Оценочно-диагностические средства и контрольно-измерительные — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Оценочно-диагностические средства и контрольно-измерительные

2020-04-03 101
Оценочно-диагностические средства и контрольно-измерительные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

Утверждено на заседании УМС факультета                                    Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___от _____________________                                    Протокол №__от _______________

Декан факультета _____________________                                     Зав. кафедрой _________________

 

 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Отечественная история

(наименование)

 

 

Специальность (направление)  «Экономика»

 

 

         

 

 

Составил: к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории Сат Алина Кара-ооловна

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Нормативный блок ……………………………………………………………...….. 3

1.1.Цели и задачи курса………………………………………………………………..….3

1.2.Требования к уровню освоения содержания курса ……………………………...… 3

1.3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……….…..…4

1.4. Учебно-тематический план…………………………………………………….….....5

1.5.Программа курса…………………………………………………………………....….6

2. Теоретический блок …………………………………………………………….…....13

3. Практический блок …………………………………………………………………..18

3.1.Темы семинарских занятий ……………………………………………………...….18

Оценочно-диагностические средства и контрольно-измерительные

материалы ……………………………………………………………………………….21

4.1.Перечень вопросов для подготовки к экзамену…………………………………….21

4.2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций …………………………….............................23

5. Методический блок ………………………………………………………….……..42

5.1.Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания

по их выполнению ……………………………………………………………………….42

5.2. Методические указания по написанию рефератов………………………………..42

5.2.1. Работа с книгой…………………………………………………………………….42

5.2.2. Реферирование литературы ………………………………………………………43

5.3. Темы рефератов ……………………………………………………………………..44

5.4. Методические указания студентам ……………………………………………...…45

5.6. Методические рекомендации преподавателям ……………………………………55

6. Учебно-методическое обеспечение

6.1. Литература……………………………………………………………………………56

6.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………58

 

 

Нормативный блок

Программа курса «Отечественная история» предназначена для студентов I курса неисторических факультетов Тывинского государственного университета очной формы обучения. Она разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

      Выписка из Государственного образовательного стандарта по дисциплине «История»:  сущность, формы, функции исторического знания; …Древнерусское государство; Складывание Московского государства; …Смутное время в России; …Особенности российской модернизации в XVIII в.; …Пути развития России в XIX-XX вв.

Цели и задачи курса

Цели курса: дать научное представление об основных этапах и содержании отечественной истории, овладеть тео­ретическими основами и методологией ее изучения.

Задачи курса:

  • выявить актуальные проблемы исторического раз­вития России, ключевые моменты истории, оказавшие су­щественное влияние на жизнедеятельность российского

       народа;

  •  на примерах из различных эпох показать органичес­кую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом кон­тексте проанализировать общее и особенное в отечествен­ной истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;
  • уяснить, по каким проблемам отечественной исто­рии ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и за­рубежной историографии;
  • показать место истории в обществе, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий;
  • обратить внимание на тенденции развития мировой историографии. Определить место и роль российской исто­рии и историографии в мировой науке;
  • проанализировать те изменения в исторических пред­ставлениях, которые произошли в России в последнее де­сятилетие, уяснить историческое место и выбор пути раз­вития России на современном этапе.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

       Студент должен знать:

  • отечественную историю как единый многогран­ный (экономический, политический, социальный и духов­ный) процесс на различных этапах ее развития;
  • географические, этносоциальные и культурные факторы становления и развития Российского государства и процесса объединения русских земель, самобытный характер формирования Российского государства, оценить героизм и мужество российского народа в защите государственных интересов страны;
  • историю политических институтов общества, развитие общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества;
  • особенности экономического, политического, социального и духовного развития страны на разных этапах.

Студент должен уметь:

  • выявить исторические закономерности, анализировать сложные исторические процессы социально-экономического и политического развития, видеть перспективы общественного развития;
  • работать с научно-исторической и публицистической литературой.

Студент должен иметь навыки:

· работы с основными видами исторических источников;

· культуры устной и письменной речи;

· введения дискуссии по «сквозным» темам курса;

· самостоятельной постановки исследовательской проблемы.

         

1.3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

Вид учебной работы

Программа курса

Тема № 1. История как наука и учебная дисциплина.

История - как наука и учебная дисциплина. Сущность, формы, функции исторического знания. Специфика исторического знания. Категории исторического знания: «историческое время», «исторический факт», «исторический источник». Образовательная и воспитательная функции истории.

