Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-05-07 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Попередельный метод учета затрат на производство
Попередельный метод затрат применяется там, где процесс выпуска готовой продукции состоит из нескольких последовательно технологически законченных переделов, а себестоимость исчисляют по каждому переделу, так как готовой продукцией может быть сам передел (текстильная продукция, черная металлургия и т. д.).
Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов. Прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела.
Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям как покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.
Пример.
Предприятие имеет 3 передела. Изготовлено 200 изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 15 000 руб., затраты на обработку составили 8000 руб.
Вторым переделом израсходовано на обработку 7000 руб., третьим — 10 000 руб. Определить себестоимость по переделам.
Передел 1 = (15 000 + 8000) руб./200 ед = 115 руб
Передел 2 = 7000 руб./ 200 ед = 35 руб.
Передел 3 = 10 000 руб. / 200 ед = 50 руб.
ИТОГО 200 руб.
Фактическая себестоимость единицы продукции составит (23 000 + 7000 + 10 000): 200 = 200 (руб.)
Нормативный метод учета затрат на производство
Нормативный метод учета затрат на производство применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.
|
На таких производствах отдельные виды затрат учитывают по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников; фиксируют изменение текущих норм в результате организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями.
Фактическую себестоимость продукции определяют сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм:
Фс = Нс ± Он ± Ин,
где Фс — фактическая себестоимость; Нс — нормативная себестоимость; Он — отклонение от текущих норм (экономия или перерасход); Ин — изменение норм (в сторону увеличения или уменьшения).
Отклонения от норм показывают, как соблюдаются технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т. д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.
Положительные отклонения — экономия, достигнутая при раскрое металла, при более полном использовании сырья и материалов с наименьшими отходами, сокращении времени на обработку деталей и на их сборку.
Отрицательные отклонения — дополнительное использование сырья и материалов сверх установленных норм, увеличение отходов:
Он = Нс х Индекс отклонения (%),
Ин = Нс х Индекс изменения (%),
Сумма отклонений от норм или сумма изменений норм
Индекс (%) = 77х 100%.
Нормативная себестоимость выпуска
Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции требует разработки нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, и квартальных смет расходов по обслуживанию производства.
|
Учет затрат по нормам и отклонений от них ведут только по прямым расходам (сырье, материалы, зарплата).
Нормативный метод учета затрат на производство призван выполнять 2 функции:
1) обеспечить оперативный контроль за производственными затратами путем учета затрат по текущим нормам и отдельно отклонений от норм;
2) обеспечить точное калькулирование себестоимости продукции.
УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, объему, площади или счету и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.
Для контроля за использованием сырья и материалов в производстве используют следующие три основных метода: документирование, методы партионного раскроя и инвентарный.
Метод документирования основан на документальном оформлении всех случаев отклонений расхода сырья и материалов от установленных норм, нормативов и условий (при отпуске сырья и материалов сверх лимита, при замене одних видов сырья и материалов другими и др.). Данный метод в той или иной мере используется на всех промышленных предприятиях.
Сущность метода партионного раскроя заключается в том, что на каждую партию материалов, отпускаемых на производство, выписывается раскройный лист (учетная карта). В нем указывают количество материала, поданного к рабочему месту, количество заготовок (деталей) и отходов, которое должно быть получено из материалов, и фактически полученные заготовки и отходы. Для выявления результатов раскроя фактически полученное количество заготовок сравнивают с нормативным. Экономию или перерасход материалов определяют сопоставлением фактического количества израсходованного материала с расходом по норме.
В раскройном листе указывают также причины выявленных отклонений и лиц, ответственных за раскрой материалов.
Метод партионного раскроя широко применяют в машиностроительной, швейной, обувной, мебельной отраслях промышленности и ряде других (в мясной, молочной и пищевой — при производстве консервных банок).
