Проективные методы психодиагностики. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Проективные методы психодиагностики.

2020-05-07 187
Проективные методы психодиагностики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Проективные тесты:

· Тест Роршака;

· Тест Люшера;

· Апперцептивные тесты;

· Тест Розенцвейга;

· Теста «Рука» Э. Вагнера;

· Детский тест тревожности;

· Тест Р. Жиля.

2. Графические (рисуночные) методики:

· Рисунок человека К. Маховер;

· Рисунок семьи;

· «Дом-дерево-человек»;

· Несуществующие животные.

3. Методики диагностики самосознания и самооценки:

· Методика «Лесенка» В. Щур;

· Методика «Дембо-Рубинштейн»;

· Методика исследования самосознания (МИС) Пантелеева-Столина;

4. Методики диагностики психических состояний:

· Опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

· Опросник школьной тревожности Филлипса;

· Опросник ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

· Опросник агрессивности Басса-Дарки.

Проективные методы психодиагностики.

1. Общие особенности проективных методов диагностики.

Особенности:

1) В проективной диагностике клиенту предлагается неструктурированный или малоструктурированный стимульный материал: картинки с определенным и неопределенным содержанием, которые можно по-разному понять и истолковать, изображения или пятна неопределенной формы, цвета, лист бумаги, на котором можно что-то нарисовать, неоконченные предложения, которые нужно как-то закончить.

2) Проективные методы направлены не на диагностику отдельных свойств личности, а на личность в целом. Считается, что разглядывая картинку, заканчивая предложение, рисуя что-либо, человек проецирует собственные переживания, чувства, мысли, потребности, интересы.

3) Проективные методы имеют свои достоинства: 1. Они могут дать целостное, неразрозненной представление о личности; 2. Они полностью или частично снимают психологическую защиту, так как диагностика происходит не на прямую, а косвенно, неявно и человек часто не знает, на что направлена диагностика; 3. При выполнении данных тестов человек актуализирует не только сознательные процессы, но и бессознательные и показывает то, что нельзя выразить словами; 4. Проективные методики обычно не занимают много времени на проведение и интересны для клиента формой проведения; 5. Проективные методики не предполагают правильных и не правильных ответов.

4) Проективные методы имеют свои недостатки: 1. Огромное разнообразие ответов затрудняет обработку и интерпретацию результатов. Анализ результата сильно зависит от теоретической подготовки специалиста, от его опыта, профессионализма и интуиции; 2. Более точны результаты получаются при использовании не одной методики, а несколько взаимодополняемых методик; 3. Полученные по проективным методикам данные интерпретируются неоднозначно, а предположительно в виде диагностической гипотезы.

Тест Роршаха.

Определение общей направленности личности, стиля взаимодействия с окружающими, эмоционального отношения к миру, реалистичности восприятия действительности. Стимульный материал: 10 изображений с черно-белыми и цветными пятнами-рисунками неопределенной формы.

Тест Роршаха обычно применяется в патопсихологической диагностике, так как с его помощью можно диагностировать психическое состояние, образ и восприятие мира у людей с психическими заболеваниями

Интерпретация полученных данных.

Записываются все ответы испытуемого, каждый ответ оценивается по пяти категориям: 1. Локализация (расположение фигуры); 2. Детерминанты (форма и цвет фигуры); 3. Адекватность формы (соответствие формы реальным объектам); 4. Содержание ответа (люди, животные, предметы, ситуации); 5. Оригинальность (нестандартность мышления, фантазия, воображение).

Совместный тест Роршаха-Бланшара

Данный тест используется для диагностики взаимоотношений в паре: супружеской или детско-родительской, в семейном консультировании. Участникам предлагают рассмотреть 10 картинок, придумать и записать для каждого рисунка одно название.

Интерпретация ответов основана на том, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие способы взаимодействия выберут и какие чувства при этом испытывают.

