Исангулов Фанис Сабирьянович — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Исангулов Фанис Сабирьянович

2020-05-07 599
Исангулов Фанис Сабирьянович 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исангулов Фанис Сабирьянович

Родился в с. Ишлы Аургазинского района БАССР 24 января 1957 года.

Учился в Ишлинской средней школе (1964 - 1974), на историческом факультете БашГУ им. 40 - летия Великого Октября (1975 - 1980), работал учителем истории и обществознания в д. Ново - Федоровке (1980 - 1983), д. Нагадак (1983 - 1985) Аургазинского района, СШ №13, гимназии №1 г. Кумертау РБ (1985 - 2014), СОШ №6 (2014 - 2016).
Отличник народного просвещения Российской Федерации (1992).
Победитель конкурса лучших учителей РФ - Президентский грант - 2008.
Ветеран труда (2005).
Депутат Кумертауского городского совета (1990 - 1995).
Делегат I - ого съезда татар Республики Башкортостан (1997).
Майор запаса ВС РФ (2007).

Ишлы (Ишле), село в Аургазинском районе, центр Ишлинского сельского совета. Расположено на реке Узень (приток р. Уршак), в 19 км. к северу от райцентра Толбазы и 43 км. к северу  от железнодорожной станции Белое Озеро, ровно посередине между Уфой и Стерлитамаком.

Есть средняя школа, детский сад, участковая больница, СДК, сельская библиотека, мечеть, почта, торговые точки, кафе-мотель «Урожай», АЗС.

В селе 14 улиц Ленина (центральная улица), Советская, Октябрьская, Гафури, Фрунзе, Ибрагимова, Первомайская, Мостовая, Луговая, Лесная, Полевая, Солнечная, Строительная, Молодежная.

 

 

 

 

Население:

Годы 1858 1906 1920 1939 1959 1989 2002 2010 2020
Население 496 1136 1588 1563 1216 1035 1108 884 ?

Данные за 1858 год по книге 1 «Истории сел и деревень Башкортостана» Асфандиярова А.З., 1990 года, данные за 1906, 1920, 1939, 1959. 1989 годы по сайту интернета «Башкортостан. Главная энциклопедия», данные за 2002, 2010 годы по материалам Всероссийских переписей населения в эти годы.

Годы переписи Всего жителей Ишлы Мужчины Женщины % состав основной национальности
2002 1108 510 598 татары – 89%
2010 884 401 483 татары – 89%

По переписи 2002 года по численности населения Ишлы занимает 3 – место по району, 1108 жителей, после Толбазов – 10164 жителей и Бишкаина – 1201 жителя

 По переписи 2010 года по численности населения Ишлы занимает 4 – место по району, 884 жителей после Толбазов – 10114 жителей, Бишкаина – 1150 жителей, Исмагилово – 918 жителей.

Из истории основания села.

    Годом рождения Ишлов принято считать 1747 год, как и наш райцентр Толбазы. У северного въезда в Толбазы высится памятный знак об этом факте. Но у нашего села пока никакого знака нет. Это, видимо, дело будущего. А пока можно воспользоваться фотошуткой.

ИШЛЫ

  Профессор БГУ, мой преподаватель, Асфандияров А.З. (1934 – 2014) в своей   «Истории сел и деревень Башкортостана», в книге 1 (Башкирское книжное издательство. Уфа. 1990 год) коротко написал об основании нашей деревни следующее: «В д. Ишлы обосновались тептяри по договору с башкирами Меркит-Минской волости в 1747 г., подтвержденному властями через 18 лет. Ясачные татары стали известны с IV ревизии (19 человек). Со следующей ревизии жили здесь и служилые татары. И 3 человек переселилось из д. Яндовищ и Ключищ Сергацкого уезда Нижегородского наместничества (д. 55). X ревизия показала в 75 дворах 496 припущенников. В Крестьянской войне 1773-1775 гг. активное участие принимали 65 ишлинцев».

   В интернете на сайте «Башкортостан. Главная энциклопедия» можно найти следующие сведения об Ишлах: «Основано тептярями на вотчинных землях башкир Миркит-Минской волости Ногайской дороги по договору 1747 года о припуске (оформлен в 1765). В 1783 здесь зафиксированы ясачные татары, в 1795 — служилые татары, переселившиеся из Сергацкого уезда Нижегородского наместничества».

