Не торопитесь вступать в брак — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Не торопитесь вступать в брак

2020-05-07 122
Не торопитесь вступать в брак 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пытаясь "достучаться" до фарисеев, Иисус дал им ясно понять, насколько серьезными могут быть последствия развода: «Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбо­действует; и женившийся на разведенной прелюбодейст­вует» (Матфея 19:9). Единственной причиной, которую Господь признает для развода, является прелюбодеяние.

Заметьте, что в данном случае мы ведем речь о браках, совершенных в Эдемском саду Божьего присутствия. Наш Бог - Бог завета, а брак - это завет. Прелюбодеяние аннулирует один завет, но зато воздвигает другой. Раз­вод по любым другим причинам, кроме прелюбодеяния, не признается Богом, а разведенные супруги становятся виноваты в прелюбодеянии, если женятся или выходят замуж повторно. Человек, с которым разведенный муж­чина или разведенная женщина вступит в брак, также будет повинен в грехе прелюбодеяния - настолько се­рьезно обстоит дело. Бог в игры не играет.

Услышав столь жесткие условия, ученики Иисуса смутились: "Говорят Ему ученики Его: «Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться». Он же сказал им: «Не все вмещают слово это, но кому дано»" (Матфея 19:10,11). Ученики поняли всю серьезность сказанного Господом. Они слышали о том, насколько ужасен развод и как высоки требования к вступающим в брак, поэтому и пришли к выводу, что лучше вовсе не жениться. Иначе можно попасть в западню.

Когда Иисус произнес: "Не все вмещают слово это, но кому дано", Он имел в виду, что брак не для всякого. Многие женятся или выходят замуж преждевременно, не будучи готовыми к этому шагу, а потом всю жизнь жалеют о своем опрометчивом решении. Иисус учит нас: "Не торопитесь вступать в брак. Не спешите с этим, потому что не каждый оказывается готовым для такого рода посвящения".

Иными словами: вы готовы к браку, если никогда не пожелаете его расторгнуть. Но если у вас возникает хоть одна мысль о необходимости составления брачного контракта, вы не готовы к браку. Если вы не отвергаете возможности развода как "выхода" из положения, вы не готовы к браку. Если у вас нет твердого намерения ос­таваться в браке, лучше не вступайте в него. Вы боль­ше выиграете, если останетесь холостым.

 

Где бы ты ни находился, совершай то, к чему призван, и делай все так, как для Бога

Глава 11

Развод и Библия

Каждый читатель по-своему отреагирует на слово развод. Я даже не побоюсь сказать, что каждый читаю­щий эту книгу в той или иной степени пережил горечь и боль развода.

Если лично вам удалось избежать этой беды, тогда развелись ваши родители или кому-то из близких вам людей довелось пройти через это тяжелое испытание. Статистические данные говорят, что после Второй миро­вой войны такое социальное явление, как развод, стало повсеместным.

Эта глава рассчитана на тех, кто еще не состоял в браке, а также на тех, кто развелся, на вдов и вдовцов и даже на тех, кто считает свой брак счастливым.

Сегодня в нашем обществе количество разводов прини­мает угрожающие размеры. Поэтому христиане должны противостоять этому злу. Им следует знать Божью волю на разные ситуации своей жизни, включая и развод.

Раньше у многих народов даже само слово развод счи­талось табу, не говоря уже о бракоразводном процессе. Теперь развод - нормальное явление нашей жизни.

Что такое табу? Это нечто, о чем не говорят, но зна­ют, что оно существует. Чаще всего это нечто просто игнорируется. Даже сегодня многие христиане чувству­ют себя неловко, когда разговор заходит о разводе.

Разрыв отношений между супругами, в результате которого они решают расстаться друг с другом и жить отдельно, я также считаю разводом, только без оформле­ния юридических бумаг. Оставаясь фактически чужими друг другу людьми, такие супруги могут продолжать жить в одной квартире или доме. (Мы уже говорили об этом в начале книги.)

Давайте посмотрим, что Библия и мир говорят о раз­воде и как дьявол пытается использовать развод и раз­деление между супругами.

В Новом Завете только два человека высказывались на тему развода - Иисус и апостол Павел. Чтобы понять Божью точку зрения на развод, мы должны знать, что Господь говорил о нем в Своем Слове. Говоря о браке, они тут же упоминали и развод.

