Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2020-04-03 | 101 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
Утверждено на заседании УМС факультета Утверждено на заседании кафедры
Протокол №___от _____________________ Протокол №__от _______________
Декан факультета _____________________ Зав. кафедрой _________________
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Отечественная история
(наименование)
Специальность (направление) «Экономика»
Составил: к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории Сат Алина Кара-ооловна
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Цели и задачи курса………………………………………………………………..….3
1.2.Требования к уровню освоения содержания курса ……………………………...… 3
1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……….…..…4
1.4. Учебно-тематический план…………………………………………………….….....5
1.5.Программа курса…………………………………………………………………....….6
2. Теоретический блок …………………………………………………………….…....13
3. Практический блок …………………………………………………………………..18
3.1.Темы семинарских занятий ……………………………………………………...….18
Оценочно-диагностические средства и контрольно-измерительные
материалы ……………………………………………………………………………….21
4.1.Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………………….21
4.2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций …………………………….............................23
|
5. Методический блок ………………………………………………………….……..42
5.1.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания
по их выполнению ……………………………………………………………………….42
5.2. Методические указания по написанию рефератов………………………………..42
5.2.1. Работа с книгой…………………………………………………………………….42
5.2.2. Реферирование литературы ………………………………………………………43
5.3. Темы рефератов ……………………………………………………………………..44
5.4. Методические указания студентам ……………………………………………...…45
5.6. Методические рекомендации преподавателям ……………………………………55
6. Учебно-методическое обеспечение
6.1. Литература……………………………………………………………………………56
6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………58
Нормативный блок
Программа курса «Отечественная история» предназначена для студентов I курса неисторических факультетов Тывинского государственного университета очной формы обучения. Она разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Выписка из Государственного образовательного стандарта по дисциплине «История»: сущность, формы, функции исторического знания; …Древнерусское государство; Складывание Московского государства; …Смутное время в России; …Особенности российской модернизации в XVIII в.; …Пути развития России в XIX-XX вв.
Цели и задачи курса
Цели курса: дать научное представление об основных этапах и содержании отечественной истории, овладеть теоретическими основами и методологией ее изучения.
Задачи курса:
народа;
|
Требования к уровню освоения содержания курса
Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен иметь навыки:
· работы с основными видами исторических источников;
· культуры устной и письменной речи;
· введения дискуссии по «сквозным» темам курса;
· самостоятельной постановки исследовательской проблемы.
1.3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля
Вид учебной работы
Программа курса
Тема № 1. История как наука и учебная дисциплина.
История - как наука и учебная дисциплина. Сущность, формы, функции исторического знания. Специфика исторического знания. Категории исторического знания: «историческое время», «исторический факт», «исторический источник». Образовательная и воспитательная функции истории.
|
Понятие и классификация исторических источников. Основные группы источников. Методология исторической науки. Основные концепции исторического процесса. Периодизация и историография Отечественной истории.
Теоретический блок
Тема № 1. История как наука и учебная дисциплина.
1. История - как наука и учебная дисциплина.
2. Сущность, формы, функции исторического знания.
3. Понятие и классификация исторических источников.
4. Основные группы источников.
5. Методология исторической науки.
6. Периодизация и историография Отечественной истории.
Практический блок
3.1. Темы семинарских занятий
Одной из форм самостоятельного изучения студентами курса «Отечественная история» является подготовка и участие в семинарских занятиях. Семинарские занятия являются (так же, как и лекции) обязательной формой учебного процесса при изучении курса. Для студентов могут быть рекомендованы следующие примерные темы семинарских занятий:
Тесты
Проверочная работа
Вариант 1.
1. В период двоецарствия в России на престол были возведены:
а) Ирина и Борис Годуновы; в) Софья и Федор;
б) Софья и Наталья Кирилловна Нарышкина; г) Иван и Петр.
2. Россия провозглашена империей при:
а) Иване IV Грозном; в) Павле I;
б) Екатерине Великой; г) Петре I.
