Обретение внутренней позиции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обретение внутренней позиции

2020-05-06 99
Обретение внутренней позиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сутры Ошо

Живя счастливо в окружении счастливых людей, вы создаете ситуацию, которая способствует вашему внутреннему процветанию.

Когда негативное сознание перестает функционировать, вы можете воспринимать красоту.

Сострадание поможет вашему сознанию наполниться покоем и безмятежностью.

Относитесь ко всему нейтрально: в этом суть безразличия.

 

Относиться по‑дружески к счастливому человеку чрезвычайно трудно в нашем мире. Вы, наверняка, думаете, что это легко. Нет, это не так! Совсем наоборот. Вы завидуете, вы чувствуете себя несчастным. Вы можете казаться счастливым, но это всего лишь фасад, тень, маска. Разве можно быть счастливым? Разве можно оставаться спокойным и безмятежным, если внутри вас живет зависть?

Когда вы узнаете, что у кого‑то в жизни все складывается как нельзя лучше, что первое приходит вам в голову? Вам кажется, что у вас отняли счастье, он выиграл, а вы проиграли, он обманул вас. Счастье – это не соревнование, так что не стоит волноваться. Если кто‑то другой счастлив, это не значит, что вы тоже не можете быть счастливым. Никто не забирал ваше счастье. Счастье не существует где‑то там, его нельзя отдать или забрать.

В чем причина вашей зависти? Возможно, другой человек богат, а вам трудно быть богатым, потому что богатство измеряется в количественных единицах. Возможно, другой обладает властью, а вам трудно завоевывать власть, потому что власть подразумевает соперничество. Но счастье – это не соревнование, в котором победителю достается главный приз. Счастье существует в неограниченном количестве. Так зачем же завидовать? Зависть открывает внутри вас врата ада.

Патанджали говорит: «Когда вы узнаете, что кто‑то счастлив, будьте счастливы вместе с ним, отнеситесь к этому человеку по‑дружески». Тогда внутри вас откроются врата рая. На тонком уровне, если вы можете радоваться за того, кто счастлив, вы тут же начинаете разделять его счастье, оно становится и вашим тоже – мгновенно! Счастье не может быть вещью. Это нематериальное явление. Вы не можете забрать все счастье себе. Но вы можете им делиться. Когда распускается цветок, вы наполняетесь его красотой, однако красоты не становится меньше. Когда поют птицы, вы наслаждаетесь пением. Когда человек счастлив, вы можете разделить с ним его счастье. Вопрос не в том, чтобы делиться красотой, вопрос в умении ее воспринимать.

В этом весь секрет. Вы можете создать рай вокруг себя, ведь только на небесах вы можете быть вполне счастливы. Разве можно пребывать в покое в самом центре адского пламени? И помните: вы сами подливаете масла в огонь, никто не делает это за вас. Итак, самое главное, что нужно уяснить, – это то, что, если вы страдаете, если ваша жизнь похожа на ад, то причина этому – вы сами. Никогда не перекладывайте ответственность за свое счастье на кого‑то другого, потому что, поступая так, вы закрываете глаза на самую главную истину в этой жизни.

 

За все ваши страдания несете ответственность только вы, исключительно вы сами. Загляните внутрь себя и найдите причину. Никто не хочет страдать. Если вы отыщите причину внутри себя, вы сможете освободиться от проблемы. Никто не стоит на вашем пути, никто не мешает вам быть счастливым. Нет ни единого препятствия к тому, чтобы испытывать радость и блаженство.

 

Радуясь за того, кто счастлив, вы настраиваетесь на счастливую волну. Другой человек процветает, и вы расцветаете вместе с ним. Другой человек может относиться к вам как угодно, это его дело. Он может даже вас не знать, суть не в этом. Когда кому‑то исключительно хорошо, когда другой испытывает настоящее блаженство, когда люди танцуют и улыбаются, когда где‑то случается праздник, наполняйтесь этими ощущениями, танцуйте и радуйтесь вместе с теми, кому хорошо. Тогда счастье начнет потоком изливаться из вас, и никто не сможет этому помешать. А когда вы окружены счастьем, вы чувствуете покой и безмятежность.

 

Ум успокаивается тогда, когда вы учитесь радоваться за тех, кому хорошо.  

 

Вы завидуете счастливому человеку, внутри вас происходит борьба. Рядом со счастливыми людьми вы начинаете испытывать комплекс неполноценности. Вы окружили себя одними страдальцами. Вы дружите с несчастными людьми, потому что рядом с ними вы ощущаете себя героем. Вы всегда ищете тех, кто несчастнее вас. Вы боитесь тех, кто счастливее. И чем больше вокруг вас страдальцев и мучеников, тем несчастнее становитесь вы сами.