Давайте начнем с Евангелия от Матфея 5:31, где Иисус говорит о приходе нового Царства - нового правления. В Нагорной проповеди (Матфея, главы 5, 6 и 7) Господь го­ворил людям о необходимости изменить свои понятия и поведение, если они хотят жить и функционировать в но­вом Царстве. Начав Свою проповедь с Заповедей блажен­ства, Иисус учил, что новое Царство, Царство Небесное, которого они так долго ожидают, предполагает не внеш­ние изменения, а глубокую трансформацию человеческо­го сердца. Иисус говорил Своим слушателям, что Главой Царства является Бог, Который смотрит на мотивы серд­ца, а не на эмоции. Бог смотрит на сердце человека, а не на его лицо.

Что говорил Иисус

Сказано также, что если кто разведется с же­ною своею, пусть даст ей разводную. А Я гово­рю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод пре­

любодействовать; и кто женится на разведен­ной, тот прелюбодействует.

Матфея 5:31,32

Затем в Евангелии от Матфея, глава 19, Иисус снова возвращается к теме развода. На этот раз Он отвечает на вопросы фарисеев.

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Со­творивший в начале мужчину и женщину со­творил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и бу­дут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, то­го человек да не разлучает.

Матфея 19:4-6

Фарисеи спросили Иисуса, почему Моисей позволил мужьям давать разводное письмо своим женам. Они хо­тели обличить Его в том, что Он настраивает народ про­тив "закона Моисея".

Иисус ответил, что жестокость их сердец вынудила Моисея пойти на такой шаг, но в то же время Он напом­нил им, что изначально Бог задумал все иначе. Следова­тельно, первоначальный Божий план для человека ни­когда не предполагал сегодняшнее состояние института брака. К сожалению, Божий идеал стал тяжелым испы­танием для людей.

В отличие от фарисеев, ученики Иисуса поняли, что Он имел в виду: мужчина не должен был отсылать от се­бя свою жену по любому поводу, как это было во дни Мо­исея и после его смерти. Только прелюбодеяние могло быть достаточно серьезной причиной для развода.

Теперь даже речи не могло быть о том, чтобы оставить свою жену только потому, что она постоянно ворчит, или не умеет готовить, или потому, что кто-то красивее и бо­гаче, чем она. Вот почему они в один голос воскликнули, что лучше и вовсе не жениться. В те времена поводом для развода могла стать любая мелочь, и решение этого вопроса оставалось за мужчиной.

Иисус говорил, что не каждый человек может оста­ваться неженатым и в то же время не грешить. Есть только три категории мужчин, которые могут оставать­ся неженатыми. Скопцы от рождения, т.е. мужчины, не имеющие сексуального желания, без функционирую­щих половых органов, те, кто был кастрирован в резуль­тате несчастного случая или намеренно (так часто посту­пали правители по отношению к рабам и пленным), а также те, кто пожертвовал своими естественными по­требностями во имя служения Господу (стихи 11,12).

Иисус говорил, что брак не для каждого, но и не каж­дый может оставаться один. Брак не может считаться необходимым условием для служения Богу и для обре­тения вечной жизни в раю после смерти. Также брак не обязателен для достижения личного успеха в жизни.

Сегодня большинство современных народов и соци­альных обществ считают брак необходимым злом, в то время, когда он был задуман Богом как благо и благо­словение для человека. Однако не каждый в состоянии выполнять брачные обязательства, но и не всякому дано оставаться одному. В наше время большинство людей оказывается неподготовленным к вступлению в брак и выполнению всего, что связано с ним, духовно, эмоцио­нально, физически и материально.

 

Что говорил Павел

Апостол Павел продолжил то, что говорил Иисус, об­ращаясь к церкви в Коринфе, одному из наиболее раз­вращенных городов того времени. Сексуальная распу­щенность считалась нормой поведения среди жителей. Коринф был городом храмов, посвященных различным богиням, в которых жрицы предоставляли любому мужчине за определенное "жертвоприношение" сексуальные услуги в качестве служения "поклонения". Так, в одном храме насчитывалось до тысячи жриц. По­скольку секс считался одной из их религиозных обязан­ностей, жрицы почитались в народе.

Однако иудеи, жившие в Коринфе, питали к ним от­вращение. Такое же отношение к жрицам любви было и у христиан-евреев. В Коринфской церкви было много покаявшихся и обратившихся язычников и даже не­сколько жриц, которые, тем не менее, не оставили сво­их языческих привычек. Подобно многим верующим сегодня, у них было новое сердце, но старые привычки. Павел написал им не одно послание (одно так и не до­шло до нашего времени), где наставлял по многим во­просам. Так, брак и развод были для них основной про­блемой.

