Экзистенциализм делится на религиозный ( Беркегор, Марсель) и атеистический ( Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Бердяев, Хайдергер). — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Экзистенциализм делится на религиозный ( Беркегор, Марсель) и атеистический ( Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Бердяев, Хайдергер).

2020-04-03 155
Экзистенциализм делится на религиозный ( Беркегор, Марсель) и атеистический ( Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Бердяев, Хайдергер). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Альберт Камю. Центр произв-е – «Миф о Сезифе». Боги наказали Сезива поднимать камень всю жизнь. Т.е жизнь бессмысленна, хоть для него это нетяжело. Если мы посмотрим на жизнь соврем человека, то увидим, что эта жизнь, хоть и благополучна, но бессмысленна. В древности все частные идеи человека были связаны с общими. В средн века всех объединяла вера. В новое время всех объединяла наука. А сейчас нет никаких идей, которые объединяют людей. Осталось только моя семья, моя жизнь, моя карьера. Жизнь не имеет никакой цели. То есть главн вопрос соврем филос-и – это не то, что первично и втооично, а вопрос о самоубийстве, о смысле человеч жизни. Но Камю приходит к отриц ответу – отрицание самоубийства. Нет никаких общих ценностей, но за их вычетом у соврем человека остается одна ценность - сам процесс человеческого существования – экзистенциализм. Это то, что должно удержать человека от трагическ конца. Камю описывает природу, любовь, взаимодействия между людьми.

Жан Поль Сартр. Осн произв-я: «Бытие и ничто», «Тошнота», «Экзистенциализм – это гуманизм».

Осн мысль экзистенц-ма: когда человек оказывается в ситуации равновесия выбора, когда со стороны ему никто не может помочь, и человек обречен на выбор, только тогда проявляется его собственное существование – истинная экзистенция. Мы боимся выбирать. Человек бежит от свободы выбора, т.к. он боится ответственности.

Сартр говорил, что экзистенция- это свободный выбор. Тот выбор между тем или иным способом потребления. Истинно свободный выбор – выбор самого человека, за который ты несешь ответственность, и которого избегаешь. Ложный выбор – это выбор между потребительскими рынками.

Мартин Хайдергер(1889-1970). Член нацистской партии. Осн произвед-е - это «Бытие и время».

Осн идея: главная проблема соврем философии – это проблема бытия. Человек утратил ощущения истинного бытия – проявляется в его бездомности. Т.е человек утратил ощущение родного очага, родного дома. А соврем человек – это турист. Даже если человек обладает большими средствами, тем не менее он бездомен, утратил ощущения истинного бытия.

Истинное бытие – «здесь бытие», бытие, которое рядом. А у современного человека – любовь к дальнему, он утратил любовь к ближнему, ощущение истин родного бытия. Он везде гость, и везде чужой.

Истинн бытие заключ-ся в единстве 3-х компонентов:

1)бытие в мире – единство субъективного и объективного. Чем больше человек субъективен, тем больше мир, окр предметы – объективнее. Человек относится к природе как к средству удовлетворений.

2)забегание вперед – человеческое бытие – всегда есть проектирующее бытие. Оновсегда есть нечто большее, чем оно является сейчас, и задача заключается в том, чтобы человек в этом забегании вперед не оказался рабом будущего. Единство прощлого, настоящего и будущего. Нельзя отрываться от прошлого и настоящего. Но при этом никто не против будущего.

3) Бытие при внутримировом сущем - способ отношения к окруж вещам, как к спутникам человека в конечном отрезке времени его жизни, как к близким, согретым теплом его истинного существования.

Неистинн бытие – человек относится к к вещам как к предметам потребления. При отсутствии истин бытия все люди(и близкие и. чужие) – другие, абсолютно посторонние. Кажд человек в св жизни робинзон – он других использует,. И им все пользуются.

Задача ист бытия преодоление ситуации тотальн отчуждения людей. Чем больше мы пытаемся искусственно оморалить мир, тем больше мы оказываемся далеки от истинного бытия.

