История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-05-07 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-методической
и учебной работе
____________________ Е.И. Скафа
«17» апреля 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Направление подготовки: | 40.03.01 Юриспруденция |
Профиль подготовки: | |
Образовательная программа: | бакалавриат |
Квалификация: | академический бакалавр |
Форма обучения: | очная, заочная |
Донецк 2019
УТВЕРЖДАЮ
И.о. декана юридического факультета
____________________Н.В. Асеева
«11» апреля 2019 г.
Программа учебной дисциплины «Теория государства и права» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», утвержденному приказом Министерства образования и науки ДНР № 297 от «04» апреля 2016 г., зарегистрированному в Министерстве юстиции ДНР № 1173 от 22 апреля 2016 г.; «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «11» ноября 2017 г. №1171; учебных планов по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция программы подготовки бакалавриата (формы обучения: очная и заочная), утвержденных Ученым советом университета от 02.04.2019 г., протокол № 3
Разработчик:
Доцент кафедры теории и истории государства и права,
к.ю.н., Н.А. Бардашевич
|
ст. преподаватель кафедры теории и истории
государства и права Ю.В. Герасименко
Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права
Протокол № ___от «___» ___________2019 г.
Зав. кафедрой Е.В. Щербинина
Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией юридического факультета
Протокол № 5 от «09» апреля 2019 г.
Председатель учебно-методической
комиссии факультета Э.Е. Манивлец
1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе
Учебная дисциплина «Теория государства и права» является дисциплиной базовой части профессионального блока подготовки студентов направления подготовки 40.03.01Юриспруденция.
Дисциплина реализуется на юридическом факультете ДонНУ кафедрой теории и истории государства и права.
Знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права» необходимы обучающимся для освоения в последующем общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формируемых иными учебными дисциплинами бакалаврской программы.
Нормативные ссылки – не предусмотрено.
2. Структура дисциплины
Характеристика учебной дисциплины | |||
Направление подготовки | 40.03.01 Юриспруденция | ||
Бакалаврская программа | Юриспруденция | ||
Программа подготовки | бакалавриат | ||
Квалификация | Академический бакалавр | ||
Количество содержательных модулей | 1 | ||
Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы | дисциплина базовой части Блока 1 «Дисциплины» | ||
Формы контроля | 1 зачет в 1 семестре, 2 модульных контроля, 1 экзамен во 2 семестре | ||
Показатели | очная форма обучения | заочная форма обучения | СПО |
Количество зачетных единиц (кредитов) | 8 | 8 | 8 |
Год подготовки | 1 | 1 | 1 |
Семестр | 1,2 | 1,2 | 1,2 |
Количество часов | 288 | 288 | 288 |
- лекционных | 70 | 14 | 14 |
- практических, семинарских | 70 | 14 | 14 |
- лабораторных | - | ||
- самостоятельной работы | 148 | 260 | 260 |
в т.ч. индивидуальное задание | - | - | |
Недельное количество часов, | 4 | - | |
в т.ч. аудиторных | 4 | - |
|
3. Описание дисциплины
Цели и задачи.
Цельизучения дисциплины ― целью данного курса является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями юриспруденции, прослеживание закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений, усвоение азов юридической техники и методологии права, формирование общих представлений о взаимосвязи государства и права и функционировании правовой системы в целом.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- формирование у студента научных представлений о государственно–правовой организации жизни общества, и прежде всего о правовом ее регулировании;
- освоение навыков применения теоретических знаний в юридической практике на основе анализа системы права и системы законодательства в их взаимосвязи, с применением различных способов толкования, руководствуясь основными принципами права;
- овладение категориальным и методологическим инструментарием юриспруденции;
- усвоение основ юридической техники.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данной специальности:
а) общекультурных компетенций (ОК):
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Донецкой Народной Республики, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
б) общепрофессиональных (ОПК):
способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы, а также иные нормативные правовые акты и нормы международного права (ОПК-1);
|
способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
в) профессиональных (ПК):
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-6);
способностью толковать различные правовые акты (ПК-15)
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
Знать:
- природу и определять сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования реализации права;
- особенности государственно-правового развития социума и определять, роль государства и права в политической системе общества и в общественной жизни в целом;
- основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития отечественного государства и права, определять специфику форм государства, правового положения граждан, систему организации и функционирования органов государства и местного самоуправления;
- определения базовых теоретических понятий юриспруденции как науки.
уметь:
- анализировать различные явления государственно-правовой жизни, ясно и логично выражая свои мысли как в устной, так и в письменной форме;
- связывать теоретико-правовые проблемы и конструкции с общественными и экономическими закономерностями общественного развития;
- обосновывать связь теории государства и права с юридической практикой;
- пользоваться правовой информацией и анализировать ее.
