Как вы думаете, почему Санкт-Петербург называют «Северной Венецией»? — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Как вы думаете, почему Санкт-Петербург называют «Северной Венецией»?

2020-05-07 281
Как вы думаете, почему Санкт-Петербург называют «Северной Венецией»? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

IV. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами

То – то, или, либо, то ли – то ли

ЗАДАНИЕ 18. Прочитайте предложения. Определите и запишите в скобках, какие союзы обозначаюта) чередование действий, какие – б) взаимоисключение и какие – в) предположение с оттенком неопределённости.

 

1. То мы идём на лекцию, то мы торопимся на семинар, то отрабатываем пропущенные занятия. (____)

2. С контрольной работой студенты справились плохо: то ли она была слишком трудная, то ли студенты не подготовились. (____)

3. Или он ничего не говорил, или он говорил слишком много. (____)

4. То он собирался поступить в Зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу. (____)

5. Либо я неправильно понял вопрос, либо ты его неправильно задал. (____)

ЗАДАНИЕ 19. Объедините группы простых предложений в одно сложное, выражающее:

а) чередование действий

1. Я сегодня был занят. Вместе с другом мы повторяли материал лекции. Я искал информацию в Интернете. ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Идёт дождь. Светит солнце. Дует холодный ветер. __________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Студент говорит по-русски правильно. Он делает ошибки. ___________________________

_____________________________________________________________________________

 

б) взаимоисключение

1. Я не прав. Она говорит неправду. _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Я постараюсь пообедать в перерыве между лекциями. Мне придётся идти в столовую после занятий. ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Вы будете соблюдать диету. Лечение будет неэффективным. _________________________

_____________________________________________________________________________

 

в) предположение с оттенком неопределённости

1. Студент остался в своей группе. Он перешёл в другую. ______________________________

_____________________________________________________________________________

2. (Всякое может быть). Такси опоздает. В городе будут пробки. Ещё что-нибудь. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. (Мы не знаем, что случилось). Он заболел. Он просто очень устал. ____________________

_____________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 20. Трансформируйте разделительные предложения в соединительные с союзом И.

1. То надо прочитать конспекты, то срочно реферат написать. __________________________

_____________________________________________________________________________

2. Может быть, Маша уже закончила лабораторную работу, а может быть, решила её проверить. ___________________________________________________________________

 

3. Или я выступлю на собрании, или Игорь выскажет своё мнение. _____________________

_____________________________________________________________________________

4. То звучит музыка, то слышны голоса людей. ______________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Всё его раздражало: то ли он не выспался, то ли ему не нравилась эта поездка. _________

_____________________________________________________________________________

6. То, глядишь, ножка у кресла сломана, то стекло на картине разбито. __________________

_____________________________________________________________________________

7.Падал как будто туман, или вдруг припускал косой, крупный дождь. __________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 21. Составьте предложения с союзами или, то – то, то ли – то ли.

1. _______ я должен подготовиться к экзамену за три дня, ____________________________.

2. _______ зачёты пора сдавать, ___________________________________________________.

3. _______ взяться за подготовку к конференции, ____________________________________.

4. _______ поехать домой, _______________________________________________________.

5. _______ отправиться на экскурсию в Москву, _____________________________________.

ЗАДАНИЕ 22. Прочитайте стихотворение. Найдите сложносочинённые предложения и определите в них значение союзов.

Не видно птиц. Покорно гаснет лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной.   Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождем осенним тлея, чернеет тёмная листва.   А в поле ветер. День холодный угрюм и свеж – и целый день скитаюсь я в степи свободной, вдали от сёл и деревень.                                          И. А. Бунин
ТЕМА 2. Отношения подчинения в сложном предложении. Сложные предложения со значением места и направления движения

 
S1 P1

 


                                                                                   ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

 
где, куда, откуда S2 P2

 


Задание 1. Прочитайте предложения, подчеркните конструкции, обозначающие место действия и направление движения.

1. Корабль двигался к крутому повороту реки.

Корабль двигался туда, где река делает крутой поворот.

2. На месте прежней маленькой деревни вырос современный город.

Там, где прежде была маленькая деревня, вырос современный город.

