Нравственный идеал А.П.Чехова — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Нравственный идеал А.П.Чехова

2020-05-07 922
Нравственный идеал А.П.Чехова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественная литература обладает неоценимым качеством: она заражаетнас высокой духовностью, очищает душу, заставляет задуматься над жизнью.Великие русские писатели учат нас отделять добро от зла, подлинно прекрасное от внешней красивости, искренность от фальши и т. д. Романы Тургенева, Толстого Достоевского, поэзия Пушкина, Лермонтова, Некрасова,драматургия Островского, рассказы, повести и пьесы Чехова служат воспитанию наших чувств в самом высоком смысле. Одним слово: классики учат нас жить.

Мишенью молодого Чехова, юмориста и сатирика, было нравственное уродство, проникшее во все слои общества. Кстати, такое понятие, как морально - нравственный  урод, не имеет ни какого отношения к оскорблению личности, а является  констатацией  любопытного, нейрофизиологического аспекта  деятельности нашего сознания. З. Фрейд весьма удачно высказался по этому поводу: «Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри!» В каких только формах не встречается в его рассказах эта потеря человеческого в человеке. Чинопочитание и подхалимство, самоунижение ипопирание чужогодостоинства, корыстолюбие, взяточничество и т.д. Всего не перечесть. Противоположностям в душе чеховских героев большей частью нет мирного сосуществования. Если человек подчиняется силе обстоятельств, и в немпостепенно гаснет способность сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души — самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.

Чеховские рассказы 90-х годов поражают емкостью содержания, масштабамихудожественных обобщений. Высочайшего совершенства достигает мастерствописателя, умеющего воссоздать в малой литературной форме крупные явленияжизни, сложные человеческие характеры и отношения. В 90-е годы особенночетко определилась одна изважнейших тем всего творчества Чехова —обличение пошлости, обывательщины, духовного мещанства.В этот период Чехова появляются рассказы, объединенные в небольшиециклы. Такова маленькая трилогия, написанная в 1898 году: «Человек вфутляре», «Крыжовник» и «О любви».Вся трилогия представляет собой нерасторжимое единство комического итрагического.

С большой силой враждебность существующего порядка человеку показана врассказе «Человек в футляре».За фигурой Беликова мы видим беликовщину - типичное явление общественнойжизни России 80-90-х годов ХIХ века. Имя Беликова стало нарицательным,как имена Хлестакова, Чичикова, Манилова, Иудушки Головлева.Порождение эпохи реакции 80-х годов, Беликов прежде всего сам пребывает в постоянном страхе: «как бы чего не вышло».

Всей логикой рассказа Чехов убеждает нас: ужасна мещанская среда, ночеловек достоин имени человека лишь в том случае, если он борется противее влияния, если он противопоставляет ей свое человеческое «я».

А.П.Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной болезни,которую давно изучала русская литература,— духовной деградации,ренегатства, звучит призыв Чехова неподдаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себесилу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеаловмолодости, не предавать любви, беречь в себе человека.

В рассказах Чехова воплощена светлая мечта о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде как основе справедливой и честной жизни. «Если только вдуматься во все то, что Вы пишете,— говорила Чехову одна из его читательниц,— то можно или с ума сойти, или сделаться честнейшим человеком; другого исхода нет». Пафос творчества Чехова – в осуждении пошлости и мещанства. Однако для него характерно стремление увидеть в жизни ростки нового, попытки создать и образ положительного героя. Писатель убежденно верил в наступление лучшего будущего. «Я далек от того, - писал он в 1899 году,- чтобы восторгаться современностью, но ведь надо быть объективным… Если теперь нехорошо, если настоящее несимпатично, то прошлое было просто гадко».

Художественные открытия Чехова — мастера рассказа — поржали егосовременников. Толстой говорил, что у Чехова «развилась необыкновеннаятехника реализма; у Чехова все правдиво до иллюзии... Какой превосходныйязык... Это просто перл. Как тонко схвачена и выведена вся природаженской любви! И какой язык. Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать».

Чехов был человеком он интересным и очень требовательным. Однажды решив что-то для себя, Чехов никогда не позволял изменить это правило поведения. Так, он никогда не лгал. Какой бы неприятной не была правда, он не старался ее скрыть. Антон Павлович считал, что одалживать деньги постыдно, поэтому ни разу в жизни ни у кого не просил материальной помощи, полагаясь только на себя и свои силы.

Чехов был из тех людей, которые в самую сложную минуту, даже при остром приступе боли выглядят достойно и опрятно. Он не был щеглом, но его одежда всегда была идеальна. Четырнадцать лет Антон Павлович мучился от неизлечимой болезни, но ни разу не принял гостей в халате. В комнате у Чехова всегда царил порядок. Его друзья утверждали, что она напоминала женскую келью, настолько чисто и опрятно в ней было.Чехов любил умеренность во всем. Вставал из-за стола он наполовину голодным. Антон Павлович любил повторять, что, встав голодным, человек наелся; сытым – переел; переевшим – отравился. Писатель никогда не позволял себе жаловаться на здоровье. Чехов не проронил ни стона в периоды обострения болезни. Многие великие люди могли творить только в определенной обстановке. Некоторые работали по ночам, другие творили в окружении цветов. Есть писатели и поэты, которые искали вдохновения, наблюдая за птицами, для некоторых воздушные шары – источник новых идей. Антон Павлович – не исключение. Чехов мог работать, только принарядившись в лучшую одежду. Кроме того, писатель не выносил одиночества, поэтому работал, только если знал, что в соседней комнате кто-то находится. Желательно, чтобы этот кто-то вел себя как можно громче – пел, играл на фортепиано, разговаривал.

Писатель был очень общительным. Его шутливый тон и приятные манеры располагали к нему людей. Приехав в Москву, он за несколько дней приобрел столько знакомых, сколько не было у людей, все жизнь проживших в столице.

Его легкие искрометные произведения, полные иронии и юмора, интересны читателям и в наши дни.

Последние рассказы Чехова по праву признаны классическими. В них отражены его основные творческие принципы: постоянное стремление к правде, жизненности, высокое чувство ответственности художника за то, что он написал: «Мое святое святых - это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником». «Я не либерал, не консерватор, не постепеновец, не монах.— Я хотел бы быть свободным художником и - только: - Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодежи...» «Я всегда настаиваю на том, что не дело художника решать узко специальные вопросы... Художник... должен судить только о том, что он понимает... Художник наблюдает, выбирает, догадывается, командует». Чехов считал, что только правильная постановка вопроса, а не решение его обязательно для художника. «В «Анне Карениной» и в «Онегине» не решен ни один вопрос, но они Вас вполне удовлетворяют потому только, что все вопросы поставлены в них правильно».
«..Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью... и, как ему ни жутко, он обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни...

Для химиков на земле нет ничего нечистого. Литератор должен быть так же объективен, как химик; он должен отрешиться от житейской субъективности. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь, какова она есть на самом деле».

Писатель убежденно верил внаступление лучшего будущего. «Я далек от того, - писал он в 1899 году,- чтобы восторгаться современностью, но ведь надо быть объективным… Если теперь нехорошо, если настоящее несимпатично, то прошлое было просто гадко».

Заключение.

В заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:

1) Чехов был человеком разносторонним, одаренный и нравственно сильным, который стремился к идеям будущего;

2) Основной темой А. П. Чехова как писателя критического реализма принято считать обличение пороков русского провинциального общества конца XIX — начала XX века. Как выразился М. Горький, “его врагом была пошлость”; действительно, то, с чем боролся и что высмеивал Чехов, — обыденность и вульгарность жизни, узость человеческих интересов, беднота ума — можно объединить этим емким словом. Главные, герои рассказов нередко попадают в ситуации, когда им приходится делать выбор, возможно, неосознанный: стать частью пошлой, серой массы или вступить с ней в борьбу. Первое, на вид довольно безболезненное, решение грозит нравственному человеку душевными муками; второе же в силу численного перевеса и большей социальной власти толпы может довести героя до отчаяния, помешательства и даже смерти. По Чехову, серая масса обладает огромной силой и способна поглощать, втягивать в себя людей, потенциально способных к нравственному развитию, но вместе с тем недостаточно устойчивых в своих убеждениях.

3) Идеалом в произведениях Чехова было стремление к будущему без корысти и пошлости мысли, индивидуальность, которая выделяла героя из серой массы, сила духа, идейное стремление вперед, к идеальной жизни. Все это является прекрасным в человеке.

Нельзя брать что-то отдельное и выставлять это прекрасным. Сочетание всех этих качеств дает ту силу духа, тот стержень, который делает человека прекрасным.

Моя гипотеза полностью нашла подтверждение в ходе моего исследования, свобода мыслей, движение к целям, умение помочь другим, отказ от корыстного и алчного, отказ от личного ради идей будущего  – все вместе это сила духа, индивидуальность, здравомыслие, способные побуждать в человеке интерес ко всему происходящему в жизни – это все является прекрасным в понимании А. П. Чехова.

В ходе моего исследования, мне пришла идея о том, что для современного человека значит прекрасное в людях. Я провела опрос среди разного контингента людей – от 15 до 37 лет, респондентам задавался лишь один вопрос (приложение 4). На диаграмме наглядно видно, что современное общество так же, как и в эпоху А. П. Чехова, считает прекрасным также душу и индивидуальность, немного от этих качеств отстают мысли и внешность, но в общем, ничего не меняется (приложение 5). Этот вопрос был и остается актуальным.

 

Приложения.

Приложение 1                                           Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Список используемой литературы

1) А. П. Чехов «Вишневый сад»

2) Г. Бердников «А.П. Чехов. Идейные и творческие искания»

3) И.Н. Сухих «Проблемы поэтики А. П. Чехова»

4) Э.А. Полоцкая. «Пути чеховских героев»

5) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

6) https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov


7)

Презентация

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.