Тема: второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения.

2020-05-07 379
Тема: второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Таблица 1 «Второстепенные члены предложения»

ВЧП значение вопросы Чем выражено Примеры
Дополнение (относится к сказуемому) Косвенное     Прямое Объекта действия или объекта распространения Кого? Чего? Кому?чему? Кого?что? Кем?чем? О ком?о чем?   Кого?что? Сущестительными, местоимениями-существительными субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом Им.сущ. без предлога Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну. выбрать (что?) профессию
Определение (относится к существительному) Согласованные (стоят перед определяемым словом) Несогласован ные (всегда стоят после определяемого слова) Приложение Признак предмета Какой?чей?который? и др.   прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными   прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными существительными (чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну. (чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями. Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея. Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя. ученый-филолог
Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому) Характеристики действия или признака где? когда? почему? как? и др. выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.

Синтаксический разбор предложения. (письменно) Объяснить постановку тире. (письменно в тетради, 1

Спорт – это жизнь. (повеств., невосклиц., двусост., нераспростр.)

Почему это предложение нераспространенное?

Какие второстепенные члены вы знаете?

Что такое дополнение? Какое оно бывает? (прямое и косвенное)

СПОРТ – подлежащее, жизнь – сказуемое.

5. Cоставьте предложение, чтобы слово СПОРТ было дополнением.

Витя любит заниматься спортом.   Записать его в тетрадь. Какое это дополнение? (косвенное)

6.   Сделаем синтаксический разбор. Запись  в тетрадь.

Спортальтернативапагубнымпривычкам. (дополнение косвенное, определение согласованное)

Что такое определение? Какие они бывают? (согл. и несогл. Здесь какое определение? (согл.)

7. А теперь С оставьте предложение с несогласованным определением.

Я ходил на матч по футболу. В субботу мы ходили на турнир по баскетболу.

8. Что такое приложение? Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.

Пишется дефис, если сочетание двух существительных определяемое слово и приложение выражены именами нарицательными:

1)названия научных терминов: рак- отшельник, жук- олень;

2)названия специальностей: врач- терапевт, ученый- филолог;

3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец, бабушка- чешка.

Имя собственное стоит впереди имени нарицательного Москва – столица.

10. Найти приложение. Объяснить постановку дефиса.

1. Сочи – город-курорт. (Почему мы заговорили про Сочи)?

2. На реке Волге оборудован огромный каток.

3. Девочка – подросток выиграла забег среди юниоров.

4. Мой брат выписывает журнал «Футбол».

5. В скачках участвовали красавцы кони.

6. В скачкахучаствоваликрасавцыкони. (письменно, у доски)

В последнем предложении подчеркнем все члены предложения.

12. ТЕСТ

1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом.

А. Стадион был переполнен.

Б. Она уехала на соревнования.

В. Тренер велел фигуристам работать.

2. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. Мяч полетел в ворота.

В. К утру мы были дома.

3. Укажите предложение с несогласованным определением.

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал Российский гимн.

В. Это был юноша лет шестнадцати.

4. Укажите предложение, в котором нет приложения.

А. Мы болели за команду «Динамо».

Б. Зима – волшебница ждет в гости Олимпиаду.

В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.

5. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.

А. Олимпиаду выиграла Россия.

Б. В нашей школе провели веселые старты.

В. На каникулах мы ездили в «Ледовый дворец спорта».

13. Определить синтаксическую роль неопределенной формы глагола (устно)

1. Двигаться – значит жить. (подлежащее)

2. К вечеру мы закончили тренироваться. (составн.глаг.сказуемое)

3. Папа научил меня (чему) плавать. (дополнение)

4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости. (обстоятельство)

5. Раздалась команда (какая?) выйти на лед. (определение)

6. Мое увлечение – собирать значки о спорте. (простое глагольное сказуемое)

Заключительная беседа.

1) На какие группы делятся члены предложения?

2) Какие вы знаете главные члены предложения?

3) Какие бывают второстепенные члены предложений?

4) Что такое дополнение?

5) Что такое определение?

6) Что такое обстоятельство?

Вывод. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены — это подлежащее и сказуемое, второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство.

Вторая часть нашего занятия посвящена теме Односоставные и неполные предложениям.  

Таблица 2.