Понятие и классификация исторических источников. Основные группы источников. Методология исторической науки. Основные концепции исторического процесса. Периодизация и историография Отечественной истории.

Теоретический блок

Тема № 1. История как наука и учебная дисциплина.

1. История - как наука и учебная дисциплина.

2.  Сущность, формы, функции исторического знания.

3. Понятие и классификация исторических источников.

4. Основные группы источников.

5. Методология исторической науки.

6. Периодизация и историография Отечественной истории.

Практический блок

                                  3.1. Темы семинарских занятий

Одной из форм самостоятельного изучения студентами курса «Отечественная история» является подготовка и участие в семинарских занятиях. Семинарские занятия являются (так же, как и лекции) обязательной формой учебного процесса при изучении курса. Для студентов могут быть рекомендованы следующие примерные темы семинар­ских занятий:

 

Тесты

Проверочная работа

Вариант 1.

1. В период двоецарствия в России на престол были возведены:

а) Ирина и Борис Годуновы;                             в) Софья и Федор;

б) Софья и Наталья Кирилловна Нарышкина; г) Иван и Петр.

 

2. Россия провозглашена империей при:

а) Иване IV Грозном;                          в) Павле I;

б) Екатерине Великой;                        г) Петре I.

3. Устав о наследии престола, изданный Петром Великим в 1722 г., предусматривал:

а) назначение только прямых наследников по мужской линии;

б) назначение на престол Екатерины I;

в) назначение наследника по усмотрению царствующего императора;

г) назначение как мужчин, так и женщин из рода Романовых.

4. «В 16 день...года моя крепость заложена и именована в Санкт-Петербурх», - записал в военном журнале царь Петр I:

а) 1709 г.;                                              в) 1703 г.;

б) 1705 г.;                                              г) 1700 г..

5. Должность прокурора во всех центральных учреждениях была введена Петром I:

а) 12 января 1722 г.;                             в) 23 января 1724 г.;

б) 16 декабря 1724 г.;                           г) 3 июня 1724 г.

6. Получившая от Петра I в частные руки завод, эта семья позднее стала известна всей России своей предпринимательской деятельностью:

а) Кузнецовы;                                       в) Елисеевы;

б) Бахрушины;                                      г) Демидовы.

7. Решением Сената и Священного Синода Петр I получил титул императора в:

а) 1711 г.;                                               в) 1709 г.;

б) 1721 г.;                                                    г) 1718 г.

8. Первым русским фельдмаршалом в 1709 г. стал:

а) А.Д. Меншиков;                               в) Б.П.Шереметев;

б) Ф.Я. Лефорт;                                    г) Петр I.

9. «Счисление лет производить не от сотворения мира, а от рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января» было велено указом:

а) Анны Иоанновны;                          в) Елизаветы Петровны;

б) Екатерины I;                                    г) Петра I.

10. Первая в России печатная газета «Ведомости» стала издаваться при Петре I:

а) 1712 г.;                                              в) 1702 г.;

б) 1725 г.;                                              г) 1720 г.

 

Вариант 2

 

1. Россия была провозглашена империей в:

а) 1722                                           в) 1718

б) 1721                                          г) 1725

2. После реформ Петра I в государственном правлении России имелись:

а) Земский собор и приказы;                 в) Сенат и коллегии;

б) комитеты и ведомства;                      г) Государственный совет и министерства.

3. Какие изменения в системе государственной власти во второй половине 17 века способствовали переходу к абсолютизму:

а) прекращение созывов Земских соборов, объединение некоторых приказов, зарождение политического сыска, отмена местничества

б) увеличение влияния Земских соборов и Боярской Думы, упадок приказной системы

в) появление новых органов самоуправления, земских учреждений, местных управ

г) увеличение влияния Земских соборов в ущерб влиянию боярства, упразднение приказов

4. Сенат был образован в:

а) 1689 г.                                      б) 1704 г.
в) 1711 г.                                          г) 1718 г.

5. Петровский указ 1714 года о единонаследии:

а) уравнивал дворянское поместье в правах с вотчинами;

б) упразднял должность патриарха;

в) относился к наследованию царского престола;

г) давал возможность получения офицерского чина.

