Деятельность, используемые методы и формы реализации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Деятельность, используемые методы и формы реализации

2020-05-07 124
Деятельность, используемые методы и формы реализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Школа юных спасателей

 

 

Возрастной состав учащихся 11 – 17 лет

Срок реализации программы – 5 лет

 

                                       Составители:

педагоги дополнительного образования

              Кобелева Лариса Сергеевна

    Ворошилова Татьяна Николаевна

 

 

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного, криминогенного характера), подготовки к действиям в чрезвычайных условиях, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения являются актуальными направлениями любой воспитательной системы.

Для того чтобы научить школьников противостоять природным и техногенным катастрофам, в 1991 году в школьную программу был введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Но для успешного усвоения теоретических знаний необходимо умение применять их на практике. Большое значение в этом направлении приобретает Всероссийское движение «Школа безопасности».

Настоящая программа составлена на основе собственного опыта работы с детьми в 2006 году, апробирована на сборной команде Пермского района по спортивному туризму. Ее эффективность подтверждается высокими результатами, которые показывает команда на краевых соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель».

Методологическими основами программы являются: общетеоретические положения о единстве теории и практики процессов обучения, воспитания, развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов); профессиональный аспект педагогической деятельности при подготовке специалистов туристского профиля (Ю.С. Константинов, А.Г. Маслов); положения теории дополнительного образования (А.А. Остапец-Свешников). При разработке тем «Туристская подготовка» и «Ориентирование» была использована авторская программа Кобелевой Л.С. по спортивному туризму детско-юношеского объединения «Эдельвейс», тем «Поисково-спасательные работы» и «Пожарно-тактическая подготовка» - Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России, темы «Оказание первой помощи и транспортировка пострадавшего» - учебно-методическое пособие «Первая помощь», разработанное ОМЦ «Пермская краевая школа медицины катастроф».

Программа является составной частью единой системы непрерывного образования, она позволяет расширить представления учащихся об окружающем мире, углубить знания программного материала по курсам «Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Физическая культура», содействуя тем самым умственному и физическому развитию учащихся. Она способствует развитию у подростков чувства самосохранения, умения быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях различного характера.

Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на местности (в условиях природной среды и на специализированных полигонах), так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.

Программа рассчитана на 5 лет, ориентирована на учащихся среднего и старшего школьного возраста. Время, отведенное на обучение в первый-второй годы, составляет 252 часа в год, из расчета 6 часов в неделю, в третий – 378 часов в год (9 часов в неделю), четвертый - пятый – 324 часа в год (12 часов в неделю).

Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, правильного поведения в экстремальной ситуации, устойчивых личностных качеств, навыков и умений, необходимых для профессионального спасателя.

Программа направлена на решение следующих задач:

I. Воспитательная:

- формирование устойчивых личностных качеств (решительность, целеустремлённость, дружелюбие, честность, дисциплинированность);

- выработка определённых поведенческих схем, повышающих результативность работы (умение находить оптимальные выходы из экстремального положения);

- закрепление правил поведения в человеческом общежитии;

- развитие толерантности;

- развитие способностей к самореализации.

II. Оздоровительная:

- популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни; привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом;

- формирование и развитие двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости), координации движений и моторики;

- закаливание, профилактика простудных заболеваний, нарушений осанки.

III. Образовательная:

- приобретение практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера;

- приобретение знаний, умений, навыков по проведению поисково-спасательных работ, по спортивному ориентированию, туристской технике, скалолазанию;

- углубление знаний в области анатомии человека, приобретение навыков оказания первой помощи;

- расширение объёма знаний по ОБЖ, краеведению и географии.

Этапы реализации программы

Разработана модель практической подготовки обучающихся по программе «Школа юных спасателей» в системе дополнительного образования, включающая в себя 5 лет обучения:

1-й год: привитие интереса к данному направлению деятельности: овладение основными приёмами выживания в экстремальной ситуации, ориентирования на местности, оказания первой помощи, начальным опытом участия в соревнованиях по спортивному туризму, «Школа безопасности», спортивном путешествии, повышение уровня физической подготовки, выполнение норматива на значок «Юный турист России».

 2-й год: подготовка к профессиональному самоопределению: обучение навыкам безопасного проведения поисково-спасательных работ, оказания первой помощи, повышение уровня всесторонней физической подготовки, совершенствование техники ориентирования, преодоления естественных препятствий на различных типах местности, развитие морально-волевых качеств, приобретение положительного соревновательного опыта, выполнение норматива на значок «Турист России», юношеских разрядов по спортивному туризму.