3. Устав о наследии престола, изданный Петром Великим в 1722 г., предусматривал:
а) назначение только прямых наследников по мужской линии;
б) назначение на престол Екатерины I;
в) назначение наследника по усмотрению царствующего императора;
г) назначение как мужчин, так и женщин из рода Романовых.
4. «В 16 день...года моя крепость заложена и именована в Санкт-Петербурх», - записал в военном журнале царь Петр I:
а) 1709 г.; в) 1703 г.;
б) 1705 г.; г) 1700 г..
|
5. Должность прокурора во всех центральных учреждениях была введена Петром I:
а) 12 января 1722 г.; в) 23 января 1724 г.;
б) 16 декабря 1724 г.; г) 3 июня 1724 г.
6. Получившая от Петра I в частные руки завод, эта семья позднее стала известна всей России своей предпринимательской деятельностью:
а) Кузнецовы; в) Елисеевы;
б) Бахрушины; г) Демидовы.
7. Решением Сената и Священного Синода Петр I получил титул императора в:
а) 1711 г.; в) 1709 г.;
б) 1721 г.; г) 1718 г.
8. Первым русским фельдмаршалом в 1709 г. стал:
а) А.Д. Меншиков; в) Б.П.Шереметев;
б) Ф.Я. Лефорт; г) Петр I.
9. «Счисление лет производить не от сотворения мира, а от рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января» было велено указом:
а) Анны Иоанновны; в) Елизаветы Петровны;
б) Екатерины I; г) Петра I.
10. Первая в России печатная газета «Ведомости» стала издаваться при Петре I:
а) 1712 г.; в) 1702 г.;
б) 1725 г.; г) 1720 г.
Вариант 2
1. Россия была провозглашена империей в:
а) 1722 в) 1718
б) 1721 г) 1725
2. После реформ Петра I в государственном правлении России имелись:
а) Земский собор и приказы; в) Сенат и коллегии;
б) комитеты и ведомства; г) Государственный совет и министерства.
3. Какие изменения в системе государственной власти во второй половине 17 века способствовали переходу к абсолютизму:
а) прекращение созывов Земских соборов, объединение некоторых приказов, зарождение политического сыска, отмена местничества
б) увеличение влияния Земских соборов и Боярской Думы, упадок приказной системы
в) появление новых органов самоуправления, земских учреждений, местных управ
г) увеличение влияния Земских соборов в ущерб влиянию боярства, упразднение приказов
4. Сенат был образован в:
а) 1689 г. б) 1704 г.
в) 1711 г. г) 1718 г.
5. Петровский указ 1714 года о единонаследии:
а) уравнивал дворянское поместье в правах с вотчинами;
б) упразднял должность патриарха;
в) относился к наследованию царского престола;
г) давал возможность получения офицерского чина.
|
6. Петровский абсолютизм - это:
а) чиновничье-дворянская монархия с неограниченной властью императора;
б) ликвидация органов сословного представительства;
в) полное подчинение церкви светской власти;
г) самодержавно-дворянское управление.
7. Целью «Великого посольства» (1697-1698 гг.) было:
а) заключение военных договоров с Турцией;
б) попытка породниться с королевскими домами Европы;
в) перенесение центра тяжести во внешней политике России на Запад;
г) изучение европейского опыта во всех областях науки.
8. Подушную подать платили:
а) крестьяне и посадские люди;
б) дворянство и духовенство;
в) все население страны.
9. Наиболее характерное явление в экономике России к 17 - первой четверти 18 века:
а) значительный рост крупной мануфактурной промышленности;
б) сохранение феодально-крепостнических отношений;
в) развитие внутренней и внешней торговли;
г) проведение политики меркантилизма.
10. Петром I была введена система комплектования армии на основе:
а) всеобщей воинской повинности; в) добровольности;
б) военных поселений; г) рекрутских наборов.
Контрольный тест
Российская империя в XIX в.
