Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2020-05-07 | 345 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется постоянным воздействием на них стресс-факторов повышенной интенсивности. Рано или позже они способствуют возникновению в психике человека таких изменений, которые снижают эффективность его деятельности как в боевой обстановке, так и в последующем в мирных условиях.
Воздействие стресс-факторов в ходе боя не всегда отрицательно сказывается на качестве боевых действий. Военнослужащий встречается с воздействием многих, не всегда заранее предусмотренных стрессогенных факторов. Т.е. в боевых условиях внешней энергии «всегда» больше, чем внутренней, защитной энергии. При этом происходит прорыв психологического барьера и излишняя энергия, согласно З.Фрейду, проникает в психологическую систему человека. Фактически она оказывает влияние на бессознательную сферу человека. Подобных ситуаций может быть множество. Поступающая излишняя энергия переполняет психическую систему человека и вызывает механизмы ее нейтрализации, что не всегда осуществляется благополучно. Кроме того, отреагирование этой энергии может осуществляться на объекты, замещающие первоначальные объекты - стрессоры [8].
Наблюдения показывают, что нередко выход излишней энергии проявляется в форме немотивированной агрессии в отношении случайных людей, в том числе в отношении родных и близких. Она может оказывать влияние и на состояние самого военнослужащего: нарушение сна, снижение настроения, жизненного тонуса, уход в себя, злоупотребление алкоголем, наркотиками и др. Если не оказывать своевременную помощь пострадавшему воину, то могут возникнуть и психические расстройства, устранить которые можно только с помощью психиатрической помощи.
|
Отсюда вытекает одна из задач командира - создать военнослужащему условия для отреагирования излишней энергии из психической системы человека наружу, при этом сделать этот процесс управляемым, контролируемым. Психологический механизм данного процесса состоит в следующем. Военнослужащий при поддержке командира, военного психолога начинает вспоминать то, что происходило с ним на поле боя. Военнослужащий, как правило, припоминает наиболее яркие, эмоционально окрашенные события, что естественно приводит к повторному переживанию страха, напоминающего тот, который он переживал в бою. Переживание возникающих эмоций приводит к отреагированию излишней, несвязанной, внутренней энергии человека. Если описанный процесс повторить достаточное количество раз, то постепенно психическая система воина приближается к равновесию. Данная концепция получила в литературе название катарсической.
Комплекс мероприятий, организуемый командирами в целях восстановления психических и физических ресурсов личного состава называютпсихологической реабилитацией. Однако, исходя из опыта современных боевых действий целесообразнее говорить о психологическом обеспечении восстановительного периода воинской деятельности, которое включает [4]:
При возникновении у военнослужащего отклонений от нормального процесса восстановления с ним проводится психокоррекционная работа, а при появлении стойких психологических трудностей - оказывается психотерапевтическая помощь. Эти две формы психологическойпомощи так же, как и перечисленные выше, могут осуществляться в условиях воинской части психологом во взаимодействии с медицинским персоналом этой же воинской части. При этом субъектом восстановительного процесса остается сам военнослужащий.
|
В отличие от указанных выше форм психологической помощи психологическая реабилитация осуществляется в тех случаях, когда восстановительный процесс по каким-либо причинам блокируется или возможен только при участии специалистов. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленного на восстановление такого состояния психического здоровья военнослужащих, которое позволяет им достаточно эффективно решать служебные и боевые задачи.
Психологическая реабилитация является составной частью медико-психологической реабилитации и проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами. В некоторых случаях медико-психологическая реабилитация дополняется профессиональной реабилитацией и социальной реабилитацией.
Особое значение психологическая реабилитация играет после окончания боевых действий. В связи с этим необходимо учитывать следующие факторы:
Наряду с перечисленными факторами на процесс оказания психологической помощи влияют переживания военнослужащего, связанные с такими событиями его боевого опыта, как:
|
|
При организации психологической помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать также определенные социальные, этнические, религиозные, семейные и другие обстоятельства, оказывающие дополнительное воздействие на психическое состояние военнослужащих в восстановительный период.
Таким образом, рассмотренные формы, методы и средства психологической помощи составляют тот арсенал, который может эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих. При умелом и комплексном их применении становится возможным существенное снижение уровня психотравмирования войск.
3. СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
3.1. Организация и проведение психологической помощи российским военнослужащим в грузино-юго-осетинском конфликте
Психологическая работа была организована и проводилась по направлениям:
1. Проведение психологической работы с личным составом непосредственно в боевых порядках, в составе войсковых маневренных групп и на блокпостах.
Военные психологи определяли тех, кто отличался наименьшей нервно-психической устойчивостью, испытывал обостренные чувства тревоги и неуверенности в себе. С такими воинами проводилась целенаправленная индивидуальная работа, использовались меры психологической коррекции. Если эта работа не давала позитивного результата, военнослужащих переводили в подразделения, которые не привлекались к непосредственному участию в операции.
У личного состава, участвовавшего в выполнении боевых задач, наблюдался эмоциональный подъем, собранность, внутренняя готовность к участию в боевых действиях, понимание и контроль обстановки, возрастание сплоченности первичных воинских коллективов [10].
2. Оказание психологической помощи военнослужащим, получившим ранения и находящихся в военных госпиталях.
В ОВКГ г. Ростов-на-Дону работали по оказанию психологической помощи раненым военнослужащим 10 специалистов ЦПсР СКВО, в ВКГ
г. Буденновск - 2 психолога, в ВКГ г. Краснодар - 2 специалиста психиатрического отделения госпиталя, в ВГ г. Моздок - 2 специалиста ППсР, в ВГ г. Волгоград - 1 специалист психиатрического отделения госпиталя, в ВГ г. Владикавказ - 2 специалиста ЦПсР СКВО. В военных госпиталях была оказана психологическая помощь более чем 220 военнослужащим, находящимся на лечении, и 20 прибывшим близким родственникам [10].
|
При работе с пострадавшими военнослужащими более чем у 40% были выявлены симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Осуществлялась организация и проведение психологических консультаций с родными и близкими военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Только на «горячую линию» в ОВКГ поступило 1074 звонка, основная часть из которых касалась вопросов местонахождения военнослужащих, а также состояния здоровья раненых и травмированных военнослужащих.
В ОВКГ г. Ростов-на-Дону была организована работа круглосуточной «горячей линии» по оказанию информационной и психологической помощи родственникам военнослужащих двумя специалистами ЦПсР, в г. Владикавказ - пятью специалистами ЦПсР, в г. Моздок - одним специалистом ППсР. Оказана психологическая помощь более 50 прибывшим близким родственникам военнослужащих непосредственно в госпиталях.
3. Оказание психологической помощи семьям погибших и раненных военнослужащих. С этой целью было организовано дежурство трех специалистов ЦПсР в центре приема, опознания и отправки погибших военнослужащих (г. Ростов-на-Дону), в ходе которого оказана психологическая помощь родственникам, прибывшим на опознание [10].
Офицеры воспитательных структур совместно с командирами сумели нейтрализовать негативное информационно-психологическое воздействие противника, сделать средства информации своими союзниками. Умело организованное взаимодействие с представителями всех средств массовой информации, аккредитованных в зоне конфликта, помогло сформировать через них положительный образ Российской армии в зоне конфликта.
В целом офицеры воспитательных структур оказались готовыми к тому, чтобы противостоять нападкам и клевете, прежде всего проамериканских средств массовой информации. Все эти нападки на Россию, ее руководство, армию, как свидетельствуют опросы воинов, болезненно воспринимались солдатами и офицерами [10].
При организации психологической помощи и психологического сопровождения военнослужащих Военно-воздушных сил основные усилия были сосредоточены на формировании у летных экипажей постоянной готовности к нанесению ракетных и бомбовых ударов по противнику, стремлению преодолеть все трудности полета к цели и с максимальной эффективностью поразить ее, на совершенствовании навыков ведения боевых действий днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях с применением различных средств поражения в условиях активного противодействия средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы противника.
Через органы воспитательной работы объединений, соединений и частей доведено обращение Главного командования ВВС к личному составу с призывом образцово выполнить воинский долг по защите граждан России и мирных жителей в Южной Осетии.
При проведении мероприятий информационно-пропагандистской работы особое внимание уделялось соблюдению требований оперативной маскировки и недопущению преждевременного раскрытия характера предстоящих действий, целей и задач операции. В этих целях общение военнослужащих и членов их семей с представителями СМИ было максимально ограничено.
