Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ

2020-05-06 208
Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;

свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;

обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;

обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;

беспрепятственный доступ к средствам связи;

получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр;

информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Обязанности туриста

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы в письменной форме:

о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты) и других сведений;

о возможности туриста и (или) иного заказчика обратиться с письменным требованием о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора

При заключении договора о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма турист и (или) иной заказчик должны быть проинформированы о возможности туриста добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

В случае заключения туристом и (или) иным заказчиком с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта.

В случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом объектов показа, включая места религиозного почитания (паломничества), принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозная организация и (или) организация, созданная религиозной организацией, вправе заключить с туроператором соглашение, определяющее условия организации посещения туристами объектов показа, принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, включая условия размещения (проживания), питания туристов на территории религиозной организации с учетом требований, предусмотренных внутренними установлениями религиозной организации.

Услуги на объектах показа, принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, оказывают экскурсоводы (гиды) или гиды-переводчики религиозной организации и (или) организации, созданной религиозной организацией, если иное не предусмотрено соглашением между религиозной организацией, организацией, созданной религиозной организацией, и туроператором.

Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

При заключении между туроператором и фрахтовщиком или агентом фрахтовщика договора фрахтования воздушного судна либо части воздушного судна или иного договора в целях организации перевозки туристов для исполнения обязательств туроператора, связанных с реализацией туристского продукта, к существенным условиям такого договора относятся:

предоставление туроператором фрахтовщику или агенту фрахтовщика либо иному участнику договора, заключаемого в целях организации перевозки туристов, гарантий оплаты услуг по такому договору (банковской гарантии, договора счета эскроу или иного финансового документа в обеспечение оплаты услуг фрахтовщика);

сумма банковской гарантии, сумма банковского вклада (депозита) или договора счета эскроу, обеспечивающего оплату услуг по договору фрахтования или иному договору, заключаемым в целях организации перевозки туристов;

обязанность туроператора выдать туристу и (или) иному заказчику квитанцию (выписку из автоматизированной системы оформления воздушных перевозок), подтверждающую право туриста на перевозку по определенному маршруту, в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, с обязательным указанием фамилии туриста и других сведений на основании документа, удостоверяющего личность туриста и необходимого в соответствии с международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации для перевозки туриста;

положения, гарантирующие осуществление фрахтовщиком перевозки туриста по маршруту, определенному договором фрахтования.

Указанные требования в части обязанности туроператора выдать туристу и (или) иному заказчику проездной документ установленной формы распространяются также на туроператоров, заключающих договоры фрахтования других транспортных средств (морских и речных судов, железнодорожного транспорта общего пользования), иные договоры в целях организации перевозки туристов, и на туроператоров, приобретающих посадочные места на различных типах судов (воздушных, морских, речных) и на железнодорожном транспорте общего пользования.

Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента оплаты туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором, турагентом договоре о реализации туристского продукта.

Электронная путевка формируется на основании заключенного договора о реализации туристского продукта и является документом, содержащим основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии. Форма электронной путевки утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Сформированная электронная путевка размещается в единой информационной системе электронных путевок. Порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок и перечень указанных в них сведений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При использовании электронной путевки турист и (или) иной заказчик вправе потребовать, а туроператор обязан выдать заверенную выписку из единой информационной системы электронных путевок, содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта.

Для учета электронных путевок туроператором ведется реестр электронных путевок туроператора. Требования к реестру электронных путевок туроператора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Объединения туристов

Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При заключении договора о реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию:

о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;

об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;

о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания, о возвращении тела (останков) за счет лиц, заинтересованных в возвращении тела (останков), в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования (страхового полиса), о требованиях законодательства страны временного пребывания к условиям страхования в случае наличия таких требований;

об условиях договора добровольного страхования, о страховщике, об организациях, осуществляющих в соответствии с договором, заключенным со страховщиком, организацию оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания и ее оплату, возвращения тела (останков), а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций), если договор добровольного страхования заключается с туристом туроператором, турагентом от имени страховщика;

об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;

о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);

о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);

об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;

о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи;

об иных особенностях путешествия.

Туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников, если организуемые ими путешествия связаны с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов) (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие).

Туроператоры и турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, специализированные службы по обеспечению безопасности туризма и заинтересованных лиц о чрезвычайных происшествиях, произошедших с туристами (экскурсантами) во время прохождения маршрутов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья туристов (экскурсантов), по территории Российской Федерации.

