Цель поездки, т.е. является ли она частью повседневной жизни путешествующего лица или нет. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Цель поездки, т.е. является ли она частью повседневной жизни путешествующего лица или нет.

2020-05-06 1012
Цель поездки, т.е. является ли она частью повседневной жизни путешествующего лица или нет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Евростат также рекомендовал ввести разные критерии обычной среды местонахождения для туристов и экскурсантов. Поездки за покупками или для посещения медицинского учреждения продолжительностью более трех часов и периодичностью реже одного раза в неделю относятся к туризму, а путешествующие лица, совершающие их,— к туристам. Если лицо регулярно (один раз в неделю) навещает больного родственника, проживающего в соседнем муниципалитете, то такие поездки не являются туризмом.

Но если во время ухода за больным оно находит возможность посетить расположенный рядом музей или центр паломничества, то эти вторичные визиты относятся к туризму.

Продолжительность пребывания — второй критерий выделения статистической совокупности посетителей. Он вводится в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить посетителей от резидентов.

В соответствии с IRTS-2008 продолжительность пребывания ограничивается 12 месяцами подряд (в российском законодательстве о туризме — 6 месяцами), после чего посетитель переходит в категорию постоянных жителей (со статистической точки зрения) и не учитывается в статистике туризма. В случае возвращения на прежнее местожительство с краткосрочным визитом, например, чтобы навестить родных и близких, это лицо регистрируется как посетитель данной территории. В Испании и Италии — ведущих принимающих туристских странах Южной Европы — эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

Критерий продолжительности пребывания позволяет также выделить среди посетителей две категории: ночующих посетителей (туристов) и однодневных посетителей.

Цель, или основной мотив поездки — третий признак посетителя. Если в качестве основной цели поездки выступает поиск работы или работа у работодателя в месте временного пребывания, то такая поездка не является туристской. В отличие от других путешественников посетителями движут туристские мотивы.

На рисунке 1 показано выделение группы посетителей из общей совокупности путешествующих лиц.

Рисунок 1 – Классификация путешествующих лиц, принятая ЮНВТО

 

Что касается применения рекомендаций ЮНВТО в статистических целях, то туристская терминология используется в этой области достаточно ограниченно: современная международная статистика туризма, публикуемая ЮНВТО, главным образом учитывает и показывает объемы туристских прибытий (arrivals) и поступлений от туризма (receipts) по регионам мира и странам.

Российская статистика туризма также либо не использует международные, рекомендованные ЮНВТО, термины и понятия, либо использует их в искаженном (неинформативном) виде. Так, например, в официальной российской статистике по выезду-въезду граждан в РФ цели поездки определяются следующим образом: «туризм», «служебная», «всего». Причем суммарно «туризм» и «служебная» меньше, чем «всего», однако другие цели не определены.

В статистике туризма необходимо использовать мультипликативный подход к учету иностранных туристов, т.е. учитывать и цель поездки, и количество ночевок, и число проведенных в дестинации дней, но до сих пор учитывается лишь общее количество иностранных прибытий, как это делается и во многих других странах.

В российском туризме (в практике туристской деятельности, в сфере правового регулирования туризма, в науке и образовании) используется классическое определение туризма, т.е. туризм понимается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Учитываются три основные характеристики туризма: 1) перемещение за пределы обычного места проживания; 2) длительность пребывания (более 24 часов подряд); 3) досуговые или деловые цели путешествия (при этом в случае с деловыми целями работа не оплачивается из источников страны пребывания).

В принятом в 1996 г. Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были в полной мере учтены «Рекомендации по статистике туризма» ЮНВТО.

Помимо классического определения туризма и смежных с ним понятий, сформировавшихся на основе рекомендаций ЮНВТО и закрепленных в российском законодательстве по туризму, в специальной туристской литературе (научной, учебно-справочной, рекламно-информационной) и документации имеют хождение около двух десятков дефиниций туризма, множество классификаций видов туризма в зависимости от субъекта поездки (туриста), мотивов поездки, объекта путешествий (дестинации), программы тура, средств передвижения, возрастного и количественного состава участников туров, источников финансирования туров и других базовых критериев.

