Содержательный модуль 1 «ТГП как наука, право и государство в системе социального регулирования» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Содержательный модуль 1 «ТГП как наука, право и государство в системе социального регулирования»

2020-05-07 110
Содержательный модуль 1 «ТГП как наука, право и государство в системе социального регулирования» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научно-методической

и учебной работе

____________________ Е.И. Скафа

«17» апреля 2019 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Направление подготовки:   40.03.01 Юриспруденция
Профиль подготовки:    
Образовательная программа:   бакалавриат
Квалификация:   академический бакалавр
Форма обучения: очная, заочная

 

 

Донецк 2019

УТВЕРЖДАЮ

И.о. декана юридического факультета

 

____________________Н.В. Асеева

 

«11» апреля 2019 г.

 

 

Программа учебной дисциплины «Теория государства и права» составлена на основе ГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», утвержденному приказом Министерства образования и науки ДНР № 297 от «04» апреля 2016 г., зарегистрированному в Министерстве юстиции ДНР № 1173 от 22 апреля 2016 г.; «Положения об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР «11» ноября 2017 г. №1171; учебных планов по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция программы подготовки бакалавриата (формы обучения: очная и заочная), утвержденных Ученым советом университета от 02.04.2019 г., протокол № 3

 

Разработчик:

Доцент кафедры теории и истории государства и права,

к.ю.н.,                                                                                                Н.А. Бардашевич

ст. преподаватель кафедры теории и истории

государства и права                                                                              Ю.В. Герасименко

 

Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права

Протокол № ___от «___» ___________2019 г.

 

Зав. кафедрой                                                                               Е.В. Щербинина

 

 

Программа учебной дисциплины одобрена учебно-методической комиссией юридического факультета

Протокол № 5 от «09» апреля 2019 г.

 

Председатель учебно-методической

комиссии факультета                                                                       Э.Е. Манивлец


1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе

 

Учебная дисциплина «Теория государства и права» является дисциплиной базовой части профессионального блока подготовки студентов направления подготовки 40.03.01Юриспруденция.

Дисциплина реализуется на юридическом факультете ДонНУ кафедрой теории и истории государства и права.

Знания и умения, полученные в процессе изучения дисциплины «Теория государства и права» необходимы обучающимся для освоения в последующем общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формируемых иными учебными дисциплинами бакалаврской программы.  

 

Нормативные ссылки – не предусмотрено.

 

2. Структура дисциплины

 

Характеристика учебной дисциплины

Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Бакалаврская  программа

Юриспруденция

Программа подготовки

бакалавриат

Квалификация

Академический бакалавр

Количество содержательных модулей

1

Дисциплина базовой / вариативной части образовательной программы

дисциплина базовой  части

Блока 1 «Дисциплины»

Формы контроля

1 зачет в 1 семестре, 2 модульных контроля, 1 экзамен во 2 семестре

Показатели очная форма обучения заочная форма обучения СПО
Количество зачетных единиц (кредитов) 8 8 8
Год подготовки 1 1 1
Семестр 1,2 1,2 1,2
Количество часов 288 288 288
- лекционных 70 14 14
- практических, семинарских 70 14 14
- лабораторных -    
- самостоятельной работы 148 260 260
в т.ч. индивидуальное задание - -  
Недельное количество часов, 4 -  
в т.ч. аудиторных 4 -  

 

3. Описание дисциплины

Цели и задачи.

Цельизучения дисциплины ― целью данного курса является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями юриспруденции, прослеживание закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений, усвоение азов юридической техники и методологии права, формирование общих представлений о взаимосвязи государства и права и функционировании правовой системы в целом.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- формирование у студента научных представлений о государственно–правовой организации жизни общества, и прежде всего о правовом ее регулировании;

- освоение навыков применения теоретических знаний в юридической практике на основе анализа системы права и системы законодательства в их взаимосвязи, с применением различных способов толкования, руководствуясь основными принципами права;

- овладение категориальным и методологическим инструментарием юриспруденции;

- усвоение основ юридической техники.

