Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте

2020-05-07 162
Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Живая азбука

 

Выполнила работу:

                                                             воспитатель старшей группы

                                                             МБДОУ «Детский сад №54»ТГО

                                                             Коровина О.В.

 

 

Тайга, 2018г.

Содержание

1. Паспорт проекта……………………………………………………………3

2. Введение…………………………………………………………………...10

3. Актуальность темы……………………………………………………….12

4. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте…………………………………………..14

5. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………17

6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий……………. 22

7. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста ……………………….27

8. Список литературы ……………………………………………………… 37

Приложение

Паспорт проекта

Наименование проекта «Живая азбука»
Тип проекта Продолжительность Возраст детей Творческий, игровой Долгосрочный (2017 -2019 уч.гг.) Старшая группа (5-6 лет)
Основания для разработки проекта · «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) · Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ. · «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155). · Основная общеобразовательная программа «Радуга». Проект. Авторы: С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М: «Просвещение» - 2014. - 228
Заказчик проекта Родители, педагоги
Основные разработчики проекта Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель   Разработчик: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель   Инициатор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель  
Цель проекта Формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.  
Задачи проекта Задачи обучения грамоте воспитанников: · формировать представления о сенсорных эталонах; · развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); · развивать слуховое и фонематическое восприятие; · формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; · формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; · формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости); · формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2-3 слов;   · формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х-5-ти звуковых слов; · формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; · формировать умение определять последовательность звуков в слове; · формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; · формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: (отхлопать количество слогов); · формировать умения фонематического синтеза; · формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; · формировать представления о гласных и согласных звуках; · формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков; · формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; · формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина; · формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква; · развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь. · закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений; · формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки.  
Основные направления проекта · структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов; · функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога); · когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи  
Исполнители проекта Дети, родители, воспитатели, логопед
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта · становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы); · сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов).  
Целевая группа проекта Дети, родители, воспитатели, логопед и другие специалисты
Ресурсное обеспечение Кадровое, материально – техническое, методическое

Введение

В 60-70-е годы в средствах массовой информации освещался опыт семьи Никитиных. Применение родителями нестандартных методов обучения грамоте своих детей на ранних этапах взросления. Дети умели в три года читать, в пять – считать до миллиона и прочее. Статья о раннем обучении детей  вызвала резонанс мнений в кругу общественности и учёных.

Учёные И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребёнка в раннем возрасте просто недопустимо.

Первые три года жизни ребёнка (от 1,5 до 3,5 лет) — самые удачные для развития физического, психического и нравственного здоровья. В этот период у детей особо развито чувствительное восприятие. Малыши хорошо запоминают то, что видят и слышат, то есть основное развитие ребёнка проходит в определённых сферах: крупная моторика, развитие речи, предметная игровая деятельность. Дети познают мир в результате игры имитации, по средствам устного народного творчества, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками, так  постепенно у ребёнка развивается речь.

Из этого следует, что нагружать познавательные процессы малыша в этот период чтением и письмом, значит отбирать его потенциальную энергию, рассчитанную на проявление эмоций и чувств. В результате чего, могут возникнуть психосоматические дисфункции: энурез, агрессия, гиперактивность. Также, к концу дошкольного детства к (7 – 8 годам), может проявиться негативное отношения к школе и обучению вообще.

Психолог Л.С. Выготский отмечал: «Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии».

Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.

Дошкольный возраст детей (5 - 6 лет) является сенситивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова.  Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.

Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма в школе.

Актуальность темы

 В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.

  Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, предложений, также смысл текста.

Для педагогов

· Изучение нормативных документов, научной психолого – педагогической, методической литературы.

· Анкетирование «Современные технологии обучения и воспитания». Приложение 1.

· Консультация: «Подготовка детей к обучению грамоте».

· Дискуссия: «Планирование и организация процесса обучения».

· Наставничество логопеда.

