Явление культурного шока. Стадии культурного шока, обратный культурный шок — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Явление культурного шока. Стадии культурного шока, обратный культурный шок

2020-05-07 1005
Явление культурного шока. Стадии культурного шока, обратный культурный шок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тесно связано с этноцентризмом и явление, наиболее известное как культурный шок. Понятие культурного шока было впервые введено в 1958 г. антропологом Калверо Обергом. Он проанализировал состояние, испытываемое человеком, вырванным из контекста собственной культуры и лишенного ее поддержки, временно находясь в иной (чужой) культуре. Иногда культурный шок называют "культурной усталостью", или "шоком индиви­дуума", испытываемым им при открытии самого себя" [self-discovery shock] (т.е. состоянием, при котором человек анализирует собственные нормы поведения в поисках своей "вины" или "ошибки"), "ролевым шоком", "шоком, испытываемым человеком при перемещении в другую культуру (transition shock)".

Некоторые исследователи полагают, что термин "культурный шок" – это гипербола, поскольку познание чужой культуры и многих новых вещей приводят к усталости. Они утверждают, что культурная усталость "нормальная составляющая адаптационного периода пребывания в новой культуре".

Многочисленные определений культурного шока сводятся к тому, что это состояние является физической и психологической реакцией человека, попавшего из одной культуры в другую. Состояние культурного шока включает чувства дезориентации, отчуждения, высокой степени дискомфорта, депрессии, ностальгии, повышенной чувствительности к критике, враждеб­ности по отношению к иной культуре и т.д. Широко распространено опре­деление Роберта Колса: "культурный шок" – термин, используемый для описания наиболее явных реакций на психологическую дезориентацию, ко­торые проявляет большинство людей, покидая свою культуру на значитель­ный период времени и оставаясь в культуре, существенно отличающейся от родной культуры. Это состояние может вызвать значительный дискомфорт, часто сопровождающийся сверхчувствительностью, горечью, отрицанием чу­жой культуры, ностальгией и депрессией. В некоторых случаях появляются симптомы психосоматического заболевания.

Примечательно, что состояние культурного шока испытывают не только люди, оказавшиеся в культурах значительно отличающихся от родной культуры, но и в генетически близких культурах. Например, британцы, пребывая в США или Австралии, часто жалуются на испытываемые ими симп­томы культурного шока. Представители различных субкультур и идиокультур, попадая в иную субкультуру, также переживают сходное состояние.

Явление культурного шока трактуется представителями разных научных направлений по-разному. В психологической бихейвиористской концепции Питера Адлера, это "защитный механизм", включающий подавление, регрессию, изоляцию и неприятие. Этот защитный механизм проявляется в чувстве беззащитности и опасности, который лежит в основе таких проявлений, как одиночество, раздражение, разочарование, неуверенность в собственной компетенции. Лишенный привычного культурного окружения, принятых в его культуре норм, человек теряет ориентацию, отчуждается от того, что он знает и понимает.

Продолжительность и глубина воздействия культурного шока зависит от ряда смягчающих или усиливающих его действие условий. Прежде всего, от индивидуальных особенностей личности, проявляющей устойчивость или неустойчивость к нему, уровень владения иностранным языком и знания иноязычной культуры (естественно, что чем выше этом уровень и обширнее знания, тем меньшее воздействие культурного шока испытывает индивид). Смягчают воздействие культурного шока такие факторы как жизненный опыт и опыт межкультурного общения, стратегия вербального и невербального поведения адекватная ситуации общения. Исследователи отмечают также влияние таких факторов, как длительность культурного контакта, количество контактов, культурная дистанция между контактирующими культурами.

Смягчают воздействие культурного шока, такие факторы как высокая мотивация личности, ее конкурентоспособность, внутренняя готовность изучать иноязычную культуру, общность профессиональных интересов коммуникантов и высокий статус профессионалов.

Некоторые исследователи подчеркивают две наиболее важные отличительные черты культурного шока: во-первых, это состояние не наступает в результате отдельного события или цепи событий. Оно появляется в результате контакта с другими способами деятельности, организации, восприятия или оценки объектов, отличными от тех, которые приняты в своей культуре. Такие проявления угрожают основному, подсознательному убеждению, что обычаи, убеждения, ценности, и модели поведения, принятые в собственной культуре, "правильны". Во-вторых, это состояние раз­вивается исподволь, постепенно, в результате накопления человеком негативных реакций на целый ряд повседневных, незначительных событий, которые трудно вычленить и назвать.