Ищите компанию людей, которые лучше вас: мудрее, счастливее, спокойнее, собраннее. Всегда дружите с теми, кто выше, потому что таким образом вы сами станете возвышеннее. Разве можно, спускаясь в долину, попасть на самый верх? Счастливые друзья станут вашей лестницей. Всегда стремитесь дружить с возвышенными людьми, ищите красоту и счастье, и тогда вы сами станете красивее и счастливее.

А когда вы знаете секрет, вы понимаете, что можно стать счастливее, радуясь за других людей. У вас не остается препятствий, вы можете зайти настолько далеко, насколько захотите. Вы даже можете стать богом, не знающим страданий.

Кто такой бог? Бог – это человек, который познал тайну счастья, тайну единства со вселенной, с цветами, с реками, с горами и звездами, кто слился в потоке со всем этим бесконечным праздником, кто научился радоваться, кому все равно, чье это торжество. Он в любом случае примет в нем участие. Если вы хотите быть счастливым, вам нужно участвовать в празднике жизни, научиться разделять свою радость с другими и радоваться за других. Это основа основ.

Вы же поступаете с точностью до наоборот. Если кто‑то счастлив, вы в шоке. Как такое могло случиться? Как так, он счастлив, а вы – нет? Это несправедливо. Весь мир обманывает вас, нет никакого Бога. Если бы Бог существовал, он бы не допустил, чтобы другие были счастливы, а вы нет. А те счастливчики? Да они все эксплуататоры, пройдохи и мошенники. Они только и делают, что пьют чужую кровь и живут за счет чужих страданий.

Никто не пьет чужую кровь. Невозможно забрать чье‑то счастье. Оно внутри, это внутреннее цветение, оно не берется откуда‑то снаружи. Просто общаясь со счастливыми людьми и радуясь за них, вы создаете ситуацию, в которой сами сможете расцвести.

Вам нужно очень четко это понимать. Сострадание мы проявляем по отношению к тем, кто страдает. Сострадание – это отсутствие дружественности. Сострадание обладает другим качеством. Относиться к кому‑то по‑дружески, радоваться за кого‑то – значит, дарить себе возможность быть таким же счастливым, как и другой человек, это значит, что вы хотите быть похожи на своего друга. Сострадая, вы не радуетесь за человека. Вы хотите ему помочь, но отнюдь не стремитесь быть таким же, как он. Вы протягиваете ему руку помощи, помогаете ему подняться, избавиться от страданий. Вы хотите помочь ему любыми средствами, но вы не хотите быть таким, как он, потому что тогда вы не сможете ему помочь.

Человек плачет, вы садитесь рядом и тоже начинаете плакать. Как вы думаете, это ему поможет? Каким образом? Человек страдает, и вы тоже начинаете страдать. Разве это помощь? Вы лишь удваиваете его мучения. Раньше несчастным был он один, теперь несчастных уже двое. Но, выказывая расположение этому человеку, вы снова поступаете нечестно. Глубоко внутри, когда вы сочувствуете несчастному человеку (помните: сочувствие – это не сострадание, сочувствие – это дружеское расположение), когда вы проявляете дружественность по отношению к тому, кто страдает, к тому, кто пребывает в печали или подавлен, глубоко внутри вы все же чувствуете себя счастливыми. Всегда присутствует скрытый подтекст счастья. Арифметика здесь проста: когда кто‑то счастлив, вы страдаете, и наоборот, разве вы можете быть несчастными, когда кто‑то страдает? Человек блаженствует – вы в печали, человек несчастен – вы радуетесь от всей души, только не показываете этого.

Если понаблюдать за вами, то можно увидеть счастье, скрываемое от других и даже от самих себя. Вам нравится проявлять сочувствие, на самом деле вы воодушевлены, вы счастливы, что подобная беда случилась не с вами. Вы выше этого человека.

Люди всегда чувствуют себя хорошо, когда у них есть возможность выразить кому‑либо сочувствие. В действительности это придает им сил. Глубоко внутри они счастливы и благодарят Бога, что проблемы возникли не у них, а у кого‑то другого. Вы можете проявлять сочувствие, но это гроша ломаного не стоит. Ваше сочувствие никому, кроме вас, не нужно, но сострадание – это другое дело. Сострадание означает вашу готовность помочь, вы готовы сделать все, чтобы вытащить этого человека из беды. Вы не испытываете никакого счастья из‑за того, что произошло, но вы и не страдаете.

