Классификация затрат на производство — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Классификация затрат на производство

2020-05-07 144
Классификация затрат на производство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Попередельный метод учета затрат на производство

Попередельный метод затрат применяется там, где про­цесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел (текстильная продукция, черная металлургия и т. д.).

Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов. Прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только пер­вого передела.

Каждый передел, за исключением последнего, представ­ляет собой законченную фазу обработки сырья, в результа­те которой предприятие получает не конечный продукт обра­ботки, а полуфабрикат собственного производства. Полу­фабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям как покуп­ные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

Пример.

Предприятие имеет 3 передела. Изготовлено 200 изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сы­рья и материалов на 15 000 руб., затраты на обработку состави­ли 8000 руб.

Вторым переделом израсходовано на обработку 7000 руб., тре­тьим — 10 000 руб. Определить себестоимость по переделам.

Передел 1 = (15 000 + 8000) руб./200 ед = 115 руб

Передел 2 = 7000 руб./ 200 ед = 35 руб.

Передел 3 = 10 000 руб. / 200 ед = 50 руб.

ИТОГО 200 руб.

Фактическая себестоимость единицы продукции составит (23 000 + 7000 + 10 000): 200 = 200 (руб.)

Нормативный метод учета затрат на производство

Нормативный метод учета затрат на производство при­меняют, как правило, в отраслях обрабатывающей про­мышленности с массовым и серийным производством раз­нообразной и сложной продукции.

На таких производствах отдельные виды затрат учиты­вают по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксиру­ют изменение текущих норм в результате организацион­но-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. При норматив­ном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуля­циями.

Фактическую себестоимость продукции определяют сложе­нием суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:

Фс = Нс ± Он ± Ин,

где Фс — фактическая себестоимость; Нс — нормативная себестоимость; Он — отклонение от текущих норм (эконо­мия или перерасход); Ин — изменение норм (в сторону уве­личения или уменьшения).

Отклонения от норм показывают, как соблюдаются тех­нология изготовления продукции, нормы расхода сырья, ма­териалов, затрат труда и т. д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызы­вающие их увеличение.

Положительные отклонения — экономия, достигнутая при раскрое металла, при более полном использовании сы­рья и материалов с наименьшими отходами, сокращении времени на обработку деталей и на их сборку.

Отрицательные отклонения — дополнительное исполь­зование сырья и материалов сверх установленных норм, увеличение отходов:

Он = Нс х Индекс отклонения (%),

Ин = Нс х Индекс изменения (%),

Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм

Индекс (%) = 77х 100%.

Нормативная себестоимость выпуска

Применение нормативного метода учета затрат на про­изводство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производ­ства.

Учет затрат по нормам и отклонений от них ведут только по прямым расходам (сырье, материалы, зарплата).

Нормативный метод учета затрат на производство при­зван выполнять 2 функции:

1) обеспечить оперативный контроль за производствен­ными затратами путем учета затрат по текущим нор­мам и отдельно отклонений от норм;

2) обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.

УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Сырье и материалы отпускаются в производство в стро­гом соответствии с действующими нормами расхода по мас­се, объему, площади или счету и оформляются лимитно-за­борными картами, требованиями, накладными. Под расхо­дом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют следующие три основных мето­да: документирование, методы партионного раскроя и ин­вентарный.

Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и мате­риалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.

Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданно­го к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и от­ходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявле­ния результатов раскроя фактически полученное количе­ство заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме.

В раскройном листе указывают также причины выяв­ленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой мате­риалов.

Метод партионного раскроя широко применяют в ма­шиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленности и ряде других (в мясной, молочной и пи­щевой — при производстве консервных банок).

При инвентарном методе по истечении смены, суток, пя­тидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Факти­ческий расход сырья и материалов на производство опре­деляют прибавлением к остатку сырья и материалов на на­чало периода поступления сырья и материалов и вычита­нием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.

Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением изготовленной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и матери­алов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нор­мативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.

Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, мо­лочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.