6. Петровский абсолютизм - это:

а) чиновничье-дворянская монархия с неограниченной властью императора;

б) ликвидация органов сословного представительства;

в) полное подчинение церкви светской власти;

г) самодержавно-дворянское управление.

7. Целью «Великого посольства» (1697-1698 гг.) было:

а) заключение военных договоров с Турцией;

б) попытка породниться с королевскими домами Европы;

в) перенесение центра тяжести во внешней политике России на Запад;

г) изучение европейского опыта во всех областях науки.

8. Подушную подать платили:

а) крестьяне и посадские люди;

б) дворянство и духовенство;

в) все население страны.

9. Наиболее характерное явление в экономике России к 17 - первой четверти 18 века:

а) значительный рост крупной мануфактурной промышленности;

б) сохранение феодально-крепостнических отношений;

в) развитие внутренней и внешней торговли;

г) проведение политики меркантилизма.

10. Петром I была введена система комплектования армии на основе:

а) всеобщей воинской повинности;        в) добровольности;

б) военных поселений;                            г) рекрутских наборов.

 

Контрольный тест

Российская империя в XIX в.

Часть А.

1. В начале XIX в. в России были учреждены …

а) Коллегии;                                в) Министерства;

б) Наркоматы;                             г) Приказы.

2. Свод законов Российской империи по распоряжению императора Николая I составлял:

а) Е.Ф.Канкрин;                          в) М.М.Сперанский;

б) А.А.Аракчеев;                          г) П.Д.Киселев

3. Отечественная война России с Наполеоном была при:

а) Елизавете Петровне в 1751 г.;       в) при Николае I в 1854 г.;

б) при Александре I в 1812 г.;            г) при Павле I в 1800 г..

4. На какой территории Российской империи в 1-й четверти XIX в. действовала Конституция?

а) в Бессарабии;                           в) в Польше;

б) в Грузии;                                  г) в Сибири;

5. Каковы признаки абсолютизма в России?:

а) деспотическая власть царя, создание тайной полиции, огромная роль Сената;

б) неограниченная власть самодержца, подчинение церкви государству, огромный бюрократический аппарат, сильная армия;

в) власть дворян над крестьянством, передача престола от отца к сыну, подавление инакомыслия;

г) выборность монарха, наличие Боярской думы, приказная система управления.

6. Собственная Его Императорского Величества канцелярия — это:

а) учреждение, возглавлявшее всю систему центральных органов власти;

б) личная канцелярия Петра I;

в) тайная полиция Николая I;

г) бывший Государственный Совет.

7. Отмена крепостного права в России произошла:

а) при Петре I в 1710 г.;                в) при Александре I в 1822 г.;

б) при Екатерина Великой;          г) при Александре II в 1861 г.

8. Подушная подать была заменена в России подоходным налогом:

а) при Петре I (с 1717 г.);                    в) при Александре III (с 1883 г.);

б) при Екатерине Великой (в 1775 г.);   г) в годы советской власти (с 1927 г.).

9. Одним из основных положений теории революционного народничества в России являлся тезис…

а) Россия перейдет к социализму, миновав капитализм;

б) Россия должна последовательно пройти этап капитализма, а затем перейти к социализму;

в) идеальная форма правления для России – конституционная монархия.

10. Элементом реформы С.Ю. Витте является:

а) введение жесткого соотношения между серебряным рублем и ассигнацией;

б) ужесточение финансовой политики по отношению к иностранному инвестиционному капиталу в России;

в)  введение золотой монеты как основы кредитной системы;

г) передача изготовления спирта и водки в частные руки.

11. Подход в соответствии с которым российская история рассматривалась как часть общеевропейского поступательного процесса был характерен для историков:

а) народников;                               в) славянофилов;

б) монархистов;                              г) западников.

12. Россия не вела войн в период правления:

а) Александра III;                         в) Николая I;

б) Александра I;                            г) Павла I.

13. Руководителем организации «Земля и воля» в 1876-1879 гг. был:

а) А.И. Герцен;                              в) Н.Г.Чернышевский;

б) Н.П. Огарев;                              г) Г.Г.Плеханов.

14. Печально известный циркуляр «О кухаркиных детях» был издан в:

а) 1884 г.;                                        в) 1887 г.;

б) 1882 г.;                                        г) 1892 г.

15. Манифест Александра I о присоединении Восточной Грузии к России был издан в:

а) 1812 г.;                                        в) 1820 г.;

б) 1801 г.;                                        г) 1804 г.