3. Делегация возвратилась оттуда, где ведётся крупное строительство.

Делегация возвратилась из района крупного строительства.

 

Задание 2. Восстановите предложения с помощью недостающих слов где, куда, откуда. Запомните указательные (находятся в главной части) и союзные (находятся в придаточной части) слова:

место – где?

направление – куда?

исходная точка – откуда?

там, везде, всюду,

ГДЕ

туда,

ГДЕ

оттуда,

ГДЕ
КУДА КУДА КУДА
ОТКУДА ОТКУДА ОТКУДА

1. Мы направились туда, ____________ вела дорога.

2. Он поехал учиться туда, ____________ учился его брат.

3. ____________ дождь, оттуда и снег.

4. ____________ ты, туда и я.

5. ____________ тонко, там и рвётся.

6. Хорошо там, ____________ нас нет.

7. ____________ бы мы ни были, везде нам улыбается удача.

8. Все посмотрели туда, ____________ вставало солнце.

9. Везде, ____________ бы я не приезжал, меня встречали радушно и дружелюбно.

Задание 3. Восстановите предложения с помощью недостающих слов: там, туда, оттуда, везде, всюду.

1. Мы остановились ____________, где дорога поворачивала налево.

2. Мы пошли ____________, куда нас повела тропинка.

3. Весёлый смех и крики слышались ____________, где играли дети.

4. Наши друзья неожиданно появились ____________, откуда мы их не ожидали.

5. Я сидел на балконе и смотрел ____________, где люди катались на лодках.

6. Все стали смотреть ____________, куда полетел воздушный шар.

7. ____________, где мы отдыхали, прекрасное озеро.

8. ____________, где мы были, нас приветливо встречали.

9. Где отвага, ____________ и победа.

 

Задание 4. Объедините простые предложения с помощью слов там, туда, оттуда и где, куда, откуда.

1. Он посмотрел на стол. На столе лежал анатомический атлас. _________________________ ________________________________________________________________________________

2. Нас попросили пройти в зал. В зал постепенно заходили все приглашённые на праздник. ________________________________________________________________________________

3. Студенты проходили практику в больнице. В больницу их направил декан. _____________ ________________________________________________________________________________

4. Он поднял голову и посмотрел в окно. Из окна лился свет. _______________________ ________________________________________________________________________________

5. Нет истины. Нет любви. _________________________________________________________

 

Задание 5. Закончите предложения.

1. Он посмотрел туда, где ________________________________________________________.

Он посмотрел туда, куда _______________________________________________________.

Он посмотрел туда, откуда _____________________________________________________.

 

2. Он жил там, где _______________________________________________________________.

Он жил там, куда ______________________________________________________________.

Он жил там, откуда ____________________________________________________________.

 

3. Все пошли туда, откуда ________________________________________________________.

Все пошли туда, куда __________________________________________________________.

Все пошли туда, где ___________________________________________________________.

Задание 6. Восстановите предложения, указав на место действия.

1. Чаще всего я возвращался, конечно, туда, ________________________________________.

2. Там, _________________________________________________, строится новая больница.

3. Письмо пришло оттуда, _______________________________________________________.

4. Хорошо жить там, ____________________________________________________________.

5. Мне хотелось уйти туда, _______________________________________________________.

6. Везде, ___________________________________________________, нас встречали друзья.

 

Задание 7. Завершите пословицы, соединив части сложного предложения из левого и правого столбцов.

1. Где много слов, а) там вырастет яблоня.
2. Смелый там найдёт, б) там мало мудрости.
3.   Куда иголка, в) её не ценят.
4.   Где упадёт яблоко, г) туда и нитка.
5.   Земля цветёт там, д) где есть герои.
6.   Там, где роза растёт, е) туда и глаз глядит.
7.   Куда сердце летит, ж) где робкий потеряет.

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте стихотворение. Найдите сложные предложения со значением направления движения.

Итак, поэт унылый мой!