Например, в одной из церковных общин мужчина был женат на своей мачехе или находился с ней в половой связи. Поскольку такие пороки, как блуд и прелюбодея­ние, не только не скрывались, но, наоборот, поощрялись в обществе, коринфяне не понимали и, следовательно, не хотели принимать ту истину, что отношения между мужчиной и женщиной являются очень интимной сто­роной жизни и должны регулироваться определенными правилами и запретами.

Послание Павла было написано не как обращение ко всему Телу Христову, а в ответ на конкретную просьбу местной церкви дать совет по поводу происшедших там событий (1 Коринфянам 7:1). Первым, что он сказал, бы­ло: «...Хорошо человеку не касаться женщины» (стих 1). Я думаю, что им это не понравилось. Павел не имел в ви­ду конкретные личности. Он давал совет - Божий или свой - относительно взаимоотношений между мужчи­ной и женщиной: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (стих 2).

Затем он объяснял, что женатый мужчина или за­мужняя женщина уже не владеют своим телом. (Мы говорили об этом в главе 8.) Поэтому, если женишься или выходишь замуж, говорил он, должен уразуметь одну вещь, что твое тело уже больше не твое. Павел так­же подчеркивал (стихи 32-35), что, становясь женатым мужчиной или замужней женщиной, ваше время и вни­мание принадлежат вашему партнеру. Холостые и неза­мужние могут заниматься делами, угодными Богу, а женатые и замужние думают о мирском и о делах, угод­ных друг другу, говорил Павел.

Если вы никогда не были женаты, или если вы разве­дены, или овдовели, хорошенько подумайте над этим советом.

Надеюсь, мне удалось убедить вас пересмотреть свой традиционный взгляд на супружескую жизнь, и вы прислушаетесь к совету Павла до того, как пойдете к ал­тарю. Спросите сами себя: «Есть ли во мне все необходи­мое, чтобы прожить с этим человеком всю жизнь, пока не умру? Если я не уверен, что справлюсь, то лучше ос­таться одному, чем жениться». Готовы ли вы делиться своим личным временем, материальными благами, сек­ретами, стремлениями, мечтами, целями, видениями и желаниями с другим человеком? Брак - это принесение в жертву на алтарь любви вашего исключительного пра­ва принадлежать только себе.

Павел предупреждал, что те, кто не может воздер­жаться, пусть лучше вступают в брак, чтобы не допус­тить блуда (стих 2). Лучше иметь дело с семейными про­блемами, нежели "разжигаться" и впасть в грех (стих 9). Стоит вам попробовать сексуальных отношений, и у вас появится "голод", который нужно утолять. В тот мо­мент, когда вы испытаете физическое наслаждение, в вас проснется сила, с которой вы не сможете справиться до самой старости. Так что будьте осторожны.

Я согласен с Павлом: если вы не разбудили в себе сексу­ального аппетита, лучше не делайте этого. Посвятите свое время и энергию Божьим делам. Подготавливайте себя к встрече с тем человеком, которого Бог приведет к вам.

 

Совет Павла женатым

Предположим, что вы уже женаты. У Павла есть совет и для супружеских пар:

♦ Пусть они не разводятся (стихи 10,11).

♦ Но если вы развелись, тогда не вступайте в брак снова или помиритесь (стих 11).

♦ Если вы женаты на неверующей или замужем за неверующим, если это возможно, то оставайтесь в браке, ради детей (стихи 12-14).

♦ Если ваш неверующий супруг или неверующая супруга захочет уйти, то пусть уходит. Вы с ним или с ней не связаны (стих 15). Но если неверующий захочет принять Господа и жить новой жизнью, тогда оставайтесь вместе.

Если неверующий супруг хочет жить с вами, а вы молитесь, читаете Библию, даете десятину, посещаете церковь и служите больным, тогда вы должны оставаться с ним, даже если он или она пока не собираются приходить к Богу. Своим образом жизни вы можете завоевать его или ее для Бога.

Если вы уйдете, ваш шаг может быть использован Богом, чтобы коснуться сердца неверующего. Конечно, если вы останетесь, у Святого Духа будет больше шансов спасти этого человека. Поэтому живите с ним или с ней как можно дольше.

Слово "пусть" в данном контексте означает "разрешение". Если неверующий супруг или супруга оставляет вас, разрешите ему или ей уйти. Не задерживайте их, не стойте у двери. Верующие, не бегите за ними и не хватайте их за полу. Не звоните ему и не спрашивайте, где °н был и с кем. Пусть он уходит!