Таким образом, организация психологической помощи и психологического сопровождения непосредственно в подразделениях, на огневых позициях показала значительное моральное превосходство российских военнослужащих над грузинскими войсками, действенность созданной системы воспитания личного состава Вооруженных Сил. Результатом деятельности командиров, офицеров органов воспитательной работы явился высокий уровень морально-психологического состояния и боевого духа войск, способствовавший полному выполнению поставленных боевых задач по принуждению Грузии к миру.
3.2. Рекомендации заместителям командиров рот по воспитательной работе по оказанию психологической помощи и поддержки военнослужащих
С момента получения задачи на подготовку части к передислокации в район боевых действий проблема профилактики боевых психических травм и оказание психологической помощи и поддержки становится приоритетной в деятельности заместителя командира по воспитательной работе.
Прежде всего, необходимо использовать все возможности для получения как можно более полной информации о планируемом районе боевых действий, уточнить специфику предстоящих боевых задач, проанализировать психологическую характеристику имеющегося личного состава.
Необходимо совместно с психологом части спланировать систему психологической подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям, подготовить схему включения её элементов в процесс боевого слаживания подразделений.
В ходе разъяснительной работы с командным составом целесообразно рассмотреть сущность, особенности, симптоматику боевых психических травм и меры первичной психологической помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном и достоверном использовании в ходе боевой подготовки элементов моделирования факторов боя.
Особое внимание необходимо уделять налаживанию системы боевого информирования. Это важно в силу того, что неопределенность, неизвестность изматывают психику военнослужащего больше, чем любая жесткая конкретность, порождая при этом негативные эмоции и уменьшая адаптационные резервы. Важно сосредоточиться на актуализации боевых мотивов, разъяснении целей и необходимости предстоящих боевых действий.
Выделяются следующие направления психологической работы по обеспечению необходимой морально-психологической устойчивости подразделений и частей, как основы для воспитания личного состава:
Заместителю командира по воспитательной работе целесообразно руководствоваться принципом, что в период подготовки и ожидания боевых действий личный состав должен быть постоянно деятельным (чистка оружия, обслуживание техники, дополнительными тренировками). При отсутствии полезной деятельности возникают томительные раздумья, возникают различные слухи, зарождается страх перед неизвестностью, наступает общий упадок боевого духа.
По прибытии в район боевых действий заместителю командира по воспитательной работе необходимо позаботиться об оборудовании в ближайшем тылу пункта оказания первой психологической помощи. Это может быть пустующее здание, палатка, блиндаж и т.д. На пункте должны быть созданы комфортные условия: тепло, вода в достаточном количестве, спальные места, запас продуктов. Нецелесообразно размещать его рядом с пунктом сбора раненых, так как их вид и стоны могут усилить психотравму. Также необходимо лично убедиться в знании санинструкторами симптомов боевых психических травм, места расположения пункта, позаботиться о снабжении их седативными (успокоительными) препаратами. Организация работы пункта первой психологической помощи возлагается на психолога части, состав медперсонала согласовывается с врачом части.
В ходе боевых действий. Прежде всего, очень важно понять самому и разъяснить остальным, что военнослужащий, пострадавший от боевой психической травмы приравнивается к получившим тяжелую физическую травму. Поэтому данную категорию относят к психологическим потерям.
Военнослужащего получившего боевую психическую травму в первую очередь необходимо эвакуировать с поля боя и доставить в пункт оказания первой психологической помощи. При невозможности эвакуации (бой в окружении) поместить в укрытие, дать успокоительное и содержать под присмотром, изолировав от оружия, до появления возможности эвакуации.
Поражение боевой психической травмой необходимо отличать от проявления растерянности или трусости - никакие призывы, уговоры, пощечины, угрозы (вплоть до расстрела) не выводят военнослужащего из состояния дезориентации и могут лишь усугубить последствия боевых психических травм. Поэтому скорейшая изоляция его от воздействий экстремальной обстановки является первым условием.