Туроператоры, турагенты, организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание, в случаях и порядке, определенных в части второй настоящей статьи, обязаны соблюдать установленные требования к туристским маршрутам и порядку организации их прохождения несовершеннолетними туристами, являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также порядок уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов.

Требования к предоставляемому финансовому обеспечению ответственности туроператора

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.

В случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 настоящего Федерального закона, финансовое обеспечение ответственности туроператора должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта;

выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (далее - расходы по эвакуации).

Для целей настоящего Федерального закона под расходами по эвакуации понимаются не включенные в общую цену туристского продукта расходы по перевозке, размещению, а равно иные расходы по эвакуации.

В состав реального ущерба, понесенного туристом и (или) иным заказчиком в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, не включаются расходы, произведенные туристом в стране (месте) временного пребывания по собственному усмотрению и не обусловленные договором о реализации туристского продукта.

Любые суммы, предоставление которых туристу и (или) иному заказчику гарантируется финансовым обеспечением ответственности туроператора, должны использоваться исключительно для удовлетворения требований туриста и (или) иного заказчика, предъявляемых на основании правил, установленных настоящей главой.

Страховщиком по договору страхования ответственности туроператора может быть страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору (далее - страховщик).

Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - гарант).

При этом банковская гарантия должна предусматривать положение о возможности передачи без согласия гаранта права требования об уплате денежной суммы, принадлежащего туристу и (или) иному заказчику, объединению туроператоров в сфере выездного туризма в пределах суммы расходов, понесенных объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом на оказание экстренной помощи туристу.

Туроператор вправе относить затраты, связанные с финансовым обеспечением ответственности туроператора, на себестоимость туристского продукта.

Учет и отчетность

Туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, установленные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Условия и форматы представления туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, отчетности (за исключением бухгалтерской (финансовой) отчетности), в том числе в виде электронных документов, контрольные соотношения ее показателей устанавливаются и доводятся до сведения туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не позднее последнего дня соответствующего отчетного периода путем размещения указанной информации на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Требования к отчетности, ее составу и форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, подлежит обязательному аудиту, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей. Аудиторское заключение представляется туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вместе с копией бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае, установленном в части шестой настоящей статьи.

Туроператоры, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец отчетного года, представляют копию указанной отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном им порядке.

Туристская цель поездки.

Выезд за пределы обычной среды местонахождения — первый критерий классификации путешествующих лиц. Обычная среда местонахождения какого-либо лица относится к базовым понятиям в статистике туризма. Она определяется как географический район (хотя и необязательно сплошной по территории), в пределах которого то или иное лицо ведет свой привычный образ жизни. Понятие «обычная среда местонахождения» дополняет понятие страны постоянного проживания, используемое в национальных счетах и платежном балансе, а также понятие места постоянного проживания, относящееся к статистике домашних хозяйств. В российском законодательстве о туризме вместо обычной среды местонахождения применяется термин «обычное место жительства».

Понятие обычной среды местонахождения было введено на Международной конференции по статистике туризма (Оттава, 1991 г.). Оно помогает исключить из категории посетителей тех путешествующих лиц, которые на регулярной основе перемещаются между местом постоянного проживания и местом работы (учебы) или совершают поездки по привычным маршрутам к друзьям и родственникам, в торговые центры, религиозные, медицинские и иные учреждения.

Разработка концепции обычной среды местонахождения сталкивается с большими трудностями. Существующие между странами различия в плотности населения, транспортной доступности, культурных традициях, размерах территории и пр. не позволяют ввести единые для всех предельные значения индикаторов обычной среды, придающие ей количественную определенность и открывающие возможность фиксировать ее границы. Тем не менее ЮНВТО выделила несколько параметров обычной среды местонахождения:

частота посещения объекта. Места, которые человек посещает регулярно, являются элементом его обычной среды местонахождения, даже если они расположены на значительном расстоянии от его постоянного местожительства. На этом основании, например, жители приграничных районов, работающие на территории сопредельного государства и многократно выезжавшие за границу, не могут быть отнесены к категории международных посетителей.