владеть:
- юридической терминологией, правильно использовать юридические понятия и конструкции;
- методикой выявления теоретического смысла (смыслового содержания) государственно-правовых явлений и практического значения юридико-догматических категорий и конструкций;
- навыками практического применения полученных теоретических знаний.
4. Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса
С точки зрения применяемых методов используются как традиционные информационно-объяснительные лекции, так и интерактивная подача материала с применением мультимедийной системы.
|
Компьютерные технологии в данном случае обеспечивают возможность разнопланового отображения алгоритмов и демонстрационного материала. Такое сочетание позволяет оптимально использовать отведенное время и раскрывать логику и содержание дисциплины.
В числе педагогических методик и технологийпреподавания учебной дисциплины следует выделить: лекцию, семинар, интерактивную лекцию, метод проблемного изложения, анализ проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций, дискуссию, творческое задание, работу в малых группах, ролевую, деловую и обучающую игру, поточную конференцию, работу с наглядными пособиями, видео-материалами, кейсметод, метод проектов, исследовательский метод, устный и письменный контроль, самоконтроль.
Лекции представляют собой систематические обзоры основных аспектов дисциплины.
Практические занятия позволяют научить применять теоретические знания при решении и исследовании конкретных задач.
Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу.
Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и усвоение знаний по темам (разделов) во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.
Текущий контроль осуществляется путем написания самостоятельных и контрольных работ по решению практических заданий, модульных контрольных работ предполагает проверку знаний основных теоретических положений.
Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной работы будут использованы рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.
Порядковый номер и тема | Краткое содержание темы |
1 | 2 |
Модуль 1
Модуль 2
Содержательный модуль 2 «Основные правовые средства воздействия на поведение в сфере права»
Модуль 3
|
Количество часов
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
всего
в т.ч.
всего
в т.ч.
лекции
110
28
26
56
288
70
70
148
5. Методические рекомендации для проведения практических занятий содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины
Практические занятия проводятся в целях активного приобретения студентами новых знаний, закрепления, расширения и углубления знаний, полученных на других видах учебных занятий, подготовки докладов, презентаций и других творческих заданий, а также для обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом и статистическими данными.
Чтобы данный вид занятий прошел эффективно, теоретически насыщено и полно, студентам необходимо до занятия:
1. Внимательно ознакомиться с заданием на семинар.
2. Прочитать конспект лекции по соответствующей теме.
3. Ознакомиться с рекомендованной литературой, в том числе и с дополнительной, и, возможно, принести ее с собой на занятие.
В ходе самостоятельной подготовки к практическому занятию студентам необходимо глубоко изучить основные теоретические положения учебных вопросов. При работе с учебной литературой следует особое внимание обращать на особенности использования новых категорий, терминов и формировать у себя соответствующие лексико-фразеологические обороты речи. Изучаемый учебный материал целесообразно законспектировать в рабочих тетрадях.
На практических занятиях проводится опрос теоретического материала, выполняются практические задания. Активное участие в обсуждении вопросов практических занятий, и самостоятельная работа по заданию преподавателя, является одним из условий получения положительной оценки по данному курсу.
Темы практических занятий
№ | Название темы | Количество часов |
Тема 1. | Введение в правоведение (юриспруденцию). | 2 |
Тема 2. | Теория государства и права как наука | 2 |
Тема 3. | Происхождение государства и права | 4 |
Тема 4. | Государство и право в системе социального регулирования | 2 |
Тема 5. | Сущность права. Основные подходы к правопониманию. | 2 |
Тема 6. | Источники (формы права). | 2 |
Тема 7. | Законы и иные нормативные правовые акты (НПА) в системе юридических источников права | 4 |
Тема 8. | Правотворчество и систематизация в праве (роль государства). Юридическая техника и юридические средства. Язык закона. | 4 |
Тема 9. | Система права и правовая система. Основные правовые системы и семьи современного мира | 4 |
Тема 10. | Правовая норма: понятие, логическая структура, содержание, виды. | 2 |
Тема 11. | Правоотношения: понятие, структура, виды. | 4 |
Тема 12. | Юридические факты как основание правоотношения (понятия и виды). Фактический состав. | 2 |
Тема 13. | Реализация и толкование права. Коллизии и пробелы в праве. | 4 |
Тема 14 | Правосознание и правовая культура, их влияние на поведение в сфере права. | 4 |
Тема 15 | Юридическая ответственность и меры государственного принуждения. | 2 |
Тема 16 | Механизм и эффективность правового регулирования. Законность и правопорядок. | 4 |
Тема 17 | Понятие и признаки государства. Его сущность и функции. | 4 |