При инвентарном методе по истечении смены, суток, пятидневки или другого периода проводят инвентаризацию остатков неизрасходованного сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов на производство определяют прибавлением к остатку сырья и материалов на начало периода поступления сырья и материалов и вычитанием из полученной суммы остатка сырья и материалов на конец периода.
|
Нормативный расход сырья и материалов определяют умножением изготовленной продукции на норму расхода сырья и материалов. Фактический расход сырья и материалов по каждой калькуляционной группе сравнивают с нормативным и устанавливают отклонения от норм, которые затем распределяются по соответствующим объектам учета затрат пропорционально нормативным затратам.
Инвентарный метод контроля за использованием сырья и материалов особенно широко применяют в мясной, молочной, пищевой промышленности, а также в металлургии, электроэнергетике, химической промышленности.
По истечении 1-го месяца цехи составляют отчеты о расходе сырья и материалов, где указывают нормативный и фактический расходы материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. На основании этих отчетов цехов бухгалтерия составляет по каждому синтетическому счету в отдельности ведомости распределения израсходованных сырья и материалов (разработочные таблицы № 1), где расход сырья и материалов отражается по каждому аналитическому счету, открываемому в развитие синтетических производственных счетов.
Списание материалов в производство может происходить по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Применяемый предприятием порядок списания расхода материалов на производство должен быть отражен в учетной политике.
Учет отходов
При обработке материалов образуются отходы производства.
К ним относят остатки материалов, которые получились в результате технологической обработки. Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции или во вспомогательных цехах для хозяйственных нужд, или реализованы, называют возвратными, или ценными. Отходы, которые не представляют никакой ценности и не могут быть использованы, называют безвозвратными. Возвратные отходы уменьшают сумму затрат на производство, поэтому их списывают с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 10 «Материалы». На основании накладных, по которым сданы отходы, составляют группировочную ведомость отходов.
|
Ведомость отходов за 20 г.
Цех | Откуда поступили отходы | Дебет сч.10 «Материалы» | |
Кредит счета | Заказ | Сумма (руб.) | |
01 | 20 «Основное производство» | Заказ № 101 пылесос прочие | 540 130 |
Итого сч. 20 | 670 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПРЕМИЙ, РЕЗЕРВА НА ОТПУСКА И НАЧИСЛЕНИЙ С ОПЛАТЫ ТРУДА
Распределить начисленную заработную плату, премии и т. п. — значит правильно отнести их сумму в дебет производственных счетов, т. е. включить в себестоимость продукции, работ и услуг или использовать прочие источники (резерв на отпуск и т. д.).
В случае невозможности отнесения некоторых видов расходов на оплату труда по прямому признаку, распределение их по видам продукции (заказам) производится пропорционально заработной плате по нормам.
Учитывается начисленная заработная плата по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Сдельная заработная плата производственных рабочих записывается по дебету счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» на основании документов (наряды на сдельную работу, маршрутные листы и т. п.) в разрезе заказов (видов) изделий и выполненных работ как прямая статья калькуляции. Если же производственным рабочим начисляется повременная заработная плата, то она распределяется между заказами и видами работ пропорционально сдельной заработной плате (дебет счетов 20 и 23).
Повременная заработная плата начисляется вспомогательным рабочим по наладке оборудования, его смазке, чистке, текущему ремонту, относится в дебет счета 25/1 по статьям затрат.
Заработная плата, начисленная специалистам и служащим цехов, относится в дебет счета 25, а административно-управленческому персоналу и служащим организации — в дебет счета 26 по соответствующим статьям. Единовременные премии, начисленные всем категориям работников за счет прибыли, относят в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль» и кредит счета 70, а включаемые в себестоимость относят в дебет счетов 20, 25/1, 25 и кредит счета 70.
Доплаты, начисленные рабочим за работу в ночное и сверхурочное время, распределяются между заказами и видами работ пропорционально сдельной или повременной заработной плате в дебет счетов 20 и 23. Заработная плата, начисленная рабочим (оплата дополнительных перерывов на кормление ребенка, времени выполнения государственных обязанностей, льготных часов подростков и т. п.), может быть отнесена к прямой статье калькуляции и распределяется между заказами и видами работ пропорционально основной заработной плате (Д-т 20 и 23). Одновременно с распределением заработной платы создается резерв на оплату отпусков рабочим.
|
Сумма резерва включается в себестоимость продукции, работ и услуг и относится в дебет тех же счетов и статей, на которые отнесена заработная плата рабочих (Д-т 20, 23, 25/1, 25 К-т 96 «Резервы предстоящих расходов»).