3-год: допрофессиональное самоопределение: дальнейшее повышение уровня специальной подготовки, совершенствование техники и тактики поисково-спасательных работ, ориентирования, приемов оказания первой помощи, командных действий на дистанциях соревнований «Школа безопасности» и спортивному туризму, развитие моральных и волевых качеств, выполнение III разряда по спортивному туризму, сдача норматива на значок «Юный спасатель 3-й ступени».

4-й год: допрофессиональная подготовка юных спасателей: дальнейшее повышение уровня общей и специальной подготовки, дальнейшее совершенствование технических приёмов и тактики ориентирования, командных действий по преодолению естественных препятствий, оказания первой помощи. Повышение морально-волевых качеств, выполнение взрослых разрядов по спортивному туризму, сдача норматива на значок «Юный спасатель 2-й ступени».

5-й год: совершенствование допрофессиональной подготовки юных спасателей: повышение уровня общей и специальной подготовки, совершенствование технических и тактических навыков и умений работы в команде, приобретение опыта в организации школьных и районных соревнований «Школа безопасности», проведение обучающих и контрольных занятий для учащихся объединения, положительный опыт участия в соревнованиях «Юный спасатель», выполнение взрослых разрядов по спортивному туризму, сдача норматива на значок «Юный спасатель 1-й ступени».


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ»

П/п

Год обучения

Й год

Й год

Й год

Й год

Й год

                                              Количество часов Наименование темы Всего  Теория  Практика Всего  Теория Практика Всего  Теория  Практика Всего Теория Практика Всего  Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1   1 1   1 1   1 1   1 1   2.

Основы выживания

2.1. Экстремальные и чрезвычайные ситуации природного характера 10 2 8 8 2 6 15 4 11 26 4 26 20 2 18  2.2. Чрезвычайной ситуации техногенного характера 10 2 8 6 2 4 16 2 14 28 4 24 22 2 20 3. Ориентирование 16 2 14 16 2 14 16 2 14 24 2 18 25 2 23 4.

Туристская подготовка

4.1 Туристские походы 12 2 10 14 2 12 36 4 32 42 4 34 40 2 38 4.2 Спортивный туризм 96 2 94 96 2 94 116 2 124 130 2 128 150 2 158 5.

Физическая подготовка

 5.1. Общая физическая подготовка 25 1 24 25 1  24 25 2 23 25 1 24 25 1 24  5.2. Специальная физическая подготовка 25 1 24 25 1  24 25 2 23 25 1 24 25 1 24 6. Первая помощь 10 2 8 11 3 8 18 2 16 24 2 22 24 2 22 7. Поисково-спасательные работы 10 2 8 12 2 10 46 2 44 95 2 93 96 4 92 8. Пожарно-тактическая подготовка 10 2 8 10 1 9 20 2 18 20 1 19 20 1 19 9. Соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель» 19 1 18 20 1 19 36 2 34 54 2 52 46 4 42 10. Психологическая подготовка 8 1 7 8 1 7 8 2 6 10 2 8 10 2 8   Всего часов 252 21 231 252 21 231 378 29 349 504 28 476 504 26 478

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие

Для всех этапов обучения

Знакомство с программой обучения. Цели и задачи курса. Права и обязанности учащихся объединения. Всероссийское движение «Школа безопасности».  История создания. Цели и задачи. Соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель».

Методическое обеспечение

Дополнительная образовательная программа «Школа юных спасателей».

Видеофильмы о соревнованиях «Школа безопасности» и «Юный спасатель».

2. Основы выживания

Й год обучения

Причины возникновения экстремальных ситуаций в природной среде. Субъективные и объективные опасности в туризме. Факторы риска. Факторы, обеспечивающие выживание. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Действия по выживанию. Снаряжение для выживания. Носимый аварийный запас.

Практические занятия

Работа с литературой. Решение ситуационных задач. Отработка приемов действий при попадании в экстремальную ситуацию в природной среде.

Й год обучения

Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания. Добывание пищи в лесу. Растительная пища. Дикорастущие съедобные растения. Ядовитые растения. Лекарственные растения Пермского края. Лечебные свойства растений.Съедобные и ядовитые грибы. Способы приготовления пищи в условиях автономного существования.