По истечении 1-го месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продук­ции или на несколько видов продукции в целом. На осно­вании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каж­дому синтетическому счету в отдельности ведомости рас­пределения израсходованных сырья и материалов (разработочные таблицы № 1), где расход сырья и мате­риалов отражается по каждому аналитическому счету, от­крываемому в развитие синтетических производственных счетов.

Списание материалов в производство может происхо­дить по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Применяемый предприяти­ем порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.

Учет отходов

При обработке материалов образуются отходы производ­ства.

К ним относят остатки материалов, которые получились в результате технологической обработки. Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции или во вспомогательных цехах для хозяйственных нужд, или реализованы, называют возвратными, или ценными. От­ходы, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы, называют безвозвратными. Воз­вратные отходы уменьшают сумму затрат на производство, поэтому их списывают с кредита счета 20 «Основное про­изводство» в дебет счета 10 «Материалы». На основании накладных, по которым сданы отходы, составляют группировочную ведомость отходов.

Ведомость отходов за 20   г.

Цех

Откуда поступили отходы

Дебет сч.10 «Материалы»
  Кредит счета Заказ Сумма (руб.)
01 20 «Основное производство» Заказ № 101 пылесос прочие 540 130
  Итого сч. 20   670

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРЕМИЙ, РЕЗЕРВА НА ОТПУСКА И НАЧИСЛЕНИЙ С ОПЛАТЫ ТРУДА

Распределить начисленную заработную плату, премии и т. п. — значит правильно отнести их сумму в дебет произ­водственных счетов, т. е. включить в себестоимость про­дукции, работ и услуг или использовать прочие источники (резерв на отпуск и т. д.).

В случае невозможности отнесения некоторых видов расходов на оплату труда по прямому признаку, распреде­ление их по видам продукции (заказам) производится про­порционально заработной плате по нормам.

Учитывается начисленная заработная плата по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Сдельная заработная плата производственных рабочих записывается по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на основании доку­ментов (наряды на сдельную работу, маршрутные листы и т. п.) в разрезе заказов (видов) изделий и выполненных работ как прямая статья калькуляции. Если же производ­ственным рабочим начисляется повременная заработная плата, то она распределяется между заказами и видами ра­бот пропорционально сдельной заработной плате (дебет сче­тов 20 и 23).

Повременная заработная плата начисляется вспомога­тельным рабочим по наладке оборудования, его смазке, чистке, текущему ремонту, относится в дебет счета 25/1 по статьям затрат.

Заработная плата, начисленная специалистам и служа­щим цехов, относится в дебет счета 25, а административно-управленческому персоналу и служащим организации — в дебет счета 26 по соответствующим статьям. Единовре­менные премии, начисленные всем категориям работников за счет прибыли, относят в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредит счета 70, а включаемые в себестои­мость относят в дебет счетов 20, 25/1, 25 и кредит счета 70.

Доплаты, начисленные рабочим за работу в ночное и сверхурочное время, распределяются между заказами и ви­дами работ пропорционально сдельной или повременной заработной плате в дебет счетов 20 и 23. Заработная плата, начисленная рабочим (оплата дополнительных перерывов на кормление ребенка, времени выполнения государствен­ных обязанностей, льготных часов подростков и т. п.), мо­жет быть отнесена к прямой статье калькуляции и распре­деляется между заказами и видами работ пропорционально основной заработной плате (Д-т 20 и 23). Одновременно с распределением заработной платы создается резерв на оп­лату отпусков рабочим.

Сумма резерва включается в себестоимость продукции, работ и услуг и относится в дебет тех же счетов и статей, на которые отнесена заработная плата рабочих (Д-т 20, 23, 25/1, 25 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»).

Вместе с распределением начисленной заработной пла­ты, премий и образованием резерва на отпуска рассчиты­ваются суммы страховых взносов во внебюджетные фон­ды. Суммы страховых взносов включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и относятся в дебет тех же счетов и статей, что и начисленная заработная плата. Таким обра­зом, образуется задолженность предприятия во внебюджет­ные фонды. В учете делаются записи: Д-т 20, 25, 26 и др. К-т 69.