В таком сложном явлении или состоянии как культурный шок можно выделить несколько этапов. Некоторые исследователи рассматривают культурный шок как одну из четырех последовательных стадий процесса аккультурации или "личностной адаптации". Различные ученые выделяют от трех-четырех до девяти стадий развития культурного шока.

Проанализируем шесть стадий культурного шока:

Первая стадия – это стадия "медового месяца", называемая разными исследователями также "первоначальным энтузиазмом" или "первоначальной эйфорией". Это состояние испытывает, например, человек, изучающий иностранный язык и впервые попавший в иноязычную среду (переводчик, студент, попавший на стажировку в страну изучаемого языка). Он испытывает нечто наподобие опьянения, начинает много и оживленно говорить на иностранном языке, все ему нравится, он просто счастлив, что его понимают, и он многое понимает. Он беспричинно смеется, улыбка не сходит с его лица. Это состояние может быть опасным, поскольку человек может не до конца понимать то, что ему говорят, может согласиться на что-то, пообещать или подписать что-то, возможно, в ущерб собственным интересам.

Вторая стадия – это собственно состояние культурного шока или "стадия раздражения и враждебности". Такое состояние может испытывать, например, переводчик, в течение нескольких недель работающий с иностранной делегацией и вынужденный постоянно общаться только на иностранном языке с представителями иной культуры. Его может переживать студент, аспирант, преподаватель, находящиеся в стране изучаемого языка (особенно, если у него нет возможности иногда переключаться на родной язык), человек, начинающий жить в другой стране. При этом человеку ничего не нравится, даже то, что вызывало восторг в период "медового месяца". Лицо устает от постоянной, неестественной (не характерной для нашей культуры) постоянной улыбки, люди кажутся неискренними, еда пресной, словом, все не так, домой хочу.

Третью стадию обычно называют "стадией первоначальной адаптации" или "стадией постепенной адаптации". Восприятие почти обычное, что-то нравится, что-то не вызывает восторга, картинка восприятия действительности постепенно фокусируется.

Четвертую стадию называют "стадией адаптации и бикультуризма" и рассматривают как этап полного выздоровления и способность уверенно функционировать в двух культурах.

Исследователи, выделяющие в состоянии культурного шока более четырех стадий, под четвертой стадией понимают этап "дальнейшего культурного шока" или "стадия умственной изоляции". На этой стадии, люди, пребывающие в чужой культуре, продолжают испытывать опустошенность и депрессию.

Пятую стадию обозначают как стадию дальнейшей адаптации или "стадию принятия и интеграции".

Под шестой стадией понимают стадию "обратного культурного шока" характеризующуюся как психологическое состояние человека, испытываемое им при возвращении в родную культуру сопоставимое с состоянием культурного шока. Последняя стадия знакома людям, довольно продолжительное время пробывшим в другой стране и вернувшимся домой. Например, уже в аэропорту или на вокзале кажется, что как будто в радиоприемнике прибавили громкости, люди говорят значительно громче, чем, например, в Великобритании или США, оживленнее жестикулируют, стоят друг к другу ближе и т.д.

Существуют и другие классификации стадий культурного шока. Так, некоторые исследователи выделяют пять стадий: 1) предварительная ста­дия, испытываемая до отъезда; 2) стадия или фаза зрителя или пассивного наблюдателя (первые недели или месяцы жизни в другой культуре; 3) фаза возрастающего участия; 4) фаза шока; 5) фаза адаптации. В этой классификации подробно рассматриваются первоначальные стадии, переход от культурного шока к адаптации очень резок.

Довольно распространенным является представление процесса адаптации к новой культуре в виде диаграммы в форме латинской буквы W.

Этот процесс может протекать и в несколько иной последовательности, или в нем могут отсутствовать некоторые этапы.

Процесс подобный процессу адаптации человек испытывает и по возвращении в родную культуру. Его также изображают в виде диаграммы в форме латинской буквы W. Первая стадия не требует специального описания.

