История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2020-05-06 | 246 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ЛЕКЦИЯ. УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
План
Понятие уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
Условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
Пунктуация при сравнительных оборотах, союзах.
4. Пунктуация при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Пунктуация при обращениях.
Пунктуация при вводных словах и конструкциях.
Пунктуация в предложениях со вставными конструкциями.
Условия обособления уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения.
УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения и выполняющие одинаковую с ним синтаксическую функцию. В устной речи уточняющие слова выделяются интонационно, на письме – запятыми.
К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос: Как именно? Где именно? Когда именно? Куда именно? Кто именно? Какой именно? и т.д.
1 | Часто обособляются уточняющие обстоятельства места и времени, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без помощи союзов и других слов. | Вверху, на палубе, перекликались матросы. Рано-раненько, до зорьки, в ледоход, собирала я хорошего в поход. Через два дня, в полдень, торжественно открыли шлюзы. |
2 | В зависимости от смысла одни и те же слова могут быть или не быть уточняющими. | Заседание кружка состоится завтра в три часа. – Завтра, в три часа, состоится заседание кружка. |
3 | Часто уточняется определение со значением цвета, размера, возраста и т.п. | Маленькая, лет восьми, девочка принесла чай. |
4 | Уточняющие слова могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там и т.д. | Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала в лес. |
ОБОСОБЛЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Пояснительными называются члены предложения, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название.
1 | Пояснительные члены предложения обычно выделяются запятыми. Перед пояснительными членами могут стоять слова именно, то есть, или (=то есть), иначе и др. | Действительно, не будь Мосея, или Моськи, как звали его все, роте жилось бы хуже. Постоялый двор, или, по-тамошнему, умёт, находился в стороне. |
2 | Если пояснительное слово отсутствует, перед пояснительным членом вместо запятой может стоять тире. | В бричке находился ещё один пассажир – мальчик лет девяти. |
3 | Поясни тельное определение обычно не обособляется, а отделяется от поясняемого запятой. | На нём был новый, нанковый костюм. (Ср.: На нём был новый нанковый костюм.) |
4 | Пояснительная конструкция по структуре может быть предложением. В этом случае при наличии пояснительных союзов она отделяется от пояснительного члена запятой, а при их отсутствии – тире. | Я думал только об одном – чтобы поскорее выбраться из леса. |
ПУНКТУАЦИЯ ПРИ КАК, ЧЕМ.
Правило | Пример |
1. Всегда обособляются сравнительные обороты с как, чем. | Она мурлычет, как кошечка. Петя выше, чем Ваня. |
2. Всегда обособляются: - обороты, начинающиеся с как и, - деепричастные обороты с как бы, как будто, - обороты с как в выражениях: не кто иной (другой), как, не что иной (другое), как, - обороты с как, если им предшествуют слова так, такой, тот. Если имеется не сравнение, а пояснение и слова такие как стоят после поясняемых слов (некоторые, отдельные, прочие и др. + существительное), запятая – перед такие. | Петя умен, как и Ваня. Грохочет, как бы рассыпаясь. Это был не кто иной, как Ян, а на нем не что другое, как его знаменитый колпак. Они летают так, как куры. Ковер такой, как у соседей. Ср.: Опоздали такие товарищи, как Иван, Ян, Петр и Павел. Иные господа, такие как Иван и Ян, опаздывают регулярно. |
3. НЕ выделяются выражения с как: - если перед как стоит не, - если это фразеологизмы или иные обороты с обстоятельственным, наречным значением, - если это именная часть сказуемого или образуется смысловое единство с глаголом-сказуемым. | Он делал все не как она. Он упал как подстреленный. Как дым рассеялись мечты = бесследно, дымом. Ночное небо как бархат. Он ходит как дикий. Она как очнулась. |
4. НЕ выделяется оборот с как, если нет сравнения: как = «в качестве» - как входит в состав сказуемого; - как стоит при приложении. НО: обособляется приложение с как, имеющее значение причины. | Иван год работал как повар. Ивана как повара я не знаю. Иванова, как повара по профессии, отрядили на кухню. |
5. Нет запятой перед как, чем, если: - это первая часть сложного союза как… так и, чем… тем; - это не союзы и входят в устойчивые сочетания со словами: надо, можно, хочешь, знаешь, угодно, попало, следует, положено, вздумается… - как – усилительная частица. | Нет как кошек, так и мышек. Тут чем дальше, тем хуже. Ты всегда все делаешь как вздумается и чем попало. Да делай чем хочешь, но сделай как можно лучше! Он как крикнет! |
6. Нет запятой в оборотах: (не) больше (меньше) чем, (не) раньше (позже) чем. | Мне нужно не меньше чем три часа (=не меньше 3-х часов). Приду раньше чем через час. |
7. При как, чем в начале придаточного предложения пунктуация та же, что вообще в союзном сложном предложении. |
4. Пунктуация при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
МЕЖДОМЕТИЯ
(выражают чувства, не называя их)
Правило | Пример |
Междометия выделяются запятыми или восклицательным знаком (при восклицательной интонации) Отличать от междометий усилительные частицы о, а, ну, ах, ох и др. (не выражают чувства, а подчеркивают оттенки значения; чаще стоят перед обращением, местоимением, да, нет…). | Ох, не по душе мне это. А, это ты. Ну, поехали. Ура! Наша взяла!! Ну пошли же, наконец! О поле, как ты заросло. Ох вы какая. Ну нет! Ах да, забыл… |
ОБРАЩЕНИЕ
Правило | Пример |
1. Обращение выделяется запятыми (с зависимыми словами, если они есть). | Наташа, иди сюда! Вперед тебе наука, мой друг. |
2. Чаще всего обращение – существительное в И.п. Личное местоимение редко, но бывает обращением; чаще входит в его состав. Обращения могут быть и иные слова, называющие того, к кому обращаются: прилагательное, причастие, числительное, существительное в косвенном падеже, наречие. | А ты, голубчик, куда? Шевелись, ты, живее! Пришли, лапочка вы моя! Хорошая моя, куда ж ты? Радуйся жизни, живущий! Второй, отвечай! Берегись, там, в лодке! |
3. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак. | Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. |
3. Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
5. Частица о от обращения не отделяется, как и другие усилительные частицы (отличать от междометий, которые относятся не к обращению, а ко всему предложению). Перед частицей а между повторяющимися обращениями есть запятая, после нее нет. | О небо, над нами синей! Эх ты, куда ж ты полез? Ср.: Эх, Ваня, и устал же я. Мама, а мама, пойдем погуляем! |
6. Между двумя обращениями, связанными соединительным союзом, запятой нет. | Здравствуй, солнце да утро веселое! |
НАКОНЕЦ
ВООБЩЕ
В ОБЩЕМ
ОДНАКО
ЗНАЧИТ
Литература
1. Русский язык: Учебник / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М., 2001.
2. Прияткина А.Ф. Русский язык. Синтаксис осложненного предложения. – М., 1990.
3. Розенталь Д.Э Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985.
4. Современный русский язык: Учебник / Под ред. П.А.Леканта. – М., 2000.
5. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. –., 1991.
6. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. М., 2001.
7. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учебник. В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.
8. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Л.А.Новикова: Учебник. – СПб., 2001.
9. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. Е.И.Дибровой: В 2- ч. – М., 2001. – Ч.2.
ЛЕКЦИЯ. УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
План
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!