Раздел II Позитивные институты административного права — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Раздел II Позитивные институты административного права

2020-05-07 264
Раздел II Позитивные институты административного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9. Институты регистрации, учета и отчетности и их реализация

2

2

          10. Институты лицензирования, аттестации и аккредитации и их реализация           11. Институты метрологии, сертификации и стандартизации и их реализация

2

2

          12. Институты квотирования и государственного заказа и их реализация           13. Институты предложений и заявлений и их реализация 2 2           14. Институт специальных административно-правовых режимов и его реализация

4

2

2

        15. Институт административно-правового предупреждения и его реализация         16. Процедуры принятия нормативных правовых документов федеральными органами исполнительной власти 2 2          

Раздел III Институты административного права, обусловленные правовыми конфликтами

17. Институты контроля и административного надзора и их реализация 4 2 2

 

      18. Институты дисциплинарной и материальной ответственности и их реализация 4 2 2       19. Институт административной жалобы (административного иска) и его реализация 2 2         20. Институт административного –правового пресечения и его реализация 4 2 2        

Раздел IV Административно-деликтное право

21. Законодательство об административных правонарушениях 4 2 2         22. Административное правонарушение (понятие, состав и квалификация) 8 6 2         23. Обстоятельства, исключающие деликтность деяния, и обстоятельства, освобождающие от административной ответственности 4 2 2         24. Административная ответственность, административное наказание и его назначение 6 4 2         25. Виды административных правонарушений 10 6   4       26. Понятие, задачи, принципы и участники производства по делам об административных правонарушениях 6 2 2 2       27. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 6 4   2       28. Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях 6 2 2 2       29. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 6 4   2       30. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 4 2 2           Экзамен                 Всего 100 60 28 12      

 

 

Раздел II

Планы семинаров

Библиография для подготовки к семинарским и практическим занятиям по всем темам:

а) Основная литература:

1. Агапов А.Б. Административное право. М.: Юрайт, 2012

2. Административное право: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева. М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2012.

3. Курс лекций по административному праву / под ред. С.Н. Бочарова. Ч. 1. М., 2012.

б) Дополнительная литература:

· Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.: Статут, 2004.

· Административное право России: Курс лекций / Под ред. И.Ш. Килясханова. М.: Изд-во БФ МосУ МВД России, 2003.

· Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. М., 2002.

· Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х т. М., Норма. 2002.

· Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург) 2002.

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

 

Темы 1, 2, 3, 4 – изучаются курсантами самостоятельно.

 

ТЕМА 5-6. Административно-правовой материальный и административно-процессуальный статус человека и гражданина. Административно-правовой материальный и административно-процессуальный статус государственных служащих.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Полномочия человека и гражданина по реализации норм административного права.

2. Порядок реализации административно-правового статуса человека и гражданина.

3. Понятие, содержание и структура административно-правового статуса государственного служащего.

4. Антикоррупционный потенциал административно-правового статуса государственного служащего.

Библиография

Нормативные документы

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 159-160.

· Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

· Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

· Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

· Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

· Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

· Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

· Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

· Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

· Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

 

Дополнительная литература:

· Агеев А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. 1991. № 5. С.143-145.

· Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 16-24.

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что административно-правовой статус граждан Российской Федерации – часть общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» и другими актами законодательства.

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Административно-правовой статус гражданина определяют объем и характер административной правосубъектности, элементами которой являются: административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность – способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Моментом возникновения правоспособности является – рождение, а моментом прекращения – смерть. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Так, например КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет – получение паспорта, затем в 16 лет – возможность привлечения к административной ответственности и полная – по достижении гражданином 18 лет.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

 

Вопросы для самоконтроля:

Соотношение административно-правового материального и процессуального статуса граждан России и иностранных граждан.

Библиография

Нормативные документы:

· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Ст. 32, 71, 97.

· Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

· Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

· Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

· Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Дополнительная литература:

· Козбаненко В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: Монография. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. Ин-т повышения квалификации гос. служащих, 2003. 155 с.

· Груздев В. С. Правовой статус государственных служащих Российской Федерации и организационно-правовые основы функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения их квалификации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун-т МВД России, 2003. 24 с.

· Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования государственной службы в Российской Федерации. Часть III. Государственная должность и государственный служащий: проблемы правового статуса. М., 2002.

· Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1.

· Козбаненко В.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих: (Теоретико-административные аспекты). М., 2002.

· Гришковец А.А. Правовое регулирование денежного содержания государственных служащих // Право и политика. 2001. № 3.

· Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристъ, 1997.

 

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что под административно–правовым материальным и процессуальным статусом государственного служащего следует понимать определяемую замещаемой им должностью государственной службы совокупность обязанностей, ограничений и запретов, прав и свобод, ответственности служащего, включая правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, необходимость представления сведений о доходах, установленных административным законодательством и гарантированных государством и их реализацию.

В структуре правового статуса конкретного государственного служащего, можно выделить также следующие его элементы: общий, особенный, специальный и индивидуальный.

Содержание административно-правового статуса государственного служащего в определенной степени раскрывается в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», где указано, что «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы».

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, военную службу.

В настоящее время содержательную часть административно-правового статуса государственного служащего можно рассмотреть только в отношении государственных гражданских служащих. Их административно-правовой статус закреплен в главе 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В скором времени ожидается принятие Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», в котором будут закреплены основы административно-правового статуса государственных служащих правоохранительной службы.

При подготовке к занятию, нормативно разграничить административно-правой материальный и процессуальный статусы государственных служащих и лиц осуществляющих государственную службу, но государственными служащими не являющимися.

 

Вопросы для самоконтроля:

Понятие государственного служащего. Понятие, содержание и структура административно-правового материального и административно-правового процессуального статуса государственного служащего. Административна-правовой материальный и административно-правовой процессуальный статус федерального государственного служащего. Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих. Специфика административно-правового статуса государственно-гражданских служащих и сотрудников органов внутренних дел.

 

ТЕМА 7. Административно-правовой материальный и административно-процессуальный статус органов исполнительной власти.

Семинар– 2 часа.

Вопросы:

1. Понятие органа исполнительной власти и элементы его административно правового материального и административно правового процессуального статуса.

2. Виды федеральных органов исполнительной власти и содержание их административно правового материального и административно правового процессуального статуса.

3. Виды органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и особенности их административно правового материального и административно правового процессуального статуса.

Библиография

Нормативные документы:

· Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

· Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

· Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

· Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

· Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

· Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 882 «Об утверждении Правил рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении и актуализации схем теплоснабжения»

Дополнительная литература:

· Исполнительная власть в России: История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая Правовая культура, 2004.

 

Рекомендации по подготовке:

В процессе подготовки необходимо учитывать, что определяя понятие органа исполнительной власти, различные авторы выделяют целый ряд характеризующих его признаков. Отмечается, что орган исполнительной власти является: государственным органом, политическим учреждением, целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата, организованным коллективом людей. Он всегда действует от имени государства, в рамках закрепленной за ним компетенции в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом. Этот орган, осуществляя функции исполнительной власти, наделен полномочиями государственно-властного характера.

Обобщая эти характеристики, можно сказать, что орган исполнительной власти – это государственное политическое учреждение, являющееся целостным самостоятельным структурным образованием государственного аппарата и представляющее собой организованный коллектив людей, который, действуя в рамках закрепленной за ним компетенции от имени государства в целях решения задач, стоящих перед государством и обществом, осуществляет функции исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектах и наделен для этого полномочиями государственно-властного характера.

К характеристикам, определяющим административно-правовой статус органа исполнительной власти, относятся: точное наименование органа; его положение в иерархии субъектов государственной власти, вопросы подчиненности и взаимоотношения с ними; цели, задачи и функции органа; порядок его образования, реорганизации и упразднения; направления, формы и методы деятельности; структура органа; виды издаваемых им правовых актов и многое другое. При этом важнейшей составной частью административно-правового статуса органа исполнительной власти является его компетенция, т.е. совокупность юридически установленных прав и обязанностей (полномочий).

При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на нормативное разграничение административно-правового материального и административно-правового процессуального статуса органов исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля:

Принципы деятельности федеральных органов исполнительной власти. Особенности административно-правового материального и административно-правового процессуального статуса федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.