Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-05-07 | 162 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Живая азбука
Выполнила работу:
воспитатель старшей группы
МБДОУ «Детский сад №54»ТГО
Коровина О.В.
Тайга, 2018г.
Содержание
1. Паспорт проекта……………………………………………………………3
2. Введение…………………………………………………………………...10
3. Актуальность темы……………………………………………………….12
4. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте…………………………………………..14
5. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………17
6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий……………. 22
7. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста ……………………….27
8. Список литературы ……………………………………………………… 37
Приложение
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Живая азбука» |
Тип проекта Продолжительность Возраст детей | Творческий, игровой Долгосрочный (2017 -2019 уч.гг.) Старшая группа (5-6 лет) |
Основания для разработки проекта | · «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) · Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ. · «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155). · Основная общеобразовательная программа «Радуга». Проект. Авторы: С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М: «Просвещение» - 2014. - 228 |
Заказчик проекта | Родители, педагоги |
Основные разработчики проекта | Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель Разработчик: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель Инициатор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель |
Цель проекта | Формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей. |
Задачи проекта | Задачи обучения грамоте воспитанников: · формировать представления о сенсорных эталонах; · развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); · развивать слуховое и фонематическое восприятие; · формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; · формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; · формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости); · формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2-3 слов; · формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х-5-ти звуковых слов; · формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; · формировать умение определять последовательность звуков в слове; · формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; · формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: (отхлопать количество слогов); · формировать умения фонематического синтеза; · формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; · формировать представления о гласных и согласных звуках; · формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков; · формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; · формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина; · формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква; · развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь. · закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений; · формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки. |
Основные направления проекта | · структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов; · функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога); · когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи |
Исполнители проекта | Дети, родители, воспитатели, логопед |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | · становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы); · сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов). |
Целевая группа проекта | Дети, родители, воспитатели, логопед и другие специалисты |
Ресурсное обеспечение | Кадровое, материально – техническое, методическое |
Введение
|
|
В 60-70-е годы в средствах массовой информации освещался опыт семьи Никитиных. Применение родителями нестандартных методов обучения грамоте своих детей на ранних этапах взросления. Дети умели в три года читать, в пять – считать до миллиона и прочее. Статья о раннем обучении детей вызвала резонанс мнений в кругу общественности и учёных.
Учёные И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребёнка в раннем возрасте просто недопустимо.
|
Первые три года жизни ребёнка (от 1,5 до 3,5 лет) — самые удачные для развития физического, психического и нравственного здоровья. В этот период у детей особо развито чувствительное восприятие. Малыши хорошо запоминают то, что видят и слышат, то есть основное развитие ребёнка проходит в определённых сферах: крупная моторика, развитие речи, предметная игровая деятельность. Дети познают мир в результате игры имитации, по средствам устного народного творчества, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками, так постепенно у ребёнка развивается речь.
Из этого следует, что нагружать познавательные процессы малыша в этот период чтением и письмом, значит отбирать его потенциальную энергию, рассчитанную на проявление эмоций и чувств. В результате чего, могут возникнуть психосоматические дисфункции: энурез, агрессия, гиперактивность. Также, к концу дошкольного детства к (7 – 8 годам), может проявиться негативное отношения к школе и обучению вообще.
Психолог Л.С. Выготский отмечал: «Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии».
Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.
Дошкольный возраст детей (5 - 6 лет) является сенситивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова. Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.
|
Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма в школе.
Актуальность темы
В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, предложений, также смысл текста.
Для педагогов
· Изучение нормативных документов, научной психолого – педагогической, методической литературы.
· Анкетирование «Современные технологии обучения и воспитания». Приложение 1.
· Консультация: «Подготовка детей к обучению грамоте».
· Дискуссия: «Планирование и организация процесса обучения».
· Наставничество логопеда.
Для родителей
· Консультация: «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде?».
· Газета, информационный стенд, папки-передвижки, буклеты.
· Беседы, советы, рекомендации.
· Анкетирование «Формы взаимодействия с ДОО». Приложение 2.
Организационный и практический - параллельные этапы деятельности в средней и старшей группе. Срок проведения: (сентябрь 2016 – май 2018 года)
Цель – привлечение специалистов, педагогов и родителей к планированию, организации и осуществлению проекта, созданию комфортных условий для совместной деятельности.
Для педагогов и родителей
· Календарно – тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Приложение 3.
· Календарно-тематический план кружковой работы в старшей группе «АБВГДейка». Приложение 4.
· Сбор и накопление дидактического материала: создание пособий, дидактических и настольно-печатных игр, картотеки речевых игр, картотеки практических заданий и графических упражнений, видеотеки.
· Подборка, поэтических, фольклорных, художественно – литературных и классических музыкальных произведений.
· Подборка картин художников – иллюстраторов: Ю. Васнецова и Е.Рачев (тема сказок), Е. И. Чарушин (тема животные), А.Ф. Пахомов и Л.Н. Толстой (тема дети), В. В. Лебедев и В.М. Конашевич (иллюстрации к произведениям советских писателей К. Чуковского, С.Я. Маршака, к сказкам зарубежных писателей братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и прочее).
|
· Создание «Родительской почты».