16. Какой части населения русской деревни касались реформы П.Д. Киселева:

а) крепостных пашенных крестьян;  в) крепостных дворовых крестьян;

б) государственных крестьян;              г) жителей военных поселений.

17. Финляндия и Аланские острова отходили к России по условиям:

а) Тильзитского мирного договора;   в) Фридрихсгамского мирного договора;

б) Бухарестского мирного договора; г) Эрфрутской союзной конвенции.

8. В Крымской войне 1853-1856 гг. в противостоящую России коалицию государств входили:

а) Франция, Персия, Турция;             в)  Персия, Пруссия, Англия;

б) Пруссия, Персия, Турция;                г) Турция, Англия, Франция.

19. Сущность Восточного вопроса заключается:

а) в споре ведущих держав по поводу Дальневосточных земель;

б) в борьбе Англии и России из-за Кавказа и Средней Азии;

в) речь идет о землях подвластных Османской империи;

г) речь идет о земельных приобретениях в Корее и Китае.

 

Часть В.

1. Соотнесите дату:

1) 1803 г.;

2) 1837-1841 гг.;

3) 1842 г.;

4) 1861 г.

 и соответствующий ей этап развития крестьянского вопроса в России в XIX в.:

А) Проведение реформы управления государственных крестьян П.Д. Киселева.

В) Отмена крепостного права.

С) Указ «о вольных хлебопашцах».

2. К периоду правления Александра I относится 3 события:

а) Указ об «обязанных крестьянах»;

б) кодификация законов;

в) Указ «о вольных хлебопашцах»;

г) Учреждение министерств, Комитета министров, Государственного Совета;

б) Создание военных поселений.

3. Соотнесите даты и события:

а) 1807;                                 1) Отечественная война;

6)1812;                                  2) заграничный поход русской армии;

в) 1813-1814;                        3) Тильзитский мир;

г) 1814;                                 4) договор о создании Священного Союза;

д) 1815гг.                             5) Венский конгресс.

4. Тремя политическими преобразованиями 1860-1870-х гг. являются:

а) введение адвокатов;

б) отмена всеобщей воинской обязанности;

в) создание всероссийского земского органа;

г) формирование земских органов местного самоуправления из представителей всех сословий;

д) создание бессословного суда.

5. Четырьмя составляющими контрреформ Александра III являются:

а) построение идеологии контрреформ на теории официальной народности;

б) упразднение университетской автономии и строгое воспрещение собраний и выступлений студентов;

в) установление жесткого административного надзора над периодическими изданиями;

г) упразднение мирового суда и назначение министерством внутренних дел земских начальников только из дворян;

д) упразднение суда и полная их замена военно-полевыми судами;

е) временная отмена цензурного контроля.

6. Расположите важнейшие события правления Николая I в правильной последовательности:

а) издание «Полного собрания законов Российской империи»;

б) финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

в) начало Крымской войны;

г) восстание декабристов;

д) указ об обязанных крестьянах.

7. Впишите пропущенное (ые) слово (а)

Во главе заговорщиков против Павла I стоял ________________________________.

8. Впишите пропущенное (ые) слово (а)

Программа Южного общества декабристов «Русская правда» была составлена __________________________________________.

9. Напишите имя исторического деятеля

Царь ____________________________________.

Не раз жалел, что «Родился великим Князем. Владел Французским, немецким, английским и польским языками.

Реформатор. В семейной жизни неустойчив. Имел жену и восемь детей, но по-настоящему любил другую женщину, родившую от него трех детей. Через полтора месяца после смерти жены царь обвенчался с княжной Долгорукой. Пережил несколько покушений на его жизнь.

Оценки и мнения:

А. И. Герцен, писатель и философ: «Мы приветствуем его именем Освободителя».

II. А. Кропоткин, теоретик анархизма: «Он не трус и спокойно пошел бы на медведя лицом к лицу».

Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Это в полном смысле государь. Он прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».

10. Впишите имя исторического деятеля

Идеологом бунтарского течения в революционном народничестве являлся ___________________________________.

11. Расположите события в хронологической последовательности:

а) сражение на Березине;

б) Бородинское сражение;

в) Тарутинский марш-маневр;

г) бой за Смоленск и соединение русских армий;

д) военный совет в Филях;

е) бой за Малоярославец.

 

Контрольная работа

Вариант I.