Дорога к истинному бытию - это язык. «Язык-дом истинного бытия». К примеру, посмотрим на политиков – человек утратил норм язык, изуродовал его лживостью. Человек относится к слову, как к пустой бутылке, в которую можно налить любой смысл. Мы должны вернуться к истинному значению слова и престать рассматривать слово. Которому можно придать люб смысл и затем отказаться от него.

Если мы посм на слово гуманизм: гуманизм от лат земля, т.е человек явл-ся созданным из земли, и в конце жизни он уйдет в эту землю. Значение слова человек – это прах, который приложится к твоим предкам. Слово раньше имела одно значение, а сейчас – совершенно иное. То есть слово должно придти к конкр значению и обозначать бытие. Будущее бытия, экзистенции – революция в языке. Она нужна для того, чтобы в конкр слове выразить истин бытие. Абстрактное слово не может выразить истинность бытия.

Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

 

 

26.Современная философская герменевтика

Наука о понимании, истолковании текстов. Герменевтика являлась особым классической методом науки о языке, позволяющим осмысленно толковать памятники древней литературы.

В идущих от Вильгельма Дильтея (1833-1911, Германия) философских течениях кон. 19-20 вв. учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).

Ганс Георг Гадамер (р. 1900), немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. («Истина и метод», 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.

Гадамер создал теорию понимания.

Искусство и теория истолкования, имеющее целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грамматического значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с задачами научного исследования и издания классических текстов и развивается далее в рамках толкования “Священного писания”.

В 19 в. начинается развитие так называемой свободной герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. У Дильтея герменевтика превращается в специфический метод общих наук, призванный обеспечить понимание общих событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. При этом понимание противопоставляется объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона.

В 20 в. герменевтика постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур философии, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в философии герменевтики. Так у Гадамера герменевтика приобретает функции онтологии, поскольку «бытие, которое может быть понято, есть язык», социальной философии, поскольку понимание есть форма существования общественной жизни и «критики идеологии». Проблема понимания по Гадамеру и есть философия. Результатом оказывается замыкание философии в кругу языка, что роднит гермевтику с неопозитивистским анализом языка.

В рамках Франкфуртской школы (Ю. Хабермас) герменевтика как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка «средство господства и социальной власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. Процедуры герменевтик могут быть использованы в истории, юриспруденции и других науках, имеющих дело с анализом объективированных результатов сознательной человеческой деятельности.

Дильтей: герменевтика - связующее звено между философскими и историческими науками.

 

27.Философия постмодернизма: основные понятия и концепции

Постмодерни́зм (фр. postmodernisme — после модернизма[1]) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристикипостнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер[6]:

  1. Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман трактуют постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетическийэклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные чертыпостиндустриального общества.
  2. В трактовке Умберто Эко постмодернизм в широком понимании — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности»[7]).
  3. Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан,Ж.-Ф. Лиотар).
  4. Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).
  5. По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими какмиф.
  6. Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальномуполицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас (en)).

                             Отличие постмодернизма от модернизма

Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим[8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм — это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм — это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.

 

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом, философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаосаконцепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии, так же как и в культуре в целом, действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…»[10]. Поэтому постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью.

Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка.

При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

 