Тот скоро час примчится,

Когда тебе с родной страной,

С друзьями должно разлучиться;

Лететь туда, куда ведёт

Рука судеб неумолимых;

Туда, где страшный гор хребет,

Среди степей необозримых…

Н. М. Языков

ТЕМА 3. Отношения подчинения в сложном предложении. Сложные предложения со значением времени

S1 P1
 

 

 


                                                                     КОГДА? С (ДО) КАКОГО ВРЕМЕНИ? КАК ДОЛГО?

 
S2 P2

 

 


Задание 1. Прочитайте предложения. Какие из них выражают одновременность (полную или частичную), а какие – разновременность? Объясните, по каким признакам вы это определили.

а)

1. Пока я буду готовить обед, ты сходишь в магазин.

2. В то время как по телевизору шёл новый фильм, мы были на занятиях.

3. В то время как фильм уже заканчивался, мы вернулись домой.

4. По мере того как он приближался к морю, становилось всё холоднее.

5. Когда они проводили эксперимент, неожиданно погас свет.

б)

6. Когда повышается температура, повышается давление любого газа.

7. Пока ребёнок находился в тяжёлом состоянии, врачи не отходили от его постели.

8. Когда человек страдает ожирением, дыхание у него затруднено.

9. Когда организм ослаблен, он плохо сопротивляется болезням.

10. По мере того как нормализуется сердечная недостаточность, состояние больного улучшается.

 

Задание 2. Восстановите предложения, используя союзы КОГДА, ПОКА, В ТО ВРЕМЯ КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК. Запомните:

когда 1) полная одновременность действий; 2) повторяемость действий;
пока 1) ограниченная одновременность (действие в придаточной части служит временнЫм пределом для действия в главной части); 2) полная одновременность (= когда);
в то время как сопоставление одновременных действий;
по мере того как постепенность одновременных действий

 

1. _______________ у больного появляются первые признаки гриппа, тогда необходимо немедленно обращаться к врачу.

2. Мы встали, ___________ всходило солнце.

3. ____________ приезжал брат, наша жизнь изменялась.

4. _____________ я играл в шахматы, товарищи смотрели телевизор.

5. __________________________ ему заваривали чай, он сидел и молчал.

6. _____________________ поезд приближался к станции, он уменьшал скорость.

7. _____________________ я узнавал этого человека, он всё больше нравился мне.

8. ___________________ мой друг на меня обижен, он со мной не разговаривает.

9. _________________ человек счастлив, он хочет поделиться своим счастьем с другими.

 

Задание 3. Восстановите предложения, выразив отношения:

а) совпадения действий по времени

1. Вчера, когда я ________________________ реферат, я ________________________ его новой информацией (переписывать – переписать; дополнять – дополнить).

2. Когда я ________________________ трудный текст, я ________________________ словарём (читать – прочитать; пользоваться – воспользоваться).

3. По мере того как ________________________ человеческая мысль, физический труд ________________________ умственным (развиваться – развиться; сменяться – смениться).

4. В то время когда мы ________________________ в лаборатории, наш преподаватель ________________________ контрольные работы (работать – поработать; проверять –проверить).

б) несовпадения действий по времени

1. Пока я ________________________ в больнице, мои товарищи _______________________ первый экзамен (лежать – полежать; сдавать – сдать).

2. Пока ты ________________________ текст, я ________________________ на несколько минут к товарищу (переводить – перевести; заходить – зайти).

3. Когда больной ________________________ в состоянии клинической смерти, врачи ________________________ непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких (находиться; начинать – начать).

4. В то время когда мы ________________________ с моря, солнце ________________________ (возвращаться – возвратиться; заходить – зайти).

5. Когда ________________________ функция поджелудочной железы, человек ________________________ диабетом (нарушен(-а,-о,-ы); страдать – пострадать).

Задание 4. Передайте содержание двух простых предложений одним сложным. Используйте нужные по смыслу союзы.

 

1. Я буду говорить с преподавателем. Я попрошу разрешения присутствовать на операциях. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Врач делает записи в истории болезни. Больной одевается после осмотра. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Мой брат закончил институт. Я учился на первом курсе. ____________________________ _____________________________________________________________________________

4. Было уже очень поздно. Мы вернулись домой. _____________________________________ _____________________________________________________________________________

5. Он читал. Его лицо становилось всё серьёзнее. ___________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 5. Закончите предложения.