· Круглый стол с родителями «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
· Родительское собрание в средней группе (форма - игровой практикум): «Путешествие в страну Развитие речи».
· Семинар – практикум с педагогами: «Азбука общения», «Артикуляционная гимнастика дома».
· Мастер-классы с родителями: «Играем в коммуникативные вербальные и невербальные речевые игры в детском саду и дома».
· День открытых дверей. НОД: «Путешествие по станциям знаний», «Космическое путешествие».
· Методическое объединение с педагогами детских садов города: «Формирование социально – коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества.
Для детей
· Диагностическое обследование речевого развития детей на разных возрастных этапах развития (в начале и конец учебного года). Приложение 5.
· Совместные с детьми и родителями познавательно – речевые игры, викторины
· Совместные с родителями театрализованные представления и праздники.
· Совместные - творческие гостиные и родительский клуб «Речецветик» под руководством логопеда.
· Внедрение совместной Кружковой работы «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») предполагает алгоритм следующих действий.
Занятие первое
Организационный момент - игры с предметами, предметными картинками, подвижные речевые игры: «Узнай по звуку», «Назови лишний слог», «Каскад слов»; «Остановись на звук», «Хлопни на гласный (согласный) звук» и прочее.
Ход деятельности – повторение и закрепление, знакомство с учебным материалом по средствам игр, загадок, дидактических картинок, творчества. Дети в роли волшебников одушевляют символ звука (букву). Так, они учатся соотносить звук с буквой. Затем используются приёмы и средства творческой деятельности. Воспитанники рисуют фломастерами, карандашами, лепят пластилином, выкладывают нарезанными нитками, клеят готовые шаблоны букв. После чего, дети оформляют букву дополнительными деталями, и она становится «живой» (приобретает черты лица, рук, ног, одевается в одежду). Воспитанники в творческой деятельности используют различные материалы: бусины, стразы, пайетки, синтетические шарики, синельную проволоку, атласные ленточки, готовые пластиковые глазки, ротики, носики. В процессе творческой работы, звук многократно повторяется. Дошкольники придумывают самостоятельно и при помощи воспитателя, небольшие творческие рассказы, буква становится персонажем: грибником, лётчиком, пиратом, лыжником. В процессе создания книги «Живая азбука» у детей развивается воображение, рождается творческий замысел сюжета рассказа и рисунка, продолжается работа над развитием лексической стороны, грамматического строя, связной речи (диалогических и монологических форм).
Рефлексия - в ходе и по окончанию деятельности. Дети оценивают друг друга в творческом сочинении рассказа, корректно исправляют неточности в речи, в построении предложений (воспитатель к этому их направляет). Дети самостоятельно учатся анализировать и оценивать продукты художественной творческой деятельности и творческого сочинения рассказов.
Физкультминутка, упражнения, релаксация – расслабление мышечного тонуса тела, рук и ног.«Ленивая кошечка», «Стоп, хоп, раз», «Кулачки» и прочее. – расслабление мышечного тонуса.
Занятие второе
Организационный момент - дидактические коммуникативные (вербальные и невербальные) игры, предполагающие общение со сверстниками и педагогом при помощи речи и показа действий и движений: «Кривое зеркало», «Немое кино», «Изобрази пословицу» и прочее.
Ход деятельности: повторение и закрепление изученного материала по средствам игр, загадок, ассоциаций, применение логоритмики Железновых (под музыкальное сопровождение дети поют, проговаривают звуки и показывают движения). Затем, дети выкладывают букву счётными палочками; выполняют практическое графическое и дидактическое задание на внимание, определения звука в начале, середине, конце слова по схеме. Проводится физкультминутка, далеепродолжается выполнениеграфических упражнений. Затем проводится рефлексия, предполагается совместное с родителями домашнее задание, например, коллаж: «Звуки в картинках», «Раскрась картинку цветом в соответствии со звуком». Деятельность завершается подвижной речевой игрой.
В процессе объяснения цели дидактической игры и графического задания дети овладевают умением внимательно слушать, сосредотачиваться зрительно, развивается усидчивость, психические процессы ребёнка. У детей развивается фонематический слух, умение слушать и слышать (узнавать звуки), дифференцировать и определять (анализировать и синтезировать) звуки в слогах и словах. Развивается крупная и мелкая моторика рук, первые графические навыки письменной речи, ориентировка на альбомном листе, а также ориентировка в «клетке» и «линейке». В итоге, продукты творческой деятельности детей, будут собраны воедино, сброшюрованы, иметь титульный ламинированный лист и подложку. В книге предполагается указание автора-составителя, художника-иллюстратора (ребёнок), главного редактора (воспитатель), рецензенты (родители), а также издательство, год издания, город, количество страниц. Книга будет подарена ребёнку на память при выпуске из детского сада в школу.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
2. Игровые технологии. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.
4. Бурачевская О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - №2. – С. 75-79.
5. Бурачевская О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. - №2. – С.95-97.
6. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.
7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-23.