Так, помимо формального технического определения «туризма» преимущественно в статистических целях широко известно многокомпонентное и многофункциональное понятие «туризма», представленное российскими учеными И.В. Зориным и В.А. Квартальновым. Туризм рассматривается ими как: 1) особая форма передвижения людей по маршруту; 2) вид путешествия; 3) нахождение вне постоянного места жительства и аспект временности пребывания в объекте поездки; 4) форма умственного и физического воспитания, реализуемая через социально-гуманитарные функции туризма: воспитательную, образовательную, оздоровительную, спортивную; 5) популярная форма организации отдыха; 6) отрасль хозяйства; 7) сегмент рынка.

При этом по-прежнему многие исследователи по-разному трактуют различные туристские термины, дают собственные дефиниции, используют авторские названия видов туризма, других туристских реалий, что создает определенные трудности как для практиков, так и для теоретиков туризма.

В 2007 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”». В Статье 1. «Основные понятия» обновлен и значительно расширен перечень ключевых туристских понятий в сравнении с туристскими понятиями, которые были установлены Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятым в 1996 г.

 

Классификации видов туризма

 

Существуют различные классификации видов туризма, исходя из разных базовых классификационных принципов или признаков. Так, «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» ЮНВТО содержит около 200 терминов, отражающих сущность видов международного туризма. При этом классификации видов туризма можно разделить на: 1) официальные (закрепленные в международных нормативных правовых актах и актах внутреннего законодательства) и 2) неофициальные (или научные, разработанные для научных и образовательных целей).

Научные классификации видов туризма можно провести, опираясь на существующие законодательные нормы о целях туризма, понятии туристских ресурсов, принципах организации и финансирования и т.д.

Одноуровневую дифференциацию видов туризма провести достаточно сложно. Вместе с тем, можно представить классификацию на основе использования различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих групп.

Классификационные критерии и соответствующие им виды туризма представлены в табл. 1.

 

 

Таблица 1 – Классификационные критерии и соответствующие им виды туризма

 

По территориальному принципу туризм прежде всего подразделяют на международный и внутренний. Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны их постоянного проживания. То есть, международный туризм имеет место при пересечении путешественником государственной границы страны, а потому связан с туристскими формальностями, включая паспортно-визовые, таможенно-валютные, санитарно-эпидемиологические, в зависимости от межгосударственных правовых отношений между конкретными странами, а также вхождения или невхождения сотрудничающих стран в международные союзы, например, в Европейский союз (и Шенгенскую зону).

В отличие от международного туризма внутренний туризм не связан с пересечением государственных границ и, следовательно, не требует соблюдения межгосударственных туристских формальностей. Это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, развлечений, оздоровления, обучения, занятий спортом и с другими туристскими целями.

В последнее время наметилось сближение международного и внутреннего туризма, обусловленное упрощением туристских формальностей. В Европе такое сближение определяется и обеспечивается формированием единого европейского пространства. Важным шагом в этом направлении стало подписание Маастрихтского договора (1992 г.) о создании Европейского союза (ЕС) двенадцатью странами Европейского сообщества, вступившего в силу в 1993 г. после ратификации его всеми подписавшими договор странами. К числу факторов сближения в рамках европейского туристского пространства относится упрощение визового режима. Речь идет о подписании Шенгенского соглашения (1985 г.) рядом стран Европейского сообщества о поэтапной отмене паспортного и таможенного контроля для своих граждан на общих границах ЕС, вступившего в силу в 1995 г.

С экономической точки зрения международный туризм перевешивает внутренний. Более того, распространено мнение, что внутренний туризм не имеет или имеет незначительный международный эффект, и поэтому ведение статистического учета внутреннего туризма — внутреннее дело каждой отдельно взятой страны. Однако по мере развития туризма становится очевидным, что международный и внутренний туризм так или иначе взаимосвязаны. Мотивы и цели туристов могут меняться в зависимости от ситуации на мировом, региональном или внутреннем локальном рынках, и тогда выбор в пользу внутреннего туризма может измениться в пользу международного и наоборот.

