Государственный строй сословно-представительной монархии . — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Государственный строй сословно-представительной монархии .

2020-04-03 85
Государственный строй сословно-представительной монархии . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«История отечественного государства и права»

Специальность: 030501 Юриспруденция

(юрист)

Форма обучения (очная)

 

 

Тула 2009

 

Рабочая программа пересмотрена и утверждена на заседании кафедры государства и права факультета экономики и права,

протокол №___ от "___"______________ 20__ г.

 

Зав. кафедрой государства и права                           _________Е.Н. Соломатин

 

I. Цели и задачи изучения дисциплины.

История отечественного государства и права является фундаментальной юридической дисциплиной, составляющей базу юридического образования. Она изучает возникновение, развитие, а также смену типов и форм государства и права, государственных органов, правовых институтов у народов нашей страны в зависимости от исторической эпохи. Дисциплина имеет отношение одновременно к истории и к юриспруденции, что обуславливает не только сложность ее изучения, но и особое значение. История отечественного государства и права создает целостное представление о развитии государства, а также права в их взаимозависимости и взаимообусловленности. Благодаря науке истории государства и права, студенты приобретают устойчивые знания по вопросам возникновения и развития современных государственных и правовых институтов. Систематические знания, приобретенные в рамках дисциплины, создают необходимую базу для усвоения в последующем специальных юридических дисциплин. Изучение истории государства и права своей страны необходимо будущим юристам для расширения кругозора, формирования юридического мышления и пригодится им как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности.

 

II. Содержание дисциплины.

1.Введение в курс истории отечественного государства и права.

1.1. Предмет истории отечественного государства и права. Цели и задачи изучения курса.

1.2. Методология истории государства и права.

1.3. Периодизация истории государства и права России.

1.4. Историческая преемственность в развитии государственных и правовых институтов.

1.5. Историография курса.

 

  1. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

2.1. Рабовладельческое государство на территории нашей страны.

2.2. Власть князя и княжеской администрации. Вече. Княжеские съезды.

2.3. Десятичная система управления.

2.4. Дворцово-вотчинная система управления.

2.5. Административные и правовые реформы первых князей.

2.6. Церковная организация и юрисдикция.

 

  1. Право Древней Руси.

3.1. Источники права Киевского государства.

3.2. Русская правда как памятник права: возникновение, редакции, основные институты права.

 

  1. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (Х11-ХУ1 вв.)

4.1. Раннефеодальное государство на Руси 1Х- нач. ХУ1вв.

4.2. Киевское княжество.

4.3. Владимиро-Суздальское княжество.

4.4. Новгородское и Псковское государство.

4.5 Развитие права на Северо-западе Руси.

4.6 Татаро-монгольские государства на территории нашей страны Х111-ХУвв.

  1. Образование Русского централизованного государства и развитие права (конец Х111-нач. ХУ1 вв.).

 5.1. Предпосылки образования централизованного Московского государства.

5.2. Государственная централизация. Признаки и особенности процесса централизации.

5.3. Сословно-представительная монархия в России. Сословный строй Московского государства в ХУ-ХУ1 вв.

5.4. Проблемы возникновения и становления феодального государства и права у народов России (Прибалтики, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья).

5.5. Развитие права.

 

III. Распределение часов по семестрам и видам занятий

Объем часов, отводимых планом на освоение учебно-программного материала дисциплины – 250, в том числе:

по очной форме

Семестр

Занятия с преподавателем

Выполнение

курсовых

заданий

 

Др.

сам.

Внеауд.

Раб

 

Вид

отчет-

ности

Аудиторные

 

Индив.

Занятия

Лекции Практ. Занят. Лабор. Занят. Итого ККР КР
2 34 17 - 51       99 Экз.2
3 34 17 - 51 - - 20 49 Экз.3, КР3
Итого по дисц. 68 34 - 102 - - 20 148 Экз.2,3, КР3

 

 

IV.Темы, выносимые на лекции.

