Интересные даты в библейской истории — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Интересные даты в библейской истории

2020-05-06 70
Интересные даты в библейской истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Ветхий и Новый Заветы)

 

Примечание: многие приведенные в этом списке даты приблизительны или спорны.

 

гг. до н. э.

 

8500 Первые города на Ближнем Востоке.

5000 Уже существует Иерихон.

4004 Дата сотворения мира, согласно епископу Ашеру.

3761 Традиционная иудейская дата сотворения мира.

3600 Уже существуют шумерские города‑государства.

3100 Египет объединился под единым началом, основывается 1‑я династия.

3000 Хананеяне входят в Ханаан.

2700 Появляются ассирийские города.

2570 В Египте построена Великая пирамида.

2500 Бронзовый век достигает Ханаана.

2264 Саргон основывает Аккадскую империю.

2050 Египтом правит 11‑я династия; Уром правит 3‑я династия.

2000 Начало эпохи патриархов в Ханаане (Авраам).

1971 Египтом правит Сесострис I.

1900 Вавилон начинает доминировать в районе долины рек Тигра и Евфрата; упадок шумерских городов‑государств.

1730 В Египет вторглись гиксосы.

1700 Вавилоном правит Хаммурапи.

1650 Израильтяне в Египте (Иаков, Иосиф).

1570 Гиксосы изгнаны из Египта.

1500 Ассирия становится независимым царством.

1490 Египтом правит Тутмос III.

1479 Тутмос III побеждает хананеян в Мегиддо.

1475 Процветание царства Митанни.

1450 Колонисты из Сидона основывают Тир.

1400 Микенские греки на вершине власти.

1397 Аменхотеп III правит Египтом, который находится на вершине своего процветания.

1390 Хетты на вершине власти.

1370 Египтом правит Эхнатон; он пытается провести монотеистическую реформу; египетская власть начинает ослабевать; основываются царства Моав, Аммон и Эдом.

1290 Египтом правит Рамзее II; угнетение израильтян.

1275 Ассирия завоевывает царство Митанни, поскольку Ассирия вступает в первый период своей силы.

1250 Ассирией правит Салманасар I.

1235 Ассирией правит Тукултининурта I [Нимрод].

1223 Египтом правит Мернептах; Древний мир потрясает Великое переселение народов.

1211 Смерть Мернептаха; возможно, время Исхода (Моисей).

1200 Уничтожено Хеттское царство. Колонисты из Тира основывают Фарсис.

1190 Рамзее III правит Египтом и наносит поражение филистимлянам.

1184 Троянская война.

1170 Израильтяне вторгаются в Ханаан; филистимляне заселяют побережье (Иисус Навин).

1150 Варак и Девора побеждают Сисеру; период Судей.

1116 Ассирией правит Тиглатпаласар I.

1100 Гедеон побеждает мидян; греки начинают заселять побережье Малой Азии.

1093 Смерть Тиглатпаласара I; Ассирия в упадке.

1080 Филистимляне побеждают израильтян в Афеке; разрушен Силом (Шило).

1040 Самуил судит колена.

1028 Израилем правит Савл.

1013 Филистимляне побеждают израильтян на горе Гильбоа; Савл и Ионафан убиты; Давид правит Иудеей.

1006 Давид правит объединенным государством Иудея‑Израиль.

1000 Давид основывается в Иерусалиме; арамеи начинают проникать в Сирию.

980 Империя Давида в расцвете славы.

973 Смерть Давида; объединенным государством Иудея‑Израиль правит Соломон.

969 Тиром правит Хирам.

962 Соломон завершает строительство Храма.

950 Разон основывает царство Дамаск (Сирия).

933 Смерть Соломона; распад Иудеи‑Израиля; Иеровоам I правит Израилем; Ровоам правит Иудеей.

928 Шешонк Египетский разграбил Иерусалим.

917 Иудеей правит Авия.

915 Иудеей правит Аса.

912 Израилем правит Нават.

911 Вааса свергает Навата, захватывает власть над Израилем.

888 Ила правит Израилем; его свергает Замврий.

887 Амврий правит Израилем; основывает Самарию.

883 Ашшурнасирпол правит Ассирией, которая переживает при нем возрождение.

880 Амврий побеждает Моава.

875 Ахав правит Израилем; Иосафат правит Иудеей; жизнь Илии.

859 Ассирией правит Салманасар III.

858 Ахав воюет с сирийцами.

854 В Каркаре сирийско‑израильская коалиция отражает натиск Ассирии.

853 Сражение за Рамоаф Галаадский; смерть Ахава; Израилем правит Ахаз.

852 Иегорам правит Израилем; жизнь Елисея.

851 Иегорам (Иудейский) правит Иудеей; документ J в письменной форме.