«Односоставные предложения»

Сказуемые

Субстантивированные (подлежащные)

Личные

безличные Определённо-личные Неопределённо-личные Обобщенно-личные

Действие или состояние не создаются деятелем.

При сказуемом нет и не может быть подлежащего.

б/л глаголом: На дворе вечереет.

б/л формой личного глагола: Пахнет сеном.

Словом НЕТ: У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе.

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений.

СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось.

СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено.

утверждается наличие предметов и явления.

Главный член выражается именем существительным в им.п.

Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!

Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое – глагол 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения. Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.). Уходим завтра в море (1л.мн.ч). Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)? Выберите себе книгу (2л.ед.ч.). Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое – глагол 3-го лица мн. числа настоящего и будущего времени или мн.числа прошедшего времени Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч., наст.вр.)? В дверь постучались (прош.вр., мн.ч.). н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. всеми, любым лицом и в любое время (чаще всего это пословицы и поговорки). Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.). Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч.).

15. Повторение видов односоставных предложений.  

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся односоставные предложения? (С главным членом подлежащим – назывные, с главным членом сказуемым)

Рассказать по таблице о каждом из видов односоставных предложений по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

В чём особенность обобщённо-личных предложений? (Действие приписывается обобщенному деятелю, т.е. всем; и обобщенное значение времени. Значение обобщенности часто позволяет использовать данные предложения в качестве пословиц и поговорок.)

Тема: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Таблица 1 «Второстепенные члены предложения»

ВЧП значение вопросы Чем выражено Примеры
Дополнение (относится к сказуемому) Косвенное     Прямое Объекта действия или объекта распространения Кого? Чего? Кому?чему? Кого?что? Кем?чем? О ком?о чем?   Кого?что? Сущестительными, местоимениями-существительными субстантивированными словами (с предлогом или без), инфинитивом Им.сущ. без предлога Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу. Он приказал коню (что?) нести себя в чужедальнюю страну. выбрать (что?) профессию
Определение (относится к существительному) Согласованные (стоят перед определяемым словом) Несогласован ные (всегда стоят после определяемого слова) Приложение Признак предмета Какой?чей?который? и др.   прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными   прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными, порядковыми числительными существительными (чья?) Наша дорога вывела нас на (какую?)широкую поляну. (чья?)Наша (какая?) кочевая дорога вьётся (сколькими?) двумя колеями. Я стал привязывать цепь (какую?) лодки к столбу. Я не видел реки (какой?) великолепнее Енисея. Поездка (какая?) верхом очень занимала меня. Бесконечна возможность (какая?) познавать себя. ученый-филолог
Обстоятельство (чаще относится к глаголу-сказуемому) Характеристики действия или признака где? когда? почему? как? и др. выражается наречиями и существительными с предлогом или без, инфинитивом Снег падал (как?) медленно и бесшумно. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться.

Синтаксический разбор предложения. (письменно) Объяснить постановку тире. (письменно в тетради, 1

Спорт – это жизнь. (повеств., невосклиц., двусост., нераспростр.)

Почему это предложение нераспространенное?

Какие второстепенные члены вы знаете?

Что такое дополнение? Какое оно бывает? (прямое и косвенное)

СПОРТ – подлежащее, жизнь – сказуемое.

5. Cоставьте предложение, чтобы слово СПОРТ было дополнением.

Витя любит заниматься спортом.   Записать его в тетрадь. Какое это дополнение? (косвенное)

6.   Сделаем синтаксический разбор. Запись  в тетрадь.

Спортальтернативапагубнымпривычкам. (дополнение косвенное, определение согласованное)

Что такое определение? Какие они бывают? (согл. и несогл. Здесь какое определение? (согл.)

7. А теперь С оставьте предложение с несогласованным определением.

Я ходил на матч по футболу. В субботу мы ходили на турнир по баскетболу.

8. Что такое приложение? Приложение - определение, выраженное существительным, которое даёт другое название, характеризующее предмет.

Пишется дефис, если сочетание двух существительных определяемое слово и приложение выражены именами нарицательными:

1)названия научных терминов: рак- отшельник, жук- олень;

2)названия специальностей: врач- терапевт, ученый- филолог;

3)указывают на возраст, национальность, родство и т.д.: солдат- украинец, бабушка- чешка.

Имя собственное стоит впереди имени нарицательного Москва – столица.

