Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте

2020-05-07 163
Глава II Экспериментальное изучение отношения к дружбе в гендерном аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы и методики исследования

Для определения отношения к дружбе подростков были составлены и заданы следующие вопросы:

1. Что такое для тебя «дружба»?

2. Сколько у тебя товарищей?

3. Сколько у тебя близких друзей, с которыми ты можешь поговорить обо всем, и о которых ты многое знаешь?

4. Что ты ценишь в своем друге (друзьях)?

5. Что бы ты никогда не простил своему другу?

С помощью ответов на данные вопросы я смогу наглядно увидеть гендерные различия мальчиков и девочек.

Характеристика выборки испытуемых

Отвечали на эти вопросы мои сверстники, подростки, учащиеся 9-ых классов нашей школы, на листках с вопросами они подписали только совой пол.

2.3. Результаты исследования

При анализировании ответов было получено следующее: к 1 вопросу мальчики и девочки отнеслись по-разному. Практически каждая девочка для описания дружбы употребила слова с частичкой «взаимо-»: взаимоподдержка, взаимовыручка, взаимопонимание. Взаимность – это ответное чувство любви, симпатии. Для дружбы очень важной является самоотдача, когда человек отдает не меньше, чем берет взамен. Вот тогда появляются все эти «взаимо-» и дружба начинает свое существование. Без взаимности дружбу не построить. Можно построить только видимость дружбы, но при малейшем недопонимании она рухнет.

Мальчики отнеслись к этому опросу с меньшей ответственностью: кто-то ставил прочерк, но были и те, кто также написал эти «взаимо-».

Каково было мое удивление, когда на последний вопрос и у девчонок, и у мальчишек были одинаковые ответы! 90 процентов опрашиваемых не простили бы другу предательства! Остальные 10 написали, что смогли бы простить другу все. Знаете, перед тем, как прочесть ответы других ребят, я мысленно сама ответила на эти же самые вопросы, и последний мой ответ не отличался от ответов большей части девятиклассников. Вот тогда я задумалась, а что вообще значит предательство для подростков. Лично я, когда отвечала на этот вопрос, подразумевала под предательством неумение хранить секреты. То есть, если бы я доверила свою сокровенную тайну кому-то близкому мне, и он бы рассказал об этом другим людям, то вряд ли я бы смогла доверить ему что-либо еще. Конечно, может обида бы в скором времени прошла, но доверие вернуть было бы очень сложно.

Я спросила: «А что же для вас предательство»? у моей подруги и у друга. Над ответом подруги я долго не думала, просто согласилась и все. Она сказала: «Предательство для меня, когда за моей спиной говорят обо мне что-то плохое, а в лицо мило улыбаются». А вот над ответом мальчика этого же возраста пришлось задуматься. Он сказал: «Если мой друг меня подставит или сдаст». Я не очень поняла, что он имел ввиду, он попытался объяснить.

 

Выводы

Мной был сделан такой вывод: девочки не прощают слов, а мальчики действий. А ведь мальчики-то правы. Что эти слова? Поступки более точно характеризуют человека, чем какие-то слова.

 

Заключение

 

Подытожив все вышеперечисленное, можно сказать, что дружба подростка со сверстниками занимает чуть ли не главное место в его жизни. Иногда даже она мешает ему учиться, отодвигая учебу на второй план, отдаляет от дома. Общение с родителями выглядит не таким уж привлекательным. Он хочет равенства, прав, которые получает при общении со сверстниками. Подросток весьма чуток к своему положению в отношениях с ними.

Найти настоящего друга и быть для него тоже единственным другом – мечта каждого подростка, мальчика и девочки. Общность во взглядах – основа внутренней близости друзей.

Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествует некоторый опыт отношений кратковременных, неудачных, не удовлетворяющих подростка вовсе или устраивающих лишь отчасти. На основе такого опыта складывается и оттачивается личный идеал друга и дружбы. Возникают отношения легче, чем укрепляются и углубляются. Для этого мало лишь симпатии и совпадения интересов; совершенно необходимо, чтобы каждый признавал и соблюдал нормы товарищеских отношений, считался с требованиями, которые предъявляет дружба. Именно это бывает трудно, особенно вначале: к товарищу подросток уже предъявляет высокие и определенные требования, а к себе – еще не всегда и не во всем; недостатки товарища он видит, а свои – нет. Из-за этого возникают обиды, столкновения, временные разлады.

Подростки очень дорожат дружбой, но вместе с тем они очень требовательны и обидчивы. Превращение близкого товарища в друга – дело глубоко личное. Здесь и осознание собственной удовлетворенности от общения со сверстником, и превращение этого общения в необходимость, потребность, и чувства, что друга сейчас не может заменить никто другой. Именно поэтому дружба подростков очень эмоциональна, полна множеством переживаний.

В дружбе играют большую роль гендерные отличия. Мальчики дружат на почве совместных интересов, например, занятий спортом. А для девочек имеет большее значение эмоциональная сфера, т.е.  в представлениях мальчиков в большей значимости предметная сторона взаимодействия с другом, тогда как девочкам важнее отношениям между друзьями. Выраженность гендерных различий возрастает при переходе от младшего к подростковому возрасту.

Общение с другим человеком предполагает познание его и самого себя. А для этого нужны подходящие средства: умение понимать товарища, сравнивать и оценивать свои поступки и поступки другого человека, видеть их мотивы и причины, разбираться в их нравственном содержании,

 

предугадывать их возможные последствия. Все это имеет огромное, – быть может, решающее – значение для морального развития взрослеющего человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок и самооценок.

Достоинства товарища часто заставляют подростка впервые серьезно задуматься о себе, увидеть и осознать отсутствие этих достоинств у себя. Подростку не хочется быть хуже товарища; ему хочется быть даже лучше. Отсюда стремление воспитать в себе желаемые качества.

 

Литература и источники

 

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988.

 

2. Веллер М.И. Любовь зла. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

 

3. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.

 

4. Мир детства: Подросток/Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с., ил.

 

5. http://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=15

 

6. http://www.avakids.ru/blog/family/news/962-enciklopediya-dlya-devochek.html

 

7.http://www.kalitva.ru/133010-u-malchikov-proyavleniya-podrostkovogo-vozrasta.html

 

8. Психология человека от рождения до смерти под общей редакцией А.А. Реана- Москва ОЛМА ПРЕСС, 2002

 

9. http://5psy.ru/osnovnie-ponyatiya/podrostkoviie-vozrast.html


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.