Учёт общепроизводственных и управленческих расходов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Учёт общепроизводственных и управленческих расходов

2020-05-07 74
Учёт общепроизводственных и управленческих расходов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.

Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются полупеременными или условно-переменными, т.е. зависящими от объема производства продукции, а общепроизводственные и общезаводские расходы - постоянными, т.е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством для целей налогообложения. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования учитывают обычно на отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы».

Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования можно осуществлять по каждому цеху (производству и др.) в отдельности по следующей номенклатуре статей:

) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;

) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);

) «Ремонт оборудования и транспортных средств»;

) «Внутризаводское перемещение грузов»;

) «Прочие расходы».

В некоторых организациях по ст. 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.

Из перечисленных статей расходов по содержанию и эксплуатации оборудования наиболее существенными являются затраты на амортизацию и ремонт оборудования транспортных средств.

Финансовым и налоговым учетом предусматривается возможность применения различных вариантов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

Сравнение способов начисления амортизации по внеоборотным активам для целей финансового и налогового учета позволяет сделать вывод о том, что общим для обоих видов учета является линейный способ. Этот способ целесообразно использовать и для целей управленческого учета.

Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов, которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработанных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.

Использование ЭВМ позволяет автоматизировать учетный процесс и получать идентичную ведомости ф. № 12 готовую машинограмму.

По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции пропорционально затратам на оплату труда работников или другими способами: пропорционально нормативным или плановым затратам, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.

Выбранная база распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования должна в наибольшей степени увязывать производство продукции с этими расходами. Если, например, в организации широко применяется ручной труд с примерно одинаковым уровнем механизации и автоматизации производственного процесса, то в качестве базы распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования можно использовать заработную плату производственных рабочих или отработанное ими время.

При высоком уровне механизации и автоматизации производственного процесса, особенно когда один человек управляет работой нескольких станков с помощью дистанционного управления, в качестве базы распределения расходов по содержанию и эксплуатации оборудования целесообразнее использовать количество часов работы оборудования (машино-часы).

Если при производстве отдельных видов продукции используется специализированное оборудование, то все расходы по нему следует относить на эти виды продукции прямым путем.

На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением (цехом, производством и т.д.).

Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут также в ведомости учета затрат цехов, а при использовании ЭВМ - в соответствующей машинограмме по следующей номенклатуре статей:

) «Содержание аппарата управления цеха»;

) «Содержание прочего цехового персонала»;

) «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;

) «Содержание зданий, сооружений, инвентаря»;

) «Ремонт зданий, сооружений и инвентаря»;

) «Испытания, опыты и исследования, рационализация и изобретательство»;

) «Охрана труда»;

) «Прочие расходы»;

) «Потери от простоев»;

) «Потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах»;

) «Недостача материальных ценностей и незавершенного производства» (за вычетом излишков);

) «Прочие непроизводительные расходы».

По истечении месяца собранные в ведомости № 12 расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 28 «Брак в производстве» и других счетов (10, 76, 79, 97, 99).

В небольших организациях можно отказаться от раздельного учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов. В этом случае организация самостоятельно устанавливает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за ними. По небольшим цехам вспомогательных производств общепроизводственные расходы обычно учитывают непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства».

В качестве базы распределения общепроизводственных расходов используют затраты на оплату труда работников, затраты на производство без стоимости сырья и материалов, прямые затраты по отдельным видам продукции, объем выпуска продукции и др.

Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». В финансовом учете их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела:

А. Расходы на управление организаций

) «Заработная плата аппарата управления организацией»;

) «Командировки и перемещения»;

) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;

) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.).

Б. Общие хозяйственные расходы

) «Содержание прочего общехозяйственного (не административно-управленческого) персонала»;

) «Амортизация основных средств»;

) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;

) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;

) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);

) «Подготовка кадров»;

) «Организованный набор рабочей силы»;

) «Прочие расходы».

В. Налоги, сборы и отчисления

) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы».