Вместе с распределением начисленной заработной платы, премий и образованием резерва на отпуска рассчитываются суммы страховых взносов во внебюджетные фонды. Суммы страховых взносов включаются в себестоимость продукции, работ и услуг и относятся в дебет тех же счетов и статей, что и начисленная заработная плата. Таким образом, образуется задолженность предприятия во внебюджетные фонды. В учете делаются записи: Д-т 20, 25, 26 и др. К-т 69.
Распределение заработной платы и прочих перечисленных затрат производят в разработочной таблице № 1, которую заполняют на основании первичных документов по учету труда и заработной платы. Затем на ее основе производят записи в ведомости № 12 по начислению заработной платы по цехам (Д-т 20, 23, 25, 28), № 15 (Д-т 26, 97, 44, 96), журнале-ордере № 10/1 (Д-т 69 и 84) и в ведомости учета производства по группам и видам изделий (К-т 70, 69, 96).
РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ
Порядок формирования и учета резервов (оценочных обязательств) регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 г. № 186н) и ПБУ 8/2010 организации могут создавать резервы (оценочные обязательства) на:
предстоящую оплату отпусков работникам;
выплату вознаграждений по итогам года;
на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
Для отражения операций по учету таких резервов (оценочных обязательств) используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Наиболее распространенным является резервирование заработной платы за время очередных отпусков, так как обычно отпуска предоставляются в течение года неравномерно, что приводит к искажению себестоимости продукции, работ, услуг.
Резерв на оплату отпусков должны формировать все организации за исключением субъектов малого предпринимательства, не являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг.
Формирование резерва на оплату отпусков осуществляется следующим образом:
Р. Оценочное обязательство в виде резерва определяется на последний день квартала (месяца).
Основная сумма резерва рассчитывается путем умножения среднедневного заработка по организации на количество неиспользованных всеми сотрудниками дней на конец квартала (месяца).
Сумма резерва увеличивается на сумму страховых взносов до того момента, пока средняя зарплата на одного работника организации, начисленная нарастающим итогом с начала года, не достигнет уровня, при котором взносы не начисляются (в 2013 г. — 573 000 руб.).
Зарезервированные суммы резерва (оценочные обязательства) отражают по кредиту счета 96, субсчет«Резерв на оплату отпусков» в дебет тех счетов, на которые отнесена начисленная заработная плата.
Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 96.
Использование резерва на оплату отпусков отражают записью: Д-т 96 К-т 70, 69.
Величину оценочных обязательств в виде резерва на оплату отпусков необходимо периодически уточнять (как минимум ежеквартально).
Если в результате переоценки обязательств оказалось, что остатка неиспользованного резерва не достаточно, чтобы рассчитаться с персоналом по отпускным, тогда делают дополнительные бухгалтерские записи на сумму пополнения резерва для каждой категории работников:
Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96,
Д-т 26 К-т 96.
Если оценочное обязательство оказалось в избытке, тогда излишки резерва списывают на прочие доходы:
Д-т 96 К-т 91.
Процент ежемесячных отчислений в резерв = (Предполагаемая сумма отпускных за год с учетом страховых взносов / Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда персонала организации с учетом страховых взносов х 100).
Сумма ежемесячных отчислений в резерв определяется ежемесячно по формуле;
Сумма фактических расходов на оплату труда за месяц с учетом страховых взносов х Процент ежемесячных отчислений в резерв.
Синтетический учет по счету 96 ведут в журнале-ордере N° 10 в корреспонденции:
Д-т 20 К-т 96, Д-т 25 К-т 96,
Д-т 26 К-т 96.
Пример.
В учетной политике для целей бухучета ООО «Дон» на 2013 г. прописало, что оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков работников определяется на конец каждого квартала по категориям работников исходя из количества неиспользованных дней отпуска, среднедневного заработка и среднего числа дней в Месяце (29.4). В январе среднесписочное число работников 110 чел., месячный ФОТ — 2750 руб.
На 1 января 2013 г. величина оценочного обязательства (сальдо кредитовое на счете 96) была нулевой.
ООО «Дон» уплачивает страховые взносы во внебюджетные фонды по ставке 30% и на обязательное страхование от несчастных случаев по стравке 0,2%.
Среднедневная зарплата сотрудников равен 850,34 руб. (2 750 000 руб.: 110 чел.: 29,4 дн.).
Величина резерва на оплату отпусков по состоянию на 31 марта 2013 г. составила 590 986,3 руб. (850,34 руб. х 695 дн.).
Определяем, не превышает ли средний заработок на одного сотрудника, начисленный нарастающим итогом с 1 января по 31 марта 2013 г., лимит в 568 000 руб.
2 750 000 руб. х 3 мес.: 110 чел = 75 000 руб.
Сумма страховых взносов равна 178 478 руб. (590 986,3 х х 30,2%).
Итоговая величина резерва на оплату отпусков на 31 марта 2013 г. - 769 464,3 руб. (590 986,3 руб. + 178 478 руб.)
В бухгалтерском учете отчисления в резерв по категориям работников будут отражены записями:
Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналитический счет «Работники основного производства») —
465 000 руб. (769 464,3 руб. х 420 дн: 695 дн.);
Д-т 25 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналитический счет «Работники, занятые в процессе обслуживания производства») —
149 464,25 руб. (769 464,3 руб. х 135 дн.: 695 дн.);
Д-т 20 К-т 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» (аналитический счет «Управленческий персонал) — 155 000 руб. (769 464,3 х 140 дн.: 695 дн.).
УЧЕТ ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. п.
К вспомогательным производствам относят энергетические, транспортные хозяйства, ремонтно-механические, ремонтно-строительные мастерские, компрессорный, инструментальный цех, холодильники и др.
Учет вспомогательных производств ведут на активном счете 23 «Вспомогательные производства». В дебет счета 23 в течение месяца относят все затраты вспомогательных производств с кредита материальных и расчетных счетов в корреспонденции: Д-т 23 К-т 10, 70, 69, 25 и др.
По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют между потребителями услуг пропорционально количеству потребленных услуг в соответствующих единицах измерения (1 кВт х ч электроэнергии, 1 Гкал тепла, 1 т пара, 1000 м3 сжатого воздуха, 1 м3 воды, 1 т перевозок или 1 ч работы автомобиля и др.) в корреспонденции:
Д-т 25, 26, 29 К-т 23.
Различают простые и сложные вспомогательные производства. Простые имеют однопериодный технологический цикл и выпускают однородную продукцию (энергоцех, компрессорный и парокотельный цехи и др.). Себестоимость единицы продукции этих производств рассчитывается делением общей суммы затрат на объем выработанной продукции.
Сложные вспомогательные производства — инструментальный, ремонтный, транспортный цехи — выполняют различные виды работ, оказывают услуги, прошедшие множество технологических операций. Расчет фактической себестоимости в этом случае производится по каждому виду работ и продукции в отдельности по заказам и статьям калькуляции.
Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательных производств оформляют следующими документами:
накладными — количество изготовленных и сданных на склад инструментов;
акты приема-сдачи отремонтированных объектов;
путевые листы — объем перевозок транспортного цеха;
справки главного механика, главного технолога — объем работ и услуг, выполненных простым производством.
Услуги, оказанные вспомогательными цехами друг другу, называются встречными. Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости. Услуги, оказанные основным потребителям (заводоуправление и цехи основного производства), оцениваются по фактической цеховой себестоимости.
Распределение услуг вспомогательных производств между потребителями производят в разработочной таблице № 9. В ней указывают количественные данные по оказанию услуг, исчисляют себестоимость единицы услуги и сумму фактической себестоимости услуг.