После доставки пострадавшего в пункт оказания первой психологической помощи ему необходимо обмыть водой хотя бы лицо и руки (в идеальном варианте погрузить в теплую ванну), согреть кисти рук и ступни ног, растерев их шерстяной тканью или используя горячую воду. Затем пострадавшему нужно дать успокоительные средства (седуксен, элениум, фенозепам и т.д.) и уложить спать. При отсутствии необходимых медикаментов в качестве успокоительного средства может быть использован шприц-тюбик промедола из индивидуальной аптечки, либо алкоголь (50-100 мл). После того как пострадавший проснется его необходимо накормить и вновь уложить спать. В дальнейшем степень тяжести психотравмы и меры по восстановлению здоровья военнослужащего должен определить специалист. Однако, как показывает опыт, при проведении восстановительного периода в ближайшем тылу (без отправки пострадавшего в госпиталь) незначительное количество военнослужащих симулируют продолжение болезни (по опыту западных армий при таком подходе 8 из 10 пострадавших возвращались в строй в течении 2-3 дней). Вся работа должна сопровождаться умелой психотерапевтической беседой психолога после того, как острая реакция на боевую психическую травму будет снята и пострадавший вновь станет способен к рассудочным действиям. Осознание того, что сослуживцы военнослужащего буквально рядом сражаются с врагом, а он в целом физически здоровый находится в тылу, является для большинства военнослужащих мощным мотивом для возвращения в строй.
Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу позволяет выделить основные способы и средства их психологической поддержки. Непосредственно в ходе боевых действий применяются коммуникативные и организационно-деятельностные способы [8].
К коммуникативным способам относятся:
а) вербальные:
б) визуальные: контакт глазами; одобряющие жесты и пантомимика;
в) тактильные: прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.
г) эмоциональные - нахождение рядом с нуждающимся в поддержке в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка;
д) личный пример активных и решительных действий;
е) поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и др.
ж) побуждение военнослужащего выполнить один из экспресс-приёмов психической саморегуляции, основанных на изменении типа дыхания и тонуса скелетной мускулатуры.
Организационно-деятельностные способы:
а) прекращение или ослабление интенсивности действия психотравмирующих факторов боевой обстановки - вывод военнослужащего в безопасное место, ликвидация или блокирование источников травматизации;
б) предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации;
в) твердое управление действиями подчиненных, отвлечение их от психотравмирующих факторов, постановка четких задач на продолжение боевых действий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!». Или: «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!» и др.
г) перестановка военнослужащих, усиливающая эффект положительного психологического влияния на нуждающихся.
В крайних случаях при невозможности воинов продолжать боевые действия из-за безостановочного тремора выдать минимальную дозу седативных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Состояние психического здоровья военнослужащих в современных Вооружённых Силах непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климато-географические условия, различные нарушения эргономических и санитарных норм, сопровождающие тот или иной вид военно-профессиональной деятельности (ограниченное пространство, шум, вибрация, значительные перепады температуры, электромагнитное излучение, аварийные ситуации и т.п.) - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.
Еще более весомые предпосылки формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне. При ведении боевых действий у 75% военнослужащих могут развиваться кратковременные психологические стрессовые реакции, сопровождаемые частичной или полной утратой боеспособности.
Исходя из вышеизложенного, в целях дальнейшего совершенствования эффективности и своевременности оказания психологической помощи военнослужащим, перенёсшим боевые психические травмы, и их психологической реабилитации (а при необходимости и реадаптации) в боевой обстановке будет целесообразно учитывать следующие рекомендации:
Таким образом, психологическая помощь военнослужащим наряду с психопрофилактическими мероприятиями должны активно и регулярно проводиться офицерами воспитательных структур в целях снижения психологических потерь среди личного состава, как в мирное, так и военное время. Используя предложения и рекомендации заместителям командиров частей и подразделений по воспитательной работе по предупреждению, выявлению боевых психических травм и оказанию первой психологической помощи пострадавшим, изложенные в данном исследовании, можно в значительной степени снизить уровень боевых и небоевых психогенных потерь.
На сегодняшний день проблема боевых стрессовых расстройств военнослужащих является актуальной и социально значимой, требует дальнейшей разработки и апробирования новых средств, методов укрепления, поддержания и восстановления психического здоровья военнослужащих. Командиры всех степеней должны помнить, что человек может перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им личностно-значимый смысл, если он ощущает свою необходимость и защищенность, находит понимание, уважение, понимание и моральную поддержку со стороны окружающих.
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!