Часть А.
1. В начале XIX в. в России были учреждены …
а) Коллегии; в) Министерства;
б) Наркоматы; г) Приказы.
2. Свод законов Российской империи по распоряжению императора Николая I составлял:
а) Е.Ф.Канкрин; в) М.М.Сперанский;
б) А.А.Аракчеев; г) П.Д.Киселев
3. Отечественная война России с Наполеоном была при:
а) Елизавете Петровне в 1751 г.; в) при Николае I в 1854 г.;
б) при Александре I в 1812 г.; г) при Павле I в 1800 г..
4. На какой территории Российской империи в 1-й четверти XIX в. действовала Конституция?
а) в Бессарабии; в) в Польше;
б) в Грузии; г) в Сибири;
5. Каковы признаки абсолютизма в России?:
а) деспотическая власть царя, создание тайной полиции, огромная роль Сената;
б) неограниченная власть самодержца, подчинение церкви государству, огромный бюрократический аппарат, сильная армия;
в) власть дворян над крестьянством, передача престола от отца к сыну, подавление инакомыслия;
г) выборность монарха, наличие Боярской думы, приказная система управления.
6. Собственная Его Императорского Величества канцелярия — это:
а) учреждение, возглавлявшее всю систему центральных органов власти;
б) личная канцелярия Петра I;
в) тайная полиция Николая I;
г) бывший Государственный Совет.
7. Отмена крепостного права в России произошла:
а) при Петре I в 1710 г.; в) при Александре I в 1822 г.;
б) при Екатерина Великой; г) при Александре II в 1861 г.
8. Подушная подать была заменена в России подоходным налогом:
а) при Петре I (с 1717 г.); в) при Александре III (с 1883 г.);
б) при Екатерине Великой (в 1775 г.); г) в годы советской власти (с 1927 г.).
9. Одним из основных положений теории революционного народничества в России являлся тезис…
а) Россия перейдет к социализму, миновав капитализм;
б) Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму;
в) идеальная форма правления для России – конституционная монархия.
10. Элементом реформы С.Ю. Витте является:
а) введение жесткого соотношения между серебряным рублем и ассигнацией;
б) ужесточение финансовой политики по отношению к иностранному инвестиционному капиталу в России;
в) введение золотой монеты как основы кредитной системы;
г) передача изготовления спирта и водки в частные руки.
11. Подход в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса был характерен для историков:
а) народников; в) славянофилов;
б) монархистов; г) западников.
12. Россия не вела войн в период правления:
а) Александра III; в) Николая I;
б) Александра I; г) Павла I.
13. Руководителем организации «Земля и воля» в 1876-1879 гг. был:
а) А.И. Герцен; в) Н.Г.Чернышевский;
б) Н.П. Огарев; г) Г.Г.Плеханов.
14. Печально известный циркуляр «О кухаркиных детях» был издан в:
а) 1884 г.; в) 1887 г.;
б) 1882 г.; г) 1892 г.
15. Манифест Александра I о присоединении Восточной Грузии к России был издан в:
а) 1812 г.; в) 1820 г.;
б) 1801 г.; г) 1804 г.
16. Какой части населения русской деревни касались реформы П.Д. Киселева:
а) крепостных пашенных крестьян; в) крепостных дворовых крестьян;
б) государственных крестьян; г) жителей военных поселений.
17. Финляндия и Аланские острова отходили к России по условиям:
а) Тильзитского мирного договора; в) Фридрихсгамского мирного договора;
б) Бухарестского мирного договора; г) Эрфрутской союзной конвенции.
8. В Крымской войне 1853-1856 гг. в противостоящую России коалицию государств входили:
а) Франция, Персия, Турция; в) Персия, Пруссия, Англия;
б) Пруссия, Персия, Турция; г) Турция, Англия, Франция.