850 Меша в Моаве получает независимость.

844 Ахаз правит Иудеей.

843 Иегу успешно совершает переворот и правит Израилем; в Иудее власть узурпирует Аталия; Ахазия правит Сирией и приводит ее к вершине ее власти.

842 Иегу платит дань Ассирии.

837 Иоас правит Иудеей.

824 Смерть Салманасара III в Ассирии, которая вступает в еще один период упадка.

816 Иоахаз правит Израилем.

814 Колонисты из Тира основывают Карфаген.

800 Иоас (Израильский) правит Израилем; смерть Елисея.

797 Иудеей правит Амасия.

785 Израилем правит Иеровоам II; Израиль на вершине своей власти.

780 Азария (Уззия) правит Иудеей; Иудея на вершине своей власти.

760 Амос пророчествует.

753 Основание Рима.

750 Осия пророчествует; документ Е в письменной форме.

745 Тиглатпаласар III правит Ассирией; возрождение ее силы.

744 Смерть Иеровоама II; в Израиле нарастают беспорядки.

743 Тиглатпаласар III завоевывает Урарту (Арарат).

740 Иоафам правит Иудеей; Исайя начинает пророчествовать.

738 Пекахия правит Израилем, который является теперь придатком Ассирии.

737 Израилем правит Пеках.

736 Иудеей правит Ахаз.

734 Пеках стремится к тому, чтобы создать коалицию против Ассирии; нападение на Иудею.

732 Израилем правит Осия; Тиглатпаласар III захватывает Дамаск и уничтожает Сирийское царство.

730 Михей пророчествует.

726 Ассирией правит Салманасар V.

725 Салманасар V осаждает Самарию.

722 Саргон II узурпирует престол в Ассирии и захватывает Самарию; израильтян уводят в плен; северное царство исчезает.

720 Иудеей правит Езекия.

705 Синахериб правит Ассирией, делает Ниневию своей столицей.

703 Вавилон при Мардук‑анла‑иддине (Меродахбалодан) восстает против Ассирии.

701 Синахериб осаждает Иерусалим.

700 Дейок основывает Мидийское царство.

693 Манассия правит Иудеей, которая является теперь придатком Ассирии.

681 Смерть Синахериба; Асархаддон правит Ассирией и приводит ее к вершине власти.

671 Асархаддон вторгается в Египет и воцаряется в нем.

668 Ашшурбанипал правит Ассирией; строит библиотеку в Ниневии.

663 Ашшурбанипал разграбил древнеегипетскую столицу Фивы.

652 Псамметих I правит Египтом, который является теперь свободным от Ассирии.

640 Ашшурбанипал побеждает и уничтожает Элам.

638 Иосия правит Иудеей.

631 Колонисты из Греции основывают Киринею.

630 Софония пророчествует.

626 Иеремия начинает пророчествовать.

625 Смерть Ашшурбанипала; в Ассирии беспорядки, а Набопаласар захватывает власть в Вавилонии.

620 Открытие Книги Второзакония в Храме, после чего в Иудее происходит яхвистская реформа; зарождение греческой философии в Милете.

615 Наума пророчествует.

612 Набопаласар захватывает Ниневию; последние ассирийские сопротивления в Харане.

610 Фараон Нехо правит Египтом.

608 Нехо побеждает Иудею в Мегиддо; гибель Иосии, Иоаким правит Иудеей; Иеремия произносит храмовую проповедь.

605 Вавилоняне побеждают Нехо при Кархемише; смерть Набопаласара; Навуходоносор правит Вавилонией и сокрушает последнюю ассирийскую цитадель; Аввакум пророчествует.

597 Иудейское восстание, подавленное Навуходоносором; первый Вавилонский плен; Седекия правит Иудеей.

593 Иезекииль начинает пророчествовать в плену; Псамметих II правит Египтом и размещает еврейский гарнизон в Элефантине; Астиаг правит Мидией.

588 Фараон Хофра правит Египтом.

587 Седекия восстает против Навуходоносора.

586 Навуходоносор захватывает Иерусалим и уничтожает Храм; второй Вавилонский плен; династия Давида заканчивается; гибель Гедалии; написана Книга Плач Иеремии.

585 Навуходоносор осаждает Тир.

573 Навуходоносор снимает осаду с Тира.

569 Яхмос правит Египтом.

568 Навуходоносор неудачно вторгается в Египет.

562 Смерть Навуходоносора; Вавилонией правит Амель‑Мардук; еврейские книжники объединяют в Вавилоне различные документы, на основе которых создают исторические книги Ветхого Завета.

560 Гибель Амель‑Мардука; Вавилонией правит Нергальшарусур; Крез правит Лидией, которая находится в расцвете силы.