Сострадание находится посередине между счастьем и несчастьем. Будда сострадает. Он не станет чувствовать себя несчастным, потому что это никому не поможет, но он также не будет испытывать эйфорию, потому что в этом нет никакого смысла. Как вы можете быть счастливыми, если кто‑то страдает? Но Будда не может страдать, потому что тогда он будет не в состоянии вам помочь. Он испытывает сострадание. Сострадание – это среднее состояние. Сострадающий человек всегда готов помочь.

Когда вы сочувствуете, вы испытываете любовь к страданиям, а не к человеку, который попал в беду. Если вдруг этот человек станет счастливым и скажет: «Все хорошо, не стоит беспокоиться», – вы испытаете возмущение, потому что он не дал вам возможности проявить сочувствие по отношению к нему, он не дал вам возможности почувствовать себя выше него.

Не страдайте вместе с тем, кто страдает. Лучше помогите ему. Никогда не превращайте страдания в объект вашей любви. Не влюбляйтесь в страдания, потому что, проявляя любовь к мучениям, вы открываете им дверь. Рано или поздно вы сами начнете страдать. Сохраняйте отстраненность. Сострадание подразумевает отстраненность! Протяните руку, но будьте отстранены! Помогите, вместо того чтобы страдать вместе с этим человеком или радоваться, что он страдает. Счастье или несчастье – все одно. Со стороны может казаться, что вы страдаете, но в глубине души вы ужасно рады. От того и от другого нужно отказаться. Сострадание наполнит ваше сознание покоем.

Ко мне приходит много людей, революционеров, политиков, утопистов, и все они спрашивают меня: «Разве можно учить людей медитации, когда в мире так много страданий?» Они упрекают меня в эгоизме. Они хотят, чтобы я учил людей быть такими же несчастными, как все остальные. Они не ведают, что говорят, но чувствуют себя прекрасно, занимаясь социальной работой. Если вдруг мир превратится в рай и Бог скажет, что отныне все будет только хорошо, всех этих социальных реформаторов и революционеров постигнет большая беда: им нечего будет делать.

Халиль Джебран написал небольшую притчу…

 

В одном большом городе жил пес. Он был священником, миссионером. Его учение состояло в том, что собаки не должны лаять. Он говорил:

– Прекратите лаять. Мы теряем девяносто девять процентов энергии на бессмысленный лай. Именно поэтому мы не развиваемся. Прекратите зря лаять.

Но трудно заставить собаку замолчать. Лаять для нее естественно. Она чувствует себя счастливой, только когда лает. Это ее природа. Внутри нее возникает тишина только после того, как она налаялась. Поэтому они слушали своего предводителя, революционера, утописта, который говорил о царствии небесном для собак, о рае, в котором каждая собака преобразится и станет религиозной, в котором не будет лая, не будет драк – сплошная тишина вокруг.

Но собаки есть собаки. Они слушали его и говорили:

– Ты – великий учитель, и все, что ты говоришь, – правильно. Но мы – всего лишь слабые, несчастные собаки. Мы не понимаем таких великих истин.

И тогда собаки испытывали чувство вины за то, что никак не могли остановиться. Они верили словам мудрого пса, и он на самом деле был прав: теоретически собаки могли следовать его учению. Но практически… Куда бы они дели свое тело? Тело иррационально. Как только кто‑то проходил мимо, будь то саньясин, полицейский или почтальон, собаки тут же начинали лаять, потому что они терпеть не могли униформу.

Им никак не удавалось остановиться, и тогда они подумали: «Этот пес – великий учитель, но мы не можем следовать его учению. Он подобен аватару, он уже на другом берегу. Мы будем его почитать, но следовать ему мы не можем». А мудрый пес жил так, как говорил, он никогда не лаял. Но однажды все рухнуло. Однажды ночью собаки решили, что хотя бы один день в году они все же могут поддерживать своего учителя. «Он такой великий и все время пытается обратить нас в свою веру, а мы никогда его не слушаем. По крайней мере, один день в году в его день рождения мы можем посидеть на диете и не лаять, не обращая внимания на все трудности этого мероприятия. Один‑то день мы сможем продержаться», – решили собаки и выполнили свое обещание.

В ту ночь не залаяла ни одна из них. Мудрый пес не мог найти себе места. Он выбежал из дома и стал бегать по улицам. Он хотел найти хоть какую‑нибудь самую никудышную собачонку, которая не удержалась бы и залаяла, и тогда он стал бы наставлять ее на путь истинный. Но улицы были пусты. И тут он ощутил свою никчемность, он был совершенно никому не нужен, все и так было хорошо, в городе было пусто и абсолютно тихо. Он обошел много мест, где обычно собирались собаки, но все напрасно. К середине ночи ему стало невыносимо тоскливо, он больше не мог сдерживаться. Он забился в темный угол и… залаял!