Способы получения огня при отсутствии спичек. Методы хранения и переноса огня. Древесный примус.

Практические занятия

Работа с литературой, с определителем высших растений. Решение ситуационных задач. Отработка навыков приготовления пищи из дикорастущих съедобных растений и грибов, добывания огня, изготовления древесного примуса.

Й год обучения

Временное укрытие в лесу. Виды укрытий. Обнаружение источников воды. Водно-солевой режим. Способы добычи, фильтрования и обеззараживания воды. Опасные насекомые, хищные животные и ядовитые змеи Пермского края. Правила поведения при встрече с хищными зверями. Защита от насекомых. Профилактика клещевого энцефалита.

Практические занятия

Решение ситуационных задач. Отработка на местности различных способов добычи воды. Строительство временных укрытий в лесу из подручного материала.

Й год обучения

Чрезвычайные ситуации природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Порядок действий в случае возникновения опасных природных явлений и стихийных бедствий.

 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации (РСЧС). Назначение и задачи.

Практические занятия

Составление алгоритма действий при наводнении и возникновении лесного пожара. Организация бивака в экстремальной ситуации.

Й год обучения

Опасные природные явления Пермского края.

Зимняя аварийная ситуация. Виды зимних укрытий: иглу, траншея, пещера, ветрозащитная стенка. Способы их изготовления.

Практические занятия

Составление алгоритма действий при различных ситуациях природного характера. Устройство временных укрытий зимой. Разжигание костра без спичек. Добывание пищи рыбной ловлей.

Методическое обеспечение

Литература

1. Волович В.Г. Академия выживания. М.: Толк, Техноплюс, 1996.

2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1980.

3. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.: Знание, 1996.

4. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 1994.

5. Животный мир Прикамья. Позвоночные. Пермь: Книжный мир, 2001.

6. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области. Пермь: Книжный мир, 1999.

7. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1985.

8. Питер Дарман. Выживание в экстремальных ситуациях. М.: Формула-Пресс, 1999.

9. Природная география Пермской области. Хрестоматия. Пермь: Книжный мир, 2001.

10. Растительный мир Прикамья. Пермь: Книжный мир, 1988.

11. Стрижев А.Н. Туристу о природе. М.: Профиздат, 1986.

12. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения. М.: ЗАО изд-во «Русский журнал», 2001.

Ый год обучения

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера. Критические ситуации дома. Телефоны спецслужб. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Способы оповещения населения и правила поведения при различных чрезвычайных ситуаций и их последствиях.

Практические занятия

Изготовление средств индивидуальной защиты из подручного материала. Составление алгоритма действий при возникновении различных критических ситуациях дома.

Й год обучения

Аварии с выбросом отравляющих химических веществ. Правила поведения и защитные меры. Действия в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ. Подручные средства защиты. Выбор направления выхода из зоны заражения.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов. Противогаз. Легкий защитный костюм Л-1. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Правила надевания противогаза, костюма Л-1, ОЗК.

Практические занятия

Составление алгоритма действий при получении информации о различных видах аварии. Надевание противогаза. Надевание костюмов Л-1 и ОЗК. Складывание костюмов.

Й год обучения

Радиоактивное заражение местности при авариях на радиационно-опасных объектах. Доза облучения. Уровень загрязнения различных поверхностей и объектов. Правила поведения на местности с повышенным радиационным фоном. Определение местоположения радиоактивного источника. Подготовка прибора ДП-5В к работе.

Практические занятия

Составление алгоритма действий при получении информации о различных видах аварий. Надевание костюмов Л-1 и ОЗК на время. Действия участников при различных командах. Складывание костюмов. Работа с прибором ДП-5В.

Й год обучения

 Аварии и катастрофы на промышленных предприятиях, гидротехнических сооружениях, транспорте и их возможные последствия.

Характеристика промышленных предприятий г.Перми и Пермского края. Потенциальные опасности аварий и катастроф местных предприятий и других объектов народного хозяйства.

Подготовка спасателя к действию на зараженной местности. Действие спасателя в зоне химического заражения. Действия после выхода из зоны заражения. Средства индивидуальной защиты, используемые на химически опасных предприятиях. Назначение, состав средств индивидуальной защиты кожи. Подготовка специальной защитной одежды и правила пользования ею. 

Практические занятия

  Составление алгоритма действий при получении информации о различных видах аварии. Выполнение нормативов и правил надевания средств индивидуальной защиты.