В международном туризме выделяют два вида: въездной и выездной, различающиеся по направленности турпотоков. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает (выездной туризм), и страну назначения, куда он прибывает (въездной туризм).

Одни и те же виды туризма могут получать разные названия в зависимости от того, с каких позиций оценивается их сущность, место и роль в общих туристских потоках. Так, если поменять критерий выделения въездного и выездного видов туризма, основывающийся исключительно на направленности турпотоков с пересечением границы страны (как страны отсчета), на критерий приема и обслуживания, то въездной и выездной виды туризма можно назвать «рецептивным» и «инициативным» соответственно: рецептивный — принимающий, инициативный — направляющий (например, рецептивный туроператор, инициативный туроператор).

По организационному принципу, т.е. способу подготовки и организации путешествия различают организованный (organized) или плановый и неорганизованный (unorganized, independent) или самодеятельный туризм.

Организованный туризм предполагает реализацию с участием организаций туристской индустрии, а неорганизованный (самодеятельный) туристы готовят и осуществляют самостоятельно, без привлечения туриндустрии. Иными словами, «организованные» туристы получают набор услуг при посредничестве туристской фирмы (туроператора, турагента) или с помощью инфопосредника (компьютерной системы) и оплачивают поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно, а «неорганизованные» отправляются в путешествие без участия каких-либо посредников и оплачивают каждую услугу в отдельности по мере ее потребления в месте пребывания. Таким образом, организованный или плановый туризм — это строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими компаниями, и, как правило, реализуемые на условиях предварительного бронирования и оплаты. Плановый туризм составляет основу индустрии массовых путешествий и предполагает активное участие в его регулировании государства посредством законодательных и нормативных актов, создания льгот, упрощения паспортно-визовых, таможенных и прочих туристских формальностей.

Организованный туризм может иметь форму пакетированного туризма или пэкидж-туризма (package tourism от англ. package — пакет), подразумевая, что он реализуется на основе комплексного обслуживания или пакетов туруслуг, включающих стандартный набор услуг. Групповые туристские путешествия по заранее определенному маршруту, графику и программе с предварительно спланированным фиксированным набором услуг называют инклюзив-турами, самым распространенным видом которых считаются маршрутные экскурсионные туры. Некоторые научные школы используют термин «программный» туризм, предполагающий, что комплексное обслуживание предлагается потребителю по определенной программе.

По количеству участников, совместно совершающих путешествие по одному маршруту и программе, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (более пяти). Однако на практике, для перевозчиков (транспортных компаний) и средств размещения (гостиниц) групповой туризм — это группы в составе более 12—14 человек, и именно такие группы получают групповые скидки и льготные условия перевозки и размещения, бесплатное обслуживание 12-го или 14-го участника группы, например, ее руководителя («турлидера») или сопровождающего. Как правило, групповые путешествия организуются на основе общности интересов их участников, и могут быть самыми разными по видам и тематике: культурно-познавательные, событийные, образовательные, экологические, горнолыжные.

В групповом туризме выделяются группы «аффинити» (от англ. affinity), т.е. группы путешественников, объединенных общими профессиональными или любительскими интересами и общей целью путешествия (например, археологи, актеры, спортсмены, паломники, кинологи и др.).

В соответствии с финансово-экономическим принципом, а именно, по источнику финансирования, выделяют коммерческий (commercial) и социальный (social) виды туризма. Коммерческий туризм финансируется за счет средств самих туристов, в то время как социальный финансируется полностью или частично за счет средств государства и муниципалитетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Социальный туризм в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”» 2007 г. определяется как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Общемировая гуманитарная роль и международная поддержка социального туризма, субсидируемого из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых, были закреплены вМанильской декларации по мировому туризму (1980 г.).

По виду используемых туристских ресурсов туризм можно подразделять на природный (nature-based) и культурный (culture-based, cultural), городской (urban) и сельский (rural), прибрежный туризм (coastal tourism) и др. в зависимости от преобладающих на территории дестинации ресурсов, задействованных в формировании имиджа дестинации и характера продвигаемого на рынок турпродукта.

