На программу повышения социальной компетентности воспитанников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

На программу повышения социальной компетентности воспитанников

2020-04-03 83
На программу повышения социальной компетентности воспитанников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интернатов и детских домов «Мы сами» авторского коллектива Фонда

«Женщины и дети прежде всего», научный руководитель д.психол.н., проф.

Семья Г.В.

 

 

Программа «Мы сами» представляет собой коррекционно-развивающую про-

грамму, направленную на развитие психосоциальной компетентности воспитанников

интернатов и детских домов.

Программа предназначена для подростков 14-16 лет, которым осталось до вы-

пуска 1 - 2 года. При реализации программы в течение одного года занятия в группе

проводятся два раза в неделю и в течение двух лет - один раз в неделю. Программа

может быть использована как психологами, так и педагогами, воспитателями интерна-

тов и детских домов при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Целью программы является содействие в повышении социальной компетенции

воспитанников, способствующих их успешной адаптации в обществе через овладение

социально-психологическими знаниями и формирование основных жизненных навы-

ков, необходимых для самостоятельной жизни.

Данная цель реализуется через:

·развитие способности понимать самого себя и других людей, их взаимоотно-

шения, прогнозировать межличностные ситуации и свое поведение в них;

·формирование социальных навыков самостоятельного проживания (как устро-

иться на работу, как получить медицинскую помощь, как оплатить квартиру, как про-

должить образование и т. д.):

·формирование навыков взаимодействия с разными социальными группами и

институтами (семьей, медицинскими и образовательными учреждениями, ЖЭК, и др.).

 

 

-5-


 

 

Достоинством данной программы является достаточно полное и обоснованное,

логически простроенное содержание программы, опора на интерактивные формы ра-

боты, использование потенциала группы, осмысление реального опыта участников че-

рез практические занятия. Используемые упражнения и задания адекватны постав-

ленным целям, соответствуют возрасту воспитанников, учитывают социально-

психологические особенности воспитания детей в условиях интерната.

Разработанные материалы (сценарии занятий для педагогов, рабочие тетради для

подростков,) доступны и наглядны, удобны для ведущего. Несомненным достоинст-

вом программы является разработанная методика проведения занятий, в частности ре-

гулярные итоговые занятия ведущего совместно с участниками, использование эле-

ментов диагностики, которая позволяет дополнительно включить рефлексивные ком-

поненты сознания, что способствует целостному восприятию и осмыслению пройден-

ного.

Содержательная часть программы опирается на обширный список современной

литературы по данной тематике.

Реализация программы позволит актуализировать стремление к развитию ком-

муникативных навыков, умению пользоваться справочной литературой, взаимодейст-

вовать с различными структурами, социальному взрослению и нравственной зрелости.

Программа может быть рекомендована к внедрению в интернатных учреждени-

ях, детских домах.

 

 

Е.Н. Богданов

 

 

Заслуженный деятель науки РФ,

академик РАЕН, д.психологических наук

проректор по учебной работе Столичного гуманитарного института

 

-6-
 
 


 

Тематическое планирование занятий по программе

«Мы Сами» 2 год обучения.

 

