Как практиковать нравственность — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Как практиковать нравственность

2020-04-03 150
Как практиковать нравственность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Самое, на мой взгляд, лучшее и эффективное – начать осознавать причинно-следственную связь между вашими поступками, словами, мыслями, намерениями и теми плодами, которые вы получаете в жизни. Надо четко увидеть, что безнравственное поведение несет страдание в первую очередь вам самим. Без этого понимания очень сложно сохранять нравственность. Можно рефлексировать о своей личной жизни и подмечать, что когда вы проявляете себя нравственно, это дает хорошие плоды, а когда безнравственно – соответственно, не очень.

 

Жизненная метафора

 

Мы ездили по горам, где было много крутых серпантинов. Когда спускаешься по серпантину вниз, то зачастую можно увидеть внизу ту дорогу, по которой тебе предстоит ехать дальше - после пары поворотов ты там окажешься. И мне вчера пришла в голову такая метафора: представьте, что вы стоите на этом обрыве и смотрите вниз на эту дорогу. И вот вы берете и бросаете туда разные предметы. Может яблоко, конфетку, цветочек, приятную записочку, которую потом заметите и порадуетесь. А может, вы бросаете туда змею, сколопендру, паука, или проливаете масло скользкое. Вот это как раз про то, как мы сеем семена, которые потом сами же и пожинаем.

 

2. Нужно очень четко определиться с приоритетами. По моему опыту, нравственность и духовное развитие в целом, должны быть приоритетом номер один в жизни разумного человека. А это означает, что другие ценности уже подчинены главному. Почему происходит нарушение принципов? Потому что на практике какие-то другие вещи для вас занимают место номер один.

 

Например, если самое важное в иерархии ваших приоритетов – это деньги, то когда возникнет ситуация развилки, и надо решать, как проявить себя: как нравственный человек или пойти за деньгами, поступившись принципами, вы выберите второе. Потому что деньги на первом месте.

 

Если на первом месте стоят отношения, то когда возникнет ситуация, в которой, чтобы сохранить отношения нужно будет покрыть друга, совершившего убийство, вы тоже выберите второе и тем самым посеете еще одно кармическое семя.

 

Также здесь помогает рефлексия о жизни других людей. Но это надо делать не для того, чтобы кого-то другого оценивать или порицать, а чтобы просто ясно видеть, к чему приводит то или иное поведение. У каждого из нас есть пример чиновника, который живет на откаты, а свободное время проводит охотясь и развлекаясь с дамами в бане. И здесь я предлагаю просто поразмышлять, не оценивая: а насколько счастлив этот человек? Просыпается ли он утром со счастливой улыбкой на лице? Какие плоды дает вот это безнравственное поведение? Хотел бы я получать такие же плоды? Или мне ближе нравственность, чистота в поведении, и я вижу и понимаю ценность этого?

 

Сегодня, в век деградации, развелось много учений и учителей, которые все ставят вверх ногами, которые безнравственность провозглашают достижением и некой ценностью, которые выступают за свободу отношений, за свободные любовь и секс с кем попало. Выдавая это за некую ценность и свободу от условностей. Которые в целом поддерживают и интоксикацию, наркотики, алкоголь, опять же для расширения кругозора. И вот эти лжеучения на самом деле чаще всего получают много последователей. Потому что вокруг много людей с неокрепшим разумом, для которых такие проповеди кажутся очень привлекательными. Ведь, оказывается, можно делать все, что хочется, и тут тебя не только не ругают, еще и гладят по головке.

 

Но не обольщайтесь, во всех серьезных традициях присутствует очевидная мысль - нравственность связана с духовным развитием напрямую. Нравственность создает условия для нашего духовного развития, а духовное развитие, настоящее, подлинное неминуемо приводит к тому, что мы становимся более нравственными. И эта связь очевидна.

 

ВАЖНОЕ НАПОМИНАНИЕ!

 

Темы, которые мы разбираем, качества, которые исследуем - это все максимально практично. Не то, чтобы это какая-то древняя идеалистическая восточная мудрость, про которую иногда интересно почитать в умной книжке, а потом сказать себе: “Ну ладно, это все, конечно, звучит красиво, так что может быть когда-нибудь. А пока вернусь к своей обычной жизни”. Нет. Все, о чем мы говорим, – это и есть руководство к тому, как можно жить. Точнее, как можно относиться к тому, что с нами происходит.