Аналитический учет затрат вспомогательных производств организуется:
в разрезе калькулируемых объектов — в карточках учета производства;
по цехам — в ведомости № 12.
Синтетический учет затрат вспомогательных производств ведут в журнале-ордере № 10 по данным ведомости № 12.
Пример. На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки и распределить затраты парокотельной между потребителями пара.
Журнал хозяйственных операций
№ п/п | Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб. | Корреспонденции счетов | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Израсходовано топлива в парокотельной станкоинструментального завода на выработку пара | 10 510 | 23 | 10/3 |
2 | Начислена зарплата рабочим парокотельной | 15 000 | 23 | 70 |
3 | Произведены начисления во внебюджетные фонды от начисленной зарплаты | 4500 | 23 | 69 |
4 | Произведены отчисления в резерв на оплату отпусков рабочих парокотельной в размере 5% от начисленной зарплаты и страховых взносов | 975 | 23 | 96 |
5 | Определить фактическую себестоимость 1 т пара, если в отчетном месяце выработано 2500 т пара | |||
6 | Списать затраты парокотельной, если известно, что пар используется на отопление: цехов основного производства 2000 т здания заводоуправления 500 т | 24 788 6197 | 25 26 | 23 23 |
Д-т | К-т |
10 510 | 24 788 |
15 000 | 6197 |
4500 | |
975 | |
Об. 30 985 | Об. 30 985 |
30 985 руб.: 2500 т = 12,394 руб.
Списываем затраты парокотельной на потребителей:
отопление цеха:
руб. х 2000 т = 24 788 руб.;
отопление офиса:
руб. х 500 т = 6197 руб.
УЧЕТ РАСХОДОВ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
К расходам по обслуживанию производства и управления относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Учет и распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования
К таким расходам относятся:
· заработная плата рабочих по обслуживанию оборудования;
· страховые взносы во внебюджетные фонды;
· текущий ремонт оборудования;
· эксплуатация оборудования (стоимость смазочных и обтирочных материалов, стоимость потребленного топлива, всех видов энергии, услуги вспомогательных производств);
· амортизация оборудования;
· прочие.
Учет таких расходов ведут на собирательно-распределительном счете 25 «Учет общепроизводственных расчетов», субсчет 1 «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». По дебету этого счета в течение месяца отражают перечисленные расходы с кредита материальных, расчетных счетов, амортизации основных средств в корреспонденции: Д-т 25/1 К-т 10, 70, 69,02, 71, 60.
По кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета 20, 23:
Д-т 20, 23 К-т 25/1.
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования относят к условно-переменным, поэтому они не зависят от объема производства продукции.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам. При отсутствии сметных ставок расходы распределяют пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Сметную ставку исчисляют путем умножения суммы сметных расходов за один час работы оборудования на количество машино-часов работы оборудования.
Аналитический учет расходов на содержание и эксплуатацию оборудования ведут по каждому цеху в отдельности в ведомости учета затрат цеха № 12. Заполняют ее на основании разработочных таблиц № 1 распределения материалов и заработной платы, разработочной таблицы № 6 «Расчет амортизации основных средств» и др.
Пример.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования в отчетном месяце составили 15 000 руб. На предприятии выпускают 2 вида изделий (изд. А и изд. Б).
В конце месяца списываются расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и распределяются по видам продукции пропорционально сметным ставкам:
Виды продукции | Нормативная заработная плата производственных рабочих | Сметная ставка расходов в процентах к заработной плате | Сметная ставка (руб.) |
изд. А | 10 000 | 30% | 3000 |
изд. Б | 20 000 | 35% | 7000 |
Коэффициент распределения указанных расходов:
К = 15 000: (3000 + 7000) = 1,5.
Определяем суммы расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, относящиеся на:
изд. А — 3000 руб. х 1,5 = 4500 руб. Д-т 20 К-т 25/1,
изд. Б — 7000 руб. х 1,5 = 10 500 руб. Д-т 20 К -т 25/1.