В странах-членах ЕС установлены допустимые значения показателя частоты туристских поездок. Такая поездка должна совершаться реже одного раза в неделю (не каждую неделю). Это относится как к однодневным экскурсионным поездкам, так и к более продолжительным с ночевками. Например, если летом человек посещает близлежащий приморский курорт по 2—3 раза в неделю, а зимой столь же часто катается на горнолыжном курорте, в этих случаях он не покидает обычной среды местонахождения;

удаленность объекта (физическое расстояние). Обычная среда включает объекты в непосредственной близости от местожительства человека вне зависимости от частоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но природных и культурных, как элементов каждодневности. Едва ли кто станет рассматривать выход в расположенный по соседству театр как туристское мероприятие. Не найдет он отражения и в статистике туризма;

продолжительность пребывания в дестинации. IRTS-2008 рекомендуют странам самим определять минимальную продолжительность остановок, чтобы они считались туристским посещением. Для однодневных поездок в странах-членах ЕС, согласно рекомендациям Евростата, она равна 3 часам. Это общая минимальная продолжительность остановок в ходе одной поездки, которая может слагаться из ряда более коротких остановок в разных туристских центрах (например, двух остановок в двух разных городах во время одной поездки по 2 часа каждая). Для более продолжительных поездок с ночевками минимум устанавливается не в часах, а в количестве ночевок — не менее одной;

пересечение административных или государственных границ. Пересечение границы, в частности муниципального образования,— объективный и легко фиксируемый факт. Этот критерийвведен, чтобы отделить все перемещения внутри муниципалитета, т.е. в пределах обычной среды местонахождения, от туристских поездок. Однако иногда он нуждается в уточнении, особенно в случае с однодневными поездками — экскурсиями, маршруткоторых пролегает и главная дестинация находится в границахмуниципалитета. Для таких случаев делается исключение из правила. Другим исключением являются поездки в загородные дома,на дачу, которые необязательно сопровождаются пересечениемадминистративных или государственных границ. Настоящийкритерий рекомендуется использовать в сочетании с другим критерием удаленности объекта для установления пределов обычнойсреды.

Странам-членам ЕС Евростат рекомендовал использовать следующие критерии выезда за пределы обычной среды местонахождения:

1 ) пересечение административной границы, т.е. посещение мест за пределами муниципалитета, в котором постоянно проживает посетитель;

2) продолжительность поездки;

3) частота поездок;

Классификации видов туризма

 

Существуют различные классификации видов туризма, исходя из разных базовых классификационных принципов или признаков. Так, «Тезаурус по туристской и досуговой деятельности» ЮНВТО содержит около 200 терминов, отражающих сущность видов международного туризма. При этом классификации видов туризма можно разделить на: 1) официальные (закрепленные в международных нормативных правовых актах и актах внутреннего законодательства) и 2) неофициальные (или научные, разработанные для научных и образовательных целей).

Научные классификации видов туризма можно провести, опираясь на существующие законодательные нормы о целях туризма, понятии туристских ресурсов, принципах организации и финансирования и т.д.

Одноуровневую дифференциацию видов туризма провести достаточно сложно. Вместе с тем, можно представить классификацию на основе использования различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих групп.

Классификационные критерии и соответствующие им виды туризма представлены в табл. 1.

 

 

Таблица 1 – Классификационные критерии и соответствующие им виды туризма

 

По территориальному принципу туризм прежде всего подразделяют на международный и внутренний. Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны их постоянного проживания. То есть, международный туризм имеет место при пересечении путешественником государственной границы страны, а потому связан с туристскими формальностями, включая паспортно-визовые, таможенно-валютные, санитарно-эпидемиологические, в зависимости от межгосударственных правовых отношений между конкретными странами, а также вхождения или невхождения сотрудничающих стран в международные союзы, например, в Европейский союз (и Шенгенскую зону).

В отличие от международного туризма внутренний туризм не связан с пересечением государственных границ и, следовательно, не требует соблюдения межгосударственных туристских формальностей. Это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, развлечений, оздоровления, обучения, занятий спортом и с другими туристскими целями.

В последнее время наметилось сближение международного и внутреннего туризма, обусловленное упрощением туристских формальностей. В Европе такое сближение определяется и обеспечивается формированием единого европейского пространства. Важным шагом в этом направлении стало подписание Маастрихтского договора (1992 г.) о создании Европейского союза (ЕС) двенадцатью странами Европейского сообщества, вступившего в силу в 1993 г. после ратификации его всеми подписавшими договор странами. К числу факторов сближения в рамках европейского туристского пространства относится упрощение визового режима. Речь идет о подписании Шенгенского соглашения (1985 г.) рядом стран Европейского сообщества о поэтапной отмене паспортного и таможенного контроля для своих граждан на общих границах ЕС, вступившего в силу в 1995 г.

С экономической точки зрения международный туризм перевешивает внутренний. Более того, распространено мнение, что внутренний туризм не имеет или имеет незначительный международный эффект, и поэтому ведение статистического учета внутреннего туризма — внутреннее дело каждой отдельно взятой страны. Однако по мере развития туризма становится очевидным, что международный и внутренний туризм так или иначе взаимосвязаны. Мотивы и цели туристов могут меняться в зависимости от ситуации на мировом, региональном или внутреннем локальном рынках, и тогда выбор в пользу внутреннего туризма может измениться в пользу международного и наоборот.