Схема анализа:

1. Активность партнеров: кто первым берет картинку, кто ее держит в руках, есть ли перетягивание картинки (говорит о доминантности, авторитарности);

2. Количество предложений по названию, кто их инициатор;

3. «Проникаемость» - это стремление передать свое видение картинки, подстройка друг к другу;

4. Решение: кто и как часто принимает окончательное решение об ответе;

5. Аффективный стиль отношений: поддержка, игнорирование, настаивание на своем, отклонение ответа, амбивалентные оценки и словесные эмоциональные реакции;

6. Кооперация: количество и качество совместных решений является показателем сплоченности пары и их способности прийти к совместному решению в обычной жизни.

Цветовой тест Макса Люшера

Назначение теста: предназначен для исследования эмоциональных состояний, ведущих тенденций и потребностей личности. Испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения от самого приятного до самого неприятного.

Характеристика цветов

Цвет Состояние (потребность) Какие дети предпочитают данный цвет
Синий Спокойствие, удовлетворенность, чувствительность Чувствительные, впечатлительные, спокойные, уравновешенные, они обычно имеют потребность в глубоком личностном, не поверхностном общении.
Зелёный Уверенность, настойчивость, целеустремленность, воля, тщеславие. Дети с высоким уровнем притязаний, испытывают потребность к похвале и одобрении, нередко хотят быть лучше других и стремятся к достижениям, высоким оценкам, озабочены собственным положением в коллективе, проявляют чувствительность во взаимоотношениях с педагогами.
Красный Активность, энергию, силу воли, наступательные тенденции, яркая эмоциональность. Дети активные, энергичные, они обычно деятельны и оптимистичны, жизнерадостны, но часто не сдержанны.
Желтый Раскованность, расслабленность, активность, изменчивость, готовность к контактам, надежда на будущее. Дети мечтательные, полные надежд на лучшее, с хорошим настроением и хорошим самочувствием. Предпочитают выжидательную позицию активным действиям.
Фиолетовый Неустойчивость, эмоциональная незрелость, не реалистичность желаний, внушаемость, интуиция. У детей доминируют инфантильные установки. такой ребенок может вести себя как более младший по возрасту. Недостаточно развито чувство ответственности и они хорошо чувствуют настроение близких людей.
Коричневый Символизирует чувственную основу ощущений, физический дискомфорт, болезненное состояние, бегство от проблем. Тревожные дети, испытывающие эмоциональный и физический дискомфорт, плохое настроение.
Черный Неприятие, протест, негативизм, отказ, отрицание (иногда критичность). Дети, которые выбирают этот цвет, выражают негативное отношение к окружающему миру или самому себе; резкое неприятие чего-либо или протест против чего-либо
Серый Замкнутость, скрытность, осторожность, сдерживание, скука, освобождение от обязательств, равнодушие, утомление и стресс. Инертные, пассивные, безразличные дети, для которых характерно равнодушие к д/с, школе, пассивное неприятие этой ситуации.

Тест Жиля (6-12 лет)

(визуально-вербальный)

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисмейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а так же его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной. Состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а так же текстовые задания. Направленность: выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Возрастной диапазон:6-12 лет.

Тест Розенцвейга

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрации другого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно). Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

·:А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые).

·:Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

Типы реакций:

- Экстрапунитивные. Это такие реакции, когда в создавшейся ситуации обвиняются другие люди или находятся какие-то внешние причины.

- Интрапунитивные. Когда в создавшейся ситуации человек склонен видеть собственную вину или причиной являются какие-то внутренние обстоятельства.

- Импунитивные. Когда обвинение себя или окружающих отсутствует, ситуация рассматривается как что-то незначительное или неизбежное, но преодолимое со временем.

По типу реакций:

- реакции препятственно-доминантные. Реакции, в которых акцент делается на препятствие, на то, что мешает.

- самозащитные реакции. Человек уклоняется от упрека и оправдывает себя.

- реакции потребностно-настойчивые. Когда проявляется стремление найти конструктивное решение в создавшейся ситуации.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.