Выявление лидерских качеств методика «лидер» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Выявление лидерских качеств методика «лидер»

2020-05-07 398
Выявление лидерских качеств методика «лидер» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лидерство и руководство

 

Лидер _ авторитарный член группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в различных ситуациях. Авторитет лидера имеет неформальный характер. Руководитель – лицо, на которого официально возложены функции управления коллективом, которое несет юридическую ответственность за деятельность группы. Единство лидерства и руководства в оказании ведущего влияния на группу. Различия в том, что лидер действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений. Руководство – более стабильное явление. Главное отличие в том, что лидер – всегда авторитетен, а иначе он не будет лидером. Руководитель может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет – это особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению направлять поступки и мысли других людей. Психологические черты лидера: искусство убеждения, благородство, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, справедливость, искренность, харизма и т.п. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Компонентами лидерства являются: деловое лидерство, эмоциональное, информационное. В зависимости от направления влияния различают: конструктивное, деструктивное и нейтральное лидерство. Типы лидеров: «вожак», «лидер», «ситуативный лидер». Управленческими функциями принято считать: планирование, организация, мотивация, контроль. Индивидуальные факторы управления группой: умение рационально распределять свои силы, умение влиять на членов группы, использовать гибкие стратегии деятельности, умение решать проблемы по мере их поступления.

Самостоятельная работа

1. Объясните понятия лидер и руководитель. В чем единство этих понятий, а в чем различие?

2. Какова роль авторитета в лидерстве и руководстве?

3. Охарактеризуйте стили лидерства и типы лидеров.

4. Каковы индивидуальные факторы эффективного управления группой?

5. Каковы индивидуальные психологические черты лидера? Что такое харизма?

6. Кого из выдающихся деятелей прошлого и настоящего можно назвать харизматичными личностями? Почему?

7. Можно ли дать характеристику преподавателю с использованием анализа его основных управленческих функций? Обоснуйте свой ответ.

Проверочный тест «Лидерство и руководство»

 

1. Авторитетный член группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в различных ситуациях группы.

а) лидер

б) руководитель

в) авторитет

2. Может обладать авторитетом, а может и не обладать им совсем….

А) лидер

Б) руководитель

3. Лицо, на которого официально возложены функции управления коллективом:

а) лидер

б) руководитель

в) авторитет

4. Авторитет, которого человек достигает с помощью ухищрений и лицемерия:

А) ложный

Б) подлинный

5. Исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих людей:

А) беспристрастность

Б) искренность

В) справедливость

Г) харизма

6. Одна из управленческих функций, которая представляет четкое распределение обязанностей между людьми, определение полномочий, ответственности, инструктажи, вопросы дисциплины:.

А) планирование

Б) организация деятельности

В) контроль

7. Основная функция контроля:

А) улучшение деятельности группы

Б) ухудшение психологического климата в группе

 

 

Стресс

 

Стресс (от англ. Stress –– давление, напряжение) –– термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс».

О том, что стрессы стали бедой очень и очень многих, говорят исследования. Результаты этих исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% –– серьёзными заболеваниями. При этом скрыть своё стрессовое состояние практически невозможно. Уточним, что организму вреден не сам по себе стресс (в конце концов положительные эмоции человека тоже связаны со стрессом), а его чрезмерная интенсивность.Признаки стрессового напряжения: лицо становится сумрачным; губы сжимаются; голова уходит в плечи; мышцы напряжены до боли, вспотевшие ладони; частое сердцебиение; появление пота; сводит желудок; пересыхает во рту; трудно глотать; перехватывает дыхание; лицо краснеет или бледнеет; зрачки расширяются; возрастает кровяное давление; мышцы напряжены; возникает ощущение подавленности.Причины стрессового напряжения: необходимость делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, дефицит времени, постоянные конфликты; ощущение неудовлетворённости жизнью, долги, комплекс неполноценности. Длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения психосоматических заболеваний: инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, мигрень, умственные расстройства, высокая степень тревожности и т. п. Повседневная профилактика стресса. Подсчитано, что причины болезней на 30 –– 40 процентов относятся к природе, к судьбе (генетика, несчастные случаи, экология), а остальное зависит от самого человека –– от его общей и медицинской культуры, осознания необходимости профилактики питания, режима труда, отдыха и т. д. Удивительно, сколько времени люди уделяют своему автомобилю, мебели, чему угодно –– только не своему телу, организму, своему психологическому состоянию. Но начать серьёзно относиться к своему здоровью, к своим «нервам» –– никогда не поздно. Попытайтесь выяснить причины стресса.Не забывайте хвалить себя (это создаёт необходимый душевный настрой, укрепляет веру в собственные силы).Осваивайте методы релаксации. Релаксация- это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами, а это уже немало. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями. Способы выхода из стрессовых ситуаций: Не следует принимать никаких решений (исключение стихийное бедствие, спасение жизни). Сосчитать до 10. Вдох через нос и задержка дыхания. Медленный выдох через нос. Сосредоточиться на ощущениях связанных с дыханием. Остаться побыть одному. Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. Медленно осмотреть помещение, мысленно описать помещение, внешний вид предметов. Посмотрите в окно, на небо. Постарайтесь увидеть, как прекрасен мир. Медленно и сосредоточенно выпейте стакан воды. Сосредоточьтесь на ощущениях, когда вода будет течь по горлу. Сделайте наклоны. Не забывайте поговорку, что «Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми». Помните, что самое важное в жизни –– это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру. Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.Вывод: каждый человек обладает способностью АУТОРЕГУЛЯЦИИ –– нужно лишь уметь своевременно воспользоваться ею. Человек не беспомощен перед стрессом.

 

Практическое задание:

1. Определение умения справляться со стрессом.

2. Исследование уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессовых ситуациях.

 

Методика определения нервно-психической устойчивости

«Прогноз»

 

Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для выявления нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации человека в стрессовых ситуациях.

 

Инструкция:

 

На каждое утверждение вы должны ответить «да» или «нет». «Правильных» и «неправильных ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать. Отвечайте исходя из того, что больше подходит вашему состоянию или представлению о себе.

 

Текст опросника.

 

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях. 13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Пищевые расстройства у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким..

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, т. к. боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно, часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства. 82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

 

 

Обработка данных.

 

Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов, соответствующих "ключу": "

 

ДА" - вопросы: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

 

"НЕТ" - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38,39,46,49,54,55,58,61,68.

 

Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:

 

"ДА" - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

 

Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.

 

Интерпретация результатов.

 

Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов.

 

Заключение и рекомендации  
29 и более Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.
14-28 Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.
13 и менее Нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Самостоятельная работа

 

1. В чём разница между стрессом и дистрессом?

2. Назовите признаки стрессового напряжения.

3. Какие причины могут вызвать стресс?

4. Расскажите о физиологических механизмах стресса.

5. Что вы знаете о психосоматических заболеваниях?

6. Проанализируйте влияние стрессовых ситуаций на производительность труда и самочувствие во время работы.

7. Приведите примеры повседневной профилактики стресса.

 

 

Лидерство и руководство

 

Лидер _ авторитарный член группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в различных ситуациях. Авторитет лидера имеет неформальный характер. Руководитель – лицо, на которого официально возложены функции управления коллективом, которое несет юридическую ответственность за деятельность группы. Единство лидерства и руководства в оказании ведущего влияния на группу. Различия в том, что лидер действует в системе неформальных отношений, а руководитель – в системе формальных отношений. Руководство – более стабильное явление. Главное отличие в том, что лидер – всегда авторитетен, а иначе он не будет лидером. Руководитель может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. Авторитет – это особый вид влияния на людей, который выражается в способности человека, не прибегая к принуждению направлять поступки и мысли других людей. Психологические черты лидера: искусство убеждения, благородство, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, справедливость, искренность, харизма и т.п. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. Компонентами лидерства являются: деловое лидерство, эмоциональное, информационное. В зависимости от направления влияния различают: конструктивное, деструктивное и нейтральное лидерство. Типы лидеров: «вожак», «лидер», «ситуативный лидер». Управленческими функциями принято считать: планирование, организация, мотивация, контроль. Индивидуальные факторы управления группой: умение рационально распределять свои силы, умение влиять на членов группы, использовать гибкие стратегии деятельности, умение решать проблемы по мере их поступления.