Й год обучения

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Необходимость создания системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций. Цели и задачи РСЧС. Силы и средства. Поисково-спасательные службы.

Практические занятия

Составление алгоритма действий при получении информации о различных видах аварии. Выполнение нормативов и правил надевания средств индивидуальной защиты.

Методическое обеспечение

Литература

1. Гагарский М.Д. Население и хозяйство Пермской области и Коми-Пермяцкого Автономного округа: Пермский ун-т, 2003.

2. Катастрофы и человек. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: Изд-во АСТ - ЛТД, 1997.

3. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области. Пермь: Книжный мир, 1999.

4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. М: ООО «Изд-во АСТ», 2006.

Ориентирование

Й год обучения

Топографическая карта. Масштаб карты. Топографические знаки. Способы изображения рельефа на карте. Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут. Движение по азимуту. Движение по легенде. Основы правил техники безопасности при проведении занятий по ориентированию на местности. Контрольное время, границы полигона.

Спортивное ориентирование. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт.

Практические занятия

  Определение расстояний по карте и на местности. Движение по карте, по легенде. Определение азимута на предмет. Определение точки стояния. Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования. Топографический диктант.

Й год обучения

Ориентирование по местным признакам, по солнцу, луне и звездам. Определение направления на север по часам. Составление на карте маршрута по его текстовому описанию (легенде). Технические приемы чтения карты, выбора пути движения и его реализации. Способы измерения расстояний на карте и на местности. Курвиметр. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки.

Виды спортивного ориентирования: по маркированной трассе, в заданном направлении, по выбору. Движение по площадным и линейным ориентирам. Выбор рационального пути.

Практические занятия

  Упражнения по ориентированию на местности. Определение азимута на предмет. Движение по азимуту. Составление легенды. Определение сторон горизонта без компаса. Соревнования по спортивному ориентированию.

Ий год обучения

Положение о соревнованиях по спортивному ориентированию, условия проведения соревнований. Техническая информация. Стартовые параметры: номер, стартовая минута, местонахождение старта и финиша. Тактические действия спортсмена до старта, на старте, на дистанции и контрольных пунктах.

Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры.

Практические занятия

  3адания и упражнения по карте, соревнования по спортивному ориентированию.

Ый год обучения

Особенности спортивных карт для зимнего ориентирования. Влияние рельефа на выбор пути движения. Тактико-технические приемы выбора пути движения: по азимуту, по сопутствующим ориентирам, по ситуации, комбинированный. Контроль направления движения с помощью компаса и карты, по объектам местности, контроль высоты.

Практические занятия

  Отработка приемов ориентирования: движение по азимуту с упреждением, бег «в мешок», параллельный заход, бег по ориентирам, удлинение ориентиров.

Соревнования по спортивному ориентированию, рогейну.

Ый год обучения

Специальные качества ориентировщика («чувство» расстояния, направления, чтение карты). Степень надежности ориентиров. Движение по солнцу без компаса.

Особенности ориентирования в сложном походе. Разведка, маркировка пути. Движение при потере видимости. Оценка пройденного пути по времени движения. Особенности ориентирования в ночное время.

Практические занятия

Комплексное чтение спортивных карт, задания и упражнения по ориентированию на местности, соревнования по спортивному ориентированию. Совершение ночных переходов. Участие в соревнованиях по ночному ориентированию.

Методическое обеспечение

Литература

1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М: ФиС, 1983.

2. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография. М: Профиздат, 1985.

3. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. М.: Знание, 1996.

4. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. Учебное пособие. М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. М.: Недра, 1986.

6. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. М.: ФиС, 1983.

7. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. Пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений. М: Просвещение, 1990.

Туристские походы

Й год обучения

Единая Всероссийская спортивная классификация. Виды туризма. История развития и организация спортивного туризма в России. Средства туризма.

Туристский поход – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Виды походов.

Распределение обязанностей в группе. Права и обязанности участников похода. Личное и групповое снаряжение. Порядок движения в группе на маршруте. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего.

Выбор места для привала и ночлега. Установка палатки. Правила разведения костра. Виды костров. Правила работы с топором, пилой при заготовке дров. Меры безопасности при проведении бивачных работ. «Захоронение» бытовых отходов.

Практические занятия

Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе.

 Самостоятельная работа по выбору места для привала и организации бивачных работ.

Й год обучения

Степенные походы. Маршрутная документация. Туристские нормативы на выполнение юношеских разрядов и норматива на значки «Юный турист России», «Турист России».

