Социально одобряемое поведение и его особенности формирования в младшем школьном возрасте — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социально одобряемое поведение и его особенности формирования в младшем школьном возрасте

2020-05-06 1896
Социально одобряемое поведение и его особенности формирования в младшем школьном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде чем дать определение понятию «социально одобряемое поведение», выясним что такое «поведение» и «социальное поведение».

В психологической литературе термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, познание, общение. Э. Торндайк и Дж. Уотсон ввели его в научный оборот в начале XX века. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул [28].

Поведение - способ проявления человека в повседневной жизни. Ф. Г. Валиева определяет поведение как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу.

Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки, привычное поведение. Правила поведения становятся действенными, когда их «бессознательный» период переходит в период традиций и привычек, когда младший школьник применяет правила быстро и точно. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе поступать не может [7].

Б.А. Сосновский, характеризуя поведение человека, выделял один из наиболее существенных его признаков. Сущность этого признака состоит в том, что поведение социально и что оно формируется, а затем реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является, по мнению ученого-психолога, его тесная связь с речью и целеполаганием. В целом же поведение личности отражает процесс социализации [28].

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам [33].

Одобряемым поведением является культурное поведение, следовательно, рассмотрим понятие «культура поведения». В «Словаре по этике» культура поведения рассматривается как «совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения» [10, С. 195].

Анализ психологической и социально-педагогической литературы, позволяет определить социально одобряемое поведение (или социально адекватное поведение, культуру поведения) как сложную систему взаимосвязанных действий и поступков личности, которые отображают умение вести себя адекватно в обществе, отвечать требованиям и ожиданиям этого окружения, владеть и усваивать социальные нормы поведения, которые присущи данной социальной среде. Для социально одобряемого поведения характерны следующие качества: мотивированность, адаптивность, аутентичность, продуктивность, адекватность [9].

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что под социально одобряемым поведением понимается совокупность действий и поступков личности,

которые отображают ее умение вести себя адекватно в обществе, отвечать требованиям и ожиданиям этого окружения, а также владеть и усваивать социальные модели поведения, которые присущи данной социальной среде.

В содержании социально одобряемого поведения младших школьников Е. В. Давлетшина условно выделяет следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно–гигиенические навыки и привычки [11].

Прежде чем говорить об особенностях формирования социально одобряемого поведения младших школьников, рассмотрим их возрастные особенности.

В период младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Согласно Л. С. Выготскому, с началом обучения в школе деятельность ребенка становится сознательной, развивается словесно-логическое и понятийное мышление. Развитие теоретического сознания и мышления приводит к развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ и внутренний план действий. Развивается способность к произвольной регуляции поведения, утрачивается то, что Л. С. Выготский называл «детской непосредственностью», что характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы: действия ребенка не непосредственны, теперь он руководствуется сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.

Поступки младших школьников зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания социально одобряемого поведения. Весьма важно развивать нравственное сознание школьников и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения, кроме того следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражнениями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников.

Особую роль в воспитании младшего школьника играет учитель, он выступает в качестве главной фигуры в жизни ребенка, даже в том случае, когда ученик «не принимает» учителя. Эмоциональное самочувствие маленького школьника тесно связано с отношениями, возникающими между ним и учителем. Процесс усвоения социальной опыта младшим школьником в значительной мере обусловлен его ролью ученика, пребыванием в школе и учебной деятельностью.

Тем не менее в период обучения в начальной школе безусловный авторитет взрослого для ребенка постепенно утрачивается, все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

С помощью психолого-педагогических исследований было установлено, что нарушения в дошкольные годы, менее устойчивы, чем те, что проявляются в начальной школе. Риск того, что поведенческие и эмоциональные нарушения ребенка младшего школьного возраста окажутся стойкими, очень высок. Этот факт дает основание говорить о том, что особенно важно акцентировать внимание на моделировании социально одобряемого поведения ребенка в начальной школе [13, 26, 30].

Работа по формированию социально одобряемого поведения особенно важна в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, потому что в такие классы попадают дети, испытывающие трудности в адаптации к школе, нуждающиеся в коррекции поведения и социальной реабилитации. Таких детей называют трудными, педагогически запущенными, проблемными или детьми «группы риска».

Дети «группы риска» – это дети с проблемами в развитии; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке. Таким детям нужна помощь, направленная, с одной стороны на изменение трудных жизненных или социально опасных ситуаций, в которых они оказались, а с другой – на минимизацию их социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения. Главная цель при работе с такими детьми – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать, так чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

 Дети «группы риска» делятся на четыре категории: медицинские, социальные, учебно-педагогические и поведенческие категории. Более подробная информация представлена в приложении А [25, 32].

На рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов у детей не только появляются новые психологические особенности и изменяется ситуация развития, но и происходит смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность уступает место учебной. Однако это вовсе не означает, что, переступив порог школы, ученики перестают обращаться к играм. Игры по-прежнему не теряют для них своей привлекательности и занимают значительное место в жизни, выступая не только как форма успешного освоения содержания новой деятельности, но и как эмоциональная опора личности, способствующая более успешному протеканию адаптации, обеспечивающая психологический комфорт, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности школьника в среде сверстников. Создавая условия для развития игровой деятельности, мы создаем условия для усвоения ребенком общечеловеческих норм и ценностей, формирования его представлений о самом себе и о том, каким он хотел бы быть, а так же для формирования произвольных психических процессов, что составляет комплекс условий, необходимых для его успешной социальной адаптации, а следовательно и для формирования социально одобряемого поведения. Попробовать себя в той или иной роли без особого труда ребенок может в ролевой игре, именно поэтому такой тип игры предлагается для моделирования социально одобряемого поведения младших школьников [8].

Формирование основ социально одобряемого поведения проходит своеобразный цикл, который включает:

знание моральных и этических норм;

понимание разумности этих норм;

умение принимать моральные и этические нормы прагматически.

эмоциональное переживание от соблюдения норм [6].

Чтобы воспитание социально одобряемого поведения было успешным, педагогу следует придерживаться следующих принципов:

формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом;

выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей;

создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема;

воспитание через взаимодействие;

воспитание через творчество [29].

Следует помнить, что воспитание социально одобряемого поведения как и любой другой процесс имеет свои закономерности, перечислим основные из них, выделяемые П. И. Пидкасистым:

зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития страны;

единство и взаимосвязь развития и воспитания личности;

взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием;

единство воспитания и обучения;

зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми, с педагогами;

воспитание личности осуществляется в соответствии с законом параллельного педагогического действия;

зависимость содержания, методов и форм воспитания от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитанников;

дуальность процессов и результатов воспитания [24].

Таким образом, в нашей работе под социально одобряемым поведением мы будем понимать систему действий и поступков личности, в которых находят внешнее выражение знание моральных и этических норм и умение их соблюдать. Младший школьный возраст – это период интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов, освоения учебной деятельности, адаптации к школе, но эти процессы не успешны. Поэтому именно в этом возрасте важно акцентировать внимание на профилактике и коррекции дезадаптации и нежелательного поведения, и, конечно же, на формировании социально одобряемых моделей поведения. С этой целью полезно использовать ролевую игру.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.