Природный туризм может служить зонтичным термином для таких видов туризма, использующих в формировании турпродукта различные природные ресурсы (ландшафты, пейзажи, парки, заповедники, природоохранные территории), как туризм в дикую природу (wildlife tourism), сафари-туризм (safari tourism), экологический туризм (ecological tourism, eco-tourism) и др.

Туризм в дикую природу предполагает посещение таких природных территорий, где флора и фауна не знают человеческого вмешательства. Это контролируемые заповедные зоны, например, национальные парки, которые обычно не очень доступны и совсем не гостеприимны для массового туриста. Однако они очень привлекательны для такой категории путешественников, которые стремятся к нетронутой девственной природе и уединению. Отдых таких туристов определяется пешими прогулками, восхождением на горы, проживанием в палатках, т.е. воздействие туристской деятельности на дикую природу минимизировано.

Сафари-туризм — это путешествия с целью охоты на редких животных в местах с экзотической, девственной природой («safari» на языке суахили — «путешествие»). В последние годы альтернативой данному виду туризма стала его «ответственная» версия — фото-сафари, путешествия в сафари-парки, предполагающие фотоохоту на редких и экзотических животных в естественной среде обитания.

Несмотря на существование свыше 80 различных определений экологического туризма (от отдыха в экологически чистых зонах до участия в экологических проектах по сохранению флоры и фауны), главным в экотуризме является то, что в фокусе туристской деятельности находится природное окружение. Традиционно рассматриваются два подхода к определению целей в экотуризме, а именно: 1) доступ к отдаленному, редкому и/или зрелищному природному окружению; 2) наблюдение за дикой природой, а нередко и участие в экологических проектах и программах мониторинга, сохранения и возрождения уникальных объектов природной среды.

Международное общество экотуризма (the International Ecotourism Society) определяет экологический туризм как «ответственные путешествия в природные территории, способствующие сохранению окружающей среды и улучшению здоровья местного населения». По определению ЮНВТО, экологический туризм обеспечивает активный личный опыт посещения мест; предоставляет образовательный опыт, развивающий понимание и оценку посетителем посещаемого места и формирующий соответствующие природосберегающие модели поведения и этику; является экологически ответственным, используя различные стратегии минимизации негативного воздействия на окружающую среду и максимизации местных доходов от развития этого вида туризма.

Экотуризм завоевал широкое признание в обществе и большое количество последователей в последние годы. Интерес к экологическому туризму отражает растущее внимание людей к проблемам защиты среды их обитания, охраны природных ресурсов и участия в природоохранных мероприятиях. Осознание человеком растущей «чувствительности окружающей среды» к негативному воздействию результатов деятельности человека и угрозы невосполнимой утраты уникального природного и культурного наследия проявляется в расширении сегмента мягкого туризма (soft tourism) или ответственного туризма (responsible tourism) в заповедные зоны и на экологические территории, с участием в экологических программах и проектах.

Зачастую в целях туристов находит отражение интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах.

При всех положительных мотивах и эффектах экотуризма он регулярно подвергается критике в связи с тем, что многие дестинации, посещаемые туристами, очень хрупки и восприимчивы к туристскому воздействию, и даже при внимательном отношении путешественников их пребывание может нанести вред этим территориям. Кроме того, экологические проекты в удаленных и экзотических дестинациях, а также стоимость экотуров привели к формированию негативного имиджа у этого вида туризма как дорогого и элитарного.

Культурный (культурно-познавательный или познавательный) туризм (в широком смысле) является зонтичным термином для многих близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и многих других. Это объясняется тем, что все они «базируются на культуре» (culture-based), т.е. объединены общими интересами и мотивациями путешественников (познанием культуры «Другого», поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов), а также использованием общих культурно-исторических ресурсов.

Мотивации исторического (historical tourism) туризма — интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий; религиозного (religious tourism) — интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами; паломничества (pilgrimage tourism) — посещение важных и всемирно известных священных мест (например, Мекки); этнического (ethnic tourism) — посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков; этнографического (ethnographic tourism) — интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству; антропологического (anthropological tourism) — интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»; археологического (archeological tourism) — интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях; событийного (special-event tourism) — интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них.