Для родителей

· Консультация: «Раннее обучение чтению – потребность, необходимость или дань моде?».

· Газета, информационный стенд, папки-передвижки, буклеты.

· Беседы, советы, рекомендации.

· Анкетирование «Формы взаимодействия с ДОО». Приложение 2.  

Организационный и практический - параллельные этапы деятельности в средней и старшей группе. Срок проведения: (сентябрь 2016 – май 2018 года)

Цель – привлечение специалистов, педагогов и родителей к планированию, организации и осуществлению проекта, созданию комфортных условий для совместной деятельности.

Для педагогов и родителей

· Календарно – тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Приложение 3.

· Календарно-тематический план кружковой работы в старшей группе «АБВГДейка». Приложение 4.

· Сбор и накопление дидактического материала: создание пособий, дидактических и настольно-печатных игр, картотеки речевых игр,  картотеки практических заданий и графических упражнений, видеотеки.

· Подборка, поэтических, фольклорных, художественно – литературных и классических музыкальных произведений.

· Подборка картин художников – иллюстраторов: Ю. Васнецова и Е.Рачев (тема сказок), Е. И. Чарушин (тема животные), А.Ф. Пахомов и Л.Н. Толстой (тема дети), В. В. Лебедев и В.М. Конашевич (иллюстрации к произведениям советских писателей К. Чуковского, С.Я. Маршака, к сказкам зарубежных писателей братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и прочее).

·  Создание «Родительской почты».

· Круглый стол с родителями «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

· Родительское собрание в средней группе (форма - игровой практикум): «Путешествие в страну Развитие речи».

· Семинар – практикум с педагогами: «Азбука общения»,  «Артикуляционная гимнастика дома».

· Мастер-классы с родителями: «Играем в коммуникативные вербальные и невербальные речевые игры в детском саду и дома».

· День открытых дверей. НОД: «Путешествие по станциям знаний», «Космическое путешествие».

· Методическое объединение с педагогами детских садов города: «Формирование социально – коммуникативной компетенции у дошкольников с помощью технологии сотрудничества.

Для детей

· Диагностическое обследование речевого развития детей на разных возрастных этапах развития (в начале и конец учебного года). Приложение 5.

· Совместные с детьми и родителями познавательно – речевые игры, викторины

· Совместные с родителями театрализованные представления и  праздники.

·  Совместные - творческие гостиные и родительский клуб «Речецветик» под руководством логопеда.

· Внедрение совместной Кружковой работы «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») предполагает алгоритм следующих действий.

Занятие первое

Организационный момент - игры с предметами, предметными картинками, подвижные речевые игры: «Узнай по звуку», «Назови лишний слог», «Каскад слов»; «Остановись на звук», «Хлопни на гласный (согласный) звук» и прочее.

Ход деятельности – повторение и закрепление, знакомство с учебным материалом по средствам игр, загадок, дидактических картинок, творчества. Дети в роли волшебников одушевляют символ звука (букву). Так, они учатся соотносить звук с буквой. Затем используются приёмы и средства творческой деятельности. Воспитанники рисуют фломастерами, карандашами, лепят пластилином, выкладывают нарезанными нитками, клеят готовые шаблоны букв. После чего, дети оформляют букву дополнительными деталями, и она становится «живой» (приобретает черты лица, рук, ног, одевается в одежду). Воспитанники в творческой деятельности используют различные материалы: бусины, стразы, пайетки, синтетические шарики, синельную проволоку, атласные ленточки, готовые пластиковые глазки, ротики, носики. В процессе творческой работы, звук многократно повторяется. Дошкольники придумывают самостоятельно и при помощи воспитателя, небольшие творческие рассказы, буква становится персонажем: грибником, лётчиком, пиратом, лыжником. В процессе создания книги «Живая азбука» у детей развивается воображение, рождается творческий замысел сюжета рассказа и рисунка, продолжается работа над развитием лексической стороны, грамматического строя, связной речи (диалогических и монологических форм).