1.Охарактеризуйте особенности экономического развития России в начале XX в.

2.Дайте определение: «Самодержавие - это...». Когда это явление имело место в истории страны?

3.Комитет министров в России в начале XX в. являлся:

а) координирующим органом исполнительной власти;

б) главным органом исполнительной власти во главе с полноправным премьер-министром;

в) законодательным органом.

4. Объясните, что обозначает слово «зубатовщина»?

5. Земское движение в начале XX в. ставило целью:

а) ввести суд присяжных;

б) отмену крепостного права;

в) ликвидировать помещичье землевладение;

г) создать нелегальные революционные организации;

д) создать высший бессословный орган представительной власти.

6. В начале XX в. сохранялась конвертируемость рубля, введенная финансовой реформой 1897 г. Под конвертируемостью рубля понимается:

а) предельное упрощение получения рублевых кредитов;

б) свободный обмен рубля на золото по установленному государством курсу

в) разрешение вывозить любые суммы в рублях за рубеж;

г) разрешение от государства покупать рубли на иностранную валюту.

7. В начале XX в. перед Россией стояла задача скорейшей модернизации общества. Под модернизацией общества понимается:

а) переход к индустриальному обществу, функционирующему на основе капиталистических отношений европейского типа.

б) обновление изношенного машинного парка крупных промышленных предприятий.

в) обновление учебных программ всех образовательных учреждений.

г) приобщение к основам цивилизации отставших в социально-экономическом развитии народов Российской империи.

8. На II съезде РСДРП произошло:

а) переименование партии в РКП(б);

б) разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков;

в) вступление в партию группы «межрайонцев»;

г) временное объединение большевиков и меньшевиков.

9. Соотнесите даты и события:

1) падение Порт-Артура;                       а) январь 1904 г.

2) сражение у Мукдена;                        б) декабрь 1904 г.

3) начало русско-японской войны;          в) февраль 1905 г.

4) подписание Портсмутского мира;   г) август 1905 г.

10. Дайте определение следующим понятиям:

 

Синдикат - это_____________________________________________________________

 

концерн- это_______________________________________________________________

 

трест- это _________________________________________________________________

 

 

картель – это ______________________________________________________________

 

Контрольная работа

Вариант II.

1.Охарактеризуйте основные черты политического строя России в начале XX в.

2. Дайте определение: «Национализм - это». Когда это явление имело место в истории страны?

3. Как вы считаете, имело место ли вложение иностранного капитала в экономику России в начале XX в. прогрессивные последствия для страны:

а) да

б) нет

в) оно было противоречиво, имело и положительные, и отрицательные стороны.

г) не имело никаких последствий.

4. Вывоз хлеба из России с 1861 к началу XX в. вырос более чем в 4 раза. Это было связано:

а) ростом крестьянского населения, способного обрабатывать свои и чужие земли;

б) отсутствием других экспортных товаров в стране;

в) ростом городского населения в Западной Европе.

5. Назовите дату образования партий, игравших в истории России

начала XX в. существенную роль.

а) партии эсеров;

б) социал-демократическая партия.

6. «Финансовое обозрение» в 1913 г. констатировало: «Синдикатами

полна наша действительность...». Что такое синдикат:

а) союз самостоятельных предприятий одной отрасли на основе общего договора о квотах производства, продажных ценах и распределении рынков;

б) объединение предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную самостоятельность, но реализующих всю продукцию через одну сбытовую контору;

в) промышленная группа на основе общей собственности предпринимателей на средства производства и готовую продукцию;

г) союз формально независимых предприятий (в том числе разных отраслей), образующих головную фирму для организации финансового контроля за всеми участниками.

7. Форма государственно-политического режима, основанная на признании народа в качестве источника власти, - это _________________________________________________________

8. Одним из характерных признаков вступления России в империалистическую стадию развития в начале XX в. стало:

а) завершение промышленного переворота;

б) образование монополий;

в) экономическое расслоение крестьянства;

г) развитие мелкотоварного производства.

9. Соотнесите даты и события:

1) Сражение под Ляояном;

2) Бои за Высокую;

3) Русские корабли вошли в Цусимский пролив;

4) начало русско-японских переговоров в Портсмуте.

а) ноябрь 1904;

б) май 1905;

в) август 1904;

г) июль 1905.