Вторая стадия – это смущение и сожаление о том, что надо расставаться с новыми друзьями и знакомыми, осознание того, что человек сам изменился, набрался нового опыта и беспокоится о возвращении домой.

Затем, сразу после возвращения домой наступает медовый месяц, родные и близкие окружают путешественника теплом и заботой, искренне рады ему, настроение праздничное, приподнятое, возобновляются старые знакомства, привязанности.

После этого может наступить период шока, может быть потому, что остававшиеся дома не совсем понимают, что пережил путешествовавший. Родная сторона или родной дом могут выглядеть иначе в его глазах.

И, наконец, наступает период реинтеграции, когда вернувшийся полностью разделяет чувства и ценности своего окружения, общества. Именно на этой стадии многие трезво оценивают положительные и отрицательные аспекты обоих стран (культур) и более взвешенно рассматривают свой за­рубежный опыт.

Контрольные вопросы:

1. Что такое культурный шок?

2. Каковы причины культурного шока?

3. Каковы симптомы этого явления?

4. Каковы основные этапы его развития?

5. Охарактеризуйте каждый из этих этапов.

6. Что способствует преодолению культурного шока?

7. Может ли культурный шок рассматриваться как положительное явление?

8. Что испытывает человек, вернувшийся в свое привычное окружение?

Культурная идентичность

Под культурной идентичностью понимается символ самосознания, включающий самовосприя­тие личности и ее отождествление с группами других личностей в рамках конкретной лингвокультуры. В результате процесса глобализации и расширяющихся контактов между народами и культурами в постепенно теряется культурная самобытность. Особенно это справедливо в отношении молодежной культуры: молодежь во всем мире носит одинаковую одежду и прически, слушает одни и те же мелодии и ритмы, поклоняется одним и тем же «звездам» эстрады, музыки, спорта, кино. Старшие поколения привержены существующим особенностям и отличиям своей культуры. Обычно человек принимает господствующие в данном обществе вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения. Таким образом, его жизнь приобретает человека упорядоченный и предсказуемый характер, а он сам становится причастным к определенной культуре или субкультуре. Культурная идентичность означает осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, восприятие своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, самоотождествление себя с культурными образцами именно этого общества. Культурная идентичность существенно влияет на процесс межкультурной коммуникации. Те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

  При контактах с другими культурами большинство людей судит о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Для этноцентризма свойственно считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным.

  Хотя этноцентризм часто создает препятствия для межкультурной коммуникации, но одновременно он выполняем полезную для группы функцию поддержания идентичности и сохранения целостности и специфичности группы. Этноцентризм может проявляться в большей или меньшей степени. Последнее зависит от особенностей культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур. На степень его выраженности оказывают влияние, прежде всего, система социальных отношений и состояние межэтнических отношений в данном обществе.

Обычно выделяют два типа этноцентризма: благожелательный и воинствующий. Оба типа характеризуются тем, что иные культуры оцениваются с точки зрения собственной культуры. Однако если при первом типе наблюдается терпимые отношение к инокультурным отличиям, то при втором нор­мы и ценности собственной культуры навязываются представителям иной культуры. Оба типа этноцентризма основаны на оценке вербального и невербального поведения представителей иной культуры и его причин. Часто этноцентризм проявляется имплицитно, скрыто, поскольку носители одной культуры не задумываясь, переносят нормы, регламентации собственной культуры на иную культуру в процессе межкультурного общения.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое культурная идентичность? Какие виды идентичности вам известны?

2. В чем они проявляются?

3. По каким признакам объект или явление характеризуются, как чужие?

4. Какие уровни выделяются в структуре языковой личности?

5. В чем состоит отличие концептуальной картины мира от языковой? Как трактуется языковая картина мира?

6. Каковы основные признаки концепта? В чем состоит трудность его изучения?

7. Назовите базовые концепты русской и американской культуры.

8. Что такое этноцентризм и как он выражается? Какие разновидности этноцентризма вы можете назвать и в чем их различия?

9. Что такое эмпатия?

10. Приведите примеры этноцентричных высказываний. Как вы понимаете культурный релятивизм?

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.