№ лекции Разделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции Примечание
1. 1.1., 1.2., 1.3.,1.4.1.5 2ч.
2. 2.1, 2.2, 2.3 2ч.
3. 2.4, 2.5, 2.6 2ч.
4. 3.1, 3.2 2ч.
5. 4.1, 4.2, 4.3 2ч.
6. 4.4, 4.5,4.6 2ч.
7. 5.1, 5.2, 5.3,5.4,5.5 2ч.
8. 6.1, 6.2  2ч.
9. 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 2ч.
10. 7.1., 7.2 2ч.
11. 8.1, 8.2, 8.3,8.4 2ч.
12. 9.1, 9.2, 9.3 2ч.
13. 9.4, 9.5, 9.6 2ч.
14. 10.1.10.2,10.3,10.4,10.5 2ч.
15. 11.1,11.2,11.3 2ч.
16. 11.4,11.5 2ч.
17. 12.1,12.2,12.3 2ч.
18. 12.4,12.5
  2 семестр  
19. 1.1.1.2,1.3 2ч.
20. 2.1.2.2.2.3.2.4.2.5,2.6 2ч.
21. 3.1.3.2.3.3.3.4,3.5 2ч.
22. 4.1.4.2.4.3,4.4 2ч.
23. 5.1,5.2, 2ч.
24. 6.1.6.2,6.3, 2ч.
25. 7.1.7.2,7.3,7.4 2ч.
26. 8.1,8.2.8.3. 2ч.
27. 9.1.9.2,9.3.9.4 2ч.
28. 10.1.10.2,10.3 2ч.
29. 11.1,11.2,11.3.11.4,12.1,12.2 4ч.
30. 13.1,13.2.13.3 2ч.
31. 14.1,14.2,14.3,14.4 2ч.
32. 15.1.,15.2,15.3,15.4 2ч.
33. 17.1,17.2,16.1,16.2 2ч.
34. 18.1,18.2.1.19.1,19.2,19.3 2ч.

V. Индивидуальные занятия с преподавателем

По всем формам обучения учебным планом не предусмотрено.

VI. Практические занятия (семинарские) занятия.

Семестр

Семинарское занятие 5 Образование и развитие абсолютной монархии в России(конец ХУ11- XV111 в.). Развитие права. (2ч.)

1.    Становление абсолютной монархии в России. Общая характеристика абсолютизма

2.    Общественный строй.

3.    Государственные реформ.

4.    Общая характеристика и источники права Российской Импери в ХУ111 в.

5.    Гражданское права.

6.    Семейное право

7.    Уголовное право.

8.    Процессуальное право.

 

Семинарское занятие 6. Российское государство и права а первой половине Х1Х в. Свод законов Российской Империи./2 ч./

1.    Общая характеристика периода.

2.    Государственный строй и сословный строй дореформенной России. Понятие сословия.

3.    Российское право в этот период. Кодификационные работы под руководством М.М Сперанского 1885 г.

4.    Общая характеристика свода законов Российской Империи.

5.    Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.

6.    Гражданское право.

 

Семинарское занятие 7: Реформы 60-70-х годов XIX в. в России и развитие государства и права в этот период. /4ч./

1.    Предпосылки политических и правовых реформ в середине XIX в.Отмена крепостного права. Правовые принципы крестьянской реформы 1861 г.

2.    Создание местного самоуправления: земская и городская реформы 1864-1870 г.

3.    Судебная реформа 1864 г. Судебные уставы.

4.    Военная реформа

5.    Проекты конституционных реформ.

6.    Политическая реформа и контрреформа 80-90-х годов.

7.    Источники права

8.    Уголовное право

9.    Процессуальное право.

Семестр

 

Семинарское занятие 1. Оформление конституционной монархии в России. /2 ч./

1. Изменения в государственно-политическом строе России в период революция 1905-1907 гг.1917 

2. Манифест 17 октября 1905 г.

3. Создание и деятельность Государственной Думы в России.

4. Основные законы Российской империи 1906 г.: полномочия императора и высших органов государственной власти и управления.

 

Семинарское занятие 2. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики /2 ч./

1.Государственно-политический кризис 1916-1917 гг. и свержение монархии.

2.    Изменение государственного устройства: формирование Временного правительства, образование новых органов власти, реформа государственного аппарата, провозглашение республики.

3.    Законодательная деятельность Временного правительства.

4.    Правительственные кризисы: коренные причины и последствия.

 

Семинарское занятие 3. Создание советского государства /2 ч./

1. Октябрьская революция 1917 г. и возникновение советского государства.11 Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

2. Учредительное собрание: созыв, состав, причины роспуска. 111 Всероссийский съезд Советов.

3. Первая Советская Конституция 1918 г.

 

Семинарское занятие 4. Создание и развитие советской судебной и правоохранительной системы /2 ч./.