В международном туризме выделяют два вида: въездной и выездной, различающиеся по направленности турпотоков. Различают страну происхождения туриста, которую он покидает (выездной туризм), и страну назначения, куда он прибывает (въездной туризм).

Одни и те же виды туризма могут получать разные названия в зависимости от того, с каких позиций оценивается их сущность, место и роль в общих туристских потоках. Так, если поменять критерий выделения въездного и выездного видов туризма, основывающийся исключительно на направленности турпотоков с пересечением границы страны (как страны отсчета), на критерий приема и обслуживания, то въездной и выездной виды туризма можно назвать «рецептивным» и «инициативным» соответственно: рецептивный — принимающий, инициативный — направляющий (например, рецептивный туроператор, инициативный туроператор).

По организационному принципу, т.е. способу подготовки и организации путешествия различают организованный (organized) или плановый и неорганизованный (unorganized, independent) или самодеятельный туризм.

Организованный туризм предполагает реализацию с участием организаций туристской индустрии, а неорганизованный (самодеятельный) туристы готовят и осуществляют самостоятельно, без привлечения туриндустрии. Иными словами, «организованные» туристы получают набор услуг при посредничестве туристской фирмы (туроператора, турагента) или с помощью инфопосредника (компьютерной системы) и оплачивают поездку с комплексным обслуживанием заблаговременно, а «неорганизованные» отправляются в путешествие без участия каких-либо посредников и оплачивают каждую услугу в отдельности по мере ее потребления в месте пребывания. Таким образом, организованный или плановый туризм — это строго регламентированные путешествия, предлагаемые туристскими компаниями, и, как правило, реализуемые на условиях предварительного бронирования и оплаты. Плановый туризм составляет основу индустрии массовых путешествий и предполагает активное участие в его регулировании государства посредством законодательных и нормативных актов, создания льгот, упрощения паспортно-визовых, таможенных и прочих туристских формальностей.

Организованный туризм может иметь форму пакетированного туризма или пэкидж-туризма (package tourism от англ. package — пакет), подразумевая, что он реализуется на основе комплексного обслуживания или пакетов туруслуг, включающих стандартный набор услуг. Групповые туристские путешествия по заранее определенному маршруту, графику и программе с предварительно спланированным фиксированным набором услуг называют инклюзив-турами, самым распространенным видом которых считаются маршрутные экскурсионные туры. Некоторые научные школы используют термин «программный» туризм, предполагающий, что комплексное обслуживание предлагается потребителю по определенной программе.

По количеству участников, совместно совершающих путешествие по одному маршруту и программе, туризм подразделяется на индивидуальный (от одного до пяти человек) и групповой (более пяти). Однако на практике, для перевозчиков (транспортных компаний) и средств размещения (гостиниц) групповой туризм — это группы в составе более 12—14 человек, и именно такие группы получают групповые скидки и льготные условия перевозки и размещения, бесплатное обслуживание 12-го или 14-го участника группы, например, ее руководителя («турлидера») или сопровождающего. Как правило, групповые путешествия организуются на основе общности интересов их участников, и могут быть самыми разными по видам и тематике: культурно-познавательные, событийные, образовательные, экологические, горнолыжные.

В групповом туризме выделяются группы «аффинити» (от англ. affinity), т.е. группы путешественников, объединенных общими профессиональными или любительскими интересами и общей целью путешествия (например, археологи, актеры, спортсмены, паломники, кинологи и др.).

В соответствии с финансово-экономическим принципом, а именно, по источнику финансирования, выделяют коммерческий (commercial) и социальный (social) виды туризма. Коммерческий туризм финансируется за счет средств самих туристов, в то время как социальный финансируется полностью или частично за счет средств государства и муниципалитетов, а также государственных внебюджетных фондов.

Социальный туризм в Федеральном законе «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”» 2007 г. определяется как «туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Общемировая гуманитарная роль и международная поддержка социального туризма, субсидируемого из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых, были закреплены вМанильской декларации по мировому туризму (1980 г.).

По виду используемых туристских ресурсов туризм можно подразделять на природный (nature-based) и культурный (culture-based, cultural), городской (urban) и сельский (rural), прибрежный туризм (coastal tourism) и др. в зависимости от преобладающих на территории дестинации ресурсов, задействованных в формировании имиджа дестинации и характера продвигаемого на рынок турпродукта.

Природный туризм может служить зонтичным термином для таких видов туризма, использу


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.