556 Набонид правит Вавилонией; его сын Валтасар является его соправителем.

550 В Мидии Кир свергает Астиага; основывает Персидскую империю.

546 Кир завоевывает Лидию; уничтожает Лидийское царство.

540 Второ‑Исайя пророчествует.

538 Кир захватывает Вавилон и уничтожает Вавилонское царство; иудеям разрешают вернуться в Иудею, и туда возвращается их первая партия под руководством Шешбацара.

530 Смерть Кира; Камбис правит Персией.

525 Камбис вторгается в Египет и завоевывает его.

521 Дарий I правит Персией.

520 Пророчества Аггея и Захарии; Зоровавель руководит вернувшимися евреями.

516 Освящение Второго храма.

509 Рим смещает с трона последнего царя; основание Республики.

500 Авдий пророчествует; греческие города Малой Азии восстают против Персии.

490 Поход персов, которые терпят поражение при Марафоне от Афин.

486 Смерть Дария I; Персией правит Ксеркс I.

480 Поход персов, которые терпят поражение при Саламине от объединенной Греции.

465 Гибель Ксеркса I; Персией правит Артаксеркс I.

460 Малахия пророчествует.

459 Ездра в Иерусалиме; исторические книги приобретают окончательную форму.

450 Написана Книга Руфь; Третье‑Исайя пророчествует.

440 Неемия в Иерусалиме.

437 Завершено строение стен Иерусалима.

407 Еврейский храм в Элефантине разрушен Египтом.

400 Написаны Книги Паралипоменон, Ездры и Неемии; Иоиль пророчествует.

300 Написаны Книги Песнь песней и Ионы.

275 Написана апокалиптическая часть Книги пророка Захарии.

250 Написана Книга Екклесиаст; Книга Притч получает окончательную форму; в Александрии готовится перевод Септуагинта.

165 Написана Книга пророка Даниила.

150 Написана Книга Эсфирь; Книга Псалмов обретает настоящую форму.

147 Парфяне захватывают Вавилонию.

146 Рим аннексирует Македонию; разграбление Коринфа.

145 Смерть Александра Баласа и Птолемея VI; Деметрий II правит Селевкидской империей. Появляются фарисеи и саддукеи как отдельные партии.

143 Антиох VI правит Селевкидской империей.

142 Смерть Ионафана; его брат Симон правит независимой Иудеей.

141 Иерусалим покидают последние селевкидские воины.

139 Парфяне захватывают Деметрия II в плен.

138 Антиох VII правит Селевкидской империей; Аттал III правит Пергамом.

134 Убийство Симона Иудейского; Иудеей правит Иоанн Гиркан.

133 Антиох VII временно захватывает Иерусалим. Рим аннексирует Пергам и делает его своей азиатской провинцией.

129 Иоанн Гиркан завовевывает Моав и Самарию; разрушает Самаритянский храм. Антиох VII погибает в сражении против парфян; Деметрий II освобожден и снова правит Селевкидской империей.

125 Антиох VIII правит Селевкидской империей.

104 Смерть Иоанна Гиркана; Аристобул правит Иудеей и принимает титул царя.

103 Александр Ианней правит Иудеей; расцвет Маккавейского царства; фарисеи в оппозиции.

100 Книга Юбилеев, молитва Манассии, Завет двенадцати патриархов, Книга Еноха, написана Первая книга Маккавеев.

86 Римская армия разоряет Афины.

84 Римская армия разоряет Эфес.

79 Смерть Александра Ианнея; гражданская война в Иудее; первосвященник Иоанн Гиркан II.

75 Написана Книга Премудрости Соломона.

67 Иудеей реально правит Антипатр Идумейский; Рим захватывает Крит и Киринею.

65 Рим захватывает Вифинию в Малой Азии.

64 Рим захватывает оставшуюся часть Селевкидской империи.

63 Рим (Помпей) берет штурмом Иерусалим; Маккавейское царство приходит к концу.

58 Рим захватывает Кипр.

53 Римское войско под предводительством Красса терпит поражение от парфян при Каррах.

48 Юлий Цезарь побеждает Помпея и правит Римом. Соломон пишет псалмы.

44 Убийство Юлия Цезаря.

42 Октавиан и Марк Антоний наносят поражение убийцам Цезаря в Филиппах.

40 Парфяне захватывают Иудею; первосвященник Антигон Маттафия.

37 Ирод Великий захватывают Иерусалим и женится на Мариам Маккавейской; первосвященник Аристобул III.

35 Ирод казнит Аристобула III, последнего из маккавейских первосвященников.

30 Октавиан наносит поражение Марку Антонию и Клеопатре в Акции; Октавиан правит Римом.

27 Октавиан принимает титул Август; это знаменует собой начало Римской империи.

25 Рим захватывает Памфилию, Писидию, Ликаонию и Галатию в Малой Азии.

23 Ирод казнит Мариам.

20 Ирод начинает восстанавливать Храм; Гиллель возглавляет фарисеев.

7 Ирод приказывает казнить своих сыновей от Мариам.

4 Рождение Иисуса. Смерть Ирода Великого; Ирод Архелай правит Иудеей; Ирод Антипа правит Галилеей; Ирод Филипп правит Итуреей.

 

Гг. н. э.

 

1 Ирод Филипп строит Вифсаиду.

6 Ирод Архелай свергнут; Иудея становится прокураторской провинцией со столицей в Кесарии и Капонием в качестве прокуратора. Первосвященник Анна.

7 Перепись в Иудее, с последовавшими беспорядками.

10 Рождение Савла [Павла]; написано «Успение Моисея».

14 Смерть Августа; Тиберий становится римским императором; Валерий Грат становится прокуратором Иудеи и свергает Анну.

18 Первосвященник Иосиф Каиафа; Рим присоединяет Каппадокию в Малой Азии.

20 Ирод Антипа основывает Тиберию.

26 Понтий Пилат становится прокуратором Иудеи.

27 Ирод Антипа женится на Иродиаде; Иоанн Креститель начинает проповедовать.

29 Иоанн Креститель помещен в тюрьму и казнен; распятие Иисуса.

30 Апостолы говорят на разных языках в Пятидесятницу.

34 Стефана до смерти побивают камнями; Савл [Павел] преследует христиан; смерть Ирода Филиппа.

35 Понтий Пилат устраивает резню самаритян на горе Гаризим.

36 Заканчивается срок службы Понтия Пилата как прокуратора Иудеи; прокуратор Марцелл. Каиафа смещен с должности первосвященника; первосвященник Ионафан.

37 Обращение Савла [Павла] в христианство. Смерть Тиберия; Калигула становится римским императором; первосвященник Феофил.

39 Савл [Павел] сбегает из Дамаска и впервые появляется в Иерусалиме как христианин. Ирод Антипа свергнут. Калигула пытается установить поклонение себе в Храме.

41 Убийство Калигулы; римским императором становится Клавдий. Ирод Агриппа I объединяет всю Иудею; смерть Филона Александрийского.

43 Иаков, сын Зеведея, казнен; Петр заключен в тюрьму. Церковь в Антиохии процветает; последователи Иисуса впервые называют себя христианами; Савл [Павел] посещает Иерусалим во время голода; Рим присоединяет Ликию в Малой Азии.

44 Смерть Ирода Агриппы I. Иудея снова становится прокураторской провинцией; прокуратор Куспий Фад.

45 Савл [Павел] совершает первую миссионерскую поездку.

46 Тиберий Александр становится прокуратором Иудеи.

48 Иерусалимский совет; Вентидий Куман становится прокуратором Иудеи.

49 Клавдий временно выселяет иудеев из Рима; Павел совершает вторую миссионерскую поездку.

50 Павел в Европе; пишет Послания фессалоникийцам.

52 Смерть фарисея Гамалиила; Павел перед прокуратором Ахаии Гал ионом; Антоний Феликс становится прокуратором Иудеи.

53 Ирод Агриппа II правит Галилеей; в Эфесе появляется Аполлос.

54 Павел совершает третью миссионерскую поездку. Смерть Клавдия; римским императором становится Нерон.

55 Павел пишет Послание к галатам; его заключают в тюрьму в Кесарии.

56 Павел пишет Послания к коринфянам.

58 Павел пишет Послание к римлянам; его арестовывают в Иерусалиме.

59 Суд Павла перед Феликсом.

61 Порций Фест становится прокуратором Иудеи. Павел проповедует перед Иродом Агриппой II.

62 Павел заключен в тюрьму в Риме; он пишет Послания к эфесянам, филиппийцам, колоссянам и Филимону. Первосвященник Анна приказывает побить камнями Иакова, брата Иисуса; Луций Альбин становится прокуратором Иудеи и смещает Анну.

63 Рим присоединяет Понт в Малой Азии.

64 Большой пожар в Риме; Нерон преследует христиан; казнь Петра и Павла (согласно одной версии, Павла отпустили). Прокуратором Иудеи становится Гессий Флор.

65 Павел пишет Первое послание к Тимофею и Послание к Титу.

66 В Иудее и Александрии вспыхивает иудейское восстание; Веспасиан и его сын Тит ведут римские армии в Иудею.

67 Павел пишет Второе послание к Тимофею; казнь Павла; Веспасиан побеждает Галилею, и историк Иосиф взят в плен.