Городской туризм (urban tourism) — один из самых традиционных и потому самых развитых во всем мире видов туризма. Путешествия с целью посещения городов были популярны с древних времен, однако лишь в 1980-е гг. термин «городской туризм» вошел в официальный оборот и стал предметом научных исследований. Городской туризм предлагает широкое разнообразие маршрутов, программ и услуг, а также обладает национальной и культурной самобытностью, отражая многообразие культур современного мира. Одновременно городской туризм — это крупномасштабный бизнес, включающий деятельность отелей, достопримечательностей, предприятий индустрии развлечений, организацию событий (праздников, фестивалей и др.).

Разновидностью городского туризма последних лет стал сити-туризм (city tourism), т.е. туризм больших городов, мегаполисов как особых мультидестинаций.

Сельский туризм (rural tourism), так же, как и его разновидности агротуризм (agrotourism) и фермерский туризм (farm tourism), близок к экологическим путешествиям в том, что дестинациями такого туризма являются территории, удаленные от урбанистических центров и мегаполисов.

Это туризм, связанный с пребыванием в сельской местности, проживанием в сельских домах или крестьянских семьях, отдыхом на природе, с живописными ландшафтами, в уединенном сельском окружении, с размеренным темпом жизни, с участием в местных народных традициях, праздниках, ритуалах и т.п. Сельская местность обладает возможностями для пеших или конных прогулок, рыбной ловли, сбора грибов, ягод, трав и т.п. Колорит этому виду туризма придает «живая» культура сельского сообщества: люди со своим самобытным укладом жизни, включая быт, костюм, кухню, ремесла, язык (диалекты), фольклор. Дестинации сельского туризма различаются своими географическими и климатическими особенностями (равнинные или горные, озерные или прибрежные территории, северные или южные), большей или меньшей удаленностью от городских центров.

По способу передвижения туристов по маршруту виды туризма могут подразделяться на: пеший или пешеходный (hiking, walking), транспортный (transport tourism) или комбинированный (combined tourism, mixed-type transport tourism), а по видам используемых транспортных средств на: авиационный (air tourism), железнодорожный (rail tourism), автомобильный (motoring), автобусный (coaching, coach tourism), круизный (cruising), космический (space tourism) и др.

Исходя из критерия протяженности маршрута туризм подразделяют на: ближний (short-haul tourism, close vicinity tourism), туризм средней дальности (medium-haul tourism), дальний (long-haul tourism), соседний приграничный (small-border tourism), межконтинентальный (intercontinental tourism), кругосветный (round-the-world tourism).

Термин «ближний туризм» распространяется на путешествия в дестинации, которые можно достичь в течение не более пяти часов. Однако с развитием скоростных авиаперевозок протяженность маршрута, который можно преодолеть за пять часов, значительно выросла. Поэтому в настоящее время ближним туризмом называют путешествия в пределах одного континента, например, маршруты Дублин—Рим, Оттава—Вашингтон или Кэрнс—Сидней относятся к ближнему туризму.

В противоположность ближнему туризму дальний туризм подразумевает расстояния, преодолеваемые туристами за более, чем пять часов. Так же, как в отношении ближнего туризма с развитием скоростных авиаперевозчиков изменилось представление о пространстве и времени, и скорости фактически сократили дистанции, понимание дальнего туризма претерпело некоторые изменения. В целом, дальний туризм — это туры между разными континентами, даже если путешествия занимают менее пяти часов подряд. С позиции европейского туризма, дальние путешествия — это туры из Европы за пределы европейского континента, например, маршруты Лондон—Нью-Йорк, Париж—Рио-де-Жанейро, Москва—Шанхай — это дальний туризм. В связи и изменениями все чаще используется понятие «medium haul tourism» («туризм средней дальности»). Примерами могут быть маршруты: Лондон—Париж (ближний туризм), Лондон—Монреаль (туризм средней дальности), Лондон—Сидней (дальний туризм).