28.Основные этапы и характерные черты русской философской мысли

Русская философия, пожалуй, одна из немногих философий, которая носит ярко выраженный национальный характер, ставит во главу угла национальные проблемы и вопросы места и роли России в мировом философском процессе. Русская философия очень самобытна. Основные ее особенности таковы. 1. Русская философия является духовной наследницей византийской мысли. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама. 2. Русская философия почти всегда развивалась в недрах религии. Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. «Русская мысль, – справедливо писал В.В. Зеньковский, – всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли». 3. Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Она всегда отличалась глубоким и существенным религиозным интересом к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Сущность и специфика русского духа – в его соборности. 4. Русскую мысль традиционно тревожит проблема «правды», ибо в ней сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда – это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Правда для них – не только сфера разума, но и сердца. 5. Русских философов всегда интересовал поиск смысла истории, ответа на вопрос о месте России в мировом историческом процессе. Многие русские мыслители верили в исключительную роль России, ссылаясь на то, что она является единственной носительницей православного христианства. Ни в одной стране мира философы не уделяли столько внимания национальным проблемам. Русские мыслители искали «русскую идею» – идею, на основе которой можно построить и реализовать русский проект всецивилизационного масштаба. В вопросе о периодизации русской философии существует два основных мнения. Одни философы (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) считают, что самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России только во второй половине XVIII в. и начале XIX в. До этого времени, до Петровской эпохи, утверждают они, Россия не имела и не могла породить по причине своей отсталости собственную философию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются противоположного мнения. Они относят начало русской философии к X ‑ XI вв., непосредственно связывают ее истоки с принятием христианства. Так или иначе, в русской философии можно выделить два больших периода: период предфилософии, или период становления русской идеи, и собственно философский период. Исходя из этого, периодизацию русской философии можно представить следующим образом. 1. Период предфилософии (XI – XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. Под термином «древнерусская философия» следует понимать не сложившуюся теоретическую систему, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X ‑ XVII вв. Появление первых элементов философской мысли в Древней Руси, как свидетельствуют источники, восходит к именам Кирилла и Мефодия, которые известны главным образом как великие просветители славян. В самых ранних древнерусских списках «Жития Кирилла» (известны 48 списков), где излагаются взгляды Константина-Кирилла, автор подробно пересказал воззрения учителя на философию. На вопрос: «Что есть философия?» – Кирилл ответил: «Знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть образу и подобию сотворившего его». Наряду с кирилло-мефодиевским вариантом философствования в Древней Руси было известно и другое оригинальное направление – Киево-Печерское, основные идеи которого были изложены в Киево-Печерском патерике. По существу, это был первый тип иррационального философствования в Древней Руси. Патерик отошел от рационально-познавательных начал кирилловых философских традиций и был нацелен на мистико-аскетический идеал философствования. Подлинная философия понималась как «умное делание», которое якобы во всем превосходило «умные знания», т.е. «грубую» и «невежественную» философию. Настоящая философия отождествлялась с монашеством и аскезой, превосходством божественного откровения над слабым разумом человека. Существенную роль в распространении философских идей в Древней Руси сыграли Изборники, которые составлялись из сочинений византийских и греческих мыслителей. Так, Изборник Святослава (1073) включал около 200 глав из произведений более 20 авторов. В нем разъясняются такие понятия, как «сущность» и «естество», «различие», «имение», «количество», «отношение», «противоречие» и др. Изборник считается первым логико-философским трактатом в древнерусской литературе. На формирование русской философии оказывали влияние не только иностранные источники. Наряду с ними развивалась и отечественная оригинальная мысль. В литературных национальных памятниках XI ‑ XIV вв. («Повесть временных лет», «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.) приводятся не только интересные сведения из гражданской истории, но и наблюдения и размышления об особенностях, характере и своеобразии миросозерцания людей того времени. Рассматривая многие вопросы, в частности вопрос о происхождении Руси и русского народа, стремясь к объяснению причин тех или иных явлений природы, исторических событий, авторы пытаются осмыслить их философски, обнаруживают элементы рационально-теоретического мышления. Это особенно четко и ясно просматривается в работах первых выдающихся представителей русского православия и русской мысли Иллариона Киевского, Климента Смолятича, Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника и др. После освобождения от татаро-монгольского ига центр русской общественно-политической и культурной жизни переносится на север, где ведущую роль начинает играть Московское царство. В развитии духовной жизни этого периода русской истории заметную роль сыграли Иосиф Волоцкий и Андрей Курбский. Философские и социально-политические взгляды Курбского, последовательного приверженца православной ортодоксии и активного борца с еретическими течениями, сложились под влиянием учения древних, в частности Иоанна Дамаскина, Платона, Аристотеля, Парменида и др. Курбский примыкает к учению о разделении ума на «зрительный (созерцательный) и деятельный». Он переносит в русскую философию теорию о двух истинах. Его политические и историософские взгляды нашли наиболее полное отражение в знаменитой переписке с Иваном Грозным.