Если вы цепляетесь за своего уходящего супруга или супругу - значит, вы не повинуетесь Слову Божьему, конечно, вы можете попытаться продолжать жить с таким человеком, терпеть ссоры и разногласия вопреки своим взглядам. К сожалению, супружеская жизнь не

предполагает идеальных отношений, безоблачных дней. Часто препятствием становится воля одного из су­пругов. Конечно, вы можете попытаться контролиро­вать ее, но тогда это будет называться колдовством.

Павел говорил: «...К миру призвал нас Господь» (стих 15). Если бы каждый разведенный смог до конца понять эту истину, он или она расправили бы свои плечи и под­няли голову. Мир Духа Святого сохраняет ваш ум в здравом состоянии, сосредотачивая его на познании Бо­га.

Павел учил этим истинам, призывая оставаться в том общественном положении, в котором Бог спас вас. (Мы говорили об этом в Главе 8.) Однако он не имел в виду, чтобы вы продолжали грешить или оставаться храмо­вой проституткой.

Он говорил: «Не впадайте в крайности. Получив спа­сение, не заявляйте своему супругу или супруге, что больше не собираетесь с ним или с ней спать, потому что отныне ваше тело - это храм Бога».

«Если вы раб, который служил своему хозяину мно­го лет, не убегайте от него, когда вы спасены. Оставай­тесь на своем месте и продолжайте служить как можно лучше. Пусть Бог изменит ваши условия жизни. Вы же держитесь своего слова и поступайте правильно» (стихи 20-24).

«Если вы служащий, не бросайте свою работу, чтобы жить "по вере", ожидая от Бога чего-то сверхъестест­венного. Где бы вы ни находились, делайте то, что вы призваны делать, и делайте так, как для Бога».

«Если вы иудей, обрезанный на восьмой день соглас­но традиции своих отцов, не ищите доктора-грека, кото­рый сделает вам операцию и восстановит удаленную плоть». (К вашему сведению, многие молодые люди из иудейской элиты так и поступали, когда вошли в моду греческие олимпийские игры, где участники должны были быть обнаженными.)

«А с другой стороны, - говорил Павел, - если вы не еврей и не обрезаны, не обрезайтесь сейчас, потому что это была ветхозаветная традиция. Теперь ваше сердце обрезано в знак заключения Нового Завета с Богом».

А что Павел говорил о незамужних девицах? Вы мо­жете ответить, разве Павел не имел в виду их, говоря о неженатых и незамужних? Нет, не имел, потому что та­ковыми могут быть еще и вдовцы, вдовы, разведенные, а также те, кто находится во внебрачной половой связи.

Вот почему Павел говорил, что лучше вступить в брак, чем разжигаться плотскими страстями. Давайте прочтем стихи 27 и 28: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если деви­ца выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти...»

Павел добавил: «...а мне вас жаль». К Павлу, пастору пасторов, должно быть, часто обращались с подобными проблемами. Учитывая свой многолетний опыт христи­анского консультанта, я согласен с Павлом, хотя и очень люблю свою жену. У нас счастливый брак, но ис­тина остается истиной: когда вы один, Бог может оста­ваться вашим единственным приоритетом. Когда вы женаты, ваше внимание поглощают мирские заботы.

Если вы женитесь, то не согрешите, но для вас начина­ется жизнь, полная хлопот. Помните? Проблемой Адама было одиночество, а не его самостоятельность. Чтобы не быть одиноким, не обязательно жениться.

В принципе, совет Павла прост: если вы можете руко­водить своими страстями, не торопитесь жениться, пока не удостоверились, что сумеете правильно управлять сво­им браком. Но если вы чувствуете, что не сможете совла­дать со своими страстями, тогда найдите верующего или верующую и выходите замуж или женитесь, чтобы не впасть в грех. И все же вам следует прежде удостоверить­ся, что у вас есть все для того, чтобы ваш союз состоялся.

Я вам гарантирую, что если вы женитесь только по­тому, что пылаете страстью, ваш брак, в конце концов, развалится. Лучше отдайте Богу свою страсть, принеси­те ее в жертву на алтарь. Но если вы решили жениться, просите Его привести к вам достойного вас человека.

Я бы написал вам то же самое, дорогой читатель, что Павел написал христианам Коринфской церкви. Я гово­рю это не для того, чтобы поставить вас в какую-то зави­симость, ограничить в чем-то или навязать вам свое мнение. Но я пишу это для того, чтобы наставить вас на правильный путь, на котором вы могли бы безраздельно посвятить себя Богу (стих 35).