Соседний приграничный (трансграничный) туризм (small border tourism) — разновидность краткосрочных международных туристских поездок в приграничные районы соседней страны с передвижением обычно на автомобиле, автобусе или пешком. Зачастую при этом не требуется выполнение каких-либо межгосударственных туристских формальностей, что значительно облегчает и способствует продвижению краткосрочных туров или туров выходного дня (weekend breaks), например, между Францией и Великобританией, Австрией и Венгрией, Чехией и Словакией.

По критерию продолжительности поездки определены краткосрочный (short-term tourism) — продолжительностью от одного до трех дней, среднесрочный (mid-term, medium-term tourism) — от трех дней до одного месяца и долгосрочный (long-term tourism) виды туризма — от одного до шести месяцев.

В соответствии с субъектным принципом классификации различают семейный туризм (family-type tourism), школьный туризм (school tourism), молодежный туризм (youth tourism) — от 15 до 29 лет, детский туризм (children’s tourism) — до 15 лет.

К семейному туризму относят супружескую пару и их малолетних детей, т.е. традиции некоторых культур считать семьей несколько поколений прямых и непрямых родственников в классификации туризма не учитываются. На участников семейных туров распространяется система льгот/скидок, предоставляемых перевозчиками, гостиницами, курортами (family plan).

Особыми видами туризма являются туризм лиц «третьего» возраста (third-age tourism), т.е. пенсионеров, также называемый туризмом «старших граждан» (senior tourism), и туризм лиц «четвертого» возраста (fourth-age tourism), т.е. лиц с ограниченными возможностями или инвалидов. Следует обратить внимание на названия данных видов туризма. В отличие от большинства других терминов, которые напрямую в самих названиях раскрывают сущность тех или иных видов и форм туризма, названия туризм лиц «третьего» возраста и туризм лиц «четвертого» возраста являются эвфемизмами, т.е. терминами вежливости и уважительности, используемыми профессионалами туриндустрии «для смягчения реальности», во избежание прямого указания на возрастные, физические и социальные ограничения у данных категорий туристов и тем самым психологического травмирования путешествующих пенсионеров и инвалидов.

Во всем мире сегмент туристов «третьего» возраста демонстрирует четкие тенденции роста, а туризм лиц «четвертого» возраста постепенно завоевывает все более пристальное внимание участников туристского рынка и различных секторов индустрии туризма. Так, аэропорты, порты, гостиницы, рестораны, музеи, другие предприятия услуг и достопримечательные места, принимающие туристов, учитывают эти особые сегменты рынка, оснащая свои объекты специальным оборудованием для инвалидов и престарелых (пандусами, широкими дверными проемами, специальными лифтами и подъемниками, специальной сантехникой, специальной маркировкой для слабовидящих и т.д.), создавая необходимые условия для приема и обслуживания этих категорий потребителей. Традиции туризма для лиц с ограниченными возможностями уже многие годы существуют во многих странах. Сингапур была одной из первых стран, обративших внимание на рынок туристов «четвертого» возраста и ставших вкладывать средства в строительство гостиниц, ориентированных на эту категорию гостей.

Одна из основных и самых обширных классификаций туризма основывается на целях путешествия. Мотивационно-целевой принцип классификации видов туризма позволяет подразделять все путешествия на две основные группы: 1) каникулярный туризм (pleasure tourism, leisure tourism, holiday tourism) с целью отдыха и развлечений и 2) деловой туризм (business tourism) с различными деловыми целями.

Каникулярный туризм или туризм с целью отдыха и развлечений также называют досуговым туризмом (leisure tourism), рекреационным туризмом (recreational tourism) и даже гедонистическим туризмом (hedonistic tourism), т.е. туризмом для удовольствия.

Туристские потоки с целью отдыха и развлечений образуют основу международных туристских обменов, составляя свыше 75% мировых туристских прибытий. Так как отдых и развлечения предполагают разные виды деятельности, каникулярный туризм объединяет различные виды туризма, в том числе, культурный или культурно-познавательный (cultural tourism), посещение друзей и родственников (visiting friends and relatives, VFR-tourism), образовательный (educational tourism, study tourism), лечебно-оздоровительный (health tourism, medical tourism), спортивный (sports tourism), духовно-просветительский или религиозный (religious tourism), приключенческий (adventure tourism), событийный (special-event tourism), специализированный (specialinterest tourism) и другие.