68 Нерон совершает самоубийство; Гальба становится римским императором.

69 Отон и Вителий ненадолго становятся римскими императорами; римским императором становится Веспасиан.

70 Тит захватывает Иерусалим, уничтожает Храм; написано Евангелие от Марка.

71 Веспасиан и Тит празднуют общий триумф в Риме; Тит построил в Риме арку.

75 Написано Евангелие от Матфея.

79 Смерть Веспасиана; Тит становится римским императором.

80 Написаны Евангелие от Луки и Деяния апостолов; написано Послание к евреям.

81 Смерть Тита; Домициан становится римским императором.

90 Домициан начинает преследования христиан; написаны Послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды; еврейские раввины собираются в Иамнии, чтобы установить Еврейский канон.

95 Написаны Откровение и Третья книга Ездры.

96 Убийство Домициана; римским императором становится Нерва.

98 Смерть Нервы; римским императором становится Траян. Римская империя достигает вершины своей славы.

100 Написано Евангелие от Иоанна. Послание Варуха, Послание Иеремии и мученическая смерть Исайи. Смерть Ирода Агриппы II.

115 Восстание иудеев в Киринее и его подавление.

117 Смерть Траяна; Адриан становится римским императором.

132 Восстание евреев в Иудее.

135 Последняя еврейская цитадель сокрушена, и история евреев как народа прерывается на восемнадцать столетий; Иерусалим переименован в Элия‑Капитолина, и на месте Храма построено святилище Юпитеру.

150 Написаны первые две главы Третьей книги Ездры.

226 Конец Парфянского царства. Династия Сассанидов основывает новую Персидскую империю.

235 Убийство римского императора Александра Севера. Римская империя погружается в анархию.

240 Шапур I правит Персией.

259 Шапур I захватывает во время сражения римского императора Валериана.

260 Египет охватывает голод; написаны последние две главы Третьей книги Ездры.

268 Римская империя при Клавдии II начинает восстановление.

284 Римским императором становится Диоклетиан; он реорганизует Римскую империю.

303 Римским императором становится Константин I; он начинает процесс христианизации империи.

400 Святой Иероним завершает Вульгату (латинский перевод Библии).

 


[1] «…Седьмой день недели, посвященный воспоминанию этого божественного покоя, сохранил за собой у евреев название субботы (у нас же значение этого дня перешло на воскресенье, причем заменено и самое содержание воспоминания)» (Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А.П. Лопухина. Т. 1. Пятикнижие Моисеево. Пг, 1904; Бытие, примеч. к главе 2: 2).

 

[2] «…Библия знает две страны с этим именем: одну – хамитскую… в северо‑восточном углу Египта (Быт., 10: 7), другую – семитскую, расположенную на северо‑западе от Месопотамии, иначе называвшуюся также Иектанидой (Быт., 10: 29; Быт., 25: 18; 1 Цар., 15: 7)…Здесь речь идет, именно, об этой последней, семитской Хавиле, тем более, что с этим совпадают и данные [клинописных текстов, открывшие] созвучное библейскому наименование «песчаной земли» Ардел‑Хавилот, или Халат, лежащей по соседству с Персидским заливом» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 2: 10–12).

 

[3] «В еврейском подлиннике страна эта называется «землей Куш», то есть местожительством кушитов, потомков младшего сына Хамова Куша или Хуса (Быт., 10: 5–8). LXX перевели это словом «Эфиопия», чем подали многим повод искать самую страну в северо‑восточном углу Африки, по соседству с Гислом, куда, действительно, впоследствии и переселились хамиты… Но первоначальной родиной этих кушитов, по свидетельству генеалогической таблицы Библии (Быт., 10: 6–10) и памятников клинообразной литературы (Kas‑dim), был восточный берег нижнего течения Тигра и северо‑восточный угол Персидского залива, именно та самая долина Сеннаар, в которой, по сказанию Библии, осели потомки разных народностей, оставшихся после вавилонского столпотворения… они и образовали особую народность, известную в… клинообразных текстах под именем Kassu, что очень созвучно с библейским «Куш». «Если же Куш – то же, что Kassu, – говорит профессор Делич, – то и Тихон представляется возможным отождествить с Гуханом, месопотамским рукавом Евфрата» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 2: 11).

 

[4] «Самое имя «Нимрод»… означает «бунтовщик, мятежник, возмутитель» (от евр. глагола «marad» – огорчать, досаждать, восставать, возмущаться)…» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 10: 8).

 

[5] По современным данным – ок. 2550 г. до н. э.

 

[6] Агаде – Аккад, город, от имени которого пошло название всего государства Аккад, древней страны в Ираке.

 

[7] На судне «Мейфлауэр» в Америку прибыли первые поселенцы из Англии.

 

[8] «…Вслед за И. Флавием здесь разумеют население малоазиатской провинции Лидии… Но ввиду того, что в классическую эпоху население Лидии было скорее арийского, чем семитского происхождения, ученые предполагают, что семиты населяли эту провинцию лишь в глубокой древности, но что впоследствии они уступили ее арийцам. Эта постепенная замена одного населения Другим происходила главным образом в эпоху ассирийских царей…» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 10: 22).

 

[9] «…Основываясь на клинообразных надписях… полагают, что это имя означает народ, «сопредельный с халдеями» (arp‑kasad), и местожительство его [Арпаксада] указывают в южной, приморской части долины Евфрата, главной резиденцией которой был г. Ур Халдейский, современный Мугейр» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 10: 22).

 

[10] «Границами [Ханаана] на севере служили горы Ливанские, на юге – Аравийские степи, с востока – пустыня Сирийская и с запада – Средиземное Море» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 12: 5).

 

[11] По современным данным, Аменемхет I правил в период ок. 1937–1908 гг. до н. э.

 

[12] По современным данным, Сенусерт I правил в период ок. 1918–1875 гг. До н. э.

 

[13] Тудхалия I – хеттский царь (по современным данным, ок. 1740–1710 гг. до н. э.).

 

[14] «Предпотопное человечество именуется «исполинами»… – «нефилим». Хотя… в Писании этот термин иногда и служит обозначением великанов или гигантов… но основное значение этого корня – «разрушать, ниспровергать», а в форме «ниф» – «заставить падать, соблазнять, развращать». Отсюда, гораздо правильнее будет в этих первобытных «нефилим» видеть не столько людей, отличавшихся необыкновенной физической силой и ростом, сколько лиц, сознательно попиравших всякую правду, и дерзких тиранов» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 6: 4).

 

[15] «В клинообразных надписях ассирийских царей Иерусалим обыкновенно известен под формой «Уру‑Салима», что, собственно, значит: город Салим». В Тель‑эль‑Амарнской переписке палестинских наместников Египта с двором фараонов найдено письмо одного наместника к фараону Аменофису IV, в котором он, между прочим, говорил, что божеством‑покровителем вверенного ему города считается Ел‑Елион, который называется также и Салимом (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 14: 18).

 

[16] «Соответственно обычаю древних восточных владык, которые переименовывали возвышаемых ими слуг… и Бог, возвышая Аврама до завета с Собою, дает ему новое имя, которое к тому же имеет ближайшее отношение и к содержанию самого обетования. Прежнее имя Аврам, что значит «высокий отец», изменяется в новое: «Авраам»… что значит «отец множества», разумеется – множества обещанных ему потомков» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 17: 5).

 

[17] «Иаков предоставляет в собственность [Иосифу] некоторый участок… вероятно, вблизи Сихема […], где Иаковом было куплено поле у Еммора… и где по вступлении евреев в Ханаан был погребен Иосиф…» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Примеч. к главе 48: 21–22).

 

[18] Тутмос I (Тутмес) – египетский фараон (по современным данным, ок. 1493–1482 гг. до н. э.).

Тутмос III – египетский фараон (по современным данным, ум. в 1426 г. до н. э.).

 

[19] Аменхотеп III – египетский фараон (по современным данным, ок. 1390–1353 гг. до н. э.).

 

[20] Аменхотеп IV (Эхнатон) – египетский фараон (по современным данным, ок. 1365–1348 гг. до н. э.).

 

[21] Эхнатон попытался не только уничтожить в египетских надписях имена богов, но и само понятие «бог», заменив его словом «властитель». Знак бога он заменил знаком, обозначавшим фараона. На завершающем этапе реформы само солнце мыслилось не как бог, а как царь. В мире должны были править только два царя – Солнце‑Атон и его сын Эхнатон.

 

[22] Тутанхамон – египетский фараон (по современным данным, ок. 1333–1323 гг. до н. э.).

 

[23] Рамсес II – египетский фараон (по современным данным, ок. 1279–1213 гг. до н. э.).

 

[24] Сенусерт I (Сезострис) – египетский фараон (ок. 1918–1875 гг. до н. э.).

Сенусерт II – египетский фараон (ок. 1844–1837 гг. до н. э.).

Сенусерт III – египетский фараон (ок. 1836–1818 гг. до н. э.).

 

[25] В обнаруженной в Телль‑эль‑Амарне переписке говорится о завоевателях «Khabin», что означает: «евреи». Однако население Эдома, Моава и Амбона было таким же еврейским, как и население Израиля. (Примеч. авт.)

