Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи

2020-05-07 229
Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Нарушения речи обучающихся с недоразвитием интеллекта являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы.

Различные недостатки речи среди детей с недоразвитием интеллекта встречаются значительно чаще, чем среди детей развивающихся в соответствии с нормой.

Это обусловлено комплексом причин:

  • Органические - локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике).
  • Функциональные причины связаны с нарушениями в ЦНС процессов возбуждения и торможения.
  • Психогенные причины - воздействие эмоционального потрясения (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника).
  • Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, глухие родители – ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

Последние годы 100% детей, поступающих в 1 класс коррекционных школ, имеют выраженные дефекты устной и (или) письменной речи и, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи. При этом нарушения речи у школьников с недоразвитием интеллекта носят системный характер т. е. затрагивают звукопроизношение, звукоразличение, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь, нарушения смысловой стороны речевой деятельности, кода дети не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы.

У наших ребят наблюдается снижение потребности в речевом общении.

Дети с недоразвитием интеллекта долго не различают звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Другими словами, когда Вы обращаетесь к своему ребенку с просьбой или просто что-то ему рассказываете, объясняете, он может совершенно Вас не понимать, понимать сказанное Вами лишь частично или понимать смысл Ваших высказываний искаженно.

Речь у большинства наших детей развивается с большим отставанием, очень медленно. Многие из них начинают произносить отдельные искаженные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двусложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно – двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, дети не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. На постановку одного звука может уходить от нескольких месяцев до нескольких лет, в особо тяжелых случаях, а автоматизация звука растягивается на 1,5-3 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, голос тихий, слабый или крикливый, резкий. Бывают случаи полного отсутствия голоса.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства обучающихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (нормализуется темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи никогда не достигают нормы.

В нашей школе логопедические занятия посещают обучающиеся с 1 по 7 классы. С ними проводятся групповые, подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи).

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка и др.)

4. Развитие высших психических функций (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память, мышление).

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…).

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…).

10. Развитие грамматического строя речи.

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение нарушений чтения и письма.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности школы. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повышает результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и учителей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у ребенка отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна проводиться не только в школе, но и в семье.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема:родителям необходимо получить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Мы должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

В нашей школе сложилась определенная система работы логопеда с родителями, которая включает в себя:

  • выступления учителя-логопеда на общешкольных родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций логопеда;
  • проведение открытых занятий и логопедических утренников;
  • проведение практикумов и тренингов, направленных на обучение родителей приемам коррекции речи детей;
  • проведение «Школы для родителей, имеющих детей-инвалидов»;
  • информационные стенды;
  • выпуск памяток и методичек для родителей по развитию и коррекции речи детей;
  • выпуск коррекционно-логопедического журнала «Болтунишки».

Стало уже традицией, что на общешкольном родительском собрании в середине учебного года я выступаю с сообщением на какую-либо тему, волнующую родителей.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации. Я провожу как групповые, так и индивидуальны консультации. Групповые консультации - это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Темы консультаций бывают разными:

  • развитие у детей фонематического слуха;
  • выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
  • обучение детей с СНР рассказыванию;
  • формирование навыков звукобуквенного анализа;
  • коррекция мелкой моторики.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей в определенный день. На этих консультациях мы с ребенком демонстрируем успехи в преодолении дефекта, я объясняю, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда групповые и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка. Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Родители получают также советы по необходимости пройти консультацию и лечение у врача психиатра, психоневролога или невропатолога, информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

В холле размещаем полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. В качестве справочного материала вывешиваю конкретные советы и рекомендации по развитию речи, которые заменяются каждые две недели.

Я приглашаю родителей на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.

Чем обусловлена необходимость взаимосвязи логопеда и родителей? Прежде всего, несформированностью контроля, слабостью волевых процессов. Часто я сталкиваюсь с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь самостоятельно не может. Возможен и рецидивирующий тип течения нарушения речи, когда в после длительных пропусков занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи в начале каждого нового учебного года начинается практически с самого начала.

Мне хотелось бы разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все речевые умения и навыки, полученные детьми во время занятий с логопедом, смогут закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, посещение театра, уход за растениями и животными, помощь взрослым дома и на даче.

Такая организация логопедической работы позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речи детей, но и обеспечивает успешное овладение ими учебной деятельностью.

 

                                                

                                                                                                          Приложение 2

Задание по теме «Интерактивные формы взаимодействия с родителями»

1. Познакомиться с теоретическим материалом по теме.

2. Разработать тематику акций для родителей (с учетом возраста детей).