Учет и распределение общепроизводственных расходов
Если на предприятии принята цеховая структура управления производством, то для учета прочих расходов цеха (общепроизволдственных расходов) используют активный собирательно-распределительный счет 25 «Общепроизводственные расходы».
На счете 25 учитывают следующие расходы:
- заработную плату специалистов, служащих и МОП цеха;
- страховые взносы во внебюджетные фонды с оплаты труда;
- содержание и ремонт производственных зданий и инвентаря цехов;
- амортизацию зданий цехов;
- обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности в цехах;
- прочие (расходы на содержание цеховых лабораторий, расходы на рационализаторство и др.);
- потери от простоев.
В течение месяца в дебет счета 25 относят расходы цеха с кредита материальных, расчетных и прочих счетов в корреспонденции: Д-т 25 К-т 10, 70, 69, 71, 60.
В конце месяца общепроизводственные расходы по каждому цеху полностью включают в производственную себестоимость продукции (работ, услуг) основного и вспомогательных производств (Д-т 20, 23 К-т 25) и распределяют между видами изготавливаемой продукции пропорционально принятой базе распределения (например, основной заработной плате производственных рабочих).
Пример.
Общепроизводственные расходы составили в отчетном месяце 75 000 руб. На предприятии выпускается 2 вида изделий: А и Б. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:
по изд. А — 100 000 руб., по изд. Б — 150 000 руб.
Списать на себестоимость изделий и распределить между видами продукции общепроизводственные расходы пропорционально заработной плате производственных рабочих. Решение:
Определяем коэффициент распределения:
К = 75 000 руб.: (100 000 руб. + 150 000 руб.) = 0,3.
Распределяем общепроизводственные расходы между изделием А и Б:
изд. А — 100 000 руб. х 0,3 = 30 000 руб. Д-т 20 К-т 25, изд. Б — 150 000 руб. х 0,3 = 45 000 руб. Д-т 20 К-т 25.
Аналитический учет общепроизводственных расходов ведут в ведомости № 12 в разрезе статей затрат.
Синтетический учет ведут в журнале-ордере № 10 на основании данных ведомости № 12.
Учет общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы — расходы, не имеющие непосредственного отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом.
К общехозяйственным расходам относят:
Расходы на управление организацией:
· заработная плата аппарата управления;
· командировочные расходы;
· представительские расходы;
· содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;
· страховые взносы во внебюджетные фонды.
Прочие расходы:
· почтово-телефонные, телеграфные, типографские;
· расходы на содержание оргтехники;
· расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы;
· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
· расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);
· амортизация основных средств общехозяйственного назначения;
· расходы по подготовке кадров;
· проведение опытов, испытаний и др.
Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы».
По дебету счета 26 в течение месяца отражаются все расходы, относимые в состав общехозяйственных, с кредита различных счетов:
Д-т 26 К-т 10, 70, 69, 02, 71, 60, 76.
В конце месяца собранные общехозяйственные расходы подлежат полностью списанию на счет 20 и 23 и распределению между видами продукции, как правило, пропорционально принятой базе распределения:
Д-т 20, 23 К-т 26.
Остатка по счету 26 на конец месяца нет.
Пример.
Общехозяйственные расходы за месяц составили 99 750 руб. На предприятии выпускаются три вида продукции А, В, С. Сумма основной заработной платы производственных рабочих составила:
по изд. А — 300 000 руб.;
по изд. В — 250 000 руб.;
по изд. С — 500 000 руб.
Распределить общехозяйственные расходы между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих и списать на себестоимость изделий.
Решение:
Коэффициент распределения равен:
99 750: (300 000 + 250 000 + 500 000) = 0,095.
Распределяем расходы между видами продукции: изд. А — 300 000 х 0,095 = 28 500 Д-т 20 К-т 26; изд. В — 250 000 х 0,095 = 23 750 Д-т 20 К-т 26; изд. С — 500 000 х 0,095 = 47 500 Д-т 20 К-т 26.
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости N9 15 в разрезе статей затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц № 1,6, 9, листков-расшифровок по прочим расходам.