-7-
Профориентация и трудовая сфера
1 Мир профессий Расширить представления о мире профессий. Познакомить участников с миром профессий, понятиями «профессия», «специальность». Актуализировать знания о способах поиска информации, связанной с выбором профессии. Формировать навыки общения. страница 15
2 Выбирая про- фессию – вы- бираешь образ жизни Дать представление о том, как можно выбирать профессию. Актуализировать знания, связан- ные с понятием «личные качества». Познако- мить с понятием «способности», с факторами (способности, желания, требования), опреде- ляющими выбор профессии. Формировать на- вык принятия решения. страница 21
3 Мои желания, мои возможно- сти Учить соотносить собственные качества и спо- собности с теми требованиями, которые предъ- являет к человеку конкретная профессия. По- мочь участникам осознать собственные спо- собности. Познакомить с классификацией про- фессий. Помочь осознать связь между получе- нием профессии и образованием. Диагностика страница 27
4 Учиться? Мотивировать на получение образования. Ак- туализировать представление о необходимости образования. Дать представление о связи соб- ственных потребностей с получением образо- вания. Дать возможность осознать, что реше- ние о получении образования каждый прини- мает самостоятельно. Познакомить с некото- рыми правовыми аспектами, связанными с по- лучением образования. Помочь осознать связь между уровнем образования и запросом рынка труда. страница 34
5 Ищу работу! Формировать навык поиска работы. Познако- мить со способами поиска работы. Формиро- вать умение искать и получать информацию, связанную с поиском работы. Дать представ- ление о «ловушках», встречающихся во время поиска работы. Формировать навык противо- стояния манипуляции (межличностное обще- ние, СМИ). страница 42
6 Иду на работу в первый раз Дать представление о первичном трудоустройстве. Формировать навык составления резюме, де- лового общения при первичном контакте с ра- ботодателем. Дать представление о докумен- тах, необходимых для поиска работы и пер- вичного трудоустройства. Познакомить с Тру- довым кодексом РФ, с правовыми аспектами, связанными с первичным трудоустройством. cтраница 48
7 Практикум «Посещение выставки учеб- ных заведений» Формировать навык получения информации, связанной с возможностью получения образо- вания. Контроль знаний страница 58

 


 

-8-
Финансовая система
1 Деньги Дать представление о денежных средствах (наличных и безналичных). Познакомить с тем, какие функции выполня- ют деньги, с тем, что такое валюта. Формировать умение распоряжаться денеж- ными средствами (потребности, желания, возможности). страница 65
2 Бюджет Дать представление о том, что такое бюджет и из чего он складывается. Формировать умение распоряжаться опреде- ленной суммой наличных средств – денег - на примере личного и семейного «расходного» и «доходного» бюджета. Формировать навык ассертивного поведения. страница 70
3 Счета Познакомить с основными финансовыми до- кументами, формировать умения, связанные с оформлением этих документов. Познакомить с понятиями «плательщик», «счет», «реквизиты», «банк». Познакомить с правилами оформления таких счетов, как «оплата электроэнергии», «опла- та телефона». Формировать навык получения информации плательщика у специалиста в ролевой игре. страница 76
4 Практикум «Посещение сбербанка» Познакомить с работой Сбербанка: со струк- турой, с деятельностью специалистов, кото- рые работают с физическими лицами. Учить обращаться по интересующим вопро- сам в разные отделы сбербанка, учить рабо- тать с информацией. Дать практический опыт общения в условиях практикума. Контроль знаний страница 82

Потребительская сфера

1 Товары и услуги Дать представление о товарах и услугах. По- знакомить с понятиями «товар», «услуга», «кредит», «рассрочка». Дать представление о товарах и услугах, как способе удовлетво- рения потребностей, о деньгах, как универ- сальном товаре, о покупке товаров в кредит и рассрочку. страница 89 2 Добро пожало- вать в реальный мир Дать общее представление о потребитель- ской сфере. Познакомить с правами и обя- занностями потребителей, с понятиями «га- рантийный срок» и «срок годности». Форми- ровать навыки общения в магазине и в учре- ждениях сферы услуг. страница 94 3 Практикум «Посещение ма- газина» Формировать умение совершать покупки. Контроль знаний страница 100

 


 

-9-
Жилищно-бытовая система
1 Получаю жильё Дать представление об основных пра- вах и обязанностях нанимателей и собственников жилья. Познакомить с понятиями «наниматель», «собствен- ник», «ордер», «договор безвозмезд- ного пользования». страница 105
2 Мой дом Формировать ответственное отноше- ние к своему жилью. Познакомить с правилами безопасного проживания, формировать навык бесконфликтного общения с соседями и консьержем. страница 115
3 Жилищные организации Дать представление о жилищных ор- ганизациях, об их деятельности и ус- лугах, о тех сотрудниках, с которыми будут взаимодействовать участники в самостоятельной жизни. Формировать навык взаимодействия с жилищными организациями. cтраница 119
4 Практикум «Посещение ЕИРЦ» Познакомить с организацией «ЕИРЦ», со структурой, деятельностью, спе- циалистами, которые там работают. Дать практический опыт взаимодейст- вия с данной организацией. Контроль знаний страница 123

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.