Когда другие собаки услышали, что кто‑то нарушил обет, они сказали:

– Ну, вот и нет проблем. Теперь и мы можем лаять.

Они же не знали, что это был сам мудрейший. Они думали, что это был кто‑то такой же, как они. После этого они уже не могли остановиться. Город наполнился лаем. Мудрый пес вышел из угла и снова начал учить других собак!

 

Страдая, человек распространяет вокруг себя лишь страдания. К сожалению, несчастье заразно. Вы, такие, какие вы есть сейчас, чрезвычайно уязвимы, вам очень легко подцепить подобную заразу, потому что неосознанно вы постоянно ищете страданий.

Ваше сознание ищет мучений, потому что там, где есть страдание, есть и сочувствие, а там, где живет счастье, возникает зависть.

Пока другие люди страдают, вы чувствуете себя счастливыми. Но разве можно быть счастливым, когда другие несчастны? Как вы можете быть живыми, когда все вокруг вас мертвы? Мы живем все вместе. Иногда вы становитесь причиной страданий многих людей. В этом случае вы зарабатываете карму. Может быть, вы даже не дотронулись до них физически, вы не били их и не унижали. Но существует тончайший закон. Вам не нужно быть убийцей. Если вы заражаете других людей своим несчастьем, вы становитесь соучастником преступления, вы создаете страдания. И вы несете за это ответственность, в будущем вам придется расплачиваться за это. Этот механизм очень тонок!

Всегда обращайте внимание на динамику вашего сознания. Только тогда вы сможете трансформироваться.

 

Сознание успокаивается в том случае, если вы культивируете в себе радостное, позитивное отношение к жизни и не обращаете внимания на негатив.  

 

Когда вы встречаетесь с радостным человеком, человеком, любящим эту жизнь всей душой, первое, что вам приходит в голову, – это то, что он обманывает вас. Разве может быть кто‑то лучше вас? И вы начинаете искать в нем недостатки и затем критиковать их.

Каждый раз, сталкиваясь со счастливым человеком, вы начинаете его критиковать, вы начинаете искать в нем недостатки. Так или иначе, вам просто необходимо спустить его с небес на землю. Не может же он быть таким положительным. Если вы критикуете счастливого человека, вы сами начинаете верить в то, что в этом мире нет ничего хорошего. И тогда вам становится легче. Вы можете спокойно продолжать совершать зло, потому что добрых людей нет, все одинаковы, все такие же, как вы, или даже хуже. Именно поэтому в мире так много осуждения и критики.

Если кто‑то говорит: «Да, этот человек красив», – вы тут же найдете что‑то, за что его можно было бы покритиковать. Вам невыносимо слышать похвалу в чужой адрес, потому что, если кто‑то хорош, а вы – нет, ваше эго сжимается, и вы чувствуете, что вам срочно нужно изменить ситуацию, а на это требуются огромные усилия. Самое простое – начать критиковать, сказать: «Нет! Этого не может быть! А ну, докажи, что ты такой весь из себя положительный!» А добродетельность доказать очень трудно, легче разубедить. Доказывать чрезвычайно тяжело!

 

Один из великих русских романистов, Тургенев, написал рассказ о том, что в одном небольшом городе жил человек, которого все считали слабоумным, таким он и был. Весь город потешался над ним, им нравилась его глупость. Но однажды ему надоело, что его считают дураком, и он отправился к мудрому старцу, который жил в этом городе.

– Скажите, что мне делать? – спросил глупец.

– Ничего, – ответил ему мудрый старец. – Когда ты услышишь, как кто‑то станет восхвалять другого, начинай осуждать того, кого превозносят. Скажи: «Нет! Я точно знаю, этот человек великий грешник!» Если кто‑то при тебе хорошо отзовется о какой‑нибудь книге, скажи: «Я читал ее внимательно и хорошо изучил». Не важно, читал ты ее или нет, просто скажи: «В жизни не читал ничего более глупого». Если кому‑то понравится картина, и он посчитает ее шедевром, скажи так: «Это же всего лишь размалеванный холст. Ребенок и то лучше нарисует!» Критикуй, говори «нет», проси доказательств и через семь дней снова ко мне приходи.

На седьмой день весь город стал считать нашего глупца гениальным: «Мы даже и не подозревали, что он такой талантливый, он разбирается буквально во всем. Показываешь ему картину, и он указывает тебе на ее недостатки. Показываешь ему великую книгу, и он знает, чем она нехороша. У него такой острый ум. Он просто гений!»

Через неделю он снова пришел к старцу и сказал:

– Теперь мне не нужен твой совет. Ты сам дурак!

Весь город обычно доверял словам мудрого старца, но когда глупец назвал его дураком, все подумали: «Он назвал старца глупым. Скорее всего, старец действительно глуп».