1. Первые советские декреты о суде.

2. Положение о народном суде 1918 г.

3. Создание и развитие системы революционных трибуналов.

4. Судебная реформа 1922 г.

5. ВЧК: правовая основа деятельности, структура, компетенция.

6. Создание советской милиции: правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру и деятельность.

 

Семинарское занятие 5. Формирование нового социалистического права /1 ч./

1. Возникновение нового права и его источники.

2. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.

3. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.

4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.

5. Гражданское право в период 1918-1919 гг.

 

Семинарское занятие 6. Кодификация советского права в годы НЭПа /2ч./

1.    Переход к новой экономической политики и задачи кодификации права.

2.    Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.: создание, источники, основные институты.

3.    Земельный кодекс 1923 г.

4.    КЗОТ РСФСР 1922 г.

5.    Уголовный кодекс 1922 г.

6.    Первые советские процессуальные кодексы.

 

Семинарское занятие 7. Деформация государственно-политической системы СССР в к. 1920-1930-х гг. /2 ч./

1. Формирование партийно-государственной диктатуры. Режим единоличной власти.

2. Централизация правоохранительной системы.

3. Судебные процессы 1934-1939 гг. и их юридическая характеристика.

4. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.

5. Реализация советской Конституции в политической системе СССР.

Семинарское занятие 8. Государство и право Российской Федерации /2 ч./

1. Распад СССР и становление российской государственности.

2. Общие тенденции развития права.

.

VII. Лабораторные занятия

По всем формам обучения учебным планом не предусмотрено.

VIII. Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента

Написание курсовой работы является важной частью учебного процесса по изучению дисциплины История отечественного государства и права. Методические рекомендации предназначеныдля студентов 2 курса, обучающихся по специальности 021100 “Юриспруденция”. Рекомендации определяют порядок выбора темы исследования, требования по подготовке и защите курсовой работы. Изложены правила оформления источников и литературы, общие требования к оформлению курсовой работы. Методические рекомендации разработаны с учетом требований ГОСТ 7. 32-91 "Отчет по научно-исследовательской работе: структура и правила оформления" и ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Организационно - распорядительная документация: требования к оформлению документов".

 Написание и защита работы является результатом (наряду со сдачей экзамена) процесса обучения и показателем уровня подготовки студента, владения им не только теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы.

Общие требования к курсовой работе.

Выполнение КР включает следующие этапы:

- выбор темы;

- разработка рабочего плана;

- изучение правовых источников и литературы, их анализ, сбор и обобщение материала по теме;

- разработка основных теоретических положений, формулировка практических выводов и рекомендаций;

- оформление и сдача научному руководителю.

 Написание курсовой работы имеет цель:

       - систематизировать, закрепить, расширить теоретические и практические знания по Истории отечественного государства и права;

       - выработать у студента умение применять полученные в процессе обучения знания при решении научных и практических задач правового характера;

       - развить навыки самостоятельной научной работы и овладеть методикой проведения исследований при решении правовых вопросов;

       Курсовая работа – самостоятельное научное исследование, которое представляет собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативных правовых актов и юридической практики. Работа должна свидетельствовать об индивидуальном подходе автора к научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений. Курсовая работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, показывать общую и правовую культуру автора.

Выбор темы.

Тема курсовой  работы должна быть выбрана студентом с учетом консультации с научным руководителем. Тематика работ разрабатывается и утверждается на кафедре государства и права. Тема выбирается студентом из предложенного перечня (приводится ниже) в соответствии с нумерацией по последним цифрам в зачетной книжке студента. По согласованию с научным руководителем студент может выбрать тему самостоятельно и представить ее на утверждение научному руководителю. Курсовые работы, выполненные по темам, не утвержденным научным руководителем, к защите не допускаются.

 

Подготовка курсовой работы.

 При написании курсовой работы студент должен:

- всесторонне изучить выбранную правовую проблему, ее теоретическую и практическую значимость;

- подобрать и проанализировать нормативные правовые акты (источники) и научную литературу по теме;

- сформулировать собственное видение по рассматриваемой проблеме, определить свое отношение к существующим научным позициям, концепциям, юридической практике;

- выработать свои предложения и рекомендации.

При написании работы используются следующие источники и литература: нормативные правовые акты (источники), научная и научно-практическая литература, материалы юридической практики, социологические материалы, статистические данные и другие источники, в т. ч. неопубликованные, но с обязательной сноской на источники официальной публикации или на единицу хранения, Интернет-ресурсы. Все подстрочные сноски (при первом упоминании в тексте) и итоговый список источников и литературы должны быть представлены в полном библиографическом описании.

Подбор и анализ информационных материалов один из наиболее трудоемких этапов работы студентов. В ходе сбора материала важно ознакомиться с различными нормативными правовыми документами, научной и специализированной литературой. Необходимо делать выписки из основных положений источников, для их дальнейшей систематизации. Записи изученного материала могут быть в виде тезисов, цитат или развернутого плана-конспекта.

 Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

 

Требования к содержанию курсовой работы.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание (оглавление);

- введение;

- основной текст (главы или разделы, параграфы, пункты);

- заключение;

- список источников и литературы (библиография), при этом, источники и литература делится на опубликованную и неопубликованную;

- приложения (желательно их иметь).

Форма титульного листа прилагается (см. приложение1).

  Содержание включает перечень глав, разделов, параграфов, пунктов, начиная от введения и заканчивая приложениями, с указанием страницы начала каждого раздела (образец см. приложение 2). Рабочий план работы составляется на основе предварительного ознакомления и изучения основных правовых источников и научной литературы.

Во введении раскрываются:

- актуальность темы;

- объект исследования (процесс или явление, порождающее достижение цели; проблемная ситуация для изучения);

- предмет исследования (та часть объекта, на которую направлено исследование);

- цель исследования;

- практическая значимость исследования;

- научная и практическая новизна работы;

 - задачи, которые ставит перед собой студент для достижения цели;

- степень освещения темы в литературе с указанием основных научных источников, характеристики параметров нормативной базы исследования, позиций ведущих авторов по исследуемой теме (анализ степени научной изученности проблемы), школ, научных направлений;

- характеристика методов исследования;

- особенности структуры работы;

Основная часть работы разбивается на главы (разделы), параграфы (пункты, подпункты), в которых исследуются вопросы темы. Желательно, чтобы главы, параграфы и разделы резко не отличались по объему.

       Основная часть должна состоять из обзорной части, в которой излагается процесс исследования, и содержательной, в которой отражаются методы исследования, достигнутые результаты. В конце раздела или параграфа студент должен обобщить изложенный материал и сформулировать выводы, к которым он пришел.

 В заключении подводятся общие итоги исследования:

- излагаются выводы студента, представляющие теоретическую и практическую значимость по исследуемой теме.

-  Не рекомендуется вводить в заключение содержательные элементы исследования, которые должны были рассматриваться в основной, содержательной части работы или формулировать вывод, который не является результатом анализа в основном содержании работы.

Список источников и литературы (библиография)(см. приложение 3) состоит из следующих частей.

I. Источники:

- исторические документы располагаются в хронологическом порядке (например, Русская Правда, Судебник 1497 г., Судебник 1550 г. и т.д.)

- нормативные правовые акты, расположенные в соответствии с их юридической силой и по хронологии (в группе однотипных нормативных правовых актов). Библиографический список начинается с Конституции РФ, далее указываются международные нормативные правовые акты, законодательные акты(федеральные конституционные законы, федеральные законы), подзаконные акты. Если в дипломном исследовании изучаются действующие нормативные правовые акты бывшего СССР или РСФСР, то они располагаются после федеральных законов в такой последовательности: Законы СССР, законы РСФСР, Законы РФ. Завершается этот раздел нормативными правовыми актами, прекратившими свое действие (в аналогичной последовательности).

II. Литература:

- специальная литература - монографии, учебники, учебные пособия, статьи, сборники научных трудов и др. в алфавитном порядке по фамилиям автора (если автор не указан, то по названию книги); работы одного и того же автора даются в хронологической последовательности,

- материалы юридической практики (судебной, нотариальной и др.),

- практические материалы (архивные, текущие);

- публикации на иностранных языках (по алфавиту),

- другие материалы.

В библиографии указываются все использованные автором источники и литература, на которые есть ссылки в работе.

Студент обязан сделать сноски на используемые им литературные источники и нормативные правовые акты. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки может быть основанием для выставления неудовлетворительной оценки.

 В качестве приложения используются извлечения из нормативных правовых актов, схемы, договоры, статистические и социологические данные, контракты, обзоры, подготовленные автором, таблицы, дающие представление о степени изученности автором данной проблемы.

Оформление курсовой работы.

Текст печатается на листах стандартного формата, шрифтом 14 через 1,5 интервала, подстрочные ссылки (сноски) – шрифтом 10 через 1 интервал.

Текст пишется на одной стороне стандартного листа размером 210-297мм. При его написании соблюдаются следующие размеры полей: слева не менее 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу (от последней строки текста примечания или сноски) - по 20 мм от кромки листа.

Сноски печатаются на тех страницах, к которым относятся, и имеют сквозную постраничную нумерацию. Печатание сносок в конце работы не допускается.

 Текст работы должен быть тщательно выверен студентом. Работа с большим количеством неисправленных опечаток и орфографических ошибок не может быть оценена положительно.

Объем – 25 -30 страниц машинописного текста.

В этот объем включаются введение, основной текст, заключение и библиография. Увеличение объема работы, по сравнению с указанным, допускается только по согласованию с научным руководителем.

В работе используется общая нумерация страниц, включая библиографию и приложения (приложения не входят в общую нумерацию, их можно нумеровать отдельно). Первая страница - титульный лист, вторая - оглавление и т.д. (нумерация текста начинается с введения - это будет страница 3).

Введение, каждая глава (но не параграфы и пункты), заключение, библиография, приложения начинаются с отдельной страницы. В тексте воспроизводится наименование разделов и параграфов, с указанием их нумерации.

Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее сдачи на титульном листе.

Приложения оформляются как продолжение работы после списка использованных источников и литературы, и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа в правом верхнем углу словом "ПРИЛОЖЕНИЕ" и нумеровать последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д.

В приложении в левом нижнем углу можно указать, на основании каких источников оно составлено.

 

Критериями оценки работы являются:

- научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для теории или юридической практики;

- использование нормативных актов, правовых источников;

- творческий подход к разработке темы;

- правильность и научная обоснованность выводов;

- стиль изложения;

- аккуратность в оформлении работы;

- степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании работы, так и в ответах студента на вопросы в процессе защиты работы.

Количество баллов, оценивающих качество рукописи и графической части работы – до 35 баллов; оценка рецензента – до 5 баллов; качество доклада – до 20 баллов; уровень защиты работы и ответов на вопросы – до 40 баллов.

Научный руководитель осуществляет руководство работой на всех этапах. В отзыве научного руководителя отмечаются как достоинства, так и недостатки работы, делается общий вывод об ее уровне и рекомендации к защите (допущена работа / не допущена к защите.

Оформление сносок, ссылок на источники и литературу

Ссылки на литературу

1. В тексте работы при упоминании какого-либо автора надо указать сначала его инициалы, затем фамилию (например, "Как указывает Ю.П. Титов». В сноске (ссылке), наоборот, сначала указывается фамилия, затем инициалы автора (т.е. Исаев И.А.).

2. При ссылке на научную работу (книги, статьи), упоминаемую в первый раз, в сноске даются все исходные данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, издательство, год, страница – по библиографическому описанию работы).

При последующем упоминании того же автора и произведения в сноске достаточно написать: Исаев И.А. Указ. соч. С. … (т.е. страница, на которой находится соответствующий текст).

3. При использовании статьи в сноске указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, журнал, год издания, номер, страница (на которой находится соответствующий текст).

Например:

Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы //Вопросы истории. 2008. № 11-12. С. 61.

4. При использовании архивных источников необходимо указать архив, единицы хранения.

Например: Решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 23.10.1932 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 904. Л.6; Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 26.10. 1932 г. //РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 905. Л. 52-54.

5. При использовании работ коллектива авторов приводятся название работы, фамилия и инициалы ее ответственного редактора.

Например:

История отечественного государства и права: Учебник / Отв. ред. О.И. Чистяков М.: Проспект, 2007. 

 6. При первом упоминании о нормативном акте следует в тексте или сноске указать его полное наименование, номер и дату принятия; в сноске обязательно дать источник опубликования:

В соответствии с ФЗ Российской Федерации от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах "*.

*См. ст.17 ФЗ “Об акционерных обществах” от 26 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 3.

 7. При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название, например: в соответствии со ст. 3 Закона " Об акционерных обществах " от 26 декабря 1995 года. Однако обязательно следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к вопросу.

8. Некоторые из принятых сокращений:

- С. – страница (не "стр.").

- Юрид. лит – издательство "Юридическая литература".

- Вестн. МГУ – журнал "Вестник Московского Университета". Серия П "Право".

- Гос. и право – журнал "Государство и право".

- М., СПб – сокращения от "Москва", "Санкт-Петербург".

Сокращают также:

Петроград - Пг.

Порядок защиты работы.

В ходе защиты студент излагает основные положения темы, затем отвечает на поставленные вопросы. Защита состоит из доклада студента (10 минут) и ответов на вопросы. Доклад должен быть емким, четким и конкретным. В выступлении студент формулирует актуальность и новизну исследования, основные задачи, которые ставились в работе и степень их реализации. Обязательно необходимо высказать самостоятельную позицию по рассматриваемой проблеме, сформулировать предложения теоретического и практического характера.

Работа, подготовленная без соблюдения правил, изложенных в методических указаниях по написанию и оформлению курсовых работ, к защите не допускается. Студенты, не сдавшие в срок курсовые работы или получившие по результатам проверки или защиты неудовлетворительные оценки, не допускаются к итоговому экзамену по изучаемой дисциплине.

Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в архиве кафедры.

Темы курсовых работ

  1. Становление и развитие историко-правовой науки в России.
  2. Предмет и методология истории отечественного государства и права.
  3. Возникновение государственности у восточных славян.
  4. Источники древнерусского феодального права.
  5. Русская Правда – кодекс раннефеодального права.
  6. Псковская судная грамота как памятник права.
  7. Развитие уголовного права в России в Х1-ХУ111 вв.
  8. Развитие судебного процесса в России в Х1-Х1Х вв.
  9. Сословно-представительная монархия в России.
  10. Земские соборы в России ХУ1-ХУ11.
  11. Закрепощение крестьян в России: основные этапы.
  12. Значение церковной юрисдикция и церковного права для развития государственности и права в России.
  13. Судебники ХУ-ХУ11 вв. как памятники права.
  14. Соборное Уложение 1649 г. – кодекс русского феодального права.
  15. Проблемы становления российского абсолютизма.
  16. Государственные реформы Петра 1.
  17. Уголовное право и судебный процесс в 1 четверти ХУ111 в.
  18. Реорганизация высшего государственного управления в 1 половине Х1Х в.
  19. Кодификация русского права в 1 половине Х1Х в.
  20. Судебная реформа 1864 г.
  21. Земская и городская реформы 60-70-х гг. Х1Х в.
  22. Кодификация русского права в 1 половине Х1Х в.
  23. Государственная Дума: создание и деятельность в 1906-1917 гг.
  24. Советское государство и Учредительное собрание.
  25. Создание советской судебной системы.
  26. Первые кодификации советского права.
  27. Создание и развитие системы репрессивных органов в Советском государстве 1917-1924 гг.
  28. Изменения в государственном устройстве в период НЭПа.
  29. Кодификационная работа в период НЭПа.
  30. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930-1940 гг.
  31. Судебные процессы 1920-1930-х гг. и их юридическая характеристика.
  32. Конституция СССР 1936 г.: основные положения и их реализация в условиях партийно-государственного режима 1930-х гг.
  33. Советское право в годы Великой Отечественной войны.
  34. Развитие конституционного законодательства в СССР в 1970-е гг.
  35. Распад СССР и формирование новой российской государственности.

 

Самостоятельная работа студента включает в себя:

- подготовку к семинарским занятиям, в соответствии с планом / 30 ч. /

- работу с лекционным материалом /20ч./

- подготовку к аттестациям: к 1-ой /20 ч./ и ко 2-ой /20 ч./

- выполнение дополнительных заданий теоретического характера /30ч./

- подготовку к экзамену /28ч./

 

Теоретические задания предполагают углубленное изучение студентом предложенных ниже тем. При выполнении теоретических заданий следует руководствоваться рекомендованной литературой по курсу Методология права. Форма отчетности студента: реферат, доклад, конспект (по выбору).

                                              

                                               Задания для самостоятельной работы:

  • Предмет истории отечественного государства и права
  • Государство и право Урарту
  • Политические образования восточных славян
  • Хазарский каганат
  • Возникновение Древнерусского государства
  • Норманская теория и ее критика
  • Государственное устройство Древней Руси
  • Финансово-административная реформа княгини Ольги
  • Русская Правда
  • Владимиро-Суздальское княжество
  • Галицко-Волынское княжество
  • Псковская Судная грамота
  • Золотая Орда: государство и право
  • Предпосылки образования Московского государства
  • Ливонское государство
  • Политический строй Украины после присоединения к Московскому государству
  • Особенности становления абсолютизма в России
  • Военная реформа в царствование Петра1
  • Состояние судоустройства в 1 четверти ХУ111 в
  • Общественный строй России в 1 половине Х1Х в
  • Законодательные проекты М.М. Сперанского
  • Причины отмены крепостного права в 1861 г
  • Военная реформа
  • Реформа образования
  • Деятельность 1-4 Государственных Дум
  • Политические партии в годы 1 русской революции
  • Столыпинские реформы и их значение
  • Государственный переворот 1907 г
  • Власть и оппозиция от февраля к октябрю 1917г.
  • Декрет о земле
  • Декрет о мире
  • Развитие системы революционных трибуналов в годы гражданской войны
  • Формирование НКВД: структура, задачи, компетенция
  • Наркомат юстиции: создание, основные направления деятельности.
  •  «Красный» и «белый террор»
  • Организационные формы «белого движения»
  • Образование советских республик и формы их внешнеполитического взаимодействия.
  • Организация кодификационной работы в годы нэпа
  • Формы и методы государственно-правового регулирования экономики
  • Причины образования СССР
  • Юридическая характеристика репрессий. Современные процессы реабилитации жертв репрессий
  • Развитие гражданского права в 30-е гг.
  • Репрессивное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство 30-х гг.
  • Становление и развитие колхозного права
  • Семейное законодательство в годы войны
  • Развитие права в послевоенный период
  • Эволюция государственной системы в области управления экономикой в сер. 50-х-сер. 60—х гг.
  • Реабилитация жертв политических репрессий в СССР
  • Кодификационная работа в 60-е гг.
  • Основные изменения в государственно-политической системе СССР (70-80-е годы).
  • Конституция РСФСР 1978 г.
  • Причины и условия становления демократического государства в России
  • - Образование СНГ: организационно-правовая форма содружества
  • Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
  • Формирование новой правовой системы

Шкала оценок.

В ТулГУ действует следующая шкала соответствия оценок бальных и академических (в том числе – двувидовых: зачтено, не зачтено):

 

Зачтено Не зачтено

Зачтено

Академическая оценка (по 4 – бальной системе) Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Бальная оценка (по 100 – бальной системе) От 0 до 39 включительно От 40 до 60 включительно От 61 до 80 включительно От 81 до 100 включительно

 

В семестре проводятся две текущих аттестации студентов. На каждую аттестацию выносятся 30 баллов. На промежуточную аттестацию (экзамен/зачет) выносятся 40 баллов. Итоговая оценка представляет собой сумму баллов, набранных студентом на текущих и промежуточной аттестациях.

Экзамен (зачет) строится по двухступенчатой схеме: тестирование и устное собеседование

Студенту, набравшему по сумме двух текущих аттестаций в семестре свыше 39 баллов, может быть по его желанию выставлена оценка в день экзамена соответствующая набранным баллам.

X. Библиографический список рекомендуемой литературы.

 

Основная литература:

  1. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – М. – 2007.
  2. История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М. – 2008.
  3. История отечественного государства и права. Ч. 1: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – М. – 2008.
  4. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. – М. – 2008.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев В.И. Нормативное регулирование уголовных наказаний по Удложению о наказаниях 1845 г. //История государства и права. 2007. № 1. С. 34-39
  2. Астапович З.А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. -М., 2008.
  3. Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская монархия. М.- 2007.
  4. Аврех А.Я. Столыпин и третья Дума. – М., 2008.
  5. Байбаков С.А., Сивохина Т.А. У истоков советской государственности (октябрь 1917-1924) – М., 2007.
  6. Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев А.И. Первая российская революция и самодержавие. – СПб., 2008.
  7. Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма.- М., 2008.
  8. Декреты советской власти. переизд. Т. 1-13. М., 1999-2006.
  9. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. –М., 2007.
  10. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. – М., 2007.
  11. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник.- М., 2008.
  12. Земцов Б.Н. Общественный строй Киевской Руси 11-12 вв // История государства и права. 2008. № 1. С. 44-46
  13. Кожевников М.В. История советского суда 1917-1947 гг. – М., 2007.
  14. Ленин В.И. О «двойном» подчи

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.