Распределение заработной платы и прочих перечислен­ных затрат производят в разработочной таблице № 1, кото­рую заполняют на основании первичных документов по учету труда и заработной платы. Затем на ее основе произ­водят записи в ведомости № 12 по начислению заработной платы по цехам (Д-т 20, 23, 25, 28), № 15 (Д-т 26, 97, 44, 96), журнале-ордере № 10/1 (Д-т 69 и 84) и в ведомости учета производства по группам и видам изделий (К-т 70, 69, 96).

 

РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ

Порядок формирования и учета резервов (оценочных обязательств) регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обя­зательства, условные обязательства и условные активы».

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерс­кого учета и бухгалтерской отчетности в Российской Фе­дерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 г. № 186н) и ПБУ 8/2010 организации могут создавать резервы (оценоч­ные обязательства) на:

предстоящую оплату отпусков работникам;

выплату вознаграждений по итогам года;

на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Для отражения операций по учету таких резервов (оце­ночных обязательств) используется пассивный счет 96 «Ре­зервы предстоящих расходов». Наиболее распространенным является резервирование заработной платы за время оче­редных отпусков, так как обычно отпуска предоставляют­ся в течение года неравномерно, что приводит к искаже­нию себестоимости продукции, работ, услуг.

Резерв на оплату отпусков должны формировать все организации за исключением субъектов малого предпри­нимательства, не являющихся эмитентами публично раз­мещаемых ценных бумаг.

Формирование резерва на оплату отпусков осуществ­ляется следующим образом:

Р. Оценочное обязательство в виде резерва определяется на последний день квартала (месяца).

Основная сумма резерва рассчитывается путем умно­жения среднедневного заработка по организации на количество неиспользованных всеми сотрудниками дней на конец квартала (месяца).

Сумма резерва увеличивается на сумму страховых взносов до того момента, пока средняя зарплата на одного работника организации, начисленная нарас­тающим итогом с начала года, не достигнет уровня, при котором взносы не начисляются (в 2013 г. — 573 000 руб.).

Зарезервированные суммы резерва (оценочные обяза­тельства) отражают по кредиту счета 96, субсчет«Резерв на оплату отпусков» в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная заработная плата.

Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 96.

Использование резерва на оплату отпусков отражают записью: Д-т 96 К-т 70, 69.

Величину оценочных обязательств в виде резерва на оп­лату отпусков необходимо периодически уточнять (как минимум ежеквартально).

Если в результате переоценки обязательств оказалось, что остатка неиспользованного резерва не достаточно, что­бы рассчитаться с персоналом по отпускным, тогда делают дополнительные бухгалтерские записи на сумму пополне­ния резерва для каждой категории работников:

Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96,

Д-т 26 К-т 96.

Если оценочное обязательство оказалось в избытке, тог­да излишки резерва списывают на прочие доходы:

Д-т 96 К-т 91.

Процент ежемесячных отчислений в резерв = (Предполагаемая сумма отпускных за год с учетом страховых взносов / Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда персонала организации с учетом страховых взносов х 100).

Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется ежемесячно по формуле;

Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц с учетом страховых взносов х Процент ежемесячных отчислений в резерв.

Синтетический учет по счету 96 ведут в журнале-ордере N° 10 в корреспонденции:

Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96,

Д-т 26 К-т 96.

Пример.

В учетной политике для целей бухучета ООО «Дон» на 2013 г. прописало, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков работников определяется на конец каждого квар­тала по категориям работников исходя из количества неисполь­зованных дней отпуска, среднедневного заработка и среднего числа дней в Месяце (29.4). В январе среднесписочное число работников 110 чел., месячный ФОТ — 2750 руб.

На 1 января 2013 г. величина оценочного обязательства (сальдо кредитовое на счете 96) была нулевой.

ООО «Дон» уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по ставке 30% и на обязательное страхование от не­счастных случаев по стравке 0,2%.

Среднедневная зарплата сотрудников равен 850,34 руб. (2 750 000 руб.: 110 чел.: 29,4 дн.).