 

Люди всегда верят негативным высказываниям, потому что опровергнуть критику очень трудно – как вы докажете обратное? Негативному верить легче, потому что оно поддерживает ваше эго. Позитивному верят неохотно.

Вы всегда можете сказать «нет», когда сталкиваетесь с чем‑то позитивным. Но вы причиняете вред не кому‑то другому, а только себе. Ваши высказывания разрушительны для вас. На самом деле, вы совершаете медленное самоубийство, постепенно отравляете самого себя. Когда вы говорите: «Этот человек вовсе не так добродетелен», что вы в этот момент делаете? Вы создаете обстоятельства, которые, в конце концов, убедят вас в том, что добродетели вообще не существует. А если добродетели не существует, то и нечего даже пытаться стать лучше. Вы начинаете скатываться по наклонной плоскости и подстраиваться под то, что вас окружает. Вы перестаете развиваться. И вы хотите остановиться, но, остановившись, вы понимаете, что вокруг вас одни страдания.

Вы все застряли в страданиях. Вам нужно из них выбираться, вам нужно сняться с насиженного места и отправиться навстречу переменам. Где бы вы ни находились, вас нужно оторвать от корней и пересадить в более благодатную, более возвышенную почву, а это возможно, только если вы научитесь радоваться всему позитивному.

Не осуждайте даже зло.

Вас все время тянет что‑нибудь поосуждать, неважно, добро это или зло. Патанджали говорит: «Не осуждайте зло». Почему? Он знает внутреннюю динамику сознания. Если вы часто осуждаете, уделяете злу слишком много внимания, то рано или поздно сами становитесь злыми. Если вы говорите: «Это неправильно, то неправильно», то вы слишком много думаете о плохом. Все неправильное становится вашим пристрастием. Если вы уделяете чему‑то чересчур много внимания, вы впадаете в состояние гипноза. Вы сами начинаете делать то, за что осуждаете других, потому что вас тянет к этому с непреодолимой силой.

Как вы выглядите со стороны, не имеет никакого значения. Важно то, относительно чего вы внутренне загипнотизированы, потому что именно это и определяет вашу жизнь.

 

Будьте безразличны к злу. И помните, безразличие – это не пассивность. Они все же отличаются друг от друга. Безразличие не означает пассивность. Проявлять безразличие не значит закрывать на зло глаза, потому что, даже закрывая глаза, вы все же каким‑то образом относитесь к тому, что происходит. Даже если вас зло не беспокоит, у вас есть к негативу какое‑то свое отношение. Безразличие значит, что зла для вас просто не существует. Безразличие значит, что у вас нет к нему никакого отношения. Вы проходите мимо, как будто ничего не происходит.

 

Слово, которое употребляет Патанджали, очень красиво – упекша. Это и не пассивность, и не антагонизм, и не стремление чего‑то избежать. Это просто безразличие, без какого‑либо отношения к чему‑то. Вы можете думать, что зло не стоит того, чтобы вы о нем думали. Но тогда у вас есть к нему отношение, очень тонкое скрытое осуждение. Безразличие означает: «Кто ты такой, чтобы решать, что хорошо, а что плохо? Кто ты такой, чтобы осуждать?» Думай лучше о себе. «Откуда тебе знать, что есть добро, а что зло?»

Жизнь – такая сложная штука, что порой зло становится добром, а добро в итоге оказывается злом. Они зачастую меняются местами. Известны грешники, достигшие просветления, и святые, попавшие в ад. Откуда вам знать? Кто вы такие? Вас никто не спрашивает. Заботьтесь лучше о себе. Если вы научитесь заботиться о себе, этого уже будет достаточно. Будьте осознанными и бдительными, тогда вы научитесь проявлять безразличие, не принимая ничью точку зрения.

 

Однажды Вивекананда, еще до того, как уехал в Америку и стал известным, отправился в Джайпур погостить у Махараджи. Махардажа любил Вивекананду и Рамакришну. В честь приезда Вивекананды он устроил пир и пригласил проституток, чтобы они пели и танцевали на приеме, – у махараджей всегда что‑то свое на уме. Он совершенно забыл, что нельзя приветствовать саньясина песнями и танцами проституток. Но он не мог придумать ничего другого. Он знал, что, когда кто‑нибудь приезжает, его обычно встречают песнями и танцами.

Вивекананда тогда еще был незрелым, он еще не был идеальным саньясином. Если бы он был настоящим саньясином, то ему было бы все равно, проститутки они или нет, не было бы никаких проблем. Но ему было не все равно. Он еще не очень глубоко изучил Патанджали. Он был молод и подавлял любые свои желания, он подавлял желание секса и все, что с этим связано. Когда он увидел проституток, он попросту закрылся в своей комнате и отказался выходить.