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ГОС ВПО по данной специальности:

а) общекультурных компетенций (ОК):

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития Донецкой Народной Республики, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

б) общепрофессиональных (ОПК):

способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Донецкой Народной Республики, законы, а также иные нормативные правовые акты и нормы международного права (ОПК-1);

способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

в) профессиональных (ПК):

       способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-6);

способностью толковать различные правовые акты (ПК-15)

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

Знать:

- природу и определять сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования реализации права;

- особенности государственно-правового развития социума и определять, роль государства и права в политической системе общества и в общественной жизни в целом;

 - основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития отечественного государства и права, определять специфику форм государства, правового положения граждан, систему организации и функционирования органов государства и местного самоуправления;

- определения базовых теоретических понятий юриспруденции как науки.

уметь:

- анализировать различные явления государственно-правовой жизни, ясно и логично выражая свои мысли как в устной, так и в письменной форме;

- связывать теоретико-правовые проблемы и конструкции с общественными и экономическими закономерностями общественного развития;

- обосновывать связь теории государства и права с юридической практикой;

- пользоваться правовой информацией и анализировать ее.

владеть:

- юридической терминологией, правильно использовать юридические понятия и конструкции;

- методикой выявления теоретического смысла (смыслового содержания) государственно-правовых явлений и практического значения юридико-догматических категорий и конструкций;

- навыками практического применения полученных теоретических знаний.

4. Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса

С точки зрения применяемых методов используются как традиционные информационно-объяснительные лекции, так и интерактивная подача материала с применением мультимедийной системы.

Компьютерные технологии в данном случае обеспечивают возможность разнопланового отображения алгоритмов и демонстрационного материала. Такое сочетание позволяет оптимально использовать отведенное время и раскрывать логику и содержание дисциплины.

В числе педагогических методик и технологийпреподавания учебной дисциплины следует выделить: лекцию, семинар, интерактивную лекцию, метод проблемного изложения, анализ проблемных ситуаций, анализ жизненных ситуаций, дискуссию, творческое задание, работу в малых группах, ролевую, деловую и обучающую игру, поточную конференцию, работу с наглядными пособиями, видео-материалами, кейсметод, метод проектов, исследовательский метод, устный и письменный контроль, самоконтроль.

Лекции представляют собой систематические обзоры основных аспектов дисциплины.

Практические занятия позволяют научить применять теоретические знания при решении и исследовании конкретных задач.

Самостоятельная работа обучающихся выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа подразделяется на самостоятельную работу на аудиторных занятиях и на внеаудиторную самостоятельную работу.

Самостоятельная работа обучающихся включает как полностью самостоятельное освоение отдельных тем (разделов) дисциплины, так и усвоение знаний по темам (разделов) во время аудиторной работы. Во время самостоятельной работы обучающиеся читают и конспектируют учебную, научную и справочную литературу, выполняют задания, направленные на закрепление знаний и отработку умений и навыков, готовятся к текущему и промежуточному контролю по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется путем написания самостоятельных и контрольных работ по решению практических заданий, модульных контрольных работ предполагает проверку знаний основных теоретических положений.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной работы будут использованы рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы.

 

Порядковый номер и тема Краткое содержание темы
1 2

Модуль 1

Модуль 2

Содержательный модуль 2 «Основные правовые средства воздействия на поведение в сфере права»