 

 

29.Философская мысль Беларуси: ее основные этапы, идеи и направления развития

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Предславы (Ефросинья Полоцкая), а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Климента Смолятича и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких авторитетных христианских мыслителей как Афанасий Великий, Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях отечественных христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира.

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (16 – 17 века) и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы, которые озвучивает западное Возрождение – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Наряду с этими проблемами отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, этико-правовых норм регуляции общественных отношений. Специфическими чертами белорусской философии эпохи Возрождения можно назвать следующие:

- не получил решающего развития принцип индивидуальной свободы (главным лейтмотивом белорусской философской мысли является идея о том, что человек должен служить общему благу);

-в отечественной философской практике доминирует идея права, как одного из основных институтов государственного управления;

-гуманистические идеи Ренессанса на Беларуси тесно связаны с идеями и практикой Реформации.

В целом ренессансный гуманизм на Беларуси отличает охват широких слоев общества, стремление преодолеть узкие рамки духовных элит (это объясняется, в частности, и тем, что стиль изложения, практикуемый белорусскими мыслителями эпохи Возрождения прост, ясен, доходчив, идеи же общеупотребимы и доступны).

Развитие философской мысли Беларуси 17 – нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Развертывались философские дискуссии между представителями разных направлений. Конец 18 – нач. 19 века связан со становлением практического естествознания и его философским осмыслением (М.Почебут, Ю.Мицкевич, Я.Снядецкий); анализируются проблемы познания (опыт, истина), методы научной деятельности, способы построения науки. Закат тенденций Просвещения в философской мысли Беларуси наблюдается уже в сер. 19 века, когда происходит смена духовно-нравственных ориентиров, связанная с вхождением в состав Российской Империи.

С середины 19 ст. в связи с увеличением количества этнографических исследований и ростом интереса к ним философская мысль акцентирует проблематику поиска национальной культурной идентификации, идеи национально-культурного возрождения (А.Мицкевич, Я.Чечот, У. Сырокомля, В.Дунин – Марцинкевич, Ф.Богушевич и др.)[4]. Наряду с западноруссизмом, отстаивавшим общерусские корни белорусов, великороссов и малороссов и не видевшим перспектив самостоятельного государственного развития белорусов, формируется идеология революционного демократизма, повышается интерес к истории Беларуси и белорусскому языку, впервые ставится вопрос о национально-государственном устройстве Беларуси.

Развитие отечественной философии в ХХ столетии во многом определялось социокультурным и идеологическими факторами, доминировавшими в разные периоды. Уже в начале ХХв. можно выделить три направления философской мысли Беларуси – религиозно-идеалистическое (представители этого направления не принимают революционных средств преобразования общества и считают, что обновление общества возможно только на религиозной христианской основе[5]), марксистское (разделяет взгляды легальных марксистов с их идеологией этического социализма), национально-возрожденческое (связано с формированием философских программ национального возрождения Беларуси[6]; опасности для отечества здесь видятся как в полонизации, так и русификации Беларуси – Н.Абдиралович, В.Самойла).

Современный период философского творчества на Беларуси связан с разработкой идей национальной самобытности белорусов, формированием четкой мировоззренческой позиции, включенности белорусов в мировую культуру и т.д. В целом, спектр современных отечественных философских исследований касается изучения методологии научной деятельности и исследований по философии науки (В.Степин), социологических исследований взаимоотношений общество-природа, техногенная цивилизация – человек (Е Бабосов), эстетической проблематики (Н.Крюковский) и мн. др.