Махараджа пришел к нему попросить прощения. Он сказал:

– Мы не знали. Мы никогда не принимали саньясинов. Мы всегда принимали только королей, поэтому мы и пригласили тех, кто нравится королям. Прости нас великодушно. Знаешь, мы пригласили самую великую проститутку в стране, очень дорогую. Мы заплатили ей, и теперь сказать ей, чтобы она уходила, значит оскорбить ее. Если ты не выйдешь, она очень расстроится. Выходи, мы тебя ждем.

Но Вивекананда боялся выходить, поэтому я и говорю, что он был еще незрелым, еще не закаленным саньясином. Он еще не умел проявлять безразличие по отношению к таким вещам, он мог только осуждать.

– Проститутка?! – Он был очень и очень зол. – Нет, и все!

Тогда проститутка начала петь без него. Она пела песню праведницы. Песня была прекрасной. В ней говорилось: «Я знаю, что недостойна тебя, но, может, в сердце твоем найдется хоть капля сострадания? Я брожу по дорогам, я знаю, что грязна. Но не нужно так ненавидеть меня. Я – никто, я – грешница, недостойная взгляда твоего. Но ты святой, почему же ты боишься меня?»

Говорят, что Вивекананда слышал, о чем она поет. Проститутка плакала и пела, а он… он все понял. Вы будете бояться женщин, только если они все еще привлекают вас. Если вы не испытываете влечения, вам нечего бояться. Чего тогда бояться? Вам станет все равно, вам не нужно будет отрицать или осуждать женщин.

Он распахнул дверь. Он больше не мог сдерживаться, он был сражен проституткой. Она одержала победу. Вивекананда вошел в комнату и сел. Позже он написал в своем дневнике: «Еще одно откровение снизошло на меня с небес. Я боялся, потому что во мне все еще была похоть. Но женщина меня превзошла, я никогда раньше не встречал такой чистой души. Ее слезы были такими искренними, ее пение и танец были священными, а я все пропустил. Сидя рядом с ней, впервые я понял, что не важно, кто находится снаружи тебя, важно, кто живет внутри».

В ту ночь он написал: «Теперь я могу спать с этой женщиной в одной постели и не бояться». Он вышел за пределы. Проститутка помогла ему обрести святость. Это чудо. Вивекананда не мог совладать с собой, и проститутка помогла ему.

Поэтому никто не знает, с какой стороны к нему придет помощь. Никто не знает, что есть добро, а что зло. Кто решает, что хорошо, а что плохо? Ум это сделать не в состоянии, он беспомощен. Поэтому никак не относитесь к тому, что к вам приходит. Не иметь никакого мнения по какому‑либо вопросу, значит, проявлять безразличие, это значит, что вам все равно.

Однако Патанджали говорит о том, что есть и другие способы выхода за пределы. Если вы сможете сделать это… если вы сможете быть счастливыми вместе со счастливыми людьми, относиться к ним по‑дружески; если вы научитесь сострадать тем, кто в беде; радоваться добродетели и проявлять безразличие ко злу… если вы сможете все это, то внутри вас начнется процесс трансформации, процесс перехода от сознания к сверхсознанию. Если вы не в состоянии так поступать, потому что это действительно трудно, очень нелегко, то есть и другие способы. Не стоит отчаиваться.

 

Ум успокоится, если вы будете попеременно вдыхать и выдыхать, задерживая дыхание между вдохом и выдохом.  

 

Выдох проходит через сознание, задержка дыхания влияет на физиологию. Дыхание и мышление взаимосвязаны подобно двум полюсам одного явления. Иногда, когда не слишком много мыслей в голове, вы, возможно, замечали, что с изменением течения мыслей меняется и ритм вашего дыхания. Например, когда вы злитесь, вы тут же начинаете дышать по‑другому. Дыхание становится прерывистым, аритмичным.

Когда вы полны страсти, вожделения, когда вы охвачены сексуальным желанием, ваше дыхание тоже меняется, оно становится лихорадочным, очень быстрым. Когда вы пребываете в покое и тишине и ничего не делаете, когда вы расслаблены, дыхание становится глубоким и ритмичным. Если вы станете наблюдать за собой, то увидите, как меняется ваше дыхание в зависимости от разных мыслей и состояний сознания. Если вы настроены дружественно по отношению к другому человеку или явлению, у вас один ритм дыхания, если вы сопротивляетесь или злитесь, то ритм дыхания меняется. Поэтому вам нужно либо изменить мысли, и тогда изменится ваше дыхание, либо изменить дыхание, и тогда поменяются ваши мысли. Смените дыхательный ритм и увидите, как мгновенно изменились ваши мысли.