Тема 18 | Механизм государства и государственный аппарат. | 2 |
Тема 19 | Форма государства. | 4 |
Тема 20 | Гражданское общество и его политическая организация. | 2 |
Тема 21 | Правовое государство. Понятие, виды и система защиты прав человека. | 4 |
70 | ||
6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины
В овладении знаниями учебной дисциплины важным этапом является самостоятельная работа студентов. Основными направлениями самостоятельной работы студента являются:
- первоначально подробное ознакомление с программой учебной дисциплины;
- ознакомление со списком рекомендуемой литературы по дисциплине в целом и по разделам, наличие ее в библиотеке и других доступных источниках, изучение необходимой литературы по теме, подбор дополнительной литературы;
- изучение и расширение лекционного материала преподавателя за счет специальной литературы, консультаций;
- подготовка к практическим занятиям по специально разработанным планам с изучением основной и дополнительной литературы;
- подготовка к выполнению диагностических форм контроля (тесты, коллоквиумы и т.п.);
- подготовка к экзамену.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей профессии, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Организация самостоятельной работы студентов
№ | Название темы | Количество часов |
Тема 1. | Введение в правоведение (юриспруденцию). | 4 |
Тема 2. | Теория государства и права как наука | 4 |
Тема 3. | Происхождение государства и права | 8 |
Тема 4. | Государство и право в системе социального регулирования | 8 |
Тема 5. | Сущность права. Основные подходы к правопониманию. | 4 |
Тема 6. | Источники (формы права). | 4 |
Тема 7. | Законы и иные нормативные правовые акты (НПА) в системе юридических источников права | 8 |
Тема 8. | Правотворчество и систематизация в праве (роль государства). Юридическая техника и юридические средства. Язык закона. | 8 |
Тема 9. | Система права и правовая система. Основные правовые системы и семьи современного мира | 8 |
Тема 10. | Правовая норма: понятие, логическая структура, содержание, виды. | 4 |
Тема 11. | Правоотношения: понятие, структура, виды. | 8 |
Тема 12. | Юридические факты как основание правоотношения (понятия и виды). Фактический состав. | 4 |
Тема 13. | Реализация и толкование права. Коллизии и пробелы в праве. | 8 |
Тема 14. | Правосознание и правовая культура, их влияние на поведение в сфере права. | 8 |
Тема 15. | Юридическая ответственность и меры государственного принуждения. | 4 |
Тема 16. | Механизм и эффективность правового регулирования. Законность и правопорядок. | 8 |
Тема 17. | Понятие и признаки государства. Его сущность и функции. | 8 |
Тема 18. | Механизм государства и государственный аппарат. | 4 |
Тема 19. | Форма государства. | 8 |
Тема 20. | Гражданское общество и его политическая организация. | 8 |
Тема 21. | Правовое государство. Понятие, виды и система защиты прав человека. | 8 |
Тема 22. | Межгосударственные объединения (организации) и проблема гармонизации права | 4 |
148 |
7. Индивидуальные задания содержатся в фондах оценочных средств
Одним из видов индивидуальной работы студентов является подготовка доклада на конференцию и опубликование тезисов или научной статьи.
Цель данной работы – осмысление и углубление знаний по данной дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы по сбору, систематизации материала, проведению исследования или анализа.
Являясь одним из видов научно-исследовательской работы студентов, доклад, тезисы или статья способствуют формированию у студентов аналитического, творческого мышления.
Номер варианта или тема самостоятельной научной работы выбирается по согласованию с преподавателем.
Примерные темы индивидуальных заданий
1. Энциклопедия права, философия права теория права, юриспруденция, правоведение, эволюция этих понятий через их содержание
2. Содержание и развитие предмета ТГП
3. Признаки ТГП как науки
4. Объект ТГП и соотношение с предметом ТГП
5. Понятие, значение и классификация методов познания государства и права:
6. Роль и место ТГП в системе гуманитраных наук;
7. Теория государства и права в системе юридических наук
8. Общая характеристика догосударственного общества.
9. Закономерности возникновения государства.
10. Европейский и азиатский путь возникновения государств. Прафеодальные государства.
11. Закономерности возникновения права
12. Принципы права: понятие, назначение и классификация.
13. Основные проявления ценности права.
14. Достоинства и недостатки трех основных концепций взаимодействия права и государства.
15. В чем выражается воздействие права на экономику и воздействие экономики на право?
16. Право и политика: их взаимосвязь
17. Соотношение права и экономики: проблемный подход.
18. Право и политика
19. Социальные и технические нормы как регуляторы общественных отношений.
20. Понятие и классификация социальных норм:
21. Корпоративные нормы в системе социальных норм.
22. Соотношение права и обычая
23. Значение, понятие, содержание и признаки правовой нормы
24. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта (варианты на примерах действующего законодательства ДНР, РФ)
25. Виды норм права и их классификация (с приведением примеров из действующего законодательства ДНР)
26. Система права и система законодательства: их соотношение?