10. Дайте определение:

большевизм- это ______________________________________________________________

 

 

меньшевизм-это _______________________________________________________________

 

 

радикализм – это ______________________________________________________________

 

 

консерватизм — это ____________________________________________________________

 

Вариант I.

1. На XXI съезде КПСС в 1959 г. был (а):

а) разоблачен культ личности Сталина;

б) принята новая программа партии;

в) констатирована полная и окончательная победа социализма в СССР;

г) сформулирована концепция развитого социализма.

2. Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС с критикой личности Сталина:

а) раскрыл сущность тоталитарного режима в СССР;

б) назвал преступления сталинизма негативными явлениями, преодоленным ленинским ядром КПСС;

в) признавал, что истоки сталинских преступлений находятся в самом системе социализма;

г) был опубликован во всех центральных газетах.

3. За время пребывания Н.С. Хрущева должности первого секретаря ЦК КПСС в нашей стране произошло:

а) ликвидация Госплана;

б) введение советов народного хозяйства;

в) поощрение деятельности кооперативов в сфере услуг;

г) последовательная поддержка личного приусадебного хозяйства.

4. Произведение впервые в советской литературе, затрагивавшее тему жизни политических заключенных:

а) «Один день Ивана Денисовича»;             в) «Доктор Живаго»;

б) «Судьба человека»;                                    г) «Не хлебом единым».

 

5. С начала 1960-х гг. ближайшим союзником СССР в западном полушарии стал (о):

а) Никарагуа;                                               в) Бразилия;

б) Перу;                                                        г) Куба.

6. Запуск первого искусственного спутника Земли был произведен в:

а) 1953;                                                          в) 1961:

б) 1959;                                                         г) 1657.

7. Причина отстранения Н.С. Хрущева от власти:

а) противоправные действия в отношении диссидентов;

б) недовольство партийного аппарата;

в) уступки США во внешней политики;

г) массовое народное недовольство.

8. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали:

а) Сталин;                                                     в) Л.И. Брежнев

б) Н.С. Хрущев;                                           г) М.С. Горбачев.

  1. «Новое политическое мышление»;
  2. Концепция развитого социализма;
  3. Программа построения коммунизма в СССР;
  4. Тезис об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма.

9. Как называли в конце 1960-середине 80-х гг. людей, не разделявших государственную идеологию в СССР:

а) эмигранты;                                                 в) анархисты;

б) диссиденты;                                               г) космополиты.

10. Охарактеризуйте реформу в области сельского хозяйства, проведенную во время Н.С. Хрущева (меры и результаты).

 

Вариант II.

1. IV пятилетний план развития народного хозяйства называется планом:

а) построения развитого социализма;

б) восстановления и развития народного хозяйства;

в) построение основ советского общества;

г) перехода к регулируемой рыночной экономике.

2. СЭВ (1949 г.) был создан станами «восточного блока» с целью:

а) военно-политического взаимодействия;

б) оказания помощи, обмена опытом в хозяйственно-технической сфере;

в) совместная разработка газовых и нефтяных месторождений;

г) усиление сотрудничества во внешнеполитической сфере с другими странами.

3. В первое десятилетие после окончания II мировой войны противостояние СССР и США проявилось в (во):

а) Корее;                                                    в) Китае;

б) Вьетнаме;                                              г) Афганистане.

4. Термин «холодная война» означает:

а) идеологическая и военно-техническая подготовка к вооруженному противостоянию;

б) ограничение использования ядерного оружия;

в) экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий;

г) отказ от участия в локальных конфликтах.

5. Какой из названных кинофильмов подвергался критике со стороны партийного руководства в 1945-53 гг.:

а) «Кубанские казаки» режиссера И. Пырьева;

б) «Иван Грозный» - С. Эйзенштейна;

в) «Высота» - А. Зархи;

г) «Весна на Заречной улице» - М. Хуциева.

6. Ко второй половине 1940-х гг. в СССР относится:

а) отмена на подписки на госзаймы;           в) отмена карточной системы;

б) введение пенсий колхозникам;               г) паспортизация деревни.

7. За «формализм» в музыке подвергался критике:

а) П.Л. Капица;                                      в) Н.И. Вавилов

б) С.С. Прокофьев;                                г) С.М. Эйзенштейн.

8. Впишите пропущенное слово.