Запомните, как вы дышите, когда радуетесь или когда пребываете в тишине. В следующий раз, когда почувствуете, что начинаете злиться, не меняйте ритм дыхания, придерживайтесь того ритма, который помогает вам чувствовать себя счастливым. И тогда вы не сможете разозлиться, потому что дыхание не даст вам такой возможности. Дыхание контролирует железы внутренней секреции в организме и соответственно управляет процессом выделения гормонов.

Именно поэтому вы краснеете, когда злитесь, – кровь наполняется определенными химическими веществами. У вас поднимается температура. Тело готово к атаке или к тому, чтобы убежать. Оно работает в экстренном режиме. Подобные перемены возможны только благодаря ускорению дыхательного ритма.

 

Продолжайте дышать в том же ритме. Ничего не меняйте, дышите так же, как дышите, когда все ваше существо наполнено тишиной. Дыхание поможет вам сохранять спокойствие, у вас не будет никакой возможности разозлиться. Когда вы полны страсти, вожделения, когда вы горите желанием секса, сохраняйте спокойный ритм дыхания, и вы почувствуете, как страсть отступает. Каждый раз, когда вы испытываете тревогу, напряжение, беспокойство, когда вас преследуют навязчивые мысли, сделайте следующее: глубоко выдохните. Всегда начинайте с выдоха. Выдохните весь воздух до конца – настолько, насколько сможете. Выдыхая воздух, вы выдыхаете и ваше настроение, потому что дыхание – это все. Затем задержите дыхание как можно дольше. Втяните живот и несколько секунд не вдыхайте. Позвольте воздуху выйти и несколько секунд не вдыхайте. Затем дайте телу вдохнуть воздух, вдохните глубоко – настолько, насколько сможете. Затем вновь задержитесь на несколько секунд. Задержка по времени должна быть такой же, как и при выдохе. Если, выдохнув, вы задержали дыхание на три секунды, то и при вдохе нужно остановиться на три секунды. Затем выдохните и вновь задержитесь на три секунды. Вдохните и остановитесь на три секунды. Воздух нужно выдыхать без остатка. Нужно выдыхать и вдыхать до самого конца, установив четкий ритм. Задерживайте дыхание после каждого вдоха… и выдоха… После каждого вдоха… и выдоха… Вы мгновенно ощутите, как изменилось все ваше существо, прежние эмоции отступили. Внутри вас установилась совершенно иная «погода».

 

Что происходит и почему? Вот объяснение: во‑первых, когда вы создаете новый ритм, меняется ваше сознание. Вы не можете злиться, потому что начинается нечто новое. Ум не в состоянии делать два дела одновременно. Теперь ваше сознание занято вдохами, выдохами и задержкой дыхания, оно устанавливает ритм. Вы абсолютно поглощены этим занятием, вы больше не думаете о том, что вас разозлило.

Вдохи и выдохи очищают тело. Когда вы выдыхаете и задерживаете дыхание на три‑пять секунд, – настолько, насколько можете, настолько, насколько хотите, – что происходит с телом? Кровь наполняется накопившимися ядами. Тело освободилось от воздуха, и возникла пауза. В этот момент все, что отравляло ваш организм, выходит наружу. Обычно вы не даете организму время на то, чтобы собрать весь яд. Вы продолжаете вдыхать и выдыхать без остановки. Во время паузы создается пустота, которая заполняется всем тем, что вам больше не нужно. Затем вы делаете глубокий вдох и снова задерживаете дыхание. Во время этой паузы ядовитые газы перемешиваются с воздухом, и затем вы выдыхаете, освобождаясь при этом от всего накопившегося мусора. И снова пауза, и снова собирается яд, и снова вы освобождаетесь от него. Таким образом, вы можете неплохо очиститься.

Вместе с йогой вы откроете для себя эту истину: дыхание глубже, чем мышление. Изменив дыхание, вы сможете изменить и мысли. И зная, что дыхание является ключевым моментом, вы можете создавать свое собственное настроение, любое, какое только захотите. Все зависит от типа дыхания.

Наблюдайте за своим дыханием, и у вас в руках будет волшебный ключ к вашему внутреннему состоянию. С его помощью вы сможете менять или создавать настроение. Если вы будете работать и с состоянием, и с мыслями, это будет еще лучше. Учитесь радоваться за других, проявлять безразличие по отношению к злу и продолжайте менять ваше дыхание. Таким образом вы сможете чрезвычайно повысить свою чувствительность.

 

Вопрос:

Ты сказал, что негативные мысли опасны потому, что они могут материализоваться. Могут ли материализоваться позитивные мысли? Например, если человек хочет достичь просветления, это в конце концов произойдет?