Возрастная группа Тема акции Содержание акции

1.

2 младшая группа

«Новогодние чудеса» Новый год в детском саду – событие особенное. Малыши еще верят в существование Деда Мороза и сказочных персонажей. Украсить помещение группы к Новому году – дело хлопотное и приятное одновременно. Малыши вместе с родителями увлеченно и радостно у Цель: создание предновогоднего настроения в процессе украшения группы детьми вместе с родителями; обеспечение эффективного взаимодействия членов семьи. Задачи: - создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года; -продолжать развивать творческое воображение детей, мышление, память, коммуникативные навыки; -повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ. украшают группу к Новому году.  
    «Покорми птиц!» Зима – трудное время года для пернатых. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки. организовать акцию «Покорми птиц», в предварительный этап родителям сделать кормушки, а потом ребята вместе с родителями научатся кормить птичек – быть милосердными. Цели: помочь зимующим птицам пережить холодный период, формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: - расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по их внешнему виду, повадкам; - закрепить понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года; - воспитывать в детях заботу, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.  
«Светоотражающие элементы» Акция «Светоотражающие элементы» В зимнее время года, когда утренние и вечерние часы сумеречны, путь юных пешеходов от дома до школы или детского сада и обратно может проходить вне светового дня. Однако, ребенок всегда должен быть заметен на дороге, поэтому родителям следует позаботиться о дополнительных мерах безопасности своего ребенка. Не последнюю роль в этом играет одежда, а точнее ее цвет и светоотражающие элементы. Цели: привлечь внимание родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения светоотражающих элементов. Задачи: - продолжать учить соблюдать правила безопасного поведения на улице и при переходе через проезжую часть; - развивать внимательность, наблюдательность, память; - воспитывать культуру поведения на улице; - пропаганда безопасного поведения участников дорожного движения предотвращения ДТП с участием детей.  
«Водичка, водичка, умой мое личико!» Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «руки мой перед едой». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом пищи, но и после улицы, после посещения туалета. Но так ли это просто — правильно вымыть руки? Особенно, если тебе всего два года! Совместная акция для детей и родителей. Ведь кто лучше знает, как объяснить своему малышу правила гиги Цель: формировать начальные формы здорового образа жизни у детей раннего возраста. Задачи: - обеспечить благоприятную обстановку и условия для формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; - учить детей с небольшой помощью взрослого мыть руки, ухаживать за своим внешним видом; - воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. ены? Конечно, мама!  

2.

Средняя группа

   
   
   
   
   

3.

Старшая группа

«Эх, наше лето прошло»   - Опрос детей «Чем запомнилось лето» - Тематические занятия - Коллективная аппликация «Наше лето» - Составление рассказов с детьми - Фотовыставка «Лето – прекрасная пора!» Родители и дети приносили летнюю фотографию ребёнка и придумывали стихотворение по этой фотографии.  
«Ребёнок у экрана» - Папка-передвижка «Ребёнок у экрана» - информация для родителей «Компьютер – это хорошо или плохо» - индивидуальные консультации -выставка «Моя любимая сказка» - аппликация «Моя книга»
«Снежные создания» 1 этап - "Снежные постройки". Построение горки и снежных и фигур 2 этап - фотоотчёт "Зимние забавы". в ходе акции организовать в группе команду "медведи".Придумать девиз: "На пролом словно медведи, мы идем к своей победе", а игры организовать в виде олимпийских игр. 3 этап - "Снежные узоры"-выставка детских рисунков.  
«Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Цель проведения акции - сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. Участники акции – родители детей всех возрастных групп. Подготовка к проведению акции: - подготовка объявлений и флаеров, - размещение объявлений - на доске объявлений для родителей вывешивается красочное объявление (формат А3), такое же объявление (формат А4) размещается на информационных стендах в каждой группе, - вручение флаеров - каждый ребенок сам вручает родителям флаер, - подведение итогов акции – выставка детских работ.
«Мы знаем, помним, гордимся!»  «Мы знаем, помним, гордимся!» Цель проведения акции – привлечение родителей воспитанников к участию в мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Великой победы. Подготовка к проведению акции: - подготовка флаеров для родителей, - размещение информации на сайте детского сада, оформление тематических выставок в детском саду, - вручение флаеров - дети вручают флаеры родителям вечером, педагог проводит индивидуальную беседу с родителями, обращает внимание на то, что дополнительная информация размещена на сайте детского сада, - подведение итогов – оформление раздела «Книга памяти» на сайте детского сада, информирование родителей о размещении информации,оформление стенгазет, тематических альбомов в каждой группе.