Рефлексия - в ходе и по окончанию деятельности. Дети оценивают друг друга в творческом сочинении рассказа, корректно исправляют неточности в речи, в построении предложений (воспитатель к этому их направляет). Дети самостоятельно учатся анализировать и оценивать продукты художественной творческой деятельности и творческого сочинения рассказов.

Физкультминутка, упражнения, релаксация – расслабление мышечного тонуса тела, рук и ног.«Ленивая кошечка», «Стоп, хоп, раз», «Кулачки» и прочее. –  расслабление мышечного тонуса.

Занятие второе

Организационный момент - дидактические коммуникативные (вербальные и невербальные) игры, предполагающие общение со сверстниками и педагогом при помощи речи и показа действий и движений:  «Кривое зеркало», «Немое кино», «Изобрази пословицу» и прочее.

Ход деятельности: повторение и закрепление изученного материала по средствам игр, загадок, ассоциаций, применение логоритмики Железновых (под музыкальное сопровождение дети поют, проговаривают звуки и показывают движения). Затем, дети выкладывают букву счётными палочками; выполняют практическое графическое и дидактическое задание на внимание, определения звука в начале, середине, конце слова по схеме. Проводится физкультминутка, далеепродолжается выполнениеграфических упражнений. Затем проводится рефлексия, предполагается совместное с родителями домашнее задание, например, коллаж: «Звуки в картинках», «Раскрась картинку цветом в соответствии со звуком». Деятельность завершается подвижной речевой игрой.

В процессе объяснения цели дидактической игры и графического задания дети овладевают умением внимательно слушать, сосредотачиваться зрительно, развивается усидчивость, психические процессы ребёнка. У детей развивается фонематический слух, умение слушать и слышать (узнавать звуки),  дифференцировать и определять (анализировать и синтезировать) звуки в слогах и словах. Развивается  крупная и мелкая моторика рук, первые графические навыки письменной речи, ориентировка на альбомном листе, а также ориентировка в «клетке» и «линейке». В итоге,  продукты творческой деятельности детей, будут собраны воедино, сброшюрованы, иметь титульный ламинированный лист и подложку. В книге предполагается указание автора-составителя, художника-иллюстратора (ребёнок), главного редактора (воспитатель), рецензенты (родители), а также издательство, год издания, город,  количество страниц. Книга будет подарена ребёнку на память при выпуске из детского сада в школу.

 

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

2. Игровые технологии. Лексические темы по развитию речи детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.

3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2011.

4. Бурачевская О.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. - №2. – С. 75-79.

5. Бурачевская О.В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. - №2. – С.95-97.

6. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.:  Детство – Пресс, 2011.

7. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.

9. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – С.18-23.

10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. - №9. – С.28-34.

11.  Гриценко З. Своеобразие читательского становления// Дошкольное воспитание. – 2008. - №2. – С.15-20.

12.  Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспекты, дидактический материал. Издательство «Учитель». – Волгоград, 2009.

13.Масару Ибукао. После трёх уже поздно. О важности развития в первые три года жизни. – М.: Альпина нон – фикш, 2017. – 224с.

14. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. – М.: Самокат, 2015. – 224с.

15. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – СПб.: Детство – Пресс, 2014.

16. Павлова Л. Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде? // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С. 91-93.

17. Поливарова З.В. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Флинта, 2013.

18. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучению рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2011.

19. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Каро, 2012.

20. Пятница Т.В. Как учить дошкольников грамоте. Занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста. – Мозырь: Белый ветер, 2015.

21. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –СПб.: Детство – Пресс, 2012.

22. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

23. Ушакова О.С. Придумай слово. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

24. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.

25. Шахбаззаде Э.А. Проблема исследования раннего развития детей // Молодой учёный. – 2017. - №14. – С.26 – 28.

 

Живая азбука

 

Выполнила работу:

                                                             воспитатель старшей группы

                                                             МБДОУ «Детский сад №54»ТГО

                                                             Коровина О.В.

 

 

Тайга, 2018г.

