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.