Объем общехозяйственных расходов не связан с объемом производства и в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют «некалькулируемые». Поэтому их могут относить, в отличие от всех прямых и косвенных (общепроизводственных) расходов, не только на производственные счета, но и сразу на счет 90 «Продажи», т. е. на уменьшение доходов от продажи в корреспонденции:
Д-т 90 К-т 26.
Применение такого метода списания общехозяйственных расходов целесообразно в организациях, осуществляющих производство и реализацию достаточно большой номенклатуры, что позволяет упростить учетный процесс по распределению общехозяйственных расходов.
Способ списания общехозяйственных расходов предприятие выбирает при формировании учетной политики на предстоящий год.
Учет представительских расходов
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, — это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.
К представительским расходам относят затраты:
- по проведению официального приема (завтрака, обеда) представителей;
- по транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно-зрелищных мероприятий;
- по буфетному обслуживанию во время переговоров.
Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных Советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.
Согласно гл. 25 НК РФ, норма для исчисления представительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.
Оправдательными документами могут служить договоры со сторонними организациями на предоставление соответствующего рода работ, платежные поручения, чеки ККМ и др.
Представительские расходы в бухгалтерском учете предприятия отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции:
Д-т 26 К-т 50, 71, 10, 70, 69.
Сумма представительских расходов включается в себестоимость продукции без НДС.
Весь НДС по представительским расходам относят на счет 19 «НДС по приобретенным ценностям», но возмещают из бюджета только ту часть налога, которая соответствует нормативной величине представительских расходов.
НДС по сверхнормативным расходам списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При этом сумма НДС по сверхнормативным расходам не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Бухгалтерские проводки:
Д-т 26 К-т 76 — отражены представительские расходы, понесенные предприятием;
Д-т 19 К-т 76 — учтен НДС по представительским расходам;
Д-т 76 К-т 51 (50) — оплачены расходы;
Д-т 68 К-т 19 — зачтен НДС, соответствующий нормативным представительским расходам;
Д-т 91 К-т 19 — списан НДС по сверхнормативным представительским расходам;
Д-т 90 К-т 26 — списаны представительские расходы на себестоимость продаж.
Пример
В первом полугодии ООО «Каскад» понесло расходы по транспортному обслуживанию делегации, прибывшей для ведения переговоров. Транспортные услуги составили 35 400 руб., включая НДС — 5400 руб. Расходы по оплате труда сотрудников ООО «Каскад» составили 300 000 руб.
Нормативная величина представительских расходов за первое полугодие составляет: 300 000 руб. х4% = 12 000 руб.
Сумма НДС, соответствующая нормативной величине представительских расходов, равна: 12 000 руб. х 18% = 2160 руб. Бухгалтерские записи:
Д-т 26 К-т 76 — 30 000 руб. — отражены транспортные услуги; Д-т 19 К-т 76 — 5400 руб. — НДС по оказанным услугам;
Д-т 76 К-т 51 — 35 400 руб. — оплачены транспортные услуги; Д-т 68 К-т 19 — 2160 руб. — возмещен из бюджета НДС, соответствующий нормативным представительским расходам;
Д-т 91 К-т 19 — 3240 руб. (5400 - 2160) — списан НДС по представительским расходам, превышающим норматив;
Д-т 90 К-т 26 — 30 000 руб. — списаны представительские расходы.
УЧЕТ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ
Расходы будущих периодов — затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Согласно приказа Минфина России от 24.12.2010 № 186н к расходам будущих периодов следует относить также средства, истраченные в связи с предстоящими работами по договору подряда (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных); арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда») или разовый фиксированный платеж за право использования в своей работе результаты интеллектуальной деятельности (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
Расходы будущих периодов учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов». В дебет активного счета 97 «Расходы будущих периодов» относят указанные расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 «Расходы на продажу». Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы определяются самими организациями.
Существует несколько способов списания расходов:
Арендная плата, перечисленная авансом в отчетном периоде, но относ
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!