Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-04-03 | 340 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Около 13 в. до н.э. на территорию, занятую ранее самусьским населением, приходит новое население, обладавшее мощным экономическим и военным потенциалом и получившее в научной литературе наименование андроновского.
Название культуры дал могильник, раскопанный в 1913 г. у дер. Андроново к югу от Ачинска.
Андроновская культура, как было сказано, не имеет связи с предшествующими ей сибирскими культурами, андроновцы вытеснили местное население и заняли их земли. В Южную Сибирь они пришли из Казахстана, где известны их памятники.
География расселения андроновских племен огромна. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются в западносибирской тайге. На востоке они известны по всей Минусинской котловине как на левом берегу Енисея, так и на правом и не только по побережьям рек, но и в глубине степей и доходят до предгорий Саян. На западе андроновские памятники доходят до Приуралья.
Андроновская общность – это несколько территориально и хронологически различных археологических культур на обширной территории восточной части степного мира, исследователи относят к ней памятники алакульской, федоровской, черкаскульской, пахомовской культур.
Итак, андроновская общность представляла собой несколько территориально и хронологически различных археологических культур. В течении Нижнего Тобола складывается и развивается северный вариант андроновской культурной общности, получивший в литературе название нижнетобольского. Нижнетобольский вариант выделен по керамике андроновского облика, найденной в таежном Притоболье.
Он изучен по памятникам на озере Ипкуль, Андреевских озерах, р. Дуван (вытекает из Андреевских озер, левый приток р. Пышмы).
|
Характерный признак андроновской эпохи — нарядная плоскодонная керамическая посуда, украшенная на ранних этапах строгими, а впоследствии более сложными «ковровыми» геометрическими узорами: треугольниками, меандрами и свастичными фигурами. Пройдя долгий — длиной в несколько тысячелетий – путь развития, принесенные андроновцами в Сибирь орнаментальные традиции живут и по сей день — в культуре народов Севера.
В керамике выделяются две группы сосудов.
К первой относятся острореберные сосуды. Такая посуда встречена на поселениях Ипкуль I, на северном берегу Андреевского озера и в ряде других пунктов.
В целом орнамент на керамике первой группы представлен богатым набором геометрических рисунков, среди которых преобладают зигзаги, «уточки» и разные вариации меандров. Основная орнаментальная нагрузка ложится на верхнюю часть сосудов.
На шейке располагался обычно наиболее колоритный геометрический пояс в виде треугольников, обращенных вершинами друг к другу, уточек и других фигур.
На тулове, в верхней его части, чаще всего изображался меандровый узор или зигзаговая полоса.
Вторая группа посуды имеет горшковидную форму с плавным переходом от шейки к плечикам. Орнамент выполнялся аккуратной тонкозубой гребенкой.
Шейка чаще всего украшалась рядом косых треугольников.
На тулове обычно располагался сложный разветвленный меандр, окаймленный снизу равнобедренными треугольниками. Геометрический пояс на шейке нередко подчеркивался сверху и снизу рядами желобчатых линий или уголковых штампов.
Андроновцы пользовались не только глиняными горшками, но и делали сосуды из дерева и бересты. В одной из андроновских могил оказалась деревянная посудина с резным орнаментом. Там же был и берестяной туес, расписанный краской.
Большинство андроновских поселков — это крупные неукрепленные селища с линейной или бессистемной планировкой. Площадь углубленных в землю жилищ жилищ достигала 200 и даже 300 кв. м. Вход в землянку делали чаще со стороны реки. Они служили жильем для большесемейных, численностью 15—20 человек общин. Часто внутри жилища делали перегородку, отделявшую жилую часть от хозяйственной.
|
В жилой части были устроены очаги. Обычно в жилище было несколько очагов, расположенных по его центру. Такие очаги использовались для обогрева жилища в зимнее время. На других очагах готовили пищу. Вдоль стен сооружались нары. Около очагов в ямки ставили горшки, в которых хранили запасы пищи или какие-то вещи. Но основные запасы хранились в хозяйственной части жилища, либо в специально вырытых ямах.
Зимой в жилищах оказывались не только люди, но и домашние животные, которых забирали в жилище, чтобы они не погибли от холода.