Величина резерва на оплату отпусков по состоянию на 31 марта 2013 г. составила 590 986,3 руб. (850,34 руб. х 695 дн.).

Определяем, не превышает ли средний заработок на од­ного сотрудника, начисленный нарастающим итогом с 1 января по 31 марта 2013 г., лимит в 568 000 руб.

2 750 000 руб. х 3 мес.: 110 чел = 75 000 руб.

Сумма страховых взносов равна 178 478 руб. (590 986,3 х х 30,2%).

Итоговая величина резерва на оплату отпусков на 31 мар­та 2013 г. - 769 464,3 руб. (590 986,3 руб. + 178 478 руб.)

В бухгалтерском учете отчисления в резерв по категориям работников будут отражены записями:

Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Работники основного производства») —

465 000 руб. (769 464,3 руб. х 420 дн: 695 дн.);

Д-т 25 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Работники, занятые в процессе обслуживания про­изводства») —

149 464,25 руб. (769 464,3 руб. х 135 дн.: 695 дн.);

Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналити­ческий счет «Управленческий персонал) — 155 000 руб. (769 464,3 х 140 дн.: 695 дн.).

 


 

УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, па­ром и т. п.

К вспомогательным производствам относят энергетичес­кие, транспортные хозяйства, ремонтно-механические, ре­монтно-строительные мастерские, компрессорный, инстру­ментальный цех, холодильники и др.

Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных про­изводств с кредита материальных и расчетных счетов в кор­респонденции: Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.

По окончании месяца затраты вспомогательных произ­водств распределяют между потребителями услуг пропор­ционально количеству потребленных услуг в соответству­ющих единицах измерения (1 кВт х ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля и др.) в коррес­понденции:

Д-т 25, 26, 29 К-т 23.

Различают простые и сложные вспомогательные произ­водства. Простые имеют однопериодный технологический цикл и выпускают однородную продукцию (энергоцех, ком­прессорный и парокотельный цехи и др.). Себестоимость единицы продукции этих производств рассчитывается де­лением общей суммы затрат на объем выработанной про­дукции.

Сложные вспомогательные производства — инструмен­тальный, ремонтный, транспортный цехи — выполняют различные виды работ, оказывают услуги, прошедшие мно­жество технологических операций. Расчет фактической се­бестоимости в этом случае производится по каждому виду работ и продукции в отдельности по заказам и статьям каль­куляции.

Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспо­могательных производств оформляют следующими доку­ментами:

накладными — количество изготовленных и сданных на склад инструментов;

акты приема-сдачи отремонтированных объектов;

путевые листы — объем перевозок транспортного цеха;

справки главного механика, главного технолога — объем работ и услуг, выполненных простым произ­водством.

Услуги, оказанные вспомогательными цехами друг дру­гу, называются встречными. Встречные услуги оценивают­ся в учете по плановой цеховой себестоимости. Услуги, ока­занные основным потребителям (заводоуправление и цехи основного производства), оцениваются по фактической це­ховой себестоимости.

Распределение услуг вспомогательных производств меж­ду потребителями производят в разработочной таблице № 9. В ней указывают количественные данные по оказанию ус­луг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фак­тической себестоимости услуг.

Аналитический учет затрат вспомогательных произ­водств организуется:

в разрезе калькулируемых объектов — в карточках учета производства;

по цехам — в ведомости № 12.

Синтетический учет затрат вспомогательных произ­водств ведут в журнале-ордере № 10 по данным ведомости № 12.

Пример. На основании хозяйственных операций составить бухгал­терские проводки и распределить затраты парокотельной между потребителями пара.

Журнал хозяйственных операций

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Сумма, руб.