10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – С.28-34.
11. Гриценко З. Своеобразие читательского становления// Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.15-20.
12. Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспекты, дидактический материал. Издательство «Учитель». – Волгоград, 2009.
13.Масару Ибукао. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. – М.: Альпина нон – фикш, 2017. – 224с.
14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М.: Самокат, 2015. – 224с.
15. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.
16. Павлова Л. Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 91-93.
17. Поливарова З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Флинта, 2013.
18. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.
19. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Каро, 2012.
20. Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста. – Мозырь: Белый ветер, 2015.
21. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –СПб.: Детство – Пресс, 2012.
22. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
23. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
24. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
25. Шахбаззаде Э.А. Проблема исследования раннего развития детей // Молодой учёный. – 2017. - №14. – С.26 – 28.
Живая азбука
Выполнила работу:
воспитатель старшей группы
МБДОУ «Детский сад №54»ТГО
Коровина О.В.
Тайга, 2018г.
Содержание
1. Паспорт проекта……………………………………………………………3
2. Введение…………………………………………………………………...10
3. Актуальность темы……………………………………………………….12
4. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте…………………………………………..14
5. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………17
6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий……………. 22
7. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста ……………………….27
8. Список литературы ……………………………………………………… 37
Приложение
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Живая азбука» |
Тип проекта Продолжительность Возраст детей | Творческий, игровой Долгосрочный (2017 -2019 уч.гг.) Старшая группа (5-6 лет) |
Основания для разработки проекта | · «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) · Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ. · «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155). · Основная общеобразовательная программа «Радуга». Проект. Авторы: С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М: «Просвещение» - 2014. - 228 |
Заказчик проекта | Родители, педагоги |
Основные разработчики проекта | Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель Разработчик: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель Инициатор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель |
Цель проекта | Формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей. |
Задачи проекта | Задачи обучения грамоте воспитанников: · формировать представления о сенсорных эталонах; · развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); · развивать слуховое и фонематическое восприятие; · формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; · формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; · формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости); · формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2-3 слов; · формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х-5-ти звуковых слов; · формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; · формировать умение определять последовательность звуков в слове; · формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; · формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: (отхлопать количество слогов); · формировать умения фонематического синтеза; · формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; · формировать представления о гласных и согласных звуках; · формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков; · формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; · формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина; · формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква; · развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь. · закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений; · формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки. |
Основные направления проекта | · структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов; · функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога); · когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи |
Исполнители проекта | Дети, родители, воспитатели, логопед |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | · становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы); · сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов). |
Целевая группа проекта | Дети, родители, воспитатели, логопед и другие специалисты |
Ресурсное обеспечение | Кадровое, материально – техническое, методическое |
Введение
В 60-70-е годы в средствах массовой информации освещался опыт семьи Никитиных. Применение родителями нестандартных методов обучения грамоте своих детей на ранних этапах взросления. Дети умели в три года читать, в пять – считать до миллиона и прочее. Статья о раннем обучении детей вызвала резонанс мнений в кругу общественности и учёных.
Учёные И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребёнка в раннем возрасте просто недопустимо.
Первые три года жизни ребёнка (от 1,5 до 3,5 лет) — самые удачные для развития физического, психического и нравственного здоровья. В этот период у детей особо развито чувствительное восприятие. Малыши хорошо запоминают то, что видят и слышат, то есть основное развитие ребёнка проходит в определённых сферах: крупная моторика, развитие речи, предметная игровая деятельность. Дети познают мир в результате игры имитации, по средствам устного народного творчества, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками, так постепенно у ребёнка развивается речь.
Из этого следует, что нагружать познавательные процессы малыша в этот период чтением и письмом, значит отбирать его потенциальную энергию, рассчитанную на проявление эмоций и чувств. В результате чего, могут возникнуть психосоматические дисфункции: энурез, агрессия, гиперактивность. Также, к концу дошкольного детства к (7 – 8 годам), может проявиться негативное отношения к школе и обучению вообще.
Психолог Л.С. Выготский отмечал: «Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии».
Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.
Дошкольный возраст детей (5 - 6 лет) является сенситивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова. Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.
Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма в школе.
Актуальность темы
В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.
Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, предложений, также смысл текста.
Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте
· одержимость страхом – не успешность обучения ребёнка в школе;
· желание получить ребёнка вундеркинда - демонстрация его сверхъестественных способностей перед знакомыми;
· растерянность перед богатым выбором дидактического материала, методик речевого обучения (родители применяют всё и сразу);
· некомпетентность родителей в вопросах последовательности этапов речевого развития и возрастных особенностей детей;
· психологическое и физическое давление на ребёнка - не учитываются желание и интерес;
Впоследствии, педагоги затрачивают много сил и времени (не один месяц) на исправление ошибок, допущенных родителями при обучении ребёнка грамоте.
Проблема: некомпетентность родителей, в сложности этапов процесса обучения грамоте, отражается в социальном заказе на преждевременное обучение детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: целенаправленное использование комплекса методов развития и обучения, соблюдение условий организации предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимых для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!