 

III. ТЕРПЕНИЕ

 

Терпение - одно из самых главных совершенств человека. Считается, что развитие этого качества значительно приближает нас к просветлению. Есть даже афоризм, который приписывают Будде: «В конце пути – свобода, но до тех пор – терпение». И сегодня мы поговорим о том, почему терпение ценится настолько сильно, что считается одним из обязательных условий для духовного развития и освобождения.

 

Выше я уже говорил, что есть разные уровни практики совершенств. Можно практиковать из страха, но гораздо более глубокая практика происходит из понимания и сострадания к другим людям. Можно быть щедрым напоказ, просто, чтобы все говорили, какой ты хороший человек. Но гораздо эффективнее, когда мы практикуем дану и балансируем ее мудростью, и делаем это из чистых намерений. Тоже самое, когда мы говорим про терпение.

 

Уровни терпения

 

1. Самый поверхностный. Но это не значит, что он плохой, напротив, он может быть очень полезным. И этот уровень терпения тоже надо развивать. Первый уровень – это когда мы что-то терпим из насилия воли. Мы просто это “претерпеваем”. Мы это выносим, так сказать. И вместе с этим страдаем внутренне. То есть возникает какая-то ситуация, которая нам причиняет боль и страдания, но несмотря на это мы терпим. Иногда в жизни бывают ситуации, когда нам действительно надо перетерпеть.

 

Например, когда мы пошли в поход. Мы уже устали, а идти еще несколько километров в треккинге, и надо просто потерпеть и все же дойти. И уже ноги натерты, уже спина болит от тяжелого рюкзака, и уже закочилась еда и вода, а надо просто продолжать движение, надо просто дойти до следующей остановки. Вот это и есть терпение насилием воли. Вот это полезно, и этим стоит заниматься. В жизни часто возникают возможности для прокачки силы воли. Но важно понимать, что терпение как совершенство не сводится только к прокачке силы воли. Есть более глубокие и высокие уровни терпения.

 

2. Мы говорили уже, что фундаментом, например, для нравственности должно стать сострадание. Мы не хотим причинять ни себе ни другим существам страданий. Поэтому нравственность становится нашим внутренним императивом. А вот у терпения сразу несколько фундаментов.

 

Терпение на фундаменте мудрости

 

Именно на фундаменте мудрости возникает более высокий, более глубокий уровень терпения. О чем это? Терпение в мудрости = понимание, что в этом мире нет ничего случайного. На все есть свои причины, на все есть свой закон. Закон причины и следствия, закон кармы. И чем больше вы исследуете в жизни этот закон, тем мудрее становитесь. Вы начинаете понимать, что никто не хочет специально, злонамеренно заставить вас страдать. Часто ситуации такие, какие они есть. И на это есть свои причины. Для примера разберём ситуацию, в которой многие из нас могут практиковать терпение ежедневно.

 

Пробки. В таких больших городах, как Москва, многие люди каждый день по несколько часов проводят в пробках. И это отличная возможность практиковать терпение, основанное на мудрости. Например, можно порассуждать: почему возникают пробки? Откуда они берутся? И чем больше вы будете в это углубляться, тем глубже вы будете понимать, как возникают пробки, что они появляются не для того, чтобы вас выбесить и позлить, но как проявление естественного закона природы.

 

Вы можете подумать, что в этом городе очень много людей, и все эти люди сейчас куда-то едут. Утром они едут на работу, вечером возвращаются к своим семьям. Почему в этом городе так много людей? Потому что это столица. Потому что кармические желания этих людей, включая вас, привели всех в этот город. Есть какие-то внутренние амбиции, цели и желания, реализацию которых человек связывает именно с этим городом. В каком-нибудь Саранске, в каком-нибудь маленьком провинциальном городе желание быть богатым, успешным, знаменитым, заработать много денег или стать лучшим в какой-то сфере жизни осуществить невозможно. Опять же это и не плохо и не хорошо. Просто так есть.

 

И вы осознаете, что все люди, ведомые своей кармой в этот город, сейчас сидят в железных коробках на колесиках и куда-то едут. И в то же самое время могут добавиться погодные условия, которые замедляют движение. Может быть дождь, снег. Может быть какое-то дорожное происшествие там, впереди, которое приводит к этой пробке. Может быть какой-то светофор, который поломался или плохо настроен. И это все - огромное количество причин, которые привели к такому следствию. И нет ни одного конкретного человека, кто бы был за это ответственен, и кого можно в этом обвинить.

 

Обратите внимание, каждый раз, когда вы хотите обвинить в чем-то какого-то конкретного человека - это не есть проявление мудрости. Потому что таких причин всегда много. И никакой чиновник или мэр города не виноват и не ответственен за то, что вы стоите в пробке. И если вы рассуждаете таким образом, то вы начинаете больше чувствовать принятие ситуации и в вас рождается терпение, которое основано именно на мудрости. Вы начинаете рассуждать из серии: “хорошо, но в конечном же итоге, это же мой выбор - жить в этом городе. Я решил, что я хочу жить в городе, в котором пробки - частое явление”. Отмечу, что пробки здесь мы взяли лишь как пример, один из многих, и вот еще один - погода.

 

Это может быть город или регион, в котором постоянно пасмурно, постоянно дожди. И, согласитесь, это очень глупо - обижаться на погоду. Мудрость - в осознании, что далеко не все в этом мире находится под нашим контролем. И чем больше вы будете исследовать, тем больше у вас будет открытий о том, что вообще мало что находится в этом мире под нашим контролем. Мы даже свое тело не можем контролировать. Тем более погоду или настроения других людей. Да что там, мы мысли наши контролировать и то не можем. На самом деле, одно из немногих, но очень ценное, что мы можем контролировать - это наше отношение к происходящему, отношение к ситуации.

 

И развитие мудрости приводит к тому, что у нас становится больше терпения. А почему этот уровень выше, чем просто терпение из силы воли? Потому что когда мы практикуем терпение, основанное на мудрости, у нас меньше страданий. Мы просто меньше психуем от ситуаций. Мы принимаем вещи такими, какие они есть. К примеру, понимаем: “Окей, Москва - это город, который даёт больше возможностей, но в этом городе есть и свои минусы. Постоянные пробки или нехватка бесплатных парковочных мест. Мало природы и загазованный воздух. Окей, вот Москва, она такая”.

 

И мы понимаем, что ну не бывает так, что только плюсы, должен быть баланс, поэтому есть какой-то противовес. Вы можете переехать в деревню, где отличная экология и нет пробок. И где один трактор на деревню. Но там не будет тех плюсов, которые есть в большом городе. И когда вы это понимаете, вы меньше нервничаете и расстраиваетесь. Вы думаете: “Ну хорошо, я тогда свое внимание перенастрою на те плюсы, которые есть в этой ситуации”.

 

А если в этой ситуации вообще нет плюсов, то это уже большой вопрос к вам - почему вы это сознательно выбрали? Ну, сознательно или несознательно, но это ваша ответственность. Почему тогда вы решили, что вы должны жить здесь, работать здесь? И тогда у вас есть выбор поменять свое решение. Так что мудрость и терпение развивают друг друга и очень связаны.

 

И смотрите, вот на простом примере, мы же никогда не расстраиваемся и не психуем из-за того, что в феврале или в марте в вашем саду до сих пор не поспели персики? Вы понимаете, что сейчас просто не сезон. Если вы хотите персиков с вашего огорода, то придется подождать. Потому что для того, чтобы они созрели, нужно соблюсти множество условий. И одно из этих условий – тепло и солнечный свет и т.д. Но вы смотрите за окно, а там стужа, февраль, снег, и вы не расстраиваетесь, что нет плодов на ваших деревьях.

 

Тоже самое происходит, когда вам приходится практиковать терпение. Вы осознаете, что для этой ситуации или результата, которого вы хотите, сейчас просто нет условий. Это не значит, что это невозможно, это не значит, что в будущем этого не случится. Просто в моменте здесь и сейчас недостаточно условий для получения того, что вы хотите.

 

Обратите внимание, каждый раз когда мы проявляем нетерпение, мы стремимся приблизить желаемое будущее. То есть по факту мы находимся не в настоящем моменте. Наш ум убегает вперед. И это тоже одна из возможностей практиковать терпение - вновь и вновь возвращаться в настоящий момент.

 

Задайте себе вопрос: “Так, хорошо, я снова нетерпелив. Что я хочу заполучить быстрее, чем это возможно?” Посмотрите на это и осознайте: “Хорошо, в будущем это будет, но сейчас есть так, как есть. И я буду лучше с тем, что есть сейчас”. И обратите внимание, у нас всегда есть выбор: либо мы проявляем терпение, либо мы страдаем, расстраиваемся, бесимся. Вот этот выбор, он всегда: “либо либо”. Это как две стороны одной монеты.

 

И если вы практикуете терпение, помните - вы практикуете одну из самых главных добродетелей, совершенств, которые ведут к вашему духовному развитию. То есть вы проводите свое время отнюдь не напрасно, вы проводите его с максимальной пользой для своего развития. Но если этого не происходит, то вы просто беситесь, просто расстраиваетесь, вы просто грустны, печальны и злы на весь мир и на себя. То есть порождаете плохую карму. Поэтому, возвращаясь к нашим примерам, вы можете и в пробке практиковать мудрость, и развивать терпение. Либо вы будете сеять плохие семена своей злости и ненависти по отношению к другим, к себе и к этой ситуации.

 

Терпение на фундаменте сострадания

 

Подлинное терпение держится не только на мудрости, но и на сострадании. И это довольно очевидно, потому что терпение мы практикуем не только стоя в пробке и промокая под дождем. Общение с другими людьми - то, что есть в жизни каждого человека - это также огромное поле возможностей для практики терпения. Мы делаем это, когда общаемся со своей женой, либо женщиной, ну и, соответственно, с мужем, мужчиной. Мы практикуем терпение, когда общаемся с детьми, когда мы воспитываем детей, особенно маленьких детей и подростков. Мы практикуем терпение, когда общаемся с родителями, с начальником или подчиненными. С друзьями, и даже с таксистом.

 

На самом деле, если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что в каждом социальном взаимодействии в течение дня у вас есть возможность практиковать терпение. И такая практика как раз может развивать сострадание и мудрость. Более того, она ими очень хорошо поддерживается и дополняется.

 

Когда, например, вы разговариваете со своими родителями и чувствуете, что они начинают вас бесить своими рассказами о том, что вы слышите на протяжении последних лет так пятидесяти.... То вы можете в это время отшагнуть внутренне от этой ситуации, посмотреть на нее со стороны, дать ей пространство и осознать: “Ну, вообще-то, это мои родители. Это люди, благодаря которым я в принципе появился на свет. Это люди, которые пошли на большие жертвы, чтобы у меня было в жизни то, что я имею. И уже просто в силу факта моего рождения я этим людям благодарен до конца жизни. Какими бы они ни были, чтобы они не говорили, я желаю им счастья благополучия. Я желаю, чтобы они меньше страдали…” Это сострадание.

 

И во-вторых, мудрость. Мудрость в общении с другими людьми выражается в таком понимании: “Вообще-то другой человек тоже обусловлен. Культурой, какими-то стереотипами, которые он, возможно, впитал от своих родителей, общества, той работы, тех взглядов, того круга общения. В некотором смысле он сам себе даже не принадлежит, сам себя не контролирует. Каждый человек, на самом деле, на 90% - это просто набор каких-то автоматических реакций, автоматических привычек, обижаться на которые глупо. И глупо из-за этого злиться”. Если вы смотрите в глубину, в корень, то понимаете, что человек, на самом деле, сам страдает. И тогда вы сможете внутренние желать ему счастья, если действительно его любите. И быть с ним терпеливыми.

 

Как правильно терпеть

 

Часто люди неправильно понимают значение выражения “быть терпеливым”. Они думают, что это о сдерживании своих эмоций внутри. И если, например, ваш партнёр вам что-то говорит, а вы внутри просто беситесь, хотите сейчас же его убить, удушить, то внешне вы сохраняете хладнокровие. Но на самом деле, вы только подавляете гневные эмоции. И это не совсем терпение в понимании духовного развития. Почему? Потому что по факту вы уже совершаете убийство, просто на более тонком уровне - уровне мыслей, намерений и желаний.

 

А подлинное терпение - это когда вы и внешне ничего не выражаете, и внутри у вас спокойно. И это происходит только тогда, когда у вас уже довольно хорошо развиты другие совершенства: мудрость, сострадание и невозмутимость. Про невозмутимость мы будем говорить дальше, и это тоже то совершенство, которое поддерживает терпение. Невозмутимость + терпение = самообладание, при котором негативные эмоции у вас уже не провоцируются словами других людей или какой-то ситуацией. Они просто не успевают, потому что вы настолько научились работать со своим умом, и он настолько натренирован, что не ведётся на какие-то провокации. Кто-то говорит вам обидное грубое слово, но вас это не задевает, не вызывает вспышку гнева или раздражения. Вот это и есть реальное терпение. Когда оно становится уже неким таким смирением. Но смирением отнюдь не перед тем, что вам не нравится или что бесит. А смирением оттого, что вы внутри очень мирные, внутри у вас мир и покой.

 

И теперь я хотел бы вернуться к тому, с чего начал. Считается, что терпение - это то качество, которое вплотную приближает нас к просветлению. И, возможно, теперь вам понятно почему. Для того, чтобы практиковать терпение на фундаментальном уровне, требуется одновременное развитие и многих других качеств. Таких как мудрость, сила воли, невозмутимость, сострадание. Именно поэтому такой человек уже близок к пробуждению и к просветлению.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.