Отрывок из воспоминаний генерала П.А. Судоплатова: «Принято считать, что _______________________началась с известной речи У. Черчилля в Фултоне 6 марта 1946 г., когда он впервые упомянул о существовании «железного занавеса». Однако для нас конфронтация с западными союзниками началась сразу же, как только Красная Армия вступила в территорию стран Восточной Европы. Конфликт интересов был налицо».

9. Укажите правильный логический ряд имен и дат, связанных с постановлениями ЦК ВКП(б) в журналах «Звезда» и «Ленинград»:

а) 1945 г. Л. Каганович, А. Ахматова, М. Зощенко;

б) 1946 г. Жданов, А. Ахматова, М. Зощенко;

в) 1948 г. Жданов, Д. Шостакович, С. Прокофьев;

г) 1948 г. Г. Маленков, А. Ахматова, Б. Пастернак.

10. Объясните, в чем заключались характерные черты общественного сознания советских людей в результате победы в Великой Отечественной войне.

 

Контрольный тест

СССР в 1945-1985 гг.

 

1. … - это международная организация, возникшая в 1945 г., цель которой - поддержание международной стабильности

а) НАТО; б) Лига наций; в) СЭВ;  г) ООН; д) ОВД.

2. Противостояние СССР и США в первое десятилетие после окончания Второй мировой войны проявилось на территории …  

а) Кореи;    б) Афганистана;    в) Чили;  г) Китая.

3. Карибский кризис – это острое противостояние между СССР и …  

а) НАТО;     б) ОВД;    в) Кубой; Мексикой;  д) США.

4. Причина быстрого восстановления разрушенного войной хозяйства СССР:…  

 а) расширение экономического сотрудничества с Западом;

б) энтузиазм и самоотверженность народа;

в) гений Сталина;

г) усиленная эксплуатация национальных окраин;

д) финансовая помощь Запада.

5. «Буржуазной лженаукой» в 40-х гг. в СССР было(а) объявлено(а):….

а) философия;                                            г) ботаника;

б) генетика;                                                д) языкознание.

в) Мичуринская агробиология;

6. … - это название доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (1956 г.)

а) «О реформировании политической системы»;

б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному движению»;

в) «О культе личности и его последствиях»;

г) «О поэтапной конституционной реформе»;

д) «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства».

7. Последствие политики Н.С. Хрущева:…

а) ликвидация Госплана;

б) введение советов народного хозяйства;

в) преобразование совета народных комиссаров в Совет министров СССР;

г) последовательная поддержка личного приусадебного хозяйства;

д) поощрение деятельности кооперативов в сфере услуг.

8. Последствие доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в 1956 г.:…

а) провозглашение необходимости глубоких демократических реформ в стране;

б) предложен новый вариант строительства социализма в СССР;

в) установление политики гласности;

г) массовые реабилитации жертв сталинских репрессий;

д) массовые народные выступлениями в разных городах страны.

9. Характерная черта внешнеполитического положения СССР в 1945 – 1953 гг.:… 

а) интеграция в европейские международные организации;

б) участие в мировой войне;

в) экономическое сотрудничество с Западом;

г) разрядка международной напряженности;

д) «холодная война».              

10. Хозяйственная реформа середины 60-х гг. предполагала:…

а) отказ от системы государственного планирования;

б) перевод предприятий в акционерные общества;

в) совершенствование механизма управления народным хозяйством и экономического стимулирования;

г) разрешение капиталистической эксплуатации рабочей силы;

д) передача хозяйственных функций Высшему совету народного хозяйства.

11. Политика разрядки международной напряженности принесла существенные результаты в … гг.

а) середине 1970-х;

б) второй половине 1940-х;

в) начале 1980-х;

г) второй половине 1950-х;

д) первой половине 1960-х.

12. Характерная черта политики Л.И. Брежнева:… 

а) застой;                                      г) многопартийность

б) гласность;                                д) приватизация

в) перестройка;

13. 6-я статья Конституции СССР была посвящена …

а) введению многопартийности;

б) признанию за КПСС ведущей и направляющей роли в обществе;

в) разделению законодательной, исполнительной и судебной властей;

г) концепции правового государства;

д) признанию сталинских репрессий преступлением против человечества.

14. 1968 г. – это дата …

а) ввода войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию;

б) подавление движения в Польше;

в) ввода советских войск в Афганистан;

г) Карибского кризиса;

д) подписания Заключительного акта в Хельсинки


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.342 с.