Несколько комментарий к вышеприведенным текстам.

1) Ишлы были основаны в 1747 году при императрице Елизавете Петровне (1741 – 1761)

2) IV ревизия российского населения была проведена в 1781 – 1782 годы при Екатерине II (1762 – 1796). Следующая, V ревизия была проведена в 1794 – 1795 годы при ней же.

X, последняя, ревизия была проведена в 1858 году при императоре Александре II.

Ревизские сказки, перепись податного населения были введены Петром I в 1718 г. IX Ревизская сказка 1850 года сентября 1 дня Оренбургской губернии Стерлитамакского уезда деревни Ишлы

3) Что касается упомянутых в тексте тептяр (типтәрләр, по татарски), то основная версия их происхождения утверждает, что, вместе с татарами, они переселялись на Южный Урал. Тогда тептяр считали отдельным народом, позже оказалось, что нет никаких оснований предполагать у них наличие культурных различий с татарами. Так тептяри были определены в качестве сословия и включали в себя не только татар, но и чувашей, удмуртов, марийцев, мордву. В XVIII веке тептяри вместе с башкирами стали считаться военным сословием. Они избавлялись от уплаты ясака, но по первому велению властей отправлялись на военную службу, если в этом возникала необходимость. По происхождению самого термина «тептяр» нет единого мнения, было создано много гипотез. В настоящее время распространены две гипотезы происхождения слова «тептяр».

- Ряд исследователей выводит его от персидского «дэфтэр» — тетрадь, список, реестр. В конце XVII века употреблялся термин “девтярский ясак ”, в XVIII в. превратившийся в “тептярский ясак” — ясак по спискам (дәфтәр-тәптәр).

- Некоторые историки, например, А.З. Асфандияров считают, что это слово произошло от корня «тип»: «тибергә – тибеле - типтере» в значении «вытеснять(ся)», «выталкивать(ся)», «быть отвергнутым». По его мнению, «типтяри — вытесненные, отторгнутые из своего сословия люди, в основном, башкиры».

4) Служилые татары — этносословная группа населения татар. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства в 1552 году, из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья). В начале XVIII века были переведены в сословие государственных крестьян.

5) Ясачные татары – этносословная группа населения татар, платившие государственный налог – ясак, введенный царской Россией для народов Поволжья с XV – XVI веков. Ясачные люди как категория населения просуществовали у народов Поволжья до 20-х годов XVIII века, когда ясак был заменен подушной податью.

6) Племя Мин представляет собой территориально-политическое образование башкир по долине реке Дёма (дёмские башкиры) и ее правого притока — реки Уршак, также по реке Ик. Преимущественно живут в Альшеевском, Аургазинском, Бижбулякском, Буздякском, Миякинском, Давлекановском, Кармаскалинском, Чишминском, Туймазинском районах Башкортостана, а также, в Тукаевском, Азнакаевском и Сармановском районах Татарстана. На территории нашего Аургазинского района жили башкиры Меркит–Минской, Уршак-Минской волости. В настоящее время два башкирских деревни Мурадымово и Турумбетово являются уршак-минскими поселениями.

8) Деревни Яндовищи и Ключищи Сергацкого уезда Нижегородского наместничества – ныне в Краснооктябрьском районе Нижегородской области.

д. Ендовищи (Яндовишча авылы) – основана в XIV веке, население – 474 жителей (2018) д. Ключищи (Суыксу авылы) – основана в 1610 году, население – 361 жителя (2017)

О названии деревни. Оно мне очень нравится: краткое и оригинальное во множественном числе (в Ишлах родился). Большинство деревень носят имена собственные, например, соседнее Исмагилово. В школьные годы слышал лишь одну версию от учительницы географии, покойной Мукмины апа. Название деревне, якобы, дал некий уважаемый старик из соседнего Старо - Кузяково, который был основан раньше, в 1710 году. Он увидел, как бурно протекала вблизи река Узянь ("ишелеп аккан") и сказал: "Ишле диеп атагыз". Обычно о больших и дружных семьях говорят "ишле семья". Часто приходится слышать по радио и ТВ поздравления о таких семьях. Приятно слышать родное для души это словосочетание.

Удивительно, но почти с таким же названием есть деревня в Белорецком районе - Ишля, центр Ишлинского сельсовета, в два раза меньше нашей деревни, на берегу одноименной реки. Местный краевед Валерий Жаринов пишет: «В 15 километрах вверх по течению расположено карстовое озеро Верхняя Ишля. По легенде это бывший рудник. Якобы, в ответ на вопрос «куда идете?» местные рабочие-башкиры отвечали «ишле» т.е. работать ("эшләргә" - ИФС). И, что еще удивительно, в этих краях протекает речка Узень - полный тёзка нашей родной реки. Надо же такому совпадению быть, почти уникально.

Есть еще маленькая деревушка Новые Ишлы в Миякинском районе. Певец Айдар Галимов, уроженец этого района, выступал с концертом в нашем СДК и очень трогательно отметил этот факт. Там же деревня Курманайбаш (Верхние Ишлы). Есть деревни Старые и Новые Ишли, Чувашские Ишли в Дрожжановском районе Татарстана, Ишлеи в Чебоксарском районе Чувашии. Есть всемирно известный курорт Бад Ишль в Австрии. И, наконец, у нас есть свой всемирно известный академик-механик, Герой Социалистического труда Ишлинский А.Ю. (1913 - 2003), родившийся, правда, в Москве.

д. Ишля Белорецкого района РБ д. Новые Ишлы Миякинского района РБ д. Старые Ишли Дрожжановского района РТ

 

д. Чувашские Ишли (Матаки) Дрожжановского района РТ с. Ишлеи Чебоксарского района Чувашии Академик Ишлинский А.Ю.

В вышеупомянутом сайте «Башкортостан. Главная энциклопедия» приводятся еще следующие сведения: «В 1865 году под названием Ишлы зафиксированы две деревни: в одной в 93 дворах проживало 767 человек (занимались земледелием, скотоводством; были мечеть, училище, 3 водяные мельницы), в другой в 48 дворах — 608 человек (занимались земледелием, скотоводством, лесными промыслами; были мечеть, училище, почтовая станция). С конца XIX века эти деревни учитываются вместе. В 1906 отмечены 2 мечети, земская больница, торговые ряды, 4 бакалейные лавки, хлебозапасный магазин. В 1920 году зафиксированы как Ишлы (1-е и 2-е Ишлы). В 50-е годы произошло слияние Ишлы с основанными в 30-е годы XX века пунктами Ишлинской больницы и Ишлинской машинно – тракторной станции (МТС)».

О почте и торговых точках.

А это наша почта напротив памятника. Хотя она из кирпича, но подходы к ней очень неприглядные. Другое дело было с деревянным зданием наших времен. Оно, во - первых, располагалось на красной черте улицы, а во - вторых, было очень аккуратным, с нарезными украшениями и, по - домашнему, уютным крылечком со ступеньками у входа. Главным бессменным почтмейстером был Рахимов Камиль абый. Мне сейчас кажется, что он был прирожден таковым. А жизнь почтовая как здесь кипела, почтальоны на лошадях из других деревень приезжали, забирали почту и развозили. Посылки, письма, телеграммы. На всю деревню репродуктор гремел. Комментатор радио Гордеев каждое утро будил нас бодрыми словами: «Доброе утро, товарищи! Начинаем утреннюю зарядку. Ноги на ширине плеч, руки врозь. Начинаем движение руками, вверх, вниз. Раз, два. Раз, два».

Спускаясь по улице Ленина ниже почты, мы упремся на белое здание бывшего хозяйственного магазина. Сейчас здание не функционирует, закрыто.

Это здание из белого известняка, после оштукатуренное, мне неизвестно, когда было построено, оно очень обветшало, посередине стены пошла большая трещина, загородили зеленым забором из профнастила, чтобы скрыть эту неприглядную картину. Вскоре, видимо, вообще разберут. В деревне хорошо сохранилось известняковое хозяйственное строение во дворе самого, видимо, древнего дома по нашей улице Советской между домами Хасанова Мубаракши и Хасанова Шакира (сын Ришат – ветеран-афганец). Видимо, этот дом еще дореволюционной постройки. Там жила до смерти Аниса апа, знатная в свое время колхозница-скотница.

Но вернемся к магазину. На задней части магазина была и, по-моему, сейчас есть жилая квартира, где в наши времена жила мать-старуха нашей школьной библиотекарши Шарифуллиной Суфии апа. Почему так? Может быть, этот магазин-дом был построен еще в дореволюционное время каким-нибудь нашим деревенским коммерсантом. Такая практика совмещения под одной крышей торговой лавки и квартиры хозяина была очень распространенной среди торговцев. В сельскохозяйственной переписи 1917 года указывается один торговец с указанием торговой лавки. Это Галиев Гибадулла Даутович, 1870 года рождения, редкая фамилия в Ишлах. Здесь, когда не было электричества в деревне, в определенные дни отпускали керосин, который находился в огромном железном круглом резервуаре через мост напротив. Продавщицами работали две снохи Хисамовы - Фания апа (младшая сестра моей матери) и Салима апа. От этого здания идет поворот на вторую по протяженности, нашу родную улицу Советскую. Через дорогу, у водоема-саза в наши времена была маленькая, если не сказать, крохотная продовольственная лавка из фанеры с маленьким окошечком. Еще при нашем детстве был продовольственный магазин тоже из белого известняка в районе дома Уразгулова Шамиля на ул. Ленина.

С наступлением рынка с двух сторон дороги выросли две частные магазины. Справа, из железных листов, хозяйственный магазин. Слева, из красного кирпича, внешне очень красивый, современный продовольственный магазин. Украшение деревни, спасибо хозяину Нафикову Ильдару Варисовичу.

Кроме этих магазинов, еще частный магазин открыла Халикова Дилара Миниханновна, продовольственный «Алтын тау» через мост от нашего исторического хозмага. Еще повыше продовольственный магазин «Моя семья» Хуснутдинова Ришата Фаритовича. На другом, южном конце улицы Ленина Кадргулова Фария Барыевна устроила домолавку «Ихлас» в здании бывшей столовой. Здесь же, немного повыше, магазин автозапчастей «Солнышко» Хисамова Рамиля Рафагатовича. В РТС магазин смешанных товаров «Зарина» Давыдовой Райсы Махмутовны.

 

В начале 1970-ых годов на улице Ленина, у столовой построили два совмещенных под одной крышей магазина райпотребкооперации: слева - промышленных, справа – продовольственных товаров. Их можно увидеть на фото с деревенскими мальчишками.

Об Ишлинской столовой.

Это наша бывшая знаменитая столовая. Можно сказать, что своего рода местный архитектурный шедевр и легенда. Не знаю когда она была построена, как помню себя, так она и была. Своим появлением она обязана автотракту Уфа – Оренбург, который до конца 1960-х годов проходил через нашу деревню. Вот тогда Ишлы и были центром вселенной как  кто – то из патриотов это изобразил. Перед столовой были деревянные ограждения с двух сторон от входа, сейчас их нет, как - то пусто. Напротив, через дорогу, было дощатое большое и высокое здание остановки. Сюда прибывал народ из близлежащих деревень для отьезда в Уфу, Стерлитамак и другие города и деревни. Здесь в обязательном порядке останавливались все проезжавшие автобусы, пассажиры вываливали в столовую и что - то покупали, видимо, подкрепиться. В столовой был буфет. А легендой столовая стала благодаря пельменям, которые начали усиленно валять в одно время. Пельмени где только не валялись, видимо, что привлекли внимание башкирского ТВ. Приехали репортеры, сняли видео, говоря сегодняшним языком, и показали по ТВ. Что же тут плохого? Везде пельмени, и где они должны быть и где не должны быть по санитарным соображениям. Искали начальство допросить, но всех след простыл, за всех отдувалась буфетчица. Но самое смешное было потом, в только что выстроенном СДК. Приехали из Уфы знаменитые тогда комики Кәтүк и Баганай и, первый, глядя на подзорную трубу, увидел вертолеты в Ишлах. На что Баганай хохмил: "Какие это вертолеты? Это мухи кружат над пельменями в Ишлинской столовой". Справа, рядом находился пивной ларек, где торговали первосортным бочковым пиво. Сейчас нет и ларька и такого качественного пива по всей стране.

О мечети и зыярате.

Ишлинская мечеть у зыярата (кладбища), махалля №471 в Едином государственном реестре юридических лиц. Слышал, что до революции в деревне были две мечети. Здесь и еще где - то. Авторитетным муллой до войны был Каримов Мансур, отец нашей покойной учительницы географии Мукмины Мансуровны позднее репрессированный. Слышал, что покойный Кадыргулов Гарей абый, наш учитель-военрук, муж Мукмины Мансуровны, приложил большие усилия в его строительстве (1991-1995). Указным муллой сейчас является его старший сын Ильдус абый. Выпускник матфака БГУ, бывший учитель математики, директор школы (1983 - 1993).                        В нашем детстве здесь мы играли в футбол. Здесь, за огородом Мазитова Настагин абый, заслуженного агронома БАССР, находилась маленькая школьная конюшня с лошадью. По кладбищенской ограде располагалось домохозяйство Кунакбаева Наиля (как он умудрился здесь расположиться). Перед его домом находился конный двор колхоза. Помню, часто приходили смотреть на породистого жеребца, который содержался отдельно в маленьком сарайчике. От конного двора шел переулок с выходом на нашу улицу Советскую и далее на Айкуль, куда коней водили на водопой. Сейчас этого переулка нет, стоит чья - то усадьба. Напротив конного двора, через дорогу на переулок находился большой школьный сад - малинник и два добротных деревянных зданий школы, в одном из которых мы учились в 1-3 классах. Все время думаю, почему зыярату выбрали когда - то такое место - посередине деревни. Ведь обычно кладбища бывают несколько вдали, на окраине деревни. Слышал, что совсем старый зыярат был на южной окраине деревни по дороге в соседнее Исмагилово. Может, когда выбирали место этого зыярата, оно тоже было окраиной, потом заселились улицы Фрунзе и Гафури. Когда интересно появился этот зыярат? Там есть несколько старых надгробных камней с арабской надписью. Есть некий уже обрушившийся кешәнә - мавзолей из камней известняка, видимо, над могилой уважаемого муллы. У мусульман не принято было ставить над могилой ограду с памятником, ставили камни и все на этом. Ограды с памятниками - пирамидками с звездой появились в 1960-ые годы, а сейчас уже мраморные памятники с полумесяцем. В советские времена хоронили в гробах, как у православных, а сейчас вновь по мусульманскому обряду в ләхетах - выемках на дне могилы сбоку. В детстве приходили почти на все похороны, там раздавали всем хәер по от 5 до 20 копеек. Мы шли в магазин и покупали конфеты или печенье. Бурно разраставшую кладбищенскую траву косили под сено для сельсоветских лошадей.

Ис ә нн ә рне ң кадерен бел, юлг ә нн ә рне ң каберен бел.

В конце приведу запись из официальной ведомости о мечетях, духовных служителях и прихожанах мужского пола в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии, 1855 г.

№93

О количестве мечетей, духовных служителей магометан в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии

ВЕДОМОСТЬ О МЕЧЕТЯХ, ДУХОВНЫХ ЧИНАХ И ПРИХОЖАНАХ МУЖСКОГО ПОЛА СТЕРЛИТАМАКСКОГО УЕЗДА. 1855 г.

Ведомость составленная Приставом 1 – го Стана о имеющихся в стане мечетях, при духовных лицах и мужского пола прихожанах.

Название деревень Число мечетей соборные/ пятивременные Духовные чины: соборные имам – хатибы, пятивременные имамы, азанчеи и мугаллимы Какого именно сословия прихожане Число прихожан м. п. Сколько состоит дворов

7. Ишлы

1/-

Имам-хатип – Мухаметхасян Абдулмазитов

Азанчей –

Сеитъягафар Абдулкаримов

Гос. (кр-н) 60

 

80

 

 

Тептярей 4 и 5 команды   216  
Всего 276 80

Исправляющий должность пристава 1 – го стана Стерлитамакского уезда, чиновник правления Оренбургской губернии Рыбчин. ЦГИА РБ, Ф. И-1 Оп. 1 Д. 2859. Л. 1 -77.

О Советской улице.

Вторая по величине улица села – Советская начинается на развилке улицы Ленина у старого здания бывшего хозмага. Это хорошо видно на фото.

Красивая картина, мастерски выполненный ракурс. Какой - то визуальный обман, что так близко располагается детсад на заднем плане и горы тоже. Улица Советская от начала до нового дома Нигматуллина Ильдара сжата в одном кулаке. А вообще - то, расстояния тут значительные. Здесь улица односторонняя, напротив домов водоем-саз. Сейчас он совсем мелкий, в начале улицы высыхает. В нашем детстве он нигде не высыхал, мы плавали на корытах, ловили головастиков, зимой играли в хоккей. Отдельно, ближе к старому клубу, был еще один маленький водоем. Его сейчас совсем нет, он оказался частью картофельного огорода Ардаширова Ильнура.

Сейчас я позволю себе на правах автора воспоминаний, немного подробнее рассказать нашу семейную историю. На месте большого красивого дома Ильнура до 1953 года стоял маленький дом нашего дедушки Исангулова Хисаметдина, у его сына Сабира и молодой жены Газимы из соседнего с. Исмагилово здесь родились старшие дети: дочь Нафиса (1950) и сын Тагир (1952). А потом случился маленький пожар, дом сильно не пострадал, но жить все равно там не стали. Отец начал строить более для тех времен просторный дом (фото ниже), через дом соседа Мазитова Рашита. У него же временно жили, пока строили свой дом. Вот такие мы были близкие на всю жизнь соседи.

А тот горевший дом сельсовет взял себе, подремонтировали и вскоре туда поселили прибывшего к нам в деревню русскую пожилую семью пекаря Петра с женой и сынишком Артуром моего возраста. У нас в деревне в районе машинно-тракторного двора была своя деревянная пекарня. Когда мы пошли в первый класс, они уехали из деревни. После этого и пекарня, вроде, была закрыта. Дальше в этом доме поселили больничную медсестру, уже пожилую Васби апаны, которая приходилась родной тетей Ильнуру по матери.

От нашего дома с другой стороны начинается маленькая улица Первомайская и упирается к реке Узень.

В первом доме на этой улице жил почти легендарный Мазитов Ильяс бабай, участник войны, получивший тяжелое ранение в голову. С его сыновьями Мухтаром, Газинуром и Халилом мы вместе росли, играли и учились.

Немного дальше на нашей улице можно оказаться доме сказочного царства Мусина Рифа. Сами оцените это по фотографиям ниже. Мы с ним вместе ходили в школьный художественный кружок к приезжему учителю рисования Алексею Яковлевичу, правда, только полгода. Но это его детское увлечение вылилось в прекрасное хобби на всю оставшуюся жизнь. Работал у нефтяников в Болотино и в свободное время занимался творчеством. Достиг таких успехов в украшении своего дома, что приехали из БСТ, сняли репортаж и показали по ТВ, достойно представлял свой район в республиканских конкурсах. Рядом, через дорогу детсад, детей приводят к нему на экскурсию, воспитывают любовь к прекрасному. Односельчане фотографируются на фоне его прекрасных скульптур.

Две пушки охраняют его дом на улице.

А этот бассейн для внуков, медведь с бочонком меда, прекрасная фея во дворе дома.

Дальше наша любимая улица тянется до трех маленьких озер в конце деревни, соединяясь с улицей Ленина через улицы Гафури и Фрунзе. Далее уходит грунтовая дорога в соседнее Исмагилово по берегам реки Узень, которая берет начало за Исмагиловом и у них там известна как Узенбаш.

О Центрае.

Это улица Октябрьская, как я недавно узнал. Все в деревне эту улицу называют Центраем. Почему, не знаю. Может она была первой центральной улицей деревни. Она стоит особняком от остальных улиц за ручейком Ишлинский, от больницы до реки Узень.

На переднем плане кирпичный дом врачей-супругов Батыровых, Риф абыя и Риммы апа. Они уже давно умерли, дети уехали, не знаю, кто в доме ныне живет. Рядом с зелеными крышами дом бывшего зоотехника колхоза Магадеева Фарита и нашей учительницы биологии Нафисы апа. Их тоже уже нет в живых. Их старшая дочь Назира – моя близкая одноклассница, живет под Уфой, в Зубово. На этой улице выросли еще другие мои одноклассники Аскар Абдуллин, Равиль Каримов, Дина Каримова, Рахманов Венер, Абсалямова Залия, Шарифуллина Римма, жили наши учителя труда Каримов Талип абый и физкультуры Сафаргалиев Хайдар абый, школьная библиотекарша Шарифуллина Суфия апа.

Об РТС, улице Ибрагимова

Эти места мне почти незнакомы. Казалось бы, небольшая деревня, а вот есть малознакомые места. Ну, я понял, что это РТС, так называли этот уголок деревни, названия улиц или не было, или мы не знали. Ну, он стоит особняком над основной деревней на пригорке вплотную к тракту Уфа - Оренбург. Это, так сказать, наша маленькая промышленная зона. Тут еще до войны был создан один из нескольких в районе МТС (машинно - тракторных станций). Здесь были немногочисленные в то время машины, трактора и другой сельхозинвентарь, которые обслуживали только, что созданные колхозы. После войны, при Хрущеве, многие МТС были распущены, машины и трактора распроданы колхозам. Но Ишлинский МТС выжил, превратившись в РТС (ремонтно-тракторную станцию). Здесь зимой ремонтировали комбайны из многих близлежащих районов. Для приезжающих комбайнеров, которые тоже участвовали в ремонте, успели построить даже двухэтажное общежитие, которое сегодня преобразовали в современную придорожную мотель СПК "Урожай" с таким же названием. Было несколько ремонтных мастерских, там работали, в основном, как раз, население РТС. Еще, видимо, после войны для работников построили два длинных бревенчатых двухэтажных дома с отдельными квартирами в две комнатушки. В одной такой квартире жила семья нашего одноклассника Камалова Вали. А вот другой одноклассник Камалов Раис жил в своем доме. В своих домах, в основном, жило коренное, местное население. А приезжих специалистов и рабочих, я так понимаю, размещали в указанных домах. Для нас эти дома представлялись почти городскими, как же, двухэтажные. Потом эти дома за ветхостью снесли. Построили трехэтажный кирпичный дом, аж, даже, с балконами.

Почти как город. Тут в РТС жили не только наши татары, но и приезжие русские. И, вообще, здесь разговаривали больше по-русски. И ртсовским ребятам и девчатам, которые учились в нашем классе, легко было на уроках русского языка и литературы у сверхстрогого учителя Зубаирова Кашфи Абдулловича. Мне было очень завидно, тем более, что я перешел в этот русский класс с татарского класса после четвертого класса и очень плохо разговаривал по - русски. В детстве, мы почти не бывали в РТС. Иногда проходили через него, возвращаясь с обработки свеклы на полях. Запомнилась высокая, деревянная водовзводная башня с краном внизу. Оттуда шла холодная-холодная подземная артезианская вода. Все местное население и сам РТС обеспечивалась водой из этой башни. Мы, в жару, возвращаясь с поля, пили эту воду. Это было так классно. В РТС было электричество в домах, тогда, как в остальных Ишлах его еще не было. И, наконец, здесь был единственный телевизор на всю деревню в начале 1960-х годов. Мой старший брат Тагир ходил туда смотреть ТВ, у него здесь был очень близкий друг-одноклассник Хасанов Заки. Мы не осмеливались ходить туда. Потом второй телевизор появился в бригадном доме на нашей улице и мы туда пытались ходить. Но там набивались взрослые со своими стульями и нам практически места, где приткнуться, не оставалось. Ну, вскоре, сельчане сами начали покупать первые ТВ «Рекорд», «Снежок». Мы купили «Снежок». Был здесь свой деревянный магазин. Продавщицей была Камалова (Мазитова) Байза апа, мать упомянутого выше одноклассника Раиса, сестра нашего соседа Мазитова Рашит абыя. Магазин, хотя и был маленький, но дефицитных товаров больше было, видимо, обеспечение было несколько другое (РТСовское). Мать купила здесь большие настенные часы с механическим боем. Они все еще висят дома в деревне, хотя и не работают. Семейной реликвией и памятью матери остались. В постперестроечное время РТС потерял свое значение, пришел в упадок, но, с недавних пор, вновь ожил, уже как ремонтный участок СПК "Урожай", ставший одним из лучших сельхозпредприятий республики по молочному производству. Несколько раз приезжали сюда наши местные президенты, часто проводятся республиканские семинары. Об этом можно узнать по Интернету.  

Президент РБ Хамитов Р.З. (2010-2018), Глава СПК «Урожай» Рафиков Р.М., глава Аургазинского района Идрисов З.Я., с 2013 года.

На фото ниже совершенно новая улица повыше больницы по старому тракту Уфа-Оренбург, которая отстроилась уже после нашего отъезда из деревни. Примыкает к РТС. На переднем плане гравийная дорога в гору, в Ахмерово. Тоже после нас построили. Председатель колхоза Хуснутдинов Фарит абый был из Ахмерово, каждый день ездил оттуда в Ишлы. Вот и дорога появилась.

Наши родные горы с ямами - провалами. По рельефу восточная часть Аургазинского района представляет увалисто - волнистую равнину высотой от 100 до 300 метров над уровнем моря - пишут в Интернете в геологической справке о районе. Прибельское Предуралье. Это о наших увалистых горках.

Здесь, недалеко от Ахмерово знаменитая Вертолетная пещера (Ахмеровский провал). Это самая длинная гипсовая пещера Башкирии, длиной более 1700 метров и глубиной – 50 метров Рязано-Охлебининского вала. Она становится местом паломничества спелеологов не только Башкирии, но и со всей России.

Об Айкуле и Узени.

На переднем плане фото наше озеро Айкуль и заросшее русло реки Узень. На этом озере прошло все наше детство, здесь мы постоянно купались, ловили рыбу. В один год мы искупались аж 22 апреля, в день рождения Ленина, вода была ледяная, но мы выдюжили. Озеро тогда было полноводным, весной туда заливала водой выходившая из своих берегов река Узень. В озере водились караси. Рыбалка здесь была не такой сильной, чем на реке Узень. Но в одно лето случилось невиданное: караси буквально заполонили берега озера, все прибежали ловит их, ловили их буквально марлевыми полотнами и даже майками. Я не говорю уже о рыбацких сетях, которыми постоянно промышляли некоторые взрослые рыбаки, жившие у берегов озера. Сейчас озеро сильно обмелело и мне грустно на это смотреть. Никто тут не купается и н рыбачит.

На первом фото – вид на озеро с горы, на втором – наоборот.

Дикие утки частенько залетали сюда и их лупили из ружья известные в деревне любители пострелять. Редко, но бывали, и лебеди. То, что с карасями случилось, случилось одной весной нулевых годов с перелетными птицами, покрывшими все озеро. Сам я это не видел, но по приезду летом домой об этом мне с удивлением поведал наш родной сосед Хасанов Фидаил абый. И птицы были неизвестные в наших краях, видимо, сделали короткий отдых для дальнейшего полета на север. Зимой озеро покрывалось прозрачным льдом, мы на коньках играли здесь в хоккей. Но, более всего, ловили пескарей в узких прорубях - поилках для колхозных лошадей. Дырявили гвоздями старые миски, ковши, делали марлевые сачки и массово ловили рыбу, которая подплывала сюда, чтобы набраться воздуха. В левой окраине берега озера стояла дощатая палатка с двигателем для подачи воды по трубам на нужды животноводческой фермы колхоза, которая тогда располагалась через реку Узень. Еще помнится на возвышающемся западном берегу озера было колхозное подземное картофелехранилище. Оно было продолжением бригадного двора с бригадным домом  и всякими хозяйственными постройками и клетями. Потом это место было заброшено и там построил свой дом врач Лукманов Мансур абый. Что же касается реки Узень, то его несколько раз прудили, она поднималась из своего глубокого русла до уровня земли. Наша, казалось бы, маленькая, неказистая речушка является, можно сказать, уникальным природным памятником. Она незамерзающая зимой река. Все, наверное, видели, как она протекает под мостом по пути в Уфу за остановкой Бузовьязы - Александровка. Кругом снега, а она течет и пар идет от поверхности. А почему? Река, начинаясь в лесах за Старым Ибраевым протекает через Исмагилово, Ишлы, Старокузяково, Муксино, Александровку, Тугай, Новомусино, Подлубово, Орловку и за Бекетовым впадает в реку Уршак, а она в реку Белую. И на всем протяжении она питается подземными родниковыми водами. Есть такой родник на южной окраине деревни, по грунтовой дороге в Исмагилово. Сильный родниковый ручей выбивается прямо из-под камней маленькой горки. Сходите, посмотрите. Помню в детстве, возвращаясь из сабантуя на Утарташе, напивались холодной родниковой воды, прилегая к берегам маленького, глубокого родника - озера Его водой охлаждались чаны с молоком на маленьком маслозаводике, которого вскоре не стало, молоко начали возить в Толбазы. Дальше вода родника попадала в Узень. И, наконец, у Новомусино знаменитое Голубое озеро - родник свои воды тоже вливает в нашу родную реку. К своему сожалению, такую славную историю нашей речки я узнал только к 60-ти годам. Хотелось бы совершить пеший поход по всему протяжению нашей родной реки, отметить все его изгибы и родники.

О мельнице.


   

Здание нашей новой мельницы, которое уже стало, как я понимаю, старым и бездейст


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.