1. Было ещё совсем рано, когда ____________________________________________________

2. Пока меня не было дома, _______________________________________________________

3. По мере того как я поправлялся после болезни, ____________________________________

 

Задание 6. Что вы скажете в следующих ситуациях? Используйте изученные конструкции времени.

 

1. Вы хотите позвонить по телефону. Предложите товарищу в это время купить газету. ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Посоветуйте товарищу, чтобы он, читая медицинские статьи, делал выписки. ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Объясните, что вы не можете уйти из лаборатории: вы ещё проводите эксперименты. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 7. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

1. Когда пьёшь воду, помни об источнике.

2. Пока можно договориться о мире, не стучись в двери войны.

3. Когда я ем, я глух и нем.

4. Пока трава подрастёт, много воды утечёт.

5. Когда дрова горят, тогда и кашу варят.

 

ЗАДАНИЕ 8. Прочитайте текст и озаглавьте его. Найдите и подчеркните сложные предложения со значением времени.

________________________

Пожилой мужчина с 20-летним сыном вошли в вагон поезда и заняли свои места. Молодой человек сел у окна. Когда поезд тронулся, он высунул руку в окно, чтобы почувствовать поток воздуха, и вдруг восхищённо закричал:

– Папа, видишь, все деревья идут назад!

Пожилой мужчина улыбнулся в ответ. Рядом с молодым человеком сидела супружеская пара. Они были удивлены тем, что юноша ведёт себя как маленький ребёнок. В то время когда они проезжали мимо озера, молодой человек снова закричал в восторге:

– Папа, видишь, озеро и животные! Облака едут вместе с поездом!

После того как юноша произнёс эти слова, соседи удивлённо переглянулись.

Когда пошёл дождь и капли дождя коснулись руки молодого человека, он воскликнул:

– Папа, идёт дождь, вода трогает меня! Видишь, папа?!

По мере того, как рос восторг молодого человека от поездки, росло и удивление супругов. Желая хоть чем-то помочь, они спросили пожилого мужчину:

– Почему Вы не отведёте сына в какую-нибудь клинику на консультацию? Пока он молод, ему ещё можно помочь.

Пожилой мужчина ответил:

– А мы только что из клиники. Сегодня мой сын обрёл зрение и впервые увидел мир.

 

ТЕМА 4. Выражение определительных отношений в сложном предложении

 

 

 


                                                                                          КАКОЙ?

 
который S2 P2

 

 


ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте предложения. Какое существительное из первой части сложного предложения заменено словом КОТОРЫЙ? Подчеркните его. Обратите внимание на род и падеж существительного.

1. Мы ходи́ли в теа́тр, кото́рый нахо́дится в це́нтре го́рода.

2. Я зна́ю студе́нта, кото́рый прекра́сно говори́т по-ру́сски.

3. Студе́нтка, кото́рая победила в конкурсе, у́чится в на́шей гру́ппе.

4. Он чита́ет письмо́, кото́рое получи́л от роди́телей.

5. Здесь живу́т студе́нты, кото́рые у́чатся на междунаро́дном факульте́те.

6. В аудито́рию вошёл студе́нт, кото́рого никто́ не зна́л.

7. Мы чита́ли текст, в кото́ром бы́ло мно́го незнако́мых слов.

8. Я купи́л автомобиль, о кото́ром давно́ мечта́л.

9. Друг, с которым я говорил по скайпу, живёт в Лива́не.

10. Я вы́учил русскую песню, которую очень любит мой отец.

11. Мы посмотрели спектакль, о котором говорил наш преподаватель.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте предложения. Найдите в каждом субъект (S) и предикат (P). Подчеркните S одной линией, P – двумя. Обратите внимание на место расположения слова КОТОРЫЙ и запятые.

1. В борьбе, которую ведут хирурги, умирают только больные.

2. Профессор, который читал лекцию, только что вышел из аудитории.

3. Студент, который систематически не посещал занятия, был отчислен.

4. Девушка, которая блестяще ответила на все вопросы, приехала из Ливии.

5. Врач, которого не любят пациенты, похож на полководца перед крепостью.