Корреспонденции счетов

Дебет Кредит
1 Израсходовано топлива в парокотельной станкоинструментального завода на выработку пара 10 510 23 10/3
2 Начислена зарплата рабочим парокотельной 15 000 23 70
3 Произведены начисления во внебюджетные фонды от начисленной зарплаты 4500 23 69
4 Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих парокотельной в размере 5% от начисленной зарплаты и страховых взносов 975 23 96
5 Определить фактическую себестоимость 1 т пара, если в отчетном месяце выработано 2500 т пара      
6 Списать затраты парокотельной, если известно, что пар используется на отопление: цехов основного производства 2000 т здания заводоуправления 500 т 24 788 6197 25 26 23 23
Д-т К-т
10 510 24 788
15 000 6197
4500  
975  
Об. 30 985 Об. 30 985
   

 

 

Фактическая себестоимость 1 т пара равна:

30 985 руб.: 2500 т = 12,394 руб.

Списываем затраты парокотельной на потребителей:

отопление цеха:

руб. х 2000 т = 24 788 руб.;

отопление офиса:

руб. х 500 т = 6197 руб.

 

 

УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

К расходам по обслуживанию производства и управле­ния относят расходы на содержание и эксплуатацию ма­шин и оборудования, общепроизводственные и общехозяй­ственные расходы.

Учет и распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования

К таким расходам относятся:

· заработная плата рабочих по обслуживанию обо­рудования;

· страховые взносы во внебюджетные фонды;

· текущий ремонт оборудования;

· эксплуатация оборудования (стоимость смазочных и обтирочных материалов, стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, услуги вспомогатель­ных производств);

· амортизация оборудования;

· прочие.

Учет таких расходов ведут на собирательно-распреде­лительном счете 25 «Учет общепроизводственных расче­тов», субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». По дебету этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита ма­териальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69,02, 71, 60.

По кредиту осуществляют списание затрат на произ­водственные счета 20, 23:

Д-т 20, 23 К-т 25/1.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, поэтому они не зависят от объема производства продукции.

По окончании месяца расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования распределяют между видами про­дукции и незавершенным производством пропорциональ­но сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии смет­ных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.

Сметную ставку исчисляют путем умножения суммы сметных расходов за один час работы оборудования на ко­личество машино-часов работы оборудования.

Аналитический учет расходов на содержание и экс­плуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдель­ности в ведомости учета затрат цеха № 12. Заполняют ее на основании разработочных таблиц № 1 распределения ма­териалов и заработной платы, разработочной таблицы № 6 «Расчет амортизации основных средств» и др.

Пример.

Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудо­вания в отчетном месяце составили 15 000 руб. На предприя­тии выпускают 2 вида изделий (изд. А и изд. Б).

В конце месяца списываются расходы на содержание и экс­плуатацию оборудования и распределяются по видам продук­ции пропорционально сметным ставкам:

Виды продукции Нормативная заработная плата производственных рабочих Сметная ставка расходов в процентах к заработной плате Сметная ставка (руб.)
изд. А 10 000 30% 3000
изд. Б 20 000 35% 7000

 

Коэффициент распределения указанных расходов:

К = 15 000: (3000 + 7000) = 1,5.

Определяем суммы расходов на содержание и эксплуата­цию оборудования, относящиеся на:

изд. А — 3000 руб. х 1,5 = 4500 руб. Д-т 20 К-т 25/1,

изд. Б — 7000 руб. х 1,5 = 10 500 руб. Д-т 20 К -т 25/1.

Учет и распределение общепроизводственных расходов

Если на предприятии принята цеховая структура управ­ления производством, то для учета прочих расходов цеха (общепроизволдственных расходов) используют активный собирательно-распределительный счет 25 «Общепроизвод­ственные расходы».

На счете 25 учитывают следующие расходы:

- заработную плату специалистов, служащих и МОП цеха;

- страховые взносы во внебюджетные фонды с оплаты труда;

- содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря цехов;

- амортизацию зданий цехов;

- обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности в цехах;

- прочие (расходы на содержание цеховых лаборато­рий, расходы на рационализаторство и др.);

- потери от простоев.

В течение месяца в дебет счета 25 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в кор­респонденции: Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 71, 60.

В конце месяца общепроизводственные расходы по каж­дому цеху полностью включают в производственную себе­стоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомога­тельных производств (Д-т 20, 23 К-т 25) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорциональ­но принятой базе распределения (например, основной за­работной плате производственных рабочих).