Говоря о нижнетобольском варианте андроновской культурно-исторической общности, то здесь нужно отметить, что раскопками на северном берегу Андреевского озера было исследовано жилище овальной формы (8х6 м) и углубленое в грунт на 120— 140 см. Судя по глубине котлована, это было зимнее жилище типа землянки. Здесь были обнаружены сосуды первой группы.
Наиболее представительный, яркий и компактный набор посуды второй группы выявлен на поселении Дуван XVII в 30 км к востоку от Тюмени на правом берегу р. Дуван.
Жилище имело прямоугольные очертания (10х5 м) и коридорообразный выход, обращенный на запад; в северо-западном углу жилища отмечен выступ нар. Котлован углублен в материк на 0,4—0,5 м. В центре находился очаг. В жилище и за его пределами собрано большое количество керамики, в том числе несколько развалов сосудов, и костей животных. Среди других находок — глиняные грузила, изделия из камня и кости.
Хозяйство андроновцев базировалось на скотоводстве и земледелии.
Судя по составу костей домашних животных, первое место в стаде занимал крупный рогатый скот.
От крупного рогатого скота андроновцы могли получать молочные продукты и отчасти мясо выбракованных животных. Но это не могло полностью обеспечить потребность в мясной пище. Поэтому наряду с крупным рогатым скотом андроновцы разводили и овец, которые давали мясо и шерсть для изготовления одежды. Кроме овечьих костей, указывающих на то, что овцы шли в пищу, на поселениях находят в большом количестве орудия для трепания шерсти, называемые «тупиками». Они изготовлялись из челюстей коров. Из шерсти андроновские женщины изготовляли целый ряд необходимых для жизни вещей, в том числе и шапочки, засвидетельствованные находками в могилах. В ряде могил найдены обрывки шерстяной ткани, но от какой части одежды эти куски, установить трудно. Скорее всего андроновцы разводили тонкорунных овец, которые отличаются тем, что способны к тебеневке (т.е. зимовке в естественных условиях), чего не способна делать грубошерстная овца. Овцы такой породы были наиболее приспособлены к условиям жизни андроновцев, их не нужно было зимой подкармливать, так как они сами находили пищу в степи.
|
Несмотря на развитое животноводство, свиней андроновцы не держали. Зато кони, запряженные в легкие боевые колесницы и использовавшиеся для верховой езды, делали их отряды, вооруженные луками и сверкавшими на солнце бронзовыми клинками, практически непобедимыми на открытых пространствах. Защищать им приходилось не только скот, но и поля своих общин, поскольку земледелие, по-видимому, даже пашенное, было вторым важнейшим источником их благосостояния.
На поселениях и в некоторых могилах встречаются большие каменные зернотерки. Известны бронзовые серпы и секачи, последние из которых могли использоваться также для заготовки грубых кормов для зимовки скота.
Охота и рыболовство не имели большого значения, хотя охотились в основном не для добычи пушнины, а на лосей, оленей, косуль и кабанов, мясо которых шло в пищу.
Андроновские поселения Нижнего Притоболья располагаются на протоках и на проточных озерах, что свидетельствует о существовании запорного рыболовства. О значительной роли рыболовства в это время говорят также находки глиняных грузи.
В целом же, учитывая естественногеографические особенности района и то обстоятельство, что Нижнее Притоболье было в эпоху бронзы пограничьем пастушеско-земледельческого и охотничье-рыболовческого хозяйственных ареалов, можно предполагать, что нижнетобольские андроповцы вели многоотраслевое хозяйство, сочетавшее производящие отрасли и присваивающие промыслы. Так, на Дуванском поселении найдены кости крупного рогатого скота (11 особей), мелкого рогатого скота (5), лошади (4), лося (1), косули (1) и птиц
|
Можно предположить, что отдельные плодородные участки поймы и пойменные возвышенности могли использоваться под посевы сельскохозяйственных культур.
Андроновские металлурги, значительная часть которых, скорее всего, уже являлась настоящими ремесленниками, порвавшими с земледелием и скотоводством и полностью переключившимися на обслуживание членов близлежащих общин, владели секретами получения сложных отливок в составных литейных формах из глины и камня. Важным достижением андроновского времени было дальнейшее развитие бронзолитейного дела. Если все металлические орудия предшествующего времени сделаны в основном из раскованного листа или проволоки, то орудия этого времени отливались уже в двусоставных формах, часто каменных, на которых «в негативе» вырезались узоры. С андроновским временем связано широкое распространение втульчатых топоров или так называемых кельтов и копий сеймннско-турбинского типа. Одновременно с кельтами распространяются и вислообушные топоры. Отливка таких орудий требовала большого опыта и представляла собой уже высокую ступень развития металлургии.