 

[26] «…Наречение имени египтянкою говорит… что по своему происхождению и оно должно быть египетским. Таковым считают его уже Филон и Иосиф Флавий, причем, по словам последнего, оно образовано из соединения двух египетских слов: «мо» – вода и «исис» – сохраненный… По наиболее достоверному объяснению, первая половина имени Моисей соответствует египетскому «мо» – вода, а вторая… древнеегипетскому глаголу «удша», «удш», значащему «спасаться». Поэтому Моудше, Моиси, или с греческим окончанием Моисис – значит «спасен из воды» (Толковая Библия. Т. 1. Исход. Примеч. к главе 2: 10).

 

[27] В месяце колосьев – примечание к русскому синодальному переводу Библии.

 

[28] «…Они двигались не по направлению к «дороге земли Филистимской» – так называемой дороге «Ай», ведшей из Египта через Палестину в Азию. Эта главная дорога, по которой проходили караваны и военные экспедиции, пролегала почти параллельно средиземноморскому побережью и была самым коротким и лучшим путем, но вместе с тем и самым охраняемым. Целые армии солдат и чиновников на пограничных постах зорко наблюдали за всем движением в обоих направлениях.

Главная дорога была слишком опасной. Поэтому израильтяне направились к югу. Из Пер‑Рамсеса на восточном рукаве дельты первая остановка – Сокхоф в Вади‑Тумилат…» (Келлер В. Библия как история. М., 1998. С. 137–138).

«Ослабленные продолжительным рабством… евреи не могли выдержать столкновения с ними [филистимлянами]… и потому возвратиться в Египет. Поэтому Господь и не повел их в землю Ханаанскую, в северо‑восточном направлении, – через пределы земли Филистимской.

Вместо северо‑восточного пути Господь избрал направление к «йам суф», т. е. к Чермному морю». (Толковая Библия. Т. 1. Исход. Примеч. к главе 13: 17–18).

 

[29] «Рефидим – это современный Фейран, который арабы называют «Жемчужиной Синая». Защищенный со всех сторон живописным скальным барьером, этот миниатюрный рай сохранял свой вид неизменным на протяжении тысячелетий… Кочевники… приводили сюда стада на водопой… Он [Питри, сэр Флиндерс, английский археолог] установил, что Фейран является единственным оазисом во всей южной части горного массива» (Келлер В. Библия как история. С. 149–150).

 

[30] «…Слав. – рус. [название] «Левит» показывает, что содержание книги составляют относящиеся к обязанностям священного Левиина колена отправления ветхозаветного культа… Книга Левит имеет почти исключительно законодательное содержание, будучи почти совершенно лишена познавательно‑исторического элемента…» (Толковая Библия. Т. 1. Книга Левит. С. 408).

 

[31] В русском синодальном переводе Библии в Книге Левит иногда употребляется слово «ливан» в значении «закваска»: «…пусть принесет пшеничной муки… и положит на нее Ливана» (2: 1), «…и возьмет полную горсть муки с елеем и со всем Ливаном…» (2: 2).

 

[32] «Соблюдение закона об юбилейном годе… не подтверждается ни относительно дальнейшей эпохи истории Израиля, ни для послепленной его истории (по раввинам, после плена юбилейные годы не праздновались, а лишь считались для правильного счета и регулярного празднования годов субботних)» (Толковая Библия. Т. 1. Левит. Примеч. к главе 25: 47–54).

 

[33] Закон об отпущении рабов касался только рабов‑евреев, попавших в рабство из‑за бедности. Его мотивом служил факт исхода евреев из Египта, в результате чего все евреи – как богатые, так и бедные – стали считаться рабами Господа, а не какого‑либо человека. (Примеч. пер.)

 

[34] «…Сущность законов юбилейного года составляет… требование восстановления того порядка вещей, который установлен при разделе земли обетованной израильтянам, т. е. равномерного распределения недвижимой собственности и личной свободы каждого члена теократического общества – порядка, постепенно нарушавшегося под влиянием естественных, общежитейских и других условий» (Толковая Библия. Т. 1. Левит. Примеч. к главе 25: 14–17).

 

[35] «Не следует смешивать пустыню Син (Цин), о которой говорится в данном стихе, с пустыней Син на западном побережье Синайского полуострова (Исх., 16). Пустыня Цин составляет северо‑восточную часть пустыни Фаран» (Толковая Библия. Т. 1. Числа. Примеч. к главе 13: 22).

 

[36] «Долина Есхол» означает «Долина винограда»; она расположена к юго‑западу от Хеврона и по сей день изобилует виноградниками» (Келлер В. Библия как история. С. 162).

