Каждый из компонентов или видов отличается своим способом усвоения. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Каждый из компонентов или видов отличается своим способом усвоения.

2020-05-07 114
Каждый из компонентов или видов отличается своим способом усвоения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый из компонентов или видов отличается своим способом усвоения.

Изначально при всяком принципиально новом содержании учитель обеспечивает информацию, а учащиеся воспринимают ее, осознают, т. е. включают в систему своих представлений. Чтобы освоить новый способ деятельности, вербальной или наглядной, ученик должен уже воспроизвести действие, и неоднократно, подчас тренироваться, словом, репродуцировать это действие.

 

Совсем по-иному усваивается опыт творческой деятельности. Не опасаясь преувеличений, скажу, что единственный способ обретения такого опыта — решение познавательных проблемных и практических задач.

 

Формы их могут быть разными: привычная вербальная задача, задача на основе наглядности, планирование эксперимента, творческое прочтение сложного текста и др. Но во всех случаях используются названные творческие процедуры.

Вот, например, учитель повез своих восьмиклассников в Подмосковье к остаткам былой крепости XIII—XIV вв. Это высокий холм, увенчанный крепостным валом и с единственной дорогой слева, ведущей вверх, к воротам. В ходе экскурсии учитель предложил подумать, почему проложена только одна дорога, с левой стороны холма, ведущего к крепостному поселению. Наличие одной дороги ученики быстро объяснили военными соображениями, но почему слева, решить оказалось сложнее. Наконец двое ребят почти в один голос воскликнули: это на случай нападения врагов. Ведь в те века воины пользовались щитами, которые носили в левой руке. Значит, правая сторона врагов, обращенная к защитникам крепости, будет открыта для стрел, камней, кипятка и т. д. Ученикам, чтобы ре­шить творческую задачу, пришлось соотнести дорогу слева с другими элементами, то есть перенести знания о нормах воинского снаряжения и способах сражений в конкретную ситуацию. (Если бы еще и не учитель, а сами ученики задались вопросом, почему дорога только с левой стороны холма, то мы бы имели дело с проявлением самостоятельного видения проблемы, черты, трудно поддающейся воспитанию).

 

Конструируя подобные задачи, учитель или автор учебника, зная ход их решения и уровень развития учащихся, могут включать в задачи те или иные творческие процедуры и таким образом руководить усвоением опыта творческой деятельности. Многолетний эксперимент убедил меня: творчеству можно учить.

Для усвоения же опыта эмоционально ― ценностного отношения, т.е. для формирования потребностей, чувств, системы ценностей необходимо создавать условия, чтобы учащиеся переживали как процесс учения, так и содержание изучаемого. В противном случае, не может быть речи о потребности в учении, формировании мотивов учения, о становлении системы ценностей.

Дидактика диктует общие цели и нормы организации всего процесса обучения, и каждой из его частей.

 

И самый важный вывод, который следует и особенно актуален в наше время — о единстве обучения и воспитания.

 

В чем же новизна этого вывода, спросите вы. Ведь всегда говорили об этом единстве. Верно, говорили, но понимали по-разному. Их разделяли, считая двумя особыми процессами и понятиями. Не случайно от учителей, особенно молодых специалистов, требовали и требуют, чтобы они указывали в планах урока воспитательные моменты. Поэтому учителя, нередко напрягаясь, выдумывали особые задачи, которые никак на эффективность урока не влияли. Почему?

Да потому, что не учитывался характер обучения, представляющий взаимодействие учителя и ученика, а значит, не принимался во внимание ученик со своими потребностями, интересами, особенностями. А между тем эти особенности проявляются в любую минуту урока.

 

Каждое мгновение урока должно вызывать у ученика интерес, сосредоточенность, чувство ответственности и долга.

Поэтому так и важно соотносить с его потребностями свои педагогические действия, вызывая необходимое отношение к ученик).

 

Дидактика полезна в том случае, если учитель сам перелагает ее язык общепедагогических норм на язык практической методики, делая выводы для каждого урока, каждой темы, всего курса, творчески их перерабатывая.

 

Дидактика дает общее направление деятельности. Конкретная реализация этого направления ложится на плечи учителя, который без знания и соблюдения норм дидактики остается слепым и глухим к зову современности.

 

 

 

 

Каждый из компонентов или видов отличается своим способом усвоения.

Изначально при всяком принципиально новом содержании учитель обеспечивает информацию, а учащиеся воспринимают ее, осознают, т. е. включают в систему своих представлений. Чтобы освоить новый способ деятельности, вербальной или наглядной, ученик должен уже воспроизвести действие, и неоднократно, подчас тренироваться, словом, репродуцировать это действие.

 

Совсем по-иному усваивается опыт творческой деятельности. Не опасаясь преувеличений, скажу, что единственный способ обретения такого опыта — решение познавательных проблемных и практических задач.

 

Формы их могут быть разными: привычная вербальная задача, задача на основе наглядности, планирование эксперимента, творческое прочтение сложного текста и др. Но во всех случаях используются названные творческие процедуры.

Вот, например, учитель повез своих восьмиклассников в Подмосковье к остаткам былой крепости XIII—XIV вв. Это высокий холм, увенчанный крепостным валом и с единственной дорогой слева, ведущей вверх, к воротам. В ходе экскурсии учитель предложил подумать, почему проложена только одна дорога, с левой стороны холма, ведущего к крепостному поселению. Наличие одной дороги ученики быстро объяснили военными соображениями, но почему слева, решить оказалось сложнее. Наконец двое ребят почти в один голос воскликнули: это на случай нападения врагов. Ведь в те века воины пользовались щитами, которые носили в левой руке. Значит, правая сторона врагов, обращенная к защитникам крепости, будет открыта для стрел, камней, кипятка и т. д. Ученикам, чтобы ре­шить творческую задачу, пришлось соотнести дорогу слева с другими элементами, то есть перенести знания о нормах воинского снаряжения и способах сражений в конкретную ситуацию. (Если бы еще и не учитель, а сами ученики задались вопросом, почему дорога только с левой стороны холма, то мы бы имели дело с проявлением самостоятельного видения проблемы, черты, трудно поддающейся воспитанию).

 

Конструируя подобные задачи, учитель или автор учебника, зная ход их решения и уровень развития учащихся, могут включать в задачи те или иные творческие процедуры и таким образом руководить усвоением опыта творческой деятельности. Многолетний эксперимент убедил меня: творчеству можно учить.

Для усвоения же опыта эмоционально ― ценностного отношения, т.е. для формирования потребностей, чувств, системы ценностей необходимо создавать условия, чтобы учащиеся переживали как процесс учения, так и содержание изучаемого. В противном случае, не может быть речи о потребности в учении, формировании мотивов учения, о становлении системы ценностей.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.