27. Соотношение публичного и частного права.
28. Проблематика соотношения международного и внутригосударственного права.
29. Современные подходы к классификации источников права.
30. Правообразование и правотворчество: понятие, особенности, виды.
31. Принципы правотворчества.
32. Стадии и субъекты правотворчества.
33. Понятие, виды и значение систематизации в праве
34. Лоббирование правотворческих решений.
35. Участие народа в правотворчестве.
36. Правовые отношения и нормы права: их взаимосвязь в понимании права.
37.. Понятие и виды субъектов правоотношения (проблемный аспект).
38. Содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность).
39. Правовые иммунитеты.
40. Юридические факты и их классификация.
41. Субъекты правоотношений и их нравственные обязанности.
42. Способы толкования права. Юридическая герменевтика.
43. Акты толкования права: понятия и виды.
44. Проблемы официального толкования норм права
45. Соотношение способов правового воздействия и форм реализации права.
46. Применение права. Субъекты и стадии применения права.
47. Юридические доказательства и юридическая квалификация.
48. Принципы применения права.
49. Юридическая квалификация: понятие и место в правоприменительном процессе.
50. Правоприменительные акты: понятие и классификация.
51. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве.
52. Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.
53. Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения
54. Правовое поведение: понятие и виды.
55. Правомерное поведение, его признаки и состав.
56. Злоупотребление правом.
57. Объективно противоправное деяние.
58. Правонарушение: понятие, признаки и виды.
59. Юридический состав правонарушения.
60. Юридическая ответственность и государственное принуждение.
61. Понятие и значение поощрительных санкций.
62. Проблема позитивной (проспективной) юридической ответственности.
63. Понятие и структура правосознания:
64. Понятие, значение и виды правовой культуры по субъектам.
65. Понятие правового нигилизма – его носители:
66. Понятие, формы и субъекты правового воспитания.
67. Понятие правового регулирования:
68. Основные элементы механизма правового регулирования и их характеристика.
69. Кризис современного правосознания.
70. Профессиональная деформация правосознания и пути её преодоления.
71. Понятие и признаки государства.
72. Сущность государства и её характеристика.
73. Государство как социальное явление.
74. Государство как юридическое явление.
75. Классовое и общесоциальное в сущности государства.
76. Суверенитет государства и народа. Их соотношение.
77. Понятие механизма (аппарата) государства.
78. Государственные органы: понятие, признаки и виды.
79. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
80. Функции государства: характеристика внутренних и внешних функций государства.
81. Понятие политической системы общества и её соотношение с государственной властью.
82. Основные тенденции развития политических систем современности и роль государства
83. Место государства в политической системе общества.
84. Относительная самостоятельность государства в политической системе общества
85. Государство и религиозные организации – их соотношение и место в политической организации общества (на примере законодательства ДНР).
86. Правовой закон в правовом государстве.
87. Общественное мнение как элемент гражданского общества и его влияние на законодательный процесс.
88. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина», а также понятий «права», «свободы» и «обязанности».
89. Международные стандарты прав человека – проблемы в практике применения.
90. Глобализация и правовые системы современности.
91. Международное право и его роль в регулировании отношений в современном мире.
92. Источники международного права. Система международного права.
93. Формирование механизма государственной власти.
94. Соотношение государственного управления и самоуправления в современном государстве.
Критерии оценивания индивидуальной работы студента.
1. Цель работы: насколько четко сформулирована.
2. Структура: логичность и последовательность изложения материала.
3. Аргументация: обоснованность, убедительность, наличие позитивной оценки и возможной критики, серьезность научных источников.
4. Научный поиск: использование соответствующей литературы, объем проведенных научных исследований.
5. Язык работы: понятность, грамотность.
6. Творческий подход: творческое отношение к отбору, обработке материалов, наличие оригинальных выводов.
1. Понятие и значение методологии теории государства и права: виды методов исследования.
2. Источники права: понятие и виды.
3. Правовая система: понятие, структура, соотношение с системой права
4. Гипотеза как структурный элемент нормы права. Виды гипотез
5. Структура (состав) и содержание правового отношения.
6. Пробелы в праве. Способы их восполнение и преодоления.
7. Правомерное поведение: понятие, содержание, виды, значение.
8. Понятие, значение и основные виды функций государства на современном этапе.
9. Механизм государства: понятие, значение, структура, соотношение с государственным аппаратом.
Образец модульного контроля
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Дисциплина «Теория государства и права»
МОДУЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 1
1. Источники права: понятие и виды.
2. Правовая система: понятие, структура, соотношение с системой права
3. Выполнить тесты
Утверждено на заседании кафедры теории и истории государства и права,
протокол № ___ от “__” __________ 20__ г.
Зав. кафедрой
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура... Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы... Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |