Классификация источников экологического права — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Классификация источников экологического права

2020-04-03 143
Классификация источников экологического права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от юридической силы

1. К РФ; М/у народные договоры.

2. ФКЗ

3. ФЗ: ФЗ «Об окружающей среде», «О животном мире», «об экологической экспертизе», «О континентальном шельфе», «Об охране окружающего воздуха», «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» и т.д.

Законы субъектов

4. Акты президента РФ (указы, распоряжения)

5. Акты правительства РФ (постановления, распоряжения)

6. Подзаконные акты субъектов РФ, принимаемые ВИОГВ субъекта РФ;

7. НПА ФОИВ, которые могут быть как общеобязательными, так и обязательными для отдельных отраслей экономики;

8. НПА ОМС (чаще всего – акты, касающиеся земельного налога);

 

В зависимости от федеративного устройства

1) Законы и подзаконные акты РФ;

2) Законы и подзаконные акты субъектов РФ;

 

По предмету регулирования источники экологического права

Общие -Конституция РФ.

Специальные - Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водный кодекс РФ и другие акты.

 

 

 

По характеру правового регулирования

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

• Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Акты процессуального характера — ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г., и др.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах»

  Особенности источников ЭП:

1. Множественность источников;

2. Необходимый динамизм – нормы ЭП должны изменяться, чтобы подстраиваться под изменяющийся мир;

3. Тесная взаимосвязь с нормами других отраслей права;

4. Экологическое законодательство отнесено к совместному ведению, следовательно, источники ЭП отнесены не только к федеральному уровню, но и к региональному;

5. Источники ЭП должны быть эффективны как с экологической, так и с экономической точки зрения.

6. Значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

        

5. Понятие и общая характеристика права собственности на природные ресурсы (формы, субъекты, объекты, содержание)

Право собственности в субъективном смысле – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами.

Общий объект права собственности — это фонд природных ресурсов, которые делятся на отдельные фонды (земельный, лесной, водный и т.п.). Объектом права собственности граждан и юридических лиц являются отдельные идентифицированные объекты природы (значит, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности — потому что он не может быть идентифицирован, а земельный участок может). Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом — с одной стороны собственность связывается с обладанием властью, с другой с достатком богатства. Природные ресурсы могут находится в гражданском обороте, равно как и другие объекты собственности.

Нельзя не видеть разницы между российскими недрами и металлургическим заводом, который обрабатывает эти ресурсы (они оба являются объектами недвижимости). В публичном праве они не могут быть равны, так как один объект создан природой, другой человеком. В блоке природы существует жизнь человечества, поэтому важно решать, кому принадлежит природа, а кто может распоряжаться богатством природы – примечание автора.

Государственная собственность установлена на недра и живой мир. Федеральная собственность исключительна для РФ (поверхностные водные объекты и земли лесного фонда: ООПТ +ООПТ [1]местного значения, то есть заповедники и национальные парки) и региональная (+ частная + муниципальная). 

Субъекты права собственности: РФ, Субъекты РФ, частные лица, юридические лица, МО. 

Однако РФ и МО пользоваться не могут (то есть имеют только права владеть и распоряжаться). От имени государства, МО правомочия собственника осуществляют правительства РФ, субъекта РФ, администрация МО и уполномоченные государственные органы. 

Форма собственности на природные ресурсы.  

Недра — согласно ст.1.2 Закона о недрах в границах территории РФ включает подземное пространство и находящиеся в недрах полезные ископаемые + энергетические ресурсы являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые могут быть формой собственности (потеряли связь с природой). Отдельные участки недр могут получить статус федерального значения (со стратегическими видами ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность; для выполнения обязательств по международным договорам). Полезные ископаемые могут использовать граждане без взрывных работ (щебень, глина) пространство можно использовать до 5 метров. 

Водные объекты: Водный кодекс (ст.8) водные объекты поверхностные относятся в исключительной собственности РФ.  

Исключения: пруд и обводнённый карьер (может находиться во всех формах собственности, в собственности того субъекта, у которого находится земельный участок и прекращение права собственности прекращает собственность на пруды). Не допускается отчуждения таких объектов без одновременного отчуждения земельных участков, не допускается раздел земельного участка, если в результате такого раздела требуется разделения пруда или карьера. Ст.7 ФЗ 73 «О введении в действие ВК» земельные участки, в которых расположен пруд является собственностью РФ если они находятся на территории двух собственников, если двух МО, то это собственность субъекта— пруды не делятся! Естественное прекращение русла реки не влечёт за собой прекращения права собственности. Форма собственности на подводные объекты исключительно государственная.

 На земельные участки — в зависимости от категории земель. Ст.8 ЛК — земли лесного фонда в федеральной собственности, лесные участки, находящиеся на иных категориях земель находятся в собственности субъекта данного земельного участка. Границы земельно-лесного фонда и иных категорий на которых определяются леса — определяются ЛК ЗК ГрК.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.