Пример.

Общепроизводственные расходы составили в отчетном ме­сяце 75 000 руб. На предприятии выпускается 2 вида изделий: А и Б. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:

по изд. А — 100 000 руб., по изд. Б — 150 000 руб.

Списать на себестоимость изделий и распределить между видами продукции общепроизводственные расходы пропорци­онально заработной плате производственных рабочих. Решение:

Определяем коэффициент распределения:

К = 75 000 руб.: (100 000 руб. + 150 000 руб.) = 0,3.

Распределяем общепроизводственные расходы между из­делием А и Б:

изд. А — 100 000 руб. х 0,3 = 30 000 руб. Д-т 20 К-т 25, изд. Б — 150 000 руб. х 0,3 = 45 000 руб. Д-т 20 К-т 25.

Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут в ведомости № 12 в разрезе статей затрат.

Синтетический учет ведут в журнале-ордере № 10 на осно­вании данных ведомости № 12.

Учет общехозяйственных расходов

Общехозяйственные расходы — расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному про­цессу и связанные лишь с его организацией и управлени­ем предприятием в целом.

К общехозяйственным расходам относят:

Расходы на управление организацией:

· заработная плата аппарата управления;

· командировочные расходы;

· представительские расходы;

· содержание военизированной, пожарной и сторо­жевой охраны;

· страховые взносы во внебюджетные фонды.

Прочие расходы:

· почтово-телефонные, телеграфные, типографские;

· расходы на содержание оргтехники;

· расходы на приобретение канцелярских принад­лежностей, бланков учета, периодических изда­ний, переплетные работы;

· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

· расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);

· амортизация основных средств общехозяйствен­ного назначения;

· расходы по подготовке кадров;

· проведение опытов, испытаний и др.

Учет общехозяйственных расходов ведут на собиратель­но-распределительном счете 26 «Общехозяйственные рас­ходы».

По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все рас­ходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов:

Д-т 26 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60, 76.

В конце месяца собранные общехозяйственные расхо­ды подлежат полностью списанию на счет 20 и 23 и рас­пределению между видами продукции, как правило, про­порционально принятой базе распределения:

Д-т 20, 23 К-т 26.

Остатка по счету 26 на конец месяца нет.

Пример.

Общехозяйственные расходы за месяц составили 99 750 руб. На предприятии выпускаются три вида продукции А, В, С. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:

по изд. А — 300 000 руб.;

по изд. В — 250 000 руб.;

по изд. С — 500 000 руб.

Распределить общехозяйственные расходы между видами продукции пропорционально основной заработной плате про­изводственных рабочих и списать на себестоимость изделий.

Решение:

Коэффициент распределения равен:

99 750: (300 000 + 250 000 + 500 000) = 0,095.

Распределяем расходы между видами продукции: изд. А — 300 000 х 0,095 = 28 500 Д-т 20 К-т 26; изд. В — 250 000 х 0,095 = 23 750 Д-т 20 К-т 26; изд. С — 500 000 х 0,095 = 47 500 Д-т 20 К-т 26.

Аналитический учет общехозяйственных расходов ве­дут в ведомости N9 15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таб­лиц № 1,6, 9, листков-расшифровок по прочим расходам.

Объем общехозяйственных расходов не связан с объе­мом производства и в практике международных стандар­тов по бухгалтерскому учету их называют «некалькулируемые». Поэтому их могут относить, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не только на производственные счета, но и сразу на счет 90 «Продажи», т. е. на уменьшение доходов от продажи в кор­респонденции:

Д-т 90 К-т 26.

Применение такого метода списания общехозяйствен­ных расходов целесообразно в организациях, осуществля­ющих производство и реализацию достаточно большой номенклатуры, что позволяет упростить учетный процесс по распределению общехозяйственных расходов.

Способ списания общехозяйственных расходов пред­приятие выбирает при формировании учетной политики на предстоящий год.

Учет представительских расходов

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, — это затраты организации по приему и об­служиванию представителей других организаций, по про­ведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.