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте предложения. К какому слову относится КОТОРЫЙ? В каждом предложении найдите это слово, подчеркните и задайте соответствующий вопрос (переспросите). Запишите в виде короткого диалога по модели.

 

 

Модель:

– Никогда не спорь с человеком, который укладывает твой парашют.

– С каким человеком?

– С тем человеком, который укладывает твой парашют.

 

1. – Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

2. – На столе лежали инструменты, назначения которых я не знал.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

3. – Экзамен, который должен быть в среду, будет в пятницу.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

4. – Дом, в котором нет книги, подобен телу, в котором нет души.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

5. – Человек, о хитрости которого все знают, уже не хитрый.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

6. – Врач, который не любит пациентов, любопытный расспрашиватель.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

7. – Человек, который не знает своей истории, похож на дерево без корней.

– _________________________________________________________________________

– _________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. Объедините два простых предложения в одно сложное с помощью союзного слова КОТОРЫЙ. Где необходимо, используйте конструкцию ТОТ, КОТОРЫЙ. Обращайте внимание на формы рода, числа и падежа.

Модель: Я знаю одного человека. Один человек поступал в медицинскую академию 7 раз.

= Я знаю одного человека, который поступал в медицинскую академию 7 раз.

 

1. Мы смотрели новый фильм. Этот фильм нам очень понравился.

_____________________________________________________________________________

2. Я знаю одну девушку. Эта девушка хорошо поёт.

_____________________________________________________________________________

3. Где письмо? Письмо лежало в новой папке.

_____________________________________________________________________________

4. Мы ходили пешком в Ботанический сад. Ботанический сад находится на другом конце города. ______________________________________________________________________

5. В Симферополе живут иностранные студенты. Они приехали из разных стран.

_____________________________________________________________________________

6. В России производят дорогие смартфоны. У этих смартфонов есть два экрана.

_____________________________________________________________________________

7. Вы были вчера на концерте? Концерт проходил в Доме культуры.

_____________________________________________________________________________

8. Я перешёл в другую группу. В этой группе учатся мои друзья.

_____________________________________________________________________________

 

9. Я встретил интересного человека. Этот человек много знает, много видел.

_____________________________________________________________________________

10. Вы помните стихотворение Пушкина? Это стихотворение читал Махмуд.

_____________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 5. Трансформируйте сложное предложение по модели. Обратите внимание на изменение порядка слов.

Модель: Ник Вуйчич – человек, история которого потрясла мир.

           = Ник Вуйчич – человек, чья история потрясла мир.

 

1. Я должен посоветоваться с человеком, мнение которого очень важно для меня.

_________________________________________________________________________

2. С нами в группе учится студент, интеллект которого обладает огромной мощностью.

__________________________________________________________________________

3. Учёный, работы которого широко известны в мире, приедет в Крым с лекциями. ____

__________________________________________________________________________

4.  Те, возможности которых ограничены, не будут теми, права которых ущемлены.____

__________________________________________________________________________

5. Сергей Иванович Георгиевский, имя которого носит Медицинская академия в Крыму, во время второй мировой войны принимал участие в боевых действиях и участвовал в освобождении Манчжурии и Кореи. _________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Конференция посвящена наследию Николая Ивановича Пирогова, вклад которого в медицинскую науку поистине колоссален. ___________________________________

__________________________________________________________________________

7. Императрица Екатерина II, правление которой было мудрым и успешным, вошла в историю как Екатерина Великая. ____________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Президент – это человек, авторитет которого незыблем. __________________________

__________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте отрывок стихотворения. Подчеркните определяемые слова.

 

Дом, который построил Джек   Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это весёлая птица-синица, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек.   Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. Вот пёс без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в тёмном чулане хранится В доме, который построил Джек. С. Я. Маршак  

Задание 7. Прочитайте следующие пары предложений. Подчеркните слова, которые повторяются в обоих предложениях. Проанализируйте, как два простых предложения из левой колонки соединяются в одно. В новом предложении подчеркните слово, к которому относится выделенный причастный оборот.