Г. Непроизводительные расходы

) «Потери от простоев»;

) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);

) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);

) «Прочие непроизводительные расходы».

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов, а при использовании ЭВМ - в соответствующей машинограмме. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производства, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и промышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.

Порядок списания общехозяйственных расходов определяется учетной политикой организации.

Между видами произведенной или проданной продукции общехозяйственные расходы распределяют пропорционально затратам на оплату труда работников, совокупным затратам на оплату труда работников и на содержание и эксплуатацию оборудования, объему производства или продажи, неполной производственной себестоимости продукции, прямым затратам на производство продукции и т.п.

Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов.

Списание общехозяйственных расходов по назначению оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству); Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам); Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам); Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства) и др.;

Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Укажем, что при определении затрат по элементам значительная часть косвенных расходов относится к прочим расходам.

В элементе «Прочие затраты» учитываются иные затраты, формирующие затраты на производство и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг, управление, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам.

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов» и ряд других счетов для учета «прочих затратил (60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Следует иметь в виду, что по кредиту указанных счетов отражаются все расходы соответствующих ресурсов - на осуществление обычной деятельности, капитальных вложений, финансовых вложений и др.

Поэтому для определения затрат по экономическим элементам по обычным видам деятельности нужно из кредитовых оборотов счетов 10, 70, 69, 02, 04, 05 и ряда счетов по учету «прочих затрат исключить суммы оборотов, не относящиеся к обычным видам деятельности, и внутренние обороты.

Изложенная методика исчисления затрат по экономическим элементам не всегда обеспечивает необходимую точность расчетов величины элементов. К тому же при использовании данной методики не обеспечивается получение детальной информации о расходах организации по элементам затрат.

Планом счетов бухгалтерского учета от 2000 г. рекомендовано использовать счета 30-39 для учета расходов по элементам затрат Состав счетов и методика учета затрат по этим счетам устанавливаются самой организацией, исходя из особенности своей деятельности и рекомендаций Минфина РФ (до настоящего времени такие рекомендации отсутствуют). В качестве одного из возможных можно рекомендовать следующий порядок учета затрат по их элементам.

Дополнительно к используемым счетам 20-29 следует открыть синтетические счета:

«Материальные затраты»;

«Затраты на оплату труда»;

«Отчисления на социальные нужды»;

«Амортизация»;

«Прочие затраты».

На этих счетах целесообразно учитывать все затраты организации по их элементам, т.е. не только на осуществление основной деятельности, но и на другие виды деятельности (на осуществление капитальных и финансовых вложений, операционные и внереализационные расходы и др.).

По дебету счетов 30-34 необходимо учитывать все расходы по формированию соответствующих затрат. При этом по дебету счета 30 «Материальные затраты» будет отражена стоимость израсходованных материалов (с кредита счета 10 «Материалы»), расходы по оплате работ и услуг сторонних организаций, подлежащих включению в состав материальных затрат (с кредита счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.).

По дебету счетов 31-34 отражаются соответствующие суммы начисленной оплаты труда (с кредита счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»), отчисления на социальные нужды (с кредита счета 69 «Расчеты по социальному страхованию», начисленная амортизация по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам (соответственно с кредита счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»), прочие затраты (с кредита счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

По окончании месяца учтенные на счетах 30-34 затраты списываются, в зависимости от направления расходов, с кредита счетов 30-34 в дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство, 23 «Вспомогательные производства» и других счетов (25, 26, 29, 44, 91, 99 и др.).

 


Учёт коммерческих расходов

косвенный общепроизводственный коммерческий управленческий расход

Расходы, связанные с рекламой и реализацией продукции, называются коммерческими (внепроизводственными). Вместе с производственной себестоимостью эти расходы составляют полную себестоимость продукции. Они отражаются на счёте 44 «Расходы на продажу».

Заинтересованность предприятий в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость снижения коммерческих расходов, систематического анализа и прогнозирования затрат на производство продукции на ближайшую и дальнейшую перспективу.

Основными задачами бухгалтерского учета коммерческих расходов являются:

1. Своевременное, полное и достоверное отражение в учете фактических затрат, связанных с сбытом продукции.