О вдовцах и вдовах Павел говорил, что они могут сно­ва вступать в брак, но пусть это будет согласно с Божь­ей волей. Однако он тут же добавляет, "но с моей точки зрения лучше оставаться одному".

 

Одна из самых опасных вещей при чтении Библии - это толкование стихов в отрыве от контекста

Глава 12

Генеалогия развода

Б этой главе мы поговорим о разводах между Божьи­ми людьми, а также узнаем о том, что говорили Иисус и Павел по этому вопросу.

В Евангелии от Матфея 5:31 Иисус говорит: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (курсив автора). Сказано кем? Ев­реи, кому Иисус адресовал Свою Нагорную проповедь, понимали, кого Он имел в виду. Он говорил о Моисее, записавшем Божьи повеления и наставления в форме закона: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей раз­водное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего...» (Второзаконие 24:1).

Одной из самых опасных вещей при чтении Библии является толкование библейских стихов в отрыве от их контекста. Остерегайтесь строить доктрины и бого­словские теории на одном стихе, вырванном из главы или книги, так как это может привести вас к серьезной ошибке. Контекст очень важен для познания самого Проповедника, тех, к кому он обращается, понимания Предмета обсуждения и причины, которая заставила его обратиться к этой теме. (Мы касались этого вопроса в предыдущей главе.)

Мы узнали, почему Павел говорил о разводе, и увиде­ли, что ему пришлось иметь дело с конкретными ситуа­циями, возникшими в церкви в Коринфе.

 

Иисус - Учитель премудрости

Павел писал в Первом послании к Коринфянам 1:30, что Иисус сделался для нас Божьей мудростью, правед­ностью, освящением и искуплением. Иисус также был "Учителем премудрости".

"Обучение премудрости" было одним из образова­тельных методов, использовавшихся в дни, когда жил Иисус. Этот метод предполагал использование учителем образных оборотов речи, примеров, взятых из повсед­невной жизни, гипербол, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительной основную мысль своего рассказа. Такой метод обучения можно назвать практичным, ра­зумным. (Гипербола - стилистический прием, исполь­зуемый для усиления эффекта того или иного высказы­вания. Например, "сильный, как бык".)

Обращаясь к Своим слушателям, Иисус говорил: «Ес­ли тебя соблазняет твой правый глаз, вырви его и от­брось от себя». Но эти слова не были рассчитаны, чтобы их воспринимали в буквальном смысле. Он не призывал слушающих вырвать себе глаз. Но поскольку они при­выкли к такому способу подачи информации, Иисус ис­пользовал гиперболу, чтобы слушатели лучше поняли Его. А в действительности смысл Его слов был таким: «Если нечто, что кажется тебе важным и необходимым, заставляет тебя грешить, лучше избавься от него, пото­му что оно приносит тебе больше вреда, чем пользы».

Если высокооплачиваемая работа не оставляет вам времени для общения с Богом, посещения церкви, заня­тий с детьми, оставьте ее и найдите другую. Пусть вы будете зарабатывать меньше, зато, в конечном итоге, выиграете больше для себя и своей семьи.

В этом образовательном методе также использова­лись пословицы (мудрые высказывания), загадки, притчи (истории из реальной жизни с моралью) и алле­гории. (Аллегория - это иносказательное выражение или целый рассказ, в котором одни образы заменяются другими для большей выразительности.)

Так, пророк Нафан пришел к царю Давиду с аллего­рическим рассказом. Он рассказал царю, как один бога­тый человек, у которого было много крупного и мелкого скота, забрал у бедняка последнюю овечку и убил ее, чтобы устроить пир для своих гостей. Нафан использо­вал аллегорический образ: вместо слова "жены" он ис­пользовал слово "овцы", чтобы показать Давиду весь его эгоизм и греховность (2 Царств 12:3).

Когда я впервые начал изучать библейский подход к проблеме развода, то вместо истины пришел к догме. Мы знаем, что догма - это "когда я прав, а ты нет, что бы ты мне ни говорил. И вообще, не надо запутывать меня своими фактами".

Вместо того, чтобы изучать Слово с точки зрения здравых принципов толкования, мы приходим к лож­ным выводам, основанным на недостаточных доказа­тельствах.

Развод и повторный брак - это тема, вызывающая много путаницы в людских умах. Развод ставит быв­ших супругов, как христиан, так и не христиан, под проклятие, как, пожалуй, никакой другой грех.

«Разве я согрешил против Бога?»