«Долина Есхол названа так, по всей вероятности, по имени своего древнего владельца, союзника Аврамова Ешкола (Быт., 14: 13, 14)…Греко‑славянский текст понимает «Есхол» как нарицательное: долина гроздов…» (Толковая Библия. Т. 1. Числа. Примеч. к главе 13: 24).

 

[37] «Кадес – местность вблизи южных границ Ханаана… Полагают, что Кадес прежде назывался Ритмой и получил имя Кадеса (кадешь – святой) впоследствии, в силу того обстоятельства, что здесь долго стоял ковчег завета, и здесь же состоялось грозное решение правды Божией в отношении непокорного народа» (Толковая Библия. Т. I. Числа. Примеч. к главе 13: 27).

 

[38] «Уже в начале XX столетия немецкий ученый X. Грессманн заявил, что библейский «медный змей», по‑видимому, был заимствован у мадианитян… Согласно Библии, мадианитяне происходили от жены Авраама Хеттуры (Быт., 25: 2–6); мадиамский священник Рагуил (или Иофор) был тестем и советником Моисея… Именно Рагуилу, по‑видимому, израильтяне обязаны этим странным культом медного змея. Весьма впечатляет, что Бенно Ротенберг… Нашел идола в форме медного змея… именно на месте археологических раскопок, где обнаруживались следы деятельности мадианитян. И… на том же месте, где и змейка, было найдено святилище!» (Келлер В. Библия как история. С. 168).

 

[39] Васан (Батанея) – историческая область в Палестине. «Царство Васан простиралось от потока Иавока на севере, вдоль реки Иордана, до горы Ермон…» (Толковая Библия. Т. 1. Числа. Примеч. к главе 21: 33).

 

[40] Галилейское море – евангельское название Тивериадского (Генисаретского) озера в Израиле. (Примеч. пер.)

 

[41] В области к востоку от Иордании в древних могилах обнаружены огромные свинцово‑серые надгробные плиты из базальта, примерно тех же размеров, что указаны в библейском стихе. Если метафорически они считались местом последнего упокоения или «одром» правителя или воина, то именно так и могла возникнуть легенда об исполинском росте Ога. (Примеч. авт.)

 

[42] «…Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником. Это была несомненно богато одаренная натура, способная возвышаться до понимания истинного Бога… Он жил и действовал там, откуда вышел некогда Родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселились потомки Сима, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетцем (троп, по 3 п. кан. 24 дек.), а волхвы, пришедшие по указанию чудесной звезды поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, – учениками Валаама (троп, по 5 п. кан. 22 дек.)» (Толковая Библия. Т. 1. Числа. Примеч. к главе 22: 5).

 

[43] «Высоты Вааловы» считают тождественными с Вамотом («жертвенник Ваала»), находившимся на горной возвышенности близ Дивона» (Толковая Библия. Т. 1. Числа. Примеч. к главе 22: 41).

 

[44] «В 1898 г. ориенталист Шрадер предположил, что образ единорога мог быть подсказан грекам некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль с одним рогом» (Борхес Х.Л. Книга вымышленных существ. 1999. С. 53–54).

 

[45] «Цель воспроизведения [законов] – возобновление в памяти молодого поколения поучительных моментов божественного промышления об избранном народе и данных ему законов… В общем, Второзаконие представляет подробное предсмертное завещание мудрого и опытного вождя, наделенного вдохновением свыше, молодому, неустойчивому еврейскому народу» (Толковая Библия. Т. 1. Второзаконие. С. 594).

 

[46] «Кафтор отождествляется с о. Критом, кафторимы – с его выходцами филистимлянами (Пелешет), поселившимися в юго‑западном углу Ханаана и сообщившими свое имя (Палестина) всей стране» (Толковая Библия. Т. 1. Второзаконие. Примеч. к главе 2: 4–23).

 

[47] «Что касается еврейской Библии, то ей чужд как самый отдел «исторических книг», так и греко‑славянское и латинское их распределение. Книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств причисляются в ней к «пророкам», а Руфь, две книги Паралипоменон, Ездры‑Неемии и Есфирь – к отделу «кетубим», – священным писаниям» (Толковая Библия. Т. 2. Исторические книги. С. II).

 

[48] «Возраст древнейших домов Иерихона – около 7000 лет» (Келлер В. Библия как история. С. 181).

 

[49] «Раавь… высказала им побуждение, по которому она не выдала их. Она оказала им милость по тому убеждению, что Господь, Которому они поклоняются, отдаст им ханаанскую землю [ «я знаю, что Господь отдал землю сию вам…» – 2: 9]. Начало этого она уже видит в необычайном страхе и унынии, овладевших жителями этой земли… ее вера имеет тем большую цену, что возникла из тех же известий, которые в других произвели только страх» (Толковая Библия. Т. 2. Книга Иисус


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.