2. Контроль за эффективным использованием сырья, полуфабрикатов, материалов, топлива, энергии, фонда оплаты труда, за соблюдением смет расходов на обслуживание и управление производством.

.   Выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции.

.   Выявление резервов снижения коммерческих расходов.

В плане и учете должно быть обеспечено единство:

·   номенклатуры коммерческих расходов;

·   содержания расходов на обслуживание и управление производством;

·   принципов группировки и распределения комплексных статей коммерческих расходов;

·   принципов калькулирования себестоимости единицы продукции.

При всем разнообразии видов деятельности, особенностей технологии и организации производства, характера вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, для правильного формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и определения прибыли в целях налогообложения, должны соблюдаться общие принципы учета коммерческих расходов:

Согласование с плановыми и нормативными показателями, при этом для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов;

Неизменность принятой методологии учета коммерческих расходов и калькулирования себестоимости продукции в течение года;

Документирование, полное отражение в учете затрат по нормам и отклонения от норм. При соблюдении этого принципа необходимо отметить, что на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) относятся только документально подтвержденные расходы (отсутствие документов или их неправильное оформление считается, не является достаточным основанием для отнесения затрат на себестоимость);

Единообразие состава и классификации затрат, объектов калькулирования и методов распределения затрат по отчетным периодам, видам продукции и т.д..

Регламентация состава себестоимости продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Состав расходов на продажу можно представить в виде следующей таблицы.

 


Таблица 1 Состав расходов на продажу (коммерческих расходов)

Номера статей Наименование статей расходов Содержание статей
1 2 3

А. Расходы по организации сбыта (маркетинговые операции)

1. Оплата услуг сторонних организаций · Оплата услуг сторонних организаций по маркетингу в случаях, когда штатным расписанием не предусмотрены ответствующие функциональные службы (изучение рынков сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.); · затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, связанным с операциями по сбыту продукции; · оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионых (факторинговых) операций; комиссионные сборы и вознаграждения, уплачиваемые сбытовым и внешнеторговым организациям.
2. Расходы на рекламу · Затраты на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов
    каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т. п.); · на разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов упаковки и т. д.; · на рекламные мероприятия (объявления в печати, передача по радио и телевидению, размещение в Интернете); · на световую и иную наружную рекламу; на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, · указателей др.; · на ранение и экспедирование рекламных материалов; · на оформление витрин, выставок-продаж комнат образцов; · на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение иных рекламных мероприятий; расходы, вызванные участием предприятия в выставках в пределах республики, аукционах, товарных биржах, в международных ярмарках и выставках за границей.

Б. Транспортно-экспедиционные расходы

3. Расходы на тару и упаковку изделий на склада готовой продукции. Другие операции, обеспечивающие сохранность грузов при перевозке · Услуги вспомогательных цехов или участков по изготовлению тары и упаковки, по консервации и затариванию продукции; · расходы на оплату труда рабочих, занятых упаковкой, консервацией и затариванием продукции на складе готовой продукции отдела сбыта; · отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда; стоимость материалов, расходуемых при упаковке готовой продукции; ·  стоимость тары, приобретаемой на стороне; · оплата услуг сторонних специализированных организаций по затариванию, фасовке и упаковке изделий.
4. Расходы на погрузку и транспортировку продукции · Стоимость услуг вспомогательных цехов по доставке продукции на станцию или пристань отправления и погрузке ее в вагоны и суда; ·  оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных и посреднических организаций; · расходы по креплению изделий на железнодорожных платформах и вагонах.
5. Прочие расходы по сбыту · амортизация основных средств, обсуживающих процесс сбыта товаров и самих товаров; расходы по содержанию основных средств,
    · используемых при обслуживании процесса реализации; · биологические потери при хранении транспортировке продукции в пределах норм естественной убыли, относящиеся к реализованной в течение года продукции; Прочие расходы, связанные со сбытом товаров (готовой продукции и товаров приобретенных)

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.