«Если Бог простил меня, почему у меня не проходит чувство вины?»

«Разве я совершил прелюбодеяние тем, что женился во второй раз?»

«Правильно ли я поступил? Может быть, мне стоило подождать подольше, прежде чем решиться на такой шаг?»

Если в своей жизни вы пережили развод, я думаю, та­кие вопросы, пусть не все, но приходили к вам в голову.

Чтобы понять, что Библия говорит об этой проблеме, нужно уметь правильно толковать ее стихи.

 

Принципы толкования

Есть три принципа правильного толкования Святого Писания:

1. Читая Библию, постоянно держите в памяти инте­ресующий вас вопрос.

2. Постарайтесь узнать об исторической обстановке, в которой писался стих или стихи. Знание культурной и образовательной ситуации того времени, политиче­ских, экономических и социальных условий помогут вам прийти к правильным выводам.

3. Внимательно прочитайте стихи, предшествующие тому, который вы изучаете, а также те, что следуют за ним. Предшествующие стихи (предшествующий текст) и последующие стихи (последующий текст) и составят кон­текст каждого стиха, который вы читаете или слышите.

Какую бы книгу вы ни читали или кого бы вы ни слу­шали, всегда помните, что проповедник строит свое уче­ние на стихе, имеющем контекст и определенный исто­рический фон. Если его учение игнорирует это - значит, оно ошибочно. Вам следует проверить все самому, иначе вы можете поверить ложным выводам и впасть в за­блуждение.

Итак, возвращаясь к закону Моисея, нужно знать, что имел в виду Иисус, цитируя Моисея и затем интер­претируя его правила.

В Нагорной проповеди Иисус учил Своих слушателей правильному отношению, которое характерно для Цар­ства Божьего. Контекст Его комментариев предполагал "правильное мышление" и "правильные действия".

Заповеди блаженства (Матфея 5:30,31) являются предшествующим текстом. Люди с такими понятиями и отношениями становятся "светом миру". Затем Иисус произносит фразу, цель которой - успокоить защитни­ков закона Моисея и пророков. «Я сразу хочу сказать вам, что Я не против Моисея, Исаии, Иеремии или лю­бого другого автора закона и пророков. Я не пришел от­менить то, что они говорили. Напротив, Я пришел ис­полнить все, чему они учили. Более того, если кто-то из вас учит не подчиняться закону и пророкам, отме­нить его, таковой будет назван наименьшим в Царстве Небесном. Все, что сказано в законе и пророках, будет пребывать до тех пор, пока будет стоять земля и небо. Поэтому поймите правильно то, что Я собираюсь ска­зать вам» (стихи 17-20).

Исполнить означает "показать истинное намерение". Читая это место, обычно верующие думают, что Иисус пришел исполнить положения закона. Но не об этом го­ворил Иисус. Он пришел показать значение и цель зако­на. Иначе говоря, Иисус пришел показать "дух закона", или на языке юристов, его истинный смысл.

Иисус говорил об истинной праведности, в отличие от показной (исполнение религиозных ритуалов и другое). Истинная праведность (стих 20) запрещает не только убивать, но даже ненавидеть своего ближнего и желать ему смерти. Истинная праведность означает, что вы да­ете десятину Богу и прощаете своих врагов. Истинная праведность исключает не только физическое прелюбо­деяние, но даже желание удовлетворить свою страсть или подумать с вожделением.

Затем Иисус использовал гиперболу, чтобы сильнее подчеркнуть то, о чем Он говорил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя...» (стих 29). И только после такого вступления Он стал го­ворить о разводе.

Текст, который следует после Его комментария о раз­воде, говорит о клятвах и о мести врагам. Иначе говоря, Прелюбодеяние и развод стоят в списке беззаконий в одном ряду с ненавистью, нарушением клятвы и местью.

Контекст, как я отмечал выше, подразумевает, что "ваши мысли так же важны, как и ваши поступки". Иисус говорил, что проблема заключается в том, что ведет к разводу, а не сам развод. Развод - это только следствие вашего неправильного отношения к своему супругу или супруге. По сути, развод - это симптомати­ческое проявление супружеской неполноценности.

В Евангелии от Матфея, глава 19, контекст стал отве­том на вопросы фарисеев. Предшествующий текст - их вопросы, а последующий текст - комментарии учени­ков на ответы Учителя.

А теперь давайте рассмотрим правила Моисея относи­тельно развода, чтобы понять исторический фон замеча­ний Иисуса по этому поводу.