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЕТОДИКА «ЛИДЕР»

 

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике необходимо ответить на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответов необходимо выбрать и отметить только одинг.

Текст опросника.

 

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да б) нет

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей, равных вам по статусу, занимают более высокое положение в обществе, чем вы?

А) да б) нет

3. Находясь на собрании людей, равных вам по статусу, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А)да б) нет

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) да б) нет

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого то в чем то?

А) да б) нет

6. Случалось ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) да б) нет

7. Согласны ли вы с утверждением, «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»

А) да б) нет

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную или учебную активность?

А) да б) нет

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) да б) нет

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А) да б) нет

11. Стараетесь ли вы занимать за столом на собрании, в компании такое место, которое позволило бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) да б) нет

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) да б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

А) да б) нет

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

А) да б) нет

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией людей?

А) да б) нет

16. Если то, что вы наметили не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, что ответственность возложат на кого–нибудь другого;

Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете это дело до конца.

 

17. Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит и лично учавствовать в нем.

Б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и необязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми

Б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да б) нет

20. Когда вы были ребенком, часто ли сталкивались с властностью своего отца?

А) да б) нет

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) да б) нет

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас.

Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе» Справедлива ли она?

А) да б) нет

24. Считаете ли вы себя чловеком, оказывающим влияние на других?

А) ДА Б) НЕТ

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) да б) нет

26. Кто с вашей точки зрения истинный лидер?

А) самый компетентный человек

Б) тот у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и оценить по достоинству людей?

А) да б) нет

28. Уважаете ли вы дисциплину?

А) да б) нет

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтителен?

А) тот, кто решает все сам

Б) тот, кто всегда советуется и прислушивается к мнению других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы учитесь?

А) коллегиальный

Б) авторитарный

31. Часто ли у вас складывается мнение, что другие вами злоупотребляют?

А) да б) нет

32. Какой из следующих двух портретов больше напоминает вас?

) А) человек с громким голосом, выразительными жестами, который за словом в карман не полезет.

Б) человек со спокойным тихим голосом, сдержанный, задумчивый

33. Как вы поведете себя на собрании или совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?

А) промолчу

Б) буду отстаивать свое мнение

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым щанимаетесь?

А) да б) нет

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое либо важное дело?

А) да б) нет

36. Что бы вы предпочли?

А) работать под руководством хорошего человека?

Б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению «Для того \. Чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»

А) согласен б) не согласен

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием других людей, а не исходя из собственной потребности?

А) да б) нет

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

А) да б) нет

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

А) у меня опускаются руки

Б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают? А) да б) нет

 

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

А) да б) нет

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизацию вашего учебного заведения?

А) введу нужные изменения немедленно

Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если вам это необходимо?

А) да б) нет

45. Согласны ли вы с утверждением «Чтобы быть счастливым надо жить незаметно»

А) да б) нет

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать в жизни что-то выдающееся

А) да б) нет

47. Кем вы предпочли бы стать?

А) художником поэтом композитором ученым

Б) выдающимся руководителем политическим деятелем

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

А) могучую и торжественную

Б) тихую и лирическую

49. Испытываете ли вы волнение ожидая встречи с важными и известными людьми?

А) да б) нет

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей чем ваша?

А) да б) нет

 

Оценка результатов и выводы.

 

В СООТВЕТСТВИИ СО СЛЕДУЮЩИМ КЛЮЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СУММА БАЛЛОВ.

 

Ключ.

 

1а. 2а. 3б.4а. 5а.6б. 7а. 8б.9б.10а. 12а. 13б. 14б. 15а. 16б. 17б. 18б. 19б. 20а. 21а. 22а. 23а. 24а. 25 б. 26а. 27б. 28а. 29б. 30б. 31а. 32а. 33б. 34а. 35б. 36б. 37 а. 38б. 39а. 40б. 41а. 42а. 43а. 44а. 45б. 46а. 47б. 48а. 49б. 50б.

 

За каждый ответ, совпадающий с ключем, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

 

До 25 б. – качества лидера выражены слабо

26-35 – качества лидера выражены средне

36-40 б.- лидерские качества выражены сильно

Более 40 – данный человек как лидер, склонен к диктату.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.