 

1. Некоторые вещества состоят из атомов одного вида. Эти вещества называются простыми.                           какие? = 1. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми.
2. Студент изучал русский язык в университете. Он хорошо говорит по-русски.                                 какой? = 2. Студент, изучавший русский язык в университете, хорошо говорит по-русски.
3. Мы прочитали статью. Эта статья рассказывает об истории Симферополя.                                                    какую? = 3. Мы прочитали статью, рассказывающую об истории Симферополя.

Задание 8. Прочитайте пары предложений, подчеркните в обоих предложениях имена существительные и замещающие их местоимения. Соедините пары предложений, используя причастия в правильной форме. Следите за порядком слов в предложении.

 

1. Вчера у нас в гостях был приятель. Он приехал недавно с родины. __________________ ___________________________________________________________________________

2. Мне надо отдать деньги подруге. Она купила мне словарь._________________________ ___________________________________________________________________________

3. В зале сидели студенты. Они поступили в этом году в наш институт. ________________ ___________________________________________________________________________

4. Некоторые студенты уже уехали на каникулы. Они сдали все экзамены досрочно. _____ ___________________________________________________________________________

5. Моя подруга хочет поступить на медицинский факультет. Она закончила школу с золотой медалью. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

6. Приятель рассказал мне о последних событиях в нашей стране. Он получил письмо. ___ ___________________________________________________________________________

7. Мы прочитали статью. Она рассказывает об исторических памятниках этого города. ___________________________________________________________________________

8. У меня есть товарищ. Он хорошо играет на гитаре и мечтает стать артистом. ___________________________________________________________________________

9. Эпителий вырабатывает гормоны. Эти гормоны участвуют в обмене веществ. ___________________________________________________________________________

10. Мембрана ядра представляет собой тонкую оболочку. Эта оболочка состоит из внутренней и наружной мембран. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________

11. Эндоплазматический ретикулум – это паспортная система. Она выполняет передвижение веществ в клетку и из клетки. _____________________________________ ___________________________________________________________________________

 

Задание 9. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по модели.

а) Модель: Студент решает задачу.

             – Студент, решающий задачу... – Задача, решаемая студентом...

1. Переводчик переводит статью.

– Переводчик, ____________________________ – Статья, ____________________________

2. Дедушка любит внучку.

– Дедушка, ______________________________ – Внучка, _____________________________

3. Преподаватель проверяет контрольную работу.

– Преподаватель, ______________________ – Контрольная работа, ____________________

4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.

– Грудная клетка, ________________________ – Сердце и лёгкие, ______________________

5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.

– Щитовидная железа, _____________________ – Гормоны, __________________________

 

б) Модель: Студент прочитал статью.

              – Студент, прочитавший статью,... – Статья, прочитанная студентом,...

 

1. Человек сделал работу.

– Человек, __________________________ – Работа, ______________________________

2. Рабочие построили здание.

– Рабочие, ___________________________ – Здание, _____________________________

3. Студенты сдали экзамен.

– Студенты, __________________________ – Экзамен, ___________________________

4. Мальчик закрыл окно.

– Мальчик, ___________________________ – Окно, _______________________________

5. Друзья рассказали историю.

– Друзья, ______________________________ – История, ___________________________

6. Студенты организовали вечер.

– Студенты, ___________________________ – Вечер, _____________________________

7. Больной вызвал врача.

– Больной, _____________________________ – Врач, _____________________________

8. Врач прооперировал больную.

– Врач, ________________________________ – Больная, __________________________

9. Учёные получили новое вещество.

– Учёные, _____________________________ – Вещество, _________________________

10. Клетки выделили вещество.

– Клетки, ____________________________ – Вещество, __________________________

 

ЗАДАНИЕ 10. Прочитайте текст, вставляя слово КОТОРЫЙ в нужной форме.

Софья Ковалевская

В доме, ______________ принадлежал известному генералу, шёл ремонт. Но в одной комнате, ______________ называлась детской, обоев не хватало. Одну стену решили заклеить бумагой, ______________ были написаны лекции по высшей математике, ______________ когда-то в молодости увлекался генерал. Соня, дочь генерала, ______________ жила в детской, часами стояла у стены и смотрела на непонятные формулы, слова и фразы.