Содержание

1. Паспорт проекта……………………………………………………………3

2. Введение…………………………………………………………………...10

3. Актуальность темы……………………………………………………….12

4. Цель и задачи современного развития и обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте…………………………………………..14

5. Особенности организации речевого развития детей дошкольного возраста……………………………………………………………………17

6. Этапы реализации и содержание основных мероприятий……………. 22

7. Анкетирование педагогов и родителей, диагностическое исследование речевого развития детей дошкольного возраста ……………………….27

8. Список литературы ……………………………………………………… 37

Приложение

Паспорт проекта

Наименование проекта «Живая азбука»
Тип проекта Продолжительность Возраст детей Творческий, игровой Долгосрочный (2017 -2019 уч.гг.) Старшая группа (5-6 лет)
Основания для разработки проекта · «Конвенция о правах ребёнка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) · Закон РФ «Об образовании» от 01.09.2013г. №273 – ФЗ. · «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013г. №1155). · Основная общеобразовательная программа «Радуга». Проект. Авторы: С.Я. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова. - М: «Просвещение» - 2014. - 228
Заказчик проекта Родители, педагоги
Основные разработчики проекта Автор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель   Разработчик: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель   Инициатор: Коровина Ольга Владимировна, воспитатель  
Цель проекта Формирование мотивационно – потребностной сферы воспитанников к процессу овладения устной речью русского языка и «абстрактного мира» грамоты по средствам активного общения, увлекательной познавательно - игровой деятельности и творческого создания книги «Живая азбука» руками детей.  
Задачи проекта Задачи обучения грамоте воспитанников: · формировать представления о сенсорных эталонах; · развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, представление о линейности ряда символов, знаков (слева направо); · развивать слуховое и фонематическое восприятие; · формировать умение характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам; · формировать умение дифференцировать фонемы на слух и в собственном произношении; · формировать представления о слове, его значении (на основе предметной соотнесённости); · формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 2-3 слов;   · формировать умение проводить звуковой анализ звукосочетаний и 3-х-5-ти звуковых слов; · формировать умение выделять звук из слова и определять место звука в слове; · формировать умение определять последовательность звуков в слове; · формировать умение определять количество звуков и слогов в слове; · формировать умение проводить слоговой анализ слов различной слоговой структуры (на основе полисенсорного подхода: (отхлопать количество слогов); · формировать умения фонематического синтеза; · формировать четкие фонематические представления на базе умения подбирать слова на заданный звук; · формировать представления о гласных и согласных звуках; · формировать понятие о слогообразовательной роли гласных звуков; · формировать понятие «ударный слог», умение определять ударный слог в слове; · формировать представления о буквах, формировать умения выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина; · формировать умение различать и правильно использовать термины: предложения, слово, слог, звук, буква; · развивать различные стороны психической деятельности — внимание, мышление, память, воображение, речь. · закреплять запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических упражнений; · формировать умение принимать учебную задачу, разрешать её самостоятельно, развивать навык самоконтроля и самооценки.  
Основные направления проекта · структурное – формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов; · функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога); · когнитивное или познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи  
Исполнители проекта Дети, родители, воспитатели, логопед
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта · становление коммуникативной компетентности ребёнка (владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания точными словами, построенными предложениями; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний и решает бытовые, учебные, игровые, коммуникативные проблемы); · сформированные первые предпосылки грамотности ребёнка по завершению дошкольного периода детства (выделяет звуки в словах, определяет состав слогов и слов).  
Целевая группа проекта Дети, родители, воспитатели, логопед и другие специалисты
Ресурсное обеспечение Кадровое, материально – техническое, методическое

Введение

В 60-70-е годы в средствах массовой информации освещался опыт семьи Никитиных. Применение родителями нестандартных методов обучения грамоте своих детей на ранних этапах взросления. Дети умели в три года читать, в пять – считать до миллиона и прочее. Статья о раннем обучении детей  вызвала резонанс мнений в кругу общественности и учёных.