Культурный, культурно-познавательный или познавательный туризм (cultural tourism) относится к числу наиболее востребованных видов туризма. Цель участников культурно-познавательных туров может состоять в посещении и знакомстве с объектами и явлениями культуры какого-либо народа или страны: памятниками архитектуры, истории, археологии, народными ремеслами, предметами быта, произведениями музыкального и танцевального искусства, устного народного творчества, обычаями, традициями, праздниками, живой культурой местных сообществ, а также живое межкультурное общение с представителями посещаемых территорий.

В развитых дестинациях достопримечательности культурного туризма включают художественные музеи, галереи, театры, концертные залы, музыкальные представления. Так, например, основной целью туристов может быть посещение всемирно известного музея, такого, как Прадо в Мадриде или Лувр в Париже, или посещение концерта, например, Венского симфонического оркестра, или балета, например, Большого театра. В менее развитых дестинациях культурные достопримечательности могут включать традиционные религиозные практики, народные культурные представления, фольклорные праздники, традиционные ярмарки, действующие центры ремесел и народных промыслов.

Несмотря на существующий подход, что любой вид международного туризма может быть назван культурным, так как связан с пересечением национальных границ, временным проживанием в других культурных сообществах, межкультурной коммуникацией гостей и хозяев, а также гостей из разных культур на территории хозяев, культурный туризм выделился в самостоятельный вид в 1970-е гг., а уже в 1990-е гг. стал четким, массовым направлением.

Всемирная туристская организация (ЮНВТО) и Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) определяют культурный туризм как тщательно организованный вид путешествий, познавательного или образовательного характера, зачастую элитарный, отвечающий изысканным интересам путешественников, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи. Глобализация со своим как благоприятным, так и негативным воздействием на мультикультурные сообщества диктует потребность их членов познавать «другие» традиции, обычаи, языки, мировидение и т.п.

В ходе всей истории человечества люди обменивались культурным опытом, идеями, ценностями и товарами через искусство, торговлю и миграции. «Человеческая история — это история таких путешествий». Как отмечал в своей книге «Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантингтон, люди всегда делили мир на «своих» и «чужих», и их картина мира состояла из двух частей. Идентификация со «своими» одновременно означала (и означает) размежевание и обособление от «других», «чужих». Однако с давних времен человек стремился узнать и понять «другого». Потребности современного туриста в познании «Другого» кристаллизуются именно в таком виде путешествий, как культурный туризм. Это означает, что туриндустрия должна обеспечить туристу контакт с культурами «других», вхождение в пространство «Другого», пребывание и проживание рядом с «другими» на их территории, посещение объектов, принадлежащих истории и культуре «других», участие в событиях, отражающих традиции «других», вплоть до проживания фрагмента жизни «Другого».

В описании профиля современных туристов этого вида туризма как особой категории путешественников ЮНВТО и ИКОМОС отмечают, что они экологически грамотны, обеспокоены проблемами сохранения окружающей среды, придерживаются широких политических взглядов, восприимчивы к культурным различиям и умеют их ценить. «Они часто путешествуют, высоко образованы и привносят в свои контакты с иностранцами тонкую энергетику интеллекта и дружелюбия».

По оценкам ЮНВТО, туристы, занимающиеся культурным туризмом, составляют в настоящее время 37% всех видов международных путешественников, и ежегодный рост числа туров с культурными мотивами составляет 15%. Нередко культурным туризмом называют путешествия с различными целями отдыха и развлечений и некоторые эксперты полагают, что от 35 до 70% мировых туристских потоков можно отнести к культурному туризму.

Туризм с целью посещения друзей и родственников (VFR — visiting friends & relatives) является сегодня самым распространенным видом туризма в мире. Типичной моделью путешествия считается путешествие всей семьей, зачастую на автомобиле, с целью посещения близких или хорошо знакомых им людей, как правило, с проживанием в их доме, и для многих путешественников такой вид туризма является единственным, котор<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.