 

30.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Онтология (от греческого «οντολογια») – учение о существующем, бытии вообще. В качестве самостоятельного раздела философии ее ввел Х. Вольф (1730 г.).

Здесь изучается: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время, качество, количество, мера, первоэлементы (элементарные частицы).

Цель ‑ поиск начала (начал), объединяющего(их) все вещи. Относительно каждой вещи прежде всего выясняется: что или кто это, где оно, когда, почему и откуда?

Основные формы бытия:

1) материя (независимое от человека и отражаемое им)

2) дух-идея (субъективная реальность).

При более детальной классификации выделяют следующие формы бытия:

1 ) бытие вещей, естественных процессов и состояний (онтология природы или первой природы),

2) бытие человеческих произведений, духовных и материальных (онтология культуры или второй природы),

3) индивидуальное бытие человека (онтология человека или антропология),

4) бытие социальное (онтология общества или социальная онтология).

Все эти формы тесно взаимосвязаны и бурно взаимодействуют. Вопрос «Что доминирует в этом взаимодействии?» – один из наиболее обсуждаемых философами. В частности для марксистов основной вопрос философии звучит так: «Что первично материя или сознание?» Отвечающие «материя» считаются материалистами, а отвечающие «идея, дух, сознание» – идеалистами.

Есть и такие мыслители, для которых важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия: для одних бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»; для других «все из ничего, бытие иллюзорно» и «чистое ничто – начало мира».

 

31.Понятие материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения – религиозного, естественнонаучного, мифологического и т. д. К формированию картины мира с позиций научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме является понятие материи («вещь», «вещество»). Впервые оно появилось в работах Аристотеля. Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла. По мнению сторонников философского материализма, мир – это движущаяся материя в различных ее проявлениях.

Понятие «материя» прошло три этапа в своем историческом развитии.

Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы». В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. д. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап. В эпоху Возрождения и особенно в Новое время преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя – это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.).

С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического, материя – это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

В настоящее время в философии сосуществует множество определений понятия материи. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятия материи следует взять следующее: материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Что касается строения материи, то современной науке известны два его вида – вещество и поле. Вещество дискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстверавномерно. Поле существует в разных видах – гравитационное,электромагнитное, биологическое и т. д. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма – особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.

Универсальные свойства материи:

1. Материи присуща объективность существования. Она существует вне и независимо от человека и человечества.

2. Неисчерпаемость материи означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.

3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.

4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов.

5. Материя обладает такими свойствами, как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материального мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.

Человек всегда пытался понять строение мироздания, выявить связи, которые существуют в мире. Благодаря ряду открытий в естествознании в конце ХIХ в., а также благодаря работам по теории общества К. Маркса, А. А. Богданова, М. Вебера философия стала рассматривать бытие как определенного рода систему. Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Такой подход позволяет выделить различные уровни и подуровни в различных структурах бытия.

Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить следующие уровни:

· неорганическая природа;

· живая природа;

· социум.

Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему.

Неорганическая природа – движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Идя от простого к более сложному, в неживой природе можно выделить следующие уровни: субмикроэлементарный – микроэлементарный – ядерный – ядерный – атомный – молекулярный – макроуровень – мегауровень (примером последнего могут служить планеты, галактики и т. д.).

Живая природа – различного рода биологические процессы. Она включена в неорганическую природу, но начинается с иного уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе – молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный – клеточный – микроорганизменный – тканевый – организменно-популяционный – биоценозный – биосферный.

В социуме также можно выделить уровни: индивидуум – семья –коллектив – класс – нация – государство – этнос – человечество.Уровни социума находятся в неоднозначных, в нелинейных между собой отношениях. В результате может сложиться представление, что в обществе господствуют случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.

 

32.Движение как атрибут бытия. Движение и развитие. Основные концепции развития.

Идея о необходимой св


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.