 

Вы слишком многого хотите от позитивных мыслей. Просветление выходит за пределы дуальности: оно ни позитивно, ни негативно. Оно случается тогда, когда вы выходите за пределы обоих полюсов. Благодаря позитивным мыслям можно достичь многого, но только не просветления.

Вы можете быть счастливы, но вы не испытаете блаженства. Счастье приходит и уходит, всегда существует другой полюс. Когда вы счастливы, несчастье просто ждет своего часа. Оно ждет где‑то за углом. Когда вы любите, это позитивно, но ненависть ожидает своей очереди.

Нечто позитивное не может выйти за пределы дуальности. Оно хорошо, пока оно есть, но желать просветления – это слишком много для позитива. Не ждите, что это случится. Чтобы прийти к чему‑то позитивному, нужно преодолеть нечто негативное. Но чтобы выйти за пределы, нужно преодолеть и позитив тоже. Прежде всего, нужно отбросить негатив, затем отбросить позитив, и тогда ничего не останется. Вот это «ничего» и есть просветление, в состоянии просветления мышление отсутствует.

Мышление всегда негативно или позитивно: счастье и несчастье, любовь и ненависть, гнев и сострадание, день и ночь, рождение и смерть – все это категории ума. Вы, ваша суть, не относится к этим категориям. Вы больше. Вы только существуете в рамках сознания, но ваша суть выходит за его пределы.

Просветление не касается мышления, оно касается вас. Осознание того, что «я не есть мой ум», – вот что такое просветление. Если ваше мышление негативно, то вы пребываете в долине ума. Если вы позитивны, то вы оказываетесь на вершине ума. Но ни то, ни другое не выходит за рамки ментального плана вашего бытия. Идите же за пределы, идите дальше.

Трудно отбросить все позитивное. Легко отказаться от негатива, потому что из‑за негатива вы страдаете, живете в аду. Вы можете отказаться от мучений. Но посмотрите: вы все равно не отказываетесь от негатива. Вы цепляетесь за ваши несчастья, потому что они превратились в нечто очень привычное. Вам просто необходимо за что‑то цепляться. Не найдя ничего лучшего, вы цепляетесь за ад. Но помните: отказаться от негатива легко, каким бы трудным это ни казалось. По сравнению с отказом от позитива, это очень легко, потому что от страданий отказаться легче, чем от счастья.

Уйти от позитива – значит уйти от счастья. Уйти от позитива – значит бросить все прекрасное, выйти за пределы процветания. Негатив уродлив, позитив прекрасен. Негатив – это смерть, позитив – это жизнь. Но если вы смогли преодолеть негатив, то вы сделали лишь первый шаг. Ощутите весь груз страданий, почувствуйте, насколько глубоко вы страдаете. Просто наблюдайте за тем, как вы переживаете из‑за негативных мыслей. Наблюдайте и чувствуйте. Само внутреннее чувствование и понимание того, что негативное мышление делает вас несчастным, поможет вам остановить негатив и перестроиться.

Но ум полон разных уловок. Когда у вас все плохо, всегда есть кто‑то, кто виновен в ваших страданиях. Будьте бдительны, потому что если вы чувствуете себя жертвой, то никогда не сможете преодолеть негативное мышление. Ваш собственный негатив скрывается от вас за спинами других. Вы злитесь. Ум говорит, что кто‑то оскорбил вас, и из‑за этого вы разозлились. Но это не так. Кто‑то, возможно, и оскорбил вас, но это только предлог. Вы ждали, когда же, наконец, вы сможете позлиться. В вас накопилось очень много гнева. Если бы это было не так, то вы бы не злились даже на того, кто вас оскорбил.

Обида могла стать поводом, но не причиной. Вы уже и так кипели изнутри. На самом деле, человек, обидевший вас, оказал вам услугу. Он помог вам освободиться от внутренних мучений. Вы были в такой плохой форме, что даже оскорбление пошло вам на пользу. Враг помог вам проявить ваш внутренний негатив. По крайней мере, на какое‑то время вам станет легче.

Ум всегда прибегает к подобной уловке, переключая ваше внимание на другого человека. Что‑то пошло не так, и вы ищете виновных. Но в поисках вы упускаете главное – вы не видите настоящего преступника.

Как только что‑то идет не так, мгновенно закрывайте глаза и ищите настоящего виновника. Пусть это станет для вас непреложным законом. Вы найдете его, потому что это правда. Это реальность. Правда в том, что в вас накопилось много гнева, и именно поэтому вы так разозлились. Правда в том, что в вас накопилось много ненависти, именно поэтому вы ненавидите этого человека. Другой не является истинной причиной вашего


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.