4.

Подготовительная к школе группа

Патриотические акции   Патриотические акции проводимы е в ДОУ в подготовительной к школе группе имеют цель: - поддержки и воспитания патриотических чувств детей; - формирование чувства гражданского самосознания и уважения к… Патриотическая акция посвященная дню флага Российской федерации Озвучиваются факты из истории создания Российского флага, о его возрождении в 1991 году, звучали стихи о России, акцию может сопровождать патриотическая музыка Патриотическая акция: «В память о детях Беслана» акция в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом. В группах в доступной для дошкольников форме проводят беседу о глобальной проблеме нашей современности – терроризме. показ презентации, а после Минутой молчания дети чтят память о школьниках Бесланской школы, которые погибли от рук террористов. Выходят на площадку нашего детского сада, затем пускают в небо белые шары с черными лентами. Акции приуроченные ко Дню победы Цель этих акций является: -сохранение памяти о Великой Отечественной войне, о её героях и их подвигах; -воспитание детей в духе патриотизма и любви к Родине; -формирование у детей интереса к истории своей семьи, к судьбам родных, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Ежегодная акция памяти «Бессмертный полк», Акция «Звезда Победы», суть которой заключается в том, что: каждый участник акции изготавливал из красной цветной бумаги звездочку, где указывал фамилию, имя, отчество родственника, воевавшего в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Прикреплял свою маленькую звездочку на баннер, расположенный в образовательном учреждении в виде большой звезды Победы, которая является наградой за особо выдающиеся заслуги. Акция «Солдатский платок». Суть акции: обучающиеся самостоятельно или вместе со своими родителями и близкими взрослыми находили информацию о своих родственниках – участниках Великой Отечественной: фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание, место сражения, награды. Затем данная информация различными способами (были использованы вышивка, аппликация и др.) наносилась на лоскут однотонной материи красного (если погиб во время войны), белого(пропал без вести) или голубого (если умер после войны) цветов размером 30х30 см., именуемой в дальнейшем «платок». Платки украшались георгиевскими лентами и другими атрибутами военной тематики (на усмотрение и по желанию участников акции). Из готовых платков формировался флаг России. Размер флага может достигать не определенных размеров. Акция «Голоса Победы» формируется видеоролик о ветеране войны, труженике тыла, с его интервью и словами - обращения к будущим потомкам. Акция «Письмо ветерану», письма обращенные к ветеранам, пишут дети или их родители о том как дети готовятся к празднику победы, рисунки, стихи и т.д. Дети говорят слова благодарности, за то что с честью и отвагой, они приближали День победы над фашистскими захватчиками. Именно по этому, мы сейчас живем в мирное время.   Патриотическая акция «Алая гвоздика» Формирование у школьников чувства патриотизма, воспитание стремления к изучению и сохранению исторического наследия родного края, своей страны. Содействие в воспитании гражданской ответственности учащихся через участие в социально- полезной деятельности; развитие социальной активности и позитивных жизненных установок у детей и подростков; озеленение и благоустройство мемориальных объектов и памятников погибшим воинам.   Наглядными итогами проведения акций становятся справки, фотоотчеты и, конечно же, продукт творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов мам и пап с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга. Благодаря использованию такой формы работы, как акция, в ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.    
«Приключения ребят на пиратском острове».   Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы. Задачи: 1. Продолжать знакомить с явлениями природы осенью. 2. Формировать умение и желание трудиться сообща, помогать взрослым. 4. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих, радоваться результатам коллективного труда. 5. Воспитывать экологическую культуру, дружеские взаимоотношения и чувство коллективизма между детьми в группе.  
«Наши добрые дела»   Сделалать подборку народные поговорок и и пословиц о добре. Оформить выставку рисунков «Как помочь пожилым людям». Организовать «Книжкину больницу» - лечили книжки. Сделалать для мам и пап замечательные смайлики «Улыбки» с пожеланиями. Для ребят из младшей группы сделалать к играм нагрудные знаки птичек. Помогали малышам на прогулке.  
акции милосердия «Белый цветок» Беседа и продуктивная деятельность: «Добрым буду я всегда. Изготовление белых цветов» Цель: Воспитание отзывчивости и доброжелательности к людям, нуждающимся в помощи. Изготовление белых цветов. Цель: Привлечение родителей к участию в акции милосердия.

 

 

                                                                                               

                                                                                          

                                                                                                         

                                                                                                     Приложение 3

                       МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ№2»


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.