19. Сущность Восточного вопроса заключается:
а) в споре ведущих держав по поводу Дальневосточных земель;
б) в борьбе Англии и России из-за Кавказа и Средней Азии;
в) речь идет о землях подвластных Османской империи;
г) речь идет о земельных приобретениях в Корее и Китае.
Часть В.
1. Соотнесите дату:
1) 1803 г.;
2) 1837-1841 гг.;
3) 1842 г.;
4) 1861 г.
и соответствующий ей этап развития крестьянского вопроса в России в XIX в.:
А) Проведение реформы управления государственных крестьян П.Д. Киселева.
В) Отмена крепостного права.
С) Указ «о вольных хлебопашцах».
2. К периоду правления Александра I относится 3 события:
а) Указ об «обязанных крестьянах»;
б) кодификация законов;
в) Указ «о вольных хлебопашцах»;
г) Учреждение министерств, Комитета министров, Государственного Совета;
б) Создание военных поселений.
3. Соотнесите даты и события:
а) 1807; 1) Отечественная война;
6)1812; 2) заграничный поход русской армии;
в) 1813-1814; 3) Тильзитский мир;
г) 1814; 4) договор о создании Священного Союза;
д) 1815гг. 5) Венский конгресс.
4. Тремя политическими преобразованиями 1860-1870-х гг. являются:
а) введение адвокатов;
б) отмена всеобщей воинской обязанности;
в) создание всероссийского земского органа;
г) формирование земских органов местного самоуправления из представителей всех сословий;
д) создание бессословного суда.
5. Четырьмя составляющими контрреформ Александра III являются:
а) построение идеологии контрреформ на теории официальной народности;
б) упразднение университетской автономии и строгое воспрещение собраний и выступлений студентов;
в) установление жесткого административного надзора над периодическими изданиями;
г) упразднение мирового суда и назначение министерством внутренних дел земских начальников только из дворян;
д) упразднение суда и полная их замена военно-полевыми судами;
е) временная отмена цензурного контроля.
6. Расположите важнейшие события правления Николая I в правильной последовательности:
а) издание «Полного собрания законов Российской империи»;
б) финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
в) начало Крымской войны;
г) восстание декабристов;
д) указ об обязанных крестьянах.
7. Впишите пропущенное (ые) слово (а)
Во главе заговорщиков против Павла I стоял ________________________________.
8. Впишите пропущенное (ые) слово (а)
Программа Южного общества декабристов «Русская правда» была составлена __________________________________________.
9. Напишите имя исторического деятеля
Царь ____________________________________.
Не раз жалел, что «Родился великим Князем. Владел Французским, немецким, английским и польским языками.
Реформатор. В семейной жизни неустойчив. Имел жену и восемь детей, но по-настоящему любил другую женщину, родившую от него трех детей. Через полтора месяца после смерти жены царь обвенчался с княжной Долгорукой. Пережил несколько покушений на его жизнь.
Оценки и мнения:
А. И. Герцен, писатель и философ: «Мы приветствуем его именем Освободителя».
II. А. Кропоткин, теоретик анархизма: «Он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу».
Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Это в полном смысле государь. Он прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».
10. Впишите имя исторического деятеля
Идеологом бунтарского течения в революционном народничестве являлся ___________________________________.
11. Расположите события в хронологической последовательности:
а) сражение на Березине;
б) Бородинское сражение;
в) Тарутинский марш-маневр;
г) бой за Смоленск и соединение русских армий;
д) военный совет в Филях;
е) бой за Малоярославец.
Контрольная работа
Вариант I.
1.Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале XX в.
2.Дайте определение: «Самодержавие - это...». Когда это явление имело место в истории страны?
3.Комитет министров в России в начале XX в. являлся:
а) координирующим органом исполнительной власти;
б) главным органом исполнительной власти во главе с полноправным премьер-министром;
в) законодательным органом.
4. Объясните, что обозначает слово «зубатовщина»?