Когда девочка стала старше, она выучила наизусть все формулы, ______________ были на стене. А домашние учителя, ______________ учили Соню, удивлялись её математическим способностям. Позже Софья Ковалевская станет великим математиком.

ТЕМА 5. Выражение объектных отношений в сложном предложении

 

 

 


                                                                                          О ЧЁМ? О КОМ? и пр.

 
S2 P2

 

 


Задание 1. В следующих предложениях задайте вопрос от выделенных глаголов и запишите его в скобках.

1. Профессор рассказал (___________) о своей большой занятости. 1. Профессор рассказал (___________), что он очень занят.
2. Преподаватель сообщил (___________) об успешно прошедшей олимпиаде. 2. Преподаватель сообщил (___________), что олимпиада прошла успешно.
3. Мальчик уверял (___________) в своей невиновности. 3. Мальчик уверял (___________), что он не виновен.

 

Задание 2. Сложные предложения трансформируйте в простые по модели.

Модель: Дочь сказала, что купила учебник. = Дочь сказала о покупке учебника.

1. На заседании говорили, что необходимо создать благоприятные условия для новых исследований. = ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

2. В библиотеке сказали, что поступили новые книги. = ________________________________

________________________________________________________________________________

3. Декан сообщил родителям, что их сын пропускает занятия. = _________________________

________________________________________________________________________________

4. Сын прошептал, что родителей вызывают в школу. = ________________________________

________________________________________________________________________________

5. Девочка едва вымолвила, что очень устала. = _______________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Простые предложения трансформируйте в сложные по модели.

Модель: Дочь сказала о покупке учебника. = Дочь сказала, что купила учебник.

1. Деканат предупредил студентов о предстоящей экскурсии. = _______________________

________________________________________________________________________________

2. Декан напомнил студентам о приближении модуля. = _______________________________

________________________________________________________________________________

3. Сын заявил о своём желании работать. = ___________________________________________

________________________________________________________________________________

4. Друзья договорились о скорой встрече. = __________________________________________

________________________________________________________________________________

 

5. По радио объявили о надвигающемся наводнении. = ________________________________

________________________________________________________________________________

6. Ребята проговорились о готовящемся сюрпризе. = __________________________________

________________________________________________________________________________

7. Учёный рассказывал о необходимости бережного обращения с природными ресурсами. =

________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Прочитайте предложения и подчеркните глаголы, передающие значениеречи, мысли и чувства (информативность) одной чертой (–) и значение волеизъявления (желания, требования, советы) двумя чертами (=).

1. Меня предупредили, что надо прийти утром. 1. Меня предупредили, чтобы я пришел утром.
2. Библиотекарь напомнила, что я завтра должен вернуть книгу. 2. Библиотекарь напомнила, чтобы я завтра вернул книгу.
3. Врач сказал, что больной сделал анализ крови. 3. Врач сказал, чтобы больной сделал анализ крови.
4. Необходимо знать, что антибиотики принимают только по назначению врача. 4. Необходимо, чтобы антибиотики принимали только по назначению врача.
5. Врач просил пациента регулярно принимать лекарство. 5. Врач просил пациента, чтобы он регулярно принимал лекарство.
6. Знакомые советовали мне обязательно съездить в Новгород. 6. Знакомые советовали мне, чтобы я обязательно съездил в Новгород.
7. Учитель приказал ребятам собраться у школы перед началом уроков. 7. Учитель приказал ребятам, чтобы они собрались у школы перед началом уроков.

Задание 5. Трансформируйте простые предложения в сложные.

 

1. Студенты попросили разрешить им сдать первый экзамен в мае. _____________________

_____________________________________________________________________________

2. Дети попросили тренера разрешить им ещё немного поплавать в бассейне. ____________

_____________________________________________________________________________

3. Библиотекарь требовал вернуть эту книгу сегодня же. ______________________________

_____________________________________________________________________________

4. Лаборант предложил аспиранту воспользоваться для опыта новым оборудованием. _____

_____________________________________________________________________________

5. Экскурсовод посоветовал туристам зайти в музей ещё раз. __________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задание 6. Трансформируйте сложные предложения в простые.

1. Преподаватель попросил, чтобы я завтра выступил на семинаре._


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.362 с.