Питание в походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Составление меню, раскладки продуктов. Упаковка продуктов. Питьевой режим на маршруте. Оборудование «кухни».

Практические занятия

Составление меню, раскладки продуктов. Самостоятельное оборудование «кухни» и приготовление пищи на костре.

Й год обучения

Выбор района путешествия. Логика построения маршрута, запасные и аварийные варианты маршрутов. Заявочная документация для совершения многодневного туристского похода. Правила заполнения заявочной книжки. Контрольные пункты и сроки движения группы. Маршрутно-квалификационная комиссия. Составление отчета о походе.

Техника безопасности при преодолении естественных препятствий. Основные признаки изменения погоды.

Практические занятия

Разработка маршрута. Составление плана подготовки похода. Подготовка маршрутной документации. Распределение обязанностей в группе. Участие в степенном походе.

Й год обучения

Особенности организации туристского быта, привалов и ночлегов в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия. Организация быта в туристском лагере, на соревнованиях. Строительство простейших бытовых лагерных сооружений.

Практические занятия

Отработка навыков и умений по выбору места привала, по организации привалов и ночлегов в зависимости от времени года, метеоусловий, района путешествия, по строительству простейших лагерных сооружений.

Й год обучения

Причины возникновения экстремальных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Действия группы в экстремальных ситуациях. Тактические приемы выхода группы из экстремальных ситуаций.

Категорийные походы. Требования к участникам и руководителю похода.

Практические занятия

Отработка умений выживания и сохранения группы в экстремальных условиях. Выработка тактики группы в конкретной ситуации в зависимости от вида похода, местности и погодных условий. Подготовка к совершению многодневного похода. Участие в походе I категории сложности. Составление отчета о походе.

Методическое обеспечение

Литература

1. Бардин Н.В. Азбука туризма. М: Просвещение, 1987.

2. Основы безопасности в пешем походе: Метод. рекомендации. М:ЦРИБ «Турист», 1983.

3. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М: Профиздат, 1987

4. Туризм в школе: книга руководителя путешествия. М: ФиС, 1983.

Спортивный туризм

Й год обучения

Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция-пешеходная». Снаряжение. Основные требования к снаряжению. Правила эксплуатации. Характеристика дистанций 1 класса. Технические приемы: движение по навесной переправе, по параллельным перилам, по бревну, подъем (спуск) по склону с самостраховкой, траверс склона, транспортировка снаряжения. Права и обязанности участников соревнований. Определение результатов.

Техника безопасности при проведении занятий по спортивному туризму.

Практические занятия

Формирование практических навыков и умений соблюдения техники безопасности на занятиях по спортивному туризму. Освоение и совершенствованиетехники прохождения этапов дистанции 1 класса. Участие в соревнованиях.

Й год обучения

Положение и условия проведения соревнований. Техническая информация о дистанциях соревнований. Особенности соревнований видов «Дистанция-пешеходная-связка», «Дистанция-пешеходная-группа». Технические приемы: переправа первого участника через овраг по бревну, подъем первого участника с командной страховкой, траверс склона первым участником, подъем по склону с верхней командной страховкой, переправа по бревну (горизонтальный маятник), организация и снятие перил.

Тактика индивидуального прохождения различных этапов в команде.

Практические занятия

Выработка практических навыков и умений по организации страховки, самостраховки и сопровождения. Наведение перил на этапах «Спуск», «Подъем», «Траверс склона». Переправа по бревну методом горизонтального маятника.

Участие в соревнованиях на дистанции 1-го класса.

Й год обучения

Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанция – лыжная». Опасные ситуации, возникающие на соревнованиях.

Характеристика дистанций 2-го класса по группам дисциплин «Дистанции – лыжные» и «Дистанции-пешеходные». Технические приемы: переправа первого участника вброд, через овраг по бревну, подъем первого участника с командной страховкой, траверс склона первым участником

Практические занятия

Выработка практических навыков и умений по организации страховки и самостраховки. Формирование навыков применения снаряжения. Закрепление умений и навыков прохождения дистанций 2-го класса.

Й год обучения

Характеристика дистанций 3-го класса по группам дисциплин «Дистанции – лыжные» и «Дистанции - пешеходные». Технические приемы: переправа первого участника вброд, через овраг по бревну, подъем первого участника с командной страховкой, траверс склона первым участником, организация и снятие перил, транспортировка снаряжения.