5. Земское движение в начале XX в. ставило целью:
а) ввести суд присяжных;
б) отмену крепостного права;
в) ликвидировать помещичье землевладение;
г) создать нелегальные революционные организации;
д) создать высший бессословный орган представительной власти.
6. В начале XX в. сохранялась конвертируемость рубля, введенная финансовой реформой 1897 г. Под конвертируемостью рубля понимается:
а) предельное упрощение получения рублевых кредитов;
б) свободный обмен рубля на золото по установленному государством курсу
в) разрешение вывозить любые суммы в рублях за рубеж;
г) разрешение от государства покупать рубли на иностранную валюту.
7. В начале XX в. перед Россией стояла задача скорейшей модернизации общества. Под модернизацией общества понимается:
а) переход к индустриальному обществу, функционирующему на основе капиталистических отношений европейского типа.
б) обновление изношенного машинного парка крупных промышленных предприятий.
в) обновление учебных программ всех образовательных учреждений.
г) приобщение к основам цивилизации отставших в социально-экономическом развитии народов Российской империи.
8. На II съезде РСДРП произошло:
а) переименование партии в РКП(б);
б) разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков;
в) вступление в партию группы «межрайонцев»;
г) временное объединение большевиков и меньшевиков.
9. Соотнесите даты и события:
1) падение Порт-Артура; а) январь 1904 г.
2) сражение у Мукдена; б) декабрь 1904 г.
3) начало русско-японской войны; в) февраль 1905 г.
4) подписание Портсмутского мира; г) август 1905 г.
10. Дайте определение следующим понятиям:
Синдикат - это_____________________________________________________________
концерн- это_______________________________________________________________
трест- это _________________________________________________________________
картель – это ______________________________________________________________
Контрольная работа
Вариант II.
1.Охарактеризуйте основные черты политического строя России в начале XX в.
2. Дайте определение: «Национализм - это». Когда это явление имело место в истории страны?
3. Как вы считаете, имело место ли вложение иностранного капитала в экономику России в начале XX в. прогрессивные последствия для страны:
а) да
б) нет
в) оно было противоречиво, имело и положительные, и отрицательные стороны.
г) не имело никаких последствий.
4. Вывоз хлеба из России с 1861 к началу XX в. вырос более чем в 4 раза. Это было связано:
а) ростом крестьянского населения, способного обрабатывать свои и чужие земли;
б) отсутствием других экспортных товаров в стране;
в) ростом городского населения в Западной Европе.
5. Назовите дату образования партий, игравших в истории России
начала XX в. существенную роль.
а) партии эсеров;
б) социал-демократическая партия.
6. «Финансовое обозрение» в 1913 г. констатировало: «Синдикатами
полна наша действительность...». Что такое синдикат:
а) союз самостоятельных предприятий одной отрасли на основе общего договора о квотах производства, продажных ценах и распределении рынков;
б) объединение предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную самостоятельность, но реализующих всю продукцию через одну сбытовую контору;
в) промышленная группа на основе общей собственности предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;
г) союз формально независимых предприятий (в том числе разных отраслей), образующих головную фирму для организации финансового контроля за всеми участниками.
7. Форма государственно-политического режима, основанная на признании народа в качестве источника власти, - это _________________________________________________________
8. Одним из характерных признаков вступления России в империалистическую стадию развития в начале XX в. стало:
а) завершение промышленного переворота;
б) образование монополий;
в) экономическое расслоение крестьянства;
г) развитие мелкотоварного производства.
9. Соотнесите даты и события:
1) Сражение под Ляояном;
2) Бои за Высокую;
3) Русские корабли вошли в Цусимский пролив;
4) начало русско-японских переговоров в Портсмуте.
а) ноябрь 1904;
б) май 1905;
в) август 1904;
г) июль 1905.
10. Дайте определение:
большевизм- это ______________________________________________________________
меньшевизм-это _______________________________________________________________
радикализм – это ______________________________________________________________
консерватизм — это ____________________________________________________________
Вариант I.
1. На XXI съезде КПСС в 1959 г. был (а):
а) разоблачен культ личности Сталина;
б) принята новая программа партии;
в) констатирована полная и окончательная победа социализма в СССР;
г) сформулирована концепция развитого социализма.
2. Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС с критикой личности Сталина:
а) раскрыл сущность тоталитарного режима в СССР;
б) назвал преступления сталинизма негативными явлениями, преодоленным ленинским ядром КПСС;
в) признавал, что истоки сталинских преступлений находятся в самом системе социализма;
г) был опубликован во всех центральных газетах.
3. За время пребывания Н.С. Хрущева должности первого секретаря ЦК КПСС в нашей стране произошло:
а) ликвидация Госплана;
б) введение советов народного хозяйства;
в) поощрение деятельности кооперативов в сфере услуг;
г) последовательная поддержка личного приусадебного хозяйства.
4. Произведение впервые в советской литературе, затрагивавшее тему жизни политических заключенных:
а) «Один день Ивана Денисовича»; в) «Доктор Живаго»;
б) «Судьба человека»; г) «Не хлебом единым».
5. С начала 1960-х гг. ближайшим союзником СССР в западном полушарии стал (о):
а) Никарагуа; в) Бразилия;
б) Перу; г) Куба.
6. Запуск первого искусственного спутника Земли был произведен в:
а) 1953; в) 1961:
б) 1959; г) 1657.
7. Причина отстранения Н.С. Хрущева от власти:
а) противоправные действия в отношении диссидентов;
б) недовольство партийного аппарата;
в) уступки США во внешней политики;
г) массовое народное недовольство.
8. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали:
а) Сталин; в) Л.И. Брежнев
б) Н.С. Хрущев; г) М.С. Горбачев.
9. Как называли в конце 1960-середине 80-х гг. людей, не разделявших государственную идеологию в СССР:
а) эмигранты; в) анархисты;
б) диссиденты; г) космополиты.
10. Охарактеризуйте реформу в области сельского хозяйства, проведенную во время Н.С. Хрущева (меры и результаты).
Вариант II.
1. IV пятилетний план развития народного хозяйства называется планом:
а) построения развитого социализма;
б) восстановления и развития народного хозяйства;
в) построение основ советского общества;
г) перехода к регулируемой рыночной экономике.
2. СЭВ (1949 г.) был создан станами «восточного блока» с целью:
а) военно-политического взаимодействия;
б) оказания помощи, обмена опытом в хозяйственно-технической сфере;
в) совместная разработка газовых и нефтяных месторождений;
г) усиление сотрудничества во внешнеполитической сфере с другими странами.
3. В первое десятилетие после окончания II мировой войны противостояние СССР и США проявилось в (во):
а) Корее; в) Китае;
б) Вьетнаме; г) Афганистане.
4. Термин «холодная война» означает:
а) идеологическая и военно-техническая подготовка к вооруженному противостоянию;
б) ограничение использования ядерного оружия;
в) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий;
г) отказ от участия в локальных конфликтах.
5. Какой из названных кинофильмов подвергался критике со стороны партийного руководства в 1945-53 гг.:
а) «Кубанские казаки» режиссера И. Пырьева;
б) «Иван Грозный» - С. Эйзенштейна;
в) «Высота» - А. Зархи;
г) «Весна на Заречной улице» - М. Хуциева.
6. Ко второй половине 1940-х гг. в СССР относится:
а) отмена на подписки на госзаймы; в) отмена карточной системы;
б) введение пенсий колхозникам; г) паспортизация деревни.
7. За «формализм» в музыке подвергался критике:
а) П.Л. Капица; в) Н.И. Вавилов
б) С.С. Прокофьев; г) С.М. Эйзенштейн.
8. Впишите пропущенное слово.
Отрывок из воспоминаний генерала П.А. Судоплатова: «Принято считать, что _______________________началась с известной речи У. Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 г., когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса». Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила в территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо».