Учёные И.А. Аршавский, Г.Н. Сперанский, педагог Н.М. Аксарина считали, что переоценивать возможности ребёнка в раннем возрасте просто недопустимо.

Первые три года жизни ребёнка (от 1,5 до 3,5 лет) — самые удачные для развития физического, психического и нравственного здоровья. В этот период у детей особо развито чувствительное восприятие. Малыши хорошо запоминают то, что видят и слышат, то есть основное развитие ребёнка проходит в определённых сферах: крупная моторика, развитие речи, предметная игровая деятельность. Дети познают мир в результате игры имитации, по средствам устного народного творчества, в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками, так  постепенно у ребёнка развивается речь.

Из этого следует, что нагружать познавательные процессы малыша в этот период чтением и письмом, значит отбирать его потенциальную энергию, рассчитанную на проявление эмоций и чувств. В результате чего, могут возникнуть психосоматические дисфункции: энурез, агрессия, гиперактивность. Также, к концу дошкольного детства к (7 – 8 годам), может проявиться негативное отношения к школе и обучению вообще.

Психолог Л.С. Выготский отмечал: «Каждое обучение имеет наиболее оптимальные сроки, поэтому, как слишком раннее, так и слишком позднее обучение всегда окажется вредным с точки зрения развития ребёнка и плохо отразится на его умственном развитии».

Исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.) позволили установить оптимальные сроки для начала обучения детей грамоте.

Дошкольный возраст детей (5 - 6 лет) является сенситивным периодом, так называемый, периодом «языковой одарённости». В этот период у ребёнка резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова.  Проявляется способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Ребёнок овладевает основными компонентами русского языка: «звуком», «буквой», «слогом», «словом», «предложением», «текстом». Так, продолжается дальнейшее развитие речи ребёнка, в контексте общего социально-личностного развития.

Работа с неосязаемой звуковой материей слова для ребёнка дошкольного возраста сложна, поэтому звуковой анализ (добуквенный период обучения грамоте) имеет большое значение, требующий много времени и сил. От добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения и письма в школе.

Актуальность темы

 В «домашних школах для детей» родители занимаются не столько развитием речи, сколько обучением, считая, что «ранний старт» повысит конкурентоспособность ребёнка в дальнейшей жизни. «Вирус» под названием «раннее развитие детей» поразил многих современных родителей активным стремлением преждевременного обучения дошкольника (до 3-4 лет) грамоте.

  Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов, предложений, также смысл текста.

Причины и ошибки родителей в обучении ребенка грамоте

· одержимость страхом – не успешность обучения ребёнка в школе;

· желание получить ребёнка вундеркинда - демонстрация его сверхъестественных способностей перед знакомыми;

· растерянность перед богатым выбором дидактического материала, методик речевого обучения (родители применяют всё и сразу);

· некомпетентность родителей в вопросах последовательности этапов речевого развития и возрастных особенностей детей;

· психологическое и физическое давление на ребёнка - не учитываются желание и интерес;

Впоследствии, педагоги затрачивают много сил и времени (не один месяц) на исправление ошибок, допущенных родителями при обучении ребёнка грамоте.

Проблема: некомпетентность родителей, в сложности этапов процесса обучения грамоте, отражается в социальном заказе на преждевременное обучение детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: целенаправленное использование комплекса методов развития и обучения, соблюдение условий организации предметно-пространственной среды, сотрудничество с семьёй, повышение педагогической компетенции участников педагогического процесса и внедрение кружка «АБВГДейка» (создание книги «Живая азбука») способствуют эффективному овладению основных навыков устной и письменной речи, необходимых для дальнейшего обучения в школе и социализации ребёнка в обществе. Родители имеют возможность наглядно познакомиться с продуктами творческой деятельности детей, оценить реальные достижения и возможности в дальнейшем речевом развитии ребёнка, совместными усилиями с педагогами и специалистами дошкольной образовательной организации оказать своевременную помощь в речевом становлении ребёнка.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.