Тема 10. Правовая норма: понятие, логическая структура, содержание, виды. Понятие нормы права, ее признаки и содержание. Норма-предписание и логическая норма: дискуссионные аспекты соотношения. Основные элементы логической структуры нормы права. Гипотеза: понятие и виды. Диспозиция: понятие и виды. Санкция: понятие и виды. Классификация норм права по различным основаниям: по функциям права, по методу правового регулирования, по предмету правового регулирования и т.д. Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Тема 11. Правоотношения: понятие, структура, виды. Понятие правоотношения. Признаки правоотношений. Волевой характер правоотношений, правовые отношения как особый вид социальной связи между субъектами: юридическая и фактическая сторона. Классификация правоотношений. Структура  правоотношения, ее основные элементы. Содержание правоотношений. Субъективное право как мера возможного поведения и юридическая обязанность как мера должного поведения. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права. Правосубъектность. Общая отраслевая, специальная правосубъектность. Правовой статус. Физические и юридические лица, публично-правовые образования как субъекты права. Объекты правоотношения. Монистическая и плюралистическая теория объекта. Основные виды объектов правоотношений. Социальные факторы, обусловливающие возникновение правоотношений: общие (социально-экономические условия жизни общества) и специальные (правовые нормы, правосубъектность и юридические факты).   Тема 12. Юридические факты как основание правоотношения. Фактический состав. Предпосылки (специальные условия) возникновения правоотношений (правовые нормы, правосубъектность и юридические факты).. Юридические факты ― основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Классификация юридических фактов по различным основаниям. Волевой критерий классификации юридических фактов: действия (деяния), события, состояния. Виды действий (деяний). Отличие юридических поступков от юридических актов. Виды событий. Сроки как особый вид юридических фактов. Фактический состав. Квазифакты (презумпции, фикции) Тема 13. Реализация и толкование права. Коллизии и пробелы в праве. Понятие реализации права. Правовое регулирование и реализация права: их соотношение и взаимосвязь. Способы правового воздействия и формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование. Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Правоприменительный процесс и его основные стадии. Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды. Отличие правоприменительных актов от нормативных-правовых актов. Понятие толкования права, значение толкования права в процессе его реализации. Способы толкования норм права. Грамматический способ толкования. Систематический способ толкования. Логический способ толкования. Историко-политический способ толкования. Виды толкования права по субъектам и по объему Пробелы в праве: понятие и виды. Способы их восполнения и преодоления. Аналогия закона, аналогия права и межотраслевая аналогия. Коллизии правовых норм. Применение права при коллизии и конкуренции правовых норм. Правила преодоления коллизий. Тема 14. Правосознание и правовая культура их влияние на поведение в сфере права. Поведение в сфере права. Понятие, признаки и виды поведения в сфере права. Правомерное поведение: понятие, признаки, виды. Социально-активное, законопослушное обычное, конформистское и маргинальное поведение. Виды неправомерного поведения. Противоправное поведение, злоупотребление правом, объективно-противоправное деяние: соотношение понятий. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений. Состав правонарушения. Элементы состава правонарушения. Объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона. Вина: понятие и виды. Виды составов правонарушений. Понятие, виды, уровни правосознания. Структура правосознания: правовая идеология, правовая психология, обыденное правосознание. Правовые идеи и правовые эмоции. Правосознание граждан и должностных лиц. Основные формы деформации правосознания. Правосознание и правовая культура. Иные элементы правовой культуры. Ценностный и сущностный аспекты правовой культуры. Средства правового воспитания. Тема 15. Юридическая ответственность и меры государственного принуждения. Юридическая ответственность как особый вид социальной ответственности. Понятие, основные признаки и цели юридической ответственности. Принципы юридической ответственности, проспективная и ретроспективная ответственность. Виды юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Основания привлечения лица к юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность и освобождающие от юридической ответственности. Юридическая ответственность и государственное принуждение. Понятие мер пресечения. Тема 16. Механизм и эффективность правового регулирования. Законность и правопорядок. Правовое регулирование как целенаправленное воздействие на поведение людей. Предмет правового регулирования. Методы правового регулирования. Соотношение понятий правовое обеспечение, правовое воздействие, правовое регулирование. Правовые и организационно-правовые средства влияния на общественные отношения. Понятие и сфера правового регулирования. Механизм действия права: понятие и структура. Механизм правового регулирования (МПР) и его основные элементы. Родь правосознания в механизме правового регулирования. Законность и правопорядок в обеспечении эффективности правового регулирования. Определение эффективности правового регулирования.   Тема 17. Понятие и признаки государства. Его сущность и функции. Понятие и признаки государства. Понятие и характерные черты государственной власти. Наличие особой публичной власти и специфика ее организации (аппарат власти и управления, наличие материального фонда обеспечения власти, налоговая система, наличие материальных средств обеспечения власти, включая силовые структуры).  Признак территориальности, его связь с гражданством или подданством. Суверенитет как признак государства. Внутренний и внешний суверенитет. Наличие системы права. Государство как социальное и юридическое явление. Сущность и социальное назначение государства. Государство как субъект права. Понятие и виды функций государства. Взаимосвязь функций государства с его сущностью. Эволюция функций государства. Классификация функций государства на современном этапе  

Модуль 3

Количество часов

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

всего

в т.ч.

всего

в т.ч.

лекции

практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа лекции практические лабораторные самостоятельная работа индивидуальная работа

110

28

26

56

116 6,5 6,5   103  

288

70

70

148

288 14 14   260  

5. Методические рекомендации для проведения практических занятий  содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины

 

Практические занятия проводятся в целях активного приобретения студентами новых знаний, закрепления, расширения и углубления знаний, полученных на других видах учебных занятий, подготовки докладов, презентаций и других творческих заданий, а также для обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом и статистическими данными.

Чтобы данный вид занятий прошел эффективно, теоретически насыщено и полно, студентам необходимо до занятия:

1. Внимательно ознакомиться с заданием на семинар.

2. Прочитать конспект лекции по соответствующей теме.

3. Ознакомиться с рекомендованной литературой, в том числе и с дополнительной, и, возможно, принести ее с собой на занятие.

В ходе самостоятельной подготовки к практическому занятию студентам необходимо глубоко изучить основные теоретические положения учебных вопросов. При работе с учебной литературой следует особое внимание обращать на особенности использования новых категорий, терминов и формировать у себя соответствующие лексико-фразеологические обороты речи. Изучаемый учебный материал целесообразно законспектировать в рабочих тетрадях.

На практических занятиях проводится опрос теоретического материала, выполняются практические задания. Активное участие в обсуждении вопросов практических занятий, и самостоятельная работа по заданию преподавателя, является одним из условий получения положительной оценки по данному курсу.

Темы практических занятий

№   Название темы Количество часов
Тема 1.  Введение в правоведение (юриспруденцию). 2
Тема 2. Теория государства и права как наука 2
Тема 3. Происхождение государства и права 4
Тема 4. Государство и право в системе социального регулирования 2
Тема 5. Сущность права. Основные подходы к правопониманию. 2
Тема 6. Источники (формы права). 2
Тема 7. Законы и иные нормативные правовые акты (НПА) в системе юридических источников права 4
Тема 8. Правотворчество и систематизация в праве (роль государства). Юридическая техника и юридические средства. Язык закона. 4
Тема 9. Система права и правовая система. Основные правовые системы и семьи современного мира 4
Тема 10. Правовая норма: понятие, логическая структура, содержание, виды. 2
Тема 11. Правоотношения: понятие, структура, виды. 4
Тема 12. Юридические факты как основание правоотношения (понятия и виды). Фактический состав. 2
Тема 13. Реализация и толкование права. Коллизии и пробелы в праве. 4
Тема 14 Правосознание и правовая культура, их влияние на поведение в сфере права. 4
Тема 15 Юридическая ответственность и меры государственного принуждения. 2
Тема 16 Механизм и эффективность правового регулирования. Законность и правопорядок. 4
Тема 17 Понятие и признаки государства. Его сущность и функции. 4
Тема 18 Механизм государства и государственный аппарат. 2
Тема 19 Форма государства. 4
Тема 20 Гражданское общество и его политическая организация. 2
Тема 21 Правовое государство. Понятие, виды и система защиты прав человека. 4
    70
     

6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины

В овладении знаниями учебной дисциплины важным этапом является самостоятельная работа студентов. Основными направлениями самостоятельной работы студента являются:

- первоначально подробное ознакомление с программой учебной дисциплины;

- ознакомление со списком рекомендуемой литературы по дисциплине в целом и по разделам, наличие ее в библиотеке и других доступных источниках, изучение необходимой литературы по теме, подбор дополнительной литературы;

- изучение и расширение лекционного материала преподавателя за счет специальной литературы, консультаций;

- подготовка к практическим занятиям по специально разработанным планам с изучением основной и дополнительной литературы;

- подготовка к выполнению диагностических форм контроля (тесты, коллоквиумы и т.п.);

- подготовка к экзамену.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей профессии, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

 

 

Организация самостоятельной работы студентов

Название темы Количество часов
Тема 1. Введение в правоведение (юриспруденцию). 4
Тема 2.  Теория государства и права как наука 4
Тема 3. Происхождение государства и права 8
Тема 4. Государство и право в системе социального регулирования 8
Тема 5. Сущность права. Основные подходы к правопониманию.   4
Тема 6. Источники (формы права). 4
Тема 7. Законы и иные нормативные правовые акты (НПА) в системе юридических источников права 8
Тема 8. Правотворчество и систематизация в праве (роль государства). Юридическая техника и юридические средства. Язык закона. 8
Тема 9. Система права и правовая система. Основные правовые системы и семьи современного мира 8
Тема 10. Правовая норма: понятие, логическая структура, содержание, виды. 4
Тема 11. Правоотношения: понятие, структура, виды. 8
Тема 12. Юридические факты как основание правоотношения (понятия и виды). Фактический состав. 4
Тема 13. Реализация и толкование права. Коллизии и пробелы в праве. 8
Тема 14. Правосознание и правовая культура, их влияние на поведение в сфере права. 8
Тема 15. Юридическая ответственность и меры государственного принуждения. 4
Тема 16. Механизм и эффективность правового регулирования. Законность и правопорядок. 8
Тема 17. Понятие и признаки государства. Его сущность и функции. 8
Тема 18. Механизм государства и государственный аппарат. 4
Тема 19. Форма государства. 8
Тема 20. Гражданское общество и его политическая организация. 8
Тема 21. Правовое государство. Понятие, виды и система защиты прав человека. 8
Тема 22. Межгосударственные объединения (организации) и проблема гармонизации права 4
    148

7. Индивидуальные задания содержатся в фондах оценочных средств

Одним из видов индивидуальной работы студентов является подготовка доклада на конференцию и опубликование тезисов или научной статьи.

Цель данной работы – осмысление и углубление знаний по данной дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы по сбору, систематизации материала, проведению исследования или анализа.

Являясь одним из видов научно-исследовательской работы студентов, доклад, тезисы или статья способствуют формированию у студентов аналитического, творческого мышления.

Номер варианта или тема самостоятельной научной работы выбирается по согласованию с преподавателем.

Примерные темы индивидуальных заданий

1. Энциклопедия права, философия права теория права, юриспруденция, правоведение, эволюция этих понятий через их содержание

2. Содержание и развитие предмета ТГП

3. Признаки ТГП как науки

4. Объект ТГП и соотношение с предметом ТГП

5. Понятие, значение и классификация методов познания государства и права:

6. Роль и место ТГП в системе гуманитраных наук;

7. Теория государства и права в системе юридических наук

8. Общая характеристика догосударственного общества.

9. Закономерности возникновения государства.

10.  Европейский и азиатский путь возникновения государств. Прафеодальные государства.

11. Закономерности возникновения права

12. Принципы права: понятие, назначение и классификация.

13. Основные проявления ценности права.

14.  Достоинства и недостатки трех основных концепций взаимодействия права и государства.

15. В чем выражается воздействие права на экономику и воздействие экономики на право?

16. Право и политика: их взаимосвязь

17. Соотношение права и экономики: проблемный подход.

18. Право и политика

19. Социальные и технические нормы как регуляторы общественных отношений.

20. Понятие и классификация социальных норм:

21. Корпоративные нормы в системе социальных норм.

22.  Соотношение права и обычая

23. Значение, понятие, содержание и признаки правовой нормы

24. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта (варианты на примерах действующего законодательства ДНР, РФ)

25.  Виды норм права и их классификация (с приведением примеров из действующего законодательства ДНР)

26. Система права и система законодательства: их соотношение?

27. Соотношение публичного и частного права.

28.  Проблематика соотношения международного и внутригосударственного права.

29. Современные подходы к классификации источников права.

30. Правообразование и правотворчество: понятие, особенности, виды.

31. Принципы правотворчества.

32. Стадии и субъекты правотворчества.

33. Понятие, виды и значение систематизации в праве

34. Лоббирование правотворческих решений.

35. Участие народа в правотворчестве.

36. Правовые отношения и нормы права: их взаимосвязь в понимании права.

37.. Понятие и виды субъектов правоотношения (проблемный аспект).

38. Содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность).

39. Правовые иммунитеты.

40. Юридические факты и их классификация.

41. Субъекты правоотношений и их нравственные обязанности.

42. Способы толкования права. Юридическая герменевтика.