Практические занятия

Закрепление умений и навыков прохождения этапов на дистанции 2-го и 3-го классов. Отработка умений скоростной подготовки снаряжения к этапу. Уход с этапа. Маркировка веревок в движении. Участие в соревнованиях  на дистанции 2-го класса по группам дисциплин «Дистанция – лыжная» и «Дистанция-пешеходная». 

Й год обучения

Технико-тактические приемы работы на этапе, дистанции. Разработка и корректировка тактических схем прохождения дистанций соревнований. Слаженность, сработанность команды, взаимопонимание, взаимопомощь и поддержка при изменении тактики и техники работы на этапе и в нестандартных (экстремальных, аварийных) ситуациях.

Организация и проведение туристских соревнований и слетов в качестве судьи. Требования к оборудованию дистанции, к организации судейства, к соблюдению техники безопасности.

Практические занятия

Совершенствование прохождения этапов дистанций 3-го класса, навыков оптимального применения тактических схем при прохождении дистанции

Приобретение навыков по организации и проведению соревнований по спортивному туризму в качестве судьи. Участие в районных и краевых соревнованиях.

Методическое обеспечение

Литература

1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм. – М.: ФиС, 1990.

2. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

3. Русский турист. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма.  

4. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М., 1995.

Перечень необходимого оборудова ния

1. Страховочная система – 10 шт.

2. Веревка основная (40 м) – 6 шт.

3. Веревка основная (20 м) – 4 шт.

4. Карабины – 30 шт.

5. Репшнуры – 10 шт.

6. Кольцо из репшнура – 10 шт.

7. Восьмерка – 10 шт.

8. Жумар – 10 шт.

9. Каски – 10 шт.

 

 

5. Физическая подготовка

5.1. Общая физическая подготовка

Для всех этапов обучения

Основная задача ОФП – развитие физических, моральных и волевых качеств. Всесторонняя физическая подготовка – основа для стабильного выступления на соревнованиях и безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.

Характеристика средств физической подготовки. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы. Дневник самоконтроля. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Практические занятия

Легкая атлетика

Бег на дистанции 30 м, 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег по пересеченной местности (кросс) 2 – 5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и эстафеты

Баскетбол, футбол, пионербол, эстафеты.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на бревне, лазание по канату.

Лыжный спорт

Классический и коньковый ход. Техника поворотов в движении. Преодоление на лыжах дистанции 3- 5 км на время. Спуск на лыжах по склону. Повороты и торможения во время спусков. Преодоление препятствий на лыжах. Подьем по склону «лесенкой», «елочкой», «серпантином».

Плавание

Освоение нескольких видов плавания. Заплывы на 25 м, 50 м на время.

Скалолазание

Зацепки и их использование. Положение рук и ног. Свободное лазание по скальным стенкам на скорость. Страховка партнера.

5.2. Специальная физическая подготовка

Для всех этапов обучения

Роль и значение специальной физической подготовки для роста спортивного мастерства. Место специальной физической подготовки в процессе тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену: выносливости, быстроты, ловкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовке.

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости

Бег по пересеченной местности в равномерном темпе от 5 до 7 км. Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 10 км. Марш-броски и туристские походы. Плавание на дистанции до 500 м. Прохождение на скорость дистанции по спортивному туризму в различных условиях местности.

Упражнения на развитие быстроты

Бег на скорость на дистанции 30 – 100 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Прыжки через препятствия.

Упражнения на развитие ловкости

Упражнения на равновесие, на координацию движения. Переправа по кочкам, по качающемуся бревну, по жердям.

Упражнения на развитие силы

Подтягивание на перекладине: мальчики – на высокой, девочки – на низкой. Сгибание и разгибание рук в упоре. Поднимание туловища из положения лежа. Приседание. Упражнения с отягощениями. Висы, подтягивание, поднимание ног из положения виса на натянутых веревочных перилах.

Упражнения на развитие гибкости, на развитие и расслабление мышц

Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов.

Методическое обеспечение

Литература

1. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. М.: ЦРИБ «Турист»,1989.

2. Физическая  тренировка в туризме. М.: ЦРИБ «Турист»,1989.

3. Хоменков Л.С. Книга тренера по легкой атлетике. М.: ФиС,1989.

Практические занятия

  Комплектование походной аптечки. Наложение жгута, бинтовых и косыночных повязок на различные части тела.

Й год обучения

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Понятие «Ске


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.216 с.