10. Найти приложение. Объяснить постановку дефиса.

1. Сочи – город-курорт. (Почему мы заговорили про Сочи)?

2. На реке Волге оборудован огромный каток.

3. Девочка – подросток выиграла забег среди юниоров.

4. Мой брат выписывает журнал «Футбол».

5. В скачках участвовали красавцы кони.

6. В скачкахучаствоваликрасавцыкони. (письменно, у доски)

В последнем предложении подчеркнем все члены предложения.

12. ТЕСТ

1. Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом.

А. Стадион был переполнен.

Б. Она уехала на соревнования.

В. Тренер велел фигуристам работать.

2. Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. Мяч полетел в ворота.

В. К утру мы были дома.

3. Укажите предложение с несогласованным определением.

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал Российский гимн.

В. Это был юноша лет шестнадцати.

4. Укажите предложение, в котором нет приложения.

А. Мы болели за команду «Динамо».

Б. Зима – волшебница ждет в гости Олимпиаду.

В. Зимой мы поедем в Сочи на олимпиаду.

5. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием.

А. Олимпиаду выиграла Россия.

Б. В нашей школе провели веселые старты.

В. На каникулах мы ездили в «Ледовый дворец спорта».

13. Определить синтаксическую роль неопределенной формы глагола (устно)

1. Двигаться – значит жить. (подлежащее)

2. К вечеру мы закончили тренироваться. (составн.глаг.сказуемое)

3. Папа научил меня (чему) плавать. (дополнение)

4. Он пришел (зачем, с какой целью) рассказать спортивные новости. (обстоятельство)

5. Раздалась команда (какая?) выйти на лед. (определение)

6. Мое увлечение – собирать значки о спорте. (простое глагольное сказуемое)

Заключительная беседа.

1) На какие группы делятся члены предложения?

2) Какие вы знаете главные члены предложения?

3) Какие бывают второстепенные члены предложений?

4) Что такое дополнение?

5) Что такое определение?

6) Что такое обстоятельство?

Вывод. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены — это подлежащее и сказуемое, второстепенные — дополнение, определение, обстоятельство.

Вторая часть нашего занятия посвящена теме Односоставные и неполные предложениям.  

Таблица 2.

«Односоставные предложения»

Сказуемые

Субстантивированные (подлежащные)

Личные

безличные Определённо-личные Неопределённо-личные Обобщенно-личные

Действие или состояние не создаются деятелем.

При сказуемом нет и не может быть подлежащего.

б/л глаголом: На дворе вечереет.

б/л формой личного глагола: Пахнет сеном.

Словом НЕТ: У меня нет линейки.

Глаголом БЫТЬ в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе.

Инфинитивом: Вам не видать таких сражений.

СГС (б/л вспомогательный глагол + инфинитив): Аленке спать не хотелось.

СИС (глагол связка в начальной форме + именная часть в форме ср.рода): В избе жарко натоплено.

утверждается наличие предметов и явления.

Главный член выражается именем существительным в им.п.

Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!

Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Сказуемое – глагол 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа изъявительного и повелительного наклонения. Люблю грозу в начале мая (1л.ед.ч.). Уходим завтра в море (1л.мн.ч). Не из Москвы ли будешь (2л.ед.ч.)? Выберите себе книгу (2л.ед.ч.). Деятель не назван и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое – глагол 3-го лица мн. числа настоящего и будущего времени или мн.числа прошедшего времени Что новенького в газете пишут (3л., мн.ч., наст.вр.)? В дверь постучались (прош.вр., мн.ч.). н/л и о/л предложения могут иметь значение обобщенного лица, т.е. всеми, любым лицом и в любое время (чаще всего это пословицы и поговорки). Цыплят по осени считают (3л., мн.ч.). Любишь кататься, люби и саночки возить (2л., ед.ч.).

15. Повторение видов односоставных предложений.  

Какие предложения называются односоставными?

На какие группы делятся односоставные предложения? (С главным членом подлежащим – назывные, с главным членом сказуемым)

Рассказать по таблице о каждом из видов односоставных предложений по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

В чём особенность обобщённо-личных предложений? (Действие приписывается обобщенному деятелю, т.е. всем; и обобщенное значение времени. Значение обобщенности часто позволяет использовать данные предложения в качестве пословиц и поговорок.)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.