Истоки развода

Какой контекст книги Второзаконие 24:1? Законода­тель Моисей собрал в одну книгу все законы, уставы, гражданские постановления, которые Бог дал ему для управления народом Израильским. Так же, как и в На­горной проповеди Иисуса, комментарии Моисея состав­ляют центральную часть закона, охватывающего абсо­лютно все сферы жизни израильтян, начиная от финан­сов и заканчивая вопросами охраны здоровья, гигиены и правил поведения.

Внимательно прочитав оба места Писания, вы увиди­те, что Иисус по-новому трактовал постановления Мои­сея, касающиеся разных жизненных ситуаций. Всему закону Моисея Он придал духовный аспект, отчего тот стал еще более обязательным для исполнения. Иисус вернул закону его "дух". Но согласно Новому Завету, который Он пришел установить, самое главное не по­ступки человека, а его сердце.

Внимание Иисуса было направлено не на развод как таковой, а на причины, ведущие к нему. Он говорил, что Моисей позволил разводиться "по жестокосердию вашему" (Матфея 19:8). Что это значит? Означает ли это, что по своему жестокосердию они совершали прелюбо­деяние и поэтому Моисею ничего не оставалось делать, как позволить им разводиться?

Но Моисей даже и не собирался заниматься пробле­мой прелюбодеяния.

Он никогда не упоминал прелюбодеяние, как необхо­димое условие для развода, поскольку единственным наказанием прелюбодеяния была смерть через побива­ние камнями. Значит, во времена, когда жил Моисей, грех прелюбодеяния не считался основанием для разво­да. Мужья оставляли своих жен по другим причинам. Вот почему фарисеи спрашивали Иисуса, позволитель­но ли мужу разводиться со своей женой по всякой при­чине (Матфея 19:3). Хуже того, муж имел право просто сказать: «Я развожусь с тобой», повернуться и уйти, а потом жениться на другой. А женщина не могла выйти замуж вторично без разводного письма, которое явля­лось юридическим документом. Часто женщина, остав­ленная мужем, не имела никаких средств к существова­нию. Этим объясняется обычай обменивать приданое (деньги, которые давали родители мужа и жены, в каче­стве свадебного подарка) на монеты, которые женщина носила вокруг шеи или пришивала к своему головному убору. На эти монеты женщина и жила, когда муж ос­тавлял ее.

Без знания контекста невозможно понять, что Мои­сей имел в виду. Он говорил, что мужья больше не име­ют права так относиться к своим женам. Если какому-то мужу захочется сбежать от своей жены к другой, он дол­жен был дать ей разводное письмо.

 

 

Моисей защищал женщин

Итак, Моисей ввел своеобразную процедуру развода для тех мужчин, которые хотели отделаться от своих Жен. Эта процедура включала три этапа: 1) муж должен был написать разводное письмо; 2) вручить его своей бывшей жене и 3) отослать ее от себя.

Фраза "отослать ее от себя" - это оборот речи, кото­рый использовался израильтянами со времен исхода из рабства, когда египтяне "отослали их от себя". Отсылая человека, нужно было снабдить его имуществом, день­гами и другим добром. Если хозяин "отсылал своего ра­ба", он давал ему некоторую сумму денег, запасную одежду, немного скота. Иначе говоря, человек, которо­го "отсылали от себя", должен был иметь достаточно средств, чтобы начать новую жизнь.

Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус имел в виду следу­ющее: «Моисей приказывал вашим предкам давать раз­водное письмо своим женам, потому что они были на­столько жестокосердны, что оставляли своих бывших жен обездоленными, без каких-либо средств к сущест­вованию и без всякой надежды снова выйти замуж.

А Я говорю вам, что в глазах Бога оставлять свою же­ну по любой причине - это беззаконие. Я пришел, чтобы научить вас быть милосердными, поэтому вместо того, чтобы до смерти забивать камнями женщину, пойман­ную в прелюбодеянии, лучше развестись с ней. Прелю­бодеяние должно стать единственным поводом к разво­ду - расторжению супружеской клятвы, а не любая ме­лочь, которая вам может не нравиться в вашей жене».

Затем Иисус подчеркнул, что развод, позволенный Моисеем, никогда не входил в Божьи планы. Бог создал мужчину и женщину и соединил их в одно целое. Он сказал, что мужчина должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене. Бог также сказал, что ни­кто не имеет права разрушить союз, скрепленный клят­вой верности.

Иисус хотел заставить их задуматься над тем, как строить супружескую жизнь (Бытие 2:24), а не изобре­тать причины, по которым можно было бы отделаться от нее. Если у вас правильный брак, вам никогда и в го­лову не придет разводиться. Самое главное - это ваше отношение друг к другу и ваше сердце.

Бог ненавидит развод, нарушение обета, данного сло­ва, но Он все же любит разведенных. По Новому Завету любой грех, кроме хулы на Духа Святого, покрывается кровью, как только вы покаялись и получили прощение.

Многие религиозные люди ведут себя сегодня так, как будто развод - непростительный грех, такой огром­ный, что даже кровь Христа не может покрыть его. Но тогда развод становится более ужасным преступлением, чем убийство!

После смерти Моисея развод становится распростра­ненным явлением, наверное, столь же частым, как и в наши дни. Иначе, самаритянка, у которой было пятеро мужей, а с шестым она жила вне брака, считалась бы из­гоем общества. Между прочим, Писание не говорит, что все пятеро ее бывших мужей умерли.

Развод стал настолько обыденным явлением, что ког­да Бог решил отторгнуть народ Израиля и отослать в плен народ Иуды, Он использовал женитьбу и развод в качестве аллегории, чтобы объяснить, что должно про­изойти с обоими народами.

В книге Иеремии 3:8 Бог сказал, что дал "неверной дочери Израилевой" разводное письмо и отослал ее за все ее прелюбодейные действия. Но даже это не застави­ло "вероломную сестру ее Иудею" перестать блудодействовать с другими народами и их богами и вернуться к своему законному Мужу.

Во дни Иисуса  было весьма распространено

многоженство, но не так часто, как во времена Авраама. Однако были такие периоды в истории Израиля, когда Бог Сам фактически приказывал евреям разводиться! Это происходило в дни после возвращения евреев из вавилонского плена. Тогда еврейские мужчины брали себе жен из иноплеменных народов, язычниц, покло­нявшихся другим богам (Ездра, глава 10). Когда пророк узнал об этом, он настолько опечалился, что разодрал на себе одежду и рвал волосы на голове и бороде. Однако не нужно объяснять позицию Ездры в отношении "сме­шанных браков" расовыми предрассудками. Основани­ем для нее, скорее, была духовная несовместимость. Он знал, что смешанные браки с язычниками, поклоняю­щимися идолам, всегда вели Израиль и Иуду к паде­нию. Тогда он велел мужчинам, у которых были ино­племенные жены, отослать их, и Библия говорит, что они все согласились так сделать.

Чтобы избежать серьезной ошибки, не пытайтесь применять Божьи принципы и заповеди для обоснова­ния любой жизненной ситуации. Я не говорю о "ситуа­ционной этике", не признающей абсолютных норм и стандартов, позволяющей вам поворачивать правила так, как вам выгодно. Но я говорю о том, что необходи­мо спрашивать у Бога, какой из Его принципов или ка­кая из Его заповедей может быть применима к той или иной ситуации. Иначе, неправильно используя Слово, вы можете впасть в такой грех, как намеренное непо­слушание.

Ситуация, которая сложилась при Ездре, требовала принципа, отличного от описанного в книге Бытие 2:24, где говорится о единой плоти и о запрете разрушать то, что сочетал Бог. Тогда в Израиле была совсем другая си­туация. Бог не сочетал союзы с язычницами.

Ездра действовал согласно другому принципу - «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными...» (2 Ко­ринфянам 6:14). Вторая часть стиха говорит: «...ибо ка­кое общение праведности с беззаконием?..»

Корни такого явления, как развод, идут в глубь ве­ков, во времена античности. Супружеские пары разво­дились в любом народе, при любой цивилизации. Что касается Израиля и позднее Иуды, то начало разводу было положено великим законодателем Моисеем.

Все, что говорил Иисус или другой учитель в Израи­ле, должно было согласовываться с Моисеевым зако­ном. Иисус был согласен с этим. Он говорил: «Если вы хотите развестись со своей женой, дайте ей разводное письмо, но поводом к разводу может быть только пре­любодеяние». Иисус был не только согласен с Моисеем, но Он пошел дальше, подняв планку ответственности выше. При Новом Завете намерения и мотивы поступ­ков и действий стали важнее, чем сами поступки и дей­ствия.

Иначе говоря, Иисус, отвечая на вопрос о разводе, го­ворил о браке. Он подтвердил принцип, который гла­сит: если брак строится на правильном основании, не будет необходимости думать о разводе.

 

С начала сотворения мира Бог возложил ответственность за брак на мужчину

Глава 13


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.