К представительским расходам относят затраты:

- по проведению официального приема (завтрака, обе­да) представителей;

- по транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно-зрелищных мероприятий;

- по буфетному обслуживанию во время переговоров.

Указанные расходы включаются в себестоимость про­дукции (работ, услуг) в пределах утвержденных Советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расхо­дов по смете и фактические расходы, относимые на себес­тоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.

Согласно гл. 25 НК РФ, норма для исчисления предста­вительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых долж­ны быть указаны дата и место, программа проведения де­ловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.

Оправдательными документами могут служить догово­ры со сторонними организациями на предоставление соот­ветствующего рода работ, платежные поручения, чеки ККМ и др.

Представительские расходы в бухгалтерском учете пред­приятия отражаются по счету 26 «Общехозяйственные рас­ходы» в корреспонденции:

Д-т 26 К-т 50, 71, 10, 70, 69.

Сумма представительских расходов включается в себе­стоимость продукции без НДС.

Весь НДС по представительским расходам относят на счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», но возмеща­ют из бюджета только ту часть налога, которая соответ­ствует нормативной величине представительских расходов.

НДС по сверхнормативным расходам списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом сумма НДС по сверхнормативным расходам не уменьшает налогооб­лагаемую прибыль.

Бухгалтерские проводки:

Д-т 26 К-т 76 — отражены представительские расхо­ды, понесенные предприятием;

Д-т 19 К-т 76 — учтен НДС по представитель­ским расходам;

Д-т 76 К-т 51 (50) — оплачены расходы;

Д-т 68 К-т 19 — зачтен НДС, соответствующий нор­мативным представительским расходам;

Д-т 91 К-т 19 — списан НДС по сверхнормативным представительским расходам;

Д-т 90 К-т 26 — списаны представительские расхо­ды на себестоимость продаж.

  Пример

В первом полугодии ООО «Каскад» понесло расходы по транспортному обслуживанию делегации, прибывшей для ве­дения переговоров. Транспортные услуги составили 35 400 руб., включая НДС — 5400 руб. Расходы по оплате труда сотрудни­ков ООО «Каскад» составили 300 000 руб.

Нормативная величина представительских расходов за пер­вое полугодие составляет: 300 000 руб. х4% = 12 000 руб.

Сумма НДС, соответствующая нормативной величине пред­ставительских расходов, равна: 12 000 руб. х 18% = 2160 руб. Бухгалтерские записи:

Д-т 26 К-т 76 — 30 000 руб. — отражены транспортные услуги; Д-т 19 К-т 76 — 5400 руб. — НДС по оказанным услугам;

Д-т 76 К-т 51 — 35 400 руб. — оплачены транспортные услуги; Д-т 68 К-т 19 — 2160 руб. — возмещен из бюджета НДС, соот­ветствующий нормативным представительским расходам;

Д-т 91 К-т 19 — 3240 руб. (5400 - 2160) — списан НДС по представительским расходам, превышающим норматив;

Д-т 90 К-т 26 — 30 000 руб. — списаны представительские расходы.

 

УЧЕТ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

Расходы будущих периодов — затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным пе­риодам.

Основную часть расходов будущих периодов в организа­циях составляют расходы на подготовку и освоение произ­водства. Согласно приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н к расходам будущих периодов следует относить так­же средства, истраченные в связи с предстоящими работа­ми по договору подряда (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использован­ных); арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда») или разо­вый фиксированный платеж за право использования в своей работе результаты интеллектуальной деятельности (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).

Расходы будущих периодов учитывают на счете 97 «Рас­ходы будущих периодов». В дебет активного счета 97 «Рас­ходы будущих периодов» относят указанные расходы с кре­дита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 «Расходы на продажу». Сроки спи­сания расходов будущих периодов, а также соответствую­щие издержки или другие источники, на которые списы­ваются указанные расходы определяются самими органи­зациями.

Существует несколько способов списания расходов:

Арендная плата, перечисленная авансом в отчетном периоде, но относ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.