9. Укажите правильный логический ряд имен и дат, связанных с постановлениями ЦК ВКП(б) в журналах «Звезда» и «Ленинград»:
а) 1945 г. Л. Каганович, А. Ахматова, М. Зощенко;
б) 1946 г. Жданов, А. Ахматова, М. Зощенко;
в) 1948 г. Жданов, Д. Шостакович, С. Прокофьев;
г) 1948 г. Г. Маленков, А. Ахматова, Б. Пастернак.
10. Объясните, в чем заключались характерные черты общественного сознания советских людей в результате победы в Великой Отечественной войне.
Контрольный тест
СССР в 1945-1985 гг.
1. … - это международная организация, возникшая в 1945 г., цель которой - поддержание международной стабильности
а) НАТО; б) Лига наций; в) СЭВ; г) ООН; д) ОВД.
2. Противостояние СССР и США в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны проявилось на территории …
а) Кореи; б) Афганистана; в) Чили; г) Китая.
3. Карибский кризис – это острое противостояние между СССР и …
а) НАТО; б) ОВД; в) Кубой; Мексикой; д) США.
4. Причина быстрого восстановления разрушенного войной хозяйства СССР:…
а) расширение экономического сотрудничества с Западом;
б) энтузиазм и самоотверженность народа;
в) гений Сталина;
г) усиленная эксплуатация национальных окраин;
д) финансовая помощь Запада.
5. «Буржуазной лженаукой» в 40-х гг. в СССР было(а) объявлено(а):….
а) философия; г) ботаника;
б) генетика; д) языкознание.
в) Мичуринская агробиология;
6. … - это название доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (1956 г.)
а) «О реформировании политической системы»;
б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному движению»;
в) «О культе личности и его последствиях»;
г) «О поэтапной конституционной реформе»;
д) «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства».
7. Последствие политики Н.С. Хрущева:…
а) ликвидация Госплана;
б) введение советов народного хозяйства;
в) преобразование совета народных комиссаров в Совет министров СССР;
г) последовательная поддержка личного приусадебного хозяйства;
д) поощрение деятельности кооперативов в сфере услуг.
8. Последствие доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.:…
а) провозглашение необходимости глубоких демократических реформ в стране;
б) предложен новый вариант строительства социализма в СССР;
в) установление политики гласности;
г) массовые реабилитации жертв сталинских репрессий;
д) массовые народные выступлениями в разных городах страны.
9. Характерная черта внешнеполитического положения СССР в 1945 – 1953 гг.:…
а) интеграция в европейские международные организации;
б) участие в мировой войне;
в) экономическое сотрудничество с Западом;
г) разрядка международной напряженности;
д) «холодная война».
10. Хозяйственная реформа середины 60-х гг. предполагала:…
а) отказ от системы государственного планирования;
б) перевод предприятий в акционерные общества;
в) совершенствование механизма управления народным хозяйством и экономического стимулирования;
г) разрешение капиталистической эксплуатации рабочей силы;
д) передача хозяйственных функций Высшему совету народного хозяйства.
11. Политика разрядки международной напряженности принесла существенные результаты в … гг.
а) середине 1970-х;
б) второй половине 1940-х;
в) начале 1980-х;
г) второй половине 1950-х;
д) первой половине 1960-х.
12. Характерная черта политики Л.И. Брежнева:…
а) застой; г) многопартийность
б) гласность; д) приватизация
в) перестройка;
13. 6-я статья Конституции СССР была посвящена …
а) введению многопартийности;
б) признанию за КПСС ведущей и направляющей роли в обществе;
в) разделению законодательной, исполнительной и судебной властей;
г) концепции правового государства;
д) признанию сталинских репрессий преступлением против человечества.
14. 1968 г. – это дата …
а) ввода войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию;
б) подавление движения в Польше;
в) ввода советских войск в Афганистан;
г) Карибского кризиса;
д) подписания Заключительного акта в Хельсинки
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!