43.  Акты толкования права: понятия и виды.

44. Проблемы официального толкования норм права

45. Соотношение способов правового воздействия и форм реализации права.

46. Применение права. Субъекты и стадии применения права.

47. Юридические доказательства и юридическая квалификация.

48. Принципы применения права.

49.  Юридическая квалификация: понятие и место в правоприменительном процессе.

50. Правоприменительные акты: понятие и классификация.

51. Понятие пробела в праве. Виды пробелов в праве.

52.  Способы восполнения и преодоления пробелов в праве. Институт аналогии: аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение права.

53.  Понятие юридических коллизий. Виды коллизий и способы их разрешения

54. Правовое поведение: понятие и виды.

55. Правомерное поведение, его признаки и состав.

56. Злоупотребление правом.

57. Объективно противоправное деяние.

58. Правонарушение: понятие, признаки и виды.

59. Юридический состав правонарушения.

60. Юридическая ответственность и государственное принуждение.

61. Понятие и значение поощрительных санкций.

62. Проблема позитивной (проспективной) юридической ответственности.

63. Понятие и структура правосознания:

64. Понятие, значение и виды правовой культуры по субъектам.

65. Понятие правового нигилизма – его носители:

66. Понятие, формы и субъекты правового воспитания.

67. Понятие правового регулирования:

68. Основные элементы механизма правового регулирования и их характеристика.

69. Кризис современного правосознания.

70. Профессиональная деформация правосознания и пути её преодоления.

71. Понятие и признаки государства.

72.  Сущность государства и её характеристика.

73.  Государство как социальное явление.

74.  Государство как юридическое явление.

75. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

76. Суверенитет государства и народа. Их соотношение.

77. Понятие механизма (аппарата) государства.

78. Государственные органы: понятие, признаки и виды.

79. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

80. Функции государства: характеристика внутренних и внешних функций государства.

81. Понятие политической системы общества и её соотношение с государственной властью.

82. Основные тенденции развития политических систем современности и роль государства

83. Место государства в политической системе общества.

84. Относительная самостоятельность государства в политической системе общества

85. Государство и религиозные организации – их соотношение и место в политической организации общества (на примере законодательства ДНР).

86. Правовой закон в правовом государстве.

87.  Общественное мнение как элемент гражданского общества и его влияние на законодательный процесс.

88. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина», а также понятий «права», «свободы» и «обязанности».

89. Международные стандарты прав человека – проблемы в практике применения.

90. Глобализация и правовые системы современности.

91. Международное право и его роль в регулировании отношений в современном мире.

92. Источники международного права. Система международного права.

93. Формирование механизма государственной власти.

94. Соотношение государственного управления и самоуправления в современном государстве.

Критерии оценивания индивидуальной работы студента.

1. Цель работы: насколько четко сформулирована.

2. Структура: логичность и последовательность изложения материала.

3. Аргументация: обоснованность, убедительность, наличие позитивной оценки и возможной критики, серьезность научных источников.

4. Научный поиск: использование соответствующей литературы, объем проведенных научных исследований.

5. Язык работы: понятность, грамотность.

6. Творческий подход: творческое отношение к отбору, обработке материалов, наличие оригинальных выводов.

  1. Примерные вопросы к модульному контролю

1. Понятие и значение методологии теории государства и права: виды методов исследования.

2. Источники права: понятие и виды.

3. Правовая система: понятие, структура, соотношение с системой права

4. Гипотеза как структурный элемент нормы права. Виды гипотез

5. Структура (состав) и содержание правового отношения.

6. Пробелы в праве. Способы их восполнение и преодоления.

7. Правомерное поведение: понятие, содержание, виды, значение.

8. Понятие, значение и основные виды функций государства на современном этапе.

9. Механизм государства: понятие, значение, структура, соотношение с государственным аппаратом.

 

Образец модульного контроля

  ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории и истории государства и права Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Дисциплина «Теория государства и права»   МОДУЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Вариант № 1 1. Источники права: понятие и виды. 2. Правовая система: понятие, структура, соотношение с системой права 3. Выполнить тесты Утверждено на заседании кафедры теории и истории государства и права, протокол № ___ от “__” __________ 20__ г.   Зав. кафедрой          

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.