Могилы ограждали круглой, реже прямоугольной оградой высотой не менее 70 см, а внутри ее над могилой возводили земляное сооружение, которое в процессе разрушения приводило к образованию курганной насыпи.
Высота курганов была разной, некоторые из них в настоящее время имеют вид просто каменных колец без земляной насыпи.
Иногда создавались целые системы из нескольких пристроенных оград. Ограды строили двумя способами: вырывали канавку, в которую вертикально ставили плиты, либо на поверхности земли складывали стенку из небольших плиток.
Внутри ограды после ее возведения выкапывали одну или значительно реже две-три могильные ямы глубиной от одного метра до трех.
Детей чаще всего хоронили отдельно от взрослых, но, несмотря на это, курганы и могилы для детей полностью соответствуют могилам для взрослых, но только они уменьшены в размерах.
У андроновцев существовало два обряда погребения: трупоположение и трупосожжение. Погребенных клали в могилу скорченно, на левый бок, с согнутыми руками и ногами. Ориентировка погребенных довольно устойчива: головой на запад или юго-запад.
В отличие от своих предшественников андроновцы в могилы умерших клали вещи, т.е. сопроводительный инвентарь. Умерших снабжали пищей, в могилах всегда стоят горшки, являющиеся основными находками андроновских могил. Нарядные горшки чаще всего ставили в могилу взрослым, а «банки» — детям.
|
Умерших хоронили в одежде и с теми украшениями, которые они носили при жизни. Чаще других украшений встречаются бронзовые бусы, сделанные либо из плоской бронзовой проволоки, либо из выпуклой пластинки, вследствие чего они имеют биконический вид. Такие бусы нашивались на верхнюю часть обуви или нанизывались на шнурок, которым обувь стягивалась вокруг лодыжки. У головы иногда находят височные кольца или серьги; в одном случае встречены серьги с раструбом, они широко распространены в западных районах андроновской культуры. Здесь же чаще встречаются обычные проволочные серьги или же серьги с несходящимися концами, сделанные на органической основе. Попадаются и бронзовые тонкие выпуклые бляшки. Они чаще всего круглые. Обнаружены литые бляшки с петелькой на обороте, а в одном случае найдена и большая (до 5 см в диаметре) литая бляха. В женских могилах есть бронзовые кованые иглы с ушком. Для женских погребений обычны богатые наборы украшений — браслетов, бус, перстней, серег, накосников. В одной мужской могиле оказалось тонкое бронзовое шило. Иногда находят деревянные и костяные вещи. В могильнике у с. Андронове была найдена деревянная ложечка, а в другом — обломки большой берцовой кости барана, которая служила блоком для перематывания пряжи.
Что касается общества андроновцев, то на основе развития скотоводства в нем происходят серьезные изменения. Теперь все основные виды деятельности оказываются в руках мужчин. Женщина же занимается домашними делами и, видимо, земледелием. Расселение андроновцев, освоение ими новых земель, которое вряд ли происходило мирным путем, также выдвигало мужчину на первое место в жизни этих людей. Происходит перестройка общественных отношений, в результате чего «власть» оказывается в руках мужчин. С этого времени, видимо, нужно говорить об эпохе патриархата. Этому способствовало и то, что стада перестали принадлежать общине и оказались в руках отдельных семей, во главе которых становится мужчина, желающий передать свои богатства детям. Эти новые отношения отразились в широком распространении парных погребений. Такие погребения свидетельствуют о том, что для андроновцев характерна была уже парная семья.
Для характеристики верований андроновцев интересно жертвенное место на Алексеевском поселении. Обряд жертвоприношения заключался в зарывании в почву горшков с молочной и растительной пищей. Горшки часто покрывались сверху крупными черепками. Всего на жертвенном месте найдено 59 таких горшков. Вдали от места, где ставились жертвенные горшки, было пять ям. В них лежали мелкие угольки, обугленные стебли и зерна пшеницы. У андроновцев, следовательно, сложилась принципиально новая земледельческая религия, не имеющая ничего общего со старыми охотничьими обрядами и древней охотничьей магией.
Андроновцы были людьми своеобразного европеоидного антропологического типа, который получил название андроновского. Этническая принадлежность андроновцев спорна. Скорее всего, это была многокомпонентная этническая общность, ядро которой составляли индоевропейцы, но, в нем, возможно, существовал и праугорский компонент.
Поздняя бронза.
Бархатовская культура
В конце 2 тыс. до н. э. на юге Тюменской области формируется новое, позднебронзовое поколение культур андроновской семьи. В лесостепной зоне Тюменской области в это время складывается бархатовская культура, представленная следующими памятниками. Это Красногорское городище на Исети, поселения Ново-Шадрино-2 и 7, Заводоуковское-10 в Притоболье, городище Кучум-Гора и поселение Чупино в Приишимье.
Поселения.
К настоящему времени сравнительно неплохо изучены лишь поселения и городища бархатовской культуры. Городища Красногорское и Кучум-Гора расположены на высоких коренных террасах Исети и Ишима, являющихся хорошими естественными укреплениями. С напольной стороны они, кроме того, укреплялись рвами и валами. Неукрепленные поселения во многих случаях основывались на невысоких речных или озерных террасах.
Материалы Красногорского городища — одного из наиболее полно исследованных бархатовских памятников — позволяют в общих чертах восстановить историю его существования.
В 1983—1984 гг. на самом конце мыса, который некогда был занят поселком бронзового века, удалось исследовать три полуземляночных жилища и значительный участок межжилищного пространства.
Раскоп 1986 г. в центральной части мыса вскрыл его периферийную часть. Здесь были выявлены остатки окружавшей его первоначально фортификационной системы, теперь совершенно незаметной в рельефе. Она состояла из глубокого рва шириной до 3,5 м, с внутренней стороны которого располагалась мощная бревенчатая стена, а с внешней—насыпной вал.
Этим же раскопом частично исследованы еще два жилища, находившиеся за пределами укреплений. Установлено, что еще во время существования поселка описанный ранее ров был засыпан, а вал срыт и на расстоянии около 10 м от них выкопан новый ров, перерезавший располагавшиеся ранее за пределами укрепленной части поселка жилища. На месте прежних укреплений в этот период было возведено новое жилое сооружение.
Таким образом, на основании полученных данных можно констатировать, что исследованный памятник представлял собой сравнительно небольшой, но выгодно расположенный и хорошо укрепленный поселок, первоначально состоявший из своего рода "крепости" на самом конце мыса и примыкавшего к ней с напольной стороны и, по-видимому, неукрепленного "посада". Ясно также, что поселок просуществовал более или менее продолжительное время, на протяжении которого его обитатели успели произвести в уже сложившейся планировке серьезные изменения. Раскопки на территории "крепости" позволили сделать ряд интересных наблюдений, характеризующих особенности ее застройки и фортификации.
Значительный уклон площади городища делали ее не совсем удобной для обитания. Проведенные исследования позволили установить, что жители позднебронзового поселка преодолевали это неудобство путем сооружения невысоких искусственных террас, выкапывающихся в материковом суглинке. Уступ одной из них (высотой 0,2—0,8 м) прослежен на всем протяжении раскопа. Ряд наблюдений позволяет предполагать, что "крепость" была защищена не только с напольной стороны, но и по всему периметру. В частности, на северном склоне мыса зафиксирована достаточно мощная (толщиной до 0,35 м) прослойка желтого материкового суглинка, лежащего на погребенной почве. Не исключено, что это оползший со временем земляной вал, который мог располагаться и вдоль склонов мыса.
Жилые сооружения бархатовской культуры изучены на Красногорском городище (7 жилищ), а также поселениях Ново-Шадрино-2 и 7, Заводоуков-ское-10 (9 жилищ), Чупино. На Кучум-Горе исследованы остатки небольшой, по-видимому хозяйственной, постройки эпохи поздней бронзы. Судя по этим материалам, основным типом жилого сооружения у бархатовского населения была полуземлянка средних размеров (площадью до 70 мг) каркасно-столбовой конструкции, иногда с углубленным в землю коридорообразным выходом.
Погребальный обряд бархатовцев остается практически не изученным вследствие почти полного отсутствия могильников этого периода.
Керамика рассматриваемых памятников в типологическом отношении представлена в основном горшками. В единичных случаях встречаются сосуды кувшинообразных форм и небольшие неорнаментированные круглодонные мисочки. Размеры горшков достаточно разнообразны, но особенности профилировки при этом отличаются значительной стабильностью.
Все они имеют невысокую отогнутую наружу прямую или вогнутую шейку с округлым или слегка приостренным венчиком. В нижней части шейки обычно заметно утолщается по сравнению с венчиком. Тулово в большинстве случаев имеет средние пропорции. Максимальный его диаметр равен или немного превышает высоту этой части сосудов и располагается, как правило, в верхней его трети. Дно всегда плоское, небольшое. В отдельных случаях его диаметр не превышает 1/4 максимального диаметра тулова.
Специальное исследование бархатовской посуды на предмет выделения в ней особых в функциональном отношении групп показало, что ни по форме, ни по размерам этого сделать невозможно. Приготовление и подогрев пищи производились во всей посуде.
Верхняя часть бархатовских сосудов — шейка и плечики — покрыта орнаментом. Принцип горизонтально-ленточный. Количество зон в орнаментальном поле — до пяти, в том числе до трех — по шейке и до двух — по плечикам. Наиболее характерны для бархатовской керамики схемы композиционного построения плоскостного орнамента, включающие следующие зоны: край шейки, ее среднюю часть, верхнюю и нижнюю части плечиков; край шейки, верхнюю и нижнюю части плечиков.
Плоскостные узоры выполнялись чаще всего резной техникой. Значительно реже употреблялись гребенка, шнур в виде "галочки", разнообразные наколы.
Геометрические плоскостные узоры занимают на керамике незначительное место. Их набор не велик — заштрихованные треугольники, оконтуренные и неоконтуренные заштрихованные ромбы, флажки. Доминируют же в каждой зоне орнаменты из наклонных и горизонтальных линий, вертикального и горизонтального зигзага. Специфичен для плоскостного орнамента бархатовской посуды особый межзональный узор, узкой полосой разбивающий по вертикали все орнаментальное поле сосуда. В ряде случаев он состоит из двух вертикальных линий. Иногда же его усложняют заключенные между ними горизонтальные линии, превращающие данный элемент в лесенку (рис. 31).
Из рельефных орнаментов для бархатовской керамики наиболее характерны жемчужины. Часто встречаются ямки. На некоторых сосудах ямочные пояса отмечены и в придонной части, куда плоскостной орнамент обычно не опускается.
Изучение остеологического материала с поселения Ново-Шадрино-2 и Красногорского городища говорит о большом сходстве экономики разных территориальных групп бархатовского населения. Она была комплексной, многоотраслевой, сочетающей в себе различные производящие и присваивающие отрасли, с явным преобладанием первых. Более половины особей домашних животных принадлежат крупному рогатому скоту, более трети — лошади. Мелкого рогатого скота немного. На основании косвенных данных можно предполагать значительный удельный вес земледелия в экономике бархатовского населения. Присваивающие отрасли документируются находками костей дикого кабана, лося, косули, медведя, лисицы, бобра, глиняных грузил, чешуи и костей рыб. Показательно, что наряду с костями коров, лошадей, мелкого рогатого скота на бархатовских поселениях найдены кости верблюдов, указывающие на установление караванной торговли с южными землями.
Радиоуглеродное датирование угля я древесины, сохранившихся в культурном слое Красногорского городища, показало, что наиболее вероятным периодом функционирования этого поселка являются конец IX — начало VII в. до н.э. Все эти факты позволяют синхронизировать бархатовскую культуру с ирменской на востоке и алексеевской на юге, а также предполагать, что она возникла в самом конце II тысячелетия до н.э. и просуществовала примерно 300—400 лет. Наиболее вероятно, что на ее основе складывается баитовская культура раннего железного века Тоболо-Ишимья.
Сузгунская культура
Носители андрононской культурной традиции расселились в основном в предтаежной зоне Западной Сибири, однако часть мигрантов продвинулась довольно далеко в глубь таежной полосы, где вскоре смешалась с аборигенным населением. В результате к северу от андроновской общности, сложилась другая общность — «андроноидная», сочетающая местные и пришлые элементы культуры. Одна из таких культр, которая имеет отношение к рассматриваемой нами территории - сузгунская, - сложилась в таежном Прииртышье.
Сузгунская культура была выделена В. И. Мошинской по материалам раскопок в 1948 и 1950 г. яркого и своеобразного памятника Сузгун 2.
К настоящему времени насчитывается около 10 памятников, связываемых исследователями с сузгунской культурой, которые локализуются в южнотаежной части Тоболо-Иртышья. По Иртышу они растянулись от устья р. Тары до устья Тобола Широко представлены cyзгунские памятники и в нижнем течении рек Тобола, Вагая, Ишима.
Основная их часть расположена на высоких открытых мысах и останцах коренной террасы. Это поселения, культовые места и могильники.
В конце бронзового века на территории Западной Сибири появляются первые укрепленные поселения - городища. Наличие городищ у населения сузгунской культуры нельзя считать твердо установленным фактом, так как хорошо видимые на поверхности укрепления на трех сузгунских памятниках Калугино I, Чудская Гора, Лучкино 1 не исследовались раскопками, что не позволяет пока рассматривать их как бесспорно сузгунские.
На ряде сузгунских поселений исследованы остатки жилых сооружений. Постройки представляли собой полуземлянки, углубленные в грунт на 0,4 - 0,8 м. Котлованы подпрямоугольной формы достигают размера 12 х 5 м. Основу конструкции построек составлял деревянный каркас из вкопанных вертикальных столбов, составляющих продольные и поперечные ряды, ямы от которых выявлены в котлованах. Столбы крепились вверху продольными балками, на которые опирались жерди идоски, служившие перекрытием. Стены сооружении состояли из наклонных жердей, крепившихся вверху к каркасу. В жилища вел углубленный коридорообразный вход, а они сами для утепления засыпались землей и обкладывались дерном. Отапливались подобные полуземляночные сооружения очагами, расположенными в центре и представляющими собой открытые кострища, для которых в земляном полу выкапывали неглубокую ямку. Встречены и очаги, обложенные слабообожженными небольшими глиняными кирпичиками.
О погребальном обряде сузгунского населения свидетельствуют только два захоронения на городище Потчеваш и два погребения Абатского могильника на р. Ишим. Погребенные хоронились в очень неглубоких могилах или на уровне древнего горизонта и ориентировались головой на север. Вполне возможно, над ними сооружались невысокие земляные насыпи - курганы. Вместе с умершим в могилах оставляли и сопроводительный инвентарь - глиняные сосуды.
Основная часть керамической коллекции сузгунской культуры представлена плоскодонными горшками с широким устьем, слабо раздутым туловом и небольшим днищем. Примерно половина горшков весьма больших размеров вместимостью 12 - 15 литров, другая меньшей емкостью от 3 до 5 литров. Совсем немного небольших низких сосудов с округлым или уплощенным дном. Практически все сосуды орнаментировались.
На сузгунской посуде можно выделить четыре зоны орнаментации, соответствующие морфологическим частям сосуда: венчик, плечико, тулово и придонная часть.
Венчик покрывался орнаментом из оттисков гребенчатого штампа, часто образующих горизонтальную «елочку», обычен и ряд ямочных вдавлений, весьма характерны и орнаментированные рельефные или налепные валики. Реже венчик покрывался орнаментом из геометрических фигур - ромбов или треугольников, заполненных оттисками гребенчатого штампа. Венчик отделялся от плечика неорнаментирпванной дорожкой, в ряде случаев тщательно залощенной.
Плечико покрывалось гребенчато-ямочным узором из вертикальной елочки, рядов гребенки, полулунным штампом и оттиском угла палочки.
По тулову сосуда орнамент наносился из геометрических узоров, среди которых преобладает геометрический зигзаг, встречаются и равнобедренные треугольники, косая плетенка, часто поверх узора или параллельно ему наносили ряды круглых ямок.
Придонная часть орнаментировалась елочным узором, перемежающимся с рядами ямочных вдавлений.
В целом, в орнаментации сузгунской культуры хорошо прослеживаются элементы двух традиций. Считается, что геометрические узоры на керамической посуде связаны с влиянием андроновской традиции в культурах лесостепи: ямочно-гребенчатый комплекс находит аналогии в культурах таежной зоны. Столь ярко выраженное, как ни в какой другой культуре бронзового века, сочетание двух орнаментальных традиций не оставляет сомнений, что в южнотаежной зоне Тоболо-Иртышья он сформировался при взаимодействии пришлого южного и местного северного населения.
Инвентарь сузгунской культуры представлен небольшим числом изделий. Сузгунцы прочно освоили металлургию меди, но изделий из бронзы найдено крайне мало. Это объясняется как незначительным количеством исследованных памятников, так и тем, что бронзовые предметы представляли из себя большую ценность, их берегли и пришедшие в негодность изделия пускали в переплавку. О том, что бронзовые орудия труда прочно вошли в быт сузгунцев говорит и тот факт, что на памятниках отсутствуют орудия труда из камня. Их заменила бронза. Навыки по обработки камня в бронзовом веке перестали быть нужными, и их забыли.
Основные виды металлических изделий выплавлялись на месте. Об этом говорят находки на сузгуиских памятниках обломков тиглей для плавки металла, из которых наиболее сохранившаяся представляет собой чашечку с приостренным дном диаметром 5,5 см; глиняные льячки для разлива металла в форме глубокой ложечки с глиняными ручками; целые литейные формы и их обломки.
Изделия из бронзы представлены такими категориями вещей, как наконечниками копий и стрел, кельтами, шильями.
На памятнике Чудская Гора найдено небольшое лезвие бронзового ножа с односторонней заточкой. Такое лезвие закреплялось под тупым углом в деревянной или костяной рукоятке. На этом же памятнике было обнаружено бронзовое зеркало дисковидной формы диаметром всего 5 см, с овальной разомкнутой петелькой с внутренней стороны. Аналогичные зеркала в апоху поздней бронзы бытовали на широкой территории не только Сибири, но и Китая, Средней Азии, Казахстана.
Бронзовых кельтов, закрепленных на изогнутую под прямым углом деревянную рукоять и служивших для рубящих работ, на сузгунских памятниках не найдено. Но о их существовании свидетельствуют находки глиняной модели кельта (рис. 9,7) и литейные формы для их отливки. Одна из таких форм найдена еще в начале XX в недалеко от Тобольска близ д. Тюковой. Бронзовые шилья были четырехгранными, обычными для того времени.
Глиняная модель копья, найденная на Сузгуне, свидетельствует о том, что бронзовые наконечники копий, используемые сузгунцами, были с прорезным пером.
Лук у сузгунских охотников, скорее всего, был весьма мощным, клееным из нескольких пород дерева. Именно такому луку принадлежал костяной концевой вкладыш с вырезом для тетивы, найденный на городище Чудская Гора.
Наконечники стрел изготавливались из кости и бронзы. Костяные наконечники вырезались из трубчатых костей крупных животных, при этом оптимальные формы, диктуемые самим материалом, были выработаны уже к бронзовому веку и в дальнейшем являлись господствующими до позднего средневековья. Единственный бронзовый черешковый наконечник с листовидным пером ромбического сечения был отлит вглиняной форме, изготовленной по оттиску с костяного наконечника.
Из орудий труда известен разбильник, изготовленный из почти необработанной метакарпальной кости лошади, который применялся для придания эластичности кожаным ремням. От интенсивной работы кость была буквально перетерта и в конце концов сломалась пополам.
На сузгунских поселениях найдены костяные проколки которые часто изготавливались из грифельных костей лошадей, имеющих тонкое и острое окончание и поэтому практически не нуждающиеся в доработке.
О существовании сетевого рыболовства свидетельствуют глиняные грузила овально-уплощенной формы с одним желобком-перехватом для крепления. Подобные грузила типичны для памятников южно-таежной зоны Западной Сибири в эпоху поздней бронзы.
О занятиях сузгунцев ткачеством указывают находки пряслиц. Пряслица использовались в качестве утяжелителей для деревянных веретен, придававшим последним больший крутящийся момент, а значит, нитка быстрее и легче скручивалась. Пряслица изготавливались из стенок разбитых сосудов, и часто на них можно проследить следы сохранившегося орнамента, покрывавшего стенки сосуда. Материалом для изготовления нитей, судя по этнографическим сведениям о сибирских аборигенах, служило волокно из крапивы. Из таких ниток вязали сети, они шли и на изготовление полотна для одежды.
На сузгунских памятниках встречено много небольших плоских дисков, изготовленных из стенок сосудов. Первоначально их определяли как «ритуальные», но, скорее всего, это принадлежности какой-то игры, широко распространенной у сузгунцев.
На сузгунских памятниках представлена и мелкая пластика из обожженной глины. Кроме уже упоминавшихся моделей копья и кельтов, это изделие из глины, напоминающее клин, один конец которого приострен, другой плоский со сквозным отверстием в центре, головка медведя, изображение птицы со сложенными крыльями (рис. 9,14), фигурка лошади. Кроме этого, на поселении Красная Гора был найден плоский диск диаметром 15 см, одна из сторон которого покрыта орнаментом из двух концентрических кругов вдавлений пальцем. Сейчас трудно с достоверностью определить назначение этих изделий. Являлись ли они детскими игрушками или принадлежностью каких-то ритуалов. Нахождение их на культовых памятниках делает вторую версию как будто более убедительной.
Интересна бронзовая антропоморфная фигурка, найденная на городище Чудская Гора в жилище у очага рядом с десятью сосудами, два из которых стояли вверх дном, а так же костями конечностей и челюстью крупного животного. Это плоская, весьма схематичная фигурка, высотой 8 см, у которой наиболее проработано лицо: на нем показаны глаза и рот. Отсутствие проработанных деталей на теле фигурки говорит о том, что она, скорее всего, являлась основой, на которую была надета специально изготовленная одежда. Такие, деревянные или металлические, одетые антропоморфные фигурки, как свидетельствуют данные этнографии, у хантов являлись семейными духами и хранились в деревянных сундуках на почетном месте в жилищах Чтобы получить помощь, изображение духа положено было одевать в новые одежды и кормить, однако, если «помощи» не было, их можно было наказывать и даже выбросить.
Бронзовый век стал в Западной Сибири веком становления производящего хозяйства. Человек перешел от присваивания только того, что могла дать природа - охоты, рыбной ловли и собирательства, к собственному производству - скотоводству и земледелию. Прежде всего производящая экономика затронула племена степи и лесостепи, где для скотоводства и земледелия были наиболее подходящие условия. Смешение южных скотоводов и земледельцев с охотниками и рыболовами тайги не могло не наложить отпечаток на хозяйство сузгунцев. Оно было комплексным, включающим как производящие, так и присваивающие отрасли. Этому способствовали и природные условия южнотаежных районов, не дающих стабильных условий для развития только одной отрасли.
Из производящих отраслей сузгунцы, и это точно установлено, разводили скот. Причем главным животным в стаде, хорошо.приспособленным к южнотаежным условиям, была лошадь. Ее разводили не только как транспортное животное, на котором ездили верхом, использовали под вьюк, запрягали в легкие двухколесные повозки - колесницы, но главное, лошадь использовали как мясное животное - в кухонных остатках кости лошади составляют основную часть.
Разводили сузгунцы и крупный и совсем немного мелкого рогатого скота. О занятии земледелием у сузгунцев нет абсолютно ни каких данных. Однако это и неудивительно, учитывая незначительное количество исследованных памятников и весьма бедный набор найденного инвентаря. Ведь орудия для обработки почвы были деревянными - и они, естественно, не сохранились, а орудия уборки - массивные бронзовые серпы - очень ценный предмет, чтобы им не дорожить. Отсутствие выходов камня на территории Западносибирской низменности делало и орудия переработки - зернотерки - особо ценными вещами. Поэтому некоторые авторы, основываясь на том, что южные племена, вошедшие в состав сузгунцев, знали земледелие, говорят и о возможном наличии земледелия и у сузгунцев.
Важной отраслью была охота. Охотились в основном на лося, дававшего значительное количество мяса О занятии рыболовством говорят находки костей рыб на поселениях и глиняных грузил от сетей. Кроме сетей небольшие речки перегораживали жердевыми запорами, позволявшими вылавливать без особого труда значительное количество рыбы.
Ведение комплексного хозяйства, сочетавшего производящие и присваивающие формы, обеспечивало сузгунскому обществу значительную стабильность при возникновении сложных экологических ситуаций. При массовом падеже скота всегда можно было увеличить роль охоты и рыбной ловли. В годы отсутствия промыслового зверя коллективам южно-таежного населения помогало выжить разведение домашнего скота.
Выводы ученых